Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Архимандрит Антонин Капустин. Создатель Русской миссии в Палестине

20 302

Архимандрит Антонин (Капустин) (12.08.1817–5.04.1894)            Ученый-византинист, церковный деятель, с именем которого связан период расцвета Русской духовной миссии на Святой земле.

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме была основана в 1847 году. В её задачи входила помощь православным, живущим в Палестине, и забота о паломниках. В 1865 году Миссию возглавил архимандрит Антонин. За 29 лет служения он создал из простого церковного представительства новую страну - Русскую Палестину. 

Отцу Антонину принадлежит первое и самое почетное место среди ученых историков и религиозных деятелей. Никто не сделал для прославления русского имени на Святой Земле столько, сколько сделал он. Побывавшие в Святой Земле невольно поражаются всему тому, что сделано в течение столь краткого времени волей, умом и энергией одного человека. Дивные и величественные русские храмы, в которых совершается богослужение на церковно-славянском языке, обширные и хорошо оборудованные приюты и подворья, в которых паломник находит отдых и гостеприимство; памятники древней библейской истории и археологии исключительной ценности и первоклассного значения, и все это рассеянное по всей Палестине — от Тивериадского озера до Хеврона, от Яффы до Иордана.

Когда в Иерусалим приехал архимандрит Антонин в 1865 году, он первым делом отправился на улицу, ведущую к Храму Гроба Господня, где был тогда приобретён кусочек земли для строительства русской церкви. На этом месте был пустырь, заваленный мусором. До входа в Храм Гроба Господня всего 50 м. Архимандрит Антонин понимал, что там, под землёй могут таиться несметные археологические сокровища, и он с азартом берётся за лопату.

Александровское подворье Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 Впоследствии здесь были проведены полноценные археологические изыскания, а потом уже возведено здание Александровского подворья. Многие находки и артефакты находятся сейчас внутри подворья.

Александровское подворье Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

В то время хрупкий мир на Святой земле был нарушен. Патриарх иерусалимский, представитель Греции, объявил прежнего начальника Русской Миссии персоной нон-грата и потребовал его высылки. Положение Русской Миссии в Иерусалиме и до раздора с греками было сложным. Она находилась во владениях Османской империи. За влияние в слабеющей империи боролись разные политические и религиозные силы. Антонин, назначенный новым начальником Русской Миссии оказался в самом центре этих противоречий.

Ко времени появления в Святой Земле отца Антонина греки и арабы уже владели богатыми земельными угодьями и расширяли свою деятельность и дальше. Между представительствами разных держав шла серьёзная борьба: кто купит больше недвижимости в Иерусалиме, тот и будет доминировать.

Архимандрит Антонин Капустин с соратниками и добродетелями

Отец Антонин понимал, что одних зданий в Иерусалиме недостаточно и следует приобретать земельные участки вне Иерусалима. Эта работа была сопряжена с величайшими трудностями. Тогда весь католический мир посылал пожертвования главам католической миссии, давая им возможность скупать все ценное в Святой Земле для нужд латинской пропаганды, и вопрос материальный, финансовый никогда и не становился перед ними.

У Русской миссии был очень скудный бюджет. Можно было рассчитывать лишь на частные пожертвования от паломников и из России, что в только и давало о. Антонину возможность осуществлять свои предприятия.

Вторая трудность лежала в запрете турецкого законодательства на приобретение земельных угодий иностранцами. Только частные турецкоподданные лица могли покупать землю. Это запрещение помогал обходить отцу Антонину его верный помощники драгоман Я.Е.Халеби, покупавший большинство участков на свое имя. После смерти отца архимандрита он перевел их на имя русских подставных лиц.

Третья, самая обидная и непонятная трудность исходила от русского правительства. Палестинская комиссия при Министерстве иностранных дел вдруг ни с того ни с сего запретили о. Антонину дальнейшее приобретение земельных участков в Палестине.

Тем не менее отец архимандрит при всех трудностях достиг поразительных результатов в этой области. В условиях исключительно неблагоприятных он приобрел для Русской Церкви и спас от расхищения инославными ценнейшие жемчужины Святой Земли, которыми справедливо может хвалиться русское имя. История этих покупок достаточно поучительна и интересна.

Одной из первых и едва ли не самой замечательной покупкой о. Антонина был знаменитый Мамврийский, или Авраамов, дуб близ Хеврона, около которого, согласно бытописателю, патриарх Авраам принял трех таинственных Странников (см.: Быт 13, 18; 18, 1–5). Огромный дуб особой палестинской породы, с тремя широко разросшимися ветвями, величественный и могучий,  с давних пор является объектом религиозного почитания местного населения именно как дуб Авраамов.

Арабское население Хеврона считалось всегда наиболее фанатичным и непримиримым из всех мусульманских племен Палестины.  Христиане проникают туда очень поздно и доныне в малом числе. Первым христианским просветителем, не убоявшимся поселиться в Эль-Халиле (арабское название Хеврона), был наш отец Антонин. Местное  мусульмано-арабское население верило, что как только в Хевроне, месте погребения патриархов Авраама, Исаака и Иакова, зазвучит колокольный звон, начнутся тяжкие бедствия и гибель ислама. Но в 1925 году патриархом Дамианом в сослужении русского архиепископа Анастасия (Грибановского) освящен богатый трехпрестольный русский храм вблизи дуба, и колокольный звон с тех пор неприятно напоминает хевронским шейхам древнее мусульманское предание. 

 Отец Антонин решил попытаться приобрести дуб. Несмотря на маловероятный и рискованный исход идеи покупки, это решение поддерживал в нем и переводчик Миссии Яков Егорович Халеби. Самый участок с библейским древом, сравнительно небольшой, принадлежал уже более 70 лет некоему Ибрагиму Шаллуди, получившему его в наследство от своего отца. Ибрагим, кроме чисто религиозных соображений, дорожил своей собственностью как довольно выгодной статьей дохода и продавал заезжим туристам сучки и листики от священного древа для столярных поделок. На основании тщательно и осторожно собранных сведений являлась вероятность предполагать, что Ибрагим не прочь будет продать даже и самую святыню.

Снабженный деньгами, соответствующими документами и всем необходимым для своей неожиданной и новой роли, зимой 1868 года Яков Халеби явился в Хеврон, переодетый под видом купца из Алеппо. Яков Егорович, осторожно играя свою роль, якобы закупая товары, вращаясь среди хевронских торговцев, пробыл в Хевроне довольно долго. Дело двигалось вперед очень медленно, но все же была надежда на сговорчивость Шаллуди.

Как-то раз, когда перестала непогода и настали несколько ясных и теплых дней посреди палестинской дождливой зимы, Яков Егорович решил провести ночь под самым священным древом. Только он устроился на ночлег и завернулся, чтобы уснуть, как вдруг раздался выстрел, и над его головой просвистела пуля какого-то фанатика араба, спрятавшегося вблизи и по-видимому имевшего какие-нибудь основания подозревать таинственного алеппского купца. Покушение не удалось, но показало ясно опасность, которой подвергался смелый путник, и оправдало столь известный фанатизм хевронцев.

Все же наконец, после длительных и томительных переговоров, комбинаций предосторожности, бесчисленных бакшишей, тоже столь необходимых в той среде, Шаллуди продал участок земли с дубом Якову Егоровичу, на что был немедленно составлен законный владельческий акт («кушан») на его же, Якуба Халеби, имя.

От очевидцев пришлось слышать о встрече его с отцом Антонином в Иерусалиме. Отец архимандрит ожидал приехавшего Халеби у входа в зал на лестнице в здании Миссии. Как только Яков Егорович увидел еще снизу фигуру отца Антонина, он радостно взбежал на лестницу, помахивая кушаном и крича: «Дуб — русский, дуб — русский!» Отец Антонин широко раскрыл ему свои объятия и, радостно обняв его, расцеловал.

На этом заботы отца архимандрита о Мамврийском участке не остановились. После этой сделки удалось купить еще несколько прилегающих к дубу смежных владений и таким образом округлить нашу там усадьбу. 

Русская Духовная Миссия в Хевроне

В результате этой энергичной, осторожной и умелой деятельности отца архимандрита Миссия владеет у дуба Мамврийского участком в общей сложности площадью в 72 354, 74 кв. метра. Уже 22 мая 1871 года под сенью дуба была совершена первая Божественная литургия, и по установившемуся потом обычаю духовенством Миссии и теперь на третий день Пятидесятницы литургия совершается на переносном престоле под деревом, явившимся родоначальником всех наших троицких березок и, по преданию, видевшим таинственную Троицу небесных Путников. 

Ныне на этом обширном участке красуется прекрасный приют для паломников, сторожевая башня, две цистерны для дождевой воды — все это сооружения отца Антонина, не говоря уже о величественном новом храме, начатом постройкой в 1907 году при начальнике Миссии архимандрите Леониде (Сенцове) и освященном, как сказано выше, в 1925 году.

Еще более трепетные евангельские воспоминания навевает христианскому сердцу одна из ранних покупок отца архимандрита - вершина Елеонской горы, это дивное место Палестины, где поистине небо ближе всего к земле, где сама природа вещает о возносящейся к Творцу прославленной человеческой плоти.

Елеонский Вознесенский монастырь

Этот участок был приобретен в 1870 году, что доставило немало скорбей и мучительных переживаний зависти для латинских соперников нашей Миссии. О покупке Елеонской горы для нужд русской Миссии мечтал еще архимандрит Порфирий в первое свое пребывание в Иерусалиме. Благодаря энергии и выдержке отца Антонина один за другим скупаются им от частных владельцев отдельные участки земли, выстраиваются необходимые постройки, производятся археологические раскопки, строится церковь, колокольня, стены, производятся насаждения маслин, кипарисов, сосен, и теперь на том месте красуется обширный русский женский монастырь с 180 монахинями. Общая площадь нашего елеонского владения составляет теперь 53 748, 54 кв. метра с 50 постройками и необходимыми хозяйственными сооружениями.

Колокольня Елеонского Вознесенского монастыря

Одной из первых забот отца архимандрита было возведение приличных этому святому месту церкви и построек для предполагавшегося им на Елеоне мужского монастыря. Выстроенная им прекрасная церковь византийского стиля является одним из лучших украшений Иерусалима.

Постройка храма и колокольни из-за недостатка средств производилась очень медленно. К началу русско-турецкой войны 1877–1878 годов церковь была доведена до уровня окон, и такой ее оставил отец Антонин, вынужденный выехать из Палестины на время войны. Трудность тут была еще и в получении различных разрешений, фирманов, обходе турецких законов, задабривании чиновников и т.д. 

Елеонская свеча - колокольня Вознесенского монастыря

Вместе с церковью строилась и величественная колокольня высотой в 64 метра, несмотря на свои размеры очень тонкая по своей архитектуре. Своей острой вершиной, вонзенной в лазурное небо, она как бы напоминает египетский обелиск. Колокольня строилась тоже очень медленно. Отец Антонин довольно часто, насколько ему позволяли дела, посещал Елеонскую гору или когда бывал занят, то из окна своей угловой комнаты в Миссии наблюдал за постройкой в подзорную трубу.

Наконец и церковь и колокольня были освящены, и с тех пор на вершине горы Вознесения не умолкает славянская служба. В 1885 году был доставлен на Елеон большой 300-пудовый колокол, пожертвованный соликамским купцом А.В.Рязанцевым, — при содействии всех русских богомольцев, своими силами перенесших его из Яффы до Елеона. Могучий медный голос этого колокола заглушает даже колокола русского собора Святой Троицы. 

Самое большое наше владение, в 9 км от Иерусалима, у арабской деревушки Айн-Карем, где теперь красуется другая русская женская монашеская община, досталось отцу Антонину тоже не без некоторого соревнования и борьбы с латинскими миссионерами. Предание называет именно Айн-Карем евангельской «Горней», — местом, где произошла встреча Божией Матери с праведной Елисаветой.

Айн - Карем

Среди высоких холмов, по склонам засаженных маслинами, смоковницами и стройными, высокими кипарисами, теперь раскинулось несколько монашеских общин: наша русская и три латинских. Не без затруднений удалось нам стать тут твердой ногой. Дело в том, что Айн-Карем выбрал себе как опорный пункт для своей деятельности известный на Востоке латинский миссионер и основатель конгрегации сионских сестер, крещеный еврей Ратисбонн. 

Горненский монастырь. храм Всех русских Святых

Благодаря организации и материальным средствам, католические миссионеры быстро скупали участки земли у арабского населения, построили свою часовню, школу для детей, монастырь в честь Рождества Предтечи, обнесли каменной оградой, засадили, украсили. Впервые также холмы Айн-Карема огласились новым для них и чуждым именем «Magnificat». Взоры Ратисбонна направлены были на холм с восточной стороны долины, чтобы и его присоединить к католическим владениям. Но тут-то вот зоркий глаз и энергия русского миссионера положили неожиданно предел вожделениям латинян.

В Храме Всех русских Святых Горненского монастыря 

Ратисбонн торговал на том холме принадлежавший бывшему драгоману французского консульства арабу-католику Джельляду дом для нужд своих сионских сестер. Но араб запросил совершенно неожиданно за весь участок, а не только за один дом, сумму в 200 000 франков. Ратисбонн отступил, и тогда-то араб, будучи зол на него, предложил Русской миссии купить его владение всего лишь за... 70 000 франков. Переговоры велись, разумеется, тайно, и сделка совершилась в величайшем секрете. 

Горненский монастырь. Храм всех русских святых

Наконец необходимый владенный акт был в руках о. Антонина. Айн-Каремский холм, место встречи Божией Матери с праведной Елисаветой, одно из драгоценнейших евангельским, мест, стало русским, но на следующий день араб-драгоман был найден в своем доме отравленным. Народная молва упорно обвиняет тут католический фанатизм.

К этому владению отец архимандрит постепенно прикупил ряд соседних участков и таким образом закруглил его в одно большое и ценное имение общей площадью в 228 776, 90 кв. метров. В 1870 году это был пустырь с одинокими домиками. Через 10 лет на нем зачинается новое русское просветительное дело. Теперь это женский монастырь с прекрасным укладом, хозяйством и совершенно отличный по самому строю своему и стилю от обычных монастырей. «Горняя» — детище отца Антонина, любимое им особой любовью. Мысль о ней выносил он в сердце своем уже издавна.


Спасибо за внимание!

 источник 

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • Благодарю! :pray:
  • Очень интересная статья! Великий человек - архимандрит Антонин! Как он вопреки всему радел о России и Православии!
  • Спасибо за статью! Замечательное видео! :thumbsup:
  • Спасибо за интересную статью, Римма! :sparkles: :pray: :sparkles: Никто не сделал для прославления русского имени на Святой Земле столько, сколько сделал Архимандрит Антонин Капустин . Жизнь и деяния Архимандрита Капустина — благой пример многим поколениям русских православных людей. 2017 год в Курганской области был объявлен годом 200-летия Архимандрита Антонина Капустина.
    • Ross
    • 2 ноября 2021 г. 10:30
    Земля Святая! Земля мира...