Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Остров "Русского мира" -3

45 1469

Первая часть https://cont.ws/post/444236

Вторая часть https://cont.ws/post/445402

В монастыре просыпаются рано.  С  утренней зарей звон монастырского колокола созывает иноков на первую службу – полунощницу. В сумерках длинных коридоров идут монахи в храм на молитву. Мир ещё спит, а у чудотворной иконы Богородицы Почаевской начинается монашеская молитва во Славу Божию и во искупление грехов человеческих.

Мы, с детьми, просыпаемся позже и вступаем под отмоленную сень Троицкого собора. Пожалуй, это самый интересный храм Лавры. Его построил в 1905-11 годах Алексей Щусев и здесь этот гений русского стиля превзошёл сам себя! Чем же, спросите вы? Как минимум - самой идеей: православной Лавре был остро необходим ДРЕВНИЙ собор, переживший нашествие монголов. А где взять такой собор в монастыре, сложившемся в 16 веке и вплоть до 18 века сплошь деревянном?

 И Щусев не просто построил церковь, стилизованную под Древнюю Русь, а ещё и изобразил в её облике многовековую эволюцию домонгольского храма, не раз разрушавшегося, восстанавливашегося, горевшего, передававшегося от одной конфессии к другой - но каким-то чудом пережившего все эти перепитии. Лестничная башня у фасада, контрфорсы, мелкие детали... Какие исторические события могли бы стоять хотя бы за ассиметрией его апсиды?

 И в то же время Щусев даже не пытался скрыть, что это работа эпохи модерна. В этом, на мой взгляд, в первую очередь заключается его гениальность: зритель видит, что храм не древний, но принимает эту условность и верит в то, что такой и была музыка камня Древней Руси.

Настроение православного экстаза поддерживают декор и художественная роспись Собора. Направление этой импрессии задали эскизы Николая Рериха, воплощённые местными декораторами и иконописцами.

Пока шла служба,  я размышлял о красоте, вере и благодати, задаваясь вопросом "Как в глубоком тылу  русофобского края смог развиться и выжить этот удивительный остров русского православия?"

Для любой религиозной общины факт проявленного Чуда  является Знаком подтверждающим истинность избранного пути к Богу. Иногда чудеса оспариваются, но Почаевские Божественные откровения признаны всеми. И неудивительно, что вокруг права обладания реликвиями Лавры происходила и происходит нешуточная борьба.

 Большую роль в момент становления Лавры сыграла местная помещица Анна Гойская, которая пожаловала свои земли православным монахам-изгоям, притесняемым польскими католиками.Она же подарила монастырю самое дорогое сокровище – чудотворный образ Божией Матери. Завещала при этом помещица хранить Православную веру и обряды восточной Церкви на вечные времена. Этот момент защищал юридические права православных на собственность, но духовной победы не гарантировал.Местное население в отличие от ортодоксальной помещицы переметнулось в униатство и порой демонстрировало враждебное отношение к монахам. В частности в обители, расположенной на скале не было воды и иноки спускались с вёдрами в посад. Обыватели, демонстрируя неприязнь, сыпали проклятиями за их спинами, а иногда выбивали ношу из рук. Когда Преподнобный Иов начал рыть колодец на Горе, то недруги потешались. Однако вместо конфуза православных ждал триумф - вода, благодаря молитвам,  нашлась достаточно близко от поверхности. До сих пор колодец Преп. Иова не только поит братию, но и исцеляет страждущих.

Сила православная сломила шаткие души здешних униатов и указала им путь к спасению. С тех незапамятных времён местные жители следуют традициям греческого обряда и не поддаются политическим соблазнам.

После 1991 года Почаевская лавра пережила настоящую осаду со стороны распоясавшихся униатов, раскольников-филаретовцев и прочей нечести. Однако мужество монахов и поддержка мирской округи не позволили дерусифицировать Почаев. Подобно Китеж-граду даёт он надежду на спасение Руси во имя Святого Духа.

Служба завершилась и верующих пригласили к причастию. Я отошёл  в сторону, поскольку после вчерашнего фиаско на исповеди не имел права на это таинство. Заметив моё смущение монах подтолкнул меня к страждущим. Я признался, что не исповедовался.

-Он поймёт, а Вам это нужно. - сказал строгий инок и растворился в темноте Троицкого собора.

 Так мы всей семьёй приобщились к радости соединения с Богом.

Позже я задался вопросом:" Почему монах разрешил мне нарушить канон?" Думаю, что он увидел во мне незрелую, младенческую душу Христианина, а по правилам - младенцу можно причащаться без строгих условностей.

А в тот  момент я был счастлив, от того что Прощение окунуло меня в родник христианской Любви.

Первая часть https://cont.ws/post/444236

Вторая часть https://cont.ws/post/445402

Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...

Обсудить
  • да это из одной корзины. Просто по укр вопросу высказываются (часто) некомпетентные товарищи
  • +++++
  • Плюс. Особенно примечателен эпизод с "Он поймёт, а Вам это нужно". Не стану расписывать подробно, чтобы не навязывать своих мыслей, отмечу только, что именно этот момент мне видится ключевым и максимально наполненным пищей для размышлений.
  • Очень искренне и душевно! ПМСМ, можно было бы описать подробнее, в частности, как Обитель перенесла годы ВОВ и немецкую оккупацию.