• РЕГИСТРАЦИЯ

Кто такие индоевропейцы? Ч. VIII. Арии в Иране. Ранний зороастризм

12 1794

Дорогие друзья, весьма рад, что два предыдущих поста, посвящённые Заратуштре и одному из интереснейших аспектов славяно-иранских отношений, вызвали такой интерес. Настоящий пост, как нам представляется, имеет смысл посвятить зороастризму – вере Заратуштры и той общественной и культурной роли, которая она сыграла – и играет по сей день! – в истории Ирана и Индии.

Начнём с того, что сейчас, по всей видимости, можно уже сказать, что в зороастризме и зороастрийских обычаях и обрядах не всё иранское, не всё индоевропейское. Подобный вывод может вызвать, как минимум, серьёзное недоумение, но… факты, слишком много фактов говорят сами за себя. Подобное неудивительно: иранцы, заселяя Среднюю Азию и современные Иран и Афганистан, пришли не в пустые земли, а земли, имевшие, как мы уже писали, многовековые традиции культурного и государственного строительства.

В.И. Абаев, в частности, полагал, что культ огня великий реформатор религии взял из далёкого иранского прошлого, ибо быть иранцем и не чтить огонь – невозможно. Великий алановед, конечно же, рассуждал верно, но культ огня, по всей видимости, - культ, известный едва ли не у всех народов, потому не имеет смысла выяснять, от кого – иранцев, дравидов или, к примеру, у народов, родственных бурушаскам – ещё одному загадочному этносу региона – Заратуштра берёт культ огня. Однако, с другой стороны, понятно, что храмов огня у ариев-кочевников быть не могло, и не только саму идею храма, но и некоторые особенности последних зороастрийцы взяли у народов «Бактрийско-Маргианского археологического комплекса».

Ещё более интересен зороастрийский обряд погребения. Мёртвый ритуально нечист (эта идея известна у очень многих народов), все же стихии, особенно священный огонь – чисты. Поэтому – и такой вывод по-своему весьма логичен – мертвеца нельзя оставлять в соприкосновении ни с одной из стихий, а бросать в огонь – вообще величайшее кощунство. (Потому, в частности, вопреки Геродоту, царь Персии Куруш Великий не мог сжигать живьём пленного лидийского царя Креза, так что данный эпизод явно придуман неким не известным нам информатором «отца истории»).

Как же быть? Современные зороастрийцы хоронят своих мёртвых в цементе, но, по традиции, они оставляли покойников в особых «башнях молчания» на растерзание птицам, а кости собирали в особые сосуды. Но такой обряд в Средней Азии фиксируется ещё до прихода сюда иранцев. Подобные же погребальные обряды известны во многих регионах Евразии, например, в Сибири и на Кавказе. В Сибири, например, способ погребения с выставлением тела на лабазе считался весьма почётным: так первоначально местное население похоронило самого Ермака Тимофеевича. По всей видимости, такой ритуал погребения когда-то был характерен для огромной, скорее угадываемой сейчас праобщности, включающей дравидов (оссуарии юга Средней Азии), енисейские народы (последняя группа переселенцев в Северную Америку, часть которой осталась на Енисее) и народы, говорившие на языках северокавказской семьи.

Кроме того, в маздаяснийской вере причудливо и порой парадоксально сплеталось не только индоевропейское и неиндоевропейское, но и локальное и всечеловеческое, старое и новое. Исследователи до сих пор удивляются, как в таком архаичном обществе, каким было общество Заратуштры, могли получить распространение такие абстрактные понятия, как Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело и прочие, которыми буквально пестрят «Гаты»: подобное совершенно не характерно для того времени. Поклонение только одному богу также было совсем не в духе времени.

Однако, с другой стороны, в зороастризме много традиционного, удивительного для нас. Начнём с того, что, согласно всем историческим данным, Заратуштра жил на пограничье зон обитания кочевников и земледельцев в IX-VIII вв. до н.э. Но лингвистические данные говорят о XIII-XII вв. до н.э.! Интересно, что датировка в обоих случаях сомнений не вызывает!

…Объясняется же данный парадокс достаточно легко: реформатор творил на уже мёртвом к тому времени языке – видимо, том языке, который воспринимался в иранском обществе священным. (Представьте, чтобы мы с вами заговорили на языке Ивана III!). А значит, существовала мощнейшая традиция непредставимого для нас бережного отношения к языку далёкого прошлого, своя собственная (и гораздо более древняя, чем античная!) школа риторического искусства.

И это – на мёртвом языке.

И это – у безграмотных кочевников и якобы «примитивных» земледельцев.

Наставления, как и для чего применять те или иные приёмы ораторского искусства, буквально рассыпаны по «Авесте», являясь предметом для обширного, многоаспектного исследования.

Объяснение также простое: это было общество, чтившее священное вещее Слово и искренне верившее, что его возможности едва ли не безграничны. Во многом в этом следует искать и секрет успеха Заратуштры и его учения, каким бы непривычным оно поначалу не казалось. Как показывает зороастрийская традиция, пусть и относительно поздняя, вещий старец, певший свои «Гаты», вызывал благоговейный ужас даже у врагов. «Гаты», ставшие ядром священной «Авесты», как и другие авестийские тексты, в течение почти полутора тысяч лет передавались изустно. Только в VI в. н.э. их окончательно записали, и алфавит, созданный специально для «Авесты», оценивается даже современными языковедами как один из лучших алфавитов мира – наряду с деванагари («письмо богов» для санскрита), кириллицей и арабской вязью…

Что же касается содержательной стороны учения Заратуштры, то это, в первую очередь, учение мира и мирного труда – как скотоводческого, так и земледельческого. Недаром отклик реформатор, в основном, услышал не у родичей-кочевников, а в земледельческой среде. Недаром эти представления так легко воспринимаются даже современными славянами, с их многовековым «культом» оборонительной войны. Несмотря на покровительство кави Виштаспы, невозможно оценивать Заратуштру «придворным» или, тем более, «сервильным» священнослужителем или поэтом. Действительно, он прославлял сильную царскую власть, но ведь только она могла обеспечить мирный труд и остановить страшные, губительные набеги кочевников.

Крайне отрицательно Заратуштра оценивал и кровавые жертвы, и наркотики, и, используя его выражение, такое порождение бога зла, как «мерзкий, неискупимый грех педерастии». Так, если даже убийство праведника при определённых условиях может быть прощено Ахура-Маздой, то этот грех не может быть искуплен ни на Земле, ни в мире ином…

(Эх, дорогой читатель, может, вернёмся в IX век до нашей эры?.. жестокое время, но чище нашего будет…)

Конечно, в «Авесте» много и дремуче-древнего, праарийского и даже праиндоевропейского, и как раз-таки это не вызывает удивления. Для историка интересны не только, а может, и не столько «Гаты», сколько «Младшая Авеста», «Бундахишн». Эти части «Авесты» сложились позже, но сюжеты и образы, заключённые в них, стадиально более ранние, чем образы «Гат». Здесь явно сохраняется культ собаки, быки («говяды» - слово, утерянное в славянских языках) могут жаловаться Ахура-Мазде на свою страшную долю в войнах людей. Наконец, остались даже реликты веры в переселение душ и отсутствие индивидуальной души вообще – идея, сохранившаяся и поныне в некоторых направлениях буддизма – ещё одного порождения арийской культуры. Так, из тысячи душ собак является душа выдры. Эти звери, истреблённые во многих местах, считались ариями «душами («хозяевами») вод», и убийство выдры, как верили, по всей видимости, за много веков до Заратуштры, вызывало засуху – бедствие, которого в засушливых регионах Азии боялись, пожалуй, больше всех остальных. Потому убийцу выдры всегда убивали, и только случайное убийство священного животного ещё можно было как-то искупить.

Культ выдры и особенно культ бобрихи, хозяйки плодородия (богиня Ардвисура Анахита), вполне возможно, - наследие древнейших контактов ариев (андроновцев) с финно-уграми – контактов, хорошо известных по археологическим и лингвистическим источникам, вплоть до заимствований в язык коми из арийских языков, в наибольшей степени родственных памирским (!). Подобные факты и стали основанием для гипотез, помещавших родину Заратуштры далеко на север, вплоть до Пермской земли. Это не родина последнего, это зона контактов и зона арийского влияния.

Дух захватывает: Пермь и Памир, Ардвисура Анахита и современное армянское женское имя «Анаит» (видоизменённое «Анахита»)…

Но «Авеста» и вера Заратуштры таят ещё много загадок, о некоторых из которых мы скажем чуть позже, в следующем посте.             

       


"Чё ле делай, даром не живи!"

Охлобыстин объяснил, откуда знаменитости взяли моду называть россиян быдлом

Известный российский актер Иван Охлобыстин рассказал, откуда, по его мнению, у знаменитостей взялась тенденция непочтительно отзываться о простых россиянах.После многократно прокативших...

Единая методичка о "конституционном перевороте Путина"
  • sntdpni
  • 19 января 16:59
  • В топе

Ну, вот, период деморализации, разброда, шатаний и полного замешательства в рядах "людей с прекрасными лицами" счастливо завершился! Единая методичка доведена до всех-всех-всех борцов з...

Мы наш, мы новый мир построим

Как одно мгновение прошли все новогодние праздники от встречи Нового года до Крещения, но в тоже время - от поедания тазика салата оливье под взрывы фейерверков до купания в проруби - п...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Появление писаного права в Древней Руси и княжеская власть

    Данные проблемы решались в том числе и путём создания и перера-ботки писаных сборников права. В.О. Ключевский, однако, считал византийским влиянием саму идею «законодательной обязанности» княжеской власти. Аналогичные воззрения мы видим также у М.К. Любавского . На первый взгляд, они правы, ибо правотворчество Ольги и Владимира Святого, вопреки известному в науке мнен...
    2161

    ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ И ПРИНЕСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

    В «Повести временных лет» (ПВЛ) по Лаврентьевскому списку под 983 г. читаем: «Идее Володимеръ на Ятвяги, и победи Явтяги, и взя землю их, и иде Киеву, и творяше потребу кумиром с людми своими. И реша старци и бояре: «Мечемъ жребии на отрока и девицю, на негоже падеть, того зарежемъ богомъ». Аналогичный текст мы видим и в других древнейших летописях – Ипатьевской, Радз...
    2416

    Национальное сознание и самосознание России на историческом фоне.

    В мировой исторической науке немало написано о крайнем своеобразии русской цивилизации. Русь считают догоняющей, специфической европейской, азиатской, крестьянской, иррациональной, самой деспотичной, самой анархичной… Существует и множество других определений и осмыслений, предложенных историками, философами истории, культурологами. Сквозь туман предубеждений и идеоло...
    2709

    Ритуальные бесчинства - Анти-миры русского мира.

    Обрядовое ряженье встречается у многих народов. Оно известно в нескольких формах, каждая из которых так или иначе сопряжена с мотивом страшного мира. Одну из них (она характерна и для русской традиции) отличает связь с двумя особыми сторонами обрядовой культуры — игровой и смеховой.Ряженье - это всегда внешнее преображение. Меняя свой облик («облик человеческий премен...
    6360

    Соха, Чепигы - и другие тайны астрономии Русов.

    Потребности ориентации и определения времени рано выделили астрономию среди других областей научного знания в отдельную отрасль. Среди первых богов человечества -олицетворенные в светилах солнце и луна. На обширной территории, которую впоследствии заняли восточнославянские племена, издавна существовал разработанный культ светил, звезд и, возможно, астрономических явле...
    2377

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.III.

    Рассматривая же сюжет о «невесте из бани», которая воспитывалась ба-енником до брачного возраста, легко понять, что до крещения и венчания, об-ретения женского головного убора – повойника и введения её в избу, что тож-дественно обретению соответствующего общественного статуса, это существо не имело никакого вида (облика), что тождественно, в свою очередь, отсут-ствию ...
    2750

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.II.

    Восточным славянам были присущи обычные для архаических обществ и культур явления «перенесения» свойств одних предметов и явлений на другие, между которыми мыслилась, таким образом, своего рода связь. Так, для борьбы с вредоносным колдовством можно было нанести ведьме увечье, «заткнув в щелях хлева крапиву, нож или косу». Её также можно было уничтожить, если чучело ко...
    2603

    Славяно-Русы в VII веке, о чем умалчивает классическая наука.

    История Руси полна загадок и тайн, сегодня хотелось бы заострить внимание на одном, пожалуй в самом простом вопросе, если до образования Древней Руси, были известны племена вятичей, древлян, дреговичей, полян, то куда же подевались сведения о них? Неужели у этих племен не было соседей? Неужели все они были молчаливы и бесписьменны? Глупо предполагать, что сведений не ...
    2900

    "И все б, я пила, все б, я б, ела" - Питейная культура Древней Руси.

    В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие напитки: живая вода, сытa, березовица , вино, мед, квас, сикера и ол. Грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма условна. Безалкогольными являлись лишь первые два: вода и сытa (смесь воды и меда), да и последняя могла забродить и превратиться в слабоалкогольный напиток. Уже березовица (бере...
    3931

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.I.

    Существуют очень интересные примеры смешения языческих и христи-анских черт в древнерусских апотропеях. «Г(оспод)и, помози рабу Своему Фоме», - такой чисто христианский текст читаем на кабаньем клыке, найденном во Вщиже в слоях уже XII в. Такое соседство поражает, ибо есть данные, согласно которым изначально кабан (свинья) – священное животное индоевропейцев, в том ч...
    2188

    Душа скоморохов. - Гудок - русская скрипка.

    Некоторые писатели уверены, что в скрипке скрыто женское начало. Она или озорная девчонка, или печальная женщина, или трагическая старуха. Народные исполнители считали, что звучание скрипки подобно человеческому голосу. А еще говорят, что столетия назад извлекать из скрипки мелодию удавалось только мужчинам. Сегодня скрипичная игра в деревнях практически исчезла. Сей...
    3431

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Здравствуйте, дорогие друзья!Продолжаю публиковать серию постов, посвящённых восприятию волчьей силы в казачьей среде.Данные Льва Диакона  и «Слова о полку Игореве» не просто подтверждают друг друга, но и показывают, что оборотень, в том числе и лидер-оборотень становится таковым не в силу наказания за совершённые преступления, на что акцентируют внимание древнег...
    2640

    Илья Муромский (Русский) - Европейский след русского эпоса.

    Фольклорные герои далеко не всегда остаются только в рамках одной культуры. Контакты между народами приводят и к тому, что и герои их сказаний, эпических песен, мифов могут перейти межэтнические границы и стать героями народного творчества уже другого народа. Иногда такие переходы оказываются полезными при попытках уточнить хронологию появления фольклор...
    2809

    Обряд принятия волчьей силы.- Инициация.

    Тема оборотничества – одна из тех мистических тем, что обрели особую популярность в последние годы: книги, фильмы, разнообразные байки-страшилки вовсю её муссируют. Возможно, одной из причин популярности является тот факт, что в данном случае байки и легенды имеют под собой вполне реальную, хотя и не буквальную, основу – как в истории, так и в психиатрии (ликантропия)...
    3493

    Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть II.

    Детской игрушкой кукла стала не так давно, а фигурки, изображающие человека, появились чуть позже, чем сам человек.Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим: с неба лилась вода и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались...
    3065

    Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть I.

    Кукла — одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад — это подтверждают ...
    3340

    Обряд принятия волчьей силы.- Продолжение. -Индоевропейские корни.

     Согласно легендам, Ромул и Рем, Кир, Заратуштра были выкормлены волчицами. Такие предания восходят к тотемическим мифам. Ведь реальные дети-«маугли» приживаются в человеческом обществе с большим трудом. Волк, особенно часто изображавшийся в искусстве сарматов, видимо, был их тотемом. В нартовском эпосе осетин (потомков сармато-аланов) предком героев-нартов являе...
    5741

    Судьба Русов. - Пасха - Ты ли это?

    Христианский праздник пасхи имеет длинную и сложную историю.Древнееврейский праздник пасхи зародился приблизительно 3500 лет назад, когда евреи занимались скотоводством кочуя со своими стадами по Аравийской пустыне Изначально это был скотоводческий праздник. Так как весна была важным моментом в жизни скотоводов, именно весной происходил массовый приплод...
    13158

    Обряд принятия волчьей силы. - Продолжение. - Психосоматическая защита.

    В мифологии и эпосе индоевропейских народов важное место занимает образ воина-оборотня. Представление о том, что человек может превратиться на время в животное (и сохранить при этом человеческий разум) восходит своими корнями к временам тотемизма.Самые известные животные для подражания являлись кабан, медведь, волк (собака). Вообще, волк являлся визитной карточкой и...
    6438

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Древние источники - саги, летописи, древние песни и сказания - древнейшие рассказы, которые позволяют понять саму душу народа. О Гуннлауге Змеином Языке, о Тормоде Скальде Чернобровной, о Магнусе Добром, коего Ярослав Мудрый в детстве держал у самого сердца своего…«Старшая» и «Младшая Эдды». Сборники рассказов о песен о богах и героях, - великих и коварных, сильных и ...
    14110
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика