• РЕГИСТРАЦИЯ

Восточное и западное монашество

Orthodox
19 июня 12:53 0 873


Чем православное монашество отличается от католического? Тем, что для православного монаха монашество это образ жизни, а для католического – образ деятельности.

 Православное монашество – отрицание мира и всего, что в мире, ради одного Господа; а католическое монашество – служение миру, возможно, тоже ради Господа, однако такое служение в гуще мира противоречит самой сущности монашества. Когда к преподобному Антонию пришли философы (по-видимому, пифагорейцы) и спросили: «Вы, монахи, отрекаетесь от брака, – и мы сохраняем целомудрие; вы отрицаетесь от мирских стяжаний, – и мы презираем богатство; какая же разница между вами и нами?» Преподобный Антоний ответил: «Мы очищаем свое сердце от помыслов и не доверяем своему разуму». Философы сказали: «Да, мы этого совершить не можем».

Очищение своего сердца от страстных помыслов и образов мира для стяжания божественного света является основой монашеской жизни. Есть много великих святых, которые жили в миру. Они брали на себя подвиги: ухаживать за больными, кормить голодных, раздавать милостыню, воспитывать сирот. Среди них такие имена, как Филарет Милостивый[1], Сампсон Странноприимец[2] и т. д. Их подвиги были спасительны, они стяжали ими святость. Мы вспоминаем их жизнь с благодарностью за то, что на нашей земле еще не иссякла любовь. Но в то же время надо помнить, что их жизнь была далекой от монашеского идеала, если можно так сказать, они сделали все возможное в своем мирском чине. А для монаха эти добродетели являются детской одеждой.

Можно сказать, что монашество – наиболее полное исполнение первой и наибольшей заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мф. 22:37, Мк. 12:30) за счет второй, которую Господь назвал подобной ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39).. Внешне как будто это так, но на самом деле монах является бóльшим благодетелем для человечества, чем тот, который, находясь в миру, с утра до вечера трудится для людей. Мы оцениваем само добро слишком материалистично, забывая, что все истинно великое невидимо, и само бытие этого мира во многом зависит от молитв тех, кто отрекся от мира и посвятил себя Богу. В патериках описаны случаи, когда Господь открывал монахам, что выше всего подвиг исихии – безмолвия и молитвы, но надо сказать, что этот подвиг самый трудный на свете.

Служение людям, каким бы оно ни было, для монаха сопряжено с пробуждением страстей, бурей помыслов, образов и картин этого мира, с планами, воспоминаниями, оценками, осуждением и т.д. Святые Отцы учат, что Иисусова молитва заповедана всем – монахам и мирянам, но глубина этой молитвы далеко не одна и та же. Пусть проверит живущий в миру, достиг ли он хотя бы относительной чистоты молитвы, и увидит, какое густое облако помыслов стоит между его душой и словами молитвы, как мало он вникает в смысл молитвы, как трудно ему сочетать душу со словами молитвы, чтобы ощутить ее духовное благоухание. То, что мы видим, что мы слышим, чем мы интересуемся, что окружает нас, – все оседает в памяти нашего сердца и во время молитвы делает наш ум немощным и слабым. Теперь монашество забыло о главном – об исихии, и все больше становится частью этого мира. Оно немощно, потому что потеряло внутреннюю молитву. Но можно сказать по-другому: оно немощно и потому потеряло Иисусову молитву, и пытается найти оправдание себе в мирских Добродетелях – в том, что может быть прекрасно для мирян, но несвойственно, а потому не спасительно для монахов.

