• РЕГИСТРАЦИЯ
Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Воины-оборотни. Ч. III

2 2393

Здравствуйте, дорогие друзья, ещё раз поздравляю вас с Новым Годом!

И - продолжим наш анализ далее. В путь!..

Как известно, сам Змей славянского фольклора неразрывно связан с горами, пещерами, камнем, у восточных славян он, судя по матерству (а не отчеству!), – сын горы, Горыныч. Но и княгиня, прыгающая на Змея с камени, таким образом, также связана с миром обожествлённых гор – наследием гористой прародины индоевропейцев в нынешних Анатолии и Курдистане (1). Связь эта, по всей видимости, заключается в том, что данный ритуал «священного брака», получивший, как мы видим, отражение в эпическом тексте, записанном где-то на Урале во второй трети или середине XVIII в. (2), возник именно в праиндоевропейские времена в указанном гористом регионе и «подпитывался» контактами с Кавказом. Что же касается собственно восточнославянской среды, то такое явление, как сохранение матриархальных представлений, позволяет датировать «исторический субстрат» данного эпического произведения временем до XI в., когда у них были сильны элементы отношений общества материнского рода, ещё не ставшие, подчеркнём, пережитками. Добавим попутно, что в одной из старин М.С. Крюковой одежду и оружие вместе с благословением перед своими подвигами Волх просит именно у матери (3), а не у божественного отца, как то мы видим в стадиально более поздней поэме об Ортните, в которой главный герой получает оружие из горы от своего отца, карлика Альбериха, некогда овладевшего его матерью силой (4). Типологически, а может быть и генетически, если иметь в виду аланскую составляющую нартовского эпоса, с данным эпизодом сходны те абхазские нартовские тексты, где мать Сасрыквы даёт ему уздечку и благословляет его чудесного коня Бзоу (5). Нет сомнений, что подобные воззрения имели под собой определённую реальную обрядовую основу.

Возвращаясь к описанию волшебного рождения реального князя Всеслава Брячиславича, необходимо отметить ещё один аспект проблемы: везде мы видим только мать юного княжича, но не его отца. Она рождает сына «от волхвования», ей и дают совет волхвы. Не будем торопиться объяснять данное явление различиями в миросозерцании полоцкого князя Брячислава Изяславича и его жены как христианина и язычницы. Судя по всему, проведением магических ритуалов при появлении на свет ребёнка, родившегося волшебным образом, занималась мать, а не отец. Перед нами – очень древняя, едва ли не общеславянская черта, но черта ещё «живая», влияющая на реальную политическую ситуацию в Полоцкой земле. Дело в том, что данные «Повести временных лет» (ПВЛ) о положении дел в этой земле находят соответствие в народной культуре Македонии уже в Новое время. Изначально именно княгиня, родившая змеевича, публично провозглашала его право на верховную власть и высшее жреческое достоинство, что не отделялось друг от друга. Мать такого ребёнка должна была ночью нагой выйти на крышу и крикнуть: «Чуjте народе, ми се роди царче на земjава!» (6). Интересен своеобразный «универсализм», отражённый в данном материнском заклятии: более одного «царя» на земле, видимо, быть не могло. Это объясняет нам и необходимость, в глазах славян-язычников, убийства старого правителя его преемником. Интересно, что в восточнославянской традиции такой институт, как мужской союз, во многом встраивается в древние матриархальные представления, а не борется с ними, на что указывал С.П. Толстов, как это обычно бывало в других обществах, в частности, у картвелов, где в «Амираниани» сохранился глухой отзвук вражды «собаки св. Георгия» (волка), как животного мужского персонажа, с богиней Дали, матерью Амирани (7).

Возвращаясь к «мозаичности» информации интересующих нас источников, можно, в частности, отметить, что былина «Волх Всеславьевич» и «Слово о полку Игореве», текст которого, касающийся Всеслава Брячиславича, также явно восходил к фольклору (8), добавим – фольклору языческому и «двоеверному», не сохранили эпизода с «язено», отражённого в ПВЛ. Последнее явление заслуживает того, чтобы остановиться на нём подробнее. В литературе существует несколько точек зрения на значение этого слова. В.Н. Татищев, как известно, полагал, что перед нами – «сорочка», в которой изредка рождаются дети, и связывал это слово с «яйно» («яйцо»). Ещё в его время «рубашку» носили при себе, полагая, что она сделает счастливой. Перед нами, таким образом, не некая волшебная повязка, закрывающая рану на голове, как полагали Н.М. Карамзин и В.О. Ключевский, или просто плёнка на голове, о чём писал М.Н. Тихомиров. Объяснение же «язьно» скорее как некоей «раны», как известно, даёт и «Летописец Русских Царей», но перед нами здесь, по всей видимости, всего лишь позднейшее переосмысление, что и отмечал В.Н. Татищев. «Рубашка» – знак выдающихся сверхъестественных способностей потестарного и раннеполитического лидера (9).

«Язено» здесь явно связано с наузами, что отражает магическое значение узлов в древних индоевропейцев, о чём с ужасом пишет и Церковный устав Ярослава в списке «Летописца Переяславля Суздальского» (ЛПС): «Аще жена зелеиница, чародеица, наоузница, влъхва, а моужъ доличиться, ее казнить, а святителю 6 гривенъ». Берестяная грамота № 715 XIII в. с текстом заговора также использовалась, видимо, как науз (10). Как ´плёнку´, ´кожицу´ понимал язвьно и И.И. Срезневский. Он же, однако, давал и другое значение данного слова – ´кожа (животного)´, что имеет подтверждение в памятниках русской средневековой литературы. Обращение же к происхождению данного слова показывает, что изначально под «язьном» подразумевалась именно козья шкура. Это слово родственно литовскому ožys – ´козёл´, ožinis – ´козлиный´, древнеиндийским ajáh – ´козёл´, ajinam – ´шкура´. Но почему «рубашка» как знак будущих сверхъестественных способностей и власти в восточнославянской среде была отождествлена именно с козлиной шкурой? Это может быть объяснено огромной культовой ролью козла у славян, балтов, германцев и ариев, в частности, как ездового животного богов грозы скандинавов и балтов – Тора, Перкунаса, а также Пушана, что имеет параллели и в славянской культуре. Перед нами – реликт древнейших представлений, выводимых не из реальных особенностей хозяйства славянских, балтских и германских народов во второй половине I тыс. н.э., а отражающих былую значимость козла на древнейшем этапе истории индоевропейцев (11). Культ козла имел место и у древних греков, что было известно и на Руси (12).

Что же касается славян, особенно восточных, то здесь культовая роль козла в народных представлениях была велика. В частности, в новогодних обрядах и обрядовом фольклоре он порождал вселенское изобилие, а затем был обречён быть ритуально убитым неким Дедом из лука (13) (верховный жрец общины, старейшина, а может быть, и предок, явившийся к потомкам в Новый Год), а иногда после этого – восстать из мёртвых (14). В колядках козёл являлся устроителем брака сына хозяина (15). Немалое значение образа этого животного у восточных славян постоянно «подпитывалась» многообразными связями с аланами. У последних же огромная роль козла в культуре сохранялась очень долго. «В культе грозового божества Wacilla, – писал, в частности, об этом В.И. Абаев, – настолько большую роль играет козёл, что возникает мысль, не является ли тотемистический культ козла древнейшей формой этого культа» (16). Видимо, восточнославянский Перун – змеевич-змееборец в козьей шкуре. Некогда он воспринимался если и не как существо с перемежающимся обликом – то человеческим, то козлиным, что, как мы видели, было обычно для тотемов, то был, тем не менее, как-то связан с волшебным могуществом козла как священного животного. Учитывая, что леший – своего рода «пра-Велес», а Велес – отец Перуна, легко понять, почему в русской традиции леший иногда показывался в виде козлёнка (17).

