В интернет-сообществах сторонников концепции справедливого жизнеустройства периодически поднимается вопрос о допустимости использования нами технологии «окно Овертона» (другое название – окно дискурса). В одной из групп, в работе которой я участвую, этот вопрос давно закрыт. Но он оказался актуальным в другом составе сторонников Концепции общественной безопасности, для людей публичных – ряда участников (включая некоторых организаторов) конференции «Безопасное будущее…»1. Ситуация довольно неординарная, поэтому сразу же сделаю два примечания.
Первое. В упомянутой группе у меня есть права администратора, и в связи с этим появилось сомнение: на любителей окна дискурса подействовала аргументация не агитировать нас «овертонить» или причина того, что они затихли – опасение получить административное воздействие (бан)2, а отношение к приемлемости технологии у них не изменилось.
Второе. Под напором потока мнений (о нём более подробно будет сказано в третьей части) необходимо подчеркнуть, что предлагаемая статья представляет сугубо личное понимание вопроса её автором.
Часть первая, необязательная. О терминологии и о справедливости к тому, чьё имя в ней использовали
Политолог из американского штата Мичиган Джозеф Овертон, выявил в середине 1990-х (насколько это доступно сегодня по корпоративным источникам (англ.)), что в каждый момент времени некоторые идеи составляют действующую норму общества, а остальные идеи могут либо входить в диапазон допустимых, либо нет. Только и всего. По-русски это можно изложить как совет политикам: «Если не хочешь прослыть лжецом, то не всем в степи рассказывай о высоких снежных вершинах»3. Пока всё просто. Собственно, это и есть всё, что в рассматриваемой технологии касается давно почившего Дж.П.Овертона.
Другой американец, публицист и политик Джошуа Тревиньо развил идею окна дискурса, предложив в 2006 году шестиступенчатую оценочную шкалу для классификации идей по степени их допустимости в открытом обсуждении и указал на шкале границы окна дискурса. Также Тревиньо высказал мысль, что изменение рамок окна «Овертона» может быть использовано для сознательного смещения общественного консенсуса. Далее догадка была развита и популяризирована в художественной форме журналистом и писателем Гленном Беком в триллере «Окно Овертона».
Ещё один американец Джо Картер4 в 2010 г. опубликовал вполне документальное исследование «Как разрушить культуру в 5 простых шагов» (Joe Carter, How to destroy a culture in 5 easy steps). Именно его можно рассматривать как того, кто разгласил используемую столетиями технологию манипуляции (управления в обход сознания) обществом. Списали всё на Овертона, пользуясь тем, что понятие окончательно оформилось в 2010 г., а Дж.Овертон погиб в 2003. В дальнейшем термин «окно Овертона» почти вытеснил первоначальный «окно дискурса», так же как отошёл от первоначального значения – от идеи Дж.Овертона. Разглашение вызвало массовый интерес, в целом интерес удалось развернуть в направлении «конспирология всё это»5, но у определённой части общества (в частности, у некоторых сторонников КОБ) он сохранился.
В итоге, мы имеем название «окно Овертона», лживое по отношению к покойному Овертону, но это едва ли не самая безобидная черта технологии, названной данным именем. Актуальное значение термина раскрыто в Концепции общественной безопасности. ВП СССР впервые упоминает6 окно дискурса в 2014 г. в следующем контексте:
«…Высшим принципом воплощения кривды в жизнь была издревле практикуемая технология манипулирования толпой, включая законодателей и юристов, в наши дни получившая название “окно Овертона”».
В дальнейшем описание технологии вошло как приложение (№8) в 6-й том учебного пособия ВП СССР «Основы социологии» (далее по тексту – ОС). Авторский коллектив использует готовый текст, вариант, который предложил в 2014 г. блогер Евгений Горжалцан (zuhel)7. У него масса репостов (по некоторым источникам 1800 за 2017 г.), в том числе сохранившиеся до сегодняшнего дня – в «Комсомольской правде» и на сайте Н.Старикова. По содержанию это переработка упомянутой выше статьи Джо Картера 2011 г. Большинство других описаний в сети – репосты, в том числе с рерайтом (новыми «подробностями») из блога zuhel. Небольшая часть публикаций содержат перевод англоязычного источника.
Вывод по первой части будет в форме цитаты из Википедии (то есть, даже Википедия этого не скрывает):
«Так, изначальная идея Овертона о том, что политики вынуждены подстраиваться под мнение общества, была преобразована в теорию заговора о том, что политики формируют мнение общества в тех или иных вопросах».
Это первая часть статьи. Т.к. саму статью здесь публиковать неудобно (много форматированного текста, сносок и т.п.), то всем, кто интересуется темой предлагаю продолжить чтение по ссылке: https://www.planet-kob.ru/arti...
Прошу понять и простить.
Оценили 14 человек
20 кармы