Что произошло с Афонскими монахами, после отслуженной литургии с католиками. (ВИДЕО)

0 437


Еще много веков тому назад монахи лавры отслужили совместную мессу с латинянами. Так вот их почерневшие страшные останки с выросшими ногтями, с выросшими волосами до сих пор хранятся. Они лежали открыто до 19-го века для назидания всем православным. 

История двух афонских привидений

Кикоть Дмитрий 25.11.2011 00:09:33

В 1932 г. в греческом журнале «Православный вестник» была опубликована жутковатая фотография – словно два исступленных вурдалака восстали из гроба, ощетинившись длиннющими когтями. Однако автор ее утверждал, что на фотографии были запечатлены реальные люди, а сама она была сделана в цитадели Православия – на Афоне. Сказал он тогда правду или нет, мы постараемся выяснить ближе к концу очерка. Но несомненно, что участь людей с фотографии, да и ее собственная судьба вполне могли бы стать неплохой темой для детектива.

Впрочем, начнем издалека.Мы, русские, как-то привыкли к тому, что нетленные мощи – неоспоримый признак святости. И даже наши пламенные коммунисты начала ХХ века, якобы не верившие ни в кого и ни во что, оскоромились созданием искусственных мощей собственного «святого», на что метко и указал Патриарх Тихон своей фразой «по мощам и миро». Действительно, в нашем климате – с одной стороны весьма влажном, а с другой вполне теплом, сохранение тела нетленным ­– это истинное чудо. То самое, которое ищет всякая религия. Но та же самая религия в других широтах может совершенно иначе относиться к этому явлению, которое там вовсе не является таким уж редким феноменом. Мало того, отношение к нему бывает прямо противоположным.

Многие российские граждане, не знакомые с греческими реалиями, бывают абсолютно потрясены тем известием, что в Греции покойников хоронят… временно . То есть весь церемониал там проходит как у нас – с отпеванием, скорбным опусканием праха в могилу или склеп. Но дальше за новую квартиру покойника надо постоянно платить арендную плату. Не внесут его родственники очередную лепту за следующие пять лет – покойника попросят на выход, в топку: на его место найдется еще не один временный претендент.

Причина такого варварского обращения с прахом предков понятна: Греция – страна гористая, копать камень – задача не из легких. Строить склепы и саркофаги – тоже не самое дешевое удовольствие. Да и территория страны несколько уступает бескрайним российским просторам. Учитывая же древность человеческого пребывания на Балканском полуострове, можно смело предположить, что был бы там принят русский способ захоронения, сегодня там шагу бы нельзя было ступить, не поправ дерзновенной ногой череп какого-нибудь Сократа или Перикла.

И, разумеется, проблема захоронения бренных человеческих останков встала там не сегодня. Именно поэтому на Афоне (да, наверное, и в других византийских монастырях) уже с давних пор в ходу были оссиарии, где хранился эксгумированный прах почивших несколько лет назад братьев. И не удивительно, что довольно скоро в похоронной традиции, помимо экономии места, в хранение скелетированных останков стал вкладываться сакральный смысл: если усопший был монах праведной жизни, то за три года его тело должно разложиться, если же нет — то братия снова закапывает останки и усиленно молится за покойного.

Вот с этого места и начинается наш рассказ.

После отвоевания Константинополя в 1261 г. лишь политический нейтралитет Папы Римского мог обеспечить сохранение возродившейся Византийской империи. Тем более что многочисленные военные успехи Михаила VIII Палеолога, последовавшие за отвоеванием Царьграда, весьма и весьма нервировали европейских монархов, подумывавших об объединении сил с целью раз и навсегда покончить с возрождающимся ромейским царством.

Сам же Михаил был, в свою очередь, тем политиком, которого мы сегодня назвали бы космополитом: религиозные убеждения и претензии греческого духовенства не сильно его беспокоили, коль скоро речь шла о сохранении Византийской империи как политического образования. Апофеозом этого пренебрежения стало заключение в 1274 г. Лионской унии и последовавшая за ним программа насильственного подчинения Константинопольского патриархата Святому Престолу.

Уже в следующем, 1275 году, на Константинопольский Патриарший престол был возведен Иоанн Векк, в юности пламенный борец против папизма, а на момент рассматриваемых событий – напротив, горячий его поборник. Он-то и начал претворять волю папы в жизнь. По старой доброй византийской традиции было учинено множество отречений и извержений из сана в самой столице и за ее пределами. Однако на сей раз патриарх не ограничился этими полумерами, и в ход пошли гораздо более жесткие средства.

Одним из таких предприятий стало его путешествие на Афон вместе с представителями Святого Престола в сентябре 1280 г. – для «вразумления» наиболее консервативной и изолированной части того монашества, которое и составляло главную противоборствующую ему силу. Память об этом визите до сих пор является непреодолимым препятствием для проникновения любых экуменических идей на Святую Гору.