Череп козла у русских был оберегом, в том числе и против домового. Порой в этом отношении семантика образа козла сливалась с семантикой образа лося (18), что легко объяснимо влиянием финно-угорского субстрата и изменением среды обитания восточных славян. Согласно весьма вероятному предположению В.Я. Проппа, изначально в первую ночь женщина считалась оплодотворяемой неким священным существом, на ранней стадии развития общества – тотемом. В русских же свадебных песнях, если снять эвфемизм текста, соперником жениха, который «ест капустку», «заламывает листочки» и «закусывает стебелёчки» (сад-огород как фольклорный символ невесты и брака), выступает именно козёл (19), что в свете вышерассмотренных фактов едва ли случайно. Отметим и ещё одно обстоятельство. Змеевич рождается уже одетый в козлиную шкуру. Облачение же в шкуру к ритуале считалось сменой сущности, превращением в то существо, шкуру которого надел. Таким образом, то, что у северных германцев было переосмыслено как животное громовника, изначально, похоже, являлось зооморфным вариантом последнего.

Об этом глухо намекают, как мы видели, и данные аланской культуры. Интересно, что в тех архангельских былинах о Козарине, где отправление после рождения к бабушке-задворенке ещё имеет черты древнейшего слоя данного сюжета – отправления к носительнице традиции для обряда посвящения, специально подчёркивается, что она поит его козлиным молоком, т.е. молоком священного животного. Тот же круг представлений иллюстрирует и одна из русских сказок о солдате, вступившем в связь с царевной, который проник к ней в виде золотого козла. Этого козла из золота герою отливает старик из воздушного замка, периодически прилетающего на лысую гору. Солдат же делает всё это по совету другого волшебного старика, обитающего, наоборот, под землёй, в пещере. Итак, перед нами – козёл из золота, изготовленный неким сакральным персонажем Верхнего Мира, в истоках образа – жрецом. Взятая сама по себе, сказка малопонятна, но на фоне описанных выше связей образов козла и громовержца она отсылает к ритуалу и мифу священного брака дочери правителя и сакрального животного, причём жрец в данном обряде находится внутри изображения этого животного. Золото же, на что справедливо указывал Д.А. Мачинский, являлось одним из атрибутов Перуна, хотя, разумеется, и не его одного. Так же был рождён и Минотавр, с тем лишь различием, что, согласно Аполлодору, внутри изображения священного животного (коровы) находилась сама дочь правителя (царевна-жрица). Таким образом, русская сказка удивительным образом перекликается с данными классической мифологии. Что же касается самого козла, то старик русской сказки, покровитель героя, в конце концов уводит его в свою пещеру (20), чем подчёркивается его связь не только с Верхним, но и с Нижним Миром. Впрочем, это не может свидетельствовать против предложенного нами объяснения, учитывая хтонические связи самого индоевропейского бога грозы. Вяч.Вс. Иванов, В.Н. Топоров и Б.В. Сапунов сближали восточнославянское «язено» не только с «козьей шкурой», но и с «волчьей шерстью» у южных славян. Об этом сообщает нам эпос южнославянский, описывая рождение Вука: А на главе прамен косе вучjе. К тому же кругу представления явно восходит и словенское volčja dlaka (21).

Однако, нечто подобное «язену» как «младенческой рубашке» было, как нам представляется, известно и южным славянам. К примеру, в болгарской песне, о которой писал А.Н. Веселовский, описан великий юнак, юнак над юнаками, с помощью святых (!) садящийся на трон царя Константина. На его голове – золотая айманлия, «произошедшая», видимо, как раз из «рубашки». Под руками же чудесного ребёнка – золотые крылья, что следует характеризовать как обычную черту змеевичей южнославянского эпоса (22). Хотя восточнославянский эпос не сохранил такую «отметину» чудесного героя, как волчья шерсть на голове или теле, Волх, как известно, наделён даром превращаться в волка (23), так что сходства и здесь в конечном итоге больше, чем различий. Всему вышесказанному едва ли серьёзно противоречит точка зрения М.Г. Халанского о том, что под «язеном» могло пониматься и родимое пятно, напоминающее немецкий helm или haube и польский czepek (w czepku się rodzil) (24).

Козлиные и волчьи шкуры – это шкуры священных животных, отождествлённые архаическим сознанием славян-язычников с «младенческой сорочкой» и родимыми пятнами. В первой главе мы отмечали и те примеры, когда «в пузыре» душу человека из тотемического вместилища душ приносит то или иное священное животное. «Язено», по нашему мнению, можно воспринимать и как этот «пузырь», принесённый, таким образом, из иного мира. «Отмеченность» (в буквальном смысле) некоторых детей от рождения воспринималось как свидетельство их происхождения от обожествлённых животных. Наличие восточно- и южнославянских примеров дополняется, как видим, примерами западнославянскими. Таким образом, изучаемые представления имеют общеславянский, если не ещё более широкий характер. Следовательно, не будет большой неосторожностью сделать вывод о том, что перед нами – явления, восходящие к праславянскому времени, т.е. ранее VI в. Другую хронологическую границу (XI в. – дают сведения о Всеславе Полоцком. Отношение к таким чудесным детям, каким представлен в былинах Волх, разумеется, было амбивалентным. Они могли вызывать и ужас. Так, в русской сказке невинная кухарка, забеременевшая от съеденной рыбы, решила, что её сын – дух. «Зачем он живой родился, лучше бы умер, – решает мать. – Надо его задавить». В результате сыновья героини были вынуждены бежать от матери. У М.С. Крюковой мать Волха реагирует примерно так же, хотя и не стремится убить сына, а просто до трёх лет передаёт его мамушкам и нянюшкам. Когда сын в три часа заговорил с матерью, прося её не пеленать его, а дать саблю и копьё, она сказала: На веку да я да не слыхала же, /Што малоё дитя так говорило то! / Ето како будёт да чудовишшо-то, / Чародей ли будёт да окоянной-от, / Погублять народ будет он, пожирать его? Подобное есть, насколько нам известно, только в данном варианте. Чуть ниже в той же былине отмечено, что мать дважды не пускает Волха на силу неверную. Интересно, что она вовсе не боится за сына. Героиня опасается, что он перебьёт много силы по-напрасному, ослезит множество отцов-матерей, оставит многих вдовами и сиротами. Созданный этой сказительницей огромный текст былины порой упрекается исследователями, например, С.В. Алексеевым, как вторичная компиляция или же плод личного творчества (25). Но «удельный вес» новаций в её былинах явно преувеличен. В данном случае аналогичный текст, в частности, мы видим не только в русской сказке, но и в словацкой эпике: Tá vajdova žena porodila dieťa, / má hvalu stratatú ako dve rešetá, / má nuožky maličké a veliký bachor, / lebo bude striga, lebo bude znachor. Таким образом, страшный ребёнок вдовы самим своим обликом подсказывал, что в будущем станет либо великим чародеем, либо ужасающей «стригой» (26).

Данные тексты вновь показывают обычную для сознания языческих и двоеверных обществ амбивалентность существ иного мира, благодетельных, заботливых для общины, но и чудовищных, опасных одновременно. Так же, по сути, относились и к любым людям, вступившим в контакт с представителями иного мира. Сжинающий последние колосья (т.е. обрезающий «пуповину нивы») у восточных славян в одних случаях подвергался насмешкам, унизительному или оскорбительному отношению, а в других вызывал всеобщее уважение. Как типологическую параллель можно указать и статус кузнецов. В большинстве случаев он достаточно высок, но в некоторых обществах представители той же профессии находились на положении неприкасаемых (27). К аналогичным существам у восточных славян относятся и змеевичи. Отмети, однако, и следующее обстоятельство. Княжна Марфа Васильевна, мать Волха в сборнике Кирши Данилова, не выражает никакого удивления или ужаса: она явно хотела именно такого сына и вела себя согласно ритуалу, и сын, как можно понять из последующего текста былины, оправдал надежды коллектива. В южнославянской традиции связь девушки с божественным Змеем не считалась грехом, ибо от неё рождались великие юнаки (28).

Памятуя о сюжете русской сказке об Иване Медвежьем ушке, легко, однако, понять, что подобный брак был ритуально обусловлен, и считался, видимо, необходимым для коллектива, ибо рождавшийся в таких случаях герой получал силу и прочие положительные для того времени качества своего отца-зверя. Последнее явно считалось само собой разумеющимся, ибо в том обществе все верили в наследуемость качеств – как положительных, так, впрочем, и отрицательных.

Интересно, что в данном случае славянский эпос сохранил более древние черты, чем эпос коми. Как известно, брак Кудым-Оша с чудовищной мансийской княжной воспринимался самими носителями традиции как великая жертва с его стороны, ибо только это существо могло родить от него великого героя – Перу-богатыря, защитника народа. Мать последнего, по резонному мнению Л.С. Грибовой, в истоках образа, – священная лосиха с птичьими чертами, но и этого эпос коми уже не помнит (29). Что же касается славянских девушек, жён Змея, то ни о какой жертве с их стороны речи ещё нет. Здесь брак со священным животным – это ещё норма и, надо полагать, великая честь.

Всё вышесказанное не позволяет нам и принять трактовку И. Клейна, полагавшего, что в образах Волха, деспота Вука Огненного Змая сербского эпоса и Всеслава Полоцкого мы видим отражение апокалиптического образа антихриста. Близок к нему был, надо отметить, и Н.И. Костомаров (30). Однако, русский эпос явно относится к Волху положительно, его действия прославляются (31). В единственном записанном печорском тексте древнейшие черты героя как лидера-оборотня парадоксальным образом соединены с православным мировидением. После рождения сына мать Волха ходила она по всим церьквям, / Служила молебны почесныя, / В первых просила нынь у Господа для своего «чада милого» тулово Светогорово, силу Самсона Колыбановича, коня Ильи Муромца, сметку Алёши Поповича и др. В южнославянской (македонской) традиции также сохранилось и наиболее древнее положительное восприятие рождения змеевича, «сплавившееся» с новыми, православными воззрениями: родители последнего – набожные и благочестивые люди (32). Впрочем, нельзя считать вариант поведения Марфы Васильевны и македонских носителей традиции стадиально более ранним, чем предшествующие тексты. Страх перед змеевичем имел место уже в очень отдалённые времена, как и страх перед его отцом, но такая амбивалентность, чуждая для христианства, в язычестве обычна. Интересно, что в трагедии А. Муссато «Eccerinis» (XIII в.) столкнулись оба восприятия подобного «священного брака» с существом иного мира: Альберик приходит в ужас, узнав от матери о своём происхождении от чудовища ада (стадиально поздняя замена существа, подобного змею), а его брат Эццелин III, тиран Падуи, по мысли А.Н. Веселовского, напротив, «видимо, торжествует в сознании своей демонической силы» (33).

Рождение змеевича русского эпоса сопровождается соответствующими «знамениями»: синее море или земля колеблется, звери, птицы и рыбы бегут (34). В других русских фольклорных текстах подобные описания встречаются так часто, что их можно назвать «общим местом», означающим просто некие грядущие потрясения государственного или семейного (родового) масштаба. В частности, это поездка дружины Волха у М.С. Крюковой, воцарение Ивана Грозного в старшей исторической песне, а также его гнев, восстание Пугачёва, явление воина, например, племянника Ильи, а в беломорской былине – падение Соловья и т.п. Земля дрожит и от коня жениха в русском свадебном обряде. Противоречия здесь нет: представления о государстве в народном сознании явно возникали и развивались по образцу представлений о роде и племени, позднее – семье. В иных же случаях это «общее место» просто призвано показать силу героя, как в одном из сказочных текстов (35). Так же описывается и рождение Егория в духовном стихе. У М.С. Крюковой, кроме того, так говорится о езде Ильи с дочерью, езде иных богатырей, Батая, бой двух богатырей, смерть богатыря-великана и пр. (36). Предполагать же в данном случае только влияние былины о Волхе, к чему фактически склонялась Л.Н. Скрыбыкина, таким образом, возможно не всегда, хотя в случае с рождением Суровича Ивановича и Егория с этим тезисом, видимо, возможно согласиться. Нельзя говорить и о скандинавском влиянии на том основании, что рождение Вольги «описывается чрезвычайно сходно с рождением Хельги» в «Helgakvida Hundingsbana», к чему был близок Е.М. Мелетинский, или же выводить данное описание из бури, которая разыгрывается при рождении Александра в «Александрии», как полагали В.Ф. Миллер и М.Г. Халанский. Сходство здесь не настолько велико, чтобы говорить именно о влиянии. Так, при рождении Хельги клекотали орлы и воды низвергались с небесных гор: Ár var alda / þat er arar gvllo, / hnigo heilog votn / af himinfiollom…(37). Представление о знамениях, предвещавших рождение или гибель государей, было, к тому же, распространено и во Франции начала XII в. (трактат Гвиберта «Приметы святых») (38). Это едва ли не общее явление в архаических культурах, частный случай представлений о нерасторжимой связи человека (общества) с природой (39).

Примерами, иллюстрирующими данную мысль, пестрит восточнославянский фольклор. Так, царь Турец-сантал замышляет поход на Русь, по «поведению» природы неверно заключив, что защитник Руси Вольга мёртв: А на Руси трава растёт не по-старому, / Цветы цветут не по-прежнему, / А видно Вольги-то живого нет. По сути дела, то же мировосприятие можно увидеть и в следующем летописном тексте, где устрашающие «знамения» явно связываются с ордынским «числом» в 1259 г: «Бысть знамение в луне, яко ни знамения ни быть. Тои же зимы приеха Михаило Пинещиничь из Низу со лживымь посольствомь, река тако: «Аже не иметеся по число, то уже полкы на Низовьскои земли»; и яшася новгородци по число. Тои же зимы приехаша оканьнии Татарове сыроядци…» (40). Таким образом, сходство описаний рождения Александра, Хельги и Волха может иметь и типологический характер. Аналогичным образом описывается, в частности, и рождение героя-волшебника Алмамбета в «Манасе» (41).

Однако, не исключены и определённое единство происхождения подобных описаний, восходящее ко временам славяно-балто-германской или древнеевропейской общности, если не к праиндоевропейскому времени.

Однако, какое же положение Волх занимает в «своём» мире – в том мире, где его ждёт верховная власть, - в следующем посте.


Авторские статьи от Фонда Светославъ

    Скупить на корню: плен за деньги в разы ускорит поражение ВСУ

    По свидетельствам представителей администраций прифронтовых регионов, в последнее время наблюдается резкий всплеск количества солдат ВСУ, добровольно сдающихся в плен. Укровоины зачасту...

    Почему у них (у него) не получится

    Говорят, если процесс нельзя остановить, его надо возглавить. Как правило, речь идёт о деструктивных процессах в обществе, которые, в результате, превращаются в банальный мазохизм. Тогд...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Светославъ 15 апреля 19:29

      Детская страшилка – особый жанр русского фольклора

      Здравствуй, дорогой читатель! Сегодня хотелось бы затронуть очень интересную тему, знакомую каждому с самого детства, которая отзывается внутри особым трепетом и чувством — тему детского страха и методов борьбы с ним.Каждый из нас помнит, как в возрасте от шести лет рассказывал или слышал особые истории, которые возникали в среде детства. Эти рассказы, ...
      485
      Светославъ 11 апреля 17:54

      Языческий марш русских Богов. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео Вас ожидает захватывающее интервью, которое Герман Анатольевич Артамонов провел с Игорем Васильевичем Лисюченко на тему истоков и культурного наследия изначального древнерусского язычества, акцентируя внимание на самых известных и почитаемых в системе славяно-русского язычества божествах - Перуне и Велесе.В разговоре затрагиваются пр...
      63
      Светославъ 26 марта 15:30

