• РЕГИСТРАЦИЯ
Судьба Русов
15 января 21:44 1426 1 25.34

Воины-оборотни. Ч. IV

Относительно героя-змеевича для определения его сущности более показательна не связь рождения Волха (Вольги) со «знамениями» как таковыми, а связь его со временем, наступающим после заката, с месяцем как ночным светилом, светилом, в свою очередь, связанным с могуществом хтонического мира – мира его отца-змея, и с другими ночными светилами – звёздами: А и на небе просветя светел месяц, / А в Киеве родился могуч богатырь. В другой старине в связи с рождением этого героя читаем: Закатилось красное солнышко / За лесушки за тёмные, за моря за широкие, / Россождалися звёзды частые по светлу небу… Так же описывается появление на свет Волха и в печорском тексте, хотя здесь о рождении героя от Змея не говорится ничего (1). Примерно так же говорится о рождении других аналогичных персонажей, например, Суровича Ивановича (2). О.М. Фрейденберг, оперируя древнегреческим языковым материалом, также писала о том, что светилом и преисподней некогда представлялся покойник и отец как глава рода (3). Интересно, что именно с Луной в отречённой литературе связано преставление о «запрограммированности» всего сущего (4). Луна же в балто-славянской традиции, судя по данным языка, связана со смертью и миром мёртвых: русское диалектное луна – ´смерть´, белорусское лунуцъ – ´погибнуть´, лит. lavónas – ´труп´, liáutis – ´перестать´. Имея же в виду анатолийские параллели, можно сделать вывод о том, что подобные воззрения были распространены ещё в праиндоевропейские времена: анатолийская основа arma- ´луна´ связана с armaniia-, irmaniia-, irmaliia- ´заболеть´, irma- ´болезнь´, что явно сигнализирует о древнейших представлениях о Луне как причине и источнике зла. В пинежских же поверьях мы встречаем и прямой запрет смотреть на Луну, ибо это приведёт к чему-то недоброму (5). В литовской традиции с Луной, впрочем, как и с зимой как временем холода и мрака, некоей таинственной силой было связано такое амбивалентное священное животное, как свинья. По