Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Какое государство нужно русскому народу?

1 750

Оригинал

 Большинство комментаторов увидели в статье Владислава Суркова «Долгое государство Путина» только патрона:

«Через много лет Россия все еще будет государством Путина, подобно тому, как современная Франция до сих пор называет себя Пятой республикой де Голля».

Я же вижу в этом просто верноподданническое преувеличение. А суть – в другом.

Сурков сформулировал представления о государстве, которые вовсе не являются его изобретением. Они существуют с незапамятных времён, но в наши дни о них либо помалкивают, либо объявляют их реакционными и мракобесными. То, что многие нашли в статье Суркова какую-то шокирующую новизну, говорит о прискорбно узком историческом и философском кругозоре даже и т.н. аналитиков.

Так что же по сути сказал Сурков?

Каждый народ, как и каждый человек, имеет свой характер, свою роль и свою судьбу. Всё это нельзя ни выдумать, ни списать у соседа, словно двоечник контрольную – это можно только провидеть, понять, осознать, чтобы действовать в соответствии с понятым. Если человек хочет достичь успеха – он должен действовать по своей сильной линии, как говорят в соционике – науке о типах характеров. Неверно думать, что он может пойти в любом направлении и добиться чего угодно. Это не так.

Идя по ложному пути (для него ложному!), человек только попусту утомится, а то и лоб расшибёт. Каждый может вспомнить, как мучительно заниматься не своим делом, находиться не на своём месте, хотя бы и самом замечательном и для кого-то желанном и подходящем.

Точно так и народ – коллективная личность. У него тоже есть свой характер и предначертанная судьба. Что удаётся одному народу – недоступно другому, и наоборот. Хорошо для народа то, что приводит его к успеху, здоровью, бодрости и оптимизму. Признак ложного пути – тоска, хроническая усталость, болезнь и нежелание жить.

Когда наш народ в 90-е годы вступил на путь рыночных и демократических реформ, он стал физически вымирать – по миллиону в год. При этом массового голода не было. Отсюда естественный вывод: у народа (как и у человека) выбора-то особого нет. Нельзя выбрать «образ правления», как кофточку в универмаге; впрочем, и кофточка, как бы ни была хороша, может лично вам категорически не подходить. В этом смысле, как мне кажется, надо понимать слова Суркова об отсутствии выбора.

Государственность – это нечто на грани природного и социального. Люди могут воздействовать на свою государственность, но в определённых, не слишком широких пределах. Густав Лебон, дедушка социальной психологии, говорил: «Народы не властны в своих учреждениях». То есть даже заимствуя какие-то «хорошие» институты и формы государственного устройства, они обкатывают их, словно волна камешки в полосе прибоя, превращая во что-то либо декоративное и бездействующее, либо совершенно отличное от того, что пытались заимствовать.

Как узнать, какой образ правления, какие институты подходят для данного народа? Сегодня психологи учат людей, желающих достичь успеха в жизни: перво-наперво вспомните свой прошлый успех и опишите, что и как вы тогда делали, как жили, чем занимались. В жизни народа тоже были времена силы и славы, быстрого роста и влияния в мире. Вот и надо вспомнить, какой тогда был образ правления, какие институты, как вообще была организована жизнь.

Разумеется, полное копирование прошлого невозможно, но главное – остаётся неизменным, и это главное надо бы выделить и сохранить. Традиция – это неизменное в изменениях, говорил итальянский философ Юлиус Эвола. Если мы приложим эту мерку к русскому народу, то увидим, что наибольшей силы и славы он достигал в периоды крепкой монархической власти, будь то самодержавный царь или красный монарх Сталин. Это не политкорректно, но факт.

Такая точка зрения ведёт к «полной утрате интереса к дискуссиям на тему, какой должна быть демократия и должна ли она в принципе быть. Открылись пути свободного государственного строительства, направляемого не импортированными химерами, а логикой исторических процессов», –пишет Сурков. Любая форма государственного устройства не хороша и не плоха, она может быть подходящей данному народу или нет. Она народна или нет. В этом смысл народности из знаменитой формулы графа Уварова.

Кстати отец политической науки Аристотель считал демократию испорченным образом правления, очень трудно осуществимым. Монтескьё полагал, что демократия возможна только в малых сообществах.

Известный русский юрист-конституционалист Иван Ильин писал, что считать демократию универсально благодетельной формой государственного устройства простительно гимназисту старших классов, но уже студенту-первокурснику пора иметь более зрелый взгляд на вещи.

Вот это – главное в статье Суркова. Все остальное – бахрома и кружева.

Татьяна Воеводина

Дважды перечитал. 
Это критика статьи Суркова или личные наброски автора? 

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • Народ у Суркова не данный кем-то свыше, а глубинная данность, с которой надо считаться. Насчёт утомиться целым народом, ни прибавить. ни убавить. Её народ не более, чем тургруппа, вышедшая в неизвестном для всего остального мира направлении. У Суркова весь другой мир присутствует и даже противится непонятному извне этому движению народа. А Суркову всё понятно. Была русская история выживания, и она, и только она, поможет Путину и олигархам при строительстве не какого-то непонятного, а совершенно точно определённого русского государства. Вовне этой сурковской парадигмы только виселица для всех. Вопрос у Вас к читателям странный. "Это критика статьи Суркова или личные наброски автора?" Вы что влюблены, в политическом смысле, в этого автора? Иначе вообще, зачем он здесь?