Началась эта миссия, разумеется, с дипломатического захода. Однако странно было бы ждать от афонитов, чтобы они немедленно изменили своим взглядам, сослужили латинствующим еретикам и с радостью раз и навсегда подчинились папской тиаре. Напротив, ничего удивительного не было в том, что большинство монастырей ответило резким отказом, объявив самого патриарха еретиком номер один.

И тогда за божьим словом воспоследовал очистительный огонь, охвативший башню монастыря Зограф, где в то время находились больные братья обители. Спастись им, понятное дело, не дали. Затем папская делегация направилась в Ватопед, где игумена монастыря связали тяжелыми цепями и утопили в море, а еще 12 монахов обезглавили за воротами монастыря. Монахов же Иверской обители, посадив в лодку, вывезли в открытое море, где и предоставили воле осенних волн.

И только Великая Лавра встретила патриарха ликованием и колокольным звоном. В тот же день там была отслужена первая и последняя на Афоне совместная литургия с католиками. О конце этого патриаршего визита на Святую Гору в летописи более ничего не сказано.

Зато отмечено другое: сослуживший латинянам иеродьякон Великой Лавры, по словам летописца, «сгорел, как свеча в огне скоротечной болезни», а семь других нарушивших верность Православию монахов после смерти своей были похоронены за пределами монастырского кладбища и спустя положенные три года найдены неистлевшими. Четверо из них, внушавшие наибольший ужас, сразу после эксгумации были помещены в одну из недоступных пещер близ Великой Лавры. А черные «мощи» оставшихся трех были перенесены в нартекс усыпальницы Святых Апостолов на всеобщее обозрение в наущение будущим поколениям, а также для молитв об их прощении.

Там они находились до XIX века, пока один из паломников не скончался от сердечного приступа, испытав шок при виде этих останков. После этого случая они были перенесены в пещеру неподалеку от Румынского скита, где и были замурованы, а место их захоронения сознательно было предано забвению.

И вот тут начинается самое интересное. С XIX в. оба места нахождения останков всех семи еретиков были неизвестны и в любом случае малодоступны. Тем не менее, мы знаем о них именно по сообщениям ХХ века.

Автор одного из них – фотокорреспондент журнала «Κήρυξ των Ορθοδόξων», заснявший этот жуткий кадр в 1932 г. На подписи к фотографии издатель уже тогда счел необходимым указать, что снимок этот – сомнительный. И это при том, что «Κήρυξ των Ορθοδόξων» был официальным печатным органом «Церкви истинных православных» ­– греческих старообрядцев, протестующих против любых экуменических инициатив Вселенского Патриархата. Кстати, изложенная выше история о нахождении трех трупов в усыпальнице и несчастном случае с паломником нам известна также именно из этой статьи.

Вторым нашим источником является монах Гавриил из Ивирона, который оставил после себя сообщение, датируемое 2 марта 1964 г. Вот что он сообщает о своем знакомстве с этими останками в 1887 г., когда ему было 22 года:

Мы плыли из монастыря Кастамонит с пшеницей к себе (т.е. в Ивирон). На ночь мы встали в гавани Великой Лавры, и наутро продолжили путь. Однако как только мы отошли, мой духовник, монах Мелетий, сказал мне: «Сын мой Гавриил, здесь неподалеку находятся отверженные, принявшие латинствующих в Великой Лавре и сослужившие Иоанну Векку и его спутникам. Я видел их и ранее, но так как ты юн, а когда-нибудь может стать так, что некоторые будут говорить, будто это все – ложь, что не было никаких отверженных, поэтому мы пойдем, чтобы ты увидел их собственными глазами и ты не верил ничему, что бы тебе ни сказали впоследствии, ведь и Священное Писание говорит, что глаз надежнее слуха…»

И мы пришли к отвесному ущелью, от одного вида которого можно ужаснуться, и он говорит мне: «Они здесь». Я, будучи заинтригован возможностью их увидеть, спрашиваю «Ты шутишь ?». Он засмеялся и спросил «Ты что, думаешь, здесь водрузили бы крест или иконы, чтобы люди их видели и крестились на них? Сами-то имеют обличье дьявола, и увидев их, ты мне поверишь».

Тогда мы вошли в эту пропасть и потом с большим трудом вышли оттуда и буквально на кончиках пальцев, как говорится, забрались на пять-шесть метров, и я увидел пещеру, мы вошли в нее и там я узрел ужасное зрелище: три человеческие фигуры, опирающиеся на скалу, стоящие вертикально, в одеждах, в рясе, глаза их открыты, борода и волосы всех трех – длинные и белые, лица черные, также и окончания рук, пальцы немного загнутые к ладони, ногти на руках от 2 до 4 дюймов, на ногах было не разобрать, так они были закрыты носками и башмаками. Я хотел потрогать их, чтобы убедиться, что это настоящие тела, а не просто сухая кожа и кости, но духовник сказал: «Не прикасайся к следам гнева Господня».

