Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Толковый словарь “Регул” (часть 1, ценности)

52 14825

Наша судьба как людей – учиться, и идти к знанию следует так, как идут на войну. Я говорил тебе об этом много раз. К знанию или на войну идут со страхом, с уважением, с осознанием того, куда идут, и с абсолютной уверенностью в себе. В себя ты должен верить, а не в меня!
(К.Кастанеда, “Отдельная реальность”)

Дон Хуан сказал, что во всём, что мы делаем, по-настоящему необходимо лишь одно – “дух”.
– Без духа человек ни на что не годен, – заявил он. – А у тебя его нет. Вот это должно тебя беспокоить, а вовсе не фотографии.
(К.Кастанеда, “Путешествие в Икстлан”)



Сегодня мы “начинаем” новую рубрику в блоге – “Толковый словарь Регул”. На самом деле, конечно же, мы начали эту рубрику давно, но сегодня она осознанно выделена как особая часть блога. Отметим, что к этой рубрике непосредственно относятся, например, такие статьи, как “Цивилизованность и человечность” и “Поговорим о праздниках”, а также (косвенно) ряд других материалов.


У каждого человека есть какая-то своя картина мира, и базируется эта картина мира на некоторых отправных точках, которых в общем-то не так уж и много. В частности, к таким отправным точкам относятся некоторые фундаментальные идеи, а также фундаментальные понятия. Именно с фундаментальными понятиями мы и будем разбираться в первую очередь в данной рубрике (а также, возможно, с какими-то иными понятиями, менее важными для картины мира в целом, но тоже важными с точки зрения текущих событий).

Например, к таким фундаментальным понятиям относятся указанные выше термины “цивилизованность”, “человечность”, а также понятие “прогресс”, о котором также идёт речь в указанной статье “Цивилизованность и человечность”.


Так как именно сегодня мы выделяем эту рубрику в отдельное направление работы блога, то можем считать эту точку некоторым условным началом. В связи с этим необходимо сделать одно важное замечание.

Картина мира – это чрезвычайно важная вещь в жизни каждого человека. Именно она во многом определяет то, как человек воспринимает те или иные события, и в частности, действия, которые, как мы помним из статьи “О человеке и его восприятии”, являются частью структуры человеческого восприятия. Данный блог является по своей сути образовательным, но образование это должно быть добровольным, а не принудительным, поэтому в части того, что непосредственно относится к фундаменту картины мира человека, сам человек должен решать, как он воспримет написанное. Конечно, это касается любого материала блога, но здесь данный момент необходимо подчеркнуть особо.

Пока данный материал находился на стадии “обдумывания”, мне попалась на глаза следующая цитата:

“Не укради (Исх. 20:15) Воровство не обязательно связано с финансовыми и материальными благами, будьте осторожны, чтобы не украсть времени, сил, нервы других людей, и самое главное – веру…” (неизвестный автор)

Лично я смотрю на ряд указанных вещей иначе, и в частности, я не думаю, что у кого-то можно украсть веру, но тем не менее, подобные вещи являются знаками, а знаки надо учитывать. Поэтому я считаю необходимым обратить внимание читателя на то, что он несёт ответственность за то, как он воспримет написанное. Важно только не переиначивать слова материала, придавая им иной смысл чем тот, который был заложен автором. Как бы “понятно” ни была изложена суть вопроса, при желании всегда можно домыслить что-то от себя, зачастую даже не осознавая этого. Поэтому, уважаемый читатель, давайте заключим здесь с Вами следующий договор:

Автор блога старается как можно более понятным языком изложить суть вопроса, а читатель несёт ответственность за то, чтобы не придавать написанному иного смысла чем тот, который вложен автором блога, а также за то, как вписать данный материал (и последующие аналогичные материалы) в свою картину мира.


Ну, а теперь, когда мы сделали необходимое вступление, перейдём к сути вопроса. Итак, сегодня первая “плановая” статья рубрики “Толковый словарь Регул”, и разговор пойдёт в ней о понятии ЦЕННОСТИ.

Заметим, что понятие “ценности” само по себе обозначает категорию элементов картины мира, то есть является не просто одним из базовых понятий, а одним из важнейших базовых понятий, через которое определяются многие другие. В частности, любые ценности любого человека, какими бы они ни были, уже относятся в его сознании к категории “ценности”, то есть являются не просто особо важными, но и имеют определённое качество, которое связано с понятием “ценности”.


И вот тут первый камень преткновения. Давайте разберёмся. Ценности – это нечто такое, кто является важным, правильно? То, от чего мы отталкиваемся, чтобы ориентироваться в окружающем мире. Иными словами, ценности – это что-то вроде системы координат. Но даже из школьного курса математики известно, что ту же систему координат на плоскости (самый простой пример) можно задать совершенно разными способами.

Например, каждому знакома так называемая “декартова система координат на плоскости”, а именно две перпендикулярные оси “Ox” и “Oy”, и любая точка на плоскости определяется в декартовой системе координат через пару чисел – так называемые абсциссу и ординату – (x, y).

Но декартова система координат является не единственной системой координат, которой можно описать плоскость. Другим примером является так называемая сферическая система координат. Она тоже задаёт два параметра, но параметры эти совершенно иные – (a, R), где “a” (“альфа”) – это угол (от нулевого угла), а R – это длина радиуса (расстояние от точки “ноль”. Нетрудно увидеть, что любая точка на плоскости описывается при помощи сферической системы координат ничуть не хуже, чем при помощи декартовой системы координат.


Понятие “ценности” претендует на то, чтобы задавать нам систему ориентиров (координат) – это достаточно очевидно, потому что именно относительно наших ценностей мы рассматриваем всё вокруг себя. Но здесь важно понимать, что система координат вообще может быть сформирована по-разному, и при этом само понятие “ценности” уже определённым образом задаёт подход к решению данного вопроса.

Вернёмся к статье “О человеке и его восприятии”, которая здесь у нас является отправной точкой. В очередной раз заметим, что у человека есть только три возможных вида восприятия:

1. Выборочное оценочное восприятие
2. Исследовательское восприятие (анализ)
3. Непосредственное восприятие (прямое знание)

Подробности об указанных видах восприятия даны в указанной статье, и мы к этому сейчас возвращаться не будем. Рассмотрим понятие “ценности” как таковое. В чём его смысл?

Давайте вслушаемся (вспоминаем также статью “Мир звуков” – в слово “ценности”:

ЦЕН + НОСТИ = ЦЕНу НЕСТИ

Нетрудно заметить, что слово “ценности” буквально означает “нести цену”. Тот есть ценность – это то, у чего есть цена (большая цена, особая цена). Я ничего не придумываю, я просто показываю, что несёт в себе это слово, как в написании, так и в звучании.

А теперь давайте подумаем, а что такое цена? А цена – это не что иное, как стоимость в каком-либо выражении. Знаете, как в церковных лавках бирочки висят: “Господь – 2266 рублей”. Кого из верующих оскорбляет подобная надпись, все вопросы – в церковные лавки, я просто констатирую факт, а факт никого оскорбить не может. Фото в качестве доказательства прилагаю.



Конечно, есть ценности, цена которых измеряется не в рублях, и даже не в долларах, а в чём-то нематериальном, например, в затраченных усилиях (энергии), в потраченном времени или в чём-то ещё.

