Бесправие евреев в царской России, рост государственного антисемитизма толкали евреев к активному участию в революционном движении.
Известный историк академик М.Н. Покровский отмечал, что евреи составляли от четвертой части до трети организаторского слоя всех революционных партий.
Представители различных еврейских социалистических групп основали в 1897 г. «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» (Бунд).
В 1898 г. в Минске был созван первый съезд РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия). На нем, в частности, было решено, что Бунд войдёт в состав партии на автономных началах. В дальнейшем РСДРП раскололась на партии большевиков и меньшевиков, в деятельности которых евреи принимали активное участие.
Участвовали они также в партии социалистов-революционеров (эсеров), основанной в 1901-1902 гг. в результате объединения народовольческих групп. В конце XIX в. в России стали возникать сионистские партии и группы различного направления, целью которых было возрождение еврейского государства на его исторической территории.
В ответ на участие евреев в революционном движении реакция развернула погромную антисемитскую кампанию.
На рубеже XIX и XX вв. были сфабрикованы т.н. «Протоколы сионских мудрецов», составленные в виде материалов якобы существующего тайного еврейского правительства, которое стремится захватить господство над миром.
Впервые эта фальшивка была опубликована в газете «Знамя», издававшейся в Петербурге известным черносотенцем Крушеваном.
«Протоколы» были представлены Николаю II. Сначала он был в восторге и начертал: «Какая глубина мысли! Какая предусмотрительность! «Наш 1905 г. точно под дирижерство мудрецов» и т.п. Но, узнав, что специальное жандармское расследование установило подложность «Протоколов», приказал: «Протоколы изъять, нельзя чистое дело защищать грязными способами».
В 1913 г. судебными властями было создано «дело» по обвинению еврея, конторщика Бейлиса, в употреблении крови христиан для ритуальных целей. Впервые подобные обвинения против евреев были выдвинуты в Англии в 1140 г. и получили название «Кровавый навет», а восходят они к древнеримской истории, когда то же преступление приписывали ранним христианам.
Такие «дела» неоднократно возникали на протяжении веков и каждый раз позорно проваливались.
Дело Бейлиса слушалось в Киевском суде присяжных. Многие прогрессивные люди России выступили в защиту Бейлиса. На процесс приехал выдающийся русский писатель В.Г. Короленко. Он активно разоблачал черносотенцев, обращался к мировой общественности. Против черносотенцев и провокационного процесса выступали А.М. Горький, М.Ф. Андреева, Д.С. Мережковский, А.А. Блок, А.И. Куприн, С.А. Есенин, И.Е. Репин, В.И. Вернадский и др.
Забастовки и митинги против провокационного процесса состоялись на заводах в Харькове, Киеве, Юзовке и др. городах.
Ни один православный священник не дал заключения, устраивающего обвинителей.
Им пришлось выписать из Туркестана ксёндза Пронайтиса, который на процессе был изобличён как невежда в вопросах религии.
Присяжные, в основном, – простые украинские крестьяне, единогласно оправдали Бейлиса.
Несмотря на многочисленные ограничения и запреты, евреи играли заметную роль в экономической жизни России, особенно её западных районов. Согласно данным, которые приводит Солженицын, в 1872 г. им принадлежала четверть всех сахарных заводов и треть акционерных сахарных обществ. В 1878 г. на долю евреев приходилось 60 % хлебного экспорта. Ими были развиты лесная промышленность и лесной экспорт, а также мукомольная, кожевенная, текстильная, табачная, пивоваренная промышленность.
Евреи- промышленники занимались добычей угля, золота, нефти, строительством и эксплуатацией железных дорог, речным судоходством; они играли важную роль в финансовой системе страны. Но экономическая активность, хотя и имела определённое значение, коснулась, в основном, сравнительно тонкого слоя еврейского населения России (примечание А.Р - все евреи промышленники до этого крестились в православие).
Большинство евреев прозябало в городах и местечках черты оседлости в нищете и бесправии. Казалось бы, при таком активном участии евреев в экономической жизни страны власти должны были, если не оказывать им содействие, то, во всяком случае, не чинить препятствий, не ограничивать их права.
Но обычная человеческая логика – не для самодержавия. Трудно даже представить, какой громадный политический, экономический, нравственный ущерб нанесла России дискриминационная политика в отношении евреев. Известный администратор, генерал- губернатор киевский, подольский и волынский И.И. Васильчиков писал в 1861 г.: «ограничение прав одной какой-нибудь народности везде неминуемо обращается во вред целого государства».
В России некоторые евреи получили известность благодаря своему деятельному участию в политике, экономике, науке, литературе, искусстве, медицине.
Многие из них приняли христианство. К ним следует отнести вице-канцлера Петра Шафирова, руководившего внешней политикой при Петре
I. В финансах большую роль играли Николай и Людвиг Штиглиц. Последний был возведён в баронское достоинство. Его сын Александр был управляющим государственным банком, основал художественное училище в Петербурге.
Кое-кому из евреев удалось добиться высокого положения, не изменяя своей религии.
Среди них – финансист и общественный деятель Евзель Гинзбург. Он был учредителем банков в Киеве и Одессе. Е. Гинзбург стал бароном Российской империи. Сын Евзеля, Гораций, был одним из учредителей Археологического общества, финансировал институт экспериментальной медицины. Он был в числе основателей многих промышленных и финансовых учреждений, в частности, ряда золотых приисков.
В России были широко известны сахарозаводчики Бродские. В некоторые годы их заводы производили четверть российского сахара. Бродские развили широкую благотворительную деятельность: они финансировали строительство Киевского политехнического института, многих медицинских учреждений и др. Лазарь Бродский владел пароходством на Днепре. В 1897 г. ему было высочайше присвоено звание коммерции советника за «полезную деятельность на поприще отечественной торговли и промышленности».
Большой вклад в развитие русской культуры внесли художник Левитан, скульпторы Антокольский и Гинзбург, композитор Рубинштейн и др. Каждый из них, как и другие евреи, внесшие значительный вклад в развитие науки, культуры, медицины, заслуживает, чтобы о нём был написан отдельный очерк.
В 1915 г. евреям было разрешено свободно селиться повсюду в империи, за исключением столиц, сельских местностей, казачьих областей и района Ялты. Сделано это было вынужденно, так как страну захлестнул поток беженцев из прифронтовой полосы. Но это ещё не означало упразднения черты оседлости. Полиция продолжала задерживать в Москве евреев, не имевших здесь права жительства.
20 марта 1917 г. Временное правительство, «исходя из убеждения, что в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом», приняло «Постановление об отмене всех национальных и вероисповедных ограничений».
С этого момента законодательство бывшей Российской империи, устанавливавшее ограничения для евреев, перестало существовать, и евреи получили равные права с остальным населением.
Источник https://shtokman.livejournal.c...
Оценили 6 человек
13 кармы