Немного об истории развития медицины и здравоохранения

2 282

Люди болели и получали травмы во все эпохи, поэтому потребность как минимум в облегчении страданий, вызываемых болезнями и травмами, а как максимум в полном восстановлении функциональности организма после болезней и травм — была всегда во всех культурах.

Соответственно во всех обществах были люди, которые проявляли интерес к этой личностно и социально значимой проблематике, работали в направлении её разрешения, накапливали и осмысляли положительный и отрицательный опыт и передавали свои знания и навыки преемникам в новых поколениях, в результате чего во всех культурах возникало то, что ныне принято называть «народная медицина».

А некоторый уровень медицинской грамотности (включая и профилактическую составляющую) в пределах сложившейся традиции всякой народной медицины был социальной нормой, поскольку при отсутствии инфраструктур службы скорой помощи (включая и санитарную авиацию для экстренных случаев) и обширных малонаселённых территорий быстрое оказание профессиональной медицинской помощи было невозможно. В силу этого при возникновении проблем со здоровьем надо было для начала «продержаться» до прибытия знахаря-целителя к пациенту или до момента доставки пациента к целителю; а ещё лучше — уметь повседневно профилактировать надобность обращаться к целителю за профессиональной помощью.

Важно понимать, что все субкультуры народных медицин своеобразны потому, что с момента их возникновения они обусловлены природной средой, во взаимодействии с которой формировалась культура народа и его образ жизни. В частности, «фармакология» народной медицины основывается не на природонезависимых технологиях химического синтеза и биотехнологиях, а главным образом на биоразнообразии биоценозов региона проживания каждого народа, и отчасти — на минеральном сырье, доступном в этом регионе. Потому те снадобья, что создавались и использовались народной медициной в лесной зоне умеренного климата, невозможны в степях, в пустынях, в тропиках, за полярным кругом, на берегах морей и океанов. Там используются свои снадобья, производимые на основе местного биоразнообразия биоценозов и местного минерального сырья (грязи в Саки — лечебные, но они в Крыму, а не на Кавказе; на Кавказе источники минеральных вод — лечебные, но они на Кавказе, а не в Приладожье и т.п.). Поэтому в каждой зоне, обладающей физико-географическим и ландшафтно-биоценозным своеобразием, — своя специфика снадобий народной медицины и специфика народной медицины в целом.

И хотя традиции народной медицины были не всесильны1, но и в наши дни не следует пренебрежительно относиться к ним и их носителям в прошлом и в настоящем, поскольку субкультуры народной медицины были одним из факторов, благодаря которому ныне живущие народы исторически состоялись как народы. И традиции народной медицины во многих регионах до сих пор живы и имеют некоторые возможности для дальнейшего развития. Знахари-целители прошлого многое умели и не только в области фармакологии, но и в области хирургии и травматологии. Так археологи находили человеческие останки, относимые ещё к каменному веку, которые показывают, что люди жили довольно продолжительное время после хирургических операций, не простых и для нашего времени — ампутации конечностей, трепанации черепа (без рентгена, ультразвуковых исследований, компьютерной томографии), не говоря уж о правильно сложенных без рентгена и сросшихся после переломов костях2; говорить что-либо о полостных операциях в древности не представляется возможным, поскольку мягкие ткани без мумификации либо замораживания в ледниках или вечной мерзлоте не сохраняются, хотя, по мнению хирургов наших дней, полостные операции в ту эпоху были невозможны в силу технико-технологической необеспеченности их проведения и послеоперационного восстановления пациентов.

Причём в некоторых отношениях народные медицины прошлого были выше нынешней технико-технологической медицины. Так если возвратиться к анекдоту про врача и ветеринара, то опрос пациента во многих традициях был вторичен по значимости по отношению к тому, как целитель сам воспринимает пациента и его проблемы посредством своих собственных чувств и осмысления прочувствованного им лично на основе его собственного жизненного опыта и знаний, хранимых традицией. И это принципиально правильно, поскольку в одних и тех же симптомах могут выражаться различные по своим причинам болезни и внутренние травмы, а пациент может о чём-то не договаривать или что-то преувеличивать в силу субъективных особенностей его организма, культуры чувств, осмысления прочувствованного в себе, угнетённого болезнью или травмой состояния психики, психологического давления культуры и окружающих и т.п., а разобраться во всём этом без собственной высокоразвитой личностной культуры чувств целителя-знахаря и осмысления им воспринятого — невозможно.

Субкультуры народной медицины разных народов и региональных цивилизаций на протяжении многих веков (а подчас и нескольких тысячелетий) развивались изолированно друг от друга, и в условиях взаимной изоляции некоторые из них породили уникальные практики, не имеющие аналогов в культурах других народов. К числу такого рода практик, принадлежат:

японский точечный массаж «шиацу» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Шиацу), приверженцы которого утверждают, что он безмедикаментозно лечит почти всё, вплоть до пневмонии и некоторых разновидностей сахарного диабета;

китайские и иные восточно-азиатские школы иглоукалывания, которые тоже достигают ощутимых улучшений состояния или излечения пациентов во многих случаях, когда европейская медицинская традиция оказывается неэффективной;

на Руси — баня с парилкой, здравоохранительно-профилактические и оздоравливающие (медицинские) аспекты пользования которой ныне большей частью забыты.

И если рассматривать медицинские традиции, развивавшиеся в разных регионах планеты, то, — как это не удивит многих, — европейская медицинская традиция, которая со второй половины ХХ века практически безальтернативно доминирует в большинстве государств мира, включая Россию, в качестве единственной официально признаваемой многими государствами медицины, — не безальтернативна. Кроме неё были развиты и не искоренены полностью до настоящего времени глобализацией по крайней мере ещё две древних медицинских традиции:

Индийская, основанная на «Аюрведе»3.

Тибетская, с основами которой в России можно ознакомиться (но не освоить её) по переводу тибетского медицинского трактата «Джу-Джи»4 Петра Александровича Бадмаева (1851 — 1920)5.

Высокомерно смотреть на эти древние медицинские традиции (возможно, что уходящие корнями ещё в допотопную цивилизацию, предшествовавшую нашей) с позиций европейской медицинской традиции наших дней не стоит, хотя бы потому, что европейская медицинская традиция стала доминирующей не столько вследствие её превосходства над другими в дееспособности, сколько в силу политических причин: она — одна из компонент библейского проекта порабощения человечества от имени Бога, который до активизации большевизма в начале ХХ века был безальтернативным проектом глобализации.

Так П.А. Бадмаев в предисловии к переводу «Джу-Джи» на основе сопоставления обеих традиций, которыми он владел, пишет: «… то, что было известно врачам Востока еще в IV веке до н. э., европейцы узнали лишь в конце XVIII столетия». Далее по тексту он показывает, что на момент написания им перевода «Джу-Джи» были болезни, неизлечимые в практике европейской медицины, которые, однако, давно уже успешно лечились тибетской; что были болезни, которые европейская медицина лечила только хирургическим путём, а тибетская — терапевтически; что были хирургические операции, которые европейская медицина только-только начинала делать во времена П.А. Бадмаева, а тибетская медицина такие операции делала на протяжении уже нескольких веков.

Кроме того, и это главное, европейская традиция — в силу причин мировоззренческого характера, стоящих вне медицины и здравоохранения как таковых (об этом далее в разделах 4.1 и 4.2), — движется в беспросветно тупиковом направлении: она уже дала названия более чем 20 тыс. болезней6; накопила уйму фактов о строении и функционировании организма человека, его систем и органов, клеток различного функционального назначения и их органелл и продолжает их накапливать; развила и продолжает развивать технические средства диагностики и оказания помощи пациентам; создала более сотни тысяч препаратов, претендующих на роль лекарств (в России зарегистрировано около 70 тыс. разного рода снадобий, из которых далеко не все действительно что-то лечат, хотя рекламируются и их производство приносит прибыли фармацевтическим компаниями, но это — особая тема: те, кому она интересна, — могут «погуглить» сами и найдут много чего, над чем следует подумать). Кроме того европейская медицинская традиция породила уйму юридически обязывающих7 протоколов оказания медицинской помощи, многие из которых только затрудняют её оказание из-за бюрократических неувязок во взаимодействии разных подразделений системы «здравоохранения»8 либо потому, что клинический случай в силу особенностей пациента не укладывается в предписания протокола; либо они вообще никчёмны в конкретике ситуации (см. фото выше: часть черепа снесена, мозг разрушен, его ошмётки валяются на асфальте в луже крови… но надо соблюдать протокол и установить факт смерти по записи кардиографа, поскольку иначе потом бюрократы и юристы замучают)9.

И в российском сегменте интернета регулярно появляются публикации о том, как протоколы, положения других руководящих документов, распоряжения вышестоящего начальства соблюдались, но пациент умер или его здоровью был нанесён ущерб10, либо отказано в признании инвалидом11 именно вследствие соблюдения протоколов, положений руководящих документов, распоряжений вышестоящего начальства. И так же регулярно появляются публикации о том, что кто-то из медиков нарушил протокол, положения руководящих документов, распоряжения вышестоящего начальства, в результате чего пациент остался жив или был предотвращён ущерб его здоровью, а как минимум облегчены страдания неизлечимо больным, но в итоге — врачи были наказаны: получили выговоры, были лишены премий, уволены12, предстали перед судом и были осуждены. Этот античеловечный врачебно-бюрократический маразм — прямое следствие системообразующих принципов европейской медицинской традиции.

И за всеми этими реальными и иллюзорными достижениями европейская медицинская традиция, вследствие своей коммерционализации:

перестала видеть живого человека (как элемент различных взаимосвязанных друг с другом суперсистем: общества, биоценозов, техносферы, биосферы, ноосферы Земли) в конкретике проблем его организма и личности, она видит в пациенте:

не субъекта (человека), которому нужна помощь,

а объект того или иного — по своей сути организационно-технологического — воздействия, осуществляемого медперсоналом непосредственно, либо посредством медтехники и фармацевтики (см. карикатуру ниже) — к тому же на определённых условиях, вплоть до прямого или опосредованного принуждения граждан к оказанию им «медицинских услуг» на якобы добровольной основе13;

и главное — перестала понимать, что в нездоровой биосфере, при нездоровом образе жизни цивилизации человек, будучи их элементом, не может быть здоров и в силу этого обречён утрачивать здоровье и генетически запрограммированный биологический ресурс организма — и как индивид, и как биологический вид в преемственности поколений, в том числе и под воздействием европейской медицинской традиции, противопоставившей себя Жизни.

Как следствие европейская медицинская традиция ориентирована на то, чтобы:

быть коммерчески эффективной (а для этого люди должны быть в меру больны: т.е., чтобы они нуждались в оказании медицинских услуг, но могли бы работать и зарабатывать на нескончаемое лечение);

устранить симптомы заболеваний и их давление на психику пациента, а не на то, чтобы вылечить (оздоровить) пациента (этого она сделать во многих случаях неспособна по причине неадекватности научно-методологического обеспечения её деятельности — об этом далее в разделе 4.1).14

Русская традиция народной медицины у многих вызывает ироничное отношение, что является во многом результатом пропаганды реальных и мнимых достижений европейской медицинской традиции в нашем обществе, осуществляемой со времён Петра I по настоящее время при поддержке государства, а также политики подавления и искоренения «народного невежества». Но если посмотреть на Елену Малышеву в ежедневной программе 1‑го канала российского телевидения «Жить здорово!», то она сама стала вызывать скептически-ироничное отношение и к ней самой, и к европейской медицинской традиции, которую она представляет, и это — заслужено15.

Далее фрагмент, отделённый от основного текст звёздочками, посвященный тому, как нам видится древнерусская традиция народной медицины. Поскольку он носит бездоказательный характер (главным образом вследствие того, что документирование клинических случаев традициям народной медицины не свойственно), то те, кому он представится сказочно-несбыточным, по прочтении могут смело забыть о его существовании.

* * *

Если говорить о древнерусской традиции народного здравоохранения и медицины, как компоненты здравоохранения, то, судя по их остаточным проявлениям, дошедшим до наших дней, её скелетной основой были «загово́ры» и биополевое воздействие (биоэнергетика — «наложение рук» на пациента или на зоны нездоровья в его организме — в теле и биополевой системе). Всё это дополнялись фармацевтикой на основе растений, продуктов пчеловодства, воды и минералов, а также — поста́ми16 и физиотерапией, основными средствами которой были русская баня с парилкой, с отварами и настоями трав, которые подавались на раскалённые камни, с чаями и квасами в перерывах между заходами в парилку, и русская печка.

Отметим, что и баней, и печкой — надо уметь пользоваться как в аспекте здравоохранения, так и в аспекте физиотерапии в случае заболеваний и травм: но это особая тема — объёмом не на одну толстую книгу. Была и какая-то травматология, в которую входили и некоторые элементы хирургии (большей частью «военно-полевого» характера), хотя хирургии как специализированной отрасли, судя по всему, не было17.

И отношение к смерти было органично жизненным: Бог дал — Бог взял: в мудрости Своей, не всегда понятной нам, Он лучше знает, когда, кому и как родиться, для чего жить, когда и как умереть. Тризна, сопровождавшая погребение, включала в себя «магию», направленную на облегчение перехода души к другому способу её бытия, а в аспекте социальном — была праздником по поводу того, что ушедший в мир иной человек исполнил свою жизненную миссию и освободился от воздействия разного рода неприятностей этого мира.

Упоминание «загово́ров», биоэнергетики (биоинформатики) и постов в качестве скелетной основы русской традиции народной медицины может вызвать иронию у большинства наших современников, порабощённых медициной, но надо понимать, что: 1) личностная культура глубоко и полноценно осмысленной речи большинству из наших современников не свойственна, 2) они не различают своих настроений и не умеют осознанно-произвольно создавать настроение, необходимое для той или иной деятельности, 3) не чувствуют физики и биофизики (биофизику и биоинформатику собственного организма надо чувствовать, а целителям надо научиться чувствовать без вредных последствий для себя биофизику и биоинформатику организмов пациентов), 4) редко когда производят собственные мысли, 5) не отдают отчёта себе в том, что и как они излучают в окружающую среду посредством своих биополей.

Однако, представители знахарских кланов, будучи носителями иной личностной культуры чувств и психической деятельности, настаивают на том, что даже приступ аппендицита, если он не дошёл до начала необратимой перитонитной стадии18, безальтернативно требующей хирургического вмешательства и последующего применения медикаментов, можно остановить и повернуть его течение вспять «загово́ром», после чего здоровье можно восстановить фармацевтическими средствами и физиотерапией. Некоторые настаивают на том, что срок «клинической смерти» составляет около трёх суток, в течение которых «загово́рами» и биоэнергетическим воздействием можно вернуть человека к полноценной жизни при условии, что в организме нет катастрофических повреждений (утраты или разрушения органов, сверхкритической кровопотери и т.п.), не совместимых с жизнедеятельностью.

Поэтому прежде, чем осмеивать утверждение об эффективности «загово́ров» в качестве скелетной основы русской традиции народной медицины, представляющееся заведомо лживым или сказочно-несбыточным с точки зрения мировоззренческих ограничений европейской медицинской традиции и «само собой разумений» наших дней, всё же рекомендуем прочитать работу ВП СССР «Язык наш: как объективная данность и как культура речи», а также ознакомиться с исцеляющими настроями Георгия Николаевича Сытина19 и после этого подумать самостоятельно о мироустройстве, месте человека в нём и его взаимосвязях с Мирозданием и Богом — без оглядки на предубеждение «этого не может быть потому, что этого не может быть никогда».

Просто русская народная медицина (так же, как и тибетская, и аюрведическая) — порождение иной личностной культуры чувств и психической в целом деятельности20, которая искоренялась на Руси в течение последнего тысячелетия21.

Она проще и эффективнее, нежели медицинские традиции многих других культур, но с одной оговоркой — если Вы в своём личностном развитии достигли того, что Ваши слова и мысли могут оказывать желаемое Вами воздействие на течение событий, включая профилактирование заболеваний и травм, течение заболеваний и развитие последствий травм как у Вас самих, так и у других людей22. А достичь такого качества личностного развития в исторически сложившейся культуре нашего и других обществ — куда труднее, и это требует куда большего времени, нежели окончить медицинский вуз — с одной стороны, либо, с другой стороны — придти к представителю европейской медицины и потом съесть прописанные им снадобья, получить цикл инъекций или сеансов физиотерапии, либо подвергнуться хирургическому воздействию и последующим послеоперационным процедурам в надежде, что после этого произойдёт оздоровление23.

* *

*

Но здравоохранение в смысле, определённом в разделе 1, ни в одном из культурно своеобразных обществ не сложилось, и как следствие, не сложились и социальные структуры, несущие субкультуру здравоохранения. Причина этого — толпо-«элитарный» характер культуры всех обществ в нынешней глобальной цивилизации в целом:

Отношение «элиты» как внутрисоциального образования и её представителей персонально (за редкими исключениями) к представителям простонародья выражается во фразах типа «быдло: чего их жалеть? — бабы ещё нарожают», «человек простой: если умрёт, то и так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет»24 и т.п.

Удел простонародья в толпо-«элитаризме» в историческом прошлом — жизнь впроголодь и работа на износ; в настоящем — по-прежнему работа на износ, но жизнь впроголодь в «развитых» странах заменена на «жрите до отвала фальсификаты и заменители пищи, хотя почти все они гарантированно разрушают здоровье людей, в том числе и в преемственности поколений». В таких обстоятельствах представителям простонародья не до здравоохранения, которое требует правильного питания и жизненного уклада, в котором работа не убивает человека в сроки от нескольких месяцев до нескольких десятилетий.

«Элите», как может показаться на первый взгляд, здравоохранение необходимо, но реально во всех толпо-«элитарных» обществах «элита» — носительница тех или иных гедонистических субкультур25, целью которых является получение чувственных физиологических и психо-эмоциональных удовольствий, в том числе и в извращённой форме26. В паре «элитарных» потребностей «здравоохранение — гедонизм», гедонизм со своим нескончаемым перечнем вожделений удовольствий оказывается на первом месте, а требования здравоохранения, налагающие запрет на реализацию многих гедонистических вожделений, вольно или невольно игнорируются, хотя желание быть здоровым остаётся и «элитарий» готов платить бешеные деньги тем, кто обещает ему омоложение и исцеление от последствий подневольности гедонизму, чтобы он потом мог снова окунуться с головой в поток гедонизма27.

Со своей стороны клановая корпорация знахарей-целителей для обретения её участниками профессионализма нуждается в свободном от производственной (коммерческой) деятельности времени, но поскольку в толпо-«элитарных» культурах нет общественных фондов, из которых бы оплачивалась деятельность по обретению профессионализма и жизни знахарей-целителей, ставших на путь профессиональной деятельности, то корпорация знахарей-целителей в целом заинтересована в монополизации своих знаний и навыков, а своё существование обеспечивает за счёт предоставления платных услуг медицинского28 характера, изрядная часть которых носит разовый для каждого пациента характер (большинство травм) или эпизодический, т.е. повторяющийся у одного и того же пациента на протяжении его жизни (примером тому «простуды»). Поэтому, если на занятие другими видами деятельности для обеспечения собственной жизни у знахаря-целителя нет ни времени, ни сил, ни профессионализма, то он заинтересован в том, чтобы поток пациентов не иссякал, а его авторитет рос также и для того, чтобы поток пациентов интенсифицировался за счёт перехода к нему пациентов от прочих коллег. Для этого целителей-знахарей не должно быть слишком много, а их знания и навыки не должны быть в свободном общем доступе.

Соответственно этим особенностям толпо-«элитаризма»:

Становление здравоохранения в толпо-«элитарных» культурах невозможно ни для общества в целом, ни для каких-либо социальных групп в нём. Здоровыми на протяжении всей жизни в них могут быть только потомственные знахари, воспитанные в соответствующей традиции сызмальства.

И это — один из факторов, работающих на самоликвидацию толпо-«элитарных» культур, поскольку античеловечные культуры, представители которых упорствуют в своей неправедности и проистекающих из неё заблуждениях, должны исчезать по исчерпании Божиего попущения людям совершать разного рода ошибки.

Тем не менее, попытка создать здравоохранение (в том смысле, как этот термин был определён в разделе 1) имела место в СССР после Великой октябрьской социалистической революции в период до 1953 г. Однако процесс создания субкультуры эффективного здравоохранения к моменту начала ползучего государственного переворота, начатого убийством И.В. Сталина и Л.П. Берии и юридически завершённого принятием конституции РФ 1993 г., не успел войти в стадию необратимости достижений. Это обусловлено причинами социально-психологического характера29, а так же и тем, что господствовавшая в СССР европейская медицинская традиция (тем более в версии, подчинённой мировоззренческому диктату атеистического «мраксизма») не содержит в себе необходимого научно-методо­логического обеспечения построения и функционирования субкультуры здравоохранения.

Но всё же надо отдать должное: здоровый образ жизни в ту эпоху был одной из тем советской пропаганды; повсеместно строились общедоступные спортивные сооружения (стадионы, спортплощадки, водные станции, спортивно-технические базы разного профиля и т.п.); детей в детских садах и школах учили нормам гигиены; в обществе распространялись знания медицинского и профилактического характера; вводились нормы техники безопасности и осуществлялся государственный и общественный контроль за их соблюдением и соблюдением норм гигиены30; была создана и расширялась сеть санаториев и пансионатов при предприятиях31. Однако санатории и пансионаты в их большинстве (в силу дефективности научно-методологического обеспечения, свойственного европейской медицинской традиции) не смогли реализовать своё главное предназначение:

Главное предназначение санаториев и пансионатов — стать здравницами, т.е. школами здорового образа жизни, чтобы пребывая в них, люди не только лечились, но и могли прочувствованно-осознанно выработать навыки, позволяющие вести здоровый образ жизни после завершения отдыха в санатории или пансионате.