      Смерть Ивана Грозного, эзотерика и мавзолеи, роль золота // Герман Артамонов. Спросите историка #5

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:00:40 О происхождении территориально-соседской общины у славян06:11 Об эзотерике и мавзолеях14:40 О французском языке в русском дворянстве и русофобии17:40 О мировых религиях и...
      129
      Светославъ 21 марта 17:25

      О "киевской" колыбели и многонациональном народе России. Вадим Долгов и Герман Артамонов. СветославЪ

      В нашем новом видео обсуждается одна из самых актуальных и острых тем древнерусской истории: существовало ли государство "Киевская Русь" и являлось ли оно общей колыбелью для русских, белорусов и украинцев? В ходе беседы исследуется влияние этой проблематики на исторические и современные отношения между Россией и Украиной, включая вопросы о принадлежнос...
      66
      Светославъ 14 марта 17:11

      Коварство позитивизма или как научиться диалектике. Лекция Германа Артамонова №4 // Фонд СветославЪ

      В новой лекции выдающегося историка нашей современности, профессора кафедры истории России в Московском педагогическом государственном университете, Германа Анатольевича Артамонова, продолжается обсуждение теоретических аспектов гуманитарного научного знания в современной России. Сосредотачиваясь на дискуссии о сущности этнических общностей, профессор в...
      75
      Светославъ 11 марта 19:20

      Масленица – традиция русской культурной идентичности

      В памяти каждого из нас есть определенные, заложенные нашей традицией – особые, хранимые отрезки, отвечающие за важность сохранности идентичности родной культуры, поэтому задав вопрос «о самом значимом празднике, для которого характерен переход с зимы на весну», любой считающий себя по праву русским человек, ответит: — «Масленица».Это в действительности...
      75
      Светославъ 7 марта 17:14

      Древний Киев в прицеле Питера и Москвы. Андрей Дворниченко и Герман Артамонов // Фонд Светославъ

      Андрей Юрьевич Дворниченко — доктор исторических наук , профессор, раскрывает в нашем новом видео множество актуальных вопросов: о сущности и критериях государственности в Древней Руси, о демократии и вечевых институтах, об исторических традициях и влиянии государства на общество, о реформах и контрреформах, а главное — о понимании комплексного подхода ...
      52
      Светославъ 29 февраля 20:57

      Александр Невский: мифы и реальность. Вадим Долгов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео известный историк, профессор, д.и.н. Вадим Долгов делится своей новой масштабной работой по исследованию итогов государственной и военной деятельности Александра Невского, основываясь на глубоком и обширном анализе исторических источников и историографии на сегодняшний день. От великих битв до дипломатических триумфов, от монгольског...
      647
      Светославъ 22 февраля 17:08

      Как кроманьонец завоёвывал мир. Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео представлен комплексный анализ Сунгирской находки, одного из самых значительных археологических открытий, относящегося к верхнему палеолиту (примерно 30 000 лет назад). В нём Вы узнаете об особенностях уникальных Сунгирских погребений, включая известные на весь мир захоронения вождя и подростков, что выделяет их среди других археолог...
      109
      Светославъ 15 февраля 17:34

      Как "Советы" погубили марксизм. Лекция Германа Артамонова №3 // Фонд СветославЪ

      Откройте для себя новый масштаб исторических научныхдискуссий в продолжении нашего исторического курса лекций,представленного известным историком, профессором МПГУАртамоновым Германом Анатольевичем.В данном видео вы продолжите знакомство сметодологическими проблемами и школами историческойнауки, узнаете об этнопсихологической школе США,диалектическом ма...
      209
      Светославъ 12 февраля 17:19

      Русское арианство, отсутствие культуры и грамота на Руси // Герман Артамонов. Спросите историка #4

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео. Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:Препятствовало ли православие развитию грамотности?Что можно противопоставить тезису «у России нет своей культуры»? «Русское арианство»Свои вопросы вы можете оставлять в к...
      57
      Светославъ 8 февраля 17:07

      О вере и Богах наших предков. Игорь Лисюченко и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Наше новое видео посвящено одной из загадочных сторон верований восточных славян. Везде в мире монотеистические религии выжигали прежние языческие верования огнем и мечом. И только в Древней Руси язычество не только не было уничтожено, но и нашло убежище в лоне Православной церкви. В новом видео будет раскрыта корневая и многоаспектная причина этого фен...
      424
      Светославъ 1 февраля 17:08

      Всемирный путь русской цивилизации. Алексей Гапонов и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      Друзья!Это не просто увлекательная беседа двух специалистов в своих областях, это возможность больше узнать о глобальных исторических процессах, протекающих на нашей планете и о том удивительном времени, в котором выпала честь жить нашим поколениям.Не кризис, но величайший перелом в жизни человечества переживаем мы ныне.  Русские космисты назвали е...
      253
      Светославъ 29 января 17:36

      О Рюрике, Иване Грозном, «Сказах Захарихи» и католицизме // Герман Артамонов. Спросите историка #3

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео.Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:О подлинности «Сказов Захарихи», «Велесовой книги»Об отличии католицизма и "нашего" православияОт какого именно императора Августа вел свою родословную Иван Грозный?О связи Рюри...
      106
      Светославъ 26 января 20:39

      Физическая антропология: о чем рассказал Некрополь? Мария Добровольская и Герман Артамонов

      Что такое физическая антропология, и кто является основателем этой отрасли естествознания? Что она дает историкам и археологам? Откуда и когда произошел человек согласно этой науке? Чем отличался человек 5000 лет назад от человека современности?На эти и другие вопросы в беседе с Германом Артамоновым ответит российский антрополог и археолог, доктор истор...
      799
      Светославъ 25 января 17:10

      Кроманьонец: в поисках «земли обетованной». Мария Добровольская и Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео вас ждет погружение в эпоху, когда человечество только начинало свой путь.Вы познакомитесь с жизнью кроманьонцев и исследуете древние поселения Костенок, включая статуэтки палеолитических Венер и известную находку погребения из Маркиной горы.Также узнаете об Усть-ишимском человеке, и о том как природные условия и вулканы влияли на жи...
      106
      Светославъ 23 января 19:33

      ​Новолетие в истории русского народа: о ритуале и пище.

      Дорогие друзья, близятся к своему концу важные даты календарного цикла, думаю каждый из нас с нетерпением ждал чудес и загадывал важные желания в этот период. Каждая семья и город имеют свои внутренние локальные традиции, не говоря уже о народе. А всегда ли одинаково праздновался новый год? Об этом и многом другом в нашей новой статье.Исторически русски...
      666
      Светославъ 22 января 22:25

      О славянских землях, Мавро Орбини и Славбурге // Герман Артамонов. Спросите историка #2

      Ответы на ваши вопросы из рубрики «Спросите историка» от профессора кафедры истории России МПГУ Германа Артамонова в новом видео.Вы спрашивали — профессиональный историк ответил:О климате и урожае в славянских земляхО Славбурге, русах, славянах и общинеО Мавро Орбини и его «Славянском царстве» Свои вопросы вы можете оставлять в комментар...
      108
      Светославъ 21 января 19:04

      Гибридная война: Запад против России.

      В разговоре с профессором кафедры истории России МПГУ Германом Артамоновым, доктором исторических наук и автором книги о гибридной войне, Димитрием Чураковым, рассмотрены вопросы сохранения национальной идентичности и отражения нависших над страной угроз в условиях гибридной войны.Последние десятилетия «коллективный Запад» негласно ведет гибридную войн...
      747
      Светославъ 18 января 17:43

      Славянская община, как неучтённый фактор Отечественной истории. Герман Артамонов // Фонд СветославЪ

      В нашем новом видео вы сможете раскрыть тайны истинной демократии в контексте истории славянской общины, а также понять, какие ценности и идеи формировали демократические идеалы и насколько актуально возрождение общины в наше время.Также вы подробно рассмотрите различные этапы развития общества, под призмами тех или иных эпох, обратив особое внимание на...
      161
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика