Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Каприччио. Искусство красочного пейзажа с величественными античными руинами

2 211

Каприччио (от итальянского capriccio — «прихоть») — это разновидность пейзажного жанра в живописи XVII — начала XIX веков, для которого характерно присутствие в картинах архитектурных фантазий. Чаще всего в произведениях, написанных в жанре каприччио, основу композиции составляют руины античных сооружений в произвольных вымышленных сочетаниях. А для оживления сюжета художники нередко использовали стаффаж — прорисовывали на фоне пейзажа маленькие фигуры людей и животных. 

Алессандро Салуччи. Картина «Каприччио», 1660

Каприччио — это термин, который применяется не только в живописи, но и в других видах искусства. В музыке его используют для обозначения инструментальной пьесы, написанной в свободной форме, а в архитектуре — экстравагантного здания или отдельных его частей, имеющих причудливый внешний вид. 

История каприччио.

Каприччио в живописи развился из пейзажного жанра в середине XVII века благодаря стараниям двух итальянских художников: Алессандро Салуччи (Alessandro Salucci) и Вивиано Кодацци (Viviano Codazzi). В тот период в Риме и его окрестностях было множество античных руин, которые вдохновляли мастеров живописи на создание красочных картин. 

Вивиано Кодацци. Картина «Внутренний двор гостиницы с античными руинами», 1647 

Но значительная часть старинных построек к тому времени потеряла былое великолепие. Пышные дворцы правителей и знати превратились в разрушенные обособленные островки образцов римской архитектуры. Салуччи и Кодацци первыми решились приукрасить в своих произведениях реальный внешний вид древних руин. 

Алессандро Салуччи. Картина «Вид с архитектурой, триумфальной аркой и фигурами», 1660 

Суть смелого новаторства художников заключалась в том, что для улучшения композиции картин они рискнули переставить местами часть памятников истории и дорисовать некоторые недостающие архитектурные элементы. Причем Салуччи проявил больше творческой свободы в своих произведениях, чем Кодацци, который вносил лишь минимальные изменения в композицию. 

Вивиано Кодацци. Картина «Рождество в древних руинах», 1660 

Работы художников-новаторов в жанре каприччио были благосклонно восприняты и критиками, и публикой. У не слишком известных живописцев появилось множество последователей, не только в Италии, но и в других странах Европы. 

Джованни Баттиста Пиранези. Офорт «Вид на Базилику Святого Джованни Латерано», 1774 

Пик популярности каприччио в живописи пришелся на середину XVIII века и совпал с появлением в изобразительном искусстве стиля рококо. Однако уже к началу XIX века интерес к картинам с архитектурными фантазиями постепенно угас. 

Джованни Паоло Панини. Картина «Римское каприччио: Пантеон и другие памятники», 1735 

Великий Франсиско Гойя (Francisco Goya) на стыке XVIII-XIX веков создал знаменитую серию офортов «Капричос». Но его произведения, созданы совершенно в ином жанре, они остро высмеивают политические, социальные и религиозные нравы современников.

Марко Риччи. Картина «Классический пейзаж с руинами», 1725 

В эпоху Романтизма термин каприччио был тесно связан с музыкой. Итальянский скрипач и композитор Николо Паганини (Niccolò Paganini) подарил миру 24 каприса для скрипки соло, которые восторженно принимает публика и в наши дни. А на основе каприсов Паганини венгерский гений музыки Ференц Лист (Ferenc Liszt) создал целый ряд этюдов в середине XIX века. 

Юбер Робер. Картина «Античные руины», 1765 

Сегодня красочные картины в жанре каприччио можно увидеть в экспозициях лучших музеев мира и частных коллекциях ценителей искусства. Но современные художники крайне редко обращаются к этой очаровательной тематике в своем творчестве. 

Марко Риччи. Картина «Руины и пруд в римской деревне», 1730 

Известные художники, работавшие в жанре каприччио.

 Среди самых известных художников каприччио сложно найти мастеров мировой живописи первой величины. Многие имена незаслуженно забыты потомками и хорошо знакомы только опытным знатокам изобразительного искусства. Среди них: 

Алессандро Салуччи — один из главных основоположников жанра. Он очень тонко сумел ощутить потребность публики в новаторском подходе к античному пейзажу и не боялся вносить значительные перестановки в композицию картин. 

Вивиано Кодацци — другой сооснователь жанра. Его произведениям присущ более реалистический стиль. Но в поиске эстетической гармонии Кодацци также не стеснялся передвигать на более подходящее место исторические памятники в своих работах. 

Джованни Паоло Панини (Giovanni Paolo Panini) — итальянский мастер каприччио и ведуты. Большую часть его творчества составляют картины с изображениями античных достопримечательностей Рима и его пейзажных видов. 

Марко Риччи (Marco Ricci) — представитель венецианской школы живописи начала XVIII века. По стечению обстоятельств ему пришлось в 20-летнем возрасте покинуть родную Венецию и перебраться в Рим. Именно здесь он обрел признание художника благодаря своим искусным работам. 

Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi) — самый знаменитый график жанра. Пиранези был также архитектором и известным археологом, отличался большой работоспособностью. В течение своей жизни он создал сотни гравюр с изображениями древних архитектурных памятников Рима. 

Юбер Робер (Hubert Robert) — французский живописец, автор множества пейзажных фантазий. Юбер 11 лет прожил в Италии, где сделал тысячи зарисовок античных древностей. Этих наработок ему с лихвой хватило до конца жизни для создания десятков красочных картин. 

Джозеф Ганди (Joseph Gandy) — британский теоретик искусства и художник, страстно увлеченный античными руинами. Его картинам присуща потрясающая архитектурная точность деталей и элегантная возвышенность стиля мастера, которого ни современники, ни потомки не оценили по достоинству. 

Каприччио. Джозеф Ганди. Картина «Истоки архитектуры», 1838.

Источник.

Дрожь Европы. Почему Запад всегда боится России

Европа боится. Она пытается скрыть свои страхи выглядеть сильной и уверенной в себе, но страх постоянно пробивается наружу, сквозь маску британской невозмутимости, германской сосредоточ...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века, Орловская губерния

Мильша. Засечная черта. Потомки служивых людей XVI-XVII века, Орловская губерния "Найди свои корни и не суетись на счёт других миров"Дэвид Генри ТороСегодня, уважаемые Читатели и К...

Мильша. Однодворцы в Российской армии и в составе казачьих войск

«Там шли, шли два брата с турецкого фронта,С турецкого фронта домой.Лишь только переступили мы польскую границу,Ударил поляк три раза.Ударил, ударил, он в грудь меня поранил....

Обсудить
    • Ник
    • 1 декабря 2022 г. 08:29
    :boom: :boom: :boom: