Евреи в дореволюционной России.Часть 2.

20 3280

Начало https://cont.ws/@ralexd/136464...

Евреев впервые стали призывать в русскую армию в 1827 г. До этого они выплачивали рекрутский налог.

Однако немало евреев участвовали в Отечественной войне 1812 г. Известны имена евреев-разведчиков русской армии: Зелик Персиц, Захарий Фриденталь, Меер Марковский, Лейба Медведев, Гирш Гордон и др. 

Денис Давыдов вспоминал одного из своих улан, бердичевского еврея, который был награждён Георгиевским крестом, но не носил его, так как не был христианином.

Надежды российских евреев на улучшение своего положения после разгрома Наполеона не оправдались.

В середине 20-х годов XIX в. в правящих кругах России созрел план: «исправить» евреев и «приобщить их к русской жизни» путем привлечения к личному отбыванию воинской повинности. 

В августе 1827 г. был обнародован соответствующий указ. У христиан брали в армию по семь рекрутов с тысячи человек раз в два года, у евреев стали брать по десять рекрутов с тысячи человек ежегодно.

В отличие от других, евреев призывали в армию не с 18, а с 12 лет. Совершеннолетних определяли сразу же на военную службу, а малолетних – в батальоны и школы кантонистов «для приготовления к военной службе».

Повзрослев, они становились солдатами. Пребывание в кантонистах в срок службы не засчитывалось. Служба продолжалась 25 лет. Солдат терял связь с семьёй и прежней средой. Кантонистов, как правило, крестили, и они не возвращались в свои семьи.

 Офицеров поощряли склонять евреев к переходу в христианство. Для солдат- евреев устанавливались определённые ограничения: их запрещалось назначать в карантинную стражу, во вспомогательные роты и команды и т.п. Со временем военное начальство сообразило, что трудно ожидать усердной службы от солдат, которые знают лишь притеснения. 

В 1832 г. Николай I разрешил производить евреев в унтер-офицеры, но «лишь за отличия в сражениях против неприятеля». Через четыре года было разрешено награждать евреев за боевые подвиги военными орденами, ещё через год кабинет министров предложил дать право жительства в Николаеве и Севастополе престарелым родителям евреев-матросов, отбывающих там службу.

Однако государь наложил резолюцию: «Дозволять одним вдовым матерям».

С 1841 г. набор евреев в рекруты был увеличен в 5 раз. Солдатам-евреям было разрешено вступать в брак, но с условием, чтобы их дети зачислялись в кантонисты.

Процент евреев в армии был выше их доли в населении страны.

При обороне Севастополя, где евреям запрещалось жить, 500 воинов-евреев пали смертью храбрых. Им был поставлен памятник, уцелевший до настоящего времени. В 1856 г. кантонисты моложе 20 лет были возвращены родителям, а через три года на солдат-евреев было распространено право на бессрочный отпуск за 15-летнюю службу. Позднее евреям, отставным солдатам, было дано право повсеместного проживания в стране. В 1860 г. евреям разрешили служить в гвардии, в следующем году их начали производить в унтер-офицеры на равных правах

с христианами.

В 1874 г. при подготовке закона о воинской повинности Особое присутствие Государственного совета признало необходимым предоставить евреям право быть офицерами, мотивируя это тем, что «… по дарованию и умственному развитию, коими, бесспорно, обладают евреи, от привлечения их в армию можно ожидать только пользы».

Это решение осталось на бумаге. В 1875 г. высочайшим повелением было запрещено допускать евреев в военные училища, но они могли (теоретически, конечно) сдавать экзамены экстерном на офицерский чин при этих училищах. 

О реальности этого пути говорит то, что за все время в офицеры было произведено три еврея. В 1886 г. Александр III упразднил и эту возможность.

В истории русско-турецкой войны 1877-1878 гг. сохранилось немало эпизодов героических подвигов солдат-евреев. О некоторых из них писали в своих воспоминаниях генералы Черняев и военный министр Куропаткин.

В русско-японской войне принимали участие около 30 тыс. евреев, не считая трёх тысяч врачей. Даже антисемитская газета «Новое время» вынуждена была отметить героизм, проявленный евреями-солдатами во время этой войны: «…немало из них показали себя прекрасными, храбрыми и распорядительными солдатами.

Немало из них награждено Георгиевскими крестами… эти кресты давались не начальством, а присуждались самой ротой!». 

Солдат Иосиф Трумпельдор лишился в бою левой руки, но попросил разрешения остаться в строю. За храбрость и мужество он был награждён Георгиевским крестом и произведён в офицеры. Таких фактов известно немало.

Тяжелым бедствием для евреев стала Первая Мировая война. Военные действия происходили на территории Польши и Прибалтики, где проживали сотни тысяч евреев.

Многие евреи-солдаты проявили в боях с противником храбрость и мужество, были награждены орденами и медалями. В то же время в газетах появились статьи о сочувствии евреев немцам и австрийцам и т.п. Евреям даже ставили в вину знание языка идиш, что давало им возможность разговаривать с немецкими солдатами. 

В 1915 г. штаб верховного главнокомандующего сообщил о «вероломном предательстве» евреев в местечке Кужи Ковенской губернии, где местные евреи якобы помогали немецкой военной части. В отместку за эту «измену» немедленно были высланы 200 тыс. евреев из Курляндской и Ковенской губерний. 

Известие о «вероломном предательстве евреев» в местечке Кужи перепечатали столичные и провинциальные газеты, в России началась очередная антисемитская кампания. 

Вскоре выяснилось, что кужинская история является от начала до конца провокацией и «липой».

Реальное представление об участии евреев в Первой Мировой войне дают следующие цифры: в русскую армию было мобилизовано 400 тыс. евреев, на фронте погибли свыше 100 тыс. из них. Процент мобилизованных и погибших выше доли еврейского населения в общем количестве жителей Российской империи.

Во многих регионах России жизнь евреев была неустойчивой и опасной из-за периодически происходивших погромов.

 Слово «погром» вошло во многие европейские языки. Первый еврейский погром вспыхнул в Одессе в 1821 г. Затем в Одессе были погромы в 1859 и 1871 г. Сотни домов и лавок были разграблены.

После убийства Александра II прокатилась волна погромов. Они начались 15 апреля в Елисаветграде. 

По городу прошел слух, что евреев можно безнаказанно грабить. Из окрестных сёл на подводах стали прибывать крестьяне для дележа «еврейского добра». При бездействии полиции начался грабёж квартир и лавок. Как только войска получили соответствующее распоряжение, погром был быстро прекращен. 

Произошёл погром в Киеве и 48 местах Киевской губернии. Были погромы в Черниговской, Полтавской, Екатеринославской, всего в шести губерниях, в 150 населённых пунктах. От погромов пострадали также еврейские земледельческие колонии.

После погромов 80-х годов у многих евреев возникло желание эмигрировать из России. Первые 70 человек эмигрировали в США из Елисаветграда, затем несколько сот – из Киева, Кременчуга, Одессы. В 1903 г. произошел кровавый кишинёвский погром, во время которого, по официальным данным, погибли 50 человек и около 500 были ранены. 

Во время погрома в Гомеле в 1903 г. погибли 10 евреев. Здесь впервые в истории еврейских погромов в России была организована самооборона, которая сумела отразить натиск погромщиков.

В 1904 г., после начала русско-японской войны, были организованы 34 погрома, преимущественно т.н. «мобилизационных»: 16 из них - в Белоруссии, 12 – на Украине, 4 - в Польше, 2 – в Смоленской губернии. После опубликования царского манифеста от 17 октября 1905 г. вновь прокатилась волна погромов: в Одессе при попустительстве властей погром продолжался пять дней, погромы произошли в Киеве, Керчи, Симферополе, Евпатории и др. городах. В Херсонской губернии было 82 погрома, в Екатеринославской – 41, Полтавской– 52, Киевской – 41. Черниговской – 329.

В ряде мест погромщикам противостояли отряды самообороны, в некоторых из них участвовали рабочие, например, в Полтаве, Конотопе, Севастополе и др. местах.

В некоторых случаях погромщики встречали отпор со стороны крестьян. 

Самодержавные власти несут непосредственную ответственность за погромы. Там, где власти действительно стремились не допустить погромов, они быстро подавлялись. В других случаях происходило прямое потворство, попустительство, а иногда и прямое содействие погромщикам. Известно, что погромные листовки иногда печатались в охранке. 

Некоторые официальные представители администрации выражали своё сочувствие погромщикам, например, генерал Каульбарс, командовавший войсками в Одессе. Наиболее активных погромщиков иногда судили и приговаривали к наказанию, не соответствующему содеянному (убийства, насилия, грабежи и др.). Но властям и это казалось чрезмерным. 

Погромщики были помилованы. 

В течение многих лет происходила спекуляция на том, что основным занятием евреев в России является виноторговля и от неё зависит жизнь чуть ли не всего еврейского населения России. 

По имеющимся данным, в России в начале XX в. свыше 1,3 млн. евреев занимались ремесленным трудом. С членами семьи это 3-4 млн. чел., т.е. большинство еврейского населения.

В 1896 г. в России была введена винная монополия, и евреи это спокойно пережили. 

Массовую эмиграцию евреев из России в конце XIX в. пытались объяснить введением винной монополии. Такое утверждение содержится в упомянутой книге Солженицына. Оно не соответствует действительности. Эмигрировали не виноторговцы, а, в основном, ремесленники. Среди них было много портных. 

Не случайно в Нью-Йорке недалеко от порта, куда прибывали эмигранты, поставлен памятник– швейная машина «Зингер». С её помощью многие эмигранты зарабатывали себе на жизнь. Основная, если не единственная, причина эмиграции, – дискриминационный режим для евреев, установленный властями.

Евреи-эмигранты и их потомки сыграли в США заметную роль во многих отраслях промышленности, в науке, финансах, торговле. За счет эмиграции из России в конце XIX – начале XX вв. США приобрели около двух млн. полезных граждан. 

Россия из-за косности самодержавия их потеряла.

(Заключительная часть следует).

https://shtokman.livejournal.c...


Поперечный и диктатура

Сидел я такой, уныло рассматривал скучные новости в ленте, раздумывая, о чём писать. И тут товарищ Карнаухов в Телеграмме размещает на ночь глядя отрывок из выступления комика (или, как сейчас модно...

Начинается бум производства электроники на российских процессорах

С большим интересом послушал доклад Константина Трушкина, директора по маркетингу АО «МЦСТ», который он сделал в рамках конференции Elbrus Tech Day 17-го февраля 2021 года.Об этой конференции мало пис...

Раскрыт секрет возвышения Мишустина. Премьер, которому "не все равно"

55 лет исполнилось сегодня Михаилу Мишустину — управленцу, который превратил традиционно отсталую российскую налоговую службу в одну из самых передовых в мире и был неожиданно назначен в прошлом...

Обсудить
  • если Благин это прочитает, у него глаз от возмущения лопнет.
  • Вот такая русская справедливость
  • Бедный народный журналист, таких исторических сведений от не переживет... :joy:
    • gyx
    • 22 июня 2019 г. 18:21
    По сути, мы наблюдаем дискриминацию евреев. Что-то же лежало в основе этого явления...
  • :exclamation: :raised_hand: