Сергей Симаков.
Это имя было хорошо знакомо тем, кто с конца 1970-х каждый год по весне часами стоял в огромной очереди, чтобы попасть в знаменитый подвал на Малой Грузинской, 28 на очередную выставку художников-нонконформистов. Живописец с архитектурным образованием, он оказался среди тех, кто на закате СССР стремился вырваться из-под идеологического диктата, обрести творческую самостоятельность. Сюрреализм его работ отражал прежде всего поиск: себя, смысла, духовной опоры, истины… Господь не спеша, но неуклонно направлял этот поиск – привел Сергея с женой на землю древнего Углича, дал в друзья и наставники замечательного священника, возможность писать иконы… И в 1991 году для Церкви родился ее новый служитель – иерей Сергий Симаков, настоятель храма во имя Архангела Михаила села Архангельского «что во Бору», под Угличем.
А спустя несколько лет совершилось еще одно рождение – в иноческий образ: после ухода из жизни супруги Елены, незадолго до кончины принявшей монашеский постриг с именем Анна, отец Сергий был пострижен в монахи с именем Рафаил.
Становясь священником и, тем более, принося монашеские обеты, человек в первую очередь дает обещание всецело принадлежать Богу. А как же творческий дар? И не нужно ли направить его только в область церковного, иконописного искусства?
Ефросинья Полоцкая. Игумен Рафаил (Симаков)
Игумен Рафаил считает, что Богу можно служить в любом качестве. Преподобный Серафим Саровский – он Шекспира не читал, театра не видел, да и вообще люди тогда немного по-другому жили. Радио у них не было, телевизоров и телефонов тоже. Они думали по-другому. Потому что они утром пятнадцать минут читали молитвы и вечером пятнадцать минут читали молитвы, еще они каждое воскресенье ходили в храм. Грамоте в школе со времен Ивана Грозного обучали по Псалтири, и получается, что все знали два языка – современный русский и церковнославянский. А быть причастным к общечеловеческой культуре – желательно, конечно, но культура – это все-таки всего лишь внешняя сторона жизни.
Друзья отца Рафаила, которые постарше, были очень хорошо образованы и его образовывали. Если ты собираешься общаться с людьми, то, конечно, нужно знать то, что знают они. Хотя бы интересоваться этим и уметь с ними говорить о том, что им интересно. Отец Рафаил считает, что с помощью картин людям можно рассказать о Боге. Книг тогда об этом почти не было, и он писал картины на религиозную тему, которые в какой-то момент на Малой Грузинской разрешили выставлять, хотя в то время были закрыты три темы – «антисоветчина», «порнография» и «религиозная пропаганда».
Если что-нибудь из этого в произведении литературы, музыки, театра или живописи усматривалось – оно убиралось сразу и без разговоров. Церковь и сейчас по значимости у государства числится ниже спорткомитета. Мир, в котором мы живем, превращен в сумасшедший дом, и человеку все-таки надо это сознавать. И очень опасно, на самом деле, так жить, надо быть осмотрительным, но для этого нельзя быть дураком, которым можно вертеть и так и эдак. Все-таки, чтобы прийти к Богу, надо знать о Нем, чтобы быть с Ним. Для этого, конечно, надо учиться.
У отца Рафаила картины без какого-либо подтекста или глубинного смысла. В них все наружу. Зритель, смотри, как это красиво! Его картины – это, можно сказать, плакаты. Он картины превратил в плакаты, которые призывают человека войти в этот прекрасный мир, мир Церкви, мир веры. Войти, а там уже потом разбираться. Эти картины нужно было бы повесить в притворе церкви, перед храмом, как призыв: человек, иди туда, а там тебе всё расскажут! Только надо слушать хорошо и стараться видеть всё духовным зрением – оно у тебя есть и оно откроется. Надо лишь совершать эту работу, чтобы принять все это в себя. Потихоньку, нужно терпение, это на самом деле, очень тяжелая работа – молиться Богу, молить Бога, чтобы он сделал из нас людей.
Последнюю картину отец Рафаил написал в 1991 году, «Соловецкие святые», и больше почти ничего не писал. Только если по какой-то особой нужде – например, кому-то в подарок. Иконы он начал писать, но опять же по необходимости, ведь из храма все было украдено. Поэтому теперь здесь почти все иконы его работы.
Отец Рафаил с Матушкой
Труд – это а каждый день. Пианист должен каждый день играть, а художник должен каждый день рисовать, писать. Совместить здесь очень сложно. Поэтому лучше чем-то одним заниматься.
Вот святой Павел Обнорский, погруженный в молитву. Вокруг него пронзительно узнаваемый неброский, «нестеровский» по духу осенний пейзаж с деревянной обителью. А слева вверху – явлением иного, Горнего мира – благословляющий Христос в чистом, без полутонов, алом сиянии…
Игумен земли Русской – преподобный Сергий Радонежский, благословляющий на битву Димитрия Донского. На картине, как в иконном пространстве, слились в единое целое святые образы, эпизоды и лица реальных исторических событий. Живопись ощутимо «звучит» мощным хоровым многоголосием…
Преподобный Серафим Саровский благословляет семью Царственных страстотерпцев – Государя Николая II, царицу Александру с детьми. Такой шаг через целое столетие возможен только в мире, существующем по иным, высшим правилам, где действует закон Божественной любви, соединяющей всех праведников…
Многие работы игумена Рафаила находятся в Музее-галерее современного православного искусства и живописи «Под Благодатным Покровом». Как пишет искусствовед Оксана Головко, о каждой можно немало сказать, а можно «просто стоять и всматриваться в них, считывая смыслы и думая, что христианская история – это не странички книг, а – живое, касающееся каждого верующего».
Источник https://pravoslavie.ru/133249....
Оценили 15 человек
34 кармы