Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

КРЫМ ВОССТАНАВЛИВАЕТ ИСТОРИЮ: КОСТЁЛ КЛИМЕНТА РИМСКОГО ИЗ КИНОТЕАТРА СНОВА СТАНОВИТСЯ ХРАМОМ

0 1017

СТЕПАН КАРПЕНКО

Католическая община в Крыму не слишком велика: принято считать, что на территории полуострова католичество исповедует около тысячи человек. Однако малочисленность общины – не причина отказывать верующим в возвращении храма. Поэтому 31 мая власти Севастополя официально передали римско-католической общине здание Костёла священномученика Климента Римского 1911 года постройки. Торжественная церемония передачи назначена на завтра, 3 июня 2018 года. Возвращения здания храма, успевшего при СССР побыть и радиоузлом, и кинотеатром, верующие безуспешно добивались от властей Украины 15 лет. Россия восстановила историческую справедливость намного быстрее.

Здание костёла священномученика Климента Римского. Уже не кинотеатр.

ИСТОЧНИК ФОТО: https://gdb.rferl.org/37BE375D-CC7C-49C7-A79E-890F7A04504C_w1200_r1_s.jpg


НЕ СМОТРЯ НА РАЗНОГЛАСИЯ…

         Безусловно, в российском обществе это событие может вызвать неоднозначную реакцию: зачастую деятельность римско-католической церкви идёт вразрез с интересами нашей страны, да и традиционной для России конфессией римско-католическую церковь назвать сложно. И методы «миссионерства» римско-католической церкви в 90-е годы ХХ века в России сложно назвать приличными. Одно только рейдерское образование на территории Российской Федерации своих епархий без какого-либо согласования с государственными властями РФ и Русской Православной Церковью 11 февраля 2002 г. чего стоит. Но при всём при этом…

          При всём при этом Российская Федерация – не Украина. И исторические права людей любой конфессии (если учение этой конфессии не признано судом экстремистским, а верующие конфессии соблюдают законы РФ) в России уважают. В соответствии с законом о свободе совести и конституционными правами граждан.

Священномученик Климент Римский. Четвёртый папа римский. Почитаем и католиками, и православными.

ИСТОЧНИК ФОТО: http://sdsmp.ru/upload/medialibrary/c28/c283274c60287458441beaa1c6932605.jpg


   «…ЗА СЧЁТ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ»

          Начнём с того, что священномученик Климент Римский (четвёртый папа римский) почитается как Римско-Католической, так и Православной Церковью. Жил Климент в I веке нашей эры и стал в конце своей жизни одним из первых проповедников христианства в Северном Причерноморье, за что и принял по преданию мученическую смерть в Херсонесе, будучи утоплен в море привязанным к якорю по приказу императора Траяна. Согласно преданию, на протяжении семи веков ежегодно море отступало на несколько дней, давая возможность верующим помолиться на месте гибели мученика. По преданию, около 861 года святые Кирилл и Мефодий вместе с херсонесским епископом Георгием (позднее, прославленным как Георгий блаженный) перенесли мощи священномученика Климента в Херсонесский храм.

         Разрешения на строительство костёла в Севастополе католическая община добивалась ещё со времён Николая I, который, помня о том, что в рядах русской армии служит немало поляков, исповедующих римско-католическую веру, к идее отнёсся если не благосклонно, то – с пониманием, но Высочайшее Разрешение дать не успел: началась Крымская война. Разрешение на строительство костёла было получено лишь на заре правления Николая II в 1898 году, когда для его получения требовалось уже лишь согласование с Министерством Внутренних Дел. В период с 1898 по 1900 годы такое разрешение было одобрено Министром внутренних дел Иваном Логгиновичем Горемыкиным, имевшим репутацию «законника» и не прислушавшимся, кстати, к противоположному мнению своего «товарища» (заместителя) Вячеслава фон Плеве, и затем – окончательно дано преемником Горемыкина – Дмитрием Сергеевичем Сипягиным, во многом положившимся на мнение своего предшественника. Предложением от 4-го декабря 1900 года за № 4091 Министерство внутренних дел уведомляет Севастопольского градоначальника о получении разрешения на постройку храма и на сбор добровольных пожертвований.

Так выглядел костёл после окончания постройки.

ИСТОЧНИК ФОТО: https://sevzakon.ru/view/istoriya_goroda_sevastopolya/9313/12024


ЗДЕСЬ ОТПЕВАЛИ ГЕРОЕВ…

         Судьба здания костёла священномученика Климента Римского достаточно драматична. Считается, что местом его постройки стал участок земли, приобретённый на сумму 2000 рублей севастопольцем Ю. И. Каминским. Это не совсем так: участок под строительство костёла Каминским действительно был приобретён, но – на ул. Большой Морской. Позднее, этот участок был продан и после добавления средств из добровольных пожертвований, был приобретён новый участок, ранее принадлежавший надворному советнику Тимофею Поленневичу на углу Новосильцевой площади и Театральной улицы.

         Архитектором стал Н. И. Третесский, военный инженер польского происхождения, а курировал строительство лично губернский архитектор А. И. Савинич. Последний в частности запретил использование «горючих материалов» при устройстве потолков, что сделало конструкцию более надёжной, но привело к сильному удорожанию строительства. Необходимо было 35 тысяч рублей, а Департамент духовных дел иностранных исповеданий располагал лишь 900 рублями. Сбор пожертвований на строительство костёла затянулся на пять лет и строительство начато было уже в «грозовом» 1905 году. За шесть лет до 1911 года здание костёла было построено до стадии, позволявшей проводить в нём богослужения. Однако башню и крышу здания достроить до конца не удалось. Колокольня располагалась во дворе и была сделана деревянной.

         Основной частью римско-католической общины в Севастополе стали военнослужащие римско-католического исповедания. Поэтому неудивительно, что ксёндзом нового храма стал бывший капеллан войск Одесского военного округа Франц Антонович Козловский.

          Первая служба в костёле оказалась сопряжена с трагедией: 18 апреля 1911 года в авиационной катастрофе погиб инструктор Севастопольской авиационной школы, легендарный лётчик России, штабс-капитан Бронислав Витольдович Матыевич-Мациевич. Легендой его сделал первый в истории авиации полет над морем, ориентируясь по стационарному компасу, установленному на аэроплане. Бронислав Матыевич-Мациевич (кстати, принадлежавший к партии эсеров) прославился ещё и тем, что в его машине совершил полёт также легендарный премьер-министр Пётр Аркадьевич Столыпин. Вместе со штабс-капитаном Матыевичем-Мациевичем погиб и его брат, мичман эскадренного миноносца «Мощный» - Станислав.

          20 апреля тела братьев были перевезены в свежедостроенный костел. Храм не смог вместить желавших проводить героев в последний путь, сюда шли люди разных вероисповеданий. В эти апрельские дни костёл священномученика Климента Римского стал символом единого горя севастопольцев и всей Российской империи. За гробами шли тысячи людей. На траурной церемонии присутствовала сестра погибших Анна Витольдовна. Телеграмму с соболезнованиями прислал лично Столыпин (тогда Пётр Аркадьевич не знал, что пережить Матыевича-Мациевича ему суждено на каких-точетыре с небольшим месяца). По завершении тела братьев Матыевичей-Мациевичей были отправлены с вокзала для погребения на родину в Волынскую губернию.

Бронислав Матыевич-Мациевич - легенда русской авиации. Костёл Климента Римского не мог вместить всех желающих попрощаться с героем.

ИСТОЧНИК ФОТО: https://upload.wikimedia.org/w...


ЕПИСКОП, «ПОДСТАВИВШИЙ» КАТОЛИКОВ СЕВАСТОПОЛЯ

         В 1917 году начинается массовая эмиграция из Севастополя. Значительная часть римско-католической общины покидает город. Упорядочить жизнь общины удалось лишь после того, как в 1922 году ксёндзом костёла священномученника Климента Римского был назначен ялтинский настоятель римско-католического прихода Матвей Матвеевич (Матиас) Гудайтис. Матиас Гудайтис с одной стороны показал себя серьёзным организатором (помог двухлетний опыт руководства литовской «земляческой» организацией Kiborsitile в 1918-1920 годах), но оказался втянут в политические игры епископа Пия Эжена Нёве.

           Епископ Пий Эжен Нёве, сыгравший роковую роль в судьбе Матиаса Гудайтиса и всей римско-католической общины Севастополя, отличался крайней политической нечистоплотностью. В 1923 году Нёве попытался назначить себя главой дипломатической миссии для установления дипломатических отношений СССР и Римско-католической церкви. Учитывая, что Ватикан, как государство ещё не был образован (это случилось 11 февраля 1929 года), а Рим находился во власти фашистской партии Бенито Муссолини, крайне отрицательно относившейся к СССР, советское правительство отнеслось к подобным предложениям весьма настороженно. В 1926 году, когда Нёве заявил о своём епископском сане и о праве рукополагать трёх епископов, это и стало последней каплей. Попытка представителя фашистского государства (а именно таковым Италия и являлась, как ни крути) вести на территории СССР политическую деяткльность вызвала резко негативную реакцию Совнаркома. Нёве приказали убираться из СССР в течение трёх дней. В этот момент за Нёве заступилось французское посольство. Органы госбезопасности СССР ограничились лишь требованием к Пию Эжену Нёве окормлять только французов. На что Нёве демонстративно наплевал. И в 1935 году «всплыло» то, что Нёве тайно провёл хиротонию (рукоположение в епископы) ленинградского священнослужителя Жана Амундю и присоединил к римско-католической церкви архиепископа Варфаламея (Ремова). Также всплыло и то, что Пий Эжен Нёве систематически собирал информацию о политико-экономическом состоянии ряда регионов СССР, имевших для советского государства стратегическое значение (в том числе и – Крыма). Во всём мире это называется «деятельность, не совместимая со статусом (в виде шпионажа)». Да ещё и с созданием сети «фигур влияния» (это сейчас есть красивое слово «фигуры влияния», а тогда это просто называлось разведсетью, и было недалеко от истины). Терпение у советского МИДа лопнуло и в 1936 году Нёве был вышвырнут из СССР во Францию. А вот те, через кого Нёве собирал сведения – остались.

           Среди тех, кто собирал для Пия Эжена Нёве информацию, оказался и Матиас Гудайтис. Судя по материалам следственного дела, ксёндз Матиас попал между молотом и наковальней: находясь в каноническом подчинении он не мог не выполнять прямых приказов епископа. Но с точки зрения любой страны мира, то, что он делал (систематический сбор политико-экономическом состоянии Крымской АССР и передача данной информации гражданину иностранного государства, подчинённому структуры, находящейся на территории фашистской Италии), до сих пор является шпионажем в пользу иностранного государства. И не только в России, но и в США, Италии, Великобритании, Франции и т. д.

           В 1935 году Матиас Гудайтис был арестован по обвинению в шпионаже, по приговору суда получил 10 лет. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Епископ Пий (Эжен) Нёве. Его политические игры стоили жизни ксёндзу Матиасу Гудайтису и храма - севастопольской римско-католической общине.


ПОДСТАНЦИЯ, СКЛАД, КИНОТЕАТР…

           Между тем здание костёла священномученика Климента Римского приходило в упадок, и в 1929 году заведующим столом религиозных культов и начальником административного отдела Севастопольского райисполкома в адрес общины было выдвинуто требование провести ремонт помещения, покрыть крышу, отремонтировать дорожку у главного входа, восстановить ограду и лестницы (пристроить ещё одну – пожарную), приобрести и установить противопожарное оборудование (огнетушители, гидрант) и др. Община не смогла выполнить эти требования и 1 ноября 1936 года президиум Севастопольского городского Совета вынес постановление «О ликвидации римско-католического костела и передачи помещения тресту Трансэлектро для трансформаторной подстанции». Постановлением президиума ЦИК Крымской АССР от 26 декабря 1936 года костёл был окончательно ликвидирован, как учреждение.

           В ходе военных действий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. здание костёла было сильно повреждено («Ведомость по состоянию разрушений города Севастополя» 1945 года указывает, что здание было разрушено на 50%). И после ремонта наскоро, было отведенно под склад Севастопольской кооперативной торговли (коопторга). В таком положении здание оставалось до 1958 года.

           В 1958 году началась реконструкция здания костёла под кинотеатр. К 1960 году кинотеатр «Дружба» был готов к эксплуатации и начал работу. Здание претерпело серьёзные изменения: появилась входная кубообразная пристройка, а в бывшей алтарной части строители разместили… общественные туалеты.

           Такая судьба выпала на долю не только костёла Климента Римского, немало и православных храмов по СССР были переоборудованы в конюшни, склады, кожно-венерические диспанцеры… Но от этого, безусловно, не легче.

         Когда грянуло «время перемен» римско-католическая община Севастополя надеялась на возвращение здания, однако этого не произошло. В 1993 году римско-католическая община Севастополя была воссоздана, но её претензии на здание костёла не получили поддержки украинских властей. До 2004 года кинотеатр «Дружба» продолжал функционировать, а затем – здание стояло бесхозным, постепенно приходя в аварийное состояние.

Что же ты сделала, война?

ИСТОЧНИК ФОТО: https://sevzakon.ru/view/istoriya_goroda_sevastopolya/9313/12024


ВОЗВРАЩЕНИЕ

          31 мая городская администрация Севастополя осуществила передачу римско-католической общине города многострадального здания костёла священномученика Климента Римского. Но торжественная церемония состоится завтра, 3 июня.

           Церемония обещает стать знаковым событием в жизни Крыма. Торжественную передачу здания планирует осуществить лично губернатор г. Севастополь Дмитрий Овсянников. В качестве представителя принимающей стороны планируется, что участие в церемонии примет глава душепастырского округа Римско-католической Церкви в Крыму и Севастополе Яцек Пыль. Кроме того планируется участие ялтинского хора римско-католической церкви.

            Примечательно, что эта церемония очередной раз доказывает лживость украино-бандеровской пропаганды, полтора года назад беззастенчиво утверждавшей, что костёл никогда не будет возвращён римско-католической общине, в здании по-прежнему будет функционировать кинотеатр «Дружба», а все богослужения католиков в Крыму будут проводиться под контролем ФСБ. Желающие читатели могут лично убедиться в наличии таких угроз и сравнить их с реальным положением дел: https://ru.krymr.com/a/2823448...

            Примечательно и то, что пока на территории Российской Федерации и российского Крыма учитываются интересы ведущих конфессий и демонстрируется толерантное отношение к верующим любых религиозных течений, на Украине в это же самое время продолжаются гонения на Русскую Православную Церковь (УПЦ МП). На Украине, которая за годы владения Крымом не решила вопрос о возврате здания костёла законным владельцам, администрация П. Порошенко пытается добиться автокефалии Украинской православной церкви Киевского патриархата и оказывает беззастенчивое давление представителей УПЦ Московского патриархата.

         Но Россия – не Украина. И поэтому 3 июня в 12.00 на площади Ушакова в Севастополе костёл священномученика Климента Римского снова станет храмом. Потому что так будет правильно.

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве
  • andersen
  • Сегодня 10:40
  • В топе

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...