Легенда джаза Георгий Гаранян

29 458

«Я рад, когда народу нравится то, что я делаю. Меня называют популяризатором, но я не вижу в этом ничего зазорного и не боюсь слова «популярный». Почему народ ходит в цирк? Не потому что там есть обезьяны и клоуны. Там всегда есть трюковые номера, когда человек делает что-то невероятное — то, что никто другой сделать не сможет. В джазе музыканты на своих инструментах могут делать невероятные вещи. И если это подать соответствующе — не барабанной дробью, а оркестровкой, — это всегда сработает. Мне хочется, чтобы простые люди, приходя на мой концерт, уходили довольными и счастливыми».

Георгий Гаранян

Георгий Арамович Гаранян — сын Арама Георгиевича Гараняна и Веры Петровны Корчиной. Отец, Арам Гаранян, бежал, потеряв родителей, из города Урха  в апреле 1915 года, найдя убежище и создав семью в России. Георгий Арамович вспоминал, что когда пришло время учить его армянскому, отец был на фронте, поэтому он и остался в этом смысле с начальными знаниями. Но музыке это не помешало. Отец, инженер по трелевке леса, мечтал, чтобы Георгий, как и он, стал инженером, а мать, учительница начальных классов, всегда поощряла его занятия музыкой.

Еще в станкоинструментальный период жизни, в середине 1950-х, Гаранян смело возглавил коллектив музыкантов из 8 человек – его называли "золотой восьмеркой" – вскоре все они оказались в молодежном оркестре Центрального Дома работников искусств под руководством Юрия Cayльcкого. Молодежный оркестр пользовался популярностью. Юрий Саульский заставлял Гараняна часами заниматься на саксофоне. Эти упражнения дали неплохие результаты и Гаранян вскоре стал лидером группы саксофонов. В 1957 году оркестр принял участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и завоевал серебряную медаль. 

В 1973 году Гараняна и нескольких музыкантов бывшего оркестра Гостелерадио пригласили работать на фирму грамзаписи «Мелодия». Руководителем одноименного ансамбля стал Георгий Гаранян. Так родился звездный состав. Ансамбль с равным блеском аккомпанировал певцам, записывал танцевальную музыку и джазовые композиции от свинга до джаз-рока. «Мелодию» выбирали для записи своих сочинений лидеры самых разных жанров: Владимир Высоцкий и Альфред Шнитке (Первая симфония), Давид Тухманов («На волне моей памяти»), Алла Пугачева и Иосиф Кобзон, Людмила Гурченко и Андрей Миронов. 

В это же время Гаранян работал в качестве дирижера симфонического оркестра Комитета по кинематографии. Работа на ежедневном конвейере научила его быстро разбираться в музыке любой сложности и управлять большим коллективом. В титрах многих фильмов — его фамилия («Ирония судьбы или с легким паром», «Приключения Буратино», «12 стульев» и др.) Но он не ограничился дирижированием. Для многих фильмов Гаранян сделал аранжировки, написал же музыку более чем к 30-ти картинам («Вечерний лабиринт», «Руанская дева по прозвищу «Пышка», «Нежданно-негаданно», «Покровские ворота», «Рецепт ее молодости» и др.). 

В 1986 году Гаранян вернулся к концертной деятельности. Выступал в различных составах — трио, квартетах, квинтетах, играл с цирковым оркестром в России и за рубежом. Вернувшись с очередных гастролей (1989), принял предложение Юрия Никулина и стал главным дирижером Цирка на Цветном бульваре. Гаранян овладел спецификой работы дирижера цирка и написал множество сочинений для цирковых представлений.

В 1991 году Гаранян возглавил Московский Биг-бенд и пригласил в него самых ярких джазменов Москвы. Уникальное звучание этого оркестра отмечали и критики, и зрители. Московский Биг-бенд успел записать всего одну пластинку — «Рождение оркестра», а через 4 года остался без финансирования и его пришлось распустить.

 В 1998-м Гаранян стал руководителем Краснодарского Биг-бенда. Не заменив ни одного музыканта, он сделал оркестр мирового уровня. Громкие выступления на джазовом фестивале в Израиле (Реховат), Международных джазовых фестивалях к 100-летию со дня рождения Джорджа Гершвина (1998, Москва), к 100-летию со дня рождения Дюка Эллингтона (1999, Москва), концерты в Монголии, в Китае, в российских городах и Гаранян приобретает репутацию умелого бенд-лидера, способного превратить в оркестр любое собрание музыкантов. 

В 2003 году Олег Лундстрем передал Гараняну палочку главного дирижера. После его кончины Гаранян стал художественным руководителем оркестра и работал в этой должности до 1 августа 2006 года. С этим оркестром Гаранян подготовил программы из произведений Каунта Бейси, Гленна Миллера, «Джаз и классика», «Шлягеры мирового джаза», «Из репертуара Леонида Утесова», «Памяти Владимира Высоцкого» и др.

 В 2004-м году Георгий Гаранян воссоздает заслуженный бренд, кумир миллионов — ансамбль «Мелодия». Он делает аранжировки любимых песен из старых советских картин — «Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи», «Человек-амфибия», «Ирония судьбы», с успехом прокатывает их в России и за рубежом, записывает СД «Проверено временем» из всенародных хитов и дает грандиозный гала-концерт в Кремле к 35-летию создания ансамбля.

Активный гастролер, необычайно азартный музыкант, Георгий Гаранян давал до 100 концертов в год в России и за рубежом. Он часто выступал с местными музыкантами: питерскими, челябинскими, новосибирскими, уфимскими, саратовскими и т.д. Грандиозным успехом пользовался дуэт Гаранян-Мацуев («Два поколения»). В концертах Победителя Международного конкурса Чайковского  и джазового саксофониста гармонично соседствовало трудносочетаемое — ария Кармен из оперы Бизе «Кармен» и «Take the «A» Train» Дюка Эллингтона, вариации Рахманинова на тему Корелли и хит Луи Армстронга «When the Saints Go Marching In» (Traditional).

Не оставлял Гаранян и своего давнего пристрастия — сотрудничества с симфоническими оркестрами. Сергей Скрипка приглашал Гараняна в качестве ведущего концертов оркестра Госкино, а знаменитая американская группа Орегон остановила на нем свой выбор для работы над СД «Орегон в Москве». Эта запись, сделанная с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского (дирижер — Георгий Гаранян) была номинирована на самую престижную музыкальную премию в мире — «Грэмми».

В своей дальнейшей карьере Гаранян продолжал демонстрировать, что для него, как для музыканта, композитора, аранжировщика нет ничего недостижимого. Он работал в различных течениях джаза — джаз-рок, симфоджаз, бибоп, исполнял классическую и эстрадную музыку, имел эксперименты в цирке, в опере и в балете. 

Регулярные аншлаги в Большом зале консерватории — и в результате Гаранян, стал единственным джазовым музыкантом, имевшим абонемент в одном из самых престижных залов мира и получил Государственную премию России. Впервые в истории она вручена за достижения в джазе!

 Он всегда и во всем стремился быть первым. И у него это получалось. Инженер по образованию, гений-самоучка играл на саксофоне так, как не учат в консерваториях. На концертах говорил: «Ну видите, какие у меня молодые музыканты. Пришлось отдать им все свои соло». Зрители огорчались: «А молодые так не умеют». Он играл сердцем.

Аранжировал так, что каждый инструмент в его оркестре становился главным. Он очень быстро разбирался в любой музыке и считал, что длина репетиции должна соответствовать длине сочинения. Репетиции оркестра обычно бывали по выходным дням. Время назначали музыканты. «У них у всех дела и они очень долго обсуждают, кто когда может»,- объяснял он.- «Я могу всегда».

Дирижировал – по собственному методу. Он хотел, чтобы не только музыкантам, но и зрителям в зале было понятно, что происходит в оркестре. Он жил в унисон с музыкой. Музыка для него была живым существом. Это была его работа. И его удовольствие. И его жизнь. Он плакал под своего любимого Луи Приму. И уходил из театра после первого действия, если оркестр фальшивил. Музыка никогда не была для него фоном, она всегда была Главной. К Музыке он обращался только на ВЫ. Она требовала его полного внимания. Иначе не мог.

Все знали, что он легок, талантлив, остроумен и весел. Но почти никто не знал, что он отличник даже в быту и своевременная плата за электричество для него – закон. Он был очень законопослушен и никогда не парковался там, где запрещено. Никогда не опаздывал. Когда кто-то из друзей сказал: «Ну Жора, ты же у нас звезда, можешь и покапризничать». Он ответил: «Я – не звезда». «А кто ты?» «Я — серьезный человек».

Перед каждым концертом он трясся от страха и боялся выходить на сцену – думал, как это будет. После концерта не мог уснуть – думал, как это было, довольны ли зрители. Прочитав в газете, что для артиста концерт – такая же обычная работа, как для врача – операция, он возмутился: «Если бы это была «обычная работа», не было бы ни хороших артистов, ни хороших врачей».

28 октября он вышел к зрителям Большого зала простуженный. Поздоровался и сказал: «Разная бывает работа у людей. Иногда они заболевают. А знаете, какая причина является уважительной для артиста, чтобы не выйти на сцену? Смерть…». Сегодня у Георгия Гараняна уважительная причина, по которой он не может выйти на сцену. Но это слово так не подходит ему. Равно как и другие слова из ритуального лексикона. Это слово не про него. Давайте не будем его произносить в сочетании с этим красивым именем. Давайте будем считать, что Георгий Гаранян, наш любимый Жора, или Арамыч – как хотите – будет всегда с нами. Просто он уехал на гастроли.

Многие называют его выразителем идей целого поколения, он поистине народный артист, почитаемый миллионами. Вот мнение одного из старейшин джазового цеха, президента Московского джаз-ангажемента, недавно ушедшего из жизни, Юрия Саульского: «Творческая карьера одного из самых известных советских джазовых музыкантов — Георгия Гараняна — складывалась на моих глазах. Он яркий представитель мэйнстрима, во многом определивший само это понятие в практике отечественного джазового музицирования. Гаранян — саксофонист, композитор, аранжировщик, дирижер, прекрасно владеющий всеми этими профессиями, — безусловно, является одной из знаковых фигур современного джаза».

На главной площади России 16 сентября 2004 года заложена именная плита-звезда в честь народного артиста России Георгия Гараняна за выдающийся вклад в Отечественную культуру.

Источник https://garanian.ru/pressa/vni...

Невоенный анализ-57. Десять поляков вышли погулять. 27 марта 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Зеленский перешёл границы разумного: Паника американцев теперь стала абсолютно ясна
  • ATRcons
  • Вчера 20:03
  • В топе

Теракт в концертном зале "Крокус Сити Холл" расставил по местам всех игроков на политической арене вокруг России. И это связано с реакцией стран на инцидент, унесший жизни почти 150 чело...

Обсудить
  • Спасибо, Римма, за интересную статью и прекрасную музыку! :sparkles: :maple_leaf: :sparkles: Не знала, что Георгий Гаранян писал музыку для фильмов. Фильм "Покровские ворота" завоевал любовь зрителей благодаря не только замечательной режиссуре и игре актёров, но и восхитительной музыке Гараняна! Светлая память великому музыканту и светлому человеку!
  • Вот же судьбы у людей... А если бы папа не спасся... :collision: :collision: :collision:
    • ilya
    • 16 сентября 2021 г. 20:39
    Талантище! :sparkles: :sparkles: :sparkles:
  • :person_with_pouting_face: :thumbsup:
  • Очень талантливый композитор, музыкант и т.д. Пусть земля будет ему пухом...