Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Ходит песенка по кругу. Оскар Фельцман

35 1267


На музыкальном небосклоне Советского Союза и первых двух десятилетий новой России имя Оскара Фельцмана, столетний юбилей со дня рождения которого приходится на 18 февраля текущего года, – всегда стояло особняком. Композитор яркого дарования, он за семьдесят лет творческой деятельности написал полторы тысячи песен, ряд камерных произведений, «Концерт для скрипки с оркестром», ораторию «Родина», музыкальную комедию «Чужая ночь», оперетты «Синий платочек», «Воздушный замок», «Суворочка», «Шумит Средиземное море», «Тетка Чарлея», «Старые дома», «Пусть гитара играет», музыку к спектаклям и мюзиклу «Мой брат играет на кларнете», к художественным фильмам «Матрос с “Кометы”», «И на Тихом океане…», к мультфильмам «Как ослик счастья искал», «Новогодняя сказка», «Куда летишь, Витар?», «Волшебные фонарики», «В гостях у гномов».

Непревзойденный мастер легкого жанра, считавший его «трудным жанром», ввиду того, что «бессмысленно писать такую легкую музыку, которая будет нравиться только избранному кругу музыкантов, оставляя в полном равнодушии массы рядовых слушателей», работавший страстно, искрометно, Фельцман в истории отечественного музыкального искусства навсегда останется как создатель потрясающих эстрадных песен, необыкновенно мелодичных, лиричных, жизнеутверждающих, ярких, наполненных светом добра и любви.

Большой русский композитор, при том, что по национальности Фельцман, уроженец славного черноморского города Одессы, был евреем, прожил большую, славную и интересную жизнь. 91 год видел он эту землю, жил и творил на ней, думал и говорил по-русски, знал русскую культуру и искренне любил Россию. Большую часть жизни он провел в Москве. Столица стала для композитора родным и любимым городом, дала ему возможность плодотворно трудиться и сотрудничать с целой плеядой лучших советских поэтов и эстрадных исполнителей, дружить с коллегами-композиторами, вокалистами, поэтами, деятелями культуры и искусства, космонавтами.

Творческие порывы Фельцмана цензура никак не ограничивала. Не испытывал композитор и каких-либо серьезных нареканий, притеснений со стороны Советской власти и руководства Союза композиторов СССР, в котором долгие годы состоял, не занимая при этом в нем каких бы то ни было крупных выборных должностей.

 Фельцман был мастером советским, жившим со страной едиными помыслами, верившим в светлое будущее, доверявшим Советской власти и не сомневавшимся в преимуществах социалистического строя. И даже после того, как Советского Союза не стало, многое переосмыслив, Фельцман не оказался в числе тех, кто начал безудержно охаивать вчерашнее прошлое. 

Композитор привык творить при любых политических ветрах, обращая свой взор в первую очередь  на все прекрасное, что есть в нашей жизни; на самого человека, его стать, внешнюю и внутреннюю красоту, доброту, справедливость и другие лучшие человеческие качества, достойные воспевания. 

С пяти лет начались его профессиональные музыкальные занятия, первоначально игрой на скрипке, изучаемой и постигаемой им благодаря выдающемуся педагогу, основателю первой в СССР специализированной музыкальной школы для одаренных детей П. Столярскому; а затем и игрой на фортепиано, которой его обучала известная пианистка и педагог Б. Рейнгбальд, у которой также занимался и будущий выдающийся советский пианист и музыкальный педагог Э. Гилельс.

Одаренный от природы, усидчивый, впечатлительный и восприимчивый ученик, он в шесть лет напишет первую свою фортепианную пьесу «Осень». С отличием он окончит в 1939 году и школу П. Столярского, в которой, к радости юного музыканта, у него состоится знакомство с самим Д. Шостаковичем. Величайший композитор и посоветует отцу Оскара направить парня в Московскую консерваторию, где его педагогом по композиции мог бы стать выдающийся педагог и композитор В. Шебалин. 

«В Москве меня встретили прекрасно – вспоминал Фельцман полвека спустя. – На втором курсе консерватории мне предоставили Сталинскую стипендию. Одному мне. Между прочим, еврею. Никому в голову не приходило тогда, что моя национальность может быть тормозом для этого поощрения. При Сталине… я был поставлен как бы на студенческий пьедестал. <…> О Шебалине-педагоге слава неслась по всему Союзу. Его умение построить конструкцию нового произведения – безупречно. Я всегда приходил в класс к началу занятий. После показа своей музыки слушал произведения других учеников. Все указания профессора я накрепко запоминал, анализировал и применял в своей работе. Музыкальное здание строилось из отдельных частей, элементы которых отшлифовывались безупречно. Ритмика, динамика произведения обсуждались досконально. Постепенно мы становились «мастерами своего дела».

Лучшие свои произведения  Фельцман написал в советское время. А тогда песен антихудожественных и не отвечавших духовно-нравственным ориентирам на сцену и в эфир не выпускали.  Требования к создателям музыкальных творений выдвигались высокие. Потому то и занимали ключевые позиции в песенном жанре такие подлинные самобытные творцы как сам Фельцман и его старшие товарищи и современники, друзья и собратья по творчеству, мировоззрению и взглядам на песню и гражданский долг композитора, прославленные советские создатели песен – И. Дунаевский, А. Новиков, М. Блантер, В. Соловьев-Седой, Н. Богословский, Т. Хренников, С. Туликов, А. Островский, А. Бабаджанян, Э. Колмановский, А. Пахмутова.

"Ходит песенка по кругу" муз. О. Фельцмана, стихи М. Таниче и И. Шаферана

Фельцман был человеком высококультурным, доброжелательным, не завистливым. Он умел ценить профессионализм и личные качества своих коллег-композиторов и неоднократно вспоминал и рассказывал, писал в воспоминаниях о взаимоотношениях с ними. Вот слова композитора, в которых он в 2000 году коротко, но емко, объективно и с большим уважением отзывается о А. Пахмутовой:

 «ЦК комсомола умел привлекать к своей работе одаренных композиторов, поэтов. Без песен не обходилась ни одна встреча в уютном зале ЦК, куда приезжали молодые люди из разных областей нашей страны. В этом зале, а потом далеко от Москвы, у меня бывали незабываемые встречи. Рядом со мной были замечательные композиторы, среди которых, наверное, чаще всего Аля Пахмутова. Сперва молодой композитор, а потом – выдающийся мастер нашего искусства. Недавно мы отметили ее юбилей. Вечно молодой Александре Николаевне исполнилось семьдесят лет.  А. Пахмутова при жизни стала классиком. Ее роль в развитии нашего искусства огромна. Многие ее песни стали народными и уже принадлежат истории. И надо сказать, за всю историю нашей жизни у нас не было еще композитора-женщины такого масштаба и значения!»

"На тебе сошёлся клином белый свет" муз. О. Фельцмана, стихи Михаила Танича

Далеко не каждая творческая личность, тем более, обремененная признанием и славой, имеет в себе мужество давать правдивые оценки своим товарищам по искусству. Фельцману кого-либо критиковать было вовсе не свойственно. Оскар Борисович в этом отношении отличался сдержанностью и высокой культурой в общении с собеседниками. Да и скромным, не отягощенным славой он был человеком, хоть и при жизни стал корифеем, чьи песни пело не одно поколение советских граждан. Отрадно и то, что и сегодня песни Фельцмана не забыты в народе. В особенности такие, как «Ландыши», «Черное море мое…», «С добрым утром», «Я верю, друзья», «Ходит песенка по кругу», «На тебе сошелся клином белый свет…», «Комсомольцы двадцатого года», «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу», «Огромное небо», «С любовью к женщине», «Разве тот мужчина», «Баллада о красках», «Баллада о бессмертии», «Есть глаза у цветов», «Помнят люди», «Остров детства», «Старые слова». Их по-прежнему помнят и поют.

"Теплоход" муз. О. Фельцмана, стихи В. Драгунского

С самых первых своих песен, зарождавшихся в начале 50-х годов прошлого столетия: «Теплохода» (стихи В. Драгунского и Л. Давидович), представленного самим Л. Утесовым и «Ландышей» (стихи О. Фадеевой), о которых впервые поведала слушателю Г. Великанова, Фельцман берет стремительный темп и начинает сочинять музыку для песен, что называется, ударными темпами.

"Ландыши" муз. О. Фельцмана, стихи Ольги Фадеевой

Иногда приходилось композитору себя даже в какой-то мере сдерживать и работу азартную, захватывавшую целиком, подводить под определенные рамки, дабы не думали, что пишет музыку он второпях, без должного эмоционального накала. А он так просто не появлялся, безликие стихи не могли вызывать красивую музыку, ритмически выстраиваемую под них. Необходим был поиск, новизна тем, мелодичность слова. И желательно, чтобы наблюдалось и обоюдное понимание между создателями песни – композитором и поэтом. Сам же Фельцман так понимал данный процесс:

«Этот поиск не механический, а сугубо творческий. Связан он с обостренным эмоциональным восприятием не только слова или фразы. Нет! Глобально этот поиск связан с обостренным восприятием жизни. услышать биение сердца человека, многих людей, почувствовать душевные порывы миллионов – вот в чем наивысшая задача художников, создающих песни. Представьте себе! Незримым человеческим душевным порывам нужно дать точное графическое изображение на пяти строчках нотной бумаги. А затем эти знаки, зазвучав, должны вернуться к людям и всколыхнуть их самые тонкие душевные струны. Здесь уже вступают в силу такие масштабные определения, как талант, вдохновение, мастерство…»

"Чёрное море" муз. О. Фельцмана, стихи М. Матусовского

 Потому и работал он с настоящими поэтами, создававшими замечательные поэтические творения, становившиеся песнями. Среди них были и такие признанные лирики, как Л. Ошанин, Е. Долматовский, М. Матусовский, М. Лисянский, В. Харитонов, Р. Гамзатов, Р. Рождественский, И. Шаферан, М. Танич, А. Вознесенский, М. Рябинин, И. Кохановский, Н. Олев.

"Старые слова" муз. О. Фельцмана, стихи Роберта Роэдественского

А исполнителями песен Фельцмана становились лучшие мастера советской и российской эстрады. Особо же следует выделить следующие имена: Л. Утесов, М. Бернес, Г. Отс, Ю. Гуляев, Л. Зыкина, О. Воронец, Н. Дорда, В. Трошин, И. Бржевская, Г. Великанова, М. Кристалинская, Э. Хиль, Э. Пьеха, И. Кобзон, М. Магомаев, Л. Лещенко, М. Пахоменко, О. Анофриев, В. Круглова, В. Мулявин, В. Толкунова, С. Ротару, М. Кодряну. Блестяще исполняла песни Оскара Борисовича и выдающаяся польская певица А. Герман.

"Возвращение романса" Муз О. Фельцмана, Стихи И. Кохановского

"За полчаса до весны" Муз О. Фельцмана, стихи Н. Олев

Со многими авторами слов и исполнителями своих песен Фельцмана связывала многолетняя дружба. В числе самых близких друзей композитора был и удивительный поэт Р. Рождественский, создававший стихи огромного гражданственного звучания, ставший по словам Фельцмана «моей судьбой, во многом определившей мою жизнь…» 

"Огромное небо" Муз. оскара Фельцмана, стихи Роберта Рождественского

Пожалуй, наиболее известным их совместным произведением из «подсказанных жизнью», стала песня «Огромное небо», в которой рассказывается о том, как два советских летчика в воздухе, в ситуации, когда стали отказывать моторы и самолет начал падать, ценой неимоверных усилий смогли его отвести от спящего города к лесу, где самолет и разбился. 

Оскар Фельцман и Роберт Рождественский

Вместе с Робертом Ивановичем Фельцман написал и удивительный, в наше время несколько подзабытый цикл баллад, повествующих о героизме советских людей: «О знамени», «Баллада о красках», «Баллада о бессмертии», «Улица Горького, дом № 9». Непревзойденно исполнявшийся И. Кобзоном, а позже и Л. Лещенко, цикл этот известен в истории советской эстрадной песни под названием «Баллады о бессмертии».

Оскар Фельцман и Иосиф Кобзон

За долгие годы служения песне, Фельцману посчастливилось создать прекрасные произведения; поработать с замечательными поэтами, певцами, аранжировщиками, музыкантами, артистами театра и кино, журналистами; объехать с концертами весь необъятный Советский Союз и побывать в творческих командировках в ряде зарубежных стран. Его подвижнический труд и большие заслуги в области музыкального искусства были отмечены и государством. В советские годы Фельцман удостоился почетных званий заслуженного деятеля искусств РСФСР и народного артиста РСФСР, а также стал заслуженным деятелем искусств Чечено-Ингушской АССР и народным артистом Дагестанской АССР. Современная Россия отметила выдающийся вклад Фельцмана в развитие отечественного музыкального искусства орденами «За заслуги перед Отечеством» IV, III, IIстепеней и орденом Дружбы.

"Никого не вижу" Музю.О. Фельцмана, стихи Льва Ошанина

Искренне любя Россию, веря в настоящее и будущее страны, не покинув ее даже тогда, когда имелась такая возможность, Фельцман, находясь в почтенных летах, часто задумывался о дальнейшей судьбе песенного искусства в России. Так, приближаясь к восьмидесятилетнему юбилею со дня рождения, Оскар Борисович писал: «Парадокс, но рынок работает нормально… Но… на душе у меня неспокойно. Если бы я не чувствовал этого беспокойства – для меня была бы беда! Только волнения дают в жизни силы для творчества… Они разнообразны… Не хочу жаловаться. Главное мое волнение – не быт. Главное мое волнение – это крайне драматичное положение с нашей классической песней. Она практически не звучит по радио, телевидению. Все решают деньги, которых нет! Разница в концертных ставках такова, что артистам академического стиля стало трудно жить.

Студии звукозаписи целиком зависят от материальной выгоды заказа. Если наша песня, созданная композиторами-классиками, будет отделена от народа искусственным забором, язык настоящей музыки и поэзии перестанет влиять на жизнь людей. Может, это сказано жестко, но так я думаю и не скрываю этого».

Увы, но эти слова композитора, сказанные им два десятка лет тому назад, как ни грустно об этом писать, актуальны и сегодня. Подлинное, высоконравственное, патриотичное эстрадное искусство практически вытеснено с профессиональной сцены России всесильным шоу-бизнесом. Хочется верить, что не навсегда.

Оскар Фельцман с внуком

Давайте же не забывать великих советских мастеров эстрадного искусства, среди которых был, творил, созидал и дарил миллионам сограждан радость и Оскар Фельцман, личность прекрасная и масштабная, всей свой жизнью олицетворяющая яркий пример беззаветного служения музыке. 

Оскар Фельцман и Эдита Пьеха

Руслан Семяшкин

Источник https://lgz.ru/article/7-6772-...

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Какие прекрасные песни родились в Советском Союзе! Замечательный композитор! Спасибо за статью!
  • :ok_hand: :thumbsup: Спасибо! :sparkles:
  • Таких больше не делают...
  • Они, крали чужие темы (американских, европейских композиторов), перешивали их и продавали как свои, тем и жили. Все, без исключения. И это, отвратительно. Две, три популярные (у кого-то сворованные) темы, а остальное - мусор... Но с гос кормушки хлебали полной ложкой; квартиры, дачи, премии.... Ну и конечно же, звания "великого Русского композитора". Воровали они, краснеть перед миром приходится нам.