Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Арабы, узбеки, таджики, китайцы и другие монголы.

14 3268

Года три назад на КОНТе бушевали споры о монголах, Тартарии и происхождении народов, напавших в составе войск Батыя на Русь и далее на Европу.

Страсти тогда кипели нешуточные. Я в  бои не  вмешивался, так как имел собственное представление о составе и происхождении войск завоевателей, не совпадавшее ни с одной из сторон.

 Потом эти страсти поутихли, и стало возможным  попробовать спокойно написать что то на тему – просто о монголах и их войске, что я и сделал тогда, еще в 2016 году. 

Разговор нападения на Русь не коснется, речь пойдет об этническом составе войск, и о том, почему их русские называли татары.

Я уже писал, что родился в Узбекистане и прожил там до 2003 года. Так вот, по роду своей деятельности мне пришлось изьездить сначала практически все области Узбекистана, правда, бывая только в крупных городах, а уже потом – практически все уголки своей области, Кашкадарьинской

Что это за область ? Названа так по названию реки Кашкадарья, она получается в результате слияния ряда рек, текущих с Гиссарского и Заравшанского хребта, проходит по всей области и уходит дальше, в сторону Бухары. Река интересна тем, что никуда не впадает – раньше она терялась в песках Сундукли, сейчас едва – едва доходит чуть дальше Мубарека – города на северо-западе области, так как ее воду на всем протяжении активно разбирают для целей орошения.

Область по своему периметру граничит с Самаркандской, Бухарской , Сурхандарьинской областями Узбекистана, на юге – с Туркменией, а в горной части, по северо-восточной, граничит с Таджикистаном.

В древности она входила в состав Согда, Согдианы, именно до этой территории дошли войска Александра Македонского во время своих завоеваний. В северозападной части область достаточно засушливая, тем не менее она населена уже с давних времен – например, территория Каршинского оазиса, где находится областной центр город Карши, заселена уже около 3 тысяч лет.

Вот примерный краткий обзор территории, однако, я буду вести речь об этническом составе населения этой территории.

Начнем с горных районов, граничащих с Таджикистаном и Сурхандарьей в северной и северо- восточной части области. Эти территории в основном заселены таджиками, говорящими на таджикском языке, имеющими обычаи таджиков мусульман, и в основном соответствующими по своему внешнему виду народу персидской группы. Однако в горах имеются места, где проживают голубоглазые русоволосые таджики, говорящие также на таджикском языке, являющиеся мусульманами и соблюдающие все обычаи таджикского народа.

Юго-западнее этих районов находятся населенные пункты, заселенные в основном узбеками – это район населенного пункта Гузар (для интересующихся – в этом населенном пункте в 1939-41 годах находился лагерь для пленных поляков. Они свободно выходили с его территории, и покупали продукты у местного населения, правда, покидать территорию населенного пункта не имели права. К сожалению, из-за свирепствовавшей тогда в тех краях дизентерии многие из них погибли, захоронены на расположенном там польском кладбище. Те, кто остались в живых, ушли потом либо с армией Андерса, либо вступили в польскую дивизию, воевавшую в СССР)

Севернее этих мест, от центра области до границ с Самаркандской, находится Чиракчинская степь, в которой живут люди, считающиеся узбеками, но резко отличающиеся от остального узбекского населения наличием монголоидных черт в их облике, причем именно из этих мест родом всем известный Тамерлан, который свои завоевания начинал с покорения Кеша (современный город Шахрисабз), расположенного севернее, и населенного как узбеками, так и таджиками. Шахрисабз – очень древний город, которому также около трех тысяч лет, по крайней мере , он упоминается во всех древнейших рукописях.

Центр области – город Карши. Название это переводится как «против», в другом варианте – «непокорный», Город неоднократно разрушался, потом восстанавливался на новом месте в том же районе. Причиной являлось то, что он находился на перекрестке торговых путей, идущих из Самарканда, Бухары, Кеша, Герата и других городов, в месте, очень удобном для отдыха купцов и перевалки товаров; караван сарай там существовал и верблюды ходили еще в пору моего детства.

Кроме того, по рукописям и легендам известно, что Карши к тому же был в древние и средние века этаким центром шпионажа, Берном своего времени. Своих резидентов там имели все государства, заинтересованные в делах региона, которые добывали сведения через проезжавших через город купцов и таким же образом передавали их свои властелинам. Нередко такие резиденты были двойными даже тройными агентами.

Население Карши в 50е годы состояло в основном (кроме приезжих из числа эвакуированных во время войны, а также до войны направленных на работу в Карши) из узбеков.

Наиболее интересен национальный состав северо- западных районов области. Там даже названия населенных пунктов говорят сами за себя, кроме того, часть населения , вместе с узбекским, говорит на своих языках, не свойственных этому региону, и имеют обычаи, резко отличающиеся от местных.

Так, в районе села Каракум находится кишлак Хитой, его можно даже найти на сервисе Google Earth ( там он называется Нtoj), который населен… китайцами. Я там последний раз был в 1982 году, тогда там располагался хлопководческий совхоз «40 лет ВЛКСМ». Впечатление такое , как будто попал в КНР – люди практически поголовно ходили в «китайских» френчах, лица типично китайские – круглые, плоские , с узкими глаза. Население округи этого кишлака, довольно значительного по размерам (по крайней мере тысячи три- четыре населения, плюс мелкие поселки в отделениях совхоза) живет довольно закрыто, обычно не выдают своих женщин замуж в другие населенные пункты и стараются не приглашать чужаков в дом, так что какие у них обычаи, сказать не могу.

Ближе к Карши, в районе пригородной железнодорожной станции Шайхали, находится кишлак Казаклы , в котором живут рыжеволосые узкоглазые люди, говорящие на узбекском языке с заметным выделение шипящих звуков, имеющие некоторые обычаи, отличные от узбекских.

Севернее этих мест находится зона расселения местных… арабов! Этот народ сохранил наибольшее количество своих обычаев, в том числе и язык, который, правда, не похож на язык ближневосточных арабов. Узбекские арабы живут в четырех районах, по всему северозападу области. Правда, я не уверен, что это действительно арабы – они более смуглые, чем ближневосточные, и с большим горбатым носом, с тюркским разрезом глаз, однако говорят не на тюркском языке (естественно, только между собой). Хотя их довольно много (практически 4 района области), они живут замкнуто, даже не впуская в свои кишлаки посторонних и малознакомых людей. Все дома в кишлаках выходят окнами во двор, а для гостей примерно в километре от него имеется «кишлак- спутник» для гостей, состоящий из так называемых мехмонхона – гостевых домиков, имеющихся у каждой семьи, зачастую оборудованных по европейски. Все мужчины, приезжающие в гости, не допускаются в кишлак, а живут в мехмонхона. Пищу для них готовят женщины в кишлаке, ее потом им доставляют дети хозяина дома- мальчики, или молодые мужчины – родственники. Занимаются кашкадарьинские арабы в основном овцеводством.

Южнее Мубарекского газоперерабатывающего завода живут карлуки (поселок Карлук) – тюркоязычный народ, хотя и похожий на узбеков, однако имеющие свои довольно экзотические обычаи.

Так, у них имеется институт … гражданского брака, в том виде, в каком он сейчас распространен у европейцев. Этот несколько необычный институт для мусульман заключается в том, что девушка без свадьбы идет жить в семью своего жениха и живет с ним как супруга, в течении оговоренного времени, при этом он выплачивает родным часть калыма. Если в течении него она забеременеет, молодые играют официальную свадьбу, жених выплачивает остальную часть калыма, и она становится его официальной женой, если же не забеременеет, он возвращает ее родителям, но выплаченная часть калыма остается у них.

Очень интересный кишлак есть в центральной части области, в районе кишлака Муглан. Называется он Касби, что в переводе означает «профессия». Жители кишлака говорят на узбекском и таджикском языках, но главное здесь в том, что они все – мастера разных профессий- гончары, кузнецы, резчики по дереву , и так далее. Среди них есть табибы – врачи, лечащие по старинным методам, причем что интересно, они отличают гепатит А от гепатита Б или С, проведя внешний осмотр пациента! Гепатит А они лечат, а в случае гепатита Б сразу говорят – он у вас в крови, я не могу вылечить (гепатит по узбекски – сарик, желтый). Есть там и так называемые «полчи» – предсказатели, ясновидящие, причем по рассказам моих рабочих- узбеков (у меня была бригада рабочих из этого кишлака), предсказывающие довольно успешно.

Но все таки основная специализация этого кишлака – изготовление основы для тандыра, которая представляет из себя высший пилотаж гончарного искусства. Представляет эта основа из себя огромный кувшин без дна, с гладкими внутренними стенками, который лепят из специальной глины, затем обжигают до красного цвета, и в таком виде продают.

Интересный факт – от города Касан до кишлака Ходжа Мубарек проходит старая Бухарская дорога, которая существовала сотни лет назад, неоднократно описанная в рукописях, вдоль нее примерно в 20 километрах от Касана находится кишлак Майманак, довольно большой. Там была школа, двор которой выходил прямо на дорогу, однако территория не просматривалась из за высаженных вдоль забора деревьев. Я много раз проезжал по этой довольно оживленной дороге, но как то раз, чтобы набрать питьевой воды , зашел в школьный  двор. И первое, что я увидел прямо у дверей здания – это смотревшего на меня Иосифа Виссарионовича Сталина , стоявшего  в полный рост, в натуральную величину. Естественно, это был памятник, стоявший там еще в 50 годы, и спокойно переживший и XX Сьезд, и многие другие.

   Он стоял там до самого 1990 года, не знаю, как дальше – последний раз я там был зимой того года. Памятник был на месте….

(Продолжение следует https://cont.ws/addpost/124910... )

Власти Подмосковья хотят запретить детям мигрантов проживать в России

Правительство Подмосковья выступило с предложением запретить детям трудовых мигрантов пребывать на территории РФ на основании патента родителей. Об этом пишет издание «Вести Подмосковья».Эта мера приз...

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Обсудить
  • Спасибо,очень интересно)
    • rst
    • 2 марта 2019 г. 22:47
    Да интересно, только не забывайте что у узбеков Тимур вместо нашего Ильи Мурамца, и про греков тоже не забутьте. (Греко-Бактрия)
  • познавательно, пишите ещё!
  • Памятник Сталину был в Часов Яре, ещё в 2013 стоял. Потом Майдан и наверное уже снесли...