Малевич позаимствовал идею "Чёрного квадрата" у французского художника Альфонса Алле или Пола Билхода?

5 187

Казимир Северинович Малевич позаимствовал идею "Чёрного квадрата" у французского художника Альфонса Алле или  всё же Пола Билхода? 
По настоянию пользователя Алексея Кулакова.

ВО-ПЕРВЫХ

• В 1882 году молодой французский писатель и издатель Жюль Леви основал группу Салон непоследовательных, которая состояла из  художников, писателей, поэтов и других представителей парижской богемы конца 19 века.

• Объединение это не преследовало никаких политических целей. Лозунгом группы была фраза "Искусство непоследовательно". 

• Салон непоследовательных надсмехался над официальными  ценностями через сатиру, юмор, а иногда и грубую шутку. Картины, которые демонстрировались на выставках Салона, были вовсе не "картины" в традиционном понимании. Это были смешные  карикатуры, абсурдные кошмары, рисунки, как будто бы нарисованные детьми.

• 1 октября 1882 Салон непоследовательных открывает в Париже выставку с причудливым названием "Искусство непоследовательных".

ВО-ВТОРЫХ.

Самой вызывающей среди представленных работ было одноцветное - абсолютно чёрное изображение, нарисованное поэтом Полом Билходом и называлось оно «Ночная драка негров в подвале» . Такой Чёрный прямоугольник.


Пол Билход , «Битва негров в пещере ночью», 1882

Никаких заявлений о концептуальном смысле картины. Никакого предложения вглядеться и найти скрытый смысл черного прямоугольника, обрамленного игривой виньеткой. Просто шуточная картина. Причём шутка не в картине даже, а в её названии. Ведь действительно - когда негры дерутся в подвале ночью, то ничего не видно и все чёрное.

В-ТРЕТЬИХ.

• Юмористическую идею Билфорда развил художник Альфонс Алле. На выставке 1883 года он выставляет картину "Малокровные девочки, идущие к первому причастию в снежной буре", представляющую собой белый прямоугольник.

Альфонс Алле «Анемичные девицы идут к первому Причастию в снежную пору», 1883 г. Так эта картина выглядела в 1897 году.

В-ЧЕТВЁРТЫХ.

На выставке 1884 года он показывает еще один монохромный рисунок - красный прямоугольник под названием "Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря"

В-ПЯТЫХ.

Затем Альфонс Алле расширил свою коллекцию Синим, Зелёным, Серым прямоугольниками и выпустил книгу с этими работами, дополнив их пустой музыкальной партитурой под названием "Траурный марш для глухих". Надо признать, что Алле был большой фантазер и юморист.

В-ШЕСТЫХ.

• В монохромных работах Казимира Малевича тот же самый концепт был усилен ничего не означающим названием. Ведь "Чёрный квадрат" это не название, это просто констатация. Самое же главное состоит в том, непоследовательные парижские юмористы конца 19 столетия не рассказали миру ничего о сакральном смысле своих работ. Может быть, потому, что там его не было. 

• Малевич был гораздо серьезнее. Он неустанно ваял репутацию своего шедевра, пользуясь всеми возможными способами.

• В итоге имя Альфонса Алле сегодня знают лишь специалисты, а имя Малевича знает весь мир.

В-СЕДЬМЫХ.

10 смыслов «Чёрного квадрата».

7. 1. «Чёрный квадрат» — это темный прямоугольник. Начнем с того, что «Чёрный квадрат» вовсе не чёрный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

7. 2. «Чёрный квадрат» — это неудавшаяся картина. Для  футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Чёрному квадрату». Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась. Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искусствоведы считают, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб, и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.

7. 3. «Чёрный квадрат» — это разноцветный куб. Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Чёрном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины вы выйдете за рамки традиционного восприятия, за пределы видимого, то поймете, что перед вами не чёрный квадрат, а разноцветный куб.

Тайный смысл, вложенный в «Черный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и чёрно-белым. Если человек будет воспринимать мир объёмно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится.

Миллионы людей, которых, по их словам, инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Чёрного квадрата».

Чёрный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в чёрном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за чёрным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложнее многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.

7. 4. «Чёрный квадрат» — это бунт в искусстве.

На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. 

Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Чёрный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского "supreme", что означает «доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи». 

Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».  Одновременно с «чёрным квадратом» были созданы и экспонировались на той же выставке «Чёрный круг» и «Чёрный крест», представляя три основных элемента супрематической системы.  Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.

7. 5. «Чёрный квадрат» — это пример гениального пиара. Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное — как подать и продать. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках. Впоследствии Малевич нарисовал как минимум 4 версии своего «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и приумножить успех картины.

7. 6. «Чёрный квадрат» — это политический ход. 

• Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстраивался под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные «чёрные квадраты»,  нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными.

• В 1915 году «Квадрат» Малевича приобрел совершенно новый, актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи. «Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила.

• До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО Наркомпроса.

7. 7. «Чёрный квадрат» — это отказ от содержания.

• Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является фактическим для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.

7. 8. «Чёрный квадрат» — это вызов православию.

Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 года вместе с другими 39 работами Малевича. «Чёрный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах, согласно православным традициям, вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняли картину как вызов православию и  антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны».

7. 9. «Чёрный квадрат» — это кризис идей в искусстве.

Малевича называют чуть ли не гуру современного искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью. 

• Искусство изжило себя, и многие критики сходятся во мнении, что после «Чёрного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.

• «Чёрный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.

7. 10. «Чёрный квадрат» — это шарлатанство.

• Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.

• А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многие люди оказываются перед необходимостью его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.

В-ВОСЬМЫХ.

Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный  квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о  своём.

ИСТОЧНИК.

А о чём подумалось вам, АлексеЙ Кулаков?


Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
  • Хочу добавить, что есть прямые доказательства, что Малевич действительно украл идею у Пола Билхода, выставившего «Ночную драку негров в подвале» . Когда в 2015 г. специалисты Третьяковской галереи изучили первооригинал картины Малевича просветив его рентгеновскими лучами, они обнаружили под чёрным красочным слоем еще два слоя, две картины нарисованные одна на другой, в самом низу кубофутуристическая композиция, а следующая - протосупрематическая композиция. Художники так иногда поступают, чтобы не тратиться на новый холст. Интересно другое. На холсте была обнаружена надпись карандашом сделанная рукой Малевича, которая гласила: «Битва негров в темной пещере». Из этого определённо следует, что Малевич знал ту французскую историю вплоть до названия картины Билхода. Кстати приведённый анекдот о том, как приятель сказал "Гениально!" и поэтому Квадрат был явлен миру - скорее всего выдумка. https://style.rbc.ru/impressions/571638629a79472acdb34991 ЗЫ. Лично я думаю, что все интерпретации "ЧК", которые мне известны, в том числе и приведённые в статье - это чушь собачья. "ЧК" - это, вообще, не живопись. И почти не имеет к ней отношения, если не считать того, что широкие народные массы, включая почти всех искусствоведов, ошибочно считают его живописью. Это действительно великое произведение, но не изобразительного искусства, а того вида искусства, которое до Малевича не существовало и которое сейчас называется акционизмом. Для оценки акционистских произведений применяются иные критерии, чем для живописных. И по ним Квадрат проходит.