Джон Эверетт Милле. Бунтарь и первый баронет от искусства

8 1342
Мечты о прошлом: сэр Изюмбрас пересекает реку вброд, 1857

Джон Эверетт Милле – один из самых знаменитых английских живописцев, и один из основателей революционного (в живописи) «Братства прерафаэлитов», вундеркинд, отмеченный богом и осыпанный всевозможными наградами королевских дворов Европы – не было до Милле художника, который был бы так награждён, вознаграждён и отмечен сильными мира сего.

Автопортрет

Художник Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) родился в июне 1829 в небольшом английском городке южном Саутгемптоне. Рисовать начал в раннем детстве и рисовал так, что родители, ради развития таланта своего сына, были вынуждены в 1838 году переехать в Лондон. Работы девятилетнего Джона Эверетта Милле показали возглавлявшему в те времена Королевскую Академию Мартину Арчеру Ши – президент Академии пришёл в восторг от способностей Джона и мальчика отправили учиться в лучшую художественную школу Великобритании.

По окончании первого года обучения в школе Джон Эверетт Милле был награждён Серебряной медалью Общества искусств Великобритании. А когда Милле вышел получать награду, жюри и публика в зале просто онемели – художник был чрезвычайно маленьким для такой высокой награды в таком престижном конкурсе.

В художественной школе Джон отучился два года и поступил в Королевскую Академию художеств. В возрасте 11 лет. И стал самым молодым студентом за всю историю академии. Однокашники прозвали новичка Малышом – он был не просто молод, а ещё и очень мал ростом даже для своего возраста.

Шесть лет Малыш Джон провёл в стенах Академии, и за это время участвовал в выставках, успел получить целую коллекцию медалей за свои работы и понять, что английская академическая живопись невероятно скучна, статична и безжизненна.

В 1846 году молодой художник окончил академию с выпускной исторической картиной «Писарро берёт в плен Инку Атауальпу» — английские критики назвали это полотно лучшей работой на академической выставке 1846 года.

Писарро берёт в плен Инку Атауальпу

В 1848 году, на одной из выставок, Джон Эверетт Милле познакомился с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти. И эти трое, после недолгих переговоров, решили создать «Братство прерафаэлитов», которое должно было бы изменить всё искусство Британии. А для достижения этой великой цели необходимо забыть всё, что было создано в искусстве после Рафаэля – вернуться к традициям живописи средних веков и раннего Возрождения, и отказаться от бесконечного безжизненного подражания «великим оригиналам».

А ещё молодой троице срочно требовался авторитетный и влиятельный покровитель, который мог бы объяснить английской публике прелести нового течения в живописи.

В первые годы существования «Братства прерафаэлитов» публика снисходительно принимала удивительно натуралистические и яркие работы молодых художников с учётом их молодости и обусловленными молодостью неумелостью и незрелостью. Однако, скоро мэтрам английской живописи стало понятно, что это не временное отклонение от академического курса, а самый настоящий и хорошо спланированный бунт: «прерафаэлиты» успешно прогрессируют с каждой новой работой, а кроме того ещё и отстаивают своё видение живописи в собственном журнале «Росток».

В 1850 году Милле представил на выставку в Королевской Академии полотно «Христос в родительском доме».

Христос в родительском доме

И впервые Милле услышит в свой адрес не только критику, но насмешки и прямые оскорбления. Самая большая претензия к картине молодого художника состояла в том, что члены Святого семейства написаны не как небожители, а как простая трудовая семья: натруженные тяжёлой работой руки, грязные пятки, заваленная опилками и прочим рабочим мусором мастерская… И это Святое семейство?

Критиков возглавил сам великий Чарльз Диккенс.

И тут на защиту молодого таланта выступил не менее великий Джон Рёскин – один из самых влиятельных арт-критиков Великобритании, литератор и художник, который сам ратует за верность природе, дотошное изучение любой изображённой на картине детали.

Джон Рёскин уже «открыл» для Англии и сделал всемирно известным художником Тёрнера, а теперь он решает поддержать популяризировать «прерафаэлитов».

А Милле просто одержим так любимой Рёскином точностью – уже много лет молодой художник с раннего утра и до вечерних сумерек работает на пленэре. Малыш Джон так точно пишет природу, что профессора ботаники приводят студентов для изучения растений по картинам молодого живописца.

Офелия (фрагмент)

А для создания человеческих фигур художнику позируют родители, друзья и друзья друзей, любовницы, продавщицы лондонских лавок и проститутки.

Рёскин настолько поражён талантом Милле, что рекомендует своего протеже в академики, а ещё просит художника написать его, Рёскина, портрет.

Академиком Джон Эверетт Милле станет в 1853 году. Устав Академии не позволял принимать кого-либо в академики до достижения соискателем возраста 24 лет. И Джон Милле стал самым молодым академиком Королевской Академии художеств.

А с портретом Рёскина получилось и совсем неловко…

Джон Эверетт Милле, по приглашению Джона Рёскина и его жены Эффи, отправился на всё лето в Гленфинлас, на арендованный коттедж к водопаду. Предполагалось, что молодой художник напишет портрет Рёскина и несколько пейзажей с натуры, Эффи будет следить за хозяйством, а сам Рёскин, занятый чтением лекций по современному искусству в Эдинбурге, будет навещать жену в свободное от чтения лекций время.

Университетские лекции Рёскина проходили с огромным успехом и руководство университета, с согласия лектора, увеличило число лекций…

Лето кончилось. Милле написал потрет и все задуманные пейзажи.

К этому времени Эффи, жена Рёскина, доказала перед врачами и юристами свою девственность в качестве весомого аргумента для получения развода с Джоном Рёскин – за 5 лет брака супруг ни разу не согласился на интимную близость со своей женой.

Супругов развели и через год Эффи стала женой Джона Эверетта Милле.

А Рёскин, с той поры, называл все новые картины своего бывшего протеже катастрофой и ночным кошмаром.

Женитьба несколько изменила Милле. С одной стороны, любящая жена и восемь очаровательных детей, совершенно счастливая семейная жизнь в большом уютном собственном доме, с ежегодными летними поездками на отдых в Шотландию, золотая медаль на Всемирной выставке в Париже, целая гроздь орденов от монархов и республик Европы, звание академика и баронета (впервые в истории художник получил титул), доктора философии и т.д. и т.п. Можно сказать, что художник получил столько званий и регалий, что и в мечтах к полученному сложно было бы что-то добавить.

Даже первая в истории реклама «Малыш, выдувающий мыльные пузыри», принадлежала кисти «великого Милле».

Малыш, выдувающий мыльные пузыри

В то время, как сверстники художника по богемной традиции сходили с ума от галлюцинаций и совершали попытки суицида в опиумном угаре или искали истину в путешествиях по странам Востока, растрачивали себя и состояния на любовниц – Джон Милле трудился не зная усталости и продолжал двигаться вверх, к самым вершинам английского общества, насколько это вообще было возможно для художника.

Впрочем, современники художника отмечали, что богатство и слава совсем не изменили «Малыша Джона» — он был так же внимателен и приветлив, и работал, как каторжный. Сам художник говорил, что вынужден писать каждый день – заказов от которых невозможно отказаться становилось всё больше и больше. Члены королевской семьи, герцоги, лорды, графы и баронессы, их дети, жёны, ближние и дальние родственники – все хотели портреты кисти великого Милле. И очень скоро художник вырабатывает некий портретный шаблон – позы, выражение лиц, одежда и задний план начинают повторяться от работы к работе.

Завистники утверждали, что ненасытная Эффи требовала от своего знаменитого мужа всё больше и больше денег на содержание дома и воспитание детей, и таким образом вынуждала супруга брать выгодные, но чрезвычайно скучные заказы. Однако, с большой долей вероятности можно предположить, что это выдумки именно завистников. Милле был в достаточной степени мужчиной, чтобы принимать самостоятельные решения. И «скучные портреты» — это сознательный выбор живописца. Пусть даже и ради семьи, но сознательный.

Примерно за полгода до смерти Джону Эверетту Милле предложили стать во главе Королевской Академии искусств и художник это предложение принял, хотя и был тяжело болен. У Джона был рак горла. Тяжёлая операция художника уже не спасла. А он продолжал писать до самой своей смерти, невзирая на страшные боли. Живопись позволяла этой боли не чувствовать.

В августе 1896 года великого английского художника не стало.

Картины художника Джона Эверетта Милле

Лоренцо и Изабелла
Марианна
Офелия
Гугенот
Приказ об освобождении
Осенние листья
Луиза Джоплинг
Пропитанный влагой утёсник
Весна (Яблони в цвету)
Странствующий рыцарь
Моя первая проповедь
Ласточка
Воспоминание о Веласкесе
Мисс Эвелин Теннент
Выкуп
Северо-Западный проход
Убежище для роялиста
Кот в сапогах
Самые милые глаза, которые кто-либо видел
Помона
Яркие глаза. Портрет Ефимии «Эффи» Грей
Спелая вишня
Размышления
Черви – козыри
Эффи Милле, урождённая Грей
Вы мне писали
Портрет Алисы, дочери художника (фрагмент)
Ламмермурская невеста
Канун дня Святой Агнессы
Задумчивость

.СвистаНет


Оксанка на приёмке в Шереметьево и те самые кружевные панталошки

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Ниже ситуация, которая вполне могла случиться в Шереметьево. Ну или ещё случится. История "Оксанки", которая началась с того самого плаката, а з...

"ДЕТЕЙ КЛЕЙМИЛИ ГОРЯЧИМ ЖЕЛЕЗОМ": ТАДЖИКИ УСТРОИЛИ ПЫТОЧНУЮ В ПОДПОЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РОССИИ. ЗАДАЧА — НАУЧИТЬ НАСИЛИЮ

В Уфе удалось выявить подпольную школу-пыточную. Два таджика нелегально создали религиозное учреждение и в прямом смысле слова издевались над детьми. Полтора года назад в столице Башкирии уже выявляли...

В Приморье инородцы-ваххабиты совершили вооруженный налёт на ночной клуб "Пазл" в Андреевке

"В районе полуночи группа мужчин вооруженных шестью пистолетами, напала на ночной клуб "Пазл" в Андреевке. Нападавшие, предположительно охранники базы отдыха "Океан", устроили нале...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Восемь детей родить и вывести в люди, - это действительно молодец. Интересно, как с этим у современных художников.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Насладился картинами. Удивительное умиротворение и нежность. Картины живые, кажется, дети вот-вот очнутся, удивятся, убегут, смутившись. Надо же: и чувства подвластны кисти, не только движение.
    • Ъ1959
    • 17 сентября 2023 г. 12:44
    Хорошая выборка, хотя я бы добавил его пейзажи - они написаны в ином стиле, и многие - очень хороши.