Anna Wiktoria German
Родилась: 14 февраля 1936 г., Ургенч, Узбекская ССР, СССР
Умерла: 25 августа 1982 г. (46 лет), Варшава, Польша
Анна Герман принесла на эстраду высокую вокальную культуру, превосходную дикцию, отличную филировку звука (с появлением певицы на советской эстраде, впервые, незаметно для многих в СССР появилось и такое понятие как «звезда», олицетворением которой стала сама Анна Герман!). Наделенная от природы тонкой музыкальностью певица не только профессионально и грамотно воспроизводит мелодию, она передает музыкальное содержание песни музыкальными образами...
Говорят, что талант — это умение удивляться. Иные считают, что талант — это труд, помноженный на настойчивость, упорство и терпение. Но талант — это еще и мужество, добавляют другие. В начале шестидесятых годов дошли до нас песни французской певицы Эдит Пиаф, чей трагический гений увековечен грамзаписью и нашей памятью. Вулканический, огненный темперамент певицы бился в её песнях, пронизанных горечью, тоской и отчаянием перед неизбежным. Вся её жизнь в искусстве — это неутомимая, нескончаемая борьба гордого одиночки за свое достоинство, радость, счастье, любовь. Певица жизнью и талантом своим боролась за право быть счастливой в этом жестоком и яростном мире. Эдит погибла в этой борьбе — не сломленная, не покорившаяся недугу, явив своей жизнью в искусство пример мужества и стойкости. Эдит Пиаф и Анна Герман... До определенного времени творческая судьба молодой польской певицы не вызывала никаких аналогий с судьбой знаменитой француженки. Если раньше имя Анны Герман означало большой талант, несомненный успех, то теперь о ней, так же как об Эдит Пиаф, нужно говорить, как о человеке несгибаемой воли, мужества, большой силы духа.
8 августе 1967 года певица попала в автомобильную катастрофу. Диагноз врачей был суров и не оставлял надежд на возвращение в искусство. Три года боролось певица со зловещей тишиной больничной палаты. Музыка, казалось, утраченная навсегда, медленно возвращалась в стены палаты нотными значками новых песен, которые начала сочинять певица. Мысль о том, что она не одинока, что люди интересуются её судьбой, груды писем из резных уголков Польши, Советского Союза, Канады, США, Италии, теплые сердечные слова — все это придавало ей сил в борьбе с болезнью, укрепляло мужество, рождало надежду. Особенно потрясло её письмо замечательного польского поэта-журналиста, отважного путешественника Леонида Телиги, которое он прислал из Африки: «Когда включаю магнитофон с записями Ваших песен, отступает страх, исчезает одиночество, тает тоска. Ваш голос — это целый мир, удивительный и прекрасный». Чувство горячей благодарности певицы к этому человеку выразилось в музыке песен, написанных на слова Л. Телиги. Ответом на бесконечную человеческую теплоту и признательность стала книга-раздумье «Вернись в Сорренто?», которую начала писать Анна Герман ещё в больнице. «Книга эта — нечто вроде открытого письма моим слушателям» — говорит певица.
Популярность Анны Герман — это, прежде всего, популярность «Танцующих Эвридик», песни, впервые прозвучавшей у нас в стране по радио в передаче «С добрым утром!». Этой песней юная студентка Вроцлавского университета, одна из многих участниц студенческого театра «Каламбур», покорила взыскательных слушателей и жюри фестиваля в Сопоте и получила золотую медаль.
Чарующий прекрасный голос — высокое чистое сопрано, строгая, лишенная броскости, манера держаться, скупая мимика, сдержанность жестов — все эти качества выгодно отличали исполнительскую манеру начинающей певицы от входившего в моду биг-бита, с явно выраженным стремлением их исполнителей «выкричать душу», неистовыми телодвижениями подчеркнуть ритм.
Анна Герман принесла на эстраду высокую вокальную культуру, превосходную дикцию, отличную филировку звука (с появлением певицы на советской эстраде, впервые, незаметно для многих в СССР появилось и такое понятие как «звезда», олицетворением которой стала сама Анна Герман!). Наделенная от природы тонкой музыкальностью певица не только профессионально и грамотно воспроизводит мелодию, она передает музыкальное содержание песни музыкальными образами.
Оригинальный и многогранный талант певицы не затерялся на музыкальном небосклоне среди прочих зарубежных «звезд». Он засиял ярким и ровным светом, неизменно принося людям тепло.
Через два года Анна Герман завоевала лавры на фестивале в Остенде, в Милане она была награждена призом «Оскар-Симпатия», ей рукоплескала публика США, Канады, Англии, любители эстрадной музыки в ЧССР. Итальянцы были покорены её искусством на фестивале в Неаполе, где она с триумфом выступала как исполнительница неаполитанских песен.
Анна Герман наделяет свою лирическую героиню душевной интеллигентностью, чувством собственного достоинства — редкими качествами, которые она сохраняет и в радости, и в горе. Главная актерская тема её творчества — тема добра, любви к людям, по-детски наивное удивление перед миром, стремление опоэтизировать все, о чем бы она ни пела.
Иногда в песнях Анны Герман проскальзывает грусть несбывшихся ожиданий и светлая печаль несостоявшейся любви, но в них не заметишь ни уныния, ни отчаяния. Анна Герман — польская певица и поэтому она привносит в свои песни ту особую, трудно определимую словами мягкую задушевность, которая отличает славянскую натуру, с её широтой и вечным славянским беспокойством.
Безукоризненный вкус, тонкая музыкальность певицы проявляются и тогда, когда она обращается к старинной музыке. Анна Герман прекрасно исполняет концертные арии XVIII века, выступала с сольным концертом, составленным из произведений Д. Скарлатти. Обращение к классике для артиста всегда является своеобразным экзаменом на творческую зрелость. Анна Герман заслужила похвалу мэтров музыковедения за прекрасную вокальную технику и историческую точность стиля.
Мир необъятен и прекрасен, нужно только верить в добро, уметь ждать любви, жить в ладу с людьми и самим собой — эти в сущности простые, но такие прекрасные истины утверждает своим искусством Анна Герман.
Журнал «СОВЕТСКАЯ ЭСТРАДА И ЦИРК» (№11, 1975).
Оценили 35 человек
60 кармы