В 17—18 веках зажиточные европейцы редко появлялись на людях без париков. Этот стильный головной «аксессуар» был своего рода наглядным подтверждением высокого статуса его владельца.
Достаточно посмотреть на картины известных художников, которые писали портреты знатных особ того времени, чтобы убедиться в этом.
Мода на парики появилась и в Российской Империи — как раз тогда, когда Петр 1 вовсю занимался европеизацией.
Началось все в далеком 1722 году, когда царь всея Руси находился в Персидском походе.
Во время военной кампании император всероссийский побрился наголо, но свои волосы не выбросил — дал указание изготовить из них парик на европейский манер.
Его примеру позднее последовали чиновники, а вместе с ними и другие представители привилегированного класса.
Поначалу мода на парики в России не получила широкого распространения.
Во многом из-за духовенства, которое активно выступало против этого. Но потом люди высшего общества все же вошли во вкус. Остановились лишь в начале 19-го столетия.
По указу Петра 1 в Российской Империи были открыты первые парикмахерские, в которых делали парики.
Изначально изготовлением париков занимались цирюльники, которые до этого были известны тем, что оказывали услуги по стрижке и бритью, а также работали банщиками и владели элементарными приемами хирургии.
Но спустя некоторое время люди, которые занимались изготовлением париков, стали называться мастерами тупейных дел.
Причем в их обязанности входило не только изготовление и установка парика по месту (то есть на голове), но и оказание «услуг визажиста». Они наносили на лицо клиента слой косметики.
Выражение «тупейный дел мастер» сейчас уже не используется — считается устаревшим. Но даже в то время, когда оно появилось и стало широко использоваться в русском языке, никакого отношения к интеллектуальным способностям оно не имело.
«Тупейными художниками» и«тупейных дел мастерами» раньше называли не деятелей искусства, а парикмахеров. В профессиональной лексике существовало слово «тупей» — так называли особенную прическу в виде чуба: чтобы сделать на голове клиента тупей, парикмахер отделял прядь волос на лбу, приподнимал ее и зачесывал назад. Это слово пришло из французского: подобные прически там были в моде, и перевести название можно как «чуб».
В русском языке эта лексема распространилась в разных значениях: иногда «тупей» в значении «голова». Говорили «кивнул тупеем» или «покачал тупеем», потому что когда человек совершал движения головой, модная прическа покачивалась в такт. У парикмахеров на полках всегда лежал специальный тупейный гребень для этой прически. А впервые цирюльников «тупейными художниками» назвал Лесков в одноименном рассказе.
Автор объяснил это так: главный герой рассказа не был заурядным парикмахером, который мог лишь исполнять стрижки по шаблону. У него было много идей, как у художника, а работа была для него искусством. После выхода рассказа выражение прижилось, и так стали называть всех парикмахеров вне зависимости от их таланта.
Оценили 19 человек
45 кармы