Полезно ль просвещенье?
Полезно, слова нет о том.
Но просвещением зовем
Мы часто роскоши прельщенье
И даже нравов развращенье:
Так надобно гораздо разбирать,
Как станешь грубости кору с людей сдирать,
Чтоб с ней и добрых свойств у них не растерять,
Чтоб не ослабить дух их, не испортить нравы,
Не разлучить их с простотой
И, давши только блеск пустой,
Бесславья не навлечь им вместо славы.
Об этой истине святой
Преважных бы речей на целу книгу стало;
Да важно говорить не всякому пристало:
Так с шуткой пополам
Я басней доказать ее намерен вам.
--------------
Мужик, простак, каких везде немало,
Нашел Червонец на земли.
Червонец был запачкан и в пыли;
Однако ж пятаков пригоршни трои
Червонца на обмен крестьянину дают.
«Постой же», думает мужик: «дадут мне вдвое;
Придумал кой-что я такое,
Что у меня его с руками оторвут».
Тут, взяв песку, дресвы и мелу,
И натолокши кирпича,
Мужик мой приступает к делу.
И со всего плеча
Червонец о кирпич он точит,
Дресвой дерет,
Песком и мелом трет;
Ну, словом, так, как жар, его поставить хочет.
И подлинно, как жар, Червонец заиграл:
Да только стало
В нем весу мало,
И цену прежнюю Червонец потерял.
<1810>
Мораль басни "Червонец" Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни "Червонец" заключается в том, что, пытаясь улучшить какую-то вещь, важно не навредить и не испортить ее до такой степени, когда она может потерять свою ценность.
В частности Крылов имел в виду моду на иностранных преподавателей среди русского дворянства. Баснописец считал, что заграничные наставники нередко лишь развращали нравы молодых людей вместо того, чтобы развивать их лучшие качества, прививать им любовь к родной культуре, языку и т.д.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:
"Полезно ль просвещенье?
Полезно, слова нет о том.
Но просвещением зовем
Мы часто роскоши прельщенье
И даже нравов развращенье..."
По мнению В. Ф. Кеневича, басня была написана под влиянием доклада министра народного просвещения граф Ал. К. Разумовского от 25 мая 1811 г. В докладе говорилось следующее:
"В отечестве нашем давно простерло корни свои воспитание, иноземцами сообщаемое... Все почти пансионы в империи содержатся иностранцами, которые редко бывают с качествами, для звания сего потребными. Не зная нашего языка и гнушаясь оным, не имея привязанности к стране, для них чуждой, они юным россиянам внушают презрение к языку нашему и охлаждают сердца их ко всему домашнему, и в недрах России из Россиян образуют иностранца."
Педагог Г. К. Дорофеев комментирует суть и смысл басни следующим образом:
"Говоря о воспитании, Крылов настойчиво советует, чтобы родители самым тщательным образом оберегали детей от дурных влияний... Баснями "Кукушка и Горлинка", "Крестьянин и Змея" Крылова ответил на увлечение современного ему общества всем иноземным и на обычай поручать воспитание детей иностранцам. Баснописец требует, чтобы подрастающее поколение воспитывалось в связи с преданиями и верованиями родной страны; он предупреждает, что родителям не будет утешения от детей, если воспитание из всецело вверено "наемничьим рукам". Крылов ценит просвещение, но советует и к нему относиться с большою осторожностью...
Авторы книги "Пятьдесят басен И. А. Крылова" обозначают мораль басни так:
"О вреде ложного просвещения говорит... басня Крылова... "Червонец"." (книга "Пятьдесят басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
По мнению авторов книги "И. А. Крылов и его басни", мораль басни заключается в следующем:
"Воспитание, которое есть основа общественного благосостояния, богатства и славы целого государства, чаще всего занимало нашего баснописца, хорошо сознававшего, что если детям преподано хорошее и добродетельное воспитание, то эти дети впоследствии сделаются примерными гражданами своей страны... Но не то было у нас при жизни Крылова. <...>
Но кроме того, что воспитатели-французы учили юношество любить только чужое, они, стараясь дать только наружное воспитание, заглушали добрые свойства души. Уча своих учеников изящным манерам, держаться развязно в обществе, они не только не развивали добродетельных сторон, но, напротив, они укореняли в своих воспитанниках некоторые пороки, как например, расточительность, праздность, презрение к труду и проч. Против всего этого Крылов восставал еще тогда, когда издавал свой журнал; теперь же он по этому поводу написал басню: "Червонец". <...>
Подобно тому, как мужик вместе с пылью, мелом и кирпичом стер с червонца и много золота, так что червонец потерял даже свою цену, так поступали многие воспитатели со своими учениками, как сказано, давая внешнее воспитание, часто стирали хорошие качества души." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, СПб, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)
Оценили 0 человек
0 кармы