• РЕГИСТРАЦИЯ
Судьба Русов
12 января 22:54 1974 6 21.66

Рождение княжича-змеевича, его возмужание и инициация. Ч. II

Дорогие и уважаемые читатели, продолжаю публиковать серию постов, посвящённых славянским воинам-оборотням и князю-змеевичу.

Обычно брак с существом иного мира, изначально, разумеется, животным, для женщины в фольклоре и ранней литературе являлся насильственным. В частности, таков брак жены жреца или жрицы, заменённой позднее в сказочном тексте попадьёй, с медведем-похитителем, отцом Ивана Медвежье ушко. С отмиранием языческих воззрений именно такая трактовка становится господствующей.

Она отразилась, в том числе, и в западноевропейской средневековой литературе, где подобный отец выступает уже как обыкновенное чудовище (1). Однако, восприятие женщины в данной связи как страдательного начала явно не изначально, и может достаточно уверенно датироваться временем утверждения патриархата. Стадиально более поздней в сравнении с описанной в былинах являлась, в частности, ситуация, отражённая в следующем болгарском фольклорном тексте: Фанула ся Ганчя на хоро-то, / Фануху ся до Ганчу два турки / И два змея да играют. / Ганчя не любяше ни одно, / Нито турки, нито змеи. / Грабиуху си Ганчя два змея, / Ганеху я на високо пештере. Далее читаем: Че ся сбраху селяне, / И селяне, и стари-те попове, / Че ся село-то зарекува, / Веке хоро да не играют, / Змеёве да не слазют, / Девици да не грабют (2). Итак, здесь змеи, практически не отделённые в сознании сказителя от иноземцев-врагов (турок), что обычно для архаического сознания, где иноземец (иноверец) часто сближается с существом иного мира, живут где-то высоко в пещерах. Похищение девушек явно носит обрядовый характер, и возможно только во время ведения хоро. Активная сторона, в данном случае, – уже сами змеи, а не девушки, как в былине о Волхе, но связь с горами, как мы видим, также имеет место, что подтверждает как минимум общеславянский характер данной связи. Для девушек подобного рода похищение когда-то не воспринималось как нечто страшное – иначе бы не играли хоро. Однако, уже ко времени записи данного произведения ситуация изменилась, и подобный «священный брак» стал вызывать ужас. Общенародное вече, в составе которого специально выделены священники как «преемники» языческих жрецов, решает навечно не устраивать хоро, чем, таким образом, гарантируется безопасность девушек: змеи, за которыми легко угадываются участники древнего обряда, не могут действовать вне обрядовых же правил. Именно после утверждения основ отцовского рода, но не раньше, змеевич (т.е. Перун) стал, может быть, восприниматься как мститель за обесчещенную мать, как полагали А.Н. Веселовский и С.В. Алексеев (3), хотя в восточнославянском эпическом материале нам, надо отметить, ничего подобного не известно.

Ещё более поздние, чем в разобранной выше болгарской песне, представления о браке женщины и змея имеются также в сербском эпическом сюжете «Царица Милица и Змаj од Jастребца», а особенно в русской средневековой литературе, в частности, в «Повести о Петре и Февронии», где сообщается, что «змий же неприязнивый осиле» над княгиней. Здесь перед нами, несомненно, уже христианизированный вариант подобных представлений. Убеждая муромскую княгиню узнать у змея тайну его смерти, князь говорит об этом как о христианском подвиге («яко да ты свободишася всяко в нынешнемъ веце злаго его дыхания, и сипения, и всего скаредия, иже смрадно есть глаголати, въ будущемъ веце судию нелицемернаго Христа милостива себе сотвори»). В Причудской же редакции данного памятника Змей прямо отождествлён с бесом (4). Интересно, что в болгарской традиции иногда остерегались и петь о рождении героя от Змея, которого сказители уже явно мыслили как Дьявола. Таким образом, эпическая поэзия воспринималась как очень серьёзное дело, ибо пение подобных песен, видимо, не просто признавалось грехом, а считалось опасным для людей. В одном случае болгарская сказительница даже не решилась допеть текст о рождении змеевича, и стала изрекать различные «клетви» явно охранительного значения (5). Попутно добавим, что данным обстоятельством можно объяснить и плохую сохранность сюжета о змеевиче и его подвигах у славян вообще.

Но обратимся к наиболее архаичным представлениям о рождении змеевича. В былине о Волхе мы видим иное, чем в текстах, разобранных выше. Здесь княжна гуляла в зелёном саду. Это фольклорный образ женщины и брака (6). В частности, сломать виноград в былине о Котенко (Хотене) – вступить в брак. Конь, ломающий сад невесты, – жених (7). То же мы видим и в сказках, где происходит, однако, уже похищение девушек змеем (8). В былине же о Волхве княгиня с камени скочила на лютого на змея. Таким образом, о насилии здесь нет и помину. Более того, именно княжна и является инициатором такого «священного брака» (9). Перед нами, добавим попутно, восприятие обряда как реального брака Змея и женщины. Едва ли в представлениях восточных славян, как писал Б.Н. Путилов, Волх рождается просто от прикосновения к Змею (10). В календарных песнях, записанных в Вологодской и Смоленской губерниях, насколько можно понять, сохранились представления о том, что девушки специально стремились к подобному браку, гадая, на чьей из их рук будет серебряное кольцо (бильице), находящееся в какой-то связи со змеиным крылом: Гадай, гадай, девица, / Гадай, гадай, красная, / Чия рука былица (вар. В коей ручке бильице), / Змеиныя крыльица, / Через поле летучи, / Русы косы плетучи, / Шелком уплетаючи, / Златом выливаючи (11). Видимо, всё же имеется в виду обручение с летучим змеем, расплетающим девушке косу, что означает в русском фольклоре брак. Особо отмечен мотив неслыханного богатства, ожидающего избранницу такого жениха, что хорошо согласуется с представлениями о Змее-Велесе, хозяине Нижнего Мира как сосредоточии богатства.

Также весьма архаичный вариант сюжета мы имеем в болгарской эпике, хотя здесь он подвергся довольно значительному переосмыслению. Девушку насильно погнали жать на Ильин день. Далее за этот невольный грех она зачинает в себе девять змеёнышей. Мотивировка данного события, разумеется, позднейшая, но все остальные детали, наоборот, чрезвычайно древние. Зачатие происходит в каменистой местности, у холодной воды (в кршводу студену), т.е. в локусе Змея, связанного с камнями (горами), сына (Мировой) Горы. Леденящий, смертоносный холод – атрибут иного мира. Само зачатие происходит в день бога грозы, змеевича-отцеубийцы, кощунственно заменённого в народном сознании Ильёй-пророком. Иными словами, день громовника осмысливался как день его зачатия. Наконец, само зачатие сведено к пожиранию: В уста ми влезно едно зъмие. Учитывая активную роль самой княжны в былине о Волхе, можно предположить, что некогда и здесь подразумевалась не «агрессия» со стороны змеи, а именно поедание последней самой девушкой, по её собственной воле (разумеется, в рамках обряда). Учитывая же данные витебской свадебной песни, согласно которой волк и предназначенная ему на съедение коза – это жених и невеста, можно понять, что брак воспринимался как съедение социально (и магически) более слабого более сильным, т.е., в данном сюжете времён матриархата, девушкой. Через девять месяцев, выпив некие девять зельев, девушка извергла из себя девять змеёнышей: Че си зъмъя-та избълвала, / Че ся родили девять мехца, / Деветь мехца зъмчя-та, / Че ги Мила избълвала. Первоначально, несомненно, это воспринималось именно как рождение. Обыгрывание связи девяти месяцев с девятью змеёнышами также, разумеется, не случайно. Возможно, имелся в виду астрономический смысл. Это девять месяцев года, все месяцы, кроме зимы, отвоёванные молодым змеевичем, «князем живых», у своего отца, «князя мёртвых». Семантически данное свидетельство болгарского источника тождественно сообщению «Völuspá» о девяти шагах `сына Скалы` Тора в день Рагнарёк, на что обратил внимание Б.Г. Тилак: gengr fet níu / Fjörgynjar burr / neppr frá naðri / níðs ók viðnum (12). (на девять шагов / сын Скалы отходит, / смертельно раненный Змеем, / осиянный славой). Интересно и ещё одно обстоятельство. Зачатие происходит 20 июля ст.ст. Следовательно, рождение змеёнышей-месяцев происходит в 20-х числах апреля, т.е. во время «отмыкания весны», на Юрьев день (13). Таким образом, наша «расшифровка» находит своё подтверждение.

В завуалированном виде тот же самый миф, описывающий ритуал, отражён и в старинах об Идолище и Тугарине (14), сохранивших явные черты змея. Подобный вывод на первый взгляд, оказывается достаточно неожиданным. Так, М.Г. Халанский категорически отрицал, что образ Идолища вообще как-то связан с языческими временами. Для него это «историческая песня», отражающая реалии первого, наиболее страшного периода ига. В частности, тот мотив, что Владимир – не хозяин в своём дворце, исследователь объяснял крайней наглостью ордынских должностных лиц. Шевкал, в частности, прогнал князя с его собственного двора. Интересно, что при общем отрицательном отношении былин к Тугарину Змеевичу иногда в былинах подчёркивается его качества как несравненного стрелка из лука. Так, мать говорит герою, что она «спородила» его силой-удалью в Илью, богачеством – в Дюка, умением ездить на добрых конях – в Потыка, а умением стрелять из лука – в Тугарина (15). Разумеется, в данном случае это отражение реальных воинов-кочевников, с которыми сталкивались руссичи, в том числе и ордынцев, заслонивших, как известно, всех своих степных предшественников (16), например, половцев-змеев и сарматов-змеев. Но такое понимание образа последнего и сюжета о нём не изначально. За реалиями ордынского времени, действительно повлиявшими на рассматриваемые сюжеты эпоса, можно разглядеть и иное, отдающее языческой стариной. У М.С. Крюковой Идолище – великан, страшнее лесного зверя, в одной из архангельских былин про данного отрицательного героя говорится, что это зверищо Тугарынищо (17). В других старинах у Тугарина крылья гумажные, звенят крылья железные, из ноздрей – как дым валит, изо рта – как огонь палит. Иными словами, все атрибуты фольклорного огненного Змея налицо. Тугарин и называется порой змеем или же змеем лютым и семиглавым. В былине из Русского Устья круг Тугарина змеи огненные, / Змеи огненные да оплетаются… (18). Кроме того, в ряде вариантов у Идолища нет рук и ног. Обращаясь к индийским параллелям, следует отметить, что здесь это характернейшая черта и Змея, и Земли. То же самое мы можем сказать и о русском фольклоре относительно змеи (загадка Без рук, без ног). На эти факты обратил внимание В.Н. Топоров. Правда, по мысли Л.Н. Скрыбыкиной, отсутствие у отрицательного персонажа рук и ног связано с тем, что сказитель стремился так объяснить, почему его вносят на пир. Однако, на фоне иных фактов принять предложенное ей мнение нельзя, тем более, что у Идолища рук и ног иногда нет и в тех вариантах, где о его «внесении» на пир ничего не говорится (19). В другом тексте инициатором подобного священного брака с Идолищем, если убрать эвфемизм дошедшей до нас сибирской старины, явно выступает сама княгиня (20).

То же самое можно сказать и относительно Тугарина: Обладал он у Владимира Евпраксиею, / Не неволей её взял, а охотою… Здесь Тугарин сидит в оголовь стола, справа его – Евпраксия, слева – Владимир. Учитывая очень важную в традиционной русской культуре роль места за столом на пиру, понятно, что именно Тугарин являлся настоящим хозяином Киева. Княгиня нередко «пеняет» Алёше за смерть её «друга милого». В былине из Русского Устья Владимир, чтобы княгиня всё же разделила с ним ложе, уже после убийства Тугарина Алёшей предлагает ей три места за пиршественным столом: рядом с ним, напротив него и на выбор самой княгини, что, по этикету эпоса, являлось наивысшим почётом. Такое отношение Апраксеи к Тугарину А.Н. Веселовский считал перенесением из былины о Чуриле, но это мнение осталось недоказанным. «Фривольность поведения Апраксы так же случайна для сюжета, – писал в данной связи Г.Л. Венедиктов, – как закономерна для Тугарина роль насильника». Действительно, в одном из текстов из собрания С.И. Гуляева Змей Тугарин, завладевший у Владимира дочкой, имеет черты насильника. Но рассмотрение данного сюжета в комплексе с сюжетами не только об Идолище, но и о Волхе, позволяет посмотреть на данную группу былин по-иному и признать эту южносибирскую былину стадиально поздним переосмыслением древнего обычая. Объяснять данные сюжеты обычным легкомыслием киевских женщин, их связями с различными иноплеменниками, проживавшими в этнически пёстром историческом Киеве, как полагал Н.И. Костомаров, родственными связями Тугор-хана с киевской княгиней, о чём писал Б.А. Рыбаков (21), и на фоне перечисленных выше примеров, разумеется, нельзя. В последнем случае логика исследователя вообще вызывает недоумение: исторический Тугор-хан, как известно, приходился тестем Святополку Изяславичу (22). К тому же, как показывают данные языка, слово Тугарин не могло восходить к Тугор-хан. Об этом писали Ю.И. Смирнов и Ю.Г. Смолицкий. В своё время тот же тезис высказывал и М.Г. Халанский, хотя и его толкование данного имени (Тугарин от Туги-горы, т.е. `горы печали`) (23), едва ли возможно принять. Нельзя объяснять данный сюжет и влиянием христианства, как полагал в своё время С.М. Соловьёв. Что же касается Идолища, возводившегося Б.А. Рыбаковым к Итларю, поскольку только эти эпический враг и враг реальный были убиты не в чистом поле, а в самом городе (24), то перед нами, разумеется, слишком зыбкие основания для отождествления. К тому же, в таком случае непонятно, почему отношения Идолища-Итларя и княгини аналогичны отношениям последней и Тугарина. Не только о Тугор-хане, но и об Итларе ничего подобного в источниках нет.

Это и не просто одна из трансформаций основного мифа, как полагали Вяч.Вс. Иванов и В.Н. Топоров. На самом деле, княжна здесь – воплощение Великой Матери, да и сам ритуал, описанный в мифе – «предшественнике» данного эпического текста, явно имеет черты матриархальной эпохи. Судя по «Повести о Петре и Февронии», змей являлся в образе мужа княгини. Данные представления восходят к упомянутому выше образу людей-змей. Обращаясь от восточных славян к иным регионам Славянского Мира, мы видим племя лютичей. Буквально это `потомки Люта`, что отмечал А.В. Соловьёв. Это не просто «лютые волки», «разбойники», как полагал И.Е. Забелин, а, по нашему мнению, `люди из рода Велеса`, `Велесовичи`. От имени этого божества и его «потомков» и Балтийское море называлось порой Велетским (25). Добавим здесь, что у восточных славян существовало и представление о том, что существуют змеи-двойники хозяина и хозяйки. Если убить такого змея, умрёт и хозяин, а если убить змею – хозяйка (26).

По-видимому, Змей древних мифов (изначальный «прототип» Тугарина Змеевича и Идолища Поганого русского эпоса) был родоначальником княжеского рода, о чём писали И.Я. Фроянов и Ю.И. Юдин (27). К этому следует добавить, что Змей как тотем рода князей отождествлялся с самим князем как ´родоначальником´, как он отражается в многочисленных текстах русского свадебного обряда (28). Будь иначе, не было бы таким устойчивым подчёркивание «одинаковости» облика князя и Змея в «Повести о Петре и Февронии». Учитывая же, что ещё одним зооморфным воплощением Велеса был медведь, понятно и сближение в календарных песнях образа хозяина и медведя (иркутское): хозяин во дому – как «медведь во бору, а хозяйка во дому – как оладья во меду» (29).

Таким образом, в определённую историческую эпоху в Киеве появляется ещё один участник ритуала, не тождественный «священному владыке» славян и русов восточных авторов (Владимиру Красное Солнышко русских былин). В одной из старин Идолище показан как наместник в Новгороде (30). Этого участника обряда, видимо, нужно определять как жреца, заменявшего самого князя в обряде «священного брака» с Великой Богиней – княгиней. Это защита жениха как наиболее (магически) мощным в роду от женской магии в первую брачную ночь, о чём мы писали выше. Перед нами – один из боковых ответвлений восточнославянского политогенеза, мучительного изживания изначального соединения всех функций в одних руках. م ل ق (князь), права которого ущемлялись, смог, видимо, переломить ситуацию, обратившись к «богатырям» – членам мужского союза.

Он совершил это, надо полагать, вопреки мнению народа. Может быть, напротив, инициатива принадлежала последним, что отразилось в большинстве былинных текстов, где князь Владимир высказывает глухое недовольство богатырём, убившим Идолище или Тугарина, т.е., с нашей точки зрения, жреца в маске Змея, на что обратили внимание И.Я. Фроянов и Ю.И. Юдин. В сборнике А.Д. Григорьева Гагарин (Тугарин), если снять некоторый эвфемизм с данного сообщения, открыто (публично) совершает обряд священного брака с княгиней, подобно сакральному малику русов у Ахмеда Ибн-Фадлана, причёл сам князь, как строгий блюститель традиции, при этом чествует его! Предварительно данные события можно датировать второй половиной I тыс. н.э. по следующей детали: Владимир здесь представлен бездействующим, что отражает, как мы показали в других работах, время не позже середины X в. (31). В русском эпосе о рассматриваемом событии сообщает сюжет «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»: А не хто за Волёшу не ручается: / Один солнышко-то Владимир-от ручаётся. Судя по другой старине, где Владимир играет гораздо меньшую роль, над телом убитого жреца был проведён жестокий обряд, аналогичный тому, который был проведён Крумом и Курёй над черепами василевса Никифора I и русского князя Святослава Игоревича. Феофан Исповедник по поводу событий, связанных с гибелью Никифора пишет: «Τήν δέ Νικηθόρου κεθαλήν έκκόψας ό Κρούμμος έκρέμασεν έπί ζύλου ήμέρας ίκανάς, είς έπίδειξιν τών έρχομένων είς αύτόν έθνών καί αίσχύνην ήμών. Μετά δέ ταύτα λαβών ταύτην καί γυμνώσας τό όστούν άργυρόν τε ένδύσας έξωθεν πίνειν είς αύτήν, τούς τών Σκλαυινών άρχοντας έποίησεν έγκαυχώμενος». («Отрубив голову Никифору, Крум водрузил её на кол на несколько дней для позорища являвшимся к ним племенам и для позорища нашего. После того, взяв её, оголив кость и оковав снаружи серебром, величаясь, заставлял пить из неё славянских властителей»). В русской былине видим аналогичный текст: Поддел-то Тугаринову буйну голову, / Поддел-то Олёша на востро копьё, / Повёз-то ко князю ко Владымеру. Далее герой заявляет священному владыке: Ой ты есь, Владымир стольнокиевской! / Буди нет у тя нынь пивна котла, / Да вот те Тугаринова буйна голова; / Буди нет у тя дак пивных больших чаш, / Дак вот те Тугариновы есны оци; / Будет нет у тя да больших блюдишшов, / Дак вот те Тугариновы больши ушишша (32).

В детали сказители, разумеется, не вдаются: шокирующие человека Нового времени подробности исчезли, и носители традиции явно видели в словах острого на язык Алёши Поповича обыкновенную злую иронию по отношению к поверженному врагу. Но изначально в эти слова вкладывался, похоже, буквальный смысл: член мужского союза предлагает священному م ل ق вкусить из головы убитого жреца, восприняв, таким образом, его магическую мощь. В архангельской былине Алёша разрубает тело Тугарина, и призывает сжечь его и развеять пепел по полю (33). Иными словами, он поступает с ним как с телом священной жертвы, о чём мы писали выше, что также хорошо вписывается в предложенное нами объяснение. Исходя из вышесказанного, можно ответить и на вопрос, почему у русов при большом значении жрецов, о котором прямо писал Ибн Ростэ, информацию которых следует датировать временем не позже конца IX в. (данный автор писал в начале X в.). По сообщению данного автора, маликом русов «повелевают» лица, которых источник называет ت ا ب ی ب (табиб). Буквально это слово, как известно, может быть переведено как `лекарь`, но смысловой перевод в данном случае скорее `знахарь`, `жрец`, `волхв`, как и переводил данное слово Б.Н. Заходер. Полагать, что власть владыки русов была просто ограничена жрецами, как полагал И.Я. Фроянов (34), источник оснований не даёт, ибо жрецы, похоже, в какой-то определённый период истории подмяли под себя самого священного князя. Но их значение позже, в X в. стало достаточно скромным, что отмечал, к примеру, С.М. Соловьёв, даже если принять мнение Л.Т. Мирончикова о тождестве позднего жречества с летописными «старцами» (35). Таким образом, время подобного «переворота» может быть указано достаточно точно. Это вторая половина или конец IX – первая половина X вв. Союз мужского союза, возглавлявшегося خ ل ی ف ة (´заместителем´) م ل ق славян и русов (36), с самим священным владыкой (князем) «перекрыл» усиление роли жречества у восточных славян. О том, что иной сценарий был вполне реален, показывает пример о. Рюген, где верховный жрец имел больше влияния на государственные дела, чем князь. «Flaminem suum non minus quam regem ventrantur», – сообщает нам об этом Гельмольд. («Жреца своего они почитают не менее, чем короля»). В другом месте своего труда он уточняет данное сообщение: «Rex apud eos modice extimationis est comparatione flaminis. Ille enim responda perquirit et eventus sortium explorat. Ille ad nutum sortium, porro rex et populus ad illius nutum pendent» (37). («Князь находится в меньшем у них почитании в сравнении со жрецом. Ибо он со всем тщанием определяет ответы и разъясняет необходимое в гаданиях. Он зависит от гаданий, а князь и народ зависят от его указаний»). Отметим также тот факт, что Герборд, автор жития св. Оттона Бамбергского, умолчал об участии в человеческих жертвоприношениях балтийских славян их князя (38). Следовательно, и в делах культа, имевших наиболее важное значение, он также был оттеснён на второй план.

Однако, мы не рассмотрели пока множество очень важных нюансов, связанных с интересующей нас проблематикой. Об этом – в следующих публикациях. 


"Чё ле делай, даром не живи!"

История словен и русов от древнейших времен до наших дней Подписывайтесь на наш журнал, узнавайте больше о нашем славном прошлом и настоящем

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    NATA-SHA Сегодня 11:52

    Почему в Крымскую войну Черноморский флот погиб от рук своих же моряков.

    Почему в Крымскую войну Черноморский флот погиб от рук своих же моряковРусский Черноморский флот считался отлично организованным боевым соединением. Он приобрёл такую славу в тот долгий период (1834-1851 гг.), когда им командовал адмирал М.П. Лазарев (первооткрыватель Антарктиды). Перед началом войны с Турцией, весной и летом 1853 года, в Петербурге обсуждался вопрос,...
    -->
    164

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть III.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    140
    MERjAMAA Вчера 22:45

    Финно-угорские фамилии округи Ростова Великого

    Продолжаем изучать в соц.сетях современных жителей округи Ростова Великого. Поселок городского типа Борисоглебский тут особенно интересен. Возник он вокруг Борисоглебского монастыря на Устье — мужской обители на древней дороге из Ростова в Углич. Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской мит...
    -->
    260

    Почему монголов именовали татарами? Кто такой царь? Сколько было монголо-татар? Лемурия. Историки врут, а источники?

    ПОЧЕМУ МОНГОЛОВ ИМЕНОВАЛИ ТАТАРАМИ? СокращенияАБ - Александр БушковЕТ - Евгений Темежников (автор)НФ - Носовский и Фоменко НФ: Само название «Монголия» (или Моголия, как пишут, например, Карамзин и многие другие авторы) происходит, вероятно, от русских слов «много», «могл» (старое причастие от глагола «мочь»). Отсюда же и греческое «мегалион», то есть «великий». В...
    -->
    419

    Научный и гражданский подвиг С В Жарниковой.

    Светлана Васильевна Жарникова - кандидат исторических наук, этнолог, искусствовед, действительный член Русского Географического Общества, член Международного Клуба Учёных, которая большую часть своей жизни посветила изучению Славяно-Арийской Традиционной Народной Культуры Русского Севера.Основной круг её научных интересов был таким: Арктическая Прародин...
    -->
    244
    Sage Вчера 18:29

    Легенды и были Рифейских гор.

    Многие археологические находки (к примеру, известные с прошлого века стилизованные изображения летательных аппаратов, скафандров и т. п.) позволяют предположить существование высокоразвитой цивилизации в древности. На наш взгляд, многочисленные «крылатые предметы» из моржового клыка, распространенные на Севере, являются вестью из тех далеких времен.Изве...
    -->
    276
    dentvideo Вчера 16:45

    Александр Пыжиков. И новая и старая хронология скрывают реальность

    Доктор исторических наук Александр Пыжиков рассказывает о тайнах Древней Руси и отвечает на вопросы зрителей. Что было главным в общине, почему реальное предствление о ней тщательно скрывается. Где искать утраченные корни русского народа. Почему мы живём в городском плену, без чего мы не сможем от него освободиться. https://www.youtube.com/watch?v=adVvqOdBDeU ...
    -->
    177

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть II.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    995

    Президент США Дональд Трамп достраивает мистическую Стену?

    Почему официальной науке и археологии ЗАПРЕЩЕНО даже упоминать о существовании гигантских оборонительных сооружений на территории континента Евразия? Эти стены и валы, крепости идут от Англии до Кореи! О них молчат в тряпочку все учебники и "учёные". Кроме китайцев, как всегда, присвоивших себе чужой труд и прошлое? За стеной обязаны были жить АДАМИТЫ и прес...
    -->
    356
    Gena Weret 20 февраля 23:36

    Презентация новой легенды подслушанной на родине Чингисхана!

    Легенда о Мастере, который делал «говорящие стрелы» После того, как Чингисхан перестал казнить Знахарей и решил увековечить своё имя и свой народ в веках и совершить большой военный поход на Запад, он задумался над тем, что может защитить его войско от оружия, и тем, какое оружие может сделать его конников непобедимыми. Чтобы вырастить воина требуется двадцать лет, а ...
    -->
    311
    Gena Weret 20 февраля 23:32

    Кратко о том, почему неприступный Киев пал на 2-й! день монгольского штурма? Немного о поисках Грааля в Крыму фашистами и не только об этом..

    Вопрос. Почему непобедимая, хорошо вооруженная многочисленная Русь практически без сопротивления покорилась монголо-татарам? Например, падение столицы – Киева. Город, который по признанию всех специалистов-историков считался практически неприступной крепостью в Европе. И он пал уже на второй! Второй день монгольского штурма! Это кажется невероятным! И эти факты застав...
    -->
    373

    Готика Руси или полуземлянки крытые соломой?

    Готика Руси или полуземлянки крытые соломой? ВидеоОчередной наш общий шедевр, который мы дружно собрали по крупицам. Впечатляли только фотографии, что мы вместе собирали - уже душа заряжалась какой-то эстетикой... а вот при монтаже, когда находил ролики уже в видео в формате, с моей то впечатлительностью на настоящую красоту и искусство, а не современн...
    -->
    1226
    MERjAMAA 20 февраля 23:00

    Шемякины войны. Меря в контексте политической истории Московии 15 века.

    Дмитрий Юрьевич Шемяка - незаурядный политический деятель верхневолжской Руси - Мерянии 1-й половины - середины 15 века. В нём сошлись все противоречия и вся доблесть той эпохи. Представитель московского великокняжеского дома, владетель Галич-Мерьской земли, он встал на борьбу с узурпацией верховной власти одной единственной княжеской семьёй. Он также прославился свое...
    -->
    282
    Denis 20 февраля 16:27

    Старая вера в азбучных истинах 2 (календарная реконструкция)

    В прошлых статьях мной открыт метод восстановления гуманитарных ведических знаний на основе календарной композиции. Независимо от местного культурного фона древнеримский календарь имел такой же статус как сейчас имеет Григорианский календарь, а до того Юлианский календарь. Календарные понятия служат основой временных соотношений, лежат за пределами критического о...
    -->
    109
    NATA-SHA НАША ЖИЗНЬ
    20 февраля 12:51

    Афганистан помнит, что для него сделал СССР.

    Об одном из неизвестных эпизодов афганской войны военкор ВГТРК Александр Сладков снял фильм "Королёвский батальон. Неизвестный подвиг".Если бы не Александр Ружин, эта история утонула бы в печальной статистике войны в Афганистане. Познакомились мы в Одессе много лет назад. Но случились на Украине Майдан, трагические события в Одессе, где националисты убивали людей, и Р...
    -->
    371
    NATA-SHA 20 февраля 12:04

    Тайны и история заброшенного коллайдера в Подмосковье.

    На границе Московской и Калужской областей под городом Протвино спрятано огромное сокровище, стоимость которого, по самым скромным подсчетам, несколько десятков миллиардов рублей. Использовать эти богатства сегодня вряд ли получится — ценность они имеют лишь для истории науки. Речь об ускорительно-накопительном комплексе (УНК), который должен был стать основой первого...
    -->
    393

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть I.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, начи...
    -->
    1461
    Ин-Ко 20 февраля 05:14

    Вторая половинка – миф или реальность? Человек сотворён дважды

    В наше время стало очень распространённым мнение, что нужно обязательно найти свою вторую половинку, чтобы стать по-настоящему счастливым. На протяжении многих лет мы перебираем людей, ищем того или ту единственную, предназначенную нам Богом. А почему? Потому что каждый из нас хочет быть счастливым, быть безраздельно понятым и по достоинству оценённым. Возможно ли это...
    -->
    631
    Denis 19 февраля 20:25

    Лалибела ላሊበላ в Эфиопии - первый в мире православный "Новый Иерусалим"

    Лалибела в Эфиопии древнейший православный "Новый Иерусалим" в мире. Он расположен в верховьях Голубого Нила. Места в буквальном смысле сказочные: 150км от прославленной Дж.Р.Р. Толкиным крепости Гондэр (Гондор), и 300 км от прославленного им же лавового озера Эртале-гомора (Мордор). Однако речь пойдёт не про сказки, а про быль.  ኤርታሌ እሳተ ገሞራ — Эрта...
    -->
    306
    NATA-SHA 19 февраля 13:42

    Самая крупная утечка информации в СССР.

    Об этом подполковнике КГБ не говорили в приличных кругах. С него не брали пример. А дело в том, что из множества советских предателей Владимир Ветров едва ли не больше всех опорочил честь мундира. Отречение от Родины? Обида? Нет, всего лишь жажда наживы и побрякушки для любовницы.Владимир Ветров родился в Москве, в 1932 году. Отец воевал на Волховском фронте, мать всю...
    -->
    631

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. XII

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы заканчиваем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе.И здесь с неожиданной стороны нам открывается князь Святослав Игоревич, «Ольжинъ сынъ»…Но – обо всём по порядку...О том, что эти данные возможно толковать именно так, показывает и Никоновская летопись. Судя по данному источнику, наря...
    -->
    948

    Частотный анализ текста по методу Носовского-Фоменко

    Как нам всем давно известно, никакого царя Иоанна Грозного не существовало. Вместо него было четыре разных исторических персонажа. Не верите? Какое поразительное средневековое невежество! Новейшие исследования выдающихся докторов исторических наук Г.В. Фоменко и А.Т. Носовского показывают, что человечество много поколений на уроках в школе изучает полную чушь.И э...
    -->
    9228
    Ин-Ко 19 февраля 01:24

    Сатана

    Продолжение статьи АнтихристВеличайшая хитрость дьявола в том, что он заставил поверить людей в то, что его не существует! - пишет Шарль Бодлер о закладе дьяволу своей души и получения от него компенсации в виде земных богатств (Великодушный игрок). Эту же фразу повторяет герой Кевина Спейси в фильме «Подозрительные лица», правда, с чуть иным смыслом, намекая о всемог...
    -->
    797

    Возвращение Чемодана (3). Библиотека и архив Ломоносова.

    В советское время наследием Ломоносова занимались специалисты разного профиля. Отдельную книгу о судьбе ломоносовского архива и библиотеки издали в соавторстве Е.С. Кулябко (1900-1991, кандидат исторических наук, архивист, научный сотрудник Архива Академии Наук) и Е.Б.Бешенковский - оба известные также как авторы других исследований по истории и культуре России 18 век...
    -->
    916
    Grrrrrx 18 февраля 23:08

    "Смена полюсов" - уточнение дат , история - 1 .

    Напишу немного про доказательства и почему я считаю историю по своему .Постараюсь быть кратким , ну как получится .Собственно история неизвестна , но думаю что кое что можно логически восстановить по крошкам , по мотивам , по тому что посчитали не важным и не затерли , по тому что было на столько важным что затереть было нельзя , по слухам ) .Напомню , я поддерживаю в...
    -->
    909

    Возвращение Чемодана (2) Как Фоменко с Носовским доказывали поддельность "Истории..."

    С вопросом о подлинности опубликованной "Истории..." Ломоносова - "ЛОМОНОСОВ ИЛИ МИЛЛЕР"? - обращаются к читателям два уже хорошо известных нам математика и делятся своим новаторским методом установления авторства.Чтобы заранее не настраивать читателей "за" или "против" данного изобретения, я предлагаю прежде всего ознакомиться с соответствующим отрывком из оригинала....
    -->
    1069
    NATA-SHA 18 февраля 19:52

    СВЕРХЧЕЛОВЕК: ТАЙНЫ ВЫДАЮЩИХСЯ СИЛАЧЕЙ.

    Обычный человек уверен, что у супергероев и звезд должен быть дар божий или, на худой конец, какой-то секрет. «Вокруг света» раскрывает тайны выдающихся людей.Иван ПоддубныйВесь род запорожских казаков Поддубных славился богатырской силой. Иван Максимович Поддубный (1871–1949), шестикратный чемпион по французской борьбе, карьеру начал благодаря поражению: вызвался на ...
    -->
    560

    мУченые ложно увеличили вес обелиска Муссолини в 3.5 раза, чтобы "догнать" Александровскую колонну

    Чтобы доказать, что древние могли перетаскивать грузы от нескольких сот тонн до примерно двух тысяч (как найденный мегалит в 2014 году при раскопках в Баальбеке), официальноверсники приводят в пример единственный реально доказанный случай перетаскивания в 1928 году обелиска Муссолини. Его тащили несколько десятков пар быков, и это задокументировано фото и кинохроникой...
    -->
    509
    NATA-SHA 18 февраля 18:16

    ТОП-7 фактов про институт Склифосовского.

    96 лет назад был открыт институт травматологии и неотложной помощи им. Н. В. Склифосовского. Институт, в который поступают без экзаменов, главное медицинское учреждение страны.Как Лапоть сердца соединилВ институте Склифосовского не только спасают человеческие жизни, но и, выражаясь метафорически, соединяют сердца. Именно «Склиф» сблизил Юрия Никулина с его будущей...
    -->
    470

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. XI

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы заканчиваем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе.И здесь с неожиданной стороны нам открывается князь Святослав Игоревич, «Ольжинъ сынъ»…Но – обо всём по порядку.Отметим особо, что верность клятве и слову всячески превозносится и в «Махабхарате», что имеет и параллели в классической д...
    -->
    1029
    Гервасий Выливаха 18 февраля 11:38

    Черное море – могила наших предков.

    Обычно ученые, объясняя наличие огромной массы сероводорода в Черном море (ЧМ) объясняют это уникальностью этого водоема. Приводятся следующие аргументы:Черное море – закрытый бассейн, оно соединено с мировым океаном узкими проливами.Крупные реки сбрасывают в ЧМ большое количество органики.ЧМ имеет большую глубину и резкий перепад от континентального...
    -->
    6258
    NATA-SHA 17 февраля 15:12

    Главные отличия русских от других славян.

    Различия между всеми славянскими народами, безусловно, есть, иначе они бы не отделялись друг от друга как народы. Но есть ли какие-то отличительные черты, присущие только русским и отсутствующие у других славян? Попробуем разобраться.Государственная традицияДва отличия бросаются в глаза сразу. Первое – русские численно превосходят все прочие народы славянского племени...
    -->
    661

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. X

    Итак, дорогие читатели, мы продолжаем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе…Не будем пока делать соответствующих выводов относительно причины изображённых выше парадоксов, и обратимся к языческой эпохе. Как воспринималась клятва за несколько веков после вышерассмотренных событий? В науке известно мнение, согласно которому в сл...
    -->
    517
    Гервасий Выливаха 17 февраля 03:59

    Загадки соборов Древней Руси.

    Постараюсь раскрыть вам все секреты резьбы на камне в Дмитриевском соборе во Владимире, самом древнем из сохранившихся "домонгольских" строений Руси. Исследуем внутренние стены храма оголённые от штукатурки, где видны все переделки и перестройки. Узнаем историю этого собора и поглядим на неё немного под другим углом, не так как показывают нам экскурс...
    -->
    609

    Почему не признают Велесову книгу ©

    Научные круги не признают Велесову книгу подлинником. И никогда не признают. Тому есть причины, как объективные, так и субъективные. Попробуем разобраться, почему происходит такое.1. В тяжелые времена Роды всегда сплачивались и совместно давали отпор врагу. И только благодаря совместным усилиям Русь отвоевала земли на Днепре и возвысилась над другими народами. И остае...
    -->
    3136

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IX

    Здравствуйте, дорогие читатели!Едва ли возможно сколько-нибудь глубоко понять язычество, причём не только восточнославянское, если не учитывать, что это культура дара и отдарка. Так, обмен дарами в Германском Мире имел магическое значение и «представлял собой один из способов установления или поддержания социальных связей – наряду с браками, оказанием взаимных услуг, ...
    -->
    1448
    Николай Ганчук 16 февраля 00:05

    Про норманизм

    Дорогие друзья, товарищи, камрады! Вам предлагается побывать на исторической кухне, то есть лучше узнать что из себя представляет такое историческое течение, как норманизми, ну и узнать аргументы против другого исторического течения - антинорманизма!  Вопросы, кто прав, норманисты или антинорманисты прошу мне не задавать, ибо не счи...
    -->
    687
    Sage 15 февраля 21:02

    Древнеегипетская карта Руси. Крым всегда был Наш !

    Немецкие историки доктор Кайзер и профессор Weissrussland обнаружили загадочный артефакт-карту России, изготовленную древнеегипетскими жрецами. Возраст находки — несколько тысяч лет. Контуры страны, с поправкой на возраст артефакта, вполне узнаваемы. Что особенно интересно, так это присутствие на карте Крыма, входящего в состав Прото- Росс...
    -->
    1153

    Кого убил инок Пересвет?

    Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь.С 1984 г...
    -->
    965

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VIII

    Здравствуйте, дорогие читатели!Попытаемся теперь рассмотреть следующий вопрос: как традиция относилась к нарушению самой традиции?..Например, нарочитое нарушение ритуала легко «читалось» носителями традиции, о чём у нас есть положительные свидетельства аутентичных источников. В страшные, смутные времена, последовавшие после бегства Романовичей в Польшу перед лицом тат...
    -->
    964
    Denis 13 февраля 12:47

    Буквица не Азбука.

    Бытует распространённое заблуждение что Азбука есть упрощённая древняя Буквица, а та, в свою очередь, сокращение от "Всеясветной Грамоты" Шубина-Абрамова. Откуда появилось 47 русских знаков для перевода 22-30 греческих букв по официальной версии возникновения Буквицы так же загадка. Конец инсинуациям можно и нужно положить, раскрыв природу возникновения этих азбук.&nb...
    -->
    985
    Sage 13 февраля 16:50

    Славянское Царство Небесное.

    Образ смертиДревние славяне представляли себе смерть образно. Образы были разные: то страшилище, в котором сочетались человеческие и звериные черты, то человеческий скелет… Часто представляли её в виде птицы — либо чёрного ворона, либо сизого голубя. На севере смерть изображали в виде совы, садившейся на крышу дома. Воронье карканье или уханье совы счит...
    -->
    1091

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VII

    Здравствуйте, дорогие читатели!Итак, имелись ли в славянской религии тенденции, ведущие к единобожию?..Дело в том, что в литературе существует предположение, согласно которому монотеистические воззрения, своего рода «проблеск религии Откровения», имели место у восточных славян (1). Н.А. Ганина, как мы писали выше, считала Святовита и Дикого Охотника ареальными реализа...
    -->
    1175

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VI

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы продолжаем рассматривать особенности архаического мышления как особого феномена в истории человечества.Синкретизм мышления в те времена виден и в следующих примерах. Колода в фольклоре может превратиться в двенадцать молодцев, а рябина без верху, в русской свадебной образности – это мать без дочери (1). Женщина в восточнослав...
    -->
    1434
    Sage 11 февраля 18:28

    Монгольский крестовый поход. "Христианский джихад"

    Начало здесь  Монгольские крестоносцы? Азиатский крестовый походПодготовка военной экспедиции была проведена исключительно тщательно. Чтобы сохранить нетронутыми пастбища, кочевое население согнали с маршрута армии, через реки навели понтонные мосты, заготовили провиант и вызвали из Китая тысячу специалистов по метательным машинам. Была произведена ...
    -->
    1642

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. V

    Здравствуйте, дорогие друзья, мы выполняем своё обещание и постараемся сегодня рассмотреть особенности мышления человека времён архаики.Специально оговоримся: мы полагаем, что подобное в принципе возможно. Источники есть. Остальное за нашим – уже нашим! – мышлением.Итак, подумаем вместе…Мышление того времени следует определить как нерасчленённое, синкретичное, следств...
    -->
    1183

    Монгольская империя. Что известно всем?! Известны ли истории государства кочевников? Куда делось награбленное золото? Кто такой Олекса Неврюй? Кто и как сражался на Неве?

    МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ Клянусь Аллахом! Я не сомневаюсь, что кто уцелеет после нас, по прошествии этой эпохи, и увидит описание этого события, тот станет отрицать его и сочтёт его за небылицу, и правда на его стороне. Но, принимая это за небылицу, пусть он сообразит, что это написали мы и все современные нам составители летописей, в то время, когда всякий, кто знал это...
    -->
    1026

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IV

    Здравствуйте, дорогие друзья, мы продолжаем разбираться в особенностях того миросозерцания, которое условно называют «языческим» или «двоеверным».Итак, продолжим…При крещении зырян Православная Церковь пошла на компромисс, допустив такое уникальное явление, как пермская деревянная скульптура, генетически связанная с дохристианскими временами (1). На р. Лепше, также в ...
    -->
    1581

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. III

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать язычество как культурный феномен. Обратимся теперь к позднему материалу: потрясающее свидетельство сохранил «Псковский Кроник» 1689 г.: «И помощию Садца бога и Волна той великий князь Гостомысл в Великом Новеграде в народе всякое управление управляше крепце» (1). Мы сознаём, конечно, что перед нами, мяг...
    -->
    1297
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика