• РЕГИСТРАЦИЯ

Герои былин в русской живописи

50 2439
Фрагмент картины В.М. Васнецова "Витязи слушают Бояна"

Как видели национальный эпос Васнецов, Билибин, Рерих и другие художники, откуда пошла мода на изображение былинных героев и как менялись богатыри со временем... 

В середине XIX века русские былины начали активно публиковать и исследовать. Художественная среда живо отреагировала на этот процесс, и молодые художники стали осваивать богатырскую героику наряду с другими фольклорными сюжетами.

Богатырская эстафета началась в Париже. В 1874 году Илья Репин побывал на первой крупной выставке импрессионистов в мастерской фотографа Надара. Воспитанный передвижниками, художник негодовал: приятная форма вкупе с полным отсутствием смысла. А незадолго до этого Репин задумал картину на сюжет былины о Садко.

Садко. Картина Ильи Репина. 1876 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко — богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя». Илья Репин. Из письма музыкальному и художественному критику Владимиру Стасову, 23 декабря 1873 года

Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. В 1876 году тот наконец приехал, и Репин написал купца Садко с него, богато украсив картину морской флорой и фауной, которую тщательно изучал в Нормандии и Берлинском аквариуме. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Как Садко предпочитает самым экзотичным невестам неприметную русскую девицу Чернаву в глубине картины, так и он, золотой медалист Академии художеств, отправленный на шесть лет за границу на полном пансионе, сохраняет верность родной культуре.

В том же году Репин безуспешно выставил «Садко» в Парижском салоне. Но соотечественники работу оценили. Картину купил будущий император Александр III, а художнику присвоили звание академика.

Богатыри. Картина Виктора Васнецова. 1881–1898 годы. Третьяковская галерея, Москва

В эти дни в своей парижской мастерской Василий Поленов обсуждал с Васнецовым картину Репина. Учитель Репина Павел Чистяков прислал Поленову письмо, в котором просил передать ученику, что тот слишком сосредоточился на красоте подводного царства и совсем забыл о духе былины, который и должен задавать картине тон. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м.

Параллельно — с начала 1870-х — Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. В следующем году она появляется на VI передвижной выставке, затем Васнецов переписывает ее еще раз в 1879 году. Третья, окончательная версия «Витязя» появляется только в 1882-м, Васнецов пишет ее для мецената Саввы Мамонтова.

Илья Муромец в «Витязе» ― почти байронический герой. Настрой Васнецова можно проследить по тому, как меняется ракурс от первых набросков к финальной версии. В эскизах богатырь повернут к зрителю в три четверти, но с каждой версией отворачивается от него все сильнее, и в итоге мы видим только кончик носа и клочок бороды героя. «Витязь» 1882 года удивительно (и, скорее всего, неслучайно) напоминает картины немецкого романтика Каспара Давида Фридриха, который изображал своих героев спиной к зрителю и лицом к стихии, будь то бушующее море, лес или закатное небо. А перед Ильей Муромцем ― роковой камень. И даже распутья в буквальном смысле нет, только поросшее бурьяном поле и голые кости. В лучших традициях романтизма. Надпись на камне взята Васнецовым из текста былины.

Витязь на распутье. Картина Виктора Васнецова. 1882 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«На камне написано: „Как пряму ехати — живу не бывати: нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному“. Следуемые далее надписи: „Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти“ — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии». Виктор Васнецов. Из письма Владимиру Стасову, 11 мая 1898 года

Конечно, символическое лишение витязя возможности жениться и разбогатеть ― еще один романтический симптом. Никакого распутья для русского богатыря нет: только вперед, на бой со смертью.

Крестьянин Иван Петров. Этюд Виктора Васнецова для картины «Богатыри». 1883 год. Третьяковская галерея, Москва

В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Романтическая тоска тут остается разве что в пасмурном небе, сулящем трем богатырям опасные испытания. Сам же Илья Муромец становится воплощением жизненной силы и физической мощи и явно превосходит в этом и хмурого Добрыню Никитича по правую руку, и лукавого Алешу Поповича по левую. Неслучайно лицо Ильи Муромца Васнецов пишет с простого владимирского крестьянина Ивана Петрова. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.

Богатырский скок. Картина Виктора Васнецова. 1914 год. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

В 1914 году Васнецов пишет Илью Муромца еще раз — и опять по-новому. Динамичный, напоминающий агитационный плакат «Богатырский скок» представляет богатыря не мощной живой глыбой, а ловким бравым воином, рвущимся в бой. Учитывая, когда написана картина, такая разительная перемена в образе легко объяснима.

Богатырь. Картина Михаила Врубеля. 1898 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Одновременно с «Богатырями» свою версию образа Ильи Муромца представляет Михаил Врубель. На контрасте с его приземистым, будто сделанным из камня и глины «мужичищем-деревенщиной» витязи Васнецова выглядят до предела реалистичными. 

Пан. Картина Михаила Врубеля. 1899 год. Третьяковская галерея, Москва

Из картин же самого Врубеля «Богатырь» больше всего напоминает написанного в следующем году «Пана»: Илья Муромец такой же лесной, сказочный, курчавый, и даже цветовая гамма обеих картин создает впечатление, будто они принадлежат к одной серии работ, хотя это не так. Пан* - древнее создание родом из древнегреческих мифов, пастух, следящий за стадами священных коз и баранов.

При этом гиперболизация физической силы богатыря стала скорее недостатком картины Врубеля в глазах критиков: «Лошадь у него больше в ширину, чем в длину». Екатерина Ге о картине «Богатырь» Михаила Врубеля

В то же время сам Врубель совсем был не намерен смеяться над Ильей Муромцем: «Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада». Михаил Врубель. Из письма сестре

Иллюстрации к книге «Русские былинные богатыри» бумага, акварель, гр. карандаш

Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин . В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей ― Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Рябушкин стремился придать каждому персонажу как можно больше индивидуальных черт: Садко деловито заложил руки за спину, Вольга Всеславьевич притих в ожидании действий врага, Илья Муромец предстает слегка заторможенным силачом. Отсюда и стилистический разнобой серии: Святогор напоминает картины бельгийского символиста Фернана Кнопфа, а Владимир Красное Солнышко с женой ― фаюмские портреты . 

Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»бумага, акварель, гр. карандаш

Но в целом, говоря современным языком, русский эпос в интерпретации Рябушкина предстает русским фэнтези, где есть и богатырь-гном Микула Селянинович, и богатырь-эльф Алеша Попович, и царящий над миром маг Святогор.

Иллюстрации Ивана Билибина (1876 -1942) к былинам, нач. 40-х годов.

Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. В конце 1890-х Билибин парллельно занимался живописью и учился на юриста, но после того, как увидел картину на первой персональной выставке Васнецова, решительно уехал в деревню и принялся изучать русскую древность. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. 

Художник иллюстрировал былины наряду со сказками, и поэтому, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой.

Пречудный богатырь Бова Королевич. Иллюстрация Ивана Билибина. 1911 год

Самой же оригинальной остается билибинская серия «Богатыри» 1902 года, где лубочные элементы соединяются с визуальным языком французских плакатов в духе ар-нуво. Главная отличительная черта богатырей Билибина ― минимум идеологии.

Билибин И.Я. (серия открыток) "Богатыри".












Противоположный подход был у Николая Рериха. Воспитанный, как и Билибин, на Репине и Васнецове, Рерих считал, что в исследовании древнерусской истории нужно идти еще глубже. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. С Рерихом все поменялось. Сам Рерих поначалу не обожествлял богатырей, хотя с юности писал проникновенные былины о возрождении святой Руси. 

Садко – Богатый гость (из серии «Богатырский фриз») . 1910 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Так, в 1909–1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. 

Вольга Святославович (декоративное панно) Серия Богатырский фриз (составлена в 1909-1910)  Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Здесь на первом плане — все еще декоративная составляющая, как у Билибина. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. 

Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля.

М. А. Врубель. Камин «Микула Селянинович и Вольга». Майолика, роспись цветными глазурями. 1898–99. Третьяковская галерея (Москва).

Но чем дальше Рерих углубляется в эзотерику, тем меньше его богатыри похожи на то, что делали предшественники. Ближе ко Второй мировой он снова увлекается былинными героями. Так появляются, к примеру, восточный мудрец Святогор в рассветных Гималаях и азиатская валькирия Настасья Микулична. 

Накануне и в годы Великой Отечественной войны Н.К. Рерих создает полотна ярко выраженной патриотической направленности, тематически объединенные в Богатырскую или Героическую серию. Новые богатыри Рериха не просто древние защитники традиционных русских ценностей. Они существуют вне времени и ждут своего часа, чтобы восстать и продемонстрировать остальному миру святорусскую мощь. 

ПОБЕДА, картина Николая Рериха. 1942. Дом учёных СО РАН. Россия. Новосибирск

И за Рерихом эту тему подхватит советский художник Константин Васильев и другие поборники мистического русского возрождения во второй половине XX века. Кульминацией богатырской эзотерики Рериха можно назвать картину «Богатыри проснулись» 1940 года. 

Богатыри проснулись. Картина Николая Рериха. 1940 год. Академия искусств и культуры им. Бирлы. Кольката (Калькутта), штат Западная Бенгалия, Индия

И никто не объяснит, зачем в русской живописи появились богатыри, лучше, чем Рерих сделал это в статье «Великому народу русскому»:

«Богатыри проснулись“ сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину „Как перевелись богатыри на Руси“, но тогда же верили, что проснутся они в час сужденный. Выйдут из гор, из пещер и приложатся к строительству народному. Вот и пришел час. Вот народные богатыри город строят.

Илья Муромец встал. Добрыня побывал в Галиче. Микула зачал новую пашню. А Настасья Микулична многих перегнала. По поднебесью летает на страх злым. А зависти-то сколько за морями! За морями — земли великие. Только нам недосуг до них. Свою целину не объехать, свою скрыню не убрать». Николай Рерих. Статья «Великому народу русскому», 24 июня 1940 года 

Использованы материалы: arzamas.academy; uymon.ru; Bo4kaMeda.liveinternet.ru; auction-imperia.ru; evg-crystal.ru

Всё интересное из сети. Мне интересное.

Человек не умер, просто вышел...Памяти Иоганна Вайса...Ёжика...

На АШ разместили статью о том, что скоропостижно скончался участник Конта и многих других интернет площадок камрад Оттуда.  Он был феноменом. Его статьи в стиле политической с...

Просто человек? Rag'n'Bone Man - "Human": Перевод и разбор песни

Здравствуйте, друзья, хочу представить вашему вниманию перевод и разбор очень необычной по нынешним временам популярной композиции “Human” 2016 года от британского соул-исполнителя, изв...

Блеск и нищета Белорусской империи

Пару недель назад Александр Лукашенко «иронично» предложил России войти в состав Белоруссии. Сделано это было в ответ на якобы посягательства Москвы на якобы белорусский суверенитет Два ...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Dimitrij Трёп
    21 января 11:57

    ДР у Эли (Амурской Тигры)

    Сегодня у нас намечается очень важный день, ведь мы будем поздравлять замечательного человечка!  21 января День рождения у Эли, нашей Амурской Тигры! Эля стала на Конте гостьей не частой, у всех нас есть свои обстоятельства, но душой она с нами, я уверен! Элечка, здоровья тебе тигриного, настроения игривого, а красоты  когтистой...
    751

    Пей, моя девочка, это плохое вино

    А вот вам русского шансона или декаденса упадочного, тут как ваша карта ляжет! Из репертуара Александра Вертинского. Исполнила Настасья Самбурская— «Пей, моя девочка, это плохое вино»... Пей, моя девочка, пей, моя милая,Это плохое вино.Оба мы нищие, оба унылые,Счастия нам не дано.Нас обманули, нас ложью опутали,Нас заставляли любить…Хитр...
    1897
    Dimitrij КОНТур
    20 января 14:44

    Географы – Великой Победе

    Они обеспечивали фронт современными картами, аэрофотоснимками, информировали об изменениях погоды, консультировали операции по форсированию рек. От них во многом зависел исход битвы. Неизвестные герои Великой Отечественной – кто они? Что мы знаем о гидрологах, картографах, метеорологах, географах? Какой вклад внесли эти мирные профессии в победу над вр...
    526
    Dimitrij Фотоистории
    18 января 13:07

    Косплею все возрасты покорны

    «Косплей? Что это? Говорите по-русски!» — такие комментарии мы переиодчески получаем, когда рассказываем про косплееров. Так вот, косплей — это в дословном переводе «костюмированная игра», то есть перевоплощение в различные роли, переодевание в костюмы, заимствование пластики и мимики персонажей кино, мультфильмов, игр, литературы, реально существующих ...
    603

    О Михаиле Мишустине, авторе музыки...

    Внезапно Михаил Мишустин... в МузПаузе. Утвержденный на пост премьер-министра России Михаил Мишустин написал музыку для нескольких песен Григория Лепса. Об этом газете «Ведомости» рассказали двое «хороших знакомых» Мишустина.Издание сообщает, что в реестре Российского авторского общества (РАО) указано, что Михаил Владимирович Мишустин — автор музыки для...
    786
    Dimitrij Трёп
    16 января 18:21

    Кофейный маньяк: тип, вид, поведение

    Ради кофе можно пойти на все... Даже на работу.© Билл ГейтсУченые говорят, чашка черного кофе оказывает на организм такое же сильное воздействие, что три бокала вина. Эффект одинаково мощный, но действие противоположное: кофе сужает сосуды, вино их расширяет. Именно поэтому гипертоники постоянно пьют вино, а вечно засыпающие гипотоники – миллионами спос...
    2269
    Dimitrij Фотоистории
    14 января 20:09

    Фото Михаила Некрасова НЮ-арт/18+

    Давненько в журнале Фотоистории не было темы 18+, восполняем пробел! В подборку вошли в основном студийные работы российского фотографа Михаила Некрасова, в жанре Ню. ...
    3744
    Dimitrij Фотоистории
    13 января 19:52

    «Образы прошлого в Московском метро»

    Весной уже прошлого 2019 года в фотогалерее «Метро» на станции "Выставочная" прошло открытие фотовыставки «Образы прошлого в Московском метро». Экспозиция, созданная Музеем Москвы, представляет собой попытку взглядя из настоящего на сцены повседневной жизни первых десятилетий Московского метрополитена.  30-е – 50-е годы XX века – противоречивое, гро...
    2778
    Dimitrij КОНТур
    12 января 18:25

    «Это терроризм». Российский историк осудил убийство гитлеровского генерала

    Заместитель председателя Совета Научно-информационного и просветительского центра общества «Мемориал» Никита Петров. © / Кадр youtube.com В канун 75-летия Великой Победы в России в публичном пространстве возможно оправдание действий гитлеровских генералов на оккупированной территории СССР с одновременными обвинениями в терроризме в адрес советских раз...
    1164

    Каверы мировых хитов на балалайке

    Исполнители из Новосибирска ( Василий Юрченко, Павел Михайловский и Кирилл Мелентьев) записали свою версию хита Despacito, пуэрториканца Луиса Фонси. DESPACITO IN SIBERIA (Деспасито по сибирски)  Пермский балалаечник Андрей Киряков, исполнитель кавер-версий известных песен вновь привлек внимание легендарных музыкантов.Участники...
    2979
    Dimitrij Фотоистории
    11 января 18:01

    Харбинский фестиваль снега и льда 2020

    Международный фестиваль снежных и ледяных скульптур проходит уже в 36-й раз в Харбине. Это крупнейший ледовый город в мире, в этом году его площадь составила около 600 тыс. кв.м, а построили его всего за 15 дней. Впервые фестиваль снега и льда в Харбине состоялся в 1963 году, изначально в нем участвовали только китайцы, потом случился длительный непредви...
    1692
    Dimitrij Фотоистории
    11 января 00:54

    Конкурс "Фотоловушка". Сезон 2019 (фото+видео)

    "Что это там?". Автор: ФГБУ "Заповедное Приамурье". Место съемки: национальный парк "Анюйский" Объявлены результаты V Национального конкурса "Фотоловушка-2019". В нём приняли участие фотографии и видеоролики с камер, установленных в российских заповедниках. В числе победителей — национальный парк "Земля леопарда", природный заказник "Степной", Саяно-Ш...
    1894
    Dimitrij Трёп
    10 января 20:15

    В России появилась новая порода собак — карельская лайка.

    Знакомьтесь: в России появилась новая порода собак — карельская лайка.  Об этом сообщает газета "Аргументы и факты" со ссылкой на министерство природных ресурсов Карелии. Порода была утверждена специальной комиссией на заседании Российской кинологической федерации.Ранее по международным стандартам карельскую лайку называли финским шпицем. Специ...
    1263
    Dimitrij Трёп
    10 января 16:27

    «Аэрофлот» и Шереметьево победили в мировом рейтинге пунктуальности в 2019 году

    Хроники упадка. Немного скучной статистики вам в ленту... По данным Росавиации, в минувшем (2019) году отечественные авиакомпании установили рекорд — перевезли более 120 миллионов пассажиров. Только за период новогодних праздников (с 30 декабря 2019 года по 08 января 2020 года) количество пассажиров которые воспользовалось услугами московских аэропорто...
    1202
    Dimitrij Трёп
    7 января 22:05

    168 лет назад в Санкт-Петербурге впервые в России была наряжена общественная елка.

    168 лет назад (7 января 1852 года) в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского вокзала (в наше время Московского) впервые была наряжена общественная рождественская елка. На елке красовались украшения, игрушки, сладости, фрукты, свечи. Верхушку украшала звезда.Кстати, елку в здании Московского вокзала ставят до сих пор... Генрих Матвеевич Манизер (1847...
    1438
    Dimitrij Трёп
    29 декабря 2019 г. 17:28

    Главредное. С наступающим!

    Уже совсем скоро наступит Новый Год, а значит, пора  загадывать заветное желание. Помните! НГ – это новая надежда изменить свою жизнь к лучшему, ничего для этого не делая.) Не отказывайте себе верить в это! Анекдот:"Вчера загадал новогоднее желание, а сегодня на морозе губа треснула.Намёк понял..."Никаких намеков! Пусть сбу...
    1492
    Dimitrij Трёп
    29 декабря 2019 г. 16:34

    Приближается ночь Великого Новогоднего Жора!

    Уже совсем скоро начнется ночь Великого Новогоднего Жора! "Меня отправили в магазин, а там гуляния. Народ берёт Трою и строит Вавилон. Я тоже заразился психически, проплыл пару кругов. Дома взвесил покупки, оказалось 26 килограммов. Ночное угощение на четверых.Семья спросила, как же так произошло? Мы же экономим и худеем одновременно! Сложно объяснить. В...
    1600
    Dimitrij Кинозал на КОНТе.
    28 декабря 2019 г. 15:02

    Короткометражка «Новый Год для ёлок»

    Оригинальное название: The Christmas Human - Wishing you a very Christmas merry! Новогодняя одноминутная комедия абсурда на тему "Если бы ёлки и люди поменялись местами" от голландского режиссёра Андрэ Маата (Andre Maat). Подготовлено: DeeAFilm Studio ...
    1599
    Dimitrij Фотоистории
    26 декабря 2019 г. 14:21

    Гаучо* Ксении Рогозиной

    Ксения Рагозина (Xura) - фотограф, ныне проживающая в Латинской Америке (Уругвай), специализируется в основном на портретной съемке.  Гаучо* этническая группа, сложившаяся в XVI - XVII вв. от браков испанцев и португальцев с индейскими женщинами Аргентины, Уругвая и юга Бразилии,  близкая по духу и роду занятий американским ковбоям. Далее ...
    1719
    Dimitrij Музыкальная пауза
    26 декабря 2019 г. 12:47

    Памяти Валерия Халилова

    Три года назад 25 декабря всю Россию потрясла весть о катастрофе военного Ту-154 у берегов Сочи. Борт летел из Москвы в Сирию. Генерал-лейтенант Валерий Халилов. Фото © nfd.suВ то трагическое утро, в самoлете находилось 83 пассажира и восемь членов экипажа. Шансов выжить у них не было. Среди погибших основной состав Академического ансамбля песни и п...
    2270
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика