Пуризм. Ясность и чистота идеала. Наследие неоклассицизма в эпоху машин и механизмов.

0 209

Пуризм — это живописный стиль первой четверти XX века, в основу которого были положены порядок, строгая гармония, композиционный баланс, поиск идеальных зрительных решений. Пуризм возник во Франции в 1918 году в рамках искусства модернизма и авангардизма, просуществовал до 1925-го и сошёл с художественной сцены из-за ссоры художников-основателей. Стиль во многом был порождением техногенной цивилизации. Пуристов вдохновляли безупречное взаимодействие частей отлаженных механизмов, чёткая геометрия конструкций, эстетика машин. Основателями стиля считаются художники Амеде Озанфан (Amédée Ozenfant) и Шарль-Эдуар Жаннере (Charles-Edouard Jeanneret-Gris), который впоследствии занялся архитектурой под именем Ле Корбюзье (Le Corbusier). 

Ле Корбюзье. «Натюрморт», 1920 

Пуризм в широком понимании представляет собой защиту каноничности, следование чистым образцам в искусстве, языке и других сферах. В живописи же этот термин употребляется для обозначения конкретного течения, связанного с именами Озанфана и Ле Корбюзье. Название стиля возникло во французском языке (purisme) и происходит от латинского слова purus, которое переводится как «чистый». 

Фернан Леже. «Механические элементы», 1926 

Пуризм: особенности стиля.

 Пуризм по духу был наследником классицизма с его стремлением к ясности форм и алгебраической гармонии. После тягот Первой мировой войны, ставшей потрясением для Европы и оставившей глубокий след в человеческих душах, в искусстве наметился тренд на возвращение к идеям неоклассицизма в противовес хаотическим художественным стилям. Люди жаждали мира и порядка, спокойствия и разумности бытия. Творчество пуристов отвечало этим настроениям.

Фернан Леже. «Композиция» («Композиция с рукой и шляпой»), ок. 1920 

Можно выделить следующие черты этого стиля: 

- Графичность. Упрощая формы и делая их плоскими, живописцы-пуристы приближались в своём творчестве к графике.

- Уравновешенность и «рифмованность» композиции. 

- Отказ от «случайных» деталей, которые отвлекают взгляд от главного.

- Создание чётких, геометрических силуэтов. 

- Следование принципам золотого сечения. 

- Предпочтение неярких, приглушённых оттенков, гармонично сочетающихся друг с другом. 

Ле Корбюзье. «Натюрморт, наполненный пространством», 1924 

Живописцы-пуристы не интересовались природой — она казалась им слишком хаотичной. Внимание их было сосредоточено преимущественно на предметной реальности, поэтому самым популярным жанром у них стал натюрморт. 

Амеде Озанфан. «Белый кувшин», 1926 

В работах пуристов встречаются элементы других авангардных стилей. Так, многое это направление взяло у кубизма. С другой стороны, родственные стилистические черты наблюдаются в более мягком орфизме. Близкие идеи возрождения неоклассицистических идеалов вдохновляли художественную группу с говорящим названием «Золотое сечение» и апологетов неопластицизма. 

Шандор Бортник. «Архитектурное пространство», 1924

История пуризма.

Рождение стиля состоялось 22 декабря 1918 года, когда открылась Первая Пуристская выставка и художественному сообществу был представлен творческий манифест под названием «После кубизма». В этом манифесте основатели направления призывали к победе над природным хаосом с помощью технологических достижений разума. Название для своего течения живописцы взяли из «Словаря архитектуры» неоклассициста Антуана-Кризостома Катрмер-де-Кенси (Antoine Chrysostome Quatremère de Quincy). 

Ле Корбюзье, «Вертикальная гитара (1 версия)», 1920 

В 1920 годах вышел в свет журнал «Новый дух» (L'Esprit Nouveau), пропагандирующий пуристские идеи. Он издавался до 1925 года.

Амеде Озанфан. «Систерон», 1923 

Вторая экспозиция картин художников-пуристов состоялась в 1921 году, а в 1924-м в Париже открыла двери педагогическая школа приверженцев этого стиля — «Бесплатная мастерская» (Atelier Libre).

Амеде Озанфан. «Натюрморт», ок. 1920 

Кульминационным событием в истории направления стала экспозиция пуристских работ на Международной выставке в Париже, состоявшейся в 1925 году. Но в этом же году пуризм как единое художественное явление перестал существовать: его основатели разорвали отношения из-за творческих разногласий. Дело в том, что они работали над одним проектом — «Виллой Ля Рош», и Озанфан развесил на её стенах картины — вопреки концепции Ле Корбюзье. 

Амеде Озанфан. Натюрморт «Посуда», 1920 

В дальнейшем каждый из художников работал самостоятельно. В частности, Ле Корбюзье использовал пуристские наработки в своих архитектурных проектах. 

Самые известные художники-пуристы.

Новое течение заинтересовало немало ярких творцов. Помимо Амеде Озанфана и Ле Корбюзье, важную роль в развитии стиля сыграл Фернан Леже (Joseph Fernand Henri Léger). 

Фернан Леже. «Три женщины», 1920-1921 

К движению присоединились представители кубизма и кубофутуризма:

 - Хуан Грис (Juan Gris); 

- Жак Липшиц (Jacques Lipchitz); 

- Мари Лоренцин (Marie Laurencin); 

- Александра Александровна Экстер. 

Хуан Грис. «Бутылка и ваза с фруктами», 1920 

Если сравнить работы Гриса на одну тему — «Стол музыканта» 1914 года и более позднего периода — заметно, что хаотически-кубические формы трансформировались в более плавные. Композиция же стала ясной и упорядоченной. 

Хуан Грис. «Стол музыканта», 1914
Хуан Грис. «Стол музыканта», ок. 1920 

В той или иной степени влияние пуризма испытали орфисты Робер Делоне (Robert Delaunay) и его жена Соня Делоне (Sonia Delaunay), Франтишек Купка (František Kupka). 

Амеде Озанфан. «Аккорды», 1922 

Источник: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/purizm

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...