Не удалось установить источники еще двух подробностей, связанных с легендой об этих отступниках. Первая из них касается условий содержания трупов в усыпальнице, где они были выставлены на обзор: «Трупы были черные-пречерные, вздувшиеся, со спутавшимися волосами, кривыми ногтями и открытыми ртами, в которые туда-сюда сновали мыши». Не исключено, впрочем, что речь идет все о той же статье в «Κήρυξ των Ορθοδόξων».

А вот и второе свидетельство: «Однажды несколько погонщиков мулов, находящихся в расслабленном состоянии и будучи пьяными, поспорили между собой, кто из них самый храбрый. И целью они поставили достать один из трупов и перенести его в место, где они пили вино и развлекались. И в самом деле, нашелся один смельчак, который с пистолетом в руке перенес эти несчастные останки и выиграл спор».

При разборе и сравнении между собой этих показаний возникает множество недоразумений. Начнем с последнего свидетельства как наименее заслуживающего доверия. Как уже было сказано, мы не знаем его источника, к тому же сразу возникает ряд вопросов. Каким образом погонщики мулов могли быть пьяными? По афонскому уставу за это немедленно выставляют со Святой Горы. Откуда у них мог взяться пистолет? С ним уже в те времена на Святую Гору не пускали. Откуда им было известно место нахождения трупов? Из какой именно «партии» были эти трупы – из той четверки, что была помещена в пещеру около монастыря еще в XIV веке или уже из тройки, перенесенной в другую пещеру в конце XIX века? И что, в конце концов, произошло с трупом, который был так успешно вытащен из пещеры? Минимум на половину этих вопросов нельзя дать удовлетворительного ответа. Поэтому можно считать это всего лишь досужим вымыслом.

Гораздо более примечательно описание увиденного монахом Гавриилом. Заметим, что он описывает случившееся с ним в таких подробностях спустя целых 77 лет после визита в таинственную пещеру, в почти столетнем возрасте. С самого начала подозрительны слова его духовника насчет того, что будет время, когда легенда об отверженных будет объявлена ложью. Вряд ли он помнил их все 77 лет, и здесь вполне можно заподозрить желание создать (или поддержать) благочестивую легенду именно потому, что она подвергалась сомнению.

Но, безусловно, самое интересное - это замечание духовника насчет того, что «сами они имеют обличье дьявола». Сравним теперь это утверждение с описанием, который дает им Гавриил: «Глаза их открыты, борода и волосы всех трех – длинные и белые, лица черные, также и окончания рук, пальцы немного загнутые к ладони, ногти на руках от 2 до 4 дюймов».

А теперь – внимание: сцена Страшного Суда с мозаики собора Санта-Мария-Ассунта в Торчелло.

А вот еще раз наши «герои». Как говорится, найдите 5 отличий

Вспомним теперь, что, по словам Гавриила, они стояли вертикально, когда он посещал пещеру. Неизвестно, в той же или другой пещере была сделана фотография, попавшая в журнал, но вполне очевидно, что волосы у умершего человека не могут стоять дыбом спустя несколько столетий после его смерти. И странным образом также глаза мертвецов остались открытыми. Неужели им их не закрыли, когда они умерли?

Насчет их смерти также есть пара вопросов: как у них могли отрасти ногти длиной от 5 до 10 см? Неужели, как в «Страшной мести» у Гоголя, уже после смерти? Или же они все договорились не стричь их еще при жизни? Или, может быть, у них не было такой возможности? Да и как именно они умерли? Ведь тот факт, что их так по-быстрому рассортировали: страшных – в пещеру, а трех – в усыпальницу, означает, что эксгумировали их одновременно, а значит и умереть все семеро должны были тоже относительно с небольшим интервалом (не более трех лет, по крайней мере). Не слишком ли подозрительное совпадение, учитывая, что уже через пару лет столь уваженный ими Иоанн Векк был отправлен в тюрьму, а на смену ему пришел не менее ярый патриарх-ортодокс?

Наконец, желание молодого Гавриила потрогать тела, чтобы проверить, идет речь только о коже на костях или о полностью сохранившейся плоти, плохо сочетается с описанием «разбухших» трупов, хранившихся в усыпальнице.

Таким образом, речь, судя по всему, здесь идет о красиво обоснованном благочестивом предании, имеющем определенный исторический бэкграунд. Фотография, скорее всего, является постановочной – слишком уж похожи ее герои на бесов, сошедших с византийских икон. Тем не менее, полностью отрицать правдивость всей этой поучительной истории тоже нельзя. Но доказать это чудо можно будет только тогда, когда в одну из этих пещер вновь спустится человек с фото- или видеокамерой в присутствии заслуживающих доверия свидетелей.

А пока пусть старый снимок и впредь остается для нас уникальной анти-иконой, придающей правдоподобность красивому афонскому преданию.

Невоенный анализ-57. Десять поляков вышли погулять. 27 марта 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Зеленский перешёл границы разумного: Паника американцев теперь стала абсолютно ясна
  • ATRcons
  • Вчера 20:03
  • В топе

Теракт в концертном зале "Крокус Сити Холл" расставил по местам всех игроков на политической арене вокруг России. И это связано с реакцией стран на инцидент, унесший жизни почти 150 чело...

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...