• РЕГИСТРАЦИЯ
Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Фольклор. Духовные стихи - символ образованности Руси.

1 7703

Духовные стихи – это лирико – эпические произведения Древней Руси, исполняемые в среде верующего населения для более полного и четкого понимания священного писания, норм обычного права, передачи глубокой и важной по содержанию житейской мудрости. Духовные стихи принято делить на «Старшие» и «младшие», первые из которых наиболее поздние по времени происхождения и дают нам представление о ветхозаветных персонажах и носят по большей части былинный характер исполнительства. Датируются они обычно XV-XVI веками, так например известный исследователь духовных стихов П. Бессонов, в своем труде «Калики перехожие», относит их к XV веку, « во всяком случае, уже к XV веку восходит случайная запись стиха об Адаме», так пишет он. Уже в период начиная со второй половины XVII века, начинают появляться «мирские» так называемые младшие «духовные стихи» о бессмертии и страдании души человеческой.

Но первым упоминанием о страданиях души, можно считать 1076 год, именно этим годом датируется появление Изборника Святослава, где имеет место быть переписанное из более раннего болгарского источника по заказу князя Святослава, апокрифическое произведение «Хождение Богородицы по мукам».

Христианство это источник просвещения Руси, и оно дало первый толчок к появлению на Руси духовной грамотности. Грамотность нашла еще больший почет на Руси XI-XIII веков. Можно говорить что христианство, и принесении по средством его принятия книжности сформировало определенный образ на грамотность как одну из основных потребностей христианина, потому как «прийти к вере и благочестию он мог только почитанием книжным» . Соответственно можно говорить о том, что уже в конце XI - начале XII веков в среде духовенства и высших слоях общества появилась, чрезвычайна страсть к собиранию книг, ведь именно в это время у князей появляются книгохранилища, с довольно большими собраниями книг.

Сыновья и внуки Ярослава Мудрого унаследовали от него любовь к собиранию и распространению книжности. Об одном из них, Святославе пишет нам летопись, «наполнил книгами клети свои».

Книги, собираемые в такие хранилища, зачастую носили переводной характер и были компиляцией более ранних источников, а не цельным произведением.

Из этих компилятивных сборников, большим вниманием пользовались так называемые «палеи», переведенные сочинения с преимущественно полемическим оттенком, и ветхозаветная история в них изложена так, что целые куски ветхого завета были пропущены, и уделялось внимание только тем моментам, которые тесно переплетались с новым заветом. Зачастую к этой неполной основе прибавлялось много других источников, не имеющих ничего общего с богослужебными книгами, такими произведениями являлись сведения о строении человеческого тела, разных дивах природы и причудных заграничных животных.

К числу интереснейших так называемых «безъимянных» источников, с абсолютно разным подбором статей, относится дошедший до нас Изборник Святослава, датируемый XI веком. Первый и наиболее ранний его список это «перевод с с греческого подобного подлинника, сделанный в Болгарии, для болгарского царя Симеона, и впоследствии списанный для князя Святослава с некоторыми изменениями в тексте».

Кроме этого существует второй список, датируемый тремя годами позже, так же известный под названием «Изборника Святослава», и состоит из статей по большей части носящих характер духовно нравственных и назидательных.

Если принимать в счет интеллектуальное развитие обществаXI-XII веков, то можно говорить, о том, что именно к XIII-XIV векам начинает появляться такой жанр народной песни как духовный стих.Причиной тому послужил целый ряд культурно исторического значения в эволюции духовности общества Руси, интересующего нас периода.

Первопричиной явилось появление Изборников и апокрифических произведений в них, в нашем случае Изборника Святослава, это переведенный с более раннего болгарского источника апокриф о «Хождении Богородицы по мукам». Основой сюжета данного апокрифа является, особое пространство, с четко обозначенными сторонами света, по которому проходит со своим провожающим архангелом Михаилом, Богородица. Там Богородице представляется во всех красках мученически пытки грешников в аду, за вполне конкретные грехи. Древнерусский перевод этого апокрифа интересен еще и тем, что среди грешников в аду названы язычники, обожествлявшие при жизни своих богов Трояна, Хорса, Перуна и Велеса.

Хотелось бы привести конкретный пример духовного стиха из сборника Бессонова «Калики перехожие», стих «О Страшном суде», для более полного понимания зеркальности сюжетов апокрифа и духовного стиха.

Текст апокрифа:

Богородица хотела увидеть, как мучаются души человеческие, и сказала архистратигу Михаилу: «Поведай мне обо всем, на земле сущем». И ответил ей Михаил: «Что просишь, благодатная, я все тебе расскажу».

Архистратиг спросил ее: «Куда хочешь теперь, благодатная, на юг или на север?» И ответила благодатная: «Пойдем к югу». Тогда повернулись херувимы и серафимы и четыреста ангелов, привели богородицу на южную сторону, где протекала огненная река, там было множество мужей и жен, все погружены в реку — одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а иные с головой.

Увидев их, святая богородица заплакала громким голосом и спросила архистратига: «Кто это, по пояс в огонь погруженные?» И сказал ей архистратиг: «Это те, кого прокляли отцы и матери, за это здесь, проклятые, мучаются». Снова спросила богородица: «А кто те, что до подмышек в огне?» И ответил ей архистратиг: «Это были близкие кумовья, а меж собой враждовали, а другие блуд творили, за это здесь и мучаются». И спросила пресвятая богородица: «А кто те, что по шею в огненном пламени?» И сказал ей архангел: «Это те, кто ел человеческое мясо, за то здесь и мучаются так». И спросила святая богородица: «А кто те, что с головой ввержены в огонь?» И ответил ей архистратиг: «Это те, госпожа, которые, крест честной держа, ложно клялись силами честного креста, а даже ангелы при взгляде на него трепещут и со страхом поклоняются ему. Эти же люди, держа крест, клянутся на нем, не зная, какая мука их ожидает, потому-то так и мучаются».

Пример духовного стиха из сборника Бессонова «Калики перехожие», стих «О Страшном суде»:

«Архангел во трубу затрýбя,

Мертвых от гроба разбýдя.

Мертвые от гроба восстанут,

Едины все в рóвне будут.

Господь грешным проглагóле:

«Рабы вы грешны, окаянные!

«Изыйдите вы в пропасти земляныя!

«Там вам черви неусыпаемые,

«Зима вам несогремая,

«Смолы кипят лютоимыя!»

А грешные возрыдают:

«Помилови нас, Судья страшный,

«Сам Иисус Христос!

«Не знали мы про то — не ведали,

«В чем нам был грех, в чем нам спасенье!»

Господи грешным проглаголе:

«Рабы вы грешные, окаянные!

«Как вам не знать было — не ведати?

«Были вам книги сóзданы,

«В книгах было вам все написано,

«По чем душу спасти, по чем в рай взойти:

«Душу вам было спасти постом и молитвою.

«А в рай взойти — святой милостынею».

Припадут грешные

Ко матери сырой земле:

«О матерь, сыра земля!

«Расступись на две стороны,

«Пожри нас грешных, окаянныих,

«Дабы не видали Судьи страшного,

«Не терпели б муки вечныя!»

Станут сами себя проклинати:

«На что нас отцы с матерью порóдили,

«На что на белый свет пущали?

«Уж бы нас породили, —

«Да с малёхоньку мы пóмёрли,

«Не терпели бы муки вечныя!»

Повелит Господь святым ангелам

Погнать грешных в реку огненную.

Погонют грешных в реку в огненную

Яко скота бессловесного.

Повелит Господь святым ангелам:

«Задвиньте их крутым берегом,

«Засыпьте песками желтыми,

«Чтоб не видно было от них —

«От рук восплесканье,

«Чтобы не слышо было от них —

«От слез возрыданье!»

И грешным мука скончается.

Велико имя Господне!»

Интересно, что духовный стих со схожим названием и почти зеркальным сюжетом под названием «Страшный Суд», исполняется именно в южной традиции, а Киев на момент XI века был южным городом Руси того периода.

Известно, что Киев являлся центральным духовным духовно литературным центром XI века, и власти самого Киева проводили политику, направленную на укрепление веры в умах простых людей Киева и прилегающих к нему территорий.

Таким образом, на основе следующих фактов: появления апокрифа «Хождение Богородицы по мукам», именно в Киеве, зеркальности сюжетов духовных стихов и данного апокрифа, исполнения духовных стихов со схожим апокрифу сюжетом именно в южной фольклорной традиции, можно говорить о территориальной привязке, появлению конкретного жанра духовных стихов. Их зарождении именно в Киеве уже к XIII веку, так как изначально запретные произведения христиан апокрифы, более понятные простому народы нежели Святое Писание, просто не могли не вызвать общественного резонанса, да и интеллектуального развития общества XI века , вполне могло хватить чтобы апокриф появившийся в XI веке мог перейти в песенную фольклорную среду Киева уже к XIII веку.


Авторские статьи от Фонда Светославъ

    "Половина французов висят на деревьях". А "Правый сектор" вообще расформировывают
    • ATRcons
    • Вчера 10:19
    • В топе

    Когда утром 15 апреля хорошо прилетело в Славянск, куда накануне, по слухам, прибыло в районе 100 французов - "артиллеристов" и "консультантов", известный координатор николаевс...

    "Евреи — нация львов". Израиль сбросил маску жертвы

    Гилад Эрдан, постоянный представитель Израиля при ООН: «Эта атака пересекла все возможные красные линии, и Израиль оставляет за собой право ответить. Мы не лягушки в кипящей воде ...

    "Это пустые полки, просто пустые" - прогноз для России уволенного сооснователя ВШЭ. Констатация "катастрофы"
    • Beria
    • Вчера 12:05
    • В топе

    Один  из  основателей  ВШЭ (с  2023 уволенный),  экономист  Игорь Липсиц,   свою  кандидатскую  защитивший  ещё   при Брежневе,  а ныне ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Светославъ 15 апреля 19:29

      Детская страшилка – особый жанр русского фольклора

      Здравствуй, дорогой читатель! Сегодня хотелось бы затронуть очень интересную тему, знакомую каждому с самого детства, которая отзывается внутри особым трепетом и чувством — тему детского страха и методов борьбы с ним.Каждый из нас помнит, как в возрасте от шести лет рассказывал или слышал особые истории, которые возникали в среде детства. Эти рассказы, ...
      469
      Светославъ 11 апреля 17:54

      Языческий марш русских Богов. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео Вас ожидает захватывающее интервью, которое Герман Анатольевич Артамонов провел с Игорем Васильевичем Лисюченко на тему истоков и культурного наследия изначального древнерусского язычества, акцентируя внимание на самых известных и почитаемых в системе славяно-русского язычества божествах - Перуне и Велесе.В разговоре затрагиваются пр...
      60
      Светославъ 26 марта 15:30

      Смерть Ивана Грозного, эзотерика и мавзолеи, роль золота // Герман Артамонов. Спросите историка #5

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:00:40 О происхождении территориально-соседской общины у славян06:11 Об эзотерике и мавзолеях14:40 О французском языке в русском дворянстве и русофобии17:40 О мировых религиях и...
      129
      Светославъ 21 марта 17:25

      О "киевской" колыбели и многонациональном народе России. Вадим Долгов и Герман Артамонов. СветославЪ

      В нашем новом видео обсуждается одна из самых актуальных и острых тем древнерусской истории: существовало ли государство "Киевская Русь" и являлось ли оно общей колыбелью для русских, белорусов и украинцев? В ходе беседы исследуется влияние этой проблематики на исторические и современные отношения между Россией и Украиной, включая вопросы о принадлежнос...
      66
      Светославъ 14 марта 17:11

      Коварство позитивизма или как научиться диалектике. Лекция Германа Артамонова №4 // Фонд СветославЪ

      В новой лекции выдающегося историка нашей современности, профессора кафедры истории России в Московском педагогическом государственном университете, Германа Анатольевича Артамонова, продолжается обсуждение теоретических аспектов гуманитарного научного знания в современной России. Сосредотачиваясь на дискуссии о сущности этнических общностей, профессор в...
      74
      Светославъ 11 марта 19:20

      Масленица – традиция русской культурной идентичности

      В памяти каждого из нас есть определенные, заложенные нашей традицией – особые, хранимые отрезки, отвечающие за важность сохранности идентичности родной культуры, поэтому задав вопрос «о самом значимом празднике, для которого характерен переход с зимы на весну», любой считающий себя по праву русским человек, ответит: — «Масленица».Это в действительности...
      75
      Светославъ 7 марта 17:14

      Древний Киев в прицеле Питера и Москвы. Андрей Дворниченко и Герман Артамонов // Фонд Светославъ

      Андрей Юрьевич Дворниченко — доктор исторических наук , профессор, раскрывает в нашем новом видео множество актуальных вопросов: о сущности и критериях государственности в Древней Руси, о демократии и вечевых институтах, об исторических традициях и влиянии государства на общество, о реформах и контрреформах, а главное — о понимании комплексного подхода ...
      52
      Светославъ 29 февраля 20:57

      Александр Невский: мифы и реальность. Вадим Долгов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк, профессор, д.и.н. Вадим Долгов делится своей новой масштабной работой по исследованию итогов государственной и военной деятельности Александра Невского, основываясь на глубоком и обширном анализе исторических источников и историографии на сегодняшний день. От великих битв до дипломатических триумфов, от монгольског...
      645
      Светославъ 22 февраля 17:08

      Как кроманьонец завоёвывал мир. Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен комплексный анализ Сунгирской находки, одного из самых значительных археологических открытий, относящегося к верхнему палеолиту (примерно 30 000 лет назад). В нём Вы узнаете об особенностях уникальных Сунгирских погребений, включая известные на весь мир захоронения вождя и подростков, что выделяет их среди других археолог...
      109
      Светославъ 15 февраля 17:34

      Как "Советы" погубили марксизм. Лекция Германа Артамонова №3 // Фонд СветославЪ

      Откройте для себя новый масштаб исторических научныхдискуссий в продолжении нашего исторического курса лекций,представленного известным историком, профессором МПГУАртамоновым Германом Анатольевичем.В данном видео вы продолжите знакомство сметодологическими проблемами и школами историческойнауки, узнаете об этнопсихологической школе США,диалектическом ма...
      205
      Светославъ 12 февраля 17:19

      Русское арианство, отсутствие культуры и грамота на Руси // Герман Артамонов. Спросите историка #4

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:Препятствовало ли православие развитию грамотности?Что можно противопоставить тезису «у России нет своей культуры»? «Русское арианство»Свои вопросы вы можете оставлять в к...
      55
      Светославъ 8 февраля 17:07

      О вере и Богах наших предков. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Наше новое видео посвящено одной из загадочных сторон верований восточных славян. Везде в мире монотеистические религии выжигали прежние языческие верования огнем и мечом. И только в Древней Руси язычество не только не было уничтожено, но и нашло убежище в лоне Православной церкви. В новом видео будет раскрыта корневая и многоаспектная причина этого фен...
      422
      Светославъ 1 февраля 17:08

      Всемирный путь русской цивилизации. Алексей Гапонов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Друзья!Это не просто увлекательная беседа двух специалистов в своих областях, это возможность больше узнать о глобальных исторических процессах, протекающих на нашей планете и о том удивительном времени, в котором выпала честь жить нашим поколениям.Не кризис, но величайший перелом в жизни человечества переживаем мы ныне.  Русские космисты назвали е...
      252
      Светославъ 29 января 17:36

      О Рюрике, Иване Грозном, «Сказах Захарихи» и католицизме // Герман Артамонов. Спросите историка #3

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео.Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:О подлинности «Сказов Захарихи», «Велесовой книги»Об отличии католицизма и "нашего" православияОт какого именно императора Августа вел свою родословную Иван Грозный?О связи Рюри...
      104
      Светославъ 26 января 20:39

      Физическая антропология: о чем рассказал Некрополь? Мария Добровольская и Герман Артамонов

      Что такое физическая антропология, и кто является основателем этой отрасли естествознания? Что она дает историкам и археологам? Откуда и когда произошел человек согласно этой науке? Чем отличался человек 5000 лет назад от человека современности?На эти и другие вопросы в беседе с Германом Артамоновым ответит российский антрополог и археолог, доктор истор...
      798
      Светославъ 25 января 17:10

      Кроманьонец: в поисках «земли обетованной». Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео вас ждет погружение в эпоху, когда человечество только начинало свой путь.Вы познакомитесь с жизнью кроманьонцев и исследуете древние поселения Костенок, включая статуэтки палеолитических Венер и известную находку погребения из Маркиной горы.Также узнаете об Усть-ишимском человеке, и о том как природные условия и вулканы влияли на жи...
      103
      Светославъ 23 января 19:33

      ​Новолетие в истории русского народа: о ритуале и пище.

      Дорогие друзья, близятся к своему концу важные даты календарного цикла, думаю каждый из нас с нетерпением ждал чудес и загадывал важные желания в этот период. Каждая семья и город имеют свои внутренние локальные традиции, не говоря уже о народе. А всегда ли одинаково праздновался новый год? Об этом и многом другом в нашей новой статье.Исторически русски...
      663
      Светославъ 22 января 22:25

      О славянских землях, Мавро Орбини и Славбурге // Герман Артамонов. Спросите историка #2

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео.Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:О климате и урожае в славянских земляхО Славбурге, русах, славянах и общинеО Мавро Орбини и его «Славянском царстве» Свои вопросы вы можете оставлять в комментар...
      107
      Светославъ 21 января 19:04

      Гибридная война: Запад против России.

      В разговоре с профессором кафедры истории России МПГУ Германом Артамоновым, доктором исторических наук и автором книги о гибридной войне, Димитрием Чураковым, рассмотрены вопросы сохранения национальной идентичности и отражения нависших над страной угроз в условиях гибридной войны.Последние десятилетия «коллективный Запад» негласно ведет гибридную войн...
      745
      Светославъ 18 января 17:43

      Славянская община, как неучтённый фактор Отечественной истории. Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео вы сможете раскрыть тайны истинной демократии в контексте истории славянской общины, а также понять, какие ценности и идеи формировали демократические идеалы и насколько актуально возрождение общины в наше время.Также вы подробно рассмотрите различные этапы развития общества, под призмами тех или иных эпох, обратив особое внимание на...
      155
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика