Кто такие индоевропейцы? Ч. VI. Арии: бросок на юг

4 2299


Веды ещё не знали каст и их групп – варн (буквально «цвет», ибо каждой варне соответствовал свой собственный цвет). Только в одном, относительно позднем гимне из десятой мандалы «Ригведы», повествующем о пурушамедхе – сотворении богами Вселенной из тела космического первочеловека-пуруши, можно найти намёки на подобное деление общества. Веды были забыты на много-много веков, «почти переоткрыты» только в XIX веке самими индийцами, и реформаторы индуизма боролись с варно-кастовой системой (назовём её так)… ссылками на Веды! Если там нет чётких указаний на касты, значит, все люди равны и полагать по-другому – гневить богов!

Строго говоря, это верно. Общество, создавшее Веды, знало только половозрастные группы, которые постепенно и стали тремя главными варнами ариев – жрецами-брахманами («молящимися»), воинами-кшатриями («мощными») и народом – вайшьями (слово, однокоренное с русским «весь», то есть «весь народ»). Четвёртая варна – шудры (буквально «слуги») – это даже не столько «чужаки», «чужеземцы», сколько «ритуально нечистые», то есть, в том числе, и преступники, - те, кто были поставлены вне общества. Веды же считались источником волшебного могущества для ариев, в это действительно верили, причём верили тысячелетиями. Именно поэтому шудрам было запрещено не только изучать, но даже слушать Веды, а подслушивающему Веды шудре именно из-за ужаса перед лишением могущества, а вовсе не вследствие какой-то патологической жестокости, заливали уши расплавленным свинцом…

Создание каст и, тем более, строгие кастовые запреты заняло тысячелетия. Тысячелетия заняла и борьба между жрецами – фактически, как мы помним, старой знати, и новой знатью – воинами-профессионалами. Перипетии и исход этой борьбы в разных частях Арийского Мира был разным. У алан поднимаются воины – Ахсартаггата нартовского эпоса: слово, однокоренное со словом «кшатрий» и мидийским титулом царя, принятом древними персами – «хшатра». За жрецами – Алагата эпоса – осталось только почётное право организовывать общинные пиры. Здесь главной была борьба между воинами и народом – Бората, которые неоднократно, если верить сказителям, массово истребляли друг друга. В Иране деление на жрецов, воинов и народ существовало ещё много веков. Но были разрешены совместные трапезы и браки. Да и само деление скорее становится едва ли не формальным.

В Индии же было по-иному. Но сначала постараемся показать, как же арии оказались так далеко на юге, так что их культурное влияние распространяется и на многие другие страны Азии. Так, и сейчас на острове Бали в Индонезии стоит храм богини Дану (однокоренные слова – «Дон», «Днепр», «Днестр», «Дунай» и, наконец, «дно»). Это мать демона и – одновременно – великого брахмана! – Вритры, вступившаяся за сына в поединке с богом Индрой и также убитая им.

…В последние столетия II тысячелетия до н.э. имело место резкое похолодание. Ариев это подтолкнуло к широким миграциям на юг – за теплом, а греков и троянцев – к страшной Троянской войне. Троянцы контролировали выход из пролива Дарданеллы, что имело огромное торговое значение. Греки-ахейцы осаждают Трою, хотя завязка войны всё же на «совести» (запомним только, что античность до христианства понятия «совесть» не знала – «долг», «честь», «достоинство» – да, но не «совесть»!) троянцев. Юг Балкан составляли тогда общества, которые во многом хранили традиции матриархального общества. Правда, правили тогда уже басилеи-мужчины, но власть, как и тысячелетия назад, по-прежнему передавалась по женской линии (интересно, что такие же обычаи отражены и в русских сказок, где новый царь – обычно не сын, а зять предыдущего). Похищение жены Менелая Елены, пусть и с её согласия (а тем более с её согласия!) – это претензии на власть над Спартой, ибо именно царица – воплощение Матери богов, которая только и может дать законное право на верховную власть. Троянцы были слабы, но они сумели создать огромный союз народов Малой Азии, в который вошли, кстати сказать, и пеоны во главе с царём Протесилаем – предки армян. В результате силы оказались примерно равны, но ни одна из сторон не хотела отступать. В итоге Троя всё же была взята, пеоны – как побеждённая сторона – были вынуждены уходить далее на восток, где они смешались с урартцами, родственниками нахско-дагестанских народов.

Помнили ли пеоны, что фактически возвращаются на прародину после нескольких тысяч лет? Строго говоря, мы не знаем. Однако, хорошо известно, что многие древние народы с величайшим благоговением относились к землям предков, хотя порой уже и не помнили о ней почти ничего. В частности, много ли из современных индийцев помнит, что зверь (потом его стали воспринимать как демона) шамбара, убийство которого – великий подвиг Индры, на самом деле – лось? Так что, с другой стороны, мы не можем исключить, что пеоны, уходя на восход Солнца, не имели каких-то воспоминаний, пусть и весьма смутных, о горной и лесной стране далёких предков, на которую бы лучше вернуться, чтобы закончился период гнева богов: предки-то в любом случае помогут заблудшим внукам и правнукам…

Для ахейцев же Троянская война стала грандиозной «пирровой победой». Они стали добычей дорийцев – последней волны греков с далёкого севера. В результате дорийского нашествия появляется одно из самых жутких государств древности – Спарта. Немногочисленные завоеватели, объединившись здесь с предавшей свой народ группой ахейской знати, стали спартиатами, которые занимались только войной и управлением. Потомков же обитателей Спарты Менелая они сделали государственными рабами – илотами, и каждый спартиат, чтобы стать полноправным гражданином, участвовал в криптиях – охоте на безоружных илотов, убийствах не только мужчин, но также женщин и детей, чтобы держать завоёванных в вечном животном страхе. Ситуация усугублялась ещё и тем, что дорийцы и ахейцы были близкими родственниками – например, понимавшими друг друга без перевода…

Но вернёмся к ариям. Великий холод приводил в массовой гибели скота – главного богатства кочевников. «Айраниан ваеджо» (по-авестийски – «Арийский простор») – великая прародина ариев, находившаяся в Великой Степи Евразии – была засыпана снегом и заморожена. Арии несколькими волнами уходят в Иран – видимо, через Кавказ и через Среднюю Азию – и в Индию через Гиндукуш. Чем севернее, тем древнее памятники культуры ариев. Кое-где они постоянно контактировали с финноуграми, восприняли от них культ хозяйки вод – выдры, другого священного животного – великой бобрихи, и образ демона – лося шамбары. В ходе переселений новую великую реку арии назвали по-старинному – Ра, то есть «радостная, счастливая», перенеся, тем самым, древнее название Волги на Аму-Дарью. На юге Средней Азии, в тёплых землях, арии поселились в «Стране Солнца» - «Великом Хорезме», который, видимо, и стал родиной основателя маздаяснийской веры (зороастризма) Заратуштры.

Не все арии, в том числе и индоязычные, разумеется, ушли за тридевять земель. Индоарии островками оставались в нынешней Одессщине, но особенно – в бассейне Кубани, которую они называли просто «Рекой» - (С)индом, а землю – (С)индикой. Таким образом, индийцы и синды – просто «речники», «речные жители». Индоарии Северного Причерноморья – особый, потрясающий островок седой старины, повлиявший, пусть и косвенно, и на славян. Так, имя бога Сварога – бога Неба и великого кузнеца, покровителя (как и у кельтов Шотландии) свадеб – восходит не к иранским словам, а к индоарийскому «сварга» - «небо».

Переселившиеся же на юг арии во многом изменили древнюю простоту нравов и культуры, но это во многом уже другая история…

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • Как-то очень по верхам. В истории и культуре благородных, то есть ариев много корней теперешней жизни всей Евразии.
  • в серьёзном вопросе общественного устройства наших прапредков, как не вспомнить скифского царя Колоксая, давшему своему народу варновую систему - Ярмо, Плуг, Секиру и Чашу, а также, не обойти, обязательную инициацию