Ребенку показывают картину и просят рассказать, что он думает. Часто оказывается, что и детям есть что сказать в ответ. Их комментарии и замечания поражают свежестью восприятия. Дети не читают критики и не следят за аукционными рекордами. Дети ни разу не сказали, глядя на картину: «Я бы тоже так смог» или «Это не искусство». Вместо этого они говорят: «Нравится» или «Не нравится», и объясняют, почему.
Илья (5 лет) рассматривает картину Виктора Васнецова «Аленушка».
— Тёте грустно, потому что ни одной камышины вокруг не выросло? — спросил ребенок.
— Это первое, что тебя в картине заинтересовало? — удивилась мама в ответ.
— Да просто очень грустно на такое смотреть! — сказал сын. — Тем более после той сказки про Русалочку, что ты мне недавно читала. Что ж это им всем так плохо? Мне такое слушать и смотреть неприятно. Тетя так смотрит, как будто все умерли.
Мама не стала сообщать сыну, что он, вообще-то, довольно точно обрисовал состояние девушки на картине. Ее первое название «Дурочка Аленушка», а «дурочками» называли в те времена сироток или юродивых.
Попыталась разрядить обстановку:
— Некоторые связывают эту картину Васнецова со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». И ты же помнишь, что там в итоге все хорошо закончилось.
— Как это можно связывать? — изумился сын. — Там же по сказке сестрица Аленушка внутри пруда должна была бы лежать, а козленочек сверху скакать и с ней разговаривать. А тут, наоборот, Аленушка у пруда. То есть, там еще и братец утопленный в воде? — у ребенка от ужаса расширились глаза.
— Нет-нет! — заверила мама. — Никакого утопленника братца-козленочка в пруду нет.
— И почему же тогда люди это с той сказкой связали?
— Просто Васнецов часто обращался к сказочным сюжетам. У него есть картина «Иван-Царевич на Сером Волке», «Ковер-самолет», «Богатыри»…
— Вот, «Богатырей» мне лучше покажи! — попросил сын.
…Показала. Сын долго смотрел на картину и потом вынес вердикт:
— Вот это — совсем другое дело! Только танка не хватает.
Оля (15 лет) говорит о картине Жоржа Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт:
— Очень интересно нарисовано. Когда приближаешься, картина как будто распадается на пиксели, а когда отходишь — все сливается и создается ощущение, что наоборот все прорисовано очень четко.
Здесь как будто все несчастны. Как будто не могут делать то, чего действительно хотят. Особенно эта пара на переднем плане в тени и девочка в белом платье в неподвижной позе. Все прямые и скованные. Возможно, это из-за неудобной одежды, которая не дает нормально двигаться. На всей картине только один человек свободен — вот этот мужчина в жилетке, который курит трубку.
Шестилетняя Аня изучает картину Пабло Пикассо «Две женщины, бегущие по пляжу».
Анечка впервые видит эту картину Пикассо.
— Что там изображено, что происходит?
— Здесь люди куда-то бегут. Наверное, за ними «гоняется» какой-то волк или медведь, они от него убегают, и они прибежали на гору, куда медведь не может залезть.
— А победить зверя они могут?
— Могут только лапу сломать.
— А кто эти люди, как ты думаешь?
— Вот это — мальчик (фигура на переднем плане), а это — девочка.
— Мальчик? Анечка, почему ты так решила?
— Видишь, у него лицо такое, как у мальчика. А волосы хвостиком и бегут. У девочки (фигура на заднем плане) видна одна большая сися, волосы прямые и распущенные, и ноги чуть меньше.
— Скажи, как бы ты назвала картину?
— Храбрые воины. Потому, что видно: они хотят отступить, а потом сражаться.
Картины детям показывали Елена Сироид, Анна Сидельникова, Светлана Лехтман.
Оценили 15 человек
24 кармы