Небо на картинах выглядит необычайно разнообразно, ведь трудно найти что-то более переменчивое. Небеса могут быть нежно-розовыми, бесконечно-синими, беспросветно-серыми или мрачно-грозовыми. С их помощью можно передать любые эмоции. Но сделать это непросто: реалистичное изображение небесного пейзажа требует большого мастерства. Посмотрим, как выглядит небо на картинах художников, сумевших передать его красоту. Лучшие примеры встречаются в живописи разных стран и эпох.
Голландские небесный пейзажи XVII века.
Небо на картинах появляется далеко не сразу. В Средние века пейзаж практически исчезает как жанр, а мастера Античности и Возрождения предпочитали писать виды городов, рек или моря. Небо порой используется как условное пространство для религиозного сюжета. Но в эпоху Просвещения люди начинают уделять больше внимания реальному миру вокруг. В XVII и XVIII веках жанр пейзажа расцветает сильнее, чем когда-либо ранее, а с ним взгляд художников обращается к небесам.
Небо на картинах Золотого века Голландии часто занимает две трети холста и выписывается виртуозно. Глядя на голландский пейзаж, легко определить время суток, сезон и погоду. Мастеров, прекрасно изображавших небеса, довольно много. Среди лучших — Арт ван дер Нер (Aert van der Neer), Саломон ван Рёйсдал (Salomon van Ruysdael) и его племянник Якоб ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael).
В 1680 году у художников появился особенный повод уделить внимание небесному пространству. В это время пролетала яркая комета, заметная невооруженным глазом даже днем. Как она выглядела ночью, изображено в работе Ливе Версхюра (Lieve Verschuier).
Небо у художников-романтиков.
В творчестве представителей романтизма пейзаж играет огромную роль. Для этого течения характерен культ естественности и идея единения человека с природой. В живописи окружающий пейзаж часто служит отражением страстей или духовных помыслов героя. Небо может становиться символом бога и горнего мира. Это хорошо видно на произведениях немецкого художника Каспара Фридриха (Caspar David Friedrich). Его пейзажные дали полны мистической атмосферы, и на многих картинах важную роль играют небеса.
Например, в работе «Туман» земля изображена тусклой, голой и однообразной. Одинокому человеку на ней, по-видимому, тоскливо и неуютно. Но над ним — бескрайний небесный простор, играющий красками и полный жизни в виде устремляющихся ввысь птиц.
Мастерским изображением стихий прославился британский художник романтического направления Уильям Тернер (William Turner). Он бесподобно писал воду и воздух. На его акварелях запечатлено небо в разных состояниях: облачное, лунное, рассветное и закатное. За стремление отобразить переменчивую природу такой, какой она предстает в данный момент, Тернера называют первым импрессионистом. А поздние его работы, упрощенные до предела, приближаются к абстрактной живописи.
Каким увидел небо Ван Гог?
Винсент Ван Гог создал яркие и запоминающиеся образы ночного небосвода. Его «Звездная ночь» выглядит фантастично за счет предельно контрастных красок, огромных светил и вихревых потоков воздуха. Известно, что кроме Луны на картине изображена реальная Венера, которая в период работы над произведением светила необыкновенно ярко. Она находится в центральной части холста близко к горизонту.
Ван Гог восхищался ночными небесами и писал брату, что при таинственном блеске звезд жизнь кажется ему волшебной. Художник нередко писал в ночное время со свечой. Еще один результат такой работы — «Звёздная ночь над Роной». Она была написана раньше, и эта работа более умиротворяющая, по сравнению с тревожной «Звездной ночью» 1889 года. Здесь условно изображены Большая Медведица и Полярная звезда. Небесным светилам вторят земные огни фонарей, отражающиеся в воде.
Небо на картинах русских художников.
В русской живописи присутствует давняя традиция изображения неба, оно встречается в произведениях многих мастеров. Например, наш лучший маринист Иван Айвазовский выписывал небеса и облака во всех их проявлениях не хуже, чем морские волны. Иногда эти две стихии сливаются друг с другом, так что не сразу понятно, где заканчиваются бушующие волны и начинаются грозовые тучи. Подобный прием мы видим и в самой знаменитой работе Айвазовского «Девятый вал», и на других полотнах.
В искусстве изображения неба преуспел ученик Айвазовского Архип Куинджи. Его картина «Лунная ночь на Днепре» вызвала такой интерес у современников, что для нее одной открыли моновыставку, собиравшую очереди. Лунный свет и его отражение в реке выглядят так реалистично, что ходили слухи об особенных флюоресцентных красках и даже о колдовстве. Небо неоднократно появляется в творчестве Куинджи — ночное, дневное, грозовое, с радугой и облаками.
Исаак Левитан оставил много этюдов, на которых тренировался изображать облака. Результат отточенного мастерства — гениальная картина «Над вечным покоем». В ней нет ни ярких красок, ни выразительных светотеней. Лишь тонкий подбор нюансных оттенков помог Левитану создать реалистичный образ русского ненастья. Небо занимает половину холста, и это не пустое пространство. Мы видим и тяжелые тучи, и легкие перистые облака, плывущие над водной гладью. Глядя на эту мощную, бескрайнюю и равнодушную к нам природу, легко почувствовать хрупкость человеческой жизни.
Небо на картинах художников — это сюжет, который всегда найдет отклик в сердце и никогда не выйдет из моды.
Оценили 4 человека
8 кармы