Евгений Крылатов. Мир и душа детства

30 778

Евгений Крылатов работал с выдающимися поэтами — Юрием Энтиным, Беллой Ахмадулиной, Ильей Резником, Робертом Рождественским и многими другими, — написал музыку более чем к 160 фильмам и мультфильмам и на протяжении многих лет оставался одним из самых востребованных отечественных кинокомпозиторов.

Евгений Крылатов родился в 1934 году в небольшом городке Лысьва в рабочей семье; потом семья переехала в Пермь. Тяга к музыке в нем проснулась в детстве, но возможностей учиться было немного.

«Меня рано отдали в фортепианный кружок Дома пионеров, потом - в музыкальную школу, а после седьмого класса я поступил в музыкальное училище. Никакого инструмента у нас, конечно же, не было. Мне купили самоучитель со специальным вкладышем, где была нарисована клавиатура, по ней я и учился играть. Понятно, это давало не очень большие результаты», – вспоминал Крылатов.

Потом он получил во временное пользование «допотопный черный рояль», который с трудом поместился в коммунальной квартире, где жили Крылатовы, но помог юному таланту научиться играть на инструменте. После школы, в 1953-м, он поехал в Москву, в консерваторию, едва не провалил вступительные экзамены, и смог поступить только благодаря вмешательству директора консерватории Александра Свешникова. 

В то время в консерватории учились многие композиторы, которые позже стали знаменитыми – однокурсником Крылатова был Альфред Шнитке, чуть постарше были Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Александра Пахмутова, Юрий Саульский.

«Консерватория давала фундаментальное академическое образование. Думаю, это мне было необходимо», – говорил Крылатов, который учился одновременно на двух факультетах – по классу сочинения и по классу фортепиано. Его дипломная работа – балет «Цветик-семицветик» – была принята в Большом театре и шла на сцене этого театра пять лет. 

После получения диплома Крылатов много работал с театрами, пытался пробиться на радио и телевидении, но в итоге нашел себя в кино. «Какие-то песни я писал еще будучи студентом, относил их на радио, но это были безликие однодневки, – признавался композитор. – Своей первой настоящей песней считаю «Колыбельную Медведицы» из мультфильма «Умка», от нее и веду отсчет».

За почти полувековую работу в кино в фильмографии Крылатова набралось более 160 картин – полнометражных, телевизионных и анимационных. Среди них, например, «Достояние республики», трилогия о Простоквашино и песни к «Чародеям» Константина Бромберга».

А настоящими хитами стали две песни, написанные Крылатовым на слова Юрия Энтина к детским сериалам 80-х – «Прекрасное далеко» из «Гостьи из Будущего» и «Крылатые качели», которые он сочинил для «Приключений Электроника».

Как говорил в одном из интервью Евгений Крылатов, эта песня была «призывом, молитвой, мольбой о детях, чтобы они жили лучше, чем мы». Только увидев стихи Юрия Энтина, Крылатов понял, что «Прекрасное далёко» станет одним из самых сильных его произведений, и для усиления «молитвенного» эффекта попросил Энтина немного изменить текст. Так в киноверсии вместо «он зовет меня в чудесные края» звучат слова «он зовет меня не в райские края». Этот вариант строки не встречается больше ни в одном исполнении и ни на одной записи «Прекрасного далёка».

«Крылатые качели» из «Приключений Электроника» стали моей визитной карточкой», – с гордостью говорил он.

При этом он говорил, что специально в песенном жанре не работал, а просто писал музыку к кинофильмам. «Это фактически производство, которое связано определенными сроками, обязательствами, разве можно ждать, когда тебя посетит озарение? Я должен сесть за рояль и выдать свою продукцию – мелодию. И никого не интересует, есть ли у меня настроение, желание писать музыку или нет», – признавался Крылатов.

По его мнению, многие песни популярными делали певцы; в качестве примера он приводил песню «Лесной олень» (из картины «Ох, уж эта Настя!»), которая завоевала любовь слушателей благодаря тому, что ее взяла в репертуар певица Аида Ведищева.

«Я никогда не писал специально адаптированную музыку для детей, в ней скорей отражен мир и душа детства, которое навсегда остается с человеком, если он, конечно, остается человеком... Мое творчество не ограничивается только детской музыкой, хотя она и детская относительно!», – говорил Крылатов в одном из интервью.


Невоенный анализ-57. Десять поляков вышли погулять. 27 марта 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Зеленский перешёл границы разумного: Паника американцев теперь стала абсолютно ясна
  • ATRcons
  • Вчера 20:03
  • В топе

Теракт в концертном зале "Крокус Сити Холл" расставил по местам всех игроков на политической арене вокруг России. И это связано с реакцией стран на инцидент, унесший жизни почти 150 чело...

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Обсудить
  • :raised_hand:
    • ilya
    • 18 октября 2021 г. 10:05
    Прекрасный, душевный композитор, понимавший: для детей надо писать так же, как для взрослых - только лучше. :sparkles: :sparkles: :sparkles:
    • argus
    • 18 октября 2021 г. 11:30
    Да, великие песни!
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :boom: :boom: :boom:
  • Детство...