Фольклор - Русские драконы — правда или вымысел?

4 4468


Современность и усечение в ней традиционного восприятия мира, в чём же заключается истинная опасность нашего с вами забытья?

Видимо, такова человеческая природа – осуждать всё и каждого вокруг него, говорить о том, что настала критическая точка, и дальше всё будет только хуже. Но кто из нас в действительности задумывался об истинных причинах происходящего?

А дело на самом деле вот в чём.

Человек – творец пространства, в котором он обитает, как пространства географического, информационного, так и психоэмоционального.

Ранее, находясь в лоне традиции, человек старался всегда помнить о том, что передача базисных культурных особенностей его народа – есть основа, фундамент жизни последующих поколений. Так, к примеру, с самого раннего детства человека приучали к молитве, обрядам, традиционным знаковым , текстовым и мелодическим основам, которые и составляли ту духовную крепу традиции, на которую в дальнейшем человек опирался. При малейшем отхождении от основы традиции человека тут же ставили на место – украл – получил розог, хулишь Бога – получил епитимью, не исполнил традиционные обрядовые действия – не получил обереговой составляющей. Исходя из этого, народ рос духовно и креп в своем развитии.

Основополагающим для любой проторелигии, религии или веры, было существование не только божеств, но и хтонических существ, именно об этом и пойдет речь в данной статье.

Согласно современной терминологии - хтонические существа, или хтонические чудовища (от греч. χθών «земля, почва»), во многих религиях и мифологиях, — существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д.

Среди характерных особенностей хтонических существ традиционно выделяют звероподобие, наличие наличие сверхъестественных способностей, органично сочетающееся с отсутствием созидательного начала, и оборотничество.

К хтоническим существам относились также умершие предки, живущие в загробном мире (преисподней). Хтонический характер имеют и соперничающие с Демиургом властители преисподней.

В славянской традиции к хтоническим существам относились прежде всего гады, в число которых включались и животные, связанные со смертью и потусторонним миром, одним из самых известных мифологоческих гадом у русского народа, стал дракон.

Согласно мифологическим представлениям, дракон выглядит как чудовище с головой (или головами) и туловищем пресмыкающегося и крыльями птицы. Пресмыкающиеся и птицы в мифологии — представители нижнего и верхнего миров, поэтому дракон, змея-птица — хозяин подземного и небесно-воздушного пространств. Ему также подвластны стихии огня, который он извергает из пасти, и воды – это место его обитания.

Подобное существо, под именем змeя, или змеи, часто встречается и в жанрах русского фольклора. Это персонаж эпоса и сказок. В каждом из этих жанров образ змея имеет свои особенности.

Наиболее часто дракон фигурирует в эпосе. Змей- дракон, появляется в сюжетах нескольких былин. Наиболее любимой и часто встречающейся в записях этнографов — фольклористов стала былина «Добрыня и Змей». Ее сюжет является древним и одним из самых любимых: он известен в более чем ста записях. Он был особенно распространен на Севере.

Сюжет этой былины это наиболее полное описание битвы Добрыни со змеем. Она происходит дважды, в двух разных эпизодах. В начале былины Добрыня нарушает наказ матери не купаться в «свирепой Пучай-реке», и во время купания на него налетает змей. Победить змея Добрыне удается ударом колпака или шапки «земли греческой», весом «в три пуда», отчего змей падает в траву. Это первый бой, он короткий и не окончательный. Поверженный змей предлагает Добрыне «положить заповедь великую», по которой он обязуется не летать больше на святую Русь, а Добрыня не въезжать в его владения. Поверив змеиному обещанию, Добрыня отпускает его, и змей тут же нарушает соглашение: летит в Киев и похищает племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. Добрыня в ответ вторгается в змеиные владения, и здесь у него со змеем начинается «кровопролитная бой-драка». Победив змея, богатырь освобождает не только Забаву, но и множество другого народа, похищенного змеем.

Змей в этой былине имеет все признаки дракона. Он огнедышащий и живет в реке с огненными струями. Он летает «под облаками». В сюжете былины это враг Киева, русских людей и христианской веры: он падает от удара шапкой «земли греческой» - символа, монашеского головного убора в форме капюшона, происходящего из Византии, откуда было принесено на Русь христианство.

Более редкий, но близкий былине «Добрыня и Змей» сюжет, где этот образ приобретает другие очертания — былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». В одной из двух известных ее версий Алеша едет по чистому полю и видит Тугарина, который летит под облаками. Алеша молится о том, чтобы пошел дождь и размочил бумажные крылья, чтобы ему с Тугарином «посъехаться». Начинается гроза с дождем, и Тугарин спускается на землю. Алеша выезжает ему навстречу и благодаря своей хитрости и ловкости убивает его.

В другой версии действие происходит на пиру князя Владимира, где находится и Тугарин, который ведет себя как хозяин. Алеша оскорбляет Тугарина, после чего между ними происходит бой, во время которого Алеша убивает его.

Тугарин — двойственный персонаж. В связи с его именем упоминают исторический персонаж – половецкого хана Тугоркана. Но черты человека в Тугарине соединяются со змеиными. Он носит «змеиное» имя (хотя иногда называется и просто Тугарином). Перед боем он угрожает Алеше «спалить его огнем» или предстает как всадник на коне, извергающем огонь. Он летает; интересно, что в этой былине Алеша дает Тугарину «птичий» эпитет — «гагара безногая». Но в отличие от змея из предыдущей былины, способность Тугарина летать оказывается уязвимой: под дождем его «бумажные крылья» бездейственны. Стихия воды оказывается чуждой ему.

Это две былины, где змей или персонаж со змеиными чертами – один из центральных. В русском эпосе есть и другие былинные сюжеты, где черты змея приданы персонажам эпизодическим.

Такова былина «Добрыня и Маринка». В ней Добрыня освобождает Киев от колдуньи, которая очаровывает богатырей, а затем превращает их в животных. В этой былине появляется «мил дружок» Маринки, которого Добрыня случайно убивает. Об этом персонаже в былине говорится вскользь, а о его змеиной принадлежности можно догадываться только по его именам в разных вариантах — Туга Змеевич, Горынище.

В былине «Волх Всеславьевич» змей представлен в качестве отца главного героя, и о нем говорится только вначале. Эта былина — один из самых древних сюжетов, известная в малом количестве записей. Способности, приписываемые змею, — способность к оборотничеству, мудрость — раскрываются здесь в Волхе, великом охотнике, единственном в русском эпосе богатыре-оборотне и волшебнике. В былине о Волхе отразились мифологические представления, согласно которым рожденные от змея дети обладали волшебными свойствами.

Змей в былинах — один из главных персонажей, враг главного героя. Его образ в них – это образ мифологического змея или получудовища-получеловека. Он может быть и второстепенным персонажем, в котором некоторые признаки змея только проглядывают.

Как один из главных персонажей змей появляется в жанре духовных стихов о Егории – святом Георгии. Духовные стихи о Егории существуют в двух сюжетах — это «Мучения Егория» и «Егорий и Змей» («Егорий и Олисафия»). Их источники — фольклор и апокрифы. Во втором из этих сюжетов змей напоминает змея в былине.

Царство Рахлинское (город Рохлим) постигла беда — змей, поедающий людей и скот. Чтобы остановить эту беду, для определения жертвы змею брошен жребий, который пал на царя. В качестве подмены на съедение «лютой змее» решено отправить царскую дочь Олисафию. Подчеркивается, что Олисафия придерживается иной веры, чем жители царства, она христианка. Ее отвозят к озеру (морю), где живет змей, и оставляют на берегу. Здесь появляется святой Егорий, «добрый молодец на добром белом коне». Когда из озера поднимается змей, Егорий подчиняет его себе, уперев копье в его пасти: «Будь смирна, змея, яко скотинина у крестьянина». Привязав змея на шелковый пояс, Егорий отдает его Олисафии с повелением отвести в город. Жителям города ставится условие: они должны принять христианскую веру, или змей будет вновь освобожден. Жители принимают это условие, и в финале стиха Егорий уничтожает змея, ударив его шелковым поясом, отчего змей распадается на «мелкие части», на змеенышей.

Змей в этом духовном стихе сохраняет типичные черты. Но есть особенность, связанная с его образом в этом эпическом жанре. Его побеждает христианский святой, и змей в финале не просто побежден — он служит средством для того, чтобы жители царства-города приняли христианство. В свете этого само его появление в начале стиха как страшной напасти можно увидеть как часть некоего замысла, который осуществился с участием святого. Интересно, что у одной из исполнительниц змей назван «милостью Божьей».

Отголосок образа змея с отдельными чертами дракона есть и в духовном стихе о муках Егория. Этот сюжет был более широко распространен и популярен, чем первый. В полной редакции этого стиха Егорий сначала подвергается мучениям за веру и успешно противостоит им, а во второй части путешествует по святой Руси в качестве распространителя христианства и/или как мстителя за свои мучения. Змея появляется в этом втором эпизоде как одна из «застав» — препятствий, которые святой преодолевает во время выполнения своей миссии. Она обвилась кольцом вокруг царства, в котором живет мучитель Егория «царище Кудриянище». Из змеиной пасти пышет пламя «от земли до неба» и «от востока до запада». Здесь, как и в сюжете о Егории и Олисафии, эта змея покоряется Егорию — его приказу превратиться в отдельных змей и «порастронуться, пораздвинуться по сырой земле».

Наконец, как фольклорный персонаж змей есть и в волшебных сказках. Сказочных сюжетов со змеем много. Например, в известном трехтомном сборнике сказок А.Н. Афанасьева их около трех десятков. Поэтому образ змея в сказках, в зависимости от того, в каком сюжете он появляется, имеет больше разновидностей.

Самая типичная из них – та, что и в эпосе, где змей выступает в роли похитителя женщины – матери или невесты героя, которую тот освобождает. Эта группа сказок самая многочисленная. Некоторые из них напоминают духовный стих «Егорий и Олисафия», повторяя в точности детали его сюжета. Как признаки жанра, важные эпизоды сказки (борьба со змеем) удваиваются или утраиваются: вместо одного змея в сказке их два или три, и с каждым из них герой бьется по очереди («Иван-царевич и Марфа-царевна»).

Змей в сказках реализует и свою функцию охранника подземного царства. Шестиглавые змеи стерегут вход в медное, серебряное, золотое и бриллиантовое царства, которые проходит герой на своем пути за невестой. Но змеи в роли охраняющих подземелья – эпизодические персонажи; герой легко усмиряет их, и больше о них в сказке не вспоминается 

Если сравнивать образы змея в былинах, духовных стихах и сказках, большее сходство, безусловно, существует между змеем в былинах и змеем в духовных стихах. С наибольшим постоянством этот образ сохраняет свои типичные черты в духовных стихах. В былинах некоторые из этих черт могут исчезать или трансформироваться. И наибольшие изменения змей-дракон претерпевает в сказочном жанре, где его облик может принимать самые разные формы, вплоть до доброго помощника.

Нельзя так же оставить без внимания образ змея внутри традиционного жанра народной прозы - «быличке». Былички — это короткие рассказы о встрече человека с нечистой силой. Рассказы эти, достаточно подробны, и вполне архаичны по своей внутренней структуре, так как именно в них отражена память о низшей мифологии древних славянских народов.

Как правило сюжеты быличек в которых главным действующим лицом становится змей, не однотипны, но сводятся к одному, огненный змей спускаясь с небесно-воздушного пространства, навещает вдову, и либо та ему подчиняется, либо избавляет себя от мук общения с ним. Зачастую характер их общения может быть различен — женщина может оказаться во власти змея — искусителя, забеременеть от него, родить или вовсе погибнуть. Но в ряде сюжетов, все же вдова находит силы чтобы побороть «окоянного», в таком случае вдовушка либо вовсе губит змея, либо выведывает способ избавления от мифического любовника, разоблачая его, применяя ли оберег, убеждая его в том,что само его появление в мире живых, абсурдно, или просто отвергает его.

Интересно, что как правило, в змеевом облике является вдовушкам, их собственный неупокоенный муж. Тем самым, мы лишний раз подтверждаем образ змея-дракона как хтонического существа, в архаичном воззрении славянских народов.

Подводя короткий итог настоящей статье, хотелось бы привести пример, из собственной фольклорно-этнографической практики, когда будучи в экспедиции в Волгоградской области, задавая вопросы живущему в тех краях старожилу, знатоку быличек, сказок, корпуса традиционного песенного фольклора, заострив внимание на обычном и простом вопросе «..., когда же наконец ,добро победит?», получил вкрадчивый, тихий и видимо важный для самого информанта ответ. «Да ты шо сынок, бат добро победит, победит и кончится..».

Продолжение следует...


Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Россия против Запада: гонка на выживание

Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а именно последний.Моральные оцен...

Обсудить
  • Это у них, там, дракон. А у нас - Змий, желательно зелёный... :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • последнее изречение старца можно перевести на современный русский? желательно со смысловой нагрузкой сказавшего.