Например, такой ценностью являются дети. Только не надо говорить, что дети – это ценность, которую нельзя измерить, которая “безусловная” и тому подобное. В “нематериальной валюте” можно измерить что угодно. Я процитирую того же известного православного проповедника Димитрия Смирнова, на которого я уже ссылался в своих материалах:

Любовь та, о которой пишут в священном писании, она измеряется тем количеством крови своей собственной, которую ты согласен дать. Вот, люблю своего ребеночка. Замечательно. Сколько своей крови согласен дать, чтобы спасти своего ребеночка? Половину? Или может быть всю? И чтоб не на словах, а на деле. Вот только таким образом это проверяется. И то же самое по отношению к богу: сколько ты богу отдашь, человек, своей жизни? Вот в сутках двадцать четыре часа. Сколько из этого времени ты отдаешь богу? Сколько себе? Сколько детям? Сколько отдыху, сколько развлечениям? Ну и так далее, и так далее. Сколько своему мясу? И вот этим все и проверяется, этим твоя мера, человек, точно может быть дозирована. И конечно, чтобы достичь полноты общения с божеством требуется «сами себе и друг друга и весь живот наш Христу, богу предадим» – так от нашего имени Церковь воспевает, если это действительно наши слова. Ну и понятно, что грешный человек… А грех каждого из нас, вот эта поврежденность, она выражается вот в чем – в самом извращении человеческой природы. В чем это извращение? То, что наше сердце способно на любовь, потому что мы, люди, созданы богом, но вот извращенность заключается в том, что эта любовь повернута не на бога, не на ближнего, который есть образ божий, а на самого себя. Вот это есть извращение. То есть, как бы человек с ног становится на голову. Почему кровь не дает? Потому что человек все время предпочитает самого себя другому. Муж любит больше себя, меньше жену, меньше детей, и так далее, когда одно превышает другое. И это всегда можно выявить – вот что согласен, сколько крови отдать? И ясно, что человек этого совершенно не может. [конец цитаты]


Как видите, ценность можно измерить – в количестве времени, в количестве сил, в количестве своей крови, которую человек согласен отдать (например, за жизнь конкретного ребёнка). Готов конкретный человек отдать свою жизнь за конкретного ребёнка? Кто-то готов, и для него ценность жизни данного ребёнка – это ценность своей жизни. Это очень конкретная величина. Можно сказать, что это максимальная величина, потому что ни у кого из нас нет ничего больше, чем собственная жизнь. Всё остальное по сравнению с жизнью – это так, мелочи. Можно даже сказать, что по большому счёту, наша жизнь (и наше жизненное время) – это единственное, чем мы реально располагаем. Все “материальные блага” в нашей жизни преходящи. Мы приходим в мир без ничего, и уходим, будучи не в состоянии что-либо унести с собой. Можно, конечно, как это делали в древности, класть кучу золота и драгоценностей в могилу, но это смешно, туда, куда уходит душа, все эти побрякушки унести невозможно, они остаются в могиле также, как и безжизненное тело, обречённое на гниение и распад.


Итак, понятие “ценность” связано с ценой. А цена – это стоимость. А стоимость – это вопрос торга. Для кого-то стоимость одна, а для кого-то другая. Стоимость – это понятие относительное, но самое главное, что это термин из лексикона торгаша. А торгаш в свою очередь – это не просто слово, это взгляд на жизнь, где всё может быть измерено некоторой валютой.

Насчёт торгашей неплохо сказано здесь: “Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное” (Евангелие от Матфея, 19:24).

Именно этим мне не нравится понятие “ценности”. Нет, я совершенно не против того, чтобы у кого-то были ценности, и более того, аналогичные по сути вещи есть и в моей жизни. Просто я предпочитаю называть это другим словом. Если угодно, мне не нравится декартова система координат, я предпочитаю ей сферическую.

А к какому виду восприятия относится тогда понятие “ценности”, если цена (стоимость) – понятие относительное, то есть для каждого своё? В терминах статьи “О человеке и его восприятии” нетрудно увидеть, что это я-центричное (эгоцентричное) восприятие, то есть такое восприятие, где данный конкретный человек находится в центре картины мира, то есть выборочное оценочное восприятие. Действительно, если я определяю ценность той или иной вещи (или понятия), то есть придаю этой вещи (или понятию) определённую цену, то я в центре мира, потому что именно я определяю цену (я являюсь мерилом). А единственное восприятие, где “я” находится в центре картины мира – это выборочное оценочное восприятие, то есть восприятие, ориентированное на себя.


Внимание! Я не хочу сказать, что именно таким образом любой человек, который пользуется понятием “ценности” смотрит на мир. Я хочу сказать, что само слово “ценности” подталкивает человека к такому восприятию мира, и многие воспринимают мир именно так, даже если они этого не осознают (особенно, если не осознают – тогда это вообще гарантированно именно так, а не иначе).


А каким тогда словом называть то, что принято называть “ценности”? Какое слово будет изначально ориентировать человека на другой взгляд на мир?


А вот здесь, чтобы понять суть вопроса, следует обратить внимание на эпиграф к материалу: “Наша судьба как людей – учиться”. Для автора блога это одна из отправных вещей в жизни. Но если мы говорим о судьбе (в любом виде), которая заключается в том, чтобы учиться, то совершенно естественным образом возникает некий Источник знания, потому что учиться – это значит постигать знание (о жизни), а раз есть знание, значит, есть и его Источник.

Таким образом, если человек ориентирован не на себя (выборочное оценочное восприятие), а на окружающий мир, и рассматривает свою судьбу как учёбу, то есть путь знания в том или ином виде, то его единственной реальной точкой отсчёта является Источник знания. Это то, что находится в основе всего. Всё остальное имеет смысл лишь постольку, поскольку оно связано с этим Источником.

В таком случае более точной терминологией является наличие:

1. Источника знания,
2. Нашего связующего звена с Источником знания, а также
3. Определённых вещей, непосредственно вытекающих из этого, и лежащих в основе всего остального. Для этих базовых вещей таким образом вполне подходит простое и значимое слово – основы.


Заметим, что слово “принцип” на латинском языке означает ровно то же самое – начало, основа, и никакой “ценности” тут нет.

Словарь Даля, например, говорит по этому поводу следующее: “Принцип – научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают”. Как видите, принцип (согласно толковому словарю Даля) – это начало (основа), которая может быть как научного происхождения, так и нравственного, то есть никаких ограничений тут нет. И принцип (начало, основа – это прямые синонимы) никак не связан с понятием “ценность”. От основ (например, нравственных) не отступают не потому, что они якобы имеют какую-то “ценность” (так даже вопрос не ставится), а просто потому, что так положено, и точка. Потому, что так правильно. А правильно потому, что это обеспечивает фиксацию внимания (восприятия) на связи с Источником, а если эти основы переступить (преступить), то наше внимание (восприятие) будет перенесено на что-то другое, и это будет против природы человека, судьба которого – учиться (то есть получать знания из Источника).


Автор блога далёк от мысли, что подобные основополагающие термины появляются в обществе случайно, то есть их появление описывается словами “так само собой сложилось”. Люди используют те термины, которые им навязывают, а навязывание подобных терминов происходит посредством средств массовой информации. Подавляющее большинство терминов, которыми сегодня люди с лёгкостью оперируют, ещё каких-то 30 лет тому назад вообще отсутствовали в информационном пространстве, или их хождение было крайне ограниченным. Так что все эти термины взяты из различных информационных источников (средств массовой информации). А средства массовой информации, как мы уже много раз говорили, вещают отнюдь не то, что они сами хотят, а то, что угодно их хозяевам. Поэтому вся современная терминология нам задана (навязана). И уж если нам навязана второстепенная по значимости терминология, то будьте уверены, что базовая терминология навязана в особенности (просто она укоренилась раньше и внедряли её дольше). Каждое слово в базовой терминологии продумано, и все “неугодные” (сильным мира сего) слова там заменены на “желаемые” (допустимые). И весьма скользкое слово “ценности” – в том числе.


Заметьте, что слово “ценность” можно легко применить к чему угодно, то есть наделить таким образом “ценностью”, “ценой” совершенно любое понятие, в том числе совершенно притянутое за уши к нашей жизни. Например, можно сказать, что ценностью является некая “демократия” или “свобода слова”, и это очень легко навязать широкому кругу людей незаметно.

Не бросается в глаза, что совершенно не очевидно, что демократия – это какая-то безусловная ценность.

А почему? А потому, что одно по сути пустое слово (демократия) определено через другое такое же пустое слово (ценность). Ценность – понятие, как мы уже выяснили выше, относительное, поэтому ум легко проглатывает то, что демократия – это ценность (для кого-то это вполне может быть так, и ум тут же успокаивается).

А вот если мы скажем, что демократия – это начало нашей жизни или основа нашей жизни, то здесь уже далеко не каждый согласится автоматически. Многие зададутся вопросом:

А с какой это стати демократия стала основой нашей жизни? Так всегда было? Нет, не всегда. А почему тогда это сейчас так? Кто решил, что это будет основа, и на каком основании?


Как видите, это не просто разная терминология. Это совершенно разный взгляд на мир.

Там, где мы не ощущаем серьёзности вопроса для нашей жизни, мы легко принимаем всё, что угодно. И поэтому под соусом “несерьёзных” слов в нашу жизнь легко протащить что угодно. А слово “ценность” – конечно, “не серьёзное”, потому что как мы уже говорили, она у каждого своя, а что-то относительное априори не может быть серьёзным, серьёзное – это то, что безусловно для всех и каждого, как, например, смерть. Смерть – это серьёзно, потому что это то, что ожидает каждого в его жизни. А яхта – это не серьёзно, потому что яхта может быть, а может и не быть, и ещё далеко не факт, что лучше (есть она или нет).

Там же, где мы ощущаем серьёзность для нашей жизни (а основы – это серьёзно), мы не будем легко принимать всё, что угодно – мы будем смотреть, думать, размышлять, принимать осознанное решение, потому что от этого многое в нашей жизни зависит, и мы это чувствуем. Слова “начало” и “основа” – это вполне осмысленные для каждого человека слова. И невозможно в категорию основ вписать какие-то взятые с потолка вещи – люди этого не примут даже чисто подсознательно, не говоря уже о сознательном отношении.

Прочувствуйте даже элементарно “на слух”, как это по-разному звучит:

Демократия – это ценность.
или
Демократия – это основа нашей жизни.

Думается, что любой ощутит, что это “две большие разницы”.


Читатель вправе пользоваться любой терминологией, но важно делать это осознанно, понимая, на что это влияет в его жизни, и как именно это влияет. В мире не бывает так, что какой-то процесс не управляется никем. Поэтому если человек не осознаёт какого-то процесса в своей жизни, то это значит, что этим процессом в его жизни управляет кто-то другой, только и всего. И если этот процесс является основополагающим, например, для формирования картины мира, то это значит, что основополагающими процессами в жизни человека управляет не он сам, а кое-кто другой.

Именно так и осуществляется глобальное управление, о котором мы говорили уже много раз, и конечно же, будем ещё говорить.


В физике есть простой и наглядный опыт, когда снизу к картонке, на которой лежат железные опилки, подносят магнит. При этом железные опилки выстраиваются по линиям напряжённости магнитного поля в довольно красивую картинку. Можете проверить. Почему железные опилки выстраиваются по заданным линиям? Потому, что они отвечают определённому свойству.



Так и люди, которые отвечают определённым свойствам (например, что их картина мира построена на определённых конкретных заданных понятиях), являются точно такими же “железными опилками”. Дальше нужно просто оказать на них определённое воздействие, и они сами выстроятся в определённые “ряды” и пойдут туда, куда надо тому, у кого в руках ключ (в нашем примере – магнит).


Таких примеров в жизни полным полно. Кстати, обратите внимание на сеть продуктовых магазинов “Магнит”. Думаете, случайное название? Ну, кто так думает, думайте дальше, спорить не буду. Аналогично, когда создаётся модель (и даже бренд, а не только конкретная модель) автомобиля под того или иного потребителя, ему даётся название, привлекательное именно для этой группы потребителей. Примеры, думается, читатель найдёт самостоятельно, их много.


Думается, для читателя должно быть понятно, что имеет очень большое значение осмысление понятий, лежащих в основании его картины мира (фактически в основании его жизни), и данный материал послужит хорошей отправной точкой для подобной работы. А мы, конечно, будем в дальнейшем рассматривать и другие понятия, с которыми мы связываем свою жизнь.


P.S.

С сентября 2018 года блог продвигается только в рамках того бюджета, который он приносит. Возможности инвестировать в него свои средства у автора больше нет.

Поэтому частота появления новых материалов и их продвижение зависят напрямую от поддержки читателей.

На сегодняшний день возможны следующие варианты:
1) Пополнение карты Сбербанка 5469 4000 4064 2295 (Visa, MasterCard)
2) Пополнение карты Сбербанка 2202 2024 8326 2949 (МИР)
3) Пополнение яндекс-кошелька 4100 1126 170 091,
4) Взнос через систему PayPal на пользователя regul01pay@yandex.ru (в середине цифры 0 и 1).
5) Пополнить рублевый кошелек WebMoney (WMR) R412238946091
6) Пополнить долларовый кошелек WebMoney (WMZ) Z882719938327
7) Пополнить евро кошелек WebMoney (WME) E099914820138


P.P.S.

Обращаю внимание, что в группе «Регул» в ВКонтакте можно следить также за репостами материалов других авторов, которые я считаю заслуживающими внимания, а также быть в курсе планируемых мероприятий.

Очередной (сентябрьский) вебинар по технологии анализа и другим технологиям работы с информацией пройдёт 14-15 сентября.

Следите за информацией в группе.

До новых встреч!

"Половина французов висят на деревьях". А "Правый сектор" вообще расформировывают
  • ATRcons
  • Сегодня 10:19
  • В топе

Когда утром 15 апреля хорошо прилетело в Славянск, куда накануне, по слухам, прибыло в районе 100 французов - "артиллеристов" и "консультантов", известный координатор николаевс...

"Евреи — нация львов". Израиль сбросил маску жертвы

Гилад Эрдан, постоянный представитель Израиля при ООН: «Эта атака пересекла все возможные красные линии, и Израиль оставляет за собой право ответить. Мы не лягушки в кипящей воде ...

"Это пустые полки, просто пустые" - прогноз для России уволенного сооснователя ВШЭ. Констатация "катастрофы"
  • Beria
  • Сегодня 12:05
  • В топе

Один  из  основателей  ВШЭ (с  2023 уволенный),  экономист  Игорь Липсиц,   свою  кандидатскую  защитивший  ещё   при Брежневе,  а ныне ...

Обсудить
  • В рамках просвещения людей необходимо прояснить некоторые термины, которыми оперирует КОБ. Эгрегор, концептуальная власть, например. Тогда люди смогут понимать о чем идет речь в лекциях КОБ и читать их литературу. Я буду пробовать, но у вас бы это получилось куда лучше. Что скажете?
  • :star:
  • Очень, очень познавательной, Благодарю за труд, буду ждать продолжения. Вы один из тех кто прокладывает дорогу к источнику знаний.
  • "...некие манипуляторы много столетий находят различия интересов в монолитном обществе,..." В монолитном? Господин и слуга\раб, чиновник и трудяга, преступник и жертва это монолит? Люди сбиваются в пары, группы, общества, слипаются одинаковы энергии, создаются временные союзы - но это не монолит. КОБовцы попались на удачную наживку, ведомые сами и водят незадачливых поЧитателей за собой. Лучше вообще не прикасаться к их "лекциям и литературе", чтобы не растрачивать ресурс. Что это за ресурс? "Время - единственный ресурс, которым вы располагаете здесь". Мир сей более не имеет ресурсов. Все прочие Ресурсы из ВНЕ мира сего, и для обладания теми Ресурсами требуется установления Связи с Запредельем. "Эгрегор - большое астральное тело группы вожделеющих". "Эгрегор не собирает энергию, он заставляет её двигаться." (слегка забегая вперёд)
  • " В мире не бывает так, что какой-то процесс не управляется никем." Именно так.