• РЕГИСТРАЦИЯ

Кто такие индоевропейцы? - Ч. VII. Арии в Иране. Заратуштра

8 2106


О доарийском субстрате в истории Индии говорят часто, доарийский же Иран – такое словосочетание, мягко говоря, ещё весьма и весьма непривычно. Однако, в древнейшие времена не только в Индии, но и в Иране существовали свои культуры и государства, которые ещё нельзя связывать с арийскими. Здесь сложилось такое государство, как Элам, имевшее свою собственную традицию, в том числе и письменную (клинописную), примыкавшее к традициям государств древнего Ближнего Востока. Эламский язык, по современным данным, занимал промежуточное положение между языками ностратической макросемьи, в которую входит индоевропейская языковая семья, и макросемьи афроазиатской (древние евреи, арабы, финикийцы). История Элама заканчивается в ходе войн с могущественной и агрессивной Ассирией, хотя сами эламиты и эламский язык, по всей видимости, сохранялись на юго-западе Ирана, судя по глухому сообщению одного из наиболее выдающихся географов исламского Востока ал-Истахри, до X в. н.э.

История же арийского Ирана, как это ни странно покажется на первый взгляд, начиналась в Средней Азии: оттуда арии во многом и заселяли эту страну. Но и здесь ариям предшествовали народы, культурное влияние которых – как правило, незримое, - проявляется и поныне. В нынешней Южной Туркмении и близлежащих землях, в том числе и под песками и холмами пустыни, была открыта уникальная цивилизация, которая получила в историко-археологической литературе причудливое название «Бактрийско-Маргианский археологический комплекс». Её открыватели были уверены в том, что перед нами – наследие иранцев, иногда датируя появление последних даже VII тысячелетием до н.э. Однако, сами арии не древнее конца IV тыс. до н.э. К тому же, тщательное исследование показывает, что это всё же создание иных народов, весьма далёких от индоевропейцев. Так, иранцы, как и арии вообще в те времена были кочевниками-скотоводами, а под песками КараКумов мы находим огромные и впечатляющие дворцы, земледельческую культуру и прочее. Иранцы тогда жили в шатрах, а здесь – дома, поля, огромные храмы… Напротив, искомые земледельцы и созидатели древних дворцов и храмов не были знакомы с конями – по крайней мере, так близко, как древние арии, для которых конь давно уже стал и другом, и верным товарищем, и знамением войн и великих побед.

Сюжеты и образы этой оставшейся, по всей видимости, «немой», то есть бесписьменной культуры также совершенно отличны от индоевропейских – так или иначе известных у других народов, принадлежность которых к индоевропейской среде бесспорна. Скорее они напоминают древние дравидские образцы. Однако, дравиды, сейчас, в основном, живущие на юге Индии, - это люди южных (австралоидной и веддоидной) рас с коричневой кожей, тогда как создатели «Бактрийско-Маргианского археологического комплекса» - европеоиды. В современной Южной Туркмении, правда, и сейчас живут смешавшиеся с белуджами и туркменами дравиды – народ брагуи, но, кто знает, когда и откуда они пришли. Может быть, перед нами – не потомки изначального населения данных мест, а поздние выходцы с далёкого юга?.. Подобное ведь тоже нельзя исключать, ибо история Среднего Востока и Южной Азии и в относительно недавние Средние века таит в себе множество загадок и «белых пятен».

Скажем сразу: точно сказать, какова была история этих земель в интересующее нас время, бесспорно пока не может никто. Ожесточённые же споры исследователей – археологов, историков, искусствоведов, языковедов – всё же постепенно приближают нас к истине.

Скорее всего, многие парадоксы «Бактрийско-Маргианского археологического комплекса» - и, одновременно, истории Ирана времён Заратуштры и даже более позднего времени – могут быть объяснены тем, что древние миграции могли порой приводить к следующим результатам: смешавшись, два совершенно разных народа могли «взять» от одного из своих предков антропологический тип, а от другого – язык. Культура же народа-потомка обычно соединяла в себе черты культуры двух (а обычно – более!) народов-предков. Примерно так же произошло и здесь. Племена, говорившие на дравидских языках, первоначально заселяли Закавказье и были европеоидами. В ходе переселений, детали которых нам всё ещё неясны, они приходят на юг Средней Азии и создают здесь данную цивилизацию. Только гораздо позже, возможно, в связи с усыханием климата, дравиды-европеоиды через нынешний Иран мигрируют в Индию, где и создают, в содружестве с иными, более ранними обитателями страны, гигантскую цивилизацию Хараппы. Здесь они смешиваются с последними – австралоидами и веддами по расовому типу – и передают им свой язык, восприняв, в свою очередь, их антропологический тип. Остатки более древнего, чем дравиды, населения Индии, кое-где сохраняются и по сей день. Это племена мунда, связанные с австроазиатскими народами Юго-Восточной Азии.

Но вернёмся в Среднюю Азию. Уходя от серьёзного похолодания, здесь кочевали ираноязычные арии. На территории Южной Туркмении формируется «Страна Солнца» - «Великий Хорезм» - более древний, чем Хорезм в Южном Приаралье (север современного Узбекистана). Ещё одна, уже третья «Страна Солнца» была названа так ещё позже. Это Хорасан на северо-востоке Ирана. «Назвать» же для архаического сознания – значит, «сделать». Итак, арии шли на юг – к теплу и Солнцу, не уставая торжественно нарекать встреченные ими земли землями Солнца. На новых местах они сталкивались с более древним, в первую очередь, дравидоязычным населением.

Итак, «Великий Хорезм». Это была страна, слава которой гремела в

веках. Страна, богатство которой подвигли, правда, в более позднее время, известную всем вавилонскую царицу (титул «сар» - «голова» - тоже заимствован от ариев!) совершить сюда грандиозный поход – поход на огромные расстояния, с отрывом от баз снабжения, за многие десятки дневных переходов, через земли, заселённые враждебным и порой едва известным даже купцам населением.

Но этот поход дал такие богатства, какие Вавилон не видел. Ни до, ни после данных событий.

…А имя той царицы, я думаю, известно всем, читающим сейчас этот пост. Юной девушкой её привезли в огромный, чужой, разноплеменной город, и она попросила своего господина и мужа сделать ей сады, - но по-особому, чтобы они были как в её родной горной долине.

Шаммурамат. По-гречески – «Семирамида». А те самые сады - висячие сады Семирамиды…

Именно в «Великом Хорезме» рождается основатель новой религии, значительно переросшей рамки древних племенных культов.

Заратуштра.

По отцу он происходил из рода Спитама – «Искромётных». У него было два старших и два младших брата. Согласно позднейшим преданиям, его отец по имени Порушаспа (буквально «Человеко-Конь», «Кентавр») и мать Дугдова (буквально «Корова») так назвали сына, чтобы отвести глаз злым духам. Мальчик был чрезвычайно болезненным, несколько раз находился на грани жизни и смерти. Заратуштра – буквально «Погонщик старых верблюдов», смысловой перевод скорее – «Бедняк» и даже «Нищеброд» (вспомним у славян аналогичные имена «Нелюба» и «Некраса»). Считалось, что на ребёнка с таким именем не посмотрят и злые духи.

А детские болезни, преодоление их – важный показатель силы духа. Вспомним хотя бы Суворова и имама Шамиля, очень болезненных в детстве.

Основатель дуалистической религии, которую его последователи называли просто «благой верой» - «маздаясна». Религией, весьма и весьма близкой к единобожию, что было почти немыслимо в те времена. Старое и новое, узко местное и едва ли не всечеловеческое, почти вселенское соединялось в этом высоком и болезненном человеке и его странной, непостижимой для многих тогда вере.

Заратуштра отверг и проклял древних богов – дэвов (буквально «сияющих»), завив, что существует только два бога-брата – старший - бог зла Анхро-Майнью (по-гречески - Ариман) и младший – бог добра Ахура-Мазда (Ормузд). Анхро-Майнью насилием и обманом получил своё первородство, но… перед нами и идеализация младшего брата – древняя черта, отражённая едва ли не во всех русских сказках. Когда старшие постепенно вырастали и отделялись, младший Асуры или, по-ирански, ахуры – «набухающие силой», значение «не-бог» в Древней Индии – скорее, народная этимология. Потому в Ведах, правда, единственный раз, асурой назван и главный враг асур – бог Индра.

Дэвы были богами Верхнего (Небесного) Мира, а асуры – Нижнего, подземного. Не удивляет традиционная терминология Заратуштры, скорее всяческого удивления достойно то, что он фактически приходит к единобожию, причём без какого-либо влияние со стороны Пятикнижия Моисея и культа единого бога Атона в Древнем Египте. Многие идеи его веры кажутся нам сейчас странными, половинчатыми, а порой и совершенно неприемлемыми для современного человека. Но для своего времени, для воинственных и жестоких, хотя и простодушных ариев и их соседей, проповеди Заратуштры – «Гаты» («Песнопениях») - звучали как гром среди ясного неба. Дело в том, что этот человек учил во многом противоположному тому, что было принято даже в самых «цивилизованных», наподобие Вавилона, обществах того времени.

Заратуштра происходил из кочевников. Гораздо позже, через несколько веков, принявших маздаяснийскую веру окончательно назовут Ираном. А не принявших – Тураном. Пока же родичи Заратуштры отринули его.

И неудивительно.

Люди того времени никогда или почти никогда не сомневались ни в чём. Они действовали, а не думали. Царь Обычай, царь Закон думал и решал за них. А говорили они лишь для того, чтобы Обычай задышал и зажил в их Слове.

Так заповедали боги.

Так заповедали богини.

Так заповедали предки.

Они сами, люди, - даже в

се вместе, ставшие единой стеной на народном собрании или на пиру, в сече или на свадьбе, не могли ничего и ничего даже и не дерзали.

В «Гатах» же странного сородича с ними говорил сам бог добра. Он призывал поклоняться только ему одному, отвергнув древних богов и духов, которым предки поклонялись уже не одну тысячу лет. Он благословлял только мирный труд и проклинал войну, без которой тогда не мыслил себе жизни никто, проклинал кровавые жертвы и страшные магические обряды, когда, например, покойников варили в особых ритуальных котлах, чтобы возродить их вновь - так Медея омолодила своего тестя, отца Ясона, так что перед нами – древняя индоевропейская магия, известная и грекам. Не менее непримирим Заратуштра был и против использования наркотического вещества – хаомы – в религиозных обрядах. (Интересно, что древний мыслитель так проклинает наркотики, что даже нам сейчас неудобно его цитировать!)

Неудивительно, что почти всю жизнь Заратуштра сносит враждебность и оскорбления народа. Только в конце жизни местный правитель (кави) по имени Виштаспа принял его веру и оказывал Заратуштре всяческое покровительство. Но жрецы дэвов – карапаны - возненавидели его люто. В конце жизни Заратуштры один из них убивает его во время молитвы ударом кинжала в спину.

Великому реформатору было тогда 77 или 80 лет…

Но после него осталась новая маздаяснийская вера, которая на много столетий определила жизнь Древнего и раннесредневекового Ирана.

Об этом – в следующем посте.

"Чё ле делай, даром не живи!"

«Скарабей» и «Сфера»: опубликовано видео работы роботов в Сирии

Телеканал «Звезда» опубликовал видео, наглядно демонстрирующее работу роботов «Скарабей» и «Сфера» в условиях Ближнего Востока. Благодаря роботам саперы могут без опасности для жизни пр...

Об атомной бомбе под российскую государственность (якобы ленинской) и конституционной реформе.

В связи с анонсированной Путиным конституционной реформой очень полезно вспомнить как разрушали Советский Союз, и что послужило причиной его гибели. Конечно, потом привластные лжецы во ...

Оружие Древних - Псивоздействие на Людей.

ПСИВОЗДЕЙСТВИЕ – оружие массового поражения которое предназначено для воздействия на мозг человека и его связь с самой душой человека. Что приводит к нарушению этой связи и подмены упр...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Появление писаного права в Древней Руси и княжеская власть

    Данные проблемы решались в том числе и путём создания и перера-ботки писаных сборников права. В.О. Ключевский, однако, считал византийским влиянием саму идею «законодательной обязанности» княжеской власти. Аналогичные воззрения мы видим также у М.К. Любавского . На первый взгляд, они правы, ибо правотворчество Ольги и Владимира Святого, вопреки известному в науке мнен...
    2160

    ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ И ПРИНЕСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

    В «Повести временных лет» (ПВЛ) по Лаврентьевскому списку под 983 г. читаем: «Идее Володимеръ на Ятвяги, и победи Явтяги, и взя землю их, и иде Киеву, и творяше потребу кумиром с людми своими. И реша старци и бояре: «Мечемъ жребии на отрока и девицю, на негоже падеть, того зарежемъ богомъ». Аналогичный текст мы видим и в других древнейших летописях – Ипатьевской, Радз...
    2415

    Национальное сознание и самосознание России на историческом фоне.

    В мировой исторической науке немало написано о крайнем своеобразии русской цивилизации. Русь считают догоняющей, специфической европейской, азиатской, крестьянской, иррациональной, самой деспотичной, самой анархичной… Существует и множество других определений и осмыслений, предложенных историками, философами истории, культурологами. Сквозь туман предубеждений и идеоло...
    2708

    Ритуальные бесчинства - Анти-миры русского мира.

    Обрядовое ряженье встречается у многих народов. Оно известно в нескольких формах, каждая из которых так или иначе сопряжена с мотивом страшного мира. Одну из них (она характерна и для русской традиции) отличает связь с двумя особыми сторонами обрядовой культуры — игровой и смеховой.Ряженье - это всегда внешнее преображение. Меняя свой облик («облик человеческий премен...
    6357

    Соха, Чепигы - и другие тайны астрономии Русов.

    Потребности ориентации и определения времени рано выделили астрономию среди других областей научного знания в отдельную отрасль. Среди первых богов человечества -олицетворенные в светилах солнце и луна. На обширной территории, которую впоследствии заняли восточнославянские племена, издавна существовал разработанный культ светил, звезд и, возможно, астрономических явле...
    2377

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.III.

    Рассматривая же сюжет о «невесте из бани», которая воспитывалась ба-енником до брачного возраста, легко понять, что до крещения и венчания, об-ретения женского головного убора – повойника и введения её в избу, что тож-дественно обретению соответствующего общественного статуса, это существо не имело никакого вида (облика), что тождественно, в свою очередь, отсут-ствию ...
    2748

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.II.

    Восточным славянам были присущи обычные для архаических обществ и культур явления «перенесения» свойств одних предметов и явлений на другие, между которыми мыслилась, таким образом, своего рода связь. Так, для борьбы с вредоносным колдовством можно было нанести ведьме увечье, «заткнув в щелях хлева крапиву, нож или косу». Её также можно было уничтожить, если чучело ко...
    2601

    Славяно-Русы в VII веке, о чем умалчивает классическая наука.

    История Руси полна загадок и тайн, сегодня хотелось бы заострить внимание на одном, пожалуй в самом простом вопросе, если до образования Древней Руси, были известны племена вятичей, древлян, дреговичей, полян, то куда же подевались сведения о них? Неужели у этих племен не было соседей? Неужели все они были молчаливы и бесписьменны? Глупо предполагать, что сведений не ...
    2899

    "И все б, я пила, все б, я б, ела" - Питейная культура Древней Руси.

    В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие напитки: живая вода, сытa, березовица , вино, мед, квас, сикера и ол. Грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма условна. Безалкогольными являлись лишь первые два: вода и сытa (смесь воды и меда), да и последняя могла забродить и превратиться в слабоалкогольный напиток. Уже березовица (бере...
    3929

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.I.

    Существуют очень интересные примеры смешения языческих и христи-анских черт в древнерусских апотропеях. «Г(оспод)и, помози рабу Своему Фоме», - такой чисто христианский текст читаем на кабаньем клыке, найденном во Вщиже в слоях уже XII в. Такое соседство поражает, ибо есть данные, согласно которым изначально кабан (свинья) – священное животное индоевропейцев, в том ч...
    2186

    Душа скоморохов. - Гудок - русская скрипка.

    Некоторые писатели уверены, что в скрипке скрыто женское начало. Она или озорная девчонка, или печальная женщина, или трагическая старуха. Народные исполнители считали, что звучание скрипки подобно человеческому голосу. А еще говорят, что столетия назад извлекать из скрипки мелодию удавалось только мужчинам. Сегодня скрипичная игра в деревнях практически исчезла. Сей...
    3429

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Здравствуйте, дорогие друзья!Продолжаю публиковать серию постов, посвящённых восприятию волчьей силы в казачьей среде.Данные Льва Диакона  и «Слова о полку Игореве» не просто подтверждают друг друга, но и показывают, что оборотень, в том числе и лидер-оборотень становится таковым не в силу наказания за совершённые преступления, на что акцентируют внимание древнег...
    2640

    Илья Муромский (Русский) - Европейский след русского эпоса.

    Фольклорные герои далеко не всегда остаются только в рамках одной культуры. Контакты между народами приводят и к тому, что и герои их сказаний, эпических песен, мифов могут перейти межэтнические границы и стать героями народного творчества уже другого народа. Иногда такие переходы оказываются полезными при попытках уточнить хронологию появления фольклор...
    2808

    Обряд принятия волчьей силы.- Инициация.

    Тема оборотничества – одна из тех мистических тем, что обрели особую популярность в последние годы: книги, фильмы, разнообразные байки-страшилки вовсю её муссируют. Возможно, одной из причин популярности является тот факт, что в данном случае байки и легенды имеют под собой вполне реальную, хотя и не буквальную, основу – как в истории, так и в психиатрии (ликантропия)...
    3491

    Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть II.

    Детской игрушкой кукла стала не так давно, а фигурки, изображающие человека, появились чуть позже, чем сам человек.Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим: с неба лилась вода и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались...
    3062

    Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть I.

    Кукла — одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад — это подтверждают ...
    3340

    Обряд принятия волчьей силы.- Продолжение. -Индоевропейские корни.

     Согласно легендам, Ромул и Рем, Кир, Заратуштра были выкормлены волчицами. Такие предания восходят к тотемическим мифам. Ведь реальные дети-«маугли» приживаются в человеческом обществе с большим трудом. Волк, особенно часто изображавшийся в искусстве сарматов, видимо, был их тотемом. В нартовском эпосе осетин (потомков сармато-аланов) предком героев-нартов являе...
    5738

    Судьба Русов. - Пасха - Ты ли это?

    Христианский праздник пасхи имеет длинную и сложную историю.Древнееврейский праздник пасхи зародился приблизительно 3500 лет назад, когда евреи занимались скотоводством кочуя со своими стадами по Аравийской пустыне Изначально это был скотоводческий праздник. Так как весна была важным моментом в жизни скотоводов, именно весной происходил массовый приплод...
    13157

    Обряд принятия волчьей силы. - Продолжение. - Психосоматическая защита.

    В мифологии и эпосе индоевропейских народов важное место занимает образ воина-оборотня. Представление о том, что человек может превратиться на время в животное (и сохранить при этом человеческий разум) восходит своими корнями к временам тотемизма.Самые известные животные для подражания являлись кабан, медведь, волк (собака). Вообще, волк являлся визитной карточкой и...
    6435

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Древние источники - саги, летописи, древние песни и сказания - древнейшие рассказы, которые позволяют понять саму душу народа. О Гуннлауге Змеином Языке, о Тормоде Скальде Чернобровной, о Магнусе Добром, коего Ярослав Мудрый в детстве держал у самого сердца своего…«Старшая» и «Младшая Эдды». Сборники рассказов о песен о богах и героях, - великих и коварных, сильных и ...
    14107
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика