С кипарисом связано много разных легенд, в которых наши предки объясняли появление этого прекрасного дерева. Ученые до сих пор не могут решить, «откуда есть пошло» по белу свету это прекрасное, величественное дерево, где его родина: Малая Азия? Иран? острова Крит и Кипр?
Крымская легенда рассказывает о том, что в кипарис превратилась девушка, отчаявшаяся дождаться своего возлюбленного из дальнего плавания. Каждый день она стояла на скале, часами смотрела в морскую даль, а потом проросла в землю корнями, да так и осталась на утёсе красивым неизвестным ранее деревом, которое и послужило родоначальником таврических кипарисов.
Существование разных легенд можно объяснить различным отношением людей к этому дереву: у одних народов кипарис с древних времён считается деревом грусти, печали и даже смерти, а у других – юности, благородства и грации.
Однако во всех культурах к кипарису относились с почтением и уважением. С древних времен человек полюбил это дерево. Уже в третьем-втором веках до нашей эры римляне высаживали кипарисы в своих садах. Древнегреческий писатель Лукиан, описывая храм Афродиты на острове Родос, упоминал, что наряду с плодовыми деревьями его окружали "те, которые плодов не приносят, но которым красота заменяет плод: кипарисы и платаны до неба высотою..."
У Гёте кипарис олицетворяет молодость и вечную красоту: «Тебя, чистый, юный, летящий вверх кипарис, тотчас узнаю я, всестатная красота!» На Востоке кипарис — традиционный образ девичьей стройности. Стройность этих деревьев не осталась незамеченной и в гораздой на пословицы России: «Не всякое высокое дерево — кипарис».
В античные времена древние греки обсаживали кипарисами храмы и дворцы, а самых знатных хоронили в кипарисовых гробах, что показывало очень высокую материальную планку человека.
Гомер писал, что пещеру Калипсо, в которой семь лет прожил Одиссей, окружали «тополи, ольхи и сладкий льющие дух кипарисы». Греческий город Краний был известен прекрасной кипарисовой рощей, где в огромном глиняном пифосе жил Диоген.
И греки, и византийцы почитали кипарисовые рощи как священные. С наибольшим почтением относились к кипарису в Иране, где верят, что кипарис является порождением рая. Персы рассматривали кипарис как особо священное дерево: они тесно связывали его с культом огня и почитали как символ бога Ормузда – правителя светлого небесного царства, творца всех богов и материального мира. Священным деревом считали кипарис и в древней Индии. А китайцы высаживали кипарисы на кладбищах и считали кипарис символом вечной человеческой души.
Кипарис был настолько наделен магическими свойствами, что его древесина считалась вечной. Именно на кораблях, сделанных из кипариса, Александр Македонский одерживал свои знаменитые победы. При закладке Софийского собора между камнями фундамента заложены золотые княжеские печати, а также золотые, серебряные и кипарисовые кресты. Молодые побеги кипариса использовали для пропитки пергаментов и бальзамирования мумий.
Древесина кипариса твёрдая, прочная, устойчивая к гниению, содержит ароматные масла, которые хороши не только запахом, но и убивают микробов, отпугивают насекомых. Благодаря ароматическим маслам древесина гниёт очень медленно и сохраняет нетленным предмет, положенный в посуду или ящик из неё. Из-за этого кипарис с древности и считается священным деревом, символом нетленности. В кипарисовых гробах хоронили людей знатного рода: например, в кипарисовой колоде была погребена царица Мария Ильинична Милославская, жена русского царя Алексея Михайловича.
В кипарисовых ларцах римляне хранили самые ценные рукописи: с тех пор "кипарисовый ларец" стал символом неувядаемости великой поэзии. Продолжая античную традицию в христианстве, из кипариса делают нательные кресты, иконные доски, образа, распятия, четки. Ценность кипарисовой древесины так велика, что в древности цари и полководцы, одержав победу в завоевательных походах, разрушали дворцы и дома вельмож, чтобы извлечь её из построек и вывезти на родину.
О кипарисах мы можем прочесть в сочинениях китайского философа Конфуция. Упоминается это дерево и в Библии. Тёмный строгий силуэт кипариса служит украшением Южного берега Крыма. В Крым кипарис был завезен ещё в античные времена греками. Они украшали этим деревом города, храмы, пещеры. Второй раз кипарис появился в конце XVIII века в Никитском ботаническом саду, откуда распространился по всему южному побережью, благодаря заботам князя Григория Потёмкина Таврического.
В Музее искусств в Карелии хранятся прекрасные дощечки-иконки («Архангел Михаил», «Вход в Иерусалим» и др.) — бесценные образцы старинной новгородской иконописи на кипарисе. Уважительное, почти благоговейное отношение верующих к заморской древесной породе всячески поддерживала церковь. Дороговизна и недоступность этого поделочного материала для простых смертных отражена в пословице о богатых соотечественниках, у которых «дрова тисовые, растопочка кипарисовая».
Вещь из древесины кипариса в быту русского крестьянина — роскошь немыслимая, разве что на ложку могли разориться, да и то не всякого кармана на это хватало. В дворцах же царей, вельмож стояли кипарисовые ларцы, сундуки, скамьи. Когда царь Алексей Михайлович строил себе дворец в Коломенском, то мастеровые перед этим три года выдерживали лес: липу, клен, дуб, а для отделочных работ — яблоню и заморский кипарис.
Приятный запах кипарисовой хвои и древесины губительно действует на многие болезнетворные микроорганизмы. Ещё в древности смолами кипариса лечили язвы и раны, а лёгочных больных отправляли на остров Крит, славящийся своими кипарисовыми рощами. В СССР такие больные лечились в Крыму в особых диспансерах. Также существует множество различных способов использования эфирного масла кипариса в сочетании с другими.
Кипарис – житель южных стран, не терпящий морозов. В России он растёт лишь на Черноморском побережье Кавказа и в Крыму.
Оценили 37 человек
81 кармы