Старообрядчество Русского Севера как уникальная среда бытования духовного наследия - Часть I.

4 4377


Русский север - огромная кладезь не только природного, но и книжного наследия. Огромное количество сведений доселе неизученных хранится в подстрочниках старых рукописных книг.  Именно о рукописных изданиях и их преимуществе как источнике, пойдет речь в сегодняшней статье. Книга всегда являлась элементом православной христианской культуры и пользовалась большим авторитетом на Руси. Хотя, несмотря на это, круг произведений был довольно ограниченным. Появление какого-либо нового такого произведения книжности становилось знаковым событием для общественной и культурной жизни, которое было весьма обсуждаемо и имело довольно широкий резонанс. Все эти печатные произведения подвергались церковной цензуре, как иностранные так и русские. 

В свою очередь рукописная книга слабо ощутила на себе воздействие церковной цензуры. Именно это стало причиной тому, что на Руси бытовала апокрифическая, внецерковная традиция, которая имела очень широкое распространение. Даже, несмотря на большие достижения в становлении книгопечатания уже в конце XVII в. в центральных районах государства, рукописная традиция успешно существовала в отдаленных от центра районах. Пройдя многочисленные изменения, со временем многое потеряв, эта традиция все-таки сохранилась до наших дней. То, что рукописная книжность успешно существовала на протяжении нескольких столетии ,можно объяснить произошедшим расколом в православной церкви, к которому привела реформа 1653 г. патриарха Никона.

Печатные книги полностью изменили свое религиозное содержание. Это было следствием реформы. Старые богослужебные книги больше не использовали при богослужении, они были заменены на новые, напечатанные по греческим образцам. Противники реформы, которые отказывались следовать предписаниям Никона, ощутили острый недостаток в церковной литературе, это привело к устойчивой книжной рукописной традиции начиная с XVII в. и заканчивая XX в.

Рукописные сборники старообрядцев можно выделить в особый тип рукописной книги, по мнению С.А. Белобородова «старообрядцы не только стремились придать переписываемым ими рукописям внешнее сходство с печатными, но начиная с 1667 г. стали называть рукописные сборники книгами, стремясь уравнять их в глазах читателей с официальными изданиями».1 Книги могли переписываться не только писцами-профессионалами, но и непосредственными читателями. Это привело к возникновению малоискусных, выполненных не совсем аккуратно рукописей.

Деление старообрядческих книг на жанры и виды не может быть четким, среди них существуют публицистические, богословские, догматические, богослужебные и др.

Сразу после реформы старообрядцы стали анализировать все исправления, к которым она привела. Они создали базу, состоящую из различных записок, челобитных и др. тем самым накопив большой материал для успешного становления рукописной традиции.

В конце XVII в. конфронтация между старообрядцами и сторонниками реформы только увеличивалась. Именно тогда старообрядческая литература получила широкое распространение в народе. Она постепенно превращается из литературы, адресованной какому-то узкому кругу лиц, в совокупность публицистических и богословских произведений, предназначенных для широкой общественности.

Постепенно старообрядческая традиция оседает в среде крестьянства, начинается становление различных старообрядческих центров.

Со временем старообрядцы начинают разделяться на согласия, между которыми начинает идти полемика по поводу того, какие из них больше отражают древнее православие.

В середине XIX в. происходит упадок в книжной деятельности старообрядцев. Это явилось следствием гонений и ужесточением отношения к староверам.

Однако в нач. XX в. вновь начинается подъем раскольничьей традиции, появляются произведения полемического характера. Этот период времени оставил большое старообрядческое наследие.

Старообрядческая книга в ее завершенном виде появилась не сразу. Лишь со временем, когда ходившие по рукам «тетради» стали объединяться в одном переплете, выявился неожиданный публицистический эффект такого объединения. Умелый тематический подбор придавал таким компиляциям самостоятельное смысловое значение. Так родился тип старообрядческой книги, определяемый как сборник. 

В становлении русской старообрядческой традиции очень важен самый ранний период, когда происходило становление мировоззрения подвижников старой веры. Со временем деятельность и пропаганда идей первых сторонников древней веры переросло в массовый народный протест.

Книжники-старообрядцы проводили большую текстологическую работу. Они сверяли тексты старых и новых богослужебных книг, которые уже были составлены по греческим образцам. Они накапливали огромный материал, в котором обличали недостатки, неточности и не соответствия с древним православием новых произведений церковной литературы. Так создавался настоящий фундамент для полемики со сторонниками реформы.

Книжники – старообрядцы постоянно переписывали различные произведения церковно литературы, что позволяло в свою очередь знакомить с их содержанием большого круга читателей и формировать и них определенное общественное мнение. Книжники собирали свидетельства о том, что древняя традиция православия является истинной. В своих полемических произведениях они показывали свое остро негативное отношение к последствиям реформы.

Вследствие постоянного гонения на сторонников старообрядческой традиции староверы были вынуждены перемещать свои центры в отдаленные регионы Руси. Одним из таких регионов, где старообрядческая традиция достигла настоящего рассвета, стал Русский Север.

Разнообразие естественно-географических и социально-экономических условий огромной Российской империи, существующие регионально-культурные отличия, в сочетании с постоянными контактами между старообрядческими центрами и районами, миграциями (добровольными и принудительными), - обусловили исключительное многообразие не только самих староверческих согласий и толков, но и присущих им культурно-бытовых установок и характеристик. К этому следует добавить отсутствие в структуре «бытового православия» четких границ между старообрядцами и остальным русским населением а часто и нерусским православным населением.

Одним из крупнейших мест концентрации идеологов старообрядчества стал Соловецкий монастырь. Соловецкие монахи были очень недовольны реформой Никона и не одобряли изменения в православных книгах и обрядах. В монастыре существовала обширнейшая библиотека, которая послужила отправной точкой для изысканий образованных монахов. Они стали создавать фундаментальные произведения, в которых обличали последствия реформы, вели полемику со сторонниками Никона. Среди таких произведений можно отметить: «Сказание о новых книгах», «Ответ вкратце Соловецкого монастыря» и др.

«Составители «Сказания о новых книгах» (1667 г.), использовали при создании сочинения всю предшествующую сумму знаний о церковной реформе, обогатив ее собственными оригинальными розысканиями и наблюдениями. «Сказание», распространившись по стране, оказало существенное влияние на всю последующую старообрядческую письменную традицию». 

Наиболее известным книжником Соловецкого монастыря стал Игнатий Соловецкий. Самым выдающимся его сочинением является «Книга о титле на кресте Христове». Она, к сожалению, не сохранилась до нашего времени в своем полном виде, однако стоит заметить, что все же это произведение в виде различных отрывков и переписок было широко распространено в XVIII-XIX вв.

Еще одним центром старообрядчества и старообрядческой книжной литературы на Русском Севере являлся Пустозерский монастырь.

Многие идеологи старообрядческой традиции были сосланы в этот монастырь. В дальнейшем в монастыре появилась небольшая группа книжников-староверов. Это стало уникальным явлением древнерусской книжности. Здесь находились в заключении протопоп Аввакум, инок Епифаний, протопоп Никифор, дьякон Ф. Иванов. Они написали около сотни уникальных произведений, которые оказали большое воздействие на широкую массу читателей, в основном из крестьянской среды. Сборники, созданные в монастыре, переписывались и редактировались многочисленными писцами, которые пытались сделать так, чтобы рукописная книга была похожа на печатную. 

О популярности Пустозерских авторов говорит тот факт, что в XVII в. стало появляться много сочинений, якобы принадлежащих им.

Одними их самых известных произведений старообрядческой книжности считаются жития протопопа Аввакума и инока Епифания, которые были написаны в 1672 - 1675 гг.

Как уже было сказано выше, пытаясь спастись от гонений, старообрядцы – раскольники двинулись вглубь страны, в малообжитые края, где стали формироваться центры старообрядческой культуры. Между собой эти старообрядцы стали делиться на отдельные согласия, которые вели полемику уже не только со сторонниками новой веры, но и между собой. Также старообрядцы разделились на два основных течения – поповщину и беспоповщину. Поповцы в основном населяли Поволжье. Беспоповцы же одной из первых освоили Выговскую пустынь. Она возникла на северо-востоке Прионежья в начале XVIII в.

Выговский (Даниловский) монастырь стал процветающим центром беспоповщины. Одни из самых выдающихся авторов были: Андрей и Симеон Денисовы, Трифон и Мануил Петров, Даниила Матвеева, Ивана Филиппова и др. «Активная деятельность Выгореции способствовала тому, что в XVIII - XIX вв. население всего Севера, особенно крестьянство, было сильно подвержено влиянию старообрядческой идеологии». 

Уже с конца XVIII века в среде старообрядцев начинается разделение на несколько течений. Вследствие чего формируется центры с локальными вариантами певческих традиций в зависимости от того или иного обряда.

Впервые такие общины создаются в XVII при монашеских скитах. И Выговский монастырь становится одним из наиболее авторитетных центров, где составлялись и переписывались певческие книги. Старообрядцы – поморцы надолго переняли эти традиции, впоследствии перешедшие к федосеевцам и филипповцам, которые обосновались в Нижегородской губернии и на Вятке.

Среди северных согласий можно отметить также согласие федосевцев, которые в начале XVIII в. появились в Псковской и Новгородской губерниях. Его создателем стал инок Дионисий, Главное отличие этого поморского согласия от старопоморцев-даниловцев состояло в том, что они признавали брак, который был заключен до вступления в согласие.


Обзор движения фронта с 15 по 21 апреля. Карты

Предупрежу, карта не отражает в точности реальную границу и всех ударов на фронте. Она для наглядности, насколько изменилась обстановка в СВО на апрель 2024-го года.У ВС РФ сохраняется стратегическая ...

Просто новости - 179

Визит Шольца в Китай закончился грандиозным успехом: Поднебесная будет закупать у Германии много ливерной колбасы. Сразу после того, как Палата представителей США приняла законопро...