Мистики в реалиях: тамплиеры

0 1643

Тамплиеры — орден мистиков или мистическая церковная организация. Ортодоксальные поначалу храмовники со временем преисполнились гностицизма и оккультизма и окунулись в торговлю и ростовщичество. Прекративший свое существование орден интересен уже тем, что не просто оставил глубокий след в истории, но и обернулся существующим и поныне масонством.

Про тамплиеров написаны горы книг, добротных и просто хороших. Но каждого, кто хочет изучить историю какого-либо вопроса, в наше время подстерегают две беды: когда информации мало или когда ее чересчур много. Когда данных не хватает, это все равно, что плавать в бассейне без воды или в мелкой луже. Когда воды — море, то, не умея держаться на воде, можно и утонуть. Тамплиеры — второй случай. Тут есть опасность не только захлебнуться — история засасывает как отменный водоворот.

Во-первых, когда говорят о военно-религиозных орденах Средневековья, часто не проводят различия между тамплиерами, госпитальерами, тевтонскими рыцарями, рыцарями Гроба Господня, Родоса, Мальты, Калатравы и других. Некоторые из этих образований (орден меченосцев) стремительно промелькнули в истории и пропали, другие, как Мальтийский орден, благополучно дожили до наших дней. В отличие от госпитальеров и рыцарей Тевтонского (Немецкого) ордена, храмовники просуществовали относительно недолго — около двух столетий.

Точных сведений о дате основания ордена Храма (Ordre du Temple) у историков нет. Он появился в период с 1118 по 1121 годы. Правда, некоторые исследователи склонны называть конкретные даты, в частности, год, когда собрался Собор в Труа, одобривший желание девятерых французских рыцарей посвятить себя защите паломников в Святой Земле. "Бедные рыцари Христа" под предводительством дворянина из Шампани Гуго де Пейена (Hugo de Paganis или Hugues de Payns), о котором почти ничего не известно, кроме того, что он был уже немолод, посвятили себя служению пилигримам.

Однако вечное и неистребимое племя бюрократов существовало всегда и это "малое предприятие" девяти рыцарей не было бы зарегистрировано, если бы на горизонте не возникла фигура еще одного Гуго — графа Гуго Шампанского (Hugues Ier de Champagne). Этот достославный аристократ, по мнению части историков, вполне мог послужить связующим звеном между своим тезкой и святым Бернаром Клервоским (Bernard de Clairvaux), аббатом цистерцианского монастыря. Итак, на пути еще не возникшего ордена появляется первый в его анналах мистик.

Невзирая на свою любовь к отшельничеству, аббат Клервоский занимался общественными делами не за страх, а на совесть. Он принимал активное участие в решении политических и церковных проблем во всей Западной Европе. И хотя святой Бернар, по всей видимости, не являлся автором устава тамплиеров, возможно, тот был инспирирован именно им, поскольку между уставами цистерцианцев и тамплиеров имеется определенное сходство.

Зато из-под пера святого Бернара вышло подобие апологии тамплиерам. В переводе с латинского оно называется "Похвала новому воинству Храма", в котором сравнивает Божье воинство с рыцарством и приветствует вступление в ряды храмовников безбожников, святотатцев, прелюбодеев, убийц, клятвопреступников и всяческих злодеев. Кое-кто из исследователей доходил до предположения, что в качестве образца для своего сочинения святой Бернар взял Коран: и там, и там звучит призыв к священной войне. Однако Клюнийский аббат Петр Достопочтенный отправил святому Бернару латинский перевод Корана и историю Магомета лишь в 1143 году, поэтому их содержание вряд ли было известно Клервоскому аббату в 1128 году, когда он сочинял "Похвалу" рыцарям Храма.

За неимением времени не будем останавливаться на полных мистических символов и аллюзий тамплиерских знаках. Чего стоит один лишь черно-белый стяг храмовников — Босеан! О его значении, символике и переводе до сих пор ведутся дискуссии. Неоднозначно трактуются изображения двух рыцарей на одном боевом коне. Камнем преткновения в спорах ученых мужей стал и сам устав: он написан на двух языках, причем французский вариант смягчает строгости латинского вплоть до искажения содержания.

Задолго до окончания эпохи крестовых походов и возвращения тамплиеров в Европу орден претерпел метаморфозы, все более превращаясь из монашеского ордена сначала в военный, а потом и в финансовый институт. Свято место мистиков оказалось заполнено дельцами и торгашами. Внешне ничто не предвещало начало конца, но что-то бесследно исчезло, словно кто-то вынул из ордена Храма его стержень.

На процессе по делу тамплиеров прозвучали подозрения в истинной неподкупности одного из последних великих магистров на Востоке — Тома Берара (Thomas Bérard, или Béraud, или Bérault): "Орден Храма испортился именно в его магистерство".

Даже если учесть, что французский монарх Филипп Красивый стремился любой ценой уничтожить орден Храма и его последователей, трудно отделаться от мысли, что послушные ему слуги просто придумали множество шокирующих историй — про служение демону Бафомету, плевание на распятие, процветавший среди братии гомосексуализм и связи с исмаилитским орденом убийц-ассасинов. Казалось, члены некогда могущественного ордена поражены всеми мыслимыми и немыслимыми пороками.

Точно так же, как при рождении ордена тамплиеров явился мистик, появится он и на его закате. Последний великий магистр ордена Храма Жак де Моле (Jacques de Molay) сгинул в пламени костра 18 марта 1314 года. Перед лицом смерти у измученного пытками человека вырвалось проклятие, брошенное в лицо палачам. Глава ордена ростовщиков словно бы вспомнил о своих предшественниках-мистиках и прозрел, предсказав скорую гибель Папе Клименту V и королю Филиппу IV.

Пусть это всего лишь легенда, но оба действительно вскоре скончались. Более того, прах римского понтифика был развеян по ветру в 1577 году, когда папский мавзолей осквернили кальвинисты, а останки французского монарха из династии Капетингов выкопали и выбросили парижане во время Великой французской революции пять столетий спустя.

Источник новости

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...