И кроме того, здоровый образ жизни — это одна из тем, которой должны уделять внимание как в аспекте теории, так и в аспекте обучения практическим навыкам, детские дошкольные учреждения и общеобразовательная школа.

___________

1 В каждом регионе, где смогли жить люди и сформировались субкультуры народной медицины, были заболевания, которые она не могла ни профилактировать, ни излечивать. Примером тому — широкое распространение трахомы, вызываемой заражением хламидиями, которая в Российской империи была наиболее частой причиной слепоты. См., например: https://sntat.ru/news/health/28-04-2019/eta-bolezn-ne-schadila-ni-muzhchin-ni-zhenschin-ni-starikov-ni-detey-pochemu-v-kontse-xix-veka-kazanskuyu-guberniyu-i-povolzhie-ohvatila-epidemiya-trahomy-5647173. Трахома как эпидемическое заболевание в СССР была ликвидирована только к началу 1960‑х гг.

2 См., например, по ссылкам: https://med-history.livejournal.com/28531.html; https://www.softmixer.com/2013/07/blog-post_5255.html; https://masterok.livejournal.com/3804471.html.

3 Аюрведа — переводится на русский язык как «наука о долголетии или знание, о том, как жить долго» (https://indiamagazine.ru/ayurveda/). Её возникновение относят к 4 — 3 тысячелетию до н.э. Название подразумевает, что она повествует не только о медицине (в смысле, определяемом в словаре Д.Н. Ушакова), но и о здравоохранении в целом.

4 Бадмаев П. А. Главное руководство по врачебной науке Тибета, «Жуд-Ши», СПб, 1903 (с предисловием П.А. Бадмаева по ссылке:

https://fictionbook.ru/author/petr_aleksandrovich_badmaev/chjud_shi_glavnoe_rukovodstvo_po_vracheb/read_online.html; PDF-файл переиздания наших дней без предисловия П.А. Бадмаева по ссылке: http://www.biblio.nhat-nam.ru/Zhud-Shi.pdf).

Как сообщает «Большая медицинская энциклопедия», «ДЖУ-ДЖИ (или Жуд-Ши, сокр. тибетское «четыре доклада») — древнетибетский памятник медицинской письменности; одна из частей книги «Существо целебного, трактат о сокровенных начертаниях восьми главных статей медицины». По преданию, первоначальный текст Д.‑д., написанный на санскрите, принадлежал Будде; действительным составителем и автором его был индийский врач Цо-Жед-Щон-Ну (6 в. до н. э.)».

Трактат «Джу-Джи» для подавляющего большинства людей, не принадлежащих к тибетской медицинской традиции, непонятен по той причине, что выражает иную культуру чувств. Т.е. для того, чтобы его понять, прежде того надо воспроизвести в себе соответствующую культуру чувств, мировоззрение, миропонимание. Без этого базиса «Джу-Джи» — книга ни о чём, либо книга о чём-то запредельном.

5 П.А. Бадмаев — крестник императора Александра III, жертва ВЧК: умер в лагере.

6 Особый вопрос: все ли она правильно диагностировала и описала? — ведь такой болезни, как «гипертония» («гипертензия») не существует, поскольку повышенное артериальное давление может быть вызвано разными причинами, т.е. некими органическими, физиологическими и психосоматическими нарушениями, которые либо не диагностированы как заболевания, либо о которых медицина имеет какое-то иное мнение, например, — это якобы «возрастные изменения» (об этом далее в разделе 5.1).

О диагнозе типа «возрастные изменения» есть анекдот:

Приходит старушка к врачу, жалуется — нога болит. Врач в ответ: Ну чего же вы хотите? — возраст берёт своё… Старушка в ответ: Доктор, но второй ноге столько же лет, однако, она не болит…

7 Можно подумать, что прокуроры, следователи и судьи, не имеющие за плечами не только собственной многолетней врачебной практики, но и медицинского образования, даже путём привлечения экспертов-медиков — спустя несколько дней, а то и месяцев, — на основании записей в истории болезни и показаний свидетелей и обвиняемых в состоянии судить о том, что реально произошло с пациентом, и насколько действия врачей соответствовали конкретике ситуации, соответствовал ли ей предписанный протокол лечения.

См. «Адвокат: Если уголовные дела против врачей возбуждаются, это не значит, что они преступники» (https://doctorpiter.ru/articles/23393/): «… в большинстве случаев я сталкиваюсь с тем, что они не могут адекватно расследовать «врачебные» составы. Следователи зачастую не умеют общаться с врачами-свидетелями, врачами-обвиняемыми и врачами-подозреваемыми. Часто не хотят и, к сожалению, не могут понять, с чем в расследовании они столкнулись, что пытается донести до них врач. При этом следователь прекрасно осознаёт силу своей власти и нередко, в зависимости от общего уровня своей культуры, охотно её демонстрирует, пользуется тяжёлым стрессом, который испытывает врач под вниманием правоохранительных органов. Врачи, как правило, интеллигентные люди, тоже не умеют разговаривать со следствием. Например, в одной из городских больниц погиб пациент, дело расследует транспортное следствие. Допрос лечащего врача. Вопрос: «Когда вы видели пациента последний раз?». Ответ врача: «Я проходил мимо реанимации, увидел, что у пациента — клиническая смерть, поучаствовал в реанимационных мероприятиях. У него восстановилось сердцебиение и дыхание, однако через 40 минут он умер». Следователь снова спрашивает: «Значит, пациенту стало лучше?» Врач не готов к такой примитивной интерпретации и не понимает, как должен отвечать: «В каком-то смысле лучше — сначала он был мертвый, потом стал живой». Следователь удовлетворенно записывает: «Состояние пациента улучшилось». А раз он потом умер, значит, состав преступления есть».

Всё это заставляет вспомнить анекдот:

ЮРИСТ: Доктор, перед тем, как начать вскрытие, Вы проверили пульс?

СВИДЕТЕЛЬ: Нет.

ЮРИСТ: Вы проверили кровяное давление?

СВИДЕТЕЛЬ: Нет.

ЮРИСТ: Вы убедились, что нет дыхания?

СВИДЕТЕЛЬ: Нет.

ЮРИСТ: Тогда возможно ли, что пациент был жив, когда Вы начали вскрытие?

СВИДЕТЕЛЬ: Нет.

ЮРИСТ: Почему Вы так уверены, доктор?

СВИДЕТЕЛЬ: Потому, что его мозги были в банке на моем письменном столе.

ЮРИСТ: Понятно... Но тем не менее — мог ли пациент ещё быть жив?

СВИДЕТЕЛЬ: Да. Возможно, что он был ещё жив и даже практиковал в области юриспруденции.

(В интернете утверждается, что этот диалог — реальный и был записан секретарём одного из судов в США, а потом был опубликован).

Было бы полезно ввести норму, что если тематика следствия лежит в сфере той или иной профессиональной деятельности, работа в которой требуют специальных знаний и некоторого опыта (такими являются медицина, транспорт, все отрасли экономики), то следователи и судьи обязаны иметь соответствующее профильное профессиональное образование и опыт работы не менее 5 лет в соответствующей сфере. Если это не обеспечено, то следователи, судьи, а также их начальники, поручившие им ведение такого рода дел, совершают преступление против правосудия. Некомпетентность следователей и судей в сфере того или иного профессионализма, в которой якобы следователи-универсалы и судьи-универсалы стоят на страже правопорядка, — одни из генераторов несправедливости и злоупотреблений, творимых «правоохранителями».

Мнение заведующего отделением анестезиологии-реанимации клиники "Медси" о работе в период пандемии COVID‑19: «Практически по каждому больному в реанимации врач должен заполнить бланк телемедицинской консультации. Отправить его куда-то, чтобы умные, неизвестные дяди из федеральных штабов, сидя в кабинете, указали ему, как правильно лечить больного. По сути, перепечатывая высосанные временные рекомендации Минздрава. Я даже знаю, что они напишут — калетра + плаквенил + тоцилизумаб + интерферон. Ребята, а ничего, что у вас даже в Москве тариф это не покроет, а долбанную актемру в РФ не купить?

После этого каждый день надо направить динамику по этому пациенту с указанием о выполнении рекомендаций. МГФОМС заявил, что проверит 100 % историй болезни с кодом U07. Тот самый МГФОМС, который вместе с мэрией и ДЗМ два месяца назад сказал, что не нуждается ни в федеральных, ни в частных учреждениях, и своих больных лечит сам, а через месяц сделал предложение "помочь Москве" с пистолетом у виска просимого. Минздрав и их региональные клоны не отстают — запрашивают отчеты по жалобщикам и умершим в онлайн режиме.

Росздравнадзор пошёл дальше — начал проверки на местах и затребовал немедленно предоставлять истории болезни всех умерших. Следственный комитет ждёт своего часа. Большая жатва намечается.

И пошла бумажная работа. Сотни человеко-часов уходят на это — печатаются липовые отчеты и истории с тоцилизумабом всем поголовно, сказки о лучшей в мире помощи, в точном соответствии с мудрыми рекомендациями Министерства. Все умершие были заинтубированы. Всем хватило места в чудесных реанимациях, сколоченных из говна и палок за неделю перепрофилирования.

Скучно. Скучно товарищам в кабинетах. Они ждут наших ошибок, чтобы поймать и унизить. Отчитаться и спихнуть вину. Получить награды и заработать денег» («Армен Оганесян: «Товарищи в кабинетах ждут ошибок врачей»: https://blog.newsru.com/article/27apr2020/vrachi).

И данные из источника со станции скорой помощи. Это — апофеоз бюрократизации и «оптимизации». Процесс госпитализации больного с подозрением на коронавирус бригадой скорой медицинской помощи может длиться 12 — 17 часов (реальные данные весны 2020 г.). Всё это время члены бригады одеты в костюмы биологической защиты: ни осуществить физиологические надобности, ни попить (хотя бы), не говоря уж о том, что могут быть другие больные, нуждающиеся в приезде бригады скорой медицинской помощи.

Т.е. это результат полной неспособности бюрократов и юристов эффективно управлять жизнью общества во благо — они доказали делом, что могут только вредить. Но «товарищи» в кабинетах ФСБ, Генпрокураторы, Следственного комитета не интересуются вопросом, кто создал эту систему «здравоохранения» и как их действия соотносятся со ст. 275 УК РФ, поскольку такой интерес создаст проблемы по службе, а улучшать статистику показателей «эффективной работы», прессуя под разными выдуманными предлогами профессионалов разных сфер деятельности, мешая их работе вплоть до её полного прекращения, — это надёжный и безопасный способ «служить» закону (а не народу) и делать карьеру.

8 Так в России специализированные онкологические клиники не вправе проводить самостоятельно некоторые исследования, поскольку пациент к моменту госпитализации должен иметь на руках результаты исследований, проведённых по его месту жительства. Но онкологи в ряде случаев сомневаются в достоверности результатов, видят неполное соответствие проведённых по месту жительства исследований своим потребностям в данном клиническом случае, а если имеет место скоротечное развитие болезни, то они нуждаются в новых исследованиях, поскольку данные прежних исследований успели устареть. Если такие дополнительные или уточняющие исследования всё же будут проведены в клинике, то они не будут оплачены в системе обязательного медицинского страхования. Назначившие их врачи будут иметь неприятности по административной линии — выговоры, лишение премий и далее по нарастающей. Поэтому исследования такого рода не проводятся, если пациент не может оплатить их из собственного кармана, хотя клиника имеет и технические и организационные возможности их провести в темпе оказания помощи пациенту.

Зато объём разнообразной бюрократической отчётности, сопровождающей процесс оказания медицинской помощи, но реально ненужной в деле, за последние два десятилетия многократно вырос.

9 В России официально зарегистрировано более 70 тыс. лекарств. Пользоваться этим арсеналом снадобий реально невозможно, поскольку ни один врач не в состоянии освоить всю эту номенклатуру и применять с учётом индивидуальных особенностей организма пациента и, возможно, — с учётом своеобразного течения его болезни.

Кроме того, инструкции по применению многих из них можно свести к одной фразе: «Принимать под наблюдением врача-реаниматолога не далее, чем в 5-минутной досягаемости отделения интенсивной терапии хорошо оснащённой больницы». Понятно, что фармацевтические фирмы, расписывая в инструкциях к препаратам статистически редкие жуткие побочные эффекты, таким образом профилактируют убытки по возможным судебным искам жертв их продукции и родственников жертв. Но всё же такого рода инструкции опосредованно подтверждают тот факт, что всем этим арсеналом снадобий ни один врач не способен пользоваться с заведомо предсказуемым, как минимум безопасным для пациента, результатом.

Наиболее широко известный случай такого рода — «талидомид», разрекламированный как средство для беременных, в результате чего в конце 1950-х — начале 1960‑х гг. в странах, бывших под властью фармакологии Запада, родилось более 10 тыс. детей без тех или иных конечностей либо с деформированными недоразвитыми конечностями и внутренними органами. Из них выжило около 5 тыс., а общее количество пострадавших от талидомида в мире составило около 50 тыс. См., например: «Талидомидная катастрофа» — самый яркий в истории пример последствий приёма непроверенных лекарств (https://scisne.net/a-1091). Но надо полагать, что это — наиболее вопиющий случай, а скандалы с менее яркими побочными эффектами «высочайших» лжедостижений фармакологии в последующие времена просто замалчивались и не выносились на публику.

10 «В Ишиме с поезда сняли юношу с муковисцидозом. У него лопнуло лёгкое. 17 февраля молодой человек с мамой выехал в Москву из Новокузнецка поездом. Ему нужно было пройти консилиум: после совершеннолетия больному перестали выдавать жизненно необходимый препарат «Кайстон» (https://72.ru/text/health/68979766/). В Ишиме его прооперировали и кроме врождённого муковисцидоза, усугублённого бюрократами от «минздрава», а также — самих бюрократов, его здоровью ничего не угрожает.

Муковисцидоз — нарушение функций желёз внешней секреции, влекущее выделение очень густой слизи в лёгкие, в желудочно-кишечный тракт и пр., которая не может выводиться из организма естественным путём и становится средой обитания для разного рода бактерий, включая и болезнетворные. Это заболевание генетическое, при нынешнем уровне развития медицины — пожизненное. Лечение муковисзидоза — тоже пожизненное и не дешевое. В России прекращён импорт ряда дорогостоящих лекарств от муковисцидоза, поскольку есть более дешёвые аналоги, которые не всегда эффективны в силу индивидуальных особенностей течения болезни у разных пациентов. Вследствие этого в России под угрозой оказались жизни нескольких тысяч больных человек.

Спрашивается: зачем надо было гнать неизлечимо больного пациента по достижении им совершеннолетия на консилиум в Москву, предварительно отказав ему в снабжении лекарствами, которые по факту имелись в наличии по его месту жительства? — и кто за это должен ответить: те, кто погнал больного на «консилиум» в Москву? либо те, кто придумал и утвердил этот потенциально убийственный регламент «оказания помощи»? либо и те, и другие — одни за то, что придумали и утвердили, а другие за то, что, оказавшись под его властью, не предприняли никаких мер к отказу от него и наказанию разработчиков регламента? См. также «Я не хочу умирать из-за решений некомпетентных людей». Рассказ 17-летней Таисии, которая больна муковисцидозом» (https://mel.fm/meditsina/2169453-cystic_fibrosis).

11 «В Москве девочку с одним глазом отказались признавать инвалидом» (https://www.ntv.ru/novosti/2301265/).

Девочка родилась с одним глазом. Чтобы череп формировался анатомически правильно, в пустой глазнице должен быть протез. Поскольку ребёнок растёт, то протез надо заменять на новый раз в полгода. «У Юли много сопутствующих заболеваний, включая задержку в развитии. Но в бюро медико-социальной экспертизы почему-то решили, что с такими диагнозами вполне можно комфортно жить. Члены комиссии сняли с маленькой пациентки инвалидность, лишив семью льготных лекарств, денежных пособий и бесплатной помощи врачей».

И имело место ещё несколько аналогичных случаев: «Ранее мы сообщали, что в Ростове-на-Дону ребенку с ампутированным глазом сняли группу инвалидности. Вследствие этого его семья лишилась мер государственной поддержки и родителям приходится самим оплачивать лечение и реабилитацию ребенка. После операции мальчику надо ежегодно менять протез глаза (иначе растущий череп будет неправильной формы: — ВП СССР). Эта процедура обходится в 30 тысяч рублей. Когда группу инвалидности сняли, семья лишилась возможности получать его бесплатно и родителям приходится выкладывать деньги из своего кармана.

Мы также писали о том, что во Владикавказе эксперты бюро МСЭ отказали в установлении инвалидности ребенку, потерявшему глаз в результате хирургической операции. Медэксперты сослались на норму федерального законодательства, согласно которой инвалидность может быть установлена лишь в том случае, если ухудшится зрение в уцелевшем глазе. Каждый год мальчику необходимо менять глазные протезы, но платить за протезирование и поездки в Москву его семье приходится из собственного кармана, так как без установления инвалидности государственной поддержки они не получают» (https://dislife.ru/materials/2920).

Возникает вопрос: если членам комиссий и авторам руководящих документов, на основании которых приняты эти решения, удалить по одному глазу, будут они считать себя инвалидами? будут они испытывать моральные страдания?

Ну и вспомним регулярное освидетельствование людей, перенёсших ампутации конечностей, на предмет установления их инвалидности, предписывавшееся руководящими документами, хотя медицине неизвестны случаи регенерации утраченных конечностей. Так же в интернете есть публикации о том, что людей, перенёсших ампутации конечностей, не признавали инвалидами.

12 «Спасла жизнь — получила выговор: в роддоме Семашко решили уволить акушерку, которая сделала пациентке укол иммуноглобулина» (https://www.spb.kp.ru/daily/27102/4176153/)

Иммуноглобулина не было в аптеке роддома потому, что он редко требуется, а срок хранения его ограничен. Пациентка купила его за свой счёт, потратила 7 000 рублей, а потом выставила счёт роддому, поскольку инъекции иммуноглобулина предусмотрены обязательным медицинским страхованием. «Крайними» назначили тех, кто объяснил ей ситуацию и перспективы, предложил купить самостоятельно иммуноглобулин и сделал инъекцию, чем предотвратил ущерб её здоровью, а не тех негодяев и идиотов — «оптимизаторов» системы «здравоохранения», — которые на системном уровне запрограммировали возникновение этой и иных ситуаций такого рода, когда врач, оказавший реальную помощь, оказывается виноватым перед системой.

Для сведения депутатов, госчиновников, включая чиновников «минздрава»: Оптимизация это — меры, направленные на повышение эффективности системы, а не сокращение расходов на её функционирование, в результате чего система утрачивает производительность и качество функционирования.

13 Так Постановление Правительства Ленинградской области от 17.06.2021 № 382 (http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/4700202106200009?type=pdf) Приложением № 1 обязывает проводить обязательные и предварительные осмотры представителей отдельных профессиональных групп, а также медицинское освидетельствование водителей и претендентов в водители транспортных средств только при предъявлении «документа, подтверждающего прохождение полного курса вакцинации от COVID-19». По сути, это — принуждение к вакцинации при прохождении медицинских осмотров, носящих безальтернативно обязательный характер соответственно действующему законодательству.

Какая связь между наличием сертификата о прохождении полного курса вакцинации и состоянием организма и психики человека, позволяющими быть водителем транспортных средств? — только одна: де-факто проводимая государственной властью принудительная вакцинация населения. Главная причина такой государственной политики — коммерческая заинтересованность во всеобщей вакцинации фирм, производящих вакцины. Это так в том числе и потому, что вакцинированные тоже заболевают COVID-19 и даже умирают, вопреки заявлениям разработчиков вакцин о том, что у вакцинированных болезнь при повторном заражении в том числе и новыми штаммами не будет протекать в тяжелой форме, угрожающей их жизни.

А о заболеваниях и смертях вакцинированных от COVID-19 вследствие внезапно возникших у них иных заболеваний, последовавших в скорости после вакцинации, либо вовсе не сообщается, либо чиновники и медики настаивают на том, что они вызваны какими-то другими причинами, но никак не побочными эффектами воздействия вакцин на организмы заболевших и погибших.

Один из примеров — в Оренбургской области: «40 человек находятся в состоянии средней тяжести, двое — в тяжёлом, в основном это пожилые люди. Данные сегодня озвучила министр здравоохранения региона Татьяна Савинова.

При этом количество людей, не прошедших вакцинацию и находящихся в тяжёлом состоянии, составляет около 200. Всего в госпиталях находится около 1200 заболевших COVID-19.

Татьяна Савинова обратила внимание, что основная задача вакцины — избежать летального исхода. Всего в Оренбургской области прививку сделали около 300 тысяч человек» (https://echo-oren.ru/2021/06/25/117984). В комментариях к этой публикации есть возражение о том, что в стационарах находится 607 человек, а не 200.

42 от 300 тыс. — это 0,14 %, примерно 1 % тяжёлых больных — прошедшие вакцинацию, 42 от 607 — 6,9 %, 42 от 1200 — 3,5 %.

14 Т.е. медицина стала ориентированной на то, чтобы пациенты жили в иллюзии здоровья. Одно из проявлений этого — выведение ВОЗ гомосексуализма из перечня диагнозов и признание его допустимым вариантом «нормы». Историю вопроса см., например, в публикации «История исключения гомосексуализма из списка психиатрических расстройств»:

https://pikabu.ru/story/istoriya_isklyucheniya_gomoseksualizma_iz_spiska_psikhiatricheskikh_rasstroystv_6343538.

«Минздрав по требованию ВОЗ уберёт гомосексуализм из классификатора болезней» — «По словам чиновников, это делается по требованию Всемирной ассоциации здравоохранения. Российская сторона в прошлом году договорилась, что приведёт свои нормативы в соответствие с МКБ-10 (международная классификация болезней)»: https://zen.yandex.ru/media/ia_panorama/minzdrav-po-trebovaniiu-voz-uberet-gomoseksualizm-iz-klassifikatora-boleznei-5c8e11b72aa93200b3122eff.

Каких-либо медико-биологических оснований для этого решения нет и быть не может. Эти решения ВОЗ и «минздрава» РФ — социокультурно обусловленная интеллектуально-дефективная реакция на проблему биологического вырождения людей при том образе жизни, который породила библейская цивилизация. И это решение — одно из проявлений того, что постсоветская Россия не обладает суверенитетом, прежде всего, — интеллектуальным, порождающим суверенитет в его полноте во всех его проявлениях.

15 Елена Васильевна Малышева — врач-терапевт, кардиолог, педагог, доктор медицинских наук, профессор. Она как-то рекламировала обрезание крайней плоти как полезную модификацию организма мужчины, что может быть либо выражением её запредельного невежества в области нейрофизиологии (несмотря на все дипломы, учёные степени и коммерческий успех), либо одним из множества вредных советов, данным во исполнение чьих-то злых умыслов.

Функция крайней плоти — блокировать активность рецепторов на головке полового члена всё время, когда мужчина не участвует в половом акте. Это высвобождает структуры головного мозга, связанные с этим рецепторами, на решение других задач. Эта функция крайней плоти уничтожается в результате обрезания, что ведёт к нарушениям высшей нервной деятельности, включая чувственную и интеллектуальную.

И вопрос об обрезании крайней плоти — только один из многих вопросов, который Е.В. Малышева осветила явно неадекватно. Поэтому Е.В. Малышева стала в интернете объектом насмешек (вплоть до оскорбительных) вполне заслуженно.

16 Ограничения (разной продолжительности) на приём пищи и питья, сопровождаемые той или иной работой психики самого пациента (в этом отличие поста от голодовки, не предполагающей какой-либо тематически определённой психической деятельности). Под воздействием поста (а не голодовки) происходит очищение организма, мобилизуются его собственные средства поддержания и восстановления здоровья. Могут излечиваться нарушения физиологии организма, бактериальные и вирусные заболевания.

17 Археологи не нашли предметов, которые можно было бы отнести к составу хирургического инструментария древней Руси. Во всяком случае, публикации о такого рода находках интернет-поисковики не выдают. Это даёт основание предполагать, что если что-то из области хирургии в древней Руси и делалось, то делалось обычными ножами и иголками с обычными нитками. Т.е. положение дел было близко к афоризму Козьмы Пруткова: «Перочинный ножичек в руках искусного хирурга далеко лучше иного преострого ланцета» <в руках неумелых>.

Но наличие развитой хирургии в других культурах древности подтверждается археологическими находками довольно совершенного хирургического инструментария. См. например: https://s30091788455.mirtesen.ru/blog/43656393911/Hirurgiya-drevnosti-ostayotsya-zagadkoy.-Drevnie-sibirskie-hirur.

18 Перитонитная стадия аппендицита наступает в результате разрыва воспалённого аппендикса и излияния его содержимого в брюшную полость. Сохранение жизни пациента требует хирургического вмешательства, поскольку в противном случае неизбежна смерть вследствие развития гнилостных процессов в брюшной полости и омертвения тканей.

19 https://sytin-gn.ru/nastroi/; https://fictionbook.ru/author/georgiyi_syitin/iscelyayushie_nastroi/read_online.html.

20 См. реконструкцию древнерусской традиции здравоохранения, разработанную Юрием Викторовичем Тюриным (профессиональный врач-педиатр): https://slawa.su/tyurin/2641-tyurin-russkij-metod-samoistseleniya.html; https://slawa.su/tyurin/3602-yurij-tyurin-russkaya-zdrava-blagaya-vest-rusov.html.

21 За это «спасибо» следует сказать, прежде всего, РПЦ, которая сама не смогла породить ни общественно полезной социологии, ни субкультуры здравоохранения, ни педагогической субкультуры, но насаждала ритуальную дисциплину, невежество и лояльность «кесарю», сама, будучи умертвляющей веру Богу «церковью кесаря», но не живущим в помощи Вышнего соборным наместничеством Божьим на Земле.

22 В этой связи приведём эпизод из Евангелия от Матфея:

«2. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3. При сём некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5. ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой».

См. также воспоминания Иоанна Кронштадтского, в которых он пишет о том, как Бог отвечал его молитвам, и люди исцелялись от болезней. См. также «Чудесные исцеления: Святой Иоанн Кронштадтский (1829 — 1908 гг.)» (http://pravoslavie.by/page_book/svjatoj-ioann-kronshtadtskij-18291908-gg).

А после этого попробуйте сами исцелить своим словом хотя бы кого-то из близких или искренне вознесите молитву об их исцелении милостью Божией: Бог велик и могуч и Милость Его безгранична… Но надо быть достойными её, чтобы она пошла на пользу, поскольку Бог не откроет исцелением возможности к дальнейшей деградации индивида, в отношении которого — перед его уходом из этого мира — предпринята попытка вразумить его воздействием недуга или последствиями травмы.

Но дело в том, что и верующим в бога (а не Богу) это тоже недоступно. В начале 2010‑х Кирилл Владимирович Копейкин — в то время уже не последний человек в Санкт-Петербургской Духовной академии, кандидат физ. мат. наук, кандидат богословия — в частной беседе затронул тему «молитвы и исцеления». Он сообщил, что был проведён такой эксперимент.

Были собраны три группы онкобольных. Одна группа была под опёкой медицины. Второй группе, которая также была под опёкой медицины, было сказано, что об их выздоровлении молятся. Третьей группе, также бывшей под опёкой медицины, было предложено молиться о выздоровлении самостоятельно. Спустя некоторое время анализ результатов показал, что сколько-нибудь значимые различия статик ремиссии и смертей, во всех трёх группах отсутствуют. Хотя в той группе, которой сообщили о том, что о них будут молиться другие, смертность оказалась несколько выше, чем в двух других группах.

Казалось бы, эксперимент свидетельствует о «нулевой эффективности» молитвы. Однако есть одно «но», которого не заметил служитель церкви, хотя обязан был это увидеть и понять: такого рода эксперименты — нарушение заповеди «Не искушайте Господа, Бога вашего…» (Второзаконие, 6:16; Матфей, 4:7; Лука, 4:12 — в разных редакциях). Эта заповедь не предполагает изучение молитвы и её последствий как объекта эксперимента, поскольку в этом случае молитва перестаёт быть таинством искреннего сокровенного обращения человека к Богу и становится имитацией этого таинства в том или ином ритуале, умертвляющем таинство общения человека и Бога. А искренность молитвы и вера Богу — это то, что в экспериментах не может быть ни измерено, ни оценено экспериментаторами.

Поэтому исцеления по молитвам — были, есть и будут, а вот с их медицински-юридической регистрацией проблемы тоже — были, есть и будут, в том числе и потому, что в науке принцип «практика — критерий истины» подменён принципом «критерий истины — повторяемость результата при воспроизведении условий эксперимента», вследствие чего из поля зрения науки (включая и медицинскую) выпадают все явления, для которых невозможно обеспечить воспроизведение условий.

