• РЕГИСТРАЦИЯ
Путаник
10 октября 20:57 132 2 5.89

Почему в Венгерской Народной Республике рок-музыку культивировали, а в СССР запрещали?

Венгерская эстрада

Музыкальная субкультура Венгерской Народной республики в 60-е годы получила мощный импульс для своего развития при минимальном количестве запретов официальных властей. Такой свободой музыкального самовыражения могла похвастаться лишь социалистическая Югославия.

Мало кто знает, но рок-музыка в ВНР ещё в начале 60-х была отнесена идеологами местного коммунизма к фолку, что, в общем-то, для исполнителей из этой республики было справедливо. Если, к примеру, их лохматые ГДР-ские собратья Puhdys, Karat, Kreis, Prinzip, Pankow и т.д. «лабали» чистый прогрессив-рок западного образца (и очень часто на английском языке – для лучшей коммерциализации), то мадьяры зачастую «вплетали» в свои хиты элементы венгерской, австрийской, сербской и даже русской народной музыки.  

Locomotiv GT

Omega, Locomotiv GT, Syrius, KEX и другие «классические» группы легко узнаваемы по двум признакам – заковыристому мадьярскому языку и элементам музыкальной этники в песнях. При этом венгерские роковики тоже были склонны к коммерциализации своей музыки и не прочь продвигать свои хиты на Западе. Однако, первый вариант песни всегда исполнялся на венгерском, а уже потом его перепевали на английском. Пример? Да сколько угодно: омеговская «Девушка с перламутровыми волосами» (Gyöngyhajú lány) стала международным хитом, то же самое можно сказать о локомотивовских «Серебряное лето» (Ezüst nyár) или «Дама ночи» (Lady Of The Night).

Omega

В то время, как музыканты советских групп «Рубиновая атака», «Скоморохи», «Машина времени», «Воскресенье» и мечтать не смели о том чтобы записаться альбом на студии звукозаписи «Мелодия», их венгерские коллеги свободно выпускали виниловые диски, их концерты транслировали по общенациональному ТВ, они участвовали в различных рок-фестивалях, активно гастролировали в ВНР и за рубежом (не только соцлагерь, но и капстраны).

Как мне кажется, в ситуации с венгерским роком, просто звезды счастливо сошлись!

Во-первых - есть мнение, что появление в 60-х гг. в ВНР значительного количества качественных рок-групп (фактически мирового уровня) явилось следствием определенной идеологической мягкости Кремля «в качестве компенсации за вторжение» в 1956 году.

Во-вторых – кто-то убедил идеологов венгерского социализма, что «мадьярский рок» и не «рок» вовсе! А что же это звучит по радио? А это ритмичная молодежная фолк-музыка, помогающая жить и строить. А так как власть у нас – от народа, то и «фолк» вполне уместен.

В-третьих – мудреный язык прямых потомков гуннов никто из соседей не понимал. Антисоветскую пропаганду на нем сложно организовать, практически невозможно. О чем поют эти лохматые венгерские парни комсомольского возраста? Фиг их поймешь! Видимо, поэтому мадьярские рок-группы часто гастролировали в СССР и фирма «Мелодия» выпускала их альбомы.

В-четвертых – популярные венгерские коллективы работали в парадигме «и вашим и нашим». Например, в 1973 году Locomotiv GT не смог отказать «просьбе» Департамента агитации и пропаганды Центрального комитета Венгерской социалистической рабочей партии и записал рок-мюзикл, где описывалась мытарства молодых венгерских эмигрантов в Америке, а заодно критиковался капиталистический «образ жизни». И награда не заставила себя долго ждать – в следующем году коллектив отправился на… гастроли по США и записал альбом в одной из студий Лондона.

Хочется отметить, что в музыкальной культуре за «железным занавесом» образовался целый культурный пласт под названием венгерская рок-музыка 60-70 гг. И совсем не важно – почему это произошло? Важно, что явление имеет место быть! Хиты Omega, Locomotiv GT, Syrius, KEX, Hungaria, Skorpiо – очень даже свежо слушаются и сегодня! 

Отсюда

ПЫ.СЫ. Комментарий с источника:

alex zorg

Ну много фантазийных выводов конечно, я зря купился на заголовок заинтригованный что щас откроются гробницы Тутанхомонов... Илеш были фактически первыми и играли бит, очень душевная группа была. Далее Омега прорвавшаяся первой из соцлагеря еще в 60-х за пресловутый "железный занавес" и вернувшаяся после Лондона с купленной б/у аппаратурой Флойдов. Сильно слушается и по сей день, со своей аурой. Локомотив уже отколовшаяся от Омеги первая супергруппа. По прежнему люблю слушать их и сольники Прессера, никогда не забуду их концерт в 80х, просто ураганный драйв был и непонятный язык который все меломаны ругали шел сразу лесом. Помню выпуск "Голоса Америки" по року в странах социализма. Там главными были Немен с СББ от Польши, и куча венгров. Все верно, так и было. Венгерский рок был глотком на волне наших всяких запретов, выставки венгерских пластинок в "Мелодии" каждый раз вызывали адский ажиотаж. Но проблемы и у венгерских рок-групп были, недавно перечитывал интервью с тем же Прессером. Да и пели многие из них далеко не фолк. Это чуть позже уже из Илеша братья Серени создали "Фонограф", и пошла сильная фолк-волна, именно фолковой рок-музыки. Пели тоже далеко из демократов по английски - тот же немецкий Пудис мутил мозг своим комсомольско-немецким. Мне кажется главный ответ на вопрос "почему" заключался прежде всего конечно в идеологии и работе местного комсомола с молодежью. Пока у нас в "Ровеснике" устами Троицкого ругали Цеппелинов, венгерский "Мадьяр Ифьюшаг" бодро радостно выбирал свою первую супер-рок-группу... Похожая ситуация, к слову, была одно время в нашей Литве, я жил там тогда. Рок-фестивали, рок-марши... Легендарная ныне организация "Центрас" которая там все творила (не забывая и к нам потом завозить разный экзотический народ) была создана комсомолом, наши лишь гайки им сильно винтили из первопристольной. Сохранил на память и кучу пластинок мадьяров, и подшивки того "Мадьяр Ифьюшаг", и вот еще книга у венгров в свое время выходила, "Энциклопедия венгерского рока", успел купить, просто отличная.

Мой комментарий:

Мне посчастливилось побывать на концерте венгерской рок-группы "Фонограф", гастролировавшей в Ленинграде. Мы в то время были в Ленинграде на практике на заводе имени Козицкого. Мы там работали на конвейере по сборке цветных телевизоров "Радуга". Классное было время. Мы обследовали весь Ленинград и его окрестности, осмотрели, наверное, все достопримечательности. Ну и не упускали возможности посетить интересные концерты. Вот так я увидел и услышал "Фонограф". Концерт произвел прекрасное впечатление, такое, что мы с другом решили и второй раз пойти на их концерт. Вот такие вспоминания моей молодости.

  


Верю в Россию!

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Еще статьи от автора Путаник
    ПРОМО
    Ева Лисовская
    Вчера 20:01 1648 20.56

    Европа ждет запуск «Северного потока-2»

    В Европе растет потребление газа, поэтому странам ЕС без российского голубого топлива никак не обойтись, ведь им нужны стабильные и бесперебойные поставки. Именно поэтому политики Германии уже неоднократно заявляли, что «Северный поток-2» - это экономически выгодный проект, в котором европейцы очень заинтересованы. Это не связано с политикой, прагматичн...
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика