Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Фольклор. Духовные стихи - символ образованности Руси.

1 7705

Духовные стихи – это лирико – эпические произведения Древней Руси, исполняемые в среде верующего населения для более полного и четкого понимания священного писания, норм обычного права, передачи глубокой и важной по содержанию житейской мудрости. Духовные стихи принято делить на «Старшие» и «младшие», первые из которых наиболее поздние по времени происхождения и дают нам представление о ветхозаветных персонажах и носят по большей части былинный характер исполнительства. Датируются они обычно XV-XVI веками, так например известный исследователь духовных стихов П. Бессонов, в своем труде «Калики перехожие», относит их к XV веку, « во всяком случае, уже к XV веку восходит случайная запись стиха об Адаме», так пишет он. Уже в период начиная со второй половины XVII века, начинают появляться «мирские» так называемые младшие «духовные стихи» о бессмертии и страдании души человеческой.

Но первым упоминанием о страданиях души, можно считать 1076 год, именно этим годом датируется появление Изборника Святослава, где имеет место быть переписанное из более раннего болгарского источника по заказу князя Святослава, апокрифическое произведение «Хождение Богородицы по мукам».

Христианство это источник просвещения Руси, и оно дало первый толчок к появлению на Руси духовной грамотности. Грамотность нашла еще больший почет на Руси XI-XIII веков. Можно говорить что христианство, и принесении по средством его принятия книжности сформировало определенный образ на грамотность как одну из основных потребностей христианина, потому как «прийти к вере и благочестию он мог только почитанием книжным» . Соответственно можно говорить о том, что уже в конце XI - начале XII веков в среде духовенства и высших слоях общества появилась, чрезвычайна страсть к собиранию книг, ведь именно в это время у князей появляются книгохранилища, с довольно большими собраниями книг.

Сыновья и внуки Ярослава Мудрого унаследовали от него любовь к собиранию и распространению книжности. Об одном из них, Святославе пишет нам летопись, «наполнил книгами клети свои».

Книги, собираемые в такие хранилища, зачастую носили переводной характер и были компиляцией более ранних источников, а не цельным произведением.

Из этих компилятивных сборников, большим вниманием пользовались так называемые «палеи», переведенные сочинения с преимущественно полемическим оттенком, и ветхозаветная история в них изложена так, что целые куски ветхого завета были пропущены, и уделялось внимание только тем моментам, которые тесно переплетались с новым заветом. Зачастую к этой неполной основе прибавлялось много других источников, не имеющих ничего общего с богослужебными книгами, такими произведениями являлись сведения о строении человеческого тела, разных дивах природы и причудных заграничных животных.

К числу интереснейших так называемых «безъимянных» источников, с абсолютно разным подбором статей, относится дошедший до нас Изборник Святослава, датируемый XI веком. Первый и наиболее ранний его список это «перевод с с греческого подобного подлинника, сделанный в Болгарии, для болгарского царя Симеона, и впоследствии списанный для князя Святослава с некоторыми изменениями в тексте».

Кроме этого существует второй список, датируемый тремя годами позже, так же известный под названием «Изборника Святослава», и состоит из статей по большей части носящих характер духовно нравственных и назидательных.

Если принимать в счет интеллектуальное развитие обществаXI-XII веков, то можно говорить, о том, что именно к XIII-XIV векам начинает появляться такой жанр народной песни как духовный стих.Причиной тому послужил целый ряд культурно исторического значения в эволюции духовности общества Руси, интересующего нас периода.

Первопричиной явилось появление Изборников и апокрифических произведений в них, в нашем случае Изборника Святослава, это переведенный с более раннего болгарского источника апокриф о «Хождении Богородицы по мукам». Основой сюжета данного апокрифа является, особое пространство, с четко обозначенными сторонами света, по которому проходит со своим провожающим архангелом Михаилом, Богородица. Там Богородице представляется во всех красках мученически пытки грешников в аду, за вполне конкретные грехи. Древнерусский перевод этого апокрифа интересен еще и тем, что среди грешников в аду названы язычники, обожествлявшие при жизни своих богов Трояна, Хорса, Перуна и Велеса.

Хотелось бы привести конкретный пример духовного стиха из сборника Бессонова «Калики перехожие», стих «О Страшном суде», для более полного понимания зеркальности сюжетов апокрифа и духовного стиха.

Текст апокрифа:

Богородица хотела увидеть, как мучаются души человеческие, и сказала архистратигу Михаилу: «Поведай мне обо всем, на земле сущем». И ответил ей Михаил: «Что просишь, благодатная, я все тебе расскажу».

Архистратиг спросил ее: «Куда хочешь теперь, благодатная, на юг или на север?» И ответила благодатная: «Пойдем к югу». Тогда повернулись херувимы и серафимы и четыреста ангелов, привели богородицу на южную сторону, где протекала огненная река, там было множество мужей и жен, все погружены в реку — одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а иные с головой.

Увидев их, святая богородица заплакала громким голосом и спросила архистратига: «Кто это, по пояс в огонь погруженные?» И сказал ей архистратиг: «Это те, кого прокляли отцы и матери, за это здесь, проклятые, мучаются». Снова спросила богородица: «А кто те, что до подмышек в огне?» И ответил ей архистратиг: «Это были близкие кумовья, а меж собой враждовали, а другие блуд творили, за это здесь и мучаются». И спросила пресвятая богородица: «А кто те, что по шею в огненном пламени?» И сказал ей архангел: «Это те, кто ел человеческое мясо, за то здесь и мучаются так». И спросила святая богородица: «А кто те, что с головой ввержены в огонь?» И ответил ей архистратиг: «Это те, госпожа, которые, крест честной держа, ложно клялись силами честного креста, а даже ангелы при взгляде на него трепещут и со страхом поклоняются ему. Эти же люди, держа крест, клянутся на нем, не зная, какая мука их ожидает, потому-то так и мучаются».

Пример духовного стиха из сборника Бессонова «Калики перехожие», стих «О Страшном суде»:

«Архангел во трубу затрýбя,

Мертвых от гроба разбýдя.

Мертвые от гроба восстанут,

Едины все в рóвне будут.

Господь грешным проглагóле:

«Рабы вы грешны, окаянные!

«Изыйдите вы в пропасти земляныя!

«Там вам черви неусыпаемые,

«Зима вам несогремая,

«Смолы кипят лютоимыя!»

А грешные возрыдают:

«Помилови нас, Судья страшный,

«Сам Иисус Христос!

«Не знали мы про то — не ведали,

«В чем нам был грех, в чем нам спасенье!»

Господи грешным проглаголе:

«Рабы вы грешные, окаянные!

«Как вам не знать было — не ведати?

«Были вам книги сóзданы,

«В книгах было вам все написано,

«По чем душу спасти, по чем в рай взойти:

«Душу вам было спасти постом и молитвою.

«А в рай взойти — святой милостынею».

Припадут грешные

Ко матери сырой земле:

«О матерь, сыра земля!

«Расступись на две стороны,

«Пожри нас грешных, окаянныих,

«Дабы не видали Судьи страшного,

«Не терпели б муки вечныя!»

Станут сами себя проклинати:

«На что нас отцы с матерью порóдили,

«На что на белый свет пущали?

«Уж бы нас породили, —

«Да с малёхоньку мы пóмёрли,

«Не терпели бы муки вечныя!»

Повелит Господь святым ангелам

Погнать грешных в реку огненную.

Погонют грешных в реку в огненную

Яко скота бессловесного.

Повелит Господь святым ангелам:

«Задвиньте их крутым берегом,

«Засыпьте песками желтыми,

«Чтоб не видно было от них —

«От рук восплесканье,

«Чтобы не слышо было от них —

«От слез возрыданье!»

И грешным мука скончается.

Велико имя Господне!»

Интересно, что духовный стих со схожим названием и почти зеркальным сюжетом под названием «Страшный Суд», исполняется именно в южной традиции, а Киев на момент XI века был южным городом Руси того периода.

Известно, что Киев являлся центральным духовным духовно литературным центром XI века, и власти самого Киева проводили политику, направленную на укрепление веры в умах простых людей Киева и прилегающих к нему территорий.

Таким образом, на основе следующих фактов: появления апокрифа «Хождение Богородицы по мукам», именно в Киеве, зеркальности сюжетов духовных стихов и данного апокрифа, исполнения духовных стихов со схожим апокрифу сюжетом именно в южной фольклорной традиции, можно говорить о территориальной привязке, появлению конкретного жанра духовных стихов. Их зарождении именно в Киеве уже к XIII веку, так как изначально запретные произведения христиан апокрифы, более понятные простому народы нежели Святое Писание, просто не могли не вызвать общественного резонанса, да и интеллектуального развития общества XI века , вполне могло хватить чтобы апокриф появившийся в XI веке мог перейти в песенную фольклорную среду Киева уже к XIII веку.


Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • А НЕ читал моё ХОЖДЕНИЕ ЗА МУКОЙ В город АЛАПАЕВСК