23 Кроме того, и пациенты в своей статистической массе тоже стали другими. Из виде́ния на темы здравоохранения: «Вообще-то все яблоки — молодильные, но вы настолько греховны…». Правда и в яблоках количество витамина «С» с 1960‑х гг. к настоящему времени упало более, чем вдвое.

24 Н.В. Гоголь. «Ревизор».

25 См. стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума»: https://ilibrary.ru/text/1013/p.1/index.html — одна из интернет-публикаций.

26 Это одна из причин, под воздействием которой Всемирная организация здравоохранения исключили гомосексуализм из числа заболеваний.

27 Т.е. поведение «элит» в целом в большинстве стран в истории идентично поведению наркоманов наших дней: он весь искололся, на руках и ногах флегмоны, если ничего не делать, — в перспективе ампутации либо смерть, но он желает, чтобы ему дали чудо-таблетку, под воздействием которой флегмоны исчезнут и впредь не будут образовываться, а он бы по-прежнему мог колоться всякой дрянью ради кайфа и ни за что не отвечать ни перед окружающими, ни перед потомками.

Хотя это не решение проблемы искоренения наркомании, но всё проще один раз совершить акт эвтаназии или позволить самоликвидироваться, нежели пытаться вытаскивать каждого такого бедолагу средствами медицины и терпеть от него всё, что он порождает… — Те, кто не согласен с изложенным подходом, создайте медицину и вразумляющие обучающие практики, которые позволят наркоманам преобразиться в человеков. Пока же обществе ныне нет ни медицины, ни педагогики, которые бы могли остановить деградацию впавших в наркозависимость и вернуть в общество жизнелюбивую творческую личность. Кроме того, надо понимать, что к тому моменту, когда они ступили на этот путь, — реализация их творческого потенциала не была востребована образом жизни их семьи, поскольку семья стимулировала их интерес к удовольствиям, поощряя безответственность и беззаботность, а не интерес к постижению смысла жизни и творчеству, либо тупо подавляла их психологически, добиваясь послушания без вопросов и возражений с их стороны.

Потому стратегия искоренения наркомании — работа с институтом семьи и институтом школы, направленная на то, чтобы интерес к наркотикам не возникал. Но это требует адекватного научно-методологического обеспечения и реализации его в практике государственного управления.

28 В смысле толкового словаря Д.Н. Ушакова.

29 Распределение населения по типам строя психики и порождаемая типами строя психики психодинамика общества многое не позволяли и не позволяют.

30 См., в частности, доклад Карлоса Рула (Великобритания) о системе здравоохранения в СССР с момента образования страны Советов до конца 1930‑х гг.: https://aloban75.livejournal.com/3715210.html. Доклад был сделан на собрании Сталинского общества в феврале 2000 года. Карлос Рул начинает его словами:

«Буржуазная пресса, как и следует ожидать, старается не касаться здравоохранения, однако этот вопрос чрезвычайно важен, особенно для борцов за улучшение жизненных условий, ведь хорошее здоровье — основа достойной жизни. Сравнивая социалистическое и капиталистическое общества необходимо наглядно показать разницу систем здравоохранения, потому что все социалистические государства заботятся о здоровье населения, ставят задачу здравоохранения на одно из первых мест, создают общедоступные системы медицинской помощи самого высокого качества — в отличие от любого капиталистического государства. Достаточно взглянуть на ситуацию в мире сегодня, чтобы увидеть, чем могут похвастаться капиталистические страны в отношении здравоохранения. Согласно официальной статистике, 40 миллионов людей умирают каждый год из-за болезней, вызванных недоеданием. В то же время количество средств, необходимых для обеспечения каждого человека на планете минимумом качественного медицинского обслуживания составляет около 3 % годового мирового военного бюджета. Таким образом можно наглядно убедиться насколько упадочен монополистический капитализм!».

В своём докладе Карлос Рул приводит выдержки из Программы РКП (б) (это название партия большевиков носила в 1918 — 1925 гг.: — наше пояснение при цитировании — ВП СССР):

«В программу РКП (б) были включены следующие пункты:

“В качестве основы для своей деятельности в сфере защиты здоровья населения, Российская Коммунистическая Партия большевиков считает делом первостепенной важности внедрение всеобъемлющих мер по укреплению здоровья и санитарных мер с целью предупреждения возникновения заболеваний. Соответственно, РКП(б) ставит своей немедленной задачей:

1. Принять решительные и всесторонние санитарные меры в интересах рабочих людей, такие как:

а) улучшение состояния мест общественного пользования (защита земли, воды и воздуха от загрязнения),

б) организацию общественного питания на научной основе с учётом требований гигиены,

в) внедрение мер по предотвращению вспышек и распространения инфекционных заболеваний,

г) создание кодекса законов о здравоохранении.

2. Бороться с социальными заболеваниями — туберкулезом, венерическим болезнями, алкоголизмом и т.д.

3. Сделать профессиональные медицинские и фармацевтические услуги бесплатными и доступными для всех."

Главные принципы системы медицинской помощи, предложенные большевиками, — всеобщая профилактика, здоровые условия работы и жизни, социальное страхование и санитарное просвещение. Основной тенденцией советского здравоохранения с самого начала была профилактика заболеваний, а не лечение. Говоря словами Н.А. Виноградова, написавшего книгу “Общественное здоровье в Советском Союзе”: “Советское государство поставило себе целью не просто вылечить болезни, но предотвратить их, оно делает все, чтобы создать такие условия жизни и работы, что возникновение болезней станет невозможным.” Такой подход к здравоохранению, очевидно, логичен — любой ребенок согласится, что профилактика заболеваний лучше, чем лечение. Однако, интересы правящего класса состоят в том, чтобы извлечь как можно больше прибыли за счёт рабочего класса, при этом обеспечение рабочих качественными социальными и медицинскими услугами, необходимыми для поддержания высоких стандартов жизни и здоровья оказывается невозможным. И это не только экономический, но и организационный вопрос. При социализме все люди, органы управления, общество — все стремятся к общей цели — к улучшению жизни людей — делая возможными ее организацию и планирование. Но в капиталистическом обществе дело обстоит совсем по-другому».

В завершение доклада приводится фактология, показывающая результативность политики большевиков в области здравоохранения:

К 1938 году, за 21 год советской власти детская смертность снизилась на 50 %.

Средний рост ребёнка (здесь и далее возраст не указан: — ВП СССР) в 1938 году был на 3 сантиметра больше, чем в царской России.

Средний вес ребёнка в 1937 году вырос на 5 килограммов по сравнению с 1925 годом.

Обхват груди ребенка вырос на 2,5 сантиметра со времён Российской Империи.

Заболеваемость туберкулезом к 1938 снизилась на 83 % и продолжала снижаться.

Заболеваемость сифилисом уменьшилась на 90 % к 1938 году и продолжила снижаться

Смертность в СССР в 1937 году была на 40 % ниже, чем в Российской Империи в 1913 (что подразумевает большую продолжительность жизни).

Рождаемость постоянно повышалась. Всего лишь за один 1936 год рождаемость выросла на 18 %. В Ленинграде естественный прирост населения увеличился с 5,3 человека на 1000 в 1913 до 18,6 на 1000 в 1937 году.

Постоянно снижалась общая заболеваемость и травматизм».

31 В санатории люди ездили в отпуска, в пансионатах жили в период работы на предприятиях.

Глава 2 из работы ВП СССР "Тупик европейской медицинской традиции и потребность общества в оздоровлении и здравоохранении"

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить