А.Кудряшева, “Мама на даче” (часть 2)

21 7826

Мы не бессмертны. Но мы ведём себя так, как если бы были таковыми. Это недостаток, унижающий нас как личности, и когда-нибудь он унизит нас как вид.
(К.Кастанеда, “Активная сторона бесконечности”)


На днях в блоге была опубликована статья, в которой разбиралось заявление Сергея Шнурова о том, что в России необходимо упразднить Министерство культуры. В примечаниях к этой статье ожидаемо для автора всплыл вопрос о том, что такое искусство и культура, а что такое не искусство и не культура. Для автора ответ на этот вопрос совершенно ясен и сформулирован давно. Суть ответа в том, что искусство и культура призваны задавать ориентиры в жизни человека, но не просто ориентиры, а настоящие ориентиры, те, которые заставляют его осознать, что в жизни есть нечто больше важное, чем бытовая суета и всё, что с ней связано. Это нечто мы осознаём благодаря нашему чувству, которое есть у каждого, но которое у многих чаще всего пребывает в состоянии сна и не проявляет себя. Лишь иногда оно пробуждается, заставляя человека осознать указанное выше.

Если какое-либо произведение (творение) обладает способностью пробуждать это чувство (осознание присутствия в нашей жизни чего-то высшего), то это искусство, это культура. Если же нет, то это псевдоискусство и псевдокультура.


Стихотворение Алины Кудряшевой потому и является классикой, что оно заставляет читателя осознать это обстоятельство своей жизни, если, конечно, его связь с высшим началом не совсем мертва.

Я много раз слышал то, что написали и некоторые читатели в комментариях, а именно, что стихотворение Алины Кудряшевой заставляет плакать. Думаю, что некоторые читатели испытали это состояние, хотя и не написали об этом в комментариях. Признаюсь, что и у меня была подобная реакция, когда я услышал это стихотворение в первый раз. Это хорошо, это свидетельство того, что мы ещё в чём-то живые люди. Как писал Ф.М.Достоевский: “Вы краснеете, это черта прекрасного сердца!”


Стихотворение Алины Кудряшевой содержит очень мощный заряд, безжалостно бьющий в эту, без преувеличения центральную, проблему нашей жизни. При этом читатель не должен путать безжалостность с жестокостью – это совершенно разные вещи. Жестокость всегда направлена на окружающих, безжалостность же, напротив, всегда направлена на себя.

Стихотворение “Мама на даче” написано от первого лица, то есть обращено на собственную личность автора, и потому несёт в себе заряд именно безжалостности, а не жестокости. Истинная безжалостность – это трезвость, то есть трезвый взгляд на свою жизнь, без желания поддаться жалости к себе.

Наша жизнь конечна, и от того, что мы ограждаем себя от мыслей о данном факте, он никуда не исчезает. В этом смысле очень сильный образ в стихотворении игра в прятки. Заметьте, хотя фрагмент сюжета стихотворения, непосредственно относящийся к игре в прятки, касается детского периода жизни героини, обратный отсчёт этой “игры” ведётся на протяжении всей жизни. Эта аналогия совершенно изумительная по своей точности. Все мы на протяжении своей жизни играем в прятки, но не со своими друзьями, а с самими собой и с жизнью. Мы прячемся сами от себя, мы прячемся от жизни, мы хотим казаться кем угодно, но избегаем того, чтобы быть самими собой. Мы избегаем того, чтобы узнать самих себя, какие мы есть в действительности, и это и есть наша игра в прятки. Точно также наша игра в прятки в том, что хотя смерть – это единственное, что безусловно ждёт каждого из нас где-то в будущем, именно о ней мы предпочитаем и не думать. В этом есть одна проблема, на которую я считаю важным обратить внимание читателя, и выражена она в одной из книг К.Кастанеды:

Я признался, что боюсь мыслей о предстоящей смерти, и обвинил дона Хуана в том, что он своими постоянными разговорами о смерти лишает меня душевного равновесия.
– Но ведь нам всем действительно предстоит умереть, – сказал он.
Дон Хуан указал на далёкие холмы.
– Есть нечто, что ждёт меня где-то там. Это – несомненно. И когда-нибудь оно меня дождётся. Это – тоже несомненно. Но ты, наверное, – совсем не такой, и смерть вовсе тебя не ждёт.
Я в отчаянии развёл руками, и он рассмеялся.
– Дон Хуан, я не желаю об этом думать.
– Почему?
– Это бессмысленно. Ведь она так или иначе где-то меня ждёт, тогда какой смысл по этому поводу тревожиться?
– Разве я сказал, что ты должен по этому поводу тревожиться?
– Тогда что я должен делать?
– Использовать её. Сосредоточить внимание на связующем звене между тобой и твоей смертью, отбросив сожаление, печаль и тревогу. Сосредоточить внимание на том факте, что у тебя нет времени. И пусть действия твои текут соответственно. Пусть каждое из них станет твоей последней битвой на земле. Только в этом случае каждый твой поступок будет обладать законной силой. А иначе всё, что ты будешь делать в своей жизни, так и останется действиями робкого и нерешительного человека.
– А что, это так ужасно – быть робким и нерешительным человеком?
– Нет, если ты намерен жить вечно. Но если тебе предстоит умереть, то у тебя просто нет времени на проявления робости и нерешительности. Нерешительность заставляет тебя цепляться за то, что существует только в твоём воображении. Пока в мире – затишье, это успокаивает. Но потом этот жуткий таинственный мир разевает пасть, намереваясь тебя проглотить, и ты с полной очевидностью осознаёшь, что все твои проверенные и надёжные пути вовсе такими не были. Нерешительность мешает нам испытать и полноценно использовать свою судьбу – судьбу людей.
– Но, дон Хуан, это же противоестественно – всё время жить с мыслью о смерти.
– Смерть ожидает нас, и то, что мы делаем в этот самый миг, вполне может стать нашей последней битвой на этой земле, – очень серьёзно, почти торжественно произнёс он. – Я называю это битвой, потому что это – борьба. Подавляющее большинство людей переходит от действия к действию без борьбы и без мысли. Охотник же, наоборот, тщательно взвешивает каждый свой поступок. И поскольку он очень близко знаком со своей смертью, он действует рассудительно, так, словно каждое его действие – последняя битва. Только дурак может не заметить, настолько охотник превосходит своих ближних – обычных людей. Охотник с должным уважением относится к своей последней битве. И вполне естественно, что последний поступок должен быть самым лучшим. Это доставляет удовольствие. И притупляет страх.
– Ты прав, – признал я. – Просто это трудно принять.
– Да. Чтобы убедиться в том, что дело обстоит именно так, тебе понадобятся годы. И годы – на то, чтобы научиться действовать сообразно этому убеждению. Мне остаётся лишь надеяться, что ты успеешь.


Люди отбрасывают мысль о смерти с целью не тревожиться по этому поводу. Но по поводу данного факта совершенно не обязательно тревожиться. Осознание факта того, что у нас нет лишнего времени, чрезвычайно важно. Только это осознание способно придать нам необходимую силу и решимость в своих действиях. Отсюда, кстати, другой принцип, обозначенный Доном Хуаном: “Принять ответственность за свои решения и действия означает быть готовым умереть за них”. Это равнозначные формулировки одного и того же. Ответственным может быть только человек, осознающий, что он не бессмертен. В момент смерти человек не может взять с собой туда, куда он отправляется, ничего кроме себя самого. А это значит, что по-настоящему важным в жизни человека является отнюдь не что-то материальное, а исключительно духовное (нематериальное), осознание человеком своего жизненного опыта. Об этом, прежде всего, и должен заботиться в своей жизни человек.

Предпочитая же игнорировать факт своей неминуемой смерти, мы лишаемся возможности действительно развиваться, но взамен приобретаем ложное (иллюзорное) впечатление своей защищённости, умиротворённости, уюта и спокойствия. Это ощущение действительно ложное, потому что мы ничего не знаем при этом о происходящем вокруг нас, и когда в какой-то момент мир поворачивается к нам совсем не мирной стороной, это всегда застаёт нас врасплох. Разве предполагали, например, жители СССР, что за “гласностью” и “перестройкой” их ожидают ужасы “лихих девяностых”, которые по своему разрушительному воздействию оказались хуже, чем годы Великой Отечественной войны? Или предполагали жители Донбасса в 2014 году, что их могут обстреливать с помощью систем залпового огня и сбрасывать на них бомбы? Это ведь совершенно не “демократично”, противоречит всем нормам человечности и даже морали! Но проблема в том, что окружающему миру плевать на нормы человечности и морали, и если мы сами не делаем наш мир таким, каким мы этого хотим, то однажды он становится совершенно другим, потому что кто-то другой так решил, и этот другой, в отличие от нас, нашёл силы, время и другие ресурсы сделать этот мир именно таким, пока мы предпочитали оставаться в своем ложном (иллюзорном) ощущении защищённости.


Удел человека – бороться за своё осознание всю жизнь, снова и снова. И если человек пренебрегает этим своим единственным стоящим вызовом, то жизнь точно также пренебрегает им. Это можно называть жестокостью, но на самом деле это не более жестоко, чем наш человеческий мир.

– Находясь в положении саморефлексии, – продолжал дон Хуан, – точка сборки собирает мир ложного сострадания, который на поверку оказывается миром жестокости и эгоцентризма. В этом мире единственно реальными чувствами оказываются лишь те, которые каждому из нас удобно испытывать в данный момент.

Как говорила героиня книги “Унесённые ветром”: “Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра!”


Стихотворение состоит из нескольких зарисовок, каждая из которых касается определённого возраста, и наполнена очень живыми и нежными деталями. Мне кажется, что именно сочетание таких трогательных и где-то даже “милых” деталей повествования одновременно с этим безжалостным “обратным отсчётом” придаёт стихотворению Алины Кудряшевой такую пронзительность. Оно действительно заставляет читателя остановиться в своём привычном взгляде на мир и прочувствовать всю глубину текущего момента, то есть делает именно то, что и должно делать настоящее искусство.

Жизнь действительно проходит быстро, в детстве нам кажется, что тянутся часы, не то чтобы дни. А потом мы замечаем, что целые года просто пролетают как одно мгновение.

Ценить текущее мгновение – вот ещё один глубокий урок этого стихотворения. Мы постоянно заняты какими-то делами и переживаниями, нам вечно некогда. Работа, дом, дача, дорога на работу и с работы, дорога на дачу и с дачи, поесть и поспать. У нас почти никогда не бывает времени на детей и на себя. Каждый в этом мире повседневных дел и забот – сам по себе. И только какие-то детали указывают на стремительный бег времени. Мама на даче, мама на даче, мама на фотке…

Многие в комментариях написали о том, что героиня стихотворения далека от матери, а мать от героини. Но разве не то же самое происходит в нашей жизни, причём, не только по отношению к родным людям, но и к друзьям, знакомым, сослуживцам? Мы со всеми заняты какими-то делами, но никогда не уделяем внимания друг другу как человеку с его переживаниями, заботами и проблемами. Не в том смысле, в каком принято дежурно интересоваться: “Как дела?” А в смысле настоящих переживаний и причин, их вызывающих. Нам вечно не хватает времени кого-то поблагодарить за то, что он для нас сделал, неважно, большая это помощь или маленькая. В обоих случаях человек проявил человечность, а ведь мог и пройти мимо. Но мы не благодарим, а если и благодарим, то “дежурным” образом, как ритуал. Мы не открываем свою душу и не учимся видеть живую душу в другом человеке. Да, мы часто не открываем свою душу потому, что боимся возможной боли от такого открытия, потому что у нас был соответствующий опыт, когда нам сделали больно. Но с закрытой душой мы становимся “человеком в футляре”, как это описывал Чехов, который не только не способен на живое общение, но даже не способен радоваться солнцу и голубому небу.

Мы умеем говорить о делах, мы умеем говорить о жизни, как о последовательности событий, ситуаций, действий. Но мы не умеем говорить о том, что мы воспринимаем, чувствуем, думаем. Нас нигде и никогда этому не учили. И в нашем обществе не принято быть откровенными. Как говорил в одном из своих монологов Михаил Николаевич Задорнов:

У них принято спрашивать: “How are you?” (как дела) Это совершенно не означает, что их интересует, как у Вас дела, это просто вопрос: “How are you?” Я одному из них сказал: “Иди сюда, сейчас я тебе буду рассказывать, как у меня how are you!” У него были такие глаза…


Ещё одна тема стихотворения – это связь прошлого, настоящего и будущего.

Я уже писал в одном из материалов блога, что наше прошлое – это наше отношение к тому, что произошло, а наше будущее – это наши мысли, устремления. В нашей жизни было то, что мы знаем. И если мы меняем своё знание о прошлом, то мы меняем его самым натуральным образом. И точно также всё, о чём мы думаем, уже произошло, стало реальным, настоящим. Мы – это точка в пространстве, но эта одна конкретная точка может иметь совершенно разный вектор, направление ориентации. Меняя прошлое, мы меняем настоящее и будущее, разворачиваем наш вектор восприятия в совершенно другом направлении.

С этой точки зрения совершенно не лишёнными смысла оказываются, например, следующие вопросы: “Что произойдёт десять лет тому назад?” или “Что случилось через пять лет?” Потому что десять лет назад произойдёт то, что мы осознаем о нашем прошлом, а через пять лет случится то, о чём мы сейчас думаем.

Стихотворение сжато в несколько ярких красочных картин, идущих как бы одна за другой. Это подчёркивает, что все эти картины находятся здесь и сейчас, как на ладони, и если мы пойдём искать их смысл, то мы найдём его, и это изменит сразу всё – и прошлое, и настоящее, и будущее. Главное – не прятаться всю жизнь до самого конца, а начать искать раньше.


P.S.

С сентября 2018 года блог продвигается только в рамках того бюджета, который он приносит. Возможности инвестировать в него свои средства у автора больше нет.

Поэтому частота появления новых материалов и их продвижение зависят напрямую от поддержки читателей.

На сегодняшний день возможны следующие варианты:

Пополнение карты Сбербанка 5469 4000 4064 2295 (Visa, MasterCard)
Пополнение карты Сбербанка 2202 2024 8326 2949 (МИР)
Пополнение яндекс-кошелька 4100 1126 170 091,
Взнос через систему PayPal на пользователя regul01pay@yandex.ru (в середине цифры 0 и 1).
Пополнить рублевый кошелек WebMoney (WMR) R412238946091
Пополнить долларовый кошелек WebMoney (WMZ) Z882719938327
Пополнить евро кошелек WebMoney (WME) E099914820138


P.P.S.

Обращаю внимание, что в группе «Регул» в ВКонтакте можно следить также за репостами материалов других авторов, которые я считаю заслуживающими внимания, а также быть в курсе планируемых мероприятий.

Следите за информацией в группе.


До новых встреч!

ОБРАЩЕНИЕ К ФИНАНСИСТАМ

Обратите внимание на несоответствие практических действий руководства Центробанка приоритетам РФ в экономике, формируемых Президентом РФ. Это расхождение вызвано используемой Центробанком методологией...

Обсудить
    • #cccp
    • 25 марта 2019 г. 17:16
    Спасибо! Поражаюсь Вашей работоспособностью ...
  • Спасибо.
  • Счетчик нашей жизни - это не метроном, отсчитывающий абсолютно одинаковые отрезки времени. Скорость отсчета неравномерна. Отсчет то замедляется, то ускоряется, в зависимости от событий нашей жизни. Но в целом ускорение преобладает. Почему так? Когда нам было 8 лет, как героине стихотворения, год составлял 1/8 часть нашей жизни. Это много. Когда нам, к примеру, сорок, то год - это всего лишь 1/40 честь нашей жизни. И мы ощущаем эту часть короткой, быстролетящей. Поэтому относительно прожитых лет каждый год нам кажется все короче. Время не просто ценность. Время бесценно. В рамках человеческой жизни это ресурс невосполнимый. Так стоит ли его тратить на то, что к нашей душе не имет ни малейшего отношения?
  • :star:
  • Важная тема поднята. Большинство тем едва намечено. Тема лучшей подруги - смерти, я считаю, не раскрыта.:) Хотелось бы побольше таких статей. Благодарю.