Бриллиант русской cоветской культуры: К 105-летию со дня рождения Тихона Николаевича Хренникова

12 2221


105 лет назад, 10 июня (н.ст.) 1913 года, в старинном городе Ельце в многодетной купеческой семье родился будущий выдающийся композитор, пианист, педагог и общественный деятель Тихон Николаевич Хренников.

Он написал 8 опер, 5 балетов, 4 оперетты, 3 симфонии, 9 инструментальных концертов, музыку к 30-ти кинофильмам и к нескольким театральным постановкам, много произведений хоровой и камерной музыки.

По мнению многих любителей музыки (в том числе и автора настоящих заметок), опера как жанр искусства, с музыкально выраженным трагическим накалом страстей, умерла вместе с Чайковским и Пуччини. Потому и большинство опер ХХ века выдерживали один - максимум два сезона, а потом о них навсегда забывали. Но, удивительное дело, лучшие оперы Хренникова не сходили со сцены многие десятилетия. И главный секрет успеха его произведений, которые правильнее было бы назвать не операми, а музыкальными драмами, мелодрамами и комедиями, был в их необыкновенной мелодичности, близкой и понятной даже малоискушённому слушателю.

Ныне его опер на афишах не стало - не по музыкальным, а по идеологическим причинам, ибо общество сегодня совсем иначе расценивает роль революционеров (опера «Мать) или участников Тамбовского крестьянского восстания (опера «В бурю»). Как и у любого композитора, не все его творения равноценны, не все вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства, но вошли очень многие. И они продолжают с успехом идти на театральных сценах и звучать в концертных залах не только России, но и зарубежных стран. Его инструментальные концерты продолжают включать в свой репертуар лучшие скрипачи, пианисты и виолончелисты мира.

И, всё же, для массового слушателя более близки его песни. Их не так много, но какие это песни!

«Песня о Москве» («Хорошо на московском просторе...») из кинофильма «Свинарка и пастух», 1942 г.. Её первыми исполнителями были знаменитые актёры Л. Ладынина и В. Зельдин, а через 40 лет её столь же превосходно исполнили певцы А.Абдалова и Л.Лещенко.

«Песня друзей» («Дует ветер молодо во все края, до свиданья, школьная скамья...») из кинофильма «Поезд идёт на восток», 1947 г. Первые исполнители - популярные в 1940 - 50-е годы В.Бунчиков и В.Нечаев. Из этого же фильма: «Споём друзья, путь далёк - Дальний Восток». Наиболее известна эта песня в исполнении И.Шмелёва.

Целый букет песен из кинофильма «Верные друзья», 1954 г. «На лодочке» (Берёзы подмосковные шумели вдалеке. Плыла, качалась лодочка по Яузе-реке»), которую в фильме превосходно спели сами актёры, народные артисты СССР А.Борисов, В.Меркурьев и Б.Чирков. Песня «Верные друзья» («Шёл ли дальней стороною, плыл ли морем я, всюду были вы со мною, верные друзья»). Наконец, трогательный «Романс Лапина» («Что так сердце, что так сердце растревожено, словно ветром тронуло струну...»).

Не будем перечислять другие его песни, по большей части, тоже из кинофильмов: «В шесть часов вечера после войны» (1944), «Донецкие шахтёры» (1950), «Гусарская баллада» (1962) и т.д.

Но одну вспомнить обязательно нужно, потому что она - часть нашей истории, которую старательно предают забвению (или фальсификации) власть предержащие. На радио, ТВ и в концертных программах она никогда не звучит. Это - знаменитый в своё время «Марш артиллеристов» («Артиллеристы, Сталин дал приказ! Артиллеристы, зовёт Отчизна нас...»). Кстати, даже при патологическом антисталинисте Хрущёве «Марш» всё же звучал, правда, с заменой слов «Сталин дал приказ» на слова «точный дан приказ». Однако ничего, кроме конфуза, от замены не получилось: военный приказ, по определению, не может быть неточным. Ныне, чтобы не конфузиться, «Марш» просто не исполняют.

Самой яркой отличительной чертой песен Т.Н.Хренникова, человека большой доброты, исключительной порядочности и веры в светлое будущее, была жизнерадостность. Даже в самых лирических из них - «Колыбельной Светлане», «Московских окнах», «Романсе Лапина» отсутствует тоска, печаль и даже грусть: «Посажу я на Земле сады весенние. Зашумят они по всей стране. А когда придёт пора цветения, пусть они тебе расскажут обо мне» («Романс Лапина»). Уж на что был активным «ниспровергателем» советской эпохи режиссёр Э.Рязанов, и тот признавал: «Песни Тихона Хренникова были, есть и всегда будут верными и любимыми спутниками моей жизни». Ещё одной особенностью его песен, не заметной на первый взгляд, было изумительное оркестровое сопровождение, по богатству и сочности красок сродни симфонической музыке.

Он был не только композитором, но и блестящим пианистом (выступал с концертами и часто являлся первым исполнителем своих сочинений для фортепиано), и прекрасным педагогом (профессором Московской консерватории по классу композиции). Столь многогранную и насыщенную музыкальную деятельность он умудрялся совмещать с общественной работой: на протяжении 43 лет (1948 - 1991) возглавлял Союз композиторов (СК) СССР.

На посту председателя СК он много сделал для защиты своих коллег от незаслуженных гонений и возможных репрессий и, вместе с тем, всегда высоко держал планку советского музыкального искусства, ставя заслон какофонии в музыке (каковую авторы и либерально-космополитические музыковеды прикрывали красивым словом «авангард»). «Когда думаешь о Тихоне Хренникове, замечательном музыканте и человеке, не знаешь, чему отдать предпочтение, - его композиторскому дару, таланту пианиста или его неутомимой преданности своей общественной деятельности?» - писал французский композитор Андре Жоливе.

Когда разрушали СССР, он, человек сильного духа, не отрёкся, подобно многим, от своей родины и от своих убеждений. В своём последнем интервью («Я чист перед музыкой и народом», газета «Завтра», 27.09.2006) он говорил:

«Сталин, по-моему, музыку знал лучше, чем кто-либо из нас. Он постоянно ходил на спектакли Большого театра и часто водил туда Политбюро - воспитывал, так сказать, своих сотрудников. [...] Сталин был совершенно нормальный человек. С ним часто спорил Фадеев, мне один раз пришлось поспорить. [...] Вообще в СССР музыка, как в классической Древней Греции, была крупнейшим государственным делом. Духовное влияние крупнейших композиторов и исполнителей, формирующее умных и волевых людей, было огромным, в первую очередь через радио».

Тихон Николаевич прожил большую и яркую жизнь. Международным признанием его таланта было членство во многих зарубежных академиях искусств (в том числе в трёх итальянских) и многочисленные награды (в том числе медалью Моцарта ЮНЕСКО). Умер он 17 августа 2007 г., прожив 94 года и до конца дней сохранив ясность ума. Похоронен на своей родине в г. Ельце, во дворе дома, в котором он родился и который превращён в Дом-музей его имени.

    http://ruskline.ru/analitika/2...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • Это очень хорошая статья, автор! жаль, что только 2 балла удалось добавить!)) Вот оБ чем писать надо!
  • Тихон Николаевич, интересно ваше чисто творческое, человеческое, эмоциональное отношение к тому, что произошло, когда вдруг композиторы-братья из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии — из всех советских республик — стали неожиданно для вас иностранцами. Советский Союз прекратился для вас, так сказать, и на композиторском уровне. — Это был кошмар. В Советском Союзе существовали очень активные композиторские организации, которые помогали музыкантам и в творчестве, и в быту. Понимаете, я очень любил музыку своих коллег. Никогда не было никакой зависти, потому что была у меня своя творческая жизнь, которая развивалась нормально: все, что я писал, исполнялось — балеты ставились, оперы ставились, симфонии и фортепианные, скрипичные произведения звучали... Поэтому основное, что мной двигало в Союзе композиторов, — это интерес ко всему хорошему, ко всему новому, талантливому, что создавалось в то время, вне зависимости от того, где такие произведения были написаны. Всюду были мои близкие, очень близкие друзья. Бюджет нашей композиторской организации был тогда — 20 миллионов рублей в год. Это — колоссальная сумма для того времени. Мы строили дома, бесплатно давали квартиры — и не только в Москве, а и во всех республиках, организовывали Дома творчества, где композиторы жили, сочиняли, вместе с ними находились их семьи (плата за все была чисто символическая). Мы пропагандировали музыку, у нас были всюду отделы пропаганды, которые много денег тратили на организацию авторских концертов. Тогда, скажем, исполнение советской музыки вменялось в обязанность каждому коллективу — это было государственное распоряжение. И вдруг все закончилось. Я хочу рассказать, как это произошло. Здесь было предательство наших руководителей. Я считаю предателем партии и предателем народа Горбачева и его приспешников, которые специально устроили травлю советского искусства — вы вспомните конец 80-х годов — начало 90-х, когда со всей советской интеллигенцией расправлялись по указке свыше. Я не буду называть фамилии, все они известны. Что они сделали с Бондарчуком? Как они "размазывали" этот величайший талант! Им нужно было развенчать советскую интеллигенцию, которая мешала им делать гадостные дела по отношению к нашей стране и по отношению к нашему обществу. Это предатели! В этом я убежден абсолютно и бесповоротно! Я и на себе испытал предательство. Я ничего не делал дурного, моя совесть совершенно чиста и перед музыкой, и перед моими коллегами. Даже жалованье не получал в Союзе композиторов как генеральный секретарь — отказался, так как считал, что общественной работой нужно заниматься бесплатно и хлеб свой нужно зарабатывать профессиональным трудом, а не общественной деятельностью. http://zavtra.ru/blogs/1998-10-1381
  • СССР - эпоха настоящей высокой Культуры. Очень прискорбно, что сейчас вкус русского человека сильно испорчен похабным жидовским "блатняком", льющимся из всех эфиров.
  • "В Большом премьера новая В Большом народу нет. И опера хреновая, И матерный сюжет."- стишок советских времен про оперу "Мать"