Представьте границы государства, которые стерегут и защищают воины от коварного и беспощадного врага. Может ли воин оставить свой пост и пойти заниматься благотворительностью, не будет ли он в это время предателем своего звания? Ему скажут: твое добро было в том, что ты охранял и защищал нас, а сеять пшеницу и доить коров мы можем и без тебя. Если монах ведет правильный образ жизни, то благодать Божия открывает ему, что молитва монахов защищает мир от самых страшных врагов – демонов. Он, не гордясь своим подвигом, понимает смысл монашества – стоять на передовой линии невидимой битвы, где сражения не затихают ни на минуту. Мы как будто забыли о том, что молитва – это самый великий после таинств Церкви дар, которым Господь наделил людей. Христос говорит, что на Страшном Суде христиане будут судиться, прежде всего, по заповеди о милосердии: посещении больных и узников, помощи неимущим и т.д., но монах, сидя в келье, молитвой своей посещает больных, приходит в темницы, утешает невинных и призывает к покаянию виновных. Уединившись от мира, он дает пищу голодным руками других людей, которые, может быть, без его молитв с окаменелым сердцем прошли бы мимо этих несчастных. По молитвам безмолвника преподобного Арсения Великого Византия была спасена от страшного землетрясения, которое должно было уничтожить большую часть ее населения. Какая благотворительность сможет сравниться с этим? Когда человек принимает монашество, то Господь посылает вместо него ангела в мир, который помогает тем, кому в миру мог бы помочь этот человек. Если монах занимается мирскими делами, то ангел отходит. В патерике описан случай: умирал в одиночестве монах, и около него стоял ангел; рядом умирал другой монах в кругу духовных друзей, там не было ангела, потому что монах получил утешение от людей. Старцы говорили: «Даже в монастыре будь как странник», т. е. не теряй в монастыре великой радости – быть одному с Богом.

Мы говорим о том, что католическое монашество давно потеряло исихию. Но здесь мы указываем на его характер и общие тенденции.

И в католичестве существуют монастыри, изолированные от мира, но их насельников чрезвычайно мало, они являются как бы архаизмами в католичестве, во всяком случае, существенно не влияют на него. Самые значительные монашеские организации – это ордена иезуитов, францисканцев и доминиканцев, погруженные в мирские дела, вплоть до политики и институтов, формирующих общественное мнение. В истории католического монашества мы можем видеть не только лицемерие иезуитов или жестокость доминиканцев, обагривших в средние века всю Европу кровью и разработавших целую систему пыток, но также самоотверженных миссионеров, бескорыстных служителей бедным и несчастным, мучеников за свою идею. Однако мы найдем в них мало от той смысловой идеи, которая содержится в слове монах – «один», то есть ищущий единства с Единым. Этого не могут заменить не только горячие душевные порывы, но даже самоотверженная жизнь и героическая смерть: здесь духовное заменилось душевным и чувственно-эмоциональным. Сам готический собор – это как бы образ того, что благодать ушла с земли на небо, потому что оскудело задолго до готики западное монашество. Если бы оно не было подточено, как ствол дерева, в последние века перед отпадением Рима от Православия, то, может быть, этого трагического события не произошло бы. Многим такая мысль покажется предвзятой, непонятной и даже парадоксальной, но монашество в своем чистом виде внедряет в менталитет людей другие идеалы, чем те, которые стали господствовать в папской курии в то время, и тогда Римский патриархат не поменял бы крест на меч.

Оскудела молитва, и вслед за ней оскудела любовь к Богу. Мистика заменяется моралью и уставами, а понятия о добре – благотворительностью (в древнерусском языке добро было синонимом прекрасного). Идеи католического монашества начинают просачиваться в нашу Церковь. Но для православного сознания монашество в миру – это неумение быть одному с Богом. Если западное монашество немощно для исихии, то пусть, по крайней мере, не гордится своими внешними делами и служением миру, которое во многих случаях можно назвать апостасией (отступничеством) от завета святых Отцов и идеала древнего монашества.

Архимандрит Рафаил (Карелин)


[1] Святой праведный Филарет Милостивый, Пафлагонянин († 792) был с детства воспитан в благочестии и страхе Божием. Богатый и знатный вельможа, он проживал в селении Амнии Пафлагонской области (Малая Азия), имел жену из богатой и знатной семьи по имени Феозва и троих детей. Но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о страшном суде и о «малых сих» (Мф. 25:40), слова Апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (1 Тим. 6:7), строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс. 36:25,29). И св. Филарет прославился нищелюбием, стойко и кротко переносил упреки жены и насмешки детей.

Внучка св. Филарета Мария стала византийской царицей, супругой Константина Багрянородного (780-797), который щедро одарил Филарета. Так вернулись к нему слава и богатство. Но не приемля почестей, в смирении и нищелюбии, щедро раздавая милостыню и устраивая трапезы для нищих, достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родольфию, роздал там все, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим и так же мирно преставился Богу. Многие чудеса и исцеления совершались при гробе святого. Память 1 (14) декабря.

[2] Преподобный Сампсон Странноприимец († ок.530) родился в Риме в богатой и знатной семье, получил хорошее образование, особенно основательно изучил врачебное искусство и лечил безвозмездно убогих и нищих. Он прилежно занимался чтением Священного Писания, много молился. После смерти родителей раздал все оставшиеся ему по наследству имения, отпустил всех рабов на свободу и отправился в пустыню с намерением проводить строгую жизнь аскета. По Промыслу Божию святой Сампсон прибыл в Константинополь. Поселившись в небольшом доме, он стал принимать странников, нищих, больных и с усердием служил им, исцеляя больных не только как искусный врач, но и как носитель Божией благодати. Молва о святом Сампсоне широко распространялась. Патриарх, призвав его, посвятил во пресвитера. До глубокой старости продолжал преподобный Сампсон свое служение и после недолгой болезни с радостью отошел ко Господу. Тело святого погребли в храме во имя священномученика Мокия († ок.295). От гроба святого Сампсона совершались многочисленные исцеления. Память 27 июня (10 июля).

Благодатный Огонь

Донбасс всё ближе

Свершилось! Своим решением о внесении изменений в Указ президента №187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на получение гражданство РФ в уп...

Как Путин слил Российский алюминий

Новости, конечно, уже с неделю, но я всё же не могу не позлорадствовать. Ну не могу! Товарищ Иван Данилов уже оттоптался по ситуации, а чем я хуже? Большинство, конечно, помнит многочисленны...

Грустная история россиянина, купившего дом в Европе
  • fanC
  • Сегодня 00:21
  • В топе

Уехал человек из России в Испанию. В поисках доброго и светлого. Живет там уже 3 года. Понемногу рассказывает о своем новом житье-бытье. Недавно купил дом. И вот тут он узнал, что такое настоящая бюро...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Orthodox Сегодня 11:13

    Казак С.А. Матвеев об обстановке в России и мире

    Как с духовной точки зрения оценить положение дел в современной России? И как оно связано с Царской темой? Ведь часто эта связь бывает незримой…  Дадим слово казачьему есаулу, поэту и публицисту, деятелю Монархического движения Сергею Александровичу Матвееву:– У Царской темы актуальность не какая-то временная, а постоянная, поскольку эта тема лежи...
    85
    Orthodox 17 июля 09:48

    ЭШЕЛОНЫ УЖЕ ГОТОВЯТ... Жириновский озвучил планы антихристовой власти: "Кто не хочет жить в цифровом мире мы дадим топор в руки и в лес..."(ВИДЕО)

    Практически всем верующим в России известны пророчества об эшелонах, общий смысл которых сводится к тому, что всех, кто не согласится интегрироваться в “цифровую экономику” и не согласится принять антихристовы документы и начертания, будут ссылать куда-то на севера в концентрационные лагеря. Приводим некоторые из этих пророчеств – если вдруг кто-то не знает о чем речь...
    496
    Orthodox 16 июля 21:13

    Почему и как не любят русских?

    О разновидностях современной русофобии …Может кому-то это и покажется неприятным, но русских многие не любят. Причём не любят именно как русских. По самому что ни на есть национальному признаку. Всё больше наших соотечественников сталкиваются с этой неприятной реальностью, и, на мой взгляд, лучше уж признать неприглядную реальность как есть, а не прят...
    555
    Orthodox 16 июля 10:29

    Последняя зачистка

    Orthodox: предупреждаю, комментарии с матом и хулой в адрес Церкви будут удаляться Происходящее сегодня – не просто трагедия и «напасть». Это еще – и суд Божий над нами, над поколением «святых девяностых», что на данный момент явным образом не сумело быть достойным святой крови новомучеников, той крови, которой куплен подходящий к концу наш церковный расцвет. ...
    126
    Orthodox 16 июля 09:34

    Будущая жизнь.

    Святой Паисий Святогорец — Геронда, я принесла сладости, чтобы Вы угостили сестёр.— Погляди-ка, как они радуются! В жизни иной мы будем говорить: “Каким же мы радовались глупостям! Как же нас тогда эти глупости волновали!” А сейчас, у-у-у, наше сердце просто прыгает от этих радостей.— Геронда, а как нам понять [суетность этих радостей] уже сейчас?— Есл...
    435
    Orthodox 14 июля 23:24

    "Нахал-иудей издевается над нашими святыми днями". Архиепископ Никон Рождественский (1851-1919гг.)

    «Тяжело положение сельского священника среди деревенской «интеллигенции», да ещё вышедшей из недр самого же духовного сословия. В селе, где я уже 24 года священствую, «интеллигенцию» составляют: врач, у которого вместо св. икон портрет безбожника Толстого, фельдшера, учителя, акушерки, и т. п., а летом местные и наезжие «студенты», которые и «работают» по уезду статис...
    586
    Orthodox 14 июля 20:35

    Тупик церковного модернизма: есть ли выход?

    [Зач. 22.] Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. (Мф7:15)Авторитетный православный пастырь и духовник протоиерей Константин Буфеев проводит исторические параллели между современными церковными модернистами и обновленцами 1920-х годов. Современные церковные модернисты прямо изобличают себя, как новые революционеры,...
    715
    Orthodox 13 июля 09:21

    КОГДА У ВСЕХ ОДИН РОГАТЫЙ КУКЛОВОД... В Белоруссии впервые судят за критику ЛГБТ. Как это произошло сейчас и в России... (ВИДЕО)

    Прим.Ред. - Дорогие братья и сестры! Посмотрите насколько слугами антихриста синхронизированы все деструктивные процессы на нашей Русской земле. В конце июня мы сообщали о том, что в России суды начали штрафовать за критику содомии, как такая же новость пришла из Белоруссии. Почему это так происходит? Да потому, что в наших странах - разорванной на части Российской Им...
    563
    Orthodox 12 июля 11:33

    Сквернословие – это пагуба России... Что ты готовишь нам, день грядущий?

    В словаре Владимира Даля сказано: «Сквернословить – вести непристойныя, зазорныя, постыдныя речи; срамно, похабно ругаться». Язык – это душа народа, основа его культуры и Божиего Духа в нем. Употребляемые скверные слова разрушают и уничтожают главное богатство народа – наш родной язык, культуру и чистоту нравственного поведения. Скверные слова содержат...
    682
    Orthodox 12 июля 11:09

    Счёт жертв мошенников, отбирающих квартиры у граждан, постоянно возрастает

    Развитие цифровых технологий вызвало появление принципиально нового класса преступлений, когда злоумышленники используют для своих целей компьютерные сети и системы. Теперь можно ограбить банк, не взламывая дверей и сейфов, находясь на другом конце света. Очень легко похитить деньги и у отдельного человека, не забираясь к нему в карман или в сумочку, а просто определи...
    794
    Orthodox 12 июля 10:57

    Снова о бесе Макаревича

    Как «наше» телевидение раскручивает «бесоодержимых героев» … После того как моя публикация «Бес Макаревича», в которой я критиковал откровенно антирусский фильм «Русский бес», где в главной роли снялся Иван Макаревич (сынок), стремительно набрала более 111000 просмотров (после чего счетчик отключился), я не мог не взглянуть на передачу «Мой герой Иван ...
    787
    Orthodox 11 июля 20:10

    МАЙСКИЕ УКАЗЫ - ЭТО ПОЛИТИКА ГЕНОЦИДА... Грязные миллионы. Валентин Катасонов. (ВИДЕО)

    Доктор экономических наук, учёный-экономист, публицист Валентин Катасонов о сокращении численности населения России и политике геноцида. Для чего вводятся национальные проекты?  ...
    609
    Orthodox 11 июля 19:54

    «Под видом журналистики мы имеем дело с наветом»

    На днях вызвало резонанс выступление протоиерея Димитрия Смирнова на православной радиостанции «Радонеж», в ходе которого он якобы заявил о том, что женщины глупее мужчин. 11 мая 2019 года протоиерей Димитрий Смирнов выступил на радиостанции «Радонеж» — гневная реакция общественности последовала через два месяца …Реакцию возмущенной общественности прок...
    868
    Orthodox 11 июля 19:43

    «Прошу меня с этим порталом не ассоциировать»

    11.07.2019Протоиерей Александр Ильяшенко вышел из состава редакции «Правмира», деятельность которого носит явно не православный характер … «В самом начале 2000-х годов в приходе храма Всемилостивого Спаса, настоятелем которого я являюсь, появился славный молодой человек, ныне покойный Анатолий Данилов. Однажды он обратился ко мне с предложением создать...
    667
    Orthodox 11 июля 19:40

    Разгром Сретенской Семинарии

    «Оптимизация» и «отрицательный отбор»9 июля решением Синода Русской Православной Церкви на место иеромонаха Силуана (Никитина), и.о. ректора Сретенской Духовной Семинарии, назначен архиепископ Амвросий (Ермаков) с сохранением за ним ректорства над Московской Духовной Семинарией и Академией. Параллельно Синод поручил провести т. н. оптимизацию Московской Духовной Ака...
    783
    Orthodox 11 июля 13:08

    Царь Иоанн Васильевич Грозный, покровитель донского и запорожского казачества, основатель Войска Донского и Запорожской Сечи

    В одной из первых книг по истории казачества «История или повествование о Донских казаках», вышедшей впервые в 1778 году благодаря трудам генерал-майора Александра Ивановича Ригельмана (1720 – 23 октября 1789) сказано, что «Когда, де, Донцы сведали, что Московский Царь, Иван Васильевич, ведет уже семь летъ съ Татарами войну и желал отъ нихъ взять Казань, то, въ разсу...
    485
    Orthodox 11 июля 08:38

    Так кто же выиграл войну?

    На фото: «Правильной дорогой идете, товарищи!»Слова митрополита Белгородского Иоанна, приуроченные к очередной годовщине начала Великой Отечественной войны, вызвали весьма характерную реакцию, которую мы не можем назвать иначе, как истерической. При этом в травле митрополита объединились самые разные силы: и носители неосоветского сознания, от убежден...
    832
    Orthodox 11 июля 08:16

    «Просим утихомирить российских извращенцев и их покровителей в органах власти»

    Секспросвет и пропаганда извращений / 10.07.2019 Православная общественность встревожена разгулом педерастии в России и попыткой ввести наказание за борьбу с извращениями …«Мы - родители, граждане Российской Федерации, возмущены насаждением нетрадиционных, гомосексуальных ценностей в нашей стране. Делается это через российские средства массовой информа...
    1873
    Orthodox 10 июля 09:47

    Исповедничество на фоне поругания Православная Грузия жива, борется и ждет помощи от России

    На фото: Майдан в Тбилиси пока удалось предотвратить. Надолго ли?По электронной почте в редакцию “Русского пути” пришло письмо из Грузии, в котором содержится совершенно новая трактовка беспорядков в Грузии. В присланной статье раскрыта настоящая подоплека, духовные и политические механизмы происходящего и показано, что православная Грузия еще борется...
    1186
    Orthodox 9 июля 12:59

    Терапия от НАТО

    Бомба с надписью «Happy Easter» на самолете НАТОСербские заметкиИногда меня спрашивают, часто удивленно, особенно молодые, с какой такой стати вдруг появилось у меня особое отношение «к этой самой Сербии». Даже не особое отношение, а самая что ни на есть любовь. Те, кто постарше, не очень спрашивают, а, скорее, догадываются: «А-а, так тебя тоже тогда ...
    647
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика