Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ: «ЗУБАСТЫЕ» ВОПРОСЫ И «БЕЗЗУБАЯ» РЕЗОЛЮЦИЯ

0 2134

АНФИМОВ С. В.

7 ноября в Санкт-Петербурге прошла Всероссийская конференция «Традиционные религии – за сильную Россию!». Не смотря на достаточно пафосное название, мероприятие получилось деловым и практико-ориентированным. В сложившейся «грозовой» обстановке, традиционные религии для России – один из важнейших духовных и этических ориентиров. Потому что рано ещё народам России приобретать «европейскую ориентацию». Не говоря уже о других «нетрадиционных привычках». Не впечатляет как-то опыт «мультикультурного» мира.

"Проходных" выступлений не было. Темы докладов конференции полностью соответствовали наиболее актуальным проблемам сегодняшней религиозной ситуации и политики.

ИСТОЧНИК ФОТО


«ЗУБАСТЫЕ» ДОКЛАДЫ…

     Стабильным и сильным общество может быть только в том случае, если ему есть на что опереться. На традиции, идеологию, религию. Традиционную религию. Именно поэтому на Конференции были представлены те религиозные конфессии, которые для народов России действительно можно считать традиционными. Примечательно, что организаторами мероприятия стали одновременно Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви и Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России.

     Среди соорганизаторов конференции как светские учреждения (например, Отдел по связям с религиозными объединениями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга и Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, и Комиссия Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений), так и некоммерческие организации (АНО «Центр этнорелигиозных исследований»).

     Вопросы, поднятые на конференции, можно было бы назвать чисто «академическими», если бы не ряд моментов.

     Во-первых, на пленарном заседании, с докладами о религиозной ситуации в регионе и стране в целом наряду с представителями РПЦ (лично Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского владыки Варсонофия) и светской власти, выступили представители ряда конфессиональных объединений Санкт-Петербурга: еврейской религиозной общины (председатель Марк Грубарг), буддийского дацана «Гузэчойнэй» (настоятель Буда Бадмаев), Армянской Апостольской Церкви (Викарий главы Российского и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви Северо-Западной части России Погос Варданян).

     Во-вторых, сами по себе темы отличались направленностью на рассмотрение вопросов религиозной составляющей перспективных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации в краткосрочной перспективе.

    Так выступления открыл темой о предпосылках радикализации религиозной ситуации на Ближнем Востоке муфтий, председатель ДУМ Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона Равиль Панчеев. Учитывая нарастающие интересы РФ в этом регионе, тема была выбрана почти провокационная. Тем не менее, Равиль Джафярович предложил участникам собственное видение проблемы, базирующееся не только и не столько на теоретических материалах, сколько на материалах непосредственного общения с представителями конфессии.

     Продолжил работу конференции доклад Митрополита Петрозаводского и Карельского Константина с подробным разбором религиозной ситуации на Украине. Учитывая, что сегодня ситуация на Украине накалилась настолько, что президент Украины Пётр Порошенко потребовал от священнослужителей Русской Православной Церкви – покинуть Украину, ситуация идёт к настоящей религиозной войне, так что доклад владыки Константина был не только актуален, но и подкреплён аргументами из жизни…

     На этом фоне довольно бледно выглядел доклад профессора ВШЭ, Председателя Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосифа Дискина: «Светское государство и духовные опоры нравственного развития». Пока в Российской Федерации не появится государственная идеология, высказанные идеи о «духовно – нравственных опорах светского государства» выглядят повисшими в воздухе без опоры. Словом, получилось крайне неубедительно.

    Куда более убедительным выглядел доклад профессора кафедры социологии и религиоведения Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Александра Прилуцкого, посвящённый теме религиозной идентичности, как одного из инструментов формирования сепаратистских идеологий на территории России. То есть – практике использования религии для формирования идеологии, предписывающей деятельность по разрушению России, как единого государства. Фактически, многие из тезисов доклада применимы на практике в условиях Поволжья (например, в Республике Татарстан), а также – в Северо-Западном регионе, и других регионах РФ.

На конференции представители традиционных конфессий России легко нашли общий язык...

ИСТОЧНИК ФОТО


   Тему потенциала религии, как консолидирующей силы общества продолжил в своём выступлении и муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашии Альбир Крганов. Вопрос он предложил рассмотреть на примере духовного потенциала исламского сообщества России. Однако его выступление носило скорее «умиротворяющий» характер, серьёзно контрастируя с докладами предыдущих ораторов.

    Актуальную тему раскрыл в своём докладе руководитель рабочей группы ОПРФ по медиации межнациональных и межрелигиозных конфликтов, директор АНО «Центр этнорелигиозных исследований» Александр Пелин. Объектом его рассмотрения стали угрозы стабильности общества, исходящие от бесконтрольного применения квазирелигиозных (псевдорелигиозных) практик. Используя механизмы характерные для религии в сфере светских отношений, достаточно легко манипулировать сознанием как одного человека, так и группы людей. Об этом и иных рисках и был доклад Александра Пелина.

    Излишне теоретическим и оторванным от реальности выглядел на общем фоне доклад Директор Института социальных и этнокультурных исследований Николая Григорьева «Религия – источник мира и конфликта в постсовременности». Автор подготовил теоретическую справку, удобную для теоретических исследований, но мало применимую на практике.

    Куда более своевременно выглядело сообшение Заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока Восточного факультета Санкт- Петербургского государственного университета, Владимира Колотова. Рассматривая технологии создания управляемого конфликта на религиозной почве, автор достаточно подробно осветил задачи, которые инициаторы таких подобных манипуляций решали за счёт пострадавших от религиозных конфликтов геополитических конкурентов.

   Актуальную тему взаимодействия светского и духовного образования поднял в своём докладе Директор Института востоковедения РГПУ им. А.И. Герцена, Ректор Санкт-Петербургской Восточной Академии, Андрей Вассоевич. В сегодняшних условиях, когда и духовное и светское образование в Российской Федерации находятся не в лучшем состоянии, необходимо использовать все возможности для того, чтобы объединить усилия светских и духовных педагогов для преодоления развивающегося кризиса.

    Ближе к концу выступлений на конференции, вновь вернулись к рассмотрению подробностей религиозного кризиса на Украине. Сделал это доктор исторических наук, протодьякон РПЦ МП Владимир Василик, попытавшийся проанализировать возможные последствия антиканонического введения Константинополем «автокефалии» для раскольнической анафематствованной филаретовской «Церкви» на Украине. Обращает на себя внимание достаточно взвешенная позиция представителя Русской Православной Церкви, жёстко контрастирующая с истерическими заявлениями бандеровских политиков.

   Завершил выступления доклад Председатель Комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественной палаты Республики Татарстан, Олег Агапов. Доклад Олега Агапова носил выраженно прогностический характер: автор пытался проанализировать наиболее вероятные сценарии развития российского общества в будущем многополярном мире. Анализ был сделан на основе имеющих место фактов и оставлял место для дискуссии.

Формальностью работу конференции не назовёшь. А вот резолюцию...

ИСТОЧНИК ФОТО


…И «БЕЗЗУБАЯ» РЕЗОЛЮЦИЯ

     После выступлений работа конференции продолжилась за Круглым столом по теме «Религия и религиозность в постсоветской России» и рассмотрением исследования доцента Санкт-Петербургского государственного университета Елизаветы Родионовой, посвящённого исследованию религиозности среди жителей Санкт-Петербурга (социологический срез).

    После завершения работы конференции, её участниками была подписана резолюция. И вот она-то и вызывает главные вопросы.

    Первый пункт резолюции декларирует то, что «существующая в Российской федерации религиозная ситуация является стабильной и, в целом, бесконфликтной…». Такое утверждение выглядит в сложившейся ситуации как минимум – недостоверным. Назвать сложившуюся в России религиозную ситуацию «бесконфликтной» может лишь человек, не выходящий из кабинета.

     Второй пункт констатирует: традиционные религии являются важным фактором стабильности и устойчивого общественного развития. С этим спорить трудно. Даже – невозможно. Однако констатация данного факта сама по себе ничего не даёт. До тех пор, пока не будет разработана стратегия развития традиционных религий в России. Например, пока в российском правовом поле не будет сформулировано чёткое определение «традиционная религия», которого в данный момент в российских законах просто нет. А это даёт возможность претендовать на статус «традиционной религии», например, ряду неоязыческих групп. Во всяком случае – в глазах части общественности.

     Но такие вопросы в резолюции не затронуты.

     Третий пункт резолюции констатирует, что религиозные институты обладают высоким консолидирующим потенциалом. Однако в резолюции не содержится не только рекомендаций, каким образом использовать этот потенциал, но даже общих рекомендаций по его развитию и реализации.

     Четвёртый пункт резолюции выражает озабоченность тем, что ряд «безответственных политических сил» пытается использовать религиозный фактор для нагнетания политической напряжённости. Однако опять же далее констатации факта речи не идёт.

     К сожалению, в резолюции не отражены даже те рекомендации и выводы, которые были сделаны в докладах участников. Даже учитывая, что текст резолюции пишется заранее, целесообразно было бы ознакомиться с докладами исследователей и дополнить текст резолюции их наработками. Увы, этого сделано не было. В результате, прекрасная конференция, содержавшая ряд практически-значимых докладов завершилась принятием абсолютно «недееспособной» резолюции…

     В целом, анализируя прошедшее мероприятие, можно сделать вывод о том, что научные и духовные круги Российской Федерации сегодня как никогда активно пытаются решать реальные проблемы российского общества. Однако вместе с этим приходится признать, что в отсутствие государственной идеологии, российское общество идёт по пути клерикализации. Фактически, религия сегодня заполняет нишу, обусловленную наличием ограничений государственного вмешательства в идеологию страны, определёнными ст. 13 Конституции РФ, а также – пагубной политикой Министерства образования РФ, фактически уничтожившей функции воспитания в отечественном образовательном процессе. И продолжающей это делать до сих пор. Подобные конференции сегодня выглядят одним из немногих возможных ответов на указанные вызовы, если только ситуация не будет жёстко изменена «сверху» прямой политической волей руководства страны. 

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве
  • andersen
  • Сегодня 10:40
  • В топе

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...