Осетины – потомки скифов и отважные воины.

45 1487

Поэт Александр Блок, человек романтичный, когда-то написал: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы». И тем самым он как бы причислил всех русских к народу, кочевавшему в стародавние времена по степям между Волгой и Дунаем.

Тот же вывод следовал из школьных уроков истории, где скифам уделялось довольно много внимания, а после сразу переходили к изучению Киевской Руси. Значит, скифы — предки славян? А русские — потомки скифов? А вот и нет! Ныне живущие потомки этого кочевого степного народа — осетины. У ученых по этому поводу нет причин для разногласий. Скифы — кочевники, пришедшие в степи Причерноморья по пути, по которому шли потом в Европу многие кочевые племена: из Центральной Азии, через Иранское нагорье и прикаспийские степи. Древние греческие географы Скифией называли степной пояс, тянущийся по Северному Причерноморью, через низовья Волги и Урала и дальше на Восток. Соответственно, всех, кто в этой степи жил, они называли скифами. Конечно, это были разные племена и народы.

Но с точки зрения греков, изредка попадавших в эти дикие места, все они были на одно лицо: светлокожие, обильно бородатые, высокие всадники, одетые в звериные шкуры и с войлочными шапками на головах. Все они говорили на схожем языке, значит, по мнению греческих торговцев, были одним народом.

Бескрайние степи Скифии

Между тем кочевникам, скотоводам, приручившим лошадей, в этих местах было раздолье. Все реки здесь текут в направлении с севера на юг в разные моря: в Черное, в Азовское, в Каспийское. Реки эти не слишком многоводны, через них легко переправиться. С другой стороны, в реках этих достаточно воды, чтобы питья хватило и людям, и животным. Кстати, названия многих больших рек в этих местах скифского происхождения: Дон, Донец, Днепр, Днестр, Дунай… А главное, реки эти находятся недалеко одна от другой. На лошадях или на верблюдах — день перехода от одной воды до другой. Остановишься у одной реки, попасешь здесь скот, пока не подъедят животные всю траву, а потом — снова в поход, переезжаешь к следующей реке.

Таким образом кочевники перемещались по Великой степи с востока на запад за один, в крайнем случае, за два сезона. На западе их перемещение ограничивал широкий Дунай и поднимающиеся чуть дальше к северу Карпатские горы. Преодолевать эти природные преграды, искать приключений степнякам особой нужды не было. Они разворачивали свои стада и гнали их теперь уже с запада на восток по знакомой степи. И не факт, что с востока возвращались эти же племена. Если на западе преграды были природного свойства, то с востока, из степей Центральной Азии, шли другие кочевники. Кровавые стычки, войны, поглощение и слияние племен и племенных союзов… Кто их учитывал, кто записывал?

Аланы в великом переселении народов Атлас истории Средних веков

Скифские племена, называвшие себя аланами, появились в предкавказских, приазовских и причерноморских степях в начале первого века христианской эры. Они нашли проходы через Кавказский хребет и периодически затевали разбойные набеги на очаги цивилизации. Просачивались в Закавказье и в Малую Азию, «навещали» Крым. В четвертом веке из глубин степей Центральной Азии в Европу хлынули гунны. По выражению большого знатока этих племен Л. Н. Гумилева, они были более дикими, чем аланы, тоже не очень цивилизованные. В 327 году аланы потерпели от гуннов поражение и присоединились к их племенному союзу. Карпатские горы не задержали гуннов. Они отыскали здесь проходимые для всадников перевалы и, преодолев их, попали на Придунайскую равнину. Римляне эти места называли Паннонией. Гунны облюбовали для себя Паннонию, но аланы здесь не задержались. Незначительное их число осело на берегах Дуная.

Потомки этих аланов дожили до наших дней. В Венгрии их называют ясами. Большая часть аланов продолжила движение на запад вместе с гуннами и примкнувшими к ним племенами сарматов (тоже иранского происхождения), а также германскими племенами готов и вандалов. По землям цивилизованной Римской империи пролегали мощенные дороги хорошего качества. Дороги эти все вели в Рим, куда очень быстро через Галлию и северную Италию добрались варвары на быстрых и выносливых конях. Собственно говоря, грабежом Вечного города вандалы и прославились. После этого во многих европейских языках возникло роскошное слово «вандализм».

К. Брюллов, «Нашествие Гензериха на Рим» (эскиз) , ок. 1834

Впрочем, лишь малая часть аланов и вандалов осела на Апеннинах. Они добрались до Иберийского полуострова, который был самой западной оконечностью прежней Римской империи. В начале 5 века тут возникли многочисленные королевства вандалов. Но самые активные и агрессивные варвары не успокоились, дойдя, казалось бы, до края света. Они переправились через Гибралтар в Африку. В 439 году на землях, которые в бывшей Римской империи назывались провинцией Карфаген, образовалось королевство вандалов и аланов. Королевство отстояло свою независимость, воюя с местными жителями — племенами берберов. Но поскольку лучшая оборона — наступление, отбившись от берберов, лихие вандалы и аланы тут же принялись за завоевание Балеарских островов и Сицилии. Только Византийская империя оказалась пришельцам не по зубам.

В 6 веке Византия завоевала и покорила новое королевство. Имперский опыт говорил, что завоеванные народы следует переселять куда-нибудь подальше от тех мест, где они обитали. Аланов переселили на другой конец империи, к предгорьям Кавказского хребта. В те давние годы считалось, что весь мир располагается вокруг Средиземного моря. Потому-то это море так и называлось. Таким образом, аланы оказались единственным народом в мире, которому удалось совершить путешествие вокруг света. Уйдя в 3 веке от предгорий Кавказа, они вернулись туда же через три столетия, пройдя огромное расстояние по просторам Европы и Африки. Уже позже, во времена завоеваний Тимура, аланские племена, чтобы уцелеть, ушли в горы и обосновались там.

Аланы в походе Азанбек Джанаев. Национальный художественный музей РСО-Алании.

По пути с Северного Кавказа на Северный Кавказ аланы провели в Северной Африке и в Европе более чем двести лет. Это не могло не оставить следа в европейской культуре. Аланские топонимы можно отыскать и в Венгрии, и в Румынии, а также во Франции, в Швейцарии, в Северной Италии и, естественно, в Испании и в Португалии. Например, название одной из провинций современной Испании — Андалузия, производное от «Вандалузия».

Для многих покажется удивительным то, что именно аланы внесли большой вклад в появление в Европе рыцарства. Ведь они были прирожденными всадниками. Рыцарские доспехи происходят от боевой экипировки аланов и сарматов. От аланов тактику конного боя переняли и германцы, вандалы и готы. В седле варвары сидели лучше римских воинов. Имя короля Артура и легенды о рыцарях круглого стола, как говорят те же исследователи, имеют аланское происхождение.

В настоящее время аланы (осетины) живут в республике Северная Осетия или Алания. Численность осетин в РФ - 528515 человек, Осетины проживают также в Турции и Грузии. Всего в мире насчитывается около 700 тысяч, подавляющее большинство в Российской Федерации.

Осетией («Осети») Аланию назвали грузины, потому что часть аланов называли себя «асы», и в грузинском языке это преобразовалось в «оси». Из грузинского языка этноним «осетины» перекочевал в другие языки. Осетины неоднократно поднимали вопрос о переименовании своего народа в «аланы» и в 2017 году даже провели референдум, на котором решили официально называть свою республику Аланией.

Вплоть до XIX века осетины не имели единого названия. Восточные представители этого народа называли себя иронцами, южные – туальцами, западные – дигорцами, а северные – кударцами, хотя в то же время в Южной Осетии кударцами называли только выходцев из Кударского ущелья.

Язык осетин

Осетинский язык, хоть и относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков, сильно отличается от иранского языка. Начиная с VIII века до нашей эры иранский язык получил распространение на обширной территории. Его разновидностями пользовались жители Персии, Кавказа, Центральной Азии и Восточной Европы. Из них только осетинская разновидность дошла до наших дней.

О древнем происхождении осетинского языка свидетельствуют недавно найденные книги, написанные на древнем осетинском. По своему грамматическому строю он со временем стал похож на другие кавказские языки. Особенно это проявляется в фонетическом и лексическом разборе. Однако схожесть с иранскими языковыми семьями у осетинского языка прослеживается и сегодня. Первый осетинский алфавит на основе латинского письма был создан в 1920 году.

В 1750 году Осетия начала переговоры с Российской империей о присоединении. Императрица Елизавета Петровна передала народу Осетии бассейны Ардона, Фиагдона и Терека, а также центральные равнины Северного Кавказа. Эти земли были объявлены вольными и автономными. Переселившиеся туда осетины стали считать эти территории своими, а российская власть их поддержала.

В 1774 году Осетия вошла в состав России, что полностью отвечало интересам осетин, ведь Россия взялась обеспечивать их безопасность, способствовала их переселению на равнины и этническому самоопределению.

Обычаи осетинского народа

Для осетина гость всегда был посланником Бога, и принимать гостей необходимо было по определённому ритуалу. Гость не мог поздороваться и слезть с коня, пока его не встретит хозяин дома. Гость должен был заходить в дом только с правой ноги, чтобы хозяину сопутствовала удача. Хозяин с домочадцами обязаны были прислуживать гостю, хорошо накормить его и преподнести ему почётный бокал. Гость в свою очередь не должен был злоупотреблять гостеприимством и уметь вовремя откланяться.

У осетинского застолья тоже есть свод правил. Например, запрет на сквернословие, специальная рассадка участников (опоздавший усаживается в конце стола, после всех остальных), определённая одежда. Выпивать во время осетинского застолья можно только после тоста и так, чтобы не допустить сильного опьянения.

Осетинские свадьбы длятся по нескольку дней. В старину невесту нередко крали, чтобы не платить за неё выкуп. До наших дней сохранился обычай тайного визита, который жених вместе со своими самыми близкими друзьями должен нанести невесте накануне бракосочетания, чтобы подарить ей обручальное кольцо.

Ещё одна красивая свадебная традиция осетин – это обряд снятия с невесты фаты на второй день свадьбы. Это делают специальным флажком, который потом хранится в доме новобрачных.

Как и другие кавказские народы, осетины стараются жить в единении с природой, а их сказания, мифы и песни несут отголоски многовековой истории борьбы за национальное самоопределение.

Праздники осетин

Среди осетинских праздников немало таких, которые сохранились с языческих времён и посвящены дзуарам – небожителям из мифологии, народной религии и нартского эпоса, а также воссоздают древние магические обряды.

Например, «Праздник черпания воды». Осетины отмечают его через 6 дней после Нового года. Существовало поверье, что семью, которая в этот день раньше всех наберёт воды, ждёт Божья благодать.

Пасху осетины отмечают по-своему. Для них это и день поминовения усопших, поэтому они начинали праздновать Пасху с того, что шли в семьи, где недавно кто-нибудь скончался, чтобы поддержать безутешных родственников покойного. Кроме того, на Пасху осетины устраивали пир на всё село, а детям к этому празднику обязательно шили какую-нибудь обновку.

В первое воскресенье после Пасхи осетины отмечают Балдаран – праздник начала оплодотворения природы. В этот день женщинам не разрешается сидеть ни на земле, ни на камнях во избежание зачатия, и никто не должен спать днём, чтобы потом весь год не провести в полудремотном состоянии.

Через три недели после Пасхи у осетин наступает Таранджелоз – это праздник, во время которого люди просят благодати у божества плодородия (Таранджелоза), чьё святилище находится в Трусовском ущелье.

Перед пахотой в каждом селе осетины приносили в жертву купленного на общие деньги барана и просили древнее божество Никколу хорошей погоды для обильного урожая.

На праздник Реком паломники со всей Осетии отправлялись в одноимённое святилище, ведя на верёвке жертвенных животных, чтобы поклониться самому суровому осетинскому дзуару. Там молодёжь устраивала всевозможные состязания, а потом совершались общее застолье и ритуальные шествия.

Через 30 дней после Пасхи осетины празднуют день приношения домой трав. В этот день в осетинских домах пекут пироги с начинкой из листьев свёклы, а по углам жилища раскидывают принесённые с полей травы и цветы.

Праздник Уацилла, отмечаемый в июне, посвящён покровителю хлебных злаков, которого осетины также называют Богом-громовержцем. Это самое почитаемое божество в языческом пантеоне осетин, и поэтому у него много святилищ, а главное находится в Даргавсе. На праздник Уацилла возле святилища Бога-громовержца оставляли чашу с пивом. Если за год пива не убавлялось, осетины верили, что следующий год будет урожайным.

Ещё один всенародный осетинский праздник посвящён Святой Роще Хетага. Во второе воскресенье июля в эту рощу на массовые гуляния приезжают со всей Осетии, чтобы забить быка, телёнка или барана.

На Кахцганан во второе воскресенье июля каждому новорождённому осетинскому мальчику справляют кахц (так называется чаша для подарков, с которой его мать обходит родственников). В старину, если кто-то из родственников ничего не дарил мальчику, то, когда подрастёт, он имел право угнать у них коня или жеребёнка.

Праздник Атынаг знаменует границу между летом и осенью. До него осетины не смели дотрагиваться до косы, а после начинали запасать сено на зиму. Если в семье подрос сын и на Атынаг его вместе со всеми посылали на сенокос, то это означало для него начало взрослой жизни.

В праздник Мады Майрам (Матери Марии) бездетные женщины шли в её святилище, чтобы попросить потомства.

За неделю до Нового года осетины отмечают Цыппурс, праздник духовного очищения, и после захода солнца жгут костры (у кого самый яркий – тому уготовано больше счастья). По осетинским поверьям этот праздник знаменует поворот солнца на лето и сулит новые надежды.

Известные осетины

Поэт Коста Хетагуров

                      

Дирижёр Валерий Георгиев

 Дирижёр Вероника Дударова,

актёры Вадим Бероев и Егор Бероев, учёный-иранист Васо Абаев.

Осетины преуспели в спортивной борьбе. Среди самых известных спортсменов чемпион Олимпийских игр по греко-римской борьбе Хасан Бароев, победитель Олимпийских игр в Сиднее и чемпиона мира по вольной борьбе Давид Мусульбес.

Также Осетию прославили победитель Олимпийских игр и чемпион мира по вольной борьбе 2016 года Сослан Рамонов, серебряный призер Олимпийских игр 2000, трехкратный олимпийский чемпион Артур Таймазов.

Источник: https://shkolazhizni.ru/cultur...

Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Россия против Запада: гонка на выживание

Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а именно последний.Моральные оцен...

Обсудить
  • Хватило ума народу принять христианство...
  • :thumbsup:
  • Осподи какой поклеп на скифов. Был народ от Тихого до Атлантического океана От Северной Африки до Больших льдов, а потом взял и скукожился до 10 квадратных км. пир на всё село, а детям к этому празднику обязательно шили какую-нибудь обновку. и не только у осетинов А осетины они тоже разные и самыми чистопородными считают темнорусых с рыжиной с серыми глазами, это потомки косогов.
  • Вахтангов,хоть и родился во Владикавказе, всё-таки армянин...
  • Автор осетин наверное Раздувание из мухи слона