ВСУ готовятся применить в Бахмуте запрещенное химоружие. Россия и Иран хотят сделать более быстрый дрон

Флюксус. Самое радикальное и экспериментальное направление в искусстве шестидесятых годов ХХ века.

15 295

Флюксус (от лат. fluxus — «поток жизни») — интернациональное движение в искусстве 60-70-х годов ХХ века, последователи которого в своих произведениях объединяли разнообразные способы художественного выражения и средства коммуникации. Основной идеей флюксуса является спонтанный процесс творчества, выраженный в форме хеппенинга, перформанса, инсталляции, акции или представления, а результат такого действия имеет минимальное значение как для художника, так и для зрителей. 

 Йоко Оно. Перформанс «Отрежь кусок», 1964 

Флюксус часто включает в себя не только элементы изобразительного искусства, но и компоненты музыки, поэзии, хореографии и актерской игры. Сторонники этого течения сознательно отказывались от любых ограничений в творчестве, а их философия имеет много общего с популярным авангардным движением начала ХХ века — дадаизмом.

Ай-О. Хеппенинг «Радуга», 2012

Отличительные особенности флюксуса.

 Флюксус, по мнению большинства его последователей, является полной противоположностью как академического, так и коммерческого искусства. Многие работы художники создавали в сатирической и даже хулиганской манере, тем самым пытаясь стереть границы между обычной жизнью людей и высоким искусством. 

Базон Брок. Перформанс «Смерть должна быть отменена», 1968 

К основным отличительным особенностям флюксуса относятся:

-  Глобализм. Сторонники этого движения не признают границ между культурами разных стран, а выступают за свободный доступ к искусству любого человека, независимо от его социального статуса, происхождения или национальности.

- Широкое использование интермедиа. Но применение той или иной медиа-технологии должно иметь глубокий смысл, а не быть частью коммерческой составляющей. 

- Случайность. Любое действие художника должно быть непредсказуемым, а намеренное вмешательство для достижения заранее определенного эффекта не допускается. 

- Игра. Творческий процесс должен быть увлекательным, в нем могут принимать участие не только художники, но и зрители. 

- Простота. Автор выражает идею в максимально простых формах с помощью самых тривиальных вещей, в которых всегда можно увидеть необычное. 

- Экспериментальный характер творчества. В нем не может быть ошибок или провалов, а каждая работа имеет право на жизнь.

-  Музыкальность. Причем музыкальный материал настоящий художник может создать из самых необычных вещей, которые у большинства людей абсолютно не ассоциируется с музыкой. 

Бен Паттерсон. Перформанс «Вариации с двойным басом», 1962 

Флюксус значительно отличается от других современных течений огромным разнообразием последователей, к которым принадлежали представителей разных профессий (художники, поэты, композиторы, писатели, музыканты и философы). Кроме того, революционное течение подарило миру уникальный тип произведения искусства — «партитуры» (scores). Суть партитуры заключается в том, что художник подробно описывает последовательность действий на бумаге, которую может выполнить любой человек, чтобы приобщиться к искусству.

Бен Паттерсон. Перформанс «Инструкция № 2 (Пожалуйста, вымойте ваше лицо)», 1962 

История развития флюксуса.

 История флюксуса берет свое начало с конца 1950-х годов, когда на лекции известного композитора Джона Кейджа (John Cage) молодой художник Джордж Мациюнас (George Maciunas) впервые услышал теорию о простоте искусства и красоте обыденных вещей. Тогда же Аллан Капроу (Allan Kaprow) разработал концепцию «хеппенинга» и представил ее широкой публике, а Рэй Джонсон (Ray Johnson) придумал «мэйл-арт». 

 Джозеф Бойс. Перформанс «Как объяснять картины мертвому зайцу», 1965 

Именно тогда в голове у Мациюнаса появилась мысль о создании нового течения современного искусства, которое по замыслу автора должно было объединить идеи: 

дадаистов; 

абстрактных экспрессионистов; 

китайского учения дзен; 

основоположников немецкой школы Баухаус.

Джордж Брехт. Перформанс «Капельная музыка», 2018

Обладая энергичной натурой и мощной харизмой, Мациюнас приступил к формированию группы единомышленников и начал вырабатывать стройную концепцию движения. Сначала он решил назвать революционное течение «новым дадаизмом» и даже написал письмо с изложением своих идей одному из самых знаменитых дадаистов — Раулю Хаусманну (Raoul Hausmann). Но признанный мэтр авангардного искусства предложил изменить название на «флюксус», чтобы не вводить публику в заблуждение. 

Джордж Мациюнас Перформанс «США превосходят всех по рекордам геноцида», 1966

В 1962 году Мациюнас с группой сторонников организовал в нескольких странах Западной Европы серию фестивалей Fluxfest, на которых были представлены оригинальные работы участников движения. Главной целью этих мероприятий был сбор средств для выпуска журнала Fluxus, где художники намеревались публиковать свои произведения. 

Перформанс «Джордж Мациюнас, Дик Хиггинс, Вольф Фостелл, Бенджамин Паттерсон и Эмметт Уильямс исполняют фортепианные выступления Филипа Корнера», 1962 

Однако, в реальности события развивались совсем по-другому. Выпуск журнала был отложен на несколько лет, зато благодаря фестивалям у нового движения появилось множество последователей в разных уголках Земли. Йозеф Бойс (Joseph Beuys) — один из основоположников течения, предложил Мациюнасу написать программный манифест с изложением основных идей флюксуса, которые отличались крайним радикализмом взглядов. 

Листовка с манифестом Флюксуса на фестивале Fluxfest, 1963

Манифест впервые был озвучен на фестивале «Флуксорум» в Дюссельдорфе в 1963 году, но представленные в нем идеи привели к расколу в новом движении. Часть его членов во главе с Карлхайнцем Штокхаузеном (Karlheinz Stockhausen) отказались принимать участие в радикальных акциях, направленных против музеев и театров, за что были немедленно исключены из флюксуса. 

Кен Фридман. Перформанс «Соната для дынь и гравитации», 1966 

Несмотря на это, Мациюнас впоследствии продолжал тесно сотрудничать с исключенными участниками движения. Одновременно, он начал формировать сеть региональных отделений течения по всему миру, пытаясь создать управляемую однородную структуру под своим руководство

Кристиан Вульф. Перформанс «Палочки из сборника прозы», 1971 

Но в среде художников-новаторов было очень сложно реализовать идею централизованного течения с жесткой дисциплиной, хотя  никогда от нее не отказывался. Многие региональные отделения со временем даже убрали из названия своих объединений слово «флюксус». Тем не менее, это не помешало им принимать участие в фестивалях и общаться с другими художниками. 

Дик Хиггинс. Перформанс «Danger Music № 2. Выступление на Fluxus Internationale Festspiele Neuester Musik, Висбаден», 1962 

В течение почти 20 лет основной движущей силой движения оставался Мациюнас, который своим напором и целеустремленностью ежегодно привлекал множество новых участников и пытался координировать действия разношерстных отделений. Но в 1978 году создатель течения умер от рака и течение окончательно утратило признаки управляемости. После чего на протяжении последующих 20 лет интерес к флюксусу со стороны публики и критиков заметно снизился, чтобы затем вспыхнуть с новой силой уже в начале XXI столетия.

Нам Джун Пайк. Перформанс «Один для соло со скрипкой», 1962 

Самые известные последователи флюксуса.

Среди сторонников течения есть много знаковых фигур в истории современного искусства. И, все же к самым известным последователям флюксуса относятся: 

Джордж Мациюнас — американский художник и композитор литовского происхождения, безоговорочный лидер движения на протяжении 20 лет. Мациюнас прекрасно ладил с людьми и буквально заражал их своими нетривиальными идеями. 

Джордж Брехт (George Brecht) — изобретатель знаменитых партитур событий, химик по образованию, художник и музыкант по призванию. Брехт также был фанатом дзен-буддизма и даже перевел с китайского древний философский текст «Синьсинь Мин». 

Йозеф Бойс — немецкий художник, оригинальный оратор и создатель многочисленных перформансов. В своих произведениях Бойс часто затрагивал тему отчуждения современного человека от живой природы.

 Йоко Оно (Yoko Ono) — японская авангардная художница и певица, вдова Джона Леннона, автор множества ярких перформансов. 

Элисон Ноуэлс. Перформанс «Раненая мебель», 1965 

Идеи флюксуса оказались весьма жизнеспособными. Философия движения продолжает жить в фестивалях, выставках и форумах современного искусства. В XXI веке в разных уголках Земли начали открываться музеи флюксуса, а в сети Интернет — множество сайтов, посвященных истории возникновения, развития и продвижения этого неординарного течения современного искусства.

Источник.

ВСУ приготовились к сдаче Херсона. В городе воцарился хаос

В выходные Херсон накрыла очередная артиллерийская дуэль. Российские военные наносили удары по скоплению техники и резервам ВСУ, в итоге практически уничтожив первую линию Антоновки.&nb...

Очищение: Россия забирает своё

В прошлом году западные страны показали себя во всей красе - замораживали активы, отжимали собственность, нарушали контракты. В разгар энергокризиса особенно сильно досталось нефтегазу. Свалив на Росс...

История из жизни

​Гулялa я в oбщeм c coбaкaми, вдpуг cлышу звoнoк нa мoбильныйЯ гoвopю :- Cлyшaю...Mнe в oтвeт мужcкoй гoлoc (oчeнь cтpoгo) :- Здpaвcтвуйтe. Cлужбa бeзoпacнocти Цeнтpaльнoгo Бaнкa. Дoвoдим дo вaшeгo cв...

Обсудить
  • Ох и флюксус выскочил на ровном месте. Я знаю один Манифест. Неужели Карл Маркс тоже, это художник-новатор?
  • Я не успеваю угнаться за вашей мыслью и кругозором :wink: :sparkles: Голова закружилась от Вашей тематики :smile: ...................