• РЕГИСТРАЦИЯ
Судьба Русов
15 января 21:41 1411 2 19.34

Воины-оборотни. Ч. III

Здравствуйте, дорогие друзья, ещё раз поздравляю вас с Новым Годом!

И - продолжим наш анализ далее. В путь!..

Как известно, сам Змей славянского фольклора неразрывно связан с горами, пещерами, камнем, у восточных славян он, судя по матерству (а не отчеству!), – сын горы, Горыныч. Но и княгиня, прыгающая на Змея с камени, таким образом, также связана с миром обожествлённых гор – наследием гористой прародины индоевропейцев в нынешних Анатолии и Курдистане (1). Связь эта, по всей видимости, заключается в том, что данный ритуал «священного брака», получивший, как мы видим, отражение в эпическом тексте, записанном где-то на Урале во второй трети или середине XVIII в. (2), возник именно в праиндоевропейские времена в указанном гористом регионе и «подпитывался» контактами с Кавказом. Что же касается собственно восточнославянской среды, то такое явление, как сохранение матриархальных представлений, позволяет датировать «исторический субстрат» данного эпического произведения временем до XI в., когда у них были сильны элементы отношений общества материнского рода, ещё не ставшие, подчеркнём, пережитками. Добавим попутно, что в одной из старин М.С. Крюковой одежду и оружие вместе с благословением перед своими подвигами Волх просит именно у матери (3), а не у божественного отца, как то мы видим в стадиально более поздней поэме об Ортните, в которой главный герой получает оружие из горы от своего отца, карлика Альбериха, некогда овладевшего его матерью силой (4). Типологически, а может быть и генетически, если иметь в виду аланскую составляющую нартовского эпоса, с данным эпизодом сходны те абхазские нартовские тексты, где мать Сасрыквы даёт ему уздечку и благословляет его чудесного коня Бзоу (5). Нет сомнений, что подобные воззрения имели под собой определённую реальную обрядовую основу.

Возвращаясь к описанию волшебного рождения реального князя Всеслава Брячиславича, необходимо отметить ещё один аспект проблемы: везде мы видим только мать юного княжича, но не его отца. Она рождает сына «от волхвования», ей и дают совет волхвы. Не будем торопиться объяснять данное явление различиями в миросозерцании полоцкого князя Брячислава Изяславича и его жены как христианина и язычницы. Судя по всему, проведением магических ритуалов при появлении на свет ребёнка, родившегося волшебным образом, занималась мать, а не отец. Перед нами – очень древняя, едва ли не общеславянская черта, но черта ещё «живая», влияющая на реальную политическую ситуацию в Полоцкой земле. Дело в том, что данные «Повести временных лет» (ПВЛ) о положении дел в этой земле находят соответствие в народной культуре Македонии уже в Новое время. Изначально именно княгиня, родившая змеевича, публично провозглашала его право на верховную власть и высшее жреческое достоинство, что не отделялось друг от друга. Мать такого ребёнка должна была ночью нагой выйти на крышу и крикнуть: «Чуjте народе, ми се роди царче на земjава!» (6). Интересен своеобразный «универсализм», отражённый в данном материнском заклятии: более одного «царя» на земле, видимо, быть не могло. Это объясняет нам и необходимость, в глазах славян-язычников, убийства старого правителя его преемником. Интересно, что в восточнославянской традиции такой институт, как мужской союз, во многом встраивается в древние матриархальные представления, а не борется с ними, на что указывал С.П. Толстов, как это обычно бывало в других обществах, в частности, у картвелов, где в «Амираниани» сохранился глухой отзвук вражды «собаки св. Георгия» (волка), как животного мужского персонажа, с богиней Дали, матерью Амирани (7).

Возвращаясь к «мозаичности» информации интересующих нас источников, можно, в частности, отметить, что былина «Волх Всеславьевич» и «Слово о полку Игореве», текст которого, касающийся Всеслава Брячиславича, также явно восходил к фольклору (8), добавим – фольклору языческому и «двоеверному», не сохранили эпизода с «язено», отражённого в ПВЛ. Последнее явление заслуживает того, чтобы остановиться на нём подробнее. В литературе существует несколько точек зрения на значение этого слова. В.Н. Татищев, как известно, полагал, что перед нами – «сорочка», в которой изредка рождаются дети, и связывал это слово с «яйно» («яйцо»). Ещё в его время «рубашку» носили при себе, полагая, что она сделает счастливой. Перед нами, таким образом, не некая волшебная повязка, закрывающая рану на голове, как полагали Н.М. Карамзин и В.О. Ключевский, или просто плёнка на голове, о чём писал М.Н. Тихомиров. Объяснение же «язьно» скорее как некоей «раны», как известно, даёт и «Летописец Русских Царей», но перед нами здесь, по всей видимости, всего лишь позднейшее переосмысление, что и отмечал В.Н. Татищев. «Рубашка» – знак выдающихся сверхъестественных способностей потестарного и раннеполитического лидера (9).

«Язено» здесь явно связано с наузами, что отражает магическое значение узлов в древних индоевропейцев, о чём с ужасом пишет и Церковный устав Ярослава в списке «Летописца Переяславля Суздальского» (ЛПС): «Аще жена зелеиница, чародеица, наоузница, влъхва, а моужъ доличиться, ее казнить, а святителю 6 гривенъ». Берестяная грамота № 715 XIII в. с текстом заговора также использовалась, видимо, как науз (10). Как ´плёнку´, ´кожицу´ понимал язвьно и И.И. Срезневский. Он же, однако, давал и другое значение данного слова – ´кожа (животного)´, что имеет подтверждение в памятниках русской средневековой литературы. Обращение же к происхождению данного слова показывает, что изначально под «язьном» подразумевалась именно козья шкура. Это слово родственно литовскому ožys – ´козёл´, ožinis – ´козлиный´, древнеиндийским ajáh – ´козёл´, ajinam – ´шкура´. Но почему «рубашка» как знак будущих сверхъестественных способностей и власти в восточнославянской среде была отождествлена именно с козлиной шкурой? Это может быть объяснено огромной культовой ролью козла у славян, балтов, германцев и ариев, в частности, как ездового животного богов грозы скандинавов и балтов – Тора, Перкунаса, а также Пушана, что имеет параллели и в славянской культуре. Перед нами – реликт древнейших представлений, выводимых не из реальных особенностей хозяйства славянских, балтских и германских народов во второй половине I тыс. н.э., а отражающих былую значимость козла на древнейшем этапе истории индоевропейцев (11). Культ козла имел место и у древних греков, что было известно и на Руси (12).

Что же касается славян, особенно восточных, то здесь культовая роль козла в народных представлениях была велика. В частности, в новогодних обрядах и обрядовом фольклоре он порождал вселенское изобилие, а затем был обречён быть ритуально убитым неким Дедом из лука (13) (верховный жрец общины, старейшина, а может быть, и предок, явившийся к потомкам в Новый Год), а иногда после этого – восстать из мёртвых (14). В колядках козёл являлся устроителем брака сына хозяина (15). Немалое значение образа этого животного у восточных славян постоянно «подпитывалась» многообразными связями с аланами. У последних же огромная роль козла в культуре сохранялась очень долго. «В культе грозового божества Wacilla, – писал, в частности, об этом В.И. Абаев, – настолько большую роль играет козёл, что возникает мысль, не является ли тотемистический культ козла древнейшей формой этого культа» (16). Видимо, восточнославянский Перун – змеевич-змееборец в козьей шкуре. Некогда он воспринимался если и не как существо с перемежающимся обликом – то человеческим, то козлиным, что, как мы видели, было обычно для тотемов, то был, тем не менее, как-то связан с волшебным могуществом козла как священного животного. Учитывая, что леший – своего рода «пра-Велес», а Велес – отец Перуна, легко понять, почему в русской традиции леший иногда показывался в виде козлёнка (17).

Череп козла у русских был оберегом, в том числе и против домового. Порой в этом отношении семантика образа козла сливалась с семантикой образа лося (18), что легко объяснимо влиянием финно-угорского субстрата и изменением среды обитания восточных славян. Согласно весьма вероятному предположению В.Я. Проппа, изначально в первую ночь женщина считалась оплодотворяемой неким священным существом, на ранней стадии развития общества – тотемом. В русских же свадебных песнях, если снять эвфемизм текста, соперником жениха, который «ест капустку», «заламывает листочки» и «закусывает стебелёчки» (сад-огород как фольклорный символ невесты и брака), выступает именно козёл (19), что в свете вышерассмотренных фактов едва ли случайно. Отметим и ещё одно обстоятельство. Змеевич рождается уже одетый в козлиную шкуру. Облачение же в шкуру к ритуале считалось сменой сущности, превращением в то существо, шкуру которого надел. Таким образом, то, что у северных германцев было переосмыслено как животное громовника, изначально, похоже, являлось зооморфным вариантом последнего.

Об этом глухо намекают, как мы видели, и данные аланской культуры. Интересно, что в тех архангельских былинах о Козарине, где отправление после рождения к бабушке-задворенке ещё имеет черты древнейшего слоя данного сюжета – отправления к носительнице традиции для обряда посвящения, специально подчёркивается, что она поит его козлиным молоком, т.е. молоком священного животного. Тот же круг представлений иллюстрирует и одна из русских сказок о солдате, вступившем в связь с царевной, который проник к ней в виде золотого козла. Этого козла из золота герою отливает старик из воздушного замка, периодически прилетающего на лысую гору. Солдат же делает всё это по совету другого волшебного старика, обитающего, наоборот, под землёй, в пещере. Итак, перед нами – козёл из золота, изготовленный неким сакральным персонажем Верхнего Мира, в истоках образа – жрецом. Взятая сама по себе, сказка малопонятна, но на фоне описанных выше связей образов козла и громовержца она отсылает к ритуалу и мифу священного брака дочери правителя и сакрального животного, причём жрец в данном обряде находится внутри изображения этого животного. Золото же, на что справедливо указывал Д.А. Мачинский, являлось одним из атрибутов Перуна, хотя, разумеется, и не его одного. Так же был рождён и Минотавр, с тем лишь различием, что, согласно Аполлодору, внутри изображения священного животного (коровы) находилась сама дочь правителя (царевна-жрица). Таким образом, русская сказка удивительным образом перекликается с данными классической мифологии. Что же касается самого козла, то старик русской сказки, покровитель героя, в конце концов уводит его в свою пещеру (20), чем подчёркивается его связь не только с Верхним, но и с Нижним Миром. Впрочем, это не может свидетельствовать против предложенного нами объяснения, учитывая хтонические связи самого индоевропейского бога грозы. Вяч.Вс. Иванов, В.Н. Топоров и Б.В. Сапунов сближали восточнославянское «язено» не только с «козьей шкурой», но и с «волчьей шерстью» у южных славян. Об этом сообщает нам эпос южнославянский, описывая рождение Вука: А на главе прамен косе вучjе. К тому же кругу представления явно восходит и словенское volčja dlaka (21).

Однако, нечто подобное «язену» как «младенческой рубашке» было, как нам представляется, известно и южным славянам. К примеру, в болгарской песне, о которой писал А.Н. Веселовский, описан великий юнак, юнак над юнаками, с помощью святых (!) садящийся на трон царя Константина. На его голове – золотая айманлия, «произошедшая», видимо, как раз из «рубашки». Под руками же чудесного ребёнка – золотые крылья, что следует характеризовать как обычную черту змеевичей южнославянского эпоса (22). Хотя восточнославянский эпос не сохранил такую «отметину» чудесного героя, как волчья шерсть на голове или теле, Волх, как известно, наделён даром превращаться в волка (23), так что сходства и здесь в конечном итоге больше, чем различий. Всему вышесказанному едва ли серьёзно противоречит точка зрения М.Г. Халанского о том, что под «язеном» могло пониматься и родимое пятно, напоминающее немецкий helm или haube и польский czepek (w czepku się rodzil) (24).

Козлиные и волчьи шкуры – это шкуры священных животных, отождествлённые архаическим сознанием славян-язычников с «младенческой сорочкой» и родимыми пятнами. В первой главе мы отмечали и те примеры, когда «в пузыре» душу человека из тотемического вместилища душ приносит то или иное священное животное. «Язено», по нашему мнению, можно воспринимать и как этот «пузырь», принесённый, таким образом, из иного мира. «Отмеченность» (в буквальном смысле) некоторых детей от рождения воспринималось как свидетельство их происхождения от обожествлённых животных. Наличие восточно- и южнославянских примеров дополняется, как видим, примерами западнославянскими. Таким образом, изучаемые представления имеют общеславянский, если не ещё более широкий характер. Следовательно, не будет большой неосторожностью сделать вывод о том, что перед нами – явления, восходящие к праславянскому времени, т.е. ранее VI в. Другую хронологическую границу (XI в. – дают сведения о Всеславе Полоцком. Отношение к таким чудесным детям, каким представлен в былинах Волх, разумеется, было амбивалентным. Они могли вызывать и ужас. Так, в русской сказке невинная кухарка, забеременевшая от съеденной рыбы, решила, что её сын – дух. «Зачем он живой родился, лучше бы умер, – решает мать. – Надо его задавить». В результате сыновья героини были вынуждены бежать от матери. У М.С. Крюковой мать Волха реагирует примерно так же, хотя и не стремится убить сына, а просто до трёх лет передаёт его мамушкам и нянюшкам. Когда сын в три часа заговорил с матерью, прося её не пеленать его, а дать саблю и копьё, она сказала: На веку да я да не слыхала же, /Што малоё дитя так говорило то! / Ето како будёт да чудовишшо-то, / Чародей ли будёт да окоянной-от, / Погублять народ будет он, пожирать его? Подобное есть, насколько нам известно, только в данном варианте. Чуть ниже в той же былине отмечено, что мать дважды не пускает Волха на силу неверную. Интересно, что она вовсе не боится за сына. Героиня опасается, что он перебьёт много силы по-напрасному, ослезит множество отцов-матерей, оставит многих вдовами и сиротами. Созданный этой сказительницей огромный текст былины порой упрекается исследователями, например, С.В. Алексеевым, как вторичная компиляция или же плод личного творчества (25). Но «удельный вес» новаций в её былинах явно преувеличен. В данном случае аналогичный текст, в частности, мы видим не только в русской сказке, но и в словацкой эпике: Tá vajdova žena porodila dieťa, / má hvalu stratatú ako dve rešetá, / má nuožky maličké a veliký bachor, / lebo bude striga, lebo bude znachor. Таким образом, страшный ребёнок вдовы самим своим обликом подсказывал, что в будущем станет либо великим чародеем, либо ужасающей «стригой» (26).

Данные тексты вновь показывают обычную для сознания языческих и двоеверных обществ амбивалентность существ иного мира, благодетельных, заботливых для общины, но и чудовищных, опасных одновременно. Так же, по сути, относились и к любым людям, вступившим в контакт с представителями иного мира. Сжинающий последние колосья (т.е. обрезающий «пуповину нивы») у восточных славян в одних случаях подвергался насмешкам, унизительному или оскорбительному отношению, а в других вызывал всеобщее уважение. Как типологическую параллель можно указать и статус кузнецов. В большинстве случаев он достаточно высок, но в некоторых обществах представители той же профессии находились на положении неприкасаемых (27). К аналогичным существам у восточных славян относятся и змеевичи. Отмети, однако, и следующее обстоятельство. Княжна Марфа Васильевна, мать Волха в сборнике Кирши Данилова, не выражает никакого удивления или ужаса: она явно хотела именно такого сына и вела себя согласно ритуалу, и сын, как можно понять из последующего текста былины, оправдал надежды коллектива. В южнославянской традиции связь девушки с божественным Змеем не считалась грехом, ибо от неё рождались великие юнаки (28).

Памятуя о сюжете русской сказке об Иване Медвежьем ушке, легко, однако, понять, что подобный брак был ритуально обусловлен, и считался, видимо, необходимым для коллектива, ибо рождавшийся в таких случаях герой получал силу и прочие положительные для того времени качества своего отца-зверя. Последнее явно считалось само собой разумеющимся, ибо в том обществе все верили в наследуемость качеств – как положительных, так, впрочем, и отрицательных.

Интересно, что в данном случае славянский эпос сохранил более древние черты, чем эпос коми. Как известно, брак Кудым-Оша с чудовищной мансийской княжной воспринимался самими носителями традиции как великая жертва с его стороны, ибо только это существо могло родить от него великого героя – Перу-богатыря, защитника народа. Мать последнего, по резонному мнению Л.С. Грибовой, в истоках образа, – священная лосиха с птичьими чертами, но и этого эпос коми уже не помнит (29). Что же касается славянских девушек, жён Змея, то ни о какой жертве с их стороны речи ещё нет. Здесь брак со священным животным – это ещё норма и, надо полагать, великая честь.

Всё вышесказанное не позволяет нам и принять трактовку И. Клейна, полагавшего, что в образах Волха, деспота Вука Огненного Змая сербского эпоса и Всеслава Полоцкого мы видим отражение апокалиптического образа антихриста. Близок к нему был, надо отметить, и Н.И. Костомаров (30). Однако, русский эпос явно относится к Волху положительно, его действия прославляются (31). В единственном записанном печорском тексте древнейшие черты героя как лидера-оборотня парадоксальным образом соединены с православным мировидением. После рождения сына мать Волха ходила она по всим церьквям, / Служила молебны почесныя, / В первых просила нынь у Господа для своего «чада милого» тулово Светогорово, силу Самсона Колыбановича, коня Ильи Муромца, сметку Алёши Поповича и др. В южнославянской (македонской) традиции также сохранилось и наиболее древнее положительное восприятие рождения змеевича, «сплавившееся» с новыми, православными воззрениями: родители последнего – набожные и благочестивые люди (32). Впрочем, нельзя считать вариант поведения Марфы Васильевны и македонских носителей традиции стадиально более ранним, чем предшествующие тексты. Страх перед змеевичем имел место уже в очень отдалённые времена, как и страх перед его отцом, но такая амбивалентность, чуждая для христианства, в язычестве обычна. Интересно, что в трагедии А. Муссато «Eccerinis» (XIII в.) столкнулись оба восприятия подобного «священного брака» с существом иного мира: Альберик приходит в ужас, узнав от матери о своём происхождении от чудовища ада (стадиально поздняя замена существа, подобного змею), а его брат Эццелин III, тиран Падуи, по мысли А.Н. Веселовского, напротив, «видимо, торжествует в сознании своей демонической силы» (33).

Рождение змеевича русского эпоса сопровождается соответствующими «знамениями»: синее море или земля колеблется, звери, птицы и рыбы бегут (34). В других русских фольклорных текстах подобные описания встречаются так часто, что их можно назвать «общим местом», означающим просто некие грядущие потрясения государственного или семейного (родового) масштаба. В частности, это поездка дружины Волха у М.С. Крюковой, воцарение Ивана Грозного в старшей исторической песне, а также его гнев, восстание Пугачёва, явление воина, например, племянника Ильи, а в беломорской былине – падение Соловья и т.п. Земля дрожит и от коня жениха в русском свадебном обряде. Противоречия здесь нет: представления о государстве в народном сознании явно возникали и развивались по образцу представлений о роде и племени, позднее – семье. В иных же случаях это «общее место» просто призвано показать силу героя, как в одном из сказочных текстов (35). Так же описывается и рождение Егория в духовном стихе. У М.С. Крюковой, кроме того, так говорится о езде Ильи с дочерью, езде иных богатырей, Батая, бой двух богатырей, смерть богатыря-великана и пр. (36). Предполагать же в данном случае только влияние былины о Волхе, к чему фактически склонялась Л.Н. Скрыбыкина, таким образом, возможно не всегда, хотя в случае с рождением Суровича Ивановича и Егория с этим тезисом, видимо, возможно согласиться. Нельзя говорить и о скандинавском влиянии на том основании, что рождение Вольги «описывается чрезвычайно сходно с рождением Хельги» в «Helgakvida Hundingsbana», к чему был близок Е.М. Мелетинский, или же выводить данное описание из бури, которая разыгрывается при рождении Александра в «Александрии», как полагали В.Ф. Миллер и М.Г. Халанский. Сходство здесь не настолько велико, чтобы говорить именно о влиянии. Так, при рождении Хельги клекотали орлы и воды низвергались с небесных гор: Ár var alda / þat er arar gvllo, / hnigo heilog votn / af himinfiollom…(37). Представление о знамениях, предвещавших рождение или гибель государей, было, к тому же, распространено и во Франции начала XII в. (трактат Гвиберта «Приметы святых») (38). Это едва ли не общее явление в архаических культурах, частный случай представлений о нерасторжимой связи человека (общества) с природой (39).

Примерами, иллюстрирующими данную мысль, пестрит восточнославянский фольклор. Так, царь Турец-сантал замышляет поход на Русь, по «поведению» природы неверно заключив, что защитник Руси Вольга мёртв: А на Руси трава растёт не по-старому, / Цветы цветут не по-прежнему, / А видно Вольги-то живого нет. По сути дела, то же мировосприятие можно увидеть и в следующем летописном тексте, где устрашающие «знамения» явно связываются с ордынским «числом» в 1259 г: «Бысть знамение в луне, яко ни знамения ни быть. Тои же зимы приеха Михаило Пинещиничь из Низу со лживымь посольствомь, река тако: «Аже не иметеся по число, то уже полкы на Низовьскои земли»; и яшася новгородци по число. Тои же зимы приехаша оканьнии Татарове сыроядци…» (40). Таким образом, сходство описаний рождения Александра, Хельги и Волха может иметь и типологический характер. Аналогичным образом описывается, в частности, и рождение героя-волшебника Алмамбета в «Манасе» (41).

Однако, не исключены и определённое единство происхождения подобных описаний, восходящее ко временам славяно-балто-германской или древнеевропейской общности, если не к праиндоевропейскому времени.

Однако, какое же положение Волх занимает в «своём» мире – в том мире, где его ждёт верховная власть, - в следующем посте.


"Чё ле делай, даром не живи!"

История словен и русов от древнейших времен до наших дней Подписывайтесь на наш журнал, узнавайте больше о нашем славном прошлом и настоящем

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    NATA-SHA Сегодня 11:52

    Почему в Крымскую войну Черноморский флот погиб от рук своих же моряков.

    Почему в Крымскую войну Черноморский флот погиб от рук своих же моряковРусский Черноморский флот считался отлично организованным боевым соединением. Он приобрёл такую славу в тот долгий период (1834-1851 гг.), когда им командовал адмирал М.П. Лазарев (первооткрыватель Антарктиды). Перед началом войны с Турцией, весной и летом 1853 года, в Петербурге обсуждался вопрос,...
    -->
    164

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть III.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    140
    MERjAMAA Вчера 22:45

    Финно-угорские фамилии округи Ростова Великого

    Продолжаем изучать в соц.сетях современных жителей округи Ростова Великого. Поселок городского типа Борисоглебский тут особенно интересен. Возник он вокруг Борисоглебского монастыря на Устье — мужской обители на древней дороге из Ростова в Углич. Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской мит...
    -->
    260

    Почему монголов именовали татарами? Кто такой царь? Сколько было монголо-татар? Лемурия. Историки врут, а источники?

    ПОЧЕМУ МОНГОЛОВ ИМЕНОВАЛИ ТАТАРАМИ? СокращенияАБ - Александр БушковЕТ - Евгений Темежников (автор)НФ - Носовский и Фоменко НФ: Само название «Монголия» (или Моголия, как пишут, например, Карамзин и многие другие авторы) происходит, вероятно, от русских слов «много», «могл» (старое причастие от глагола «мочь»). Отсюда же и греческое «мегалион», то есть «великий». В...
    -->
    418

    Научный и гражданский подвиг С В Жарниковой.

    Светлана Васильевна Жарникова - кандидат исторических наук, этнолог, искусствовед, действительный член Русского Географического Общества, член Международного Клуба Учёных, которая большую часть своей жизни посветила изучению Славяно-Арийской Традиционной Народной Культуры Русского Севера.Основной круг её научных интересов был таким: Арктическая Прародин...
    -->
    243
    Sage Вчера 18:29

    Легенды и были Рифейских гор.

    Многие археологические находки (к примеру, известные с прошлого века стилизованные изображения летательных аппаратов, скафандров и т. п.) позволяют предположить существование высокоразвитой цивилизации в древности. На наш взгляд, многочисленные «крылатые предметы» из моржового клыка, распространенные на Севере, являются вестью из тех далеких времен.Изве...
    -->
    276
    dentvideo Вчера 16:45

    Александр Пыжиков. И новая и старая хронология скрывают реальность

    Доктор исторических наук Александр Пыжиков рассказывает о тайнах Древней Руси и отвечает на вопросы зрителей. Что было главным в общине, почему реальное предствление о ней тщательно скрывается. Где искать утраченные корни русского народа. Почему мы живём в городском плену, без чего мы не сможем от него освободиться. https://www.youtube.com/watch?v=adVvqOdBDeU ...
    -->
    177

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть II.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    993

    Президент США Дональд Трамп достраивает мистическую Стену?

    Почему официальной науке и археологии ЗАПРЕЩЕНО даже упоминать о существовании гигантских оборонительных сооружений на территории континента Евразия? Эти стены и валы, крепости идут от Англии до Кореи! О них молчат в тряпочку все учебники и "учёные". Кроме китайцев, как всегда, присвоивших себе чужой труд и прошлое? За стеной обязаны были жить АДАМИТЫ и прес...
    -->
    355
    Gena Weret 20 февраля 23:36

    Презентация новой легенды подслушанной на родине Чингисхана!

    Легенда о Мастере, который делал «говорящие стрелы» После того, как Чингисхан перестал казнить Знахарей и решил увековечить своё имя и свой народ в веках и совершить большой военный поход на Запад, он задумался над тем, что может защитить его войско от оружия, и тем, какое оружие может сделать его конников непобедимыми. Чтобы вырастить воина требуется двадцать лет, а ...
    -->
    311
    Gena Weret 20 февраля 23:32

    Кратко о том, почему неприступный Киев пал на 2-й! день монгольского штурма? Немного о поисках Грааля в Крыму фашистами и не только об этом..

    Вопрос. Почему непобедимая, хорошо вооруженная многочисленная Русь практически без сопротивления покорилась монголо-татарам? Например, падение столицы – Киева. Город, который по признанию всех специалистов-историков считался практически неприступной крепостью в Европе. И он пал уже на второй! Второй день монгольского штурма! Это кажется невероятным! И эти факты застав...
    -->
    373

    Готика Руси или полуземлянки крытые соломой?

    Готика Руси или полуземлянки крытые соломой? ВидеоОчередной наш общий шедевр, который мы дружно собрали по крупицам. Впечатляли только фотографии, что мы вместе собирали - уже душа заряжалась какой-то эстетикой... а вот при монтаже, когда находил ролики уже в видео в формате, с моей то впечатлительностью на настоящую красоту и искусство, а не современн...
    -->
    1226
    MERjAMAA 20 февраля 23:00

    Шемякины войны. Меря в контексте политической истории Московии 15 века.

    Дмитрий Юрьевич Шемяка - незаурядный политический деятель верхневолжской Руси - Мерянии 1-й половины - середины 15 века. В нём сошлись все противоречия и вся доблесть той эпохи. Представитель московского великокняжеского дома, владетель Галич-Мерьской земли, он встал на борьбу с узурпацией верховной власти одной единственной княжеской семьёй. Он также прославился свое...
    -->
    282
    Denis 20 февраля 16:27

    Старая вера в азбучных истинах 2 (календарная реконструкция)

    В прошлых статьях мной открыт метод восстановления гуманитарных ведических знаний на основе календарной композиции. Независимо от местного культурного фона древнеримский календарь имел такой же статус как сейчас имеет Григорианский календарь, а до того Юлианский календарь. Календарные понятия служат основой временных соотношений, лежат за пределами критического о...
    -->
    109
    NATA-SHA НАША ЖИЗНЬ
    20 февраля 12:51

    Афганистан помнит, что для него сделал СССР.

    Об одном из неизвестных эпизодов афганской войны военкор ВГТРК Александр Сладков снял фильм "Королёвский батальон. Неизвестный подвиг".Если бы не Александр Ружин, эта история утонула бы в печальной статистике войны в Афганистане. Познакомились мы в Одессе много лет назад. Но случились на Украине Майдан, трагические события в Одессе, где националисты убивали людей, и Р...
    -->
    371
    NATA-SHA 20 февраля 12:04

    Тайны и история заброшенного коллайдера в Подмосковье.

    На границе Московской и Калужской областей под городом Протвино спрятано огромное сокровище, стоимость которого, по самым скромным подсчетам, несколько десятков миллиардов рублей. Использовать эти богатства сегодня вряд ли получится — ценность они имеют лишь для истории науки. Речь об ускорительно-накопительном комплексе (УНК), который должен был стать основой первого...
    -->
    393

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть I.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, начи...
    -->
    1459
    Ин-Ко 20 февраля 05:14

    Вторая половинка – миф или реальность? Человек сотворён дважды

    В наше время стало очень распространённым мнение, что нужно обязательно найти свою вторую половинку, чтобы стать по-настоящему счастливым. На протяжении многих лет мы перебираем людей, ищем того или ту единственную, предназначенную нам Богом. А почему? Потому что каждый из нас хочет быть счастливым, быть безраздельно понятым и по достоинству оценённым. Возможно ли это...
    -->
    630
    Denis 19 февраля 20:25

    Лалибела ላሊበላ в Эфиопии - первый в мире православный "Новый Иерусалим"

    Лалибела в Эфиопии древнейший православный "Новый Иерусалим" в мире. Он расположен в верховьях Голубого Нила. Места в буквальном смысле сказочные: 150км от прославленной Дж.Р.Р. Толкиным крепости Гондэр (Гондор), и 300 км от прославленного им же лавового озера Эртале-гомора (Мордор). Однако речь пойдёт не про сказки, а про быль.  ኤርታሌ እሳተ ገሞራ — Эрта...
    -->
    303
    NATA-SHA 19 февраля 13:42

    Самая крупная утечка информации в СССР.

    Об этом подполковнике КГБ не говорили в приличных кругах. С него не брали пример. А дело в том, что из множества советских предателей Владимир Ветров едва ли не больше всех опорочил честь мундира. Отречение от Родины? Обида? Нет, всего лишь жажда наживы и побрякушки для любовницы.Владимир Ветров родился в Москве, в 1932 году. Отец воевал на Волховском фронте, мать всю...
    -->
    631

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. XII

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы заканчиваем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе.И здесь с неожиданной стороны нам открывается князь Святослав Игоревич, «Ольжинъ сынъ»…Но – обо всём по порядку...О том, что эти данные возможно толковать именно так, показывает и Никоновская летопись. Судя по данному источнику, наря...
    -->
    948

    Частотный анализ текста по методу Носовского-Фоменко

    Как нам всем давно известно, никакого царя Иоанна Грозного не существовало. Вместо него было четыре разных исторических персонажа. Не верите? Какое поразительное средневековое невежество! Новейшие исследования выдающихся докторов исторических наук Г.В. Фоменко и А.Т. Носовского показывают, что человечество много поколений на уроках в школе изучает полную чушь.И э...
    -->
    9228
    Ин-Ко 19 февраля 01:24

    Сатана

    Продолжение статьи АнтихристВеличайшая хитрость дьявола в том, что он заставил поверить людей в то, что его не существует! - пишет Шарль Бодлер о закладе дьяволу своей души и получения от него компенсации в виде земных богатств (Великодушный игрок). Эту же фразу повторяет герой Кевина Спейси в фильме «Подозрительные лица», правда, с чуть иным смыслом, намекая о всемог...
    -->
    797

    Возвращение Чемодана (3). Библиотека и архив Ломоносова.

    В советское время наследием Ломоносова занимались специалисты разного профиля. Отдельную книгу о судьбе ломоносовского архива и библиотеки издали в соавторстве Е.С. Кулябко (1900-1991, кандидат исторических наук, архивист, научный сотрудник Архива Академии Наук) и Е.Б.Бешенковский - оба известные также как авторы других исследований по истории и культуре России 18 век...
    -->
    916
    Grrrrrx 18 февраля 23:08

    "Смена полюсов" - уточнение дат , история - 1 .

    Напишу немного про доказательства и почему я считаю историю по своему .Постараюсь быть кратким , ну как получится .Собственно история неизвестна , но думаю что кое что можно логически восстановить по крошкам , по мотивам , по тому что посчитали не важным и не затерли , по тому что было на столько важным что затереть было нельзя , по слухам ) .Напомню , я поддерживаю в...
    -->
    909

    Возвращение Чемодана (2) Как Фоменко с Носовским доказывали поддельность "Истории..."

    С вопросом о подлинности опубликованной "Истории..." Ломоносова - "ЛОМОНОСОВ ИЛИ МИЛЛЕР"? - обращаются к читателям два уже хорошо известных нам математика и делятся своим новаторским методом установления авторства.Чтобы заранее не настраивать читателей "за" или "против" данного изобретения, я предлагаю прежде всего ознакомиться с соответствующим отрывком из оригинала....
    -->
    1069
    NATA-SHA 18 февраля 19:52

    СВЕРХЧЕЛОВЕК: ТАЙНЫ ВЫДАЮЩИХСЯ СИЛАЧЕЙ.

    Обычный человек уверен, что у супергероев и звезд должен быть дар божий или, на худой конец, какой-то секрет. «Вокруг света» раскрывает тайны выдающихся людей.Иван ПоддубныйВесь род запорожских казаков Поддубных славился богатырской силой. Иван Максимович Поддубный (1871–1949), шестикратный чемпион по французской борьбе, карьеру начал благодаря поражению: вызвался на ...
    -->
    560

    мУченые ложно увеличили вес обелиска Муссолини в 3.5 раза, чтобы "догнать" Александровскую колонну

    Чтобы доказать, что древние могли перетаскивать грузы от нескольких сот тонн до примерно двух тысяч (как найденный мегалит в 2014 году при раскопках в Баальбеке), официальноверсники приводят в пример единственный реально доказанный случай перетаскивания в 1928 году обелиска Муссолини. Его тащили несколько десятков пар быков, и это задокументировано фото и кинохроникой...
    -->
    509
    NATA-SHA 18 февраля 18:16

    ТОП-7 фактов про институт Склифосовского.

    96 лет назад был открыт институт травматологии и неотложной помощи им. Н. В. Склифосовского. Институт, в который поступают без экзаменов, главное медицинское учреждение страны.Как Лапоть сердца соединилВ институте Склифосовского не только спасают человеческие жизни, но и, выражаясь метафорически, соединяют сердца. Именно «Склиф» сблизил Юрия Никулина с его будущей...
    -->
    470

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. XI

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы заканчиваем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе.И здесь с неожиданной стороны нам открывается князь Святослав Игоревич, «Ольжинъ сынъ»…Но – обо всём по порядку.Отметим особо, что верность клятве и слову всячески превозносится и в «Махабхарате», что имеет и параллели в классической д...
    -->
    1029
    Гервасий Выливаха 18 февраля 11:38

    Черное море – могила наших предков.

    Обычно ученые, объясняя наличие огромной массы сероводорода в Черном море (ЧМ) объясняют это уникальностью этого водоема. Приводятся следующие аргументы:Черное море – закрытый бассейн, оно соединено с мировым океаном узкими проливами.Крупные реки сбрасывают в ЧМ большое количество органики.ЧМ имеет большую глубину и резкий перепад от континентального...
    -->
    6257
    NATA-SHA 17 февраля 15:12

    Главные отличия русских от других славян.

    Различия между всеми славянскими народами, безусловно, есть, иначе они бы не отделялись друг от друга как народы. Но есть ли какие-то отличительные черты, присущие только русским и отсутствующие у других славян? Попробуем разобраться.Государственная традицияДва отличия бросаются в глаза сразу. Первое – русские численно превосходят все прочие народы славянского племени...
    -->
    661

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. X

    Итак, дорогие читатели, мы продолжаем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе…Не будем пока делать соответствующих выводов относительно причины изображённых выше парадоксов, и обратимся к языческой эпохе. Как воспринималась клятва за несколько веков после вышерассмотренных событий? В науке известно мнение, согласно которому в сл...
    -->
    517
    Гервасий Выливаха 17 февраля 03:59

    Загадки соборов Древней Руси.

    Постараюсь раскрыть вам все секреты резьбы на камне в Дмитриевском соборе во Владимире, самом древнем из сохранившихся "домонгольских" строений Руси. Исследуем внутренние стены храма оголённые от штукатурки, где видны все переделки и перестройки. Узнаем историю этого собора и поглядим на неё немного под другим углом, не так как показывают нам экскурс...
    -->
    609

    Почему не признают Велесову книгу ©

    Научные круги не признают Велесову книгу подлинником. И никогда не признают. Тому есть причины, как объективные, так и субъективные. Попробуем разобраться, почему происходит такое.1. В тяжелые времена Роды всегда сплачивались и совместно давали отпор врагу. И только благодаря совместным усилиям Русь отвоевала земли на Днепре и возвысилась над другими народами. И остае...
    -->
    3136

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IX

    Здравствуйте, дорогие читатели!Едва ли возможно сколько-нибудь глубоко понять язычество, причём не только восточнославянское, если не учитывать, что это культура дара и отдарка. Так, обмен дарами в Германском Мире имел магическое значение и «представлял собой один из способов установления или поддержания социальных связей – наряду с браками, оказанием взаимных услуг, ...
    -->
    1447
    Николай Ганчук 16 февраля 00:05

    Про норманизм

    Дорогие друзья, товарищи, камрады! Вам предлагается побывать на исторической кухне, то есть лучше узнать что из себя представляет такое историческое течение, как норманизми, ну и узнать аргументы против другого исторического течения - антинорманизма!  Вопросы, кто прав, норманисты или антинорманисты прошу мне не задавать, ибо не счи...
    -->
    687
    Sage 15 февраля 21:02

    Древнеегипетская карта Руси. Крым всегда был Наш !

    Немецкие историки доктор Кайзер и профессор Weissrussland обнаружили загадочный артефакт-карту России, изготовленную древнеегипетскими жрецами. Возраст находки — несколько тысяч лет. Контуры страны, с поправкой на возраст артефакта, вполне узнаваемы. Что особенно интересно, так это присутствие на карте Крыма, входящего в состав Прото- Росс...
    -->
    1153

    Кого убил инок Пересвет?

    Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь.С 1984 г...
    -->
    965

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VIII

    Здравствуйте, дорогие читатели!Попытаемся теперь рассмотреть следующий вопрос: как традиция относилась к нарушению самой традиции?..Например, нарочитое нарушение ритуала легко «читалось» носителями традиции, о чём у нас есть положительные свидетельства аутентичных источников. В страшные, смутные времена, последовавшие после бегства Романовичей в Польшу перед лицом тат...
    -->
    964
    Denis 13 февраля 12:47

    Буквица не Азбука.

    Бытует распространённое заблуждение что Азбука есть упрощённая древняя Буквица, а та, в свою очередь, сокращение от "Всеясветной Грамоты" Шубина-Абрамова. Откуда появилось 47 русских знаков для перевода 22-30 греческих букв по официальной версии возникновения Буквицы так же загадка. Конец инсинуациям можно и нужно положить, раскрыв природу возникновения этих азбук.&nb...
    -->
    985
    Sage 13 февраля 16:50

    Славянское Царство Небесное.

    Образ смертиДревние славяне представляли себе смерть образно. Образы были разные: то страшилище, в котором сочетались человеческие и звериные черты, то человеческий скелет… Часто представляли её в виде птицы — либо чёрного ворона, либо сизого голубя. На севере смерть изображали в виде совы, садившейся на крышу дома. Воронье карканье или уханье совы счит...
    -->
    1091

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VII

    Здравствуйте, дорогие читатели!Итак, имелись ли в славянской религии тенденции, ведущие к единобожию?..Дело в том, что в литературе существует предположение, согласно которому монотеистические воззрения, своего рода «проблеск религии Откровения», имели место у восточных славян (1). Н.А. Ганина, как мы писали выше, считала Святовита и Дикого Охотника ареальными реализа...
    -->
    1175

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VI

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы продолжаем рассматривать особенности архаического мышления как особого феномена в истории человечества.Синкретизм мышления в те времена виден и в следующих примерах. Колода в фольклоре может превратиться в двенадцать молодцев, а рябина без верху, в русской свадебной образности – это мать без дочери (1). Женщина в восточнослав...
    -->
    1433
    Sage 11 февраля 18:28

    Монгольский крестовый поход. "Христианский джихад"

    Начало здесь  Монгольские крестоносцы? Азиатский крестовый походПодготовка военной экспедиции была проведена исключительно тщательно. Чтобы сохранить нетронутыми пастбища, кочевое население согнали с маршрута армии, через реки навели понтонные мосты, заготовили провиант и вызвали из Китая тысячу специалистов по метательным машинам. Была произведена ...
    -->
    1642

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. V

    Здравствуйте, дорогие друзья, мы выполняем своё обещание и постараемся сегодня рассмотреть особенности мышления человека времён архаики.Специально оговоримся: мы полагаем, что подобное в принципе возможно. Источники есть. Остальное за нашим – уже нашим! – мышлением.Итак, подумаем вместе…Мышление того времени следует определить как нерасчленённое, синкретичное, следств...
    -->
    1183

    Монгольская империя. Что известно всем?! Известны ли истории государства кочевников? Куда делось награбленное золото? Кто такой Олекса Неврюй? Кто и как сражался на Неве?

    МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ Клянусь Аллахом! Я не сомневаюсь, что кто уцелеет после нас, по прошествии этой эпохи, и увидит описание этого события, тот станет отрицать его и сочтёт его за небылицу, и правда на его стороне. Но, принимая это за небылицу, пусть он сообразит, что это написали мы и все современные нам составители летописей, в то время, когда всякий, кто знал это...
    -->
    1026

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IV

    Здравствуйте, дорогие друзья, мы продолжаем разбираться в особенностях того миросозерцания, которое условно называют «языческим» или «двоеверным».Итак, продолжим…При крещении зырян Православная Церковь пошла на компромисс, допустив такое уникальное явление, как пермская деревянная скульптура, генетически связанная с дохристианскими временами (1). На р. Лепше, также в ...
    -->
    1581

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. III

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать язычество как культурный феномен. Обратимся теперь к позднему материалу: потрясающее свидетельство сохранил «Псковский Кроник» 1689 г.: «И помощию Садца бога и Волна той великий князь Гостомысл в Великом Новеграде в народе всякое управление управляше крепце» (1). Мы сознаём, конечно, что перед нами, мяг...
    -->
    1297
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика