Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Старообрядчество Русского Севера как уникальная среда бытования духовного наследия - Часть II.

9 3273

На северо-востоке у р. Печеры, начиная с 1715 г., существовал Великопоженский скит в районе с.Усть-Цильма (в настоящее время Республика Коми). Эта община основывалась на поморско-выговском уставе, также была центром старообрядческой книжности.

Главной темой произведений старообрядцев была эсхатология. Изначально представители поморского согласия были радикально настроены по поводу этой проблемы. Их произведения были посвящены доказательству того, что с 1666 г. русские цари были Антихристами, и что для православного христианина нет возможности жить под властью такого царя. Однако потом эта радикальность несколько ослабла.

Старообрядческая рукописная традиция не только смогла сохранить свои жанры и произведения, но постепенно обогащалась новыми памятниками. В конце XIX века старообрядческое мировоззрение отдельных согласий самоутвердилось. Они считали себя единственными носителями старины, среди которых жива истинная православная вера, несмотря на действия Антихриста и его сподвижников.

Говоря о книжной рукописи старообрядцев, необходимо отметить, что оформление рукописей староверами-книжниками носило уникальный характер. Формируется особый функциональный стиль, отсутствует какой-либо орнамент и иллюстрации, однако все-таки применялась киноварь для заглавных букв, но зачастую рукописи выполнялись в одном свете.

Как и культура книжности, музыкальная культура старообрядчества также имеет огромное значение в истории культуры раскольников, и русского народа.

«Музыкальные истоки их традиций восходят к первоосновам певческого искусства, связанного с профессиональным церковным пением Древней Руси и укоренившегося в богослужении всех старообрядческих конфессий. В то же время, живя в окружении «мира», они испытывают сильнейшее влияние народной музыкальной культуры. Эта культура, с одной стороны, влияет на их быт и обрядовую сторону жизни: свадьбы, календарный обряд и др. (особенно в крестьянской, заводской и, вообще, низовой среде), а с другой приводит к ассимиляции устной традиции. Включение ее в музыкально-певческий обиход, порождает такие необычные формы музыкального искусства, как например, покаянная лирика, духовные стихи, сатирические произведения, памятники театрального искусства и другие. Все эти стороны старообрядческой музыкальной культуры изучены в настоящее время недостаточно основательно, чтобы полноценно судить о значении старообрядческого наследия. Интерес к нему со стороны музыковедов был односторонним и сопутствовал вниманию исключительно к памятникам древнерусского певческого искусства, хранителями которого староверы оказались волею исторического случая. Среди исследователей, серьезно и профессионально занимавшихся музыкальной культурой старообрядцев следует назвать Н. Г. Парфентьева, Н. Денисова, Ф. Панченко, Н. Е. Денисову, С. Никитину и некоторых других, в работах которых определились основные направления в изучении книжно-рукописного и устного певческого искусства старообрядцев».

Не случайно именно старообрядчество хранило в себе в «законсервированном» виде уникальные традиции древнего музыкального искусства Руси. После никоновской реформы были внесены изменения и в певческие богослужебные книги. В среде старообрядчества древние традиции все-таки сохранились, но со временем все-таки подверглись изменениям – они происходят в XVIII веке, вместе с переменами, которые коснулись самих раскольников. Наследие древней музыкальной и певческой традиции начинает пересматриваться, различные старообрядческие согласия становятся созидателями своих собственных уникальных традиций, которые нашли свое отражение в рукописных старообрядческих сборниках.

В XIX в. постепенно создателями и исполнителями старообрядческих певческих рукописных сборников становятся не только церковнослужители и монахи, но и обычные крестьяне, рабочие, городские жители. Такие книги бытовали среди купцов, крестьян, священников и др.

«К середине XIX века складываются типы певческих книг, в своем письме, художественном оформлении и музыкальном содержании указывающие на написание в той или иной конфессиональной среде. Так, классический высокохудожественный тип - поморский рождается на Выге. К концу XVIII века утверждается своего рода «канон» в его оформлении. Он становится образцом для всех общин поморского согласия, распространяясь на весь Север, Вятку, Урал и в Сибирь. Особенностью его является сложившаяся в течении XVIII века в поморщине манера письма - так называемый поморский полуустав и особая четкая манера написания крюков и «солей», а также возникший на основе роскошного московского барокко второй половины XVII века тип украшений с его цветовым решением». 

Вообще орнамент поморцев весьма изящен и проработан. Он украшен зелеными, малиновыми и даже золотыми элементами. Титульный лист так же украшался яркой барочной рамкой, иногда там присутствовали различные миниатюры. Рисунки были выполнены с использованием черных контуров, что указывает на стиль книжной гравюры. Среди изображений встречались цветы в растительных орнаментах, птицы с ягодами в клювах. Но также имелись и менее сложно выполненные рукописи.

В беспоповских общинах XIX-XX века одним из самых распространенных стилей становится так называемый «гуслицкий» стиль книжной рукописи. Он появляется в Богородском уезде. От поморского этот стиль отличается более свободным исполнением, объемностью. Выполнялся он также с использованием ярких красок и золота.

Различные отдаленные старообрядческие согласия, не имевшие возможности приобрести такие книги, выполняли их сами, отчасти копирую тот или иной стиль. Некоторые книжники – старообрядцы упрощали либо просто изменяли этот стиль, что приводило к появлению оригинальных традиций в исполнении орнамента и иллюстраций. Среди же обычного крестьянства художественное оформление могло быть вообще упрощено до минимума. Писцы могли оставлять на книгах личные записи, пометки. Так как сборники создавались представителями различных старообрядческих общин, между собой они отличались не только оформлением, но и составом, содержанием, грамотностью. Что в свою очередь приводило к появлению все больших и больших вариантов и типов рукописных сборников.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что духовная традиция старообрядчества сложилась именно в письменных сборниках, певческих книгах, а также в апокрифической литературе.

Несмотря на то, что Духовные стихи были отражены в большом количестве записей, а также стали предметом изучения многих исследователей, никто не может определить точное хронологические рамки их возникновения. Помимо того, что существует проблема давности образования этого жанра, духовное наследие – это довольно текучий и изменчивый материал на всех стадиях своего существования. По мере существования того или иного жанра, происходит множество наслоений и изменений, так как в основном способ передачи между носителями был вербальный. Духовные стихи образовывались и существовали в разных условиях социальной среды. Со временем стихи могли переходить из одной социальной среды в другую, претерпевая при этом какие-либо изменения, иногда сильные, иногда практически незаметные. Нельзя сказать, что Духовные стихи - это только выражение народного крестьянского мировоззрения. Они находятся в тесной связи с древней книжностью и были созданы достаточно образованными людьми, владеющими грамотой.

Духовные стихи были распространены широко не только в устной традиции, но и в виде рукописных записей в тетрадях, а также всевозможных сборников.

Духовные стихи бытовали не только в старообрядческой среде, но и среди так называемых еретических сект: хлысты, скопцы и др. Варианты таких стихов могут сильно отличаться друг от друга по форме и по содержанию.

Во многих таких Духовных стихах мы можем увидеть изображение сада с кипарисами – это аллегорическое изображение церкви. Этот сад населяют различные, порой мифологические, животные, птицы (например: Алконост), присутствуют реки, горы, моря, а так же магические элементы (например: Алатырь- камень в Духовном стихе о Голубиной книге).

Есть стихи, которые описывают религиозные темы, переплетающиеся с народной обрядностью.

«Большое количество старообрядческих (разных толков, в частности неговцев, странников-морельщиков и др.) стихов касается тем о пришествии антихриста и кончине мира, о соблазнах мира и бегстве для спасения в «пустыню» с восхвалением пустынного жительства, благодетельного значения смерти, призывом к ней (в частности, в некоторых сектах в виде самосожжения). Особую группу старообрядческих Духовных стихов» занимают стихи с историческим содержанием из жизни старообрядчества и его толков: об осаде Соловецкого монастыря, о разорении скитов, о преследовании старообрядцев, об отдельных старообрядческих учителях (напр. об Андрее Денисове и др.), об идеях, служивших предметом раздора между отдельными толками (напр. вопрос о браке и безбрачии). Целый цикл старообрядческих духовных стихов имеет сатирический обличительный характер: обличение недостатков жизни, обычаев, гражданских порядков и всякого рода «новшеств» господствовавшей церкви, а также обличение недостатков старообрядческой бытовой жизни. Наконец имеются многочисленные Духовные стихи на религиозно-исторические и нравоучительные темы: о наказании, молитве, загробном мире и пр.».

Темы печорских старообрядческих духовных стихов можно разделить на три части. Первую часть образуют стихи, описывающие ветхозаветные и евангельские события. Туда можно отнести Плач Иосифа, стих о страстях Христовых, стих о Содоме, стих о Потопе, о страстях Христовых.

Вторую часть составляют стихи, описывающие действия православных христианских подвижников - Алексей человек Божий, Борис и Глеб. Значительную часть так же составляют покаянные стихи.

Но далеко не все можно отнести к Духовным стихам из того, что встречается в старообрядческих сборниках. Наблюдаются также произведения других жанров.

Население, обитающее в бассейне р. Мезени в основном исповедовало официальное православие. В то время как на р. Вашке в конце XVIII в. утвердилось старообрядчество, которое носило название филипповского толка. Несколько позже, во второй половине XIX в., в этом регионе существовало бегунское согласие. 

Среди стихов, бытовавших в этих регионах можно отметить: «Умоляла мать родная…», «О коль на сем свете житие плачевно…», «Вот скоро настанет мой праздник», «Творец, ты мой Покровитель ,Создатель мой…», «Среди самых юных лет, вяну аки нежной цвет…», «Ты куда идешь скажи мне, странник...», «Кто бы дал мне яко птице два крыла..», «О коль наше на сем свете житие плачевно...», «Стих воскресению Христову», «О смерть люта и гневлива для нас грешных...», «Стих о рае и мучениях», «Стих про образование райской жизни», «Стих Иосафа царевича» и др.

Вообще темы Духовных стихов очень разнообразны у представителей различных старообрядческих скитов. Можно выделить несколько основных тем: стихи о персонажах и событиях Ветхого завета («Стих благоразумного Иосифа Прекрасного»); стихи на Евангельские сюжеты о страстях Христовых и Рождестве («Великое чудо в ту ночь совершилось» и «Со страхом мы братия послушаем»); стихи, в которых прославляются Бог со святыми («Гора Афон», «Обращение к Богоматери» и «Спасительное сознанье»); стихи, в которых есть обращение к представителям свое веры («Елей на раны души» и «Песнь к друзьям»); стихи о гонениях на старообрядцев («Стих невольника» и «Здесь везде одно гоненье); стихи о смерти, грехах и ответе за них на том свете («Скоро, скоро день прекрасный», «Летали ангелы», «Мысль о последнем часе» и «Все живем на этом свете и не думаем о том…») и др.

Обитатели верховьев р. Вычегды проповедовали не только официальное православие, здесь так же большая часть населения была старообрядческой.

Исполнение Духовных стихов происходило на поминках, иногда непосредственно во время обряда погребения. Некоторые стихи были непосредственно связаны с особыми датами.

Стихи, как было сказано выше, исполнялись по напевке. Разные стихи могли исполняться на один мотив, просто происходила наложение различных текстов на один и тот же напев. В разных населенных пунктах напевы могли отличаться.

Духовные стихи считаются уникальным жанром. Они заключают в себе особое мировоззрение, оригинальное народное православие. В них задаются глубинные вопросы религиозного значения не только о самой жизни, но и дальнейшем существовании души после смерти телесной оболочки.

Старообрядцы в своей рукописной традиции достаточно полно зафиксировали тексты Духовных стихов. Этот жанр наиболее активно использовался в обрядово-религиозной традиции старообрядцев.

Сборники составлялись на слух, под диктовку пожилых людей или могли переписываться из более древних книг. Они создавались на пртяжении достаточно долгого времени: по сборникам можно проследить изменения подчерка, цвета чернил. Сборники, находившиеся у одной семьи могли дополняться ее членами со временем. Иногда такие сборники становились настоящей семейной реликвией, которая передавалась из поколения к поколению. Старообрядцы очень бережно относились к подобным книгам.

Наибольшее число стихов описывают темы смерти и ответа за грехи на том свете. В них мы видим противопоставление веселой и беззаботной земной жизни ужасным адским мучениям, а также телесного наслаждения аскетическому существованию. Такую антитезу мы видим в стихе «Летали ангелы».

Многие исследователи отмечают популярность у старообрядцев «Стиха матери к своему чаду». В этом стихе прославляется монашеская жизнь, уход от мира. «Девица или дева старообрядческого стиха – это девственница, существо безгрешное; это слово стоит рядом со словом девство, которое совсем не характерно для старинных общерусских стихов и которое указывает на одну из основных ценностей христианского мира, усиленную в старообрядчестве, особенно в некоторых его направления» .

Как известно, некоторые старообрядческие согласия, например филипповцы, совсем отрицали брак, поэтому среди них особенно почиталось девство и уход от мирских радостей и наслаждений. «Признавая, подобно поповцам, святость и необходимость брачной жизни, беспоповцы… пришли к требованию всеобщего девства – на том основании, что ныне будто бы нет законных совершителей брака. Вот первый и главный источник беспоповщицкого безбрачия… Узаконив безбрачие, беспоповцы поступали так не для того, чтобы вне брака свободнее предаваться разврату, а единственно потому, что вступать в брак законным образом не находили возможным, по не имению иерархии» .

Исполнение Духовных стихов было приурочено к какой-либо календарной дате, имеющее непосредственное отношение к церковным праздникам. Самой значимой датой в календаре для старообрядцев было Рождество. В Рождественский пост запрещалось петь светские песни, исполнялись только Духовные стихи. В Великий пост также основным жанров являлись стихи. Во время летних полевых работ был также запрет на светские песни, исполнялись Духовные стихи в основном.

Можно выделить особый христианский смысл некоторых сборников Духовных стихов: от рождения, через покаяние к спасению и успению. Здесь видна символика плодородия и жизненного цикла вообще.

Старообрядческий календарь нес в себе мировоззренческое понимание устройства вселенной: рождение , затем смерть, и, наконец, воскресение.

Старики обучали молодежь богослужебным напевам и исполнению Духовных стихов. Женщины обычно исполняли народные песни, немного присутствовали в их репертуаре и Духовные стихи. Уже в пожилом возрасте население возвращалось к исполнению богослужебного пения, Духовных стихов, котором было обучено в детстве, таким образом как бы отходя от суеты мира. В каждом согласии была определенная группа певцов, которая на протяжении жизни исполняла богослужебное пение. В старости они передавали свои знания новым поколениям.

Духовные песни у старообрядцев были промежуточным звеном между светскими песнями и богослужебным песнопением. В некоторых более жестко регламентированных согласиях, например: поморцев, беспоповцев, всегда предписывалось исполнять Духовные стихи вместо песен.

Отчасти благодаря своей замкнутости, отдаленности от остального населения, старообрядчество сохранило народные традиции, песни и обряды.

Список используемой литературы:

Казанцева М.Г., Коняхина Е.В. Музыкальная культура старообрядчества: Учеб. пособие / Урал. гос. ун-т. – Екатеринбург, 1999.

Власов А.Н. Древнее благочестие у коми // Памятники Отечества: Земля Коми. 1996. №36. С.203.

Стихи духовные / Сост. Ф.М. Селиванов. М., 1991.

Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978. С.105

Нильский Н. Семейная жизнь в русском расколе. Исторический очерк раскольнического учения о браке. Вып. 1. От начала раскола до царствования императора Николая I. СПб, 1869.

В.И. Байдин, Традиции и быт старообрядцев.

Белобородов С.А. Старообрядческая рукописная книга. М., 2002.

Первый в мире завод нитридного топлива, русофобия важнее атомофобии, Росатом судится с Финляндией

1. Русский атом по-прежнему впереди всех. На днях наши учёные сделали очередной важный шаг к замкнутому топливному циклу в ядерной энергетике, при котором ядерные отходы пойдут в переработку и ста...

Обсудить
    • Koncm
    • 20 октября 2018 г. 19:16
    Если верить советским музыкаведам. то руская песня это заунывный стон. Так вот не верю я в это. Так же не верю в некое старообрятчество . оно очень разнообразно и некоторые вовсе не христиане.
    • curbat
    • 20 октября 2018 г. 19:56
    Надгробия времён раскола. Надпись за 7177 год минус 5008 равно 1669 год. Что за раскол был? https://anta-rus.livejournal.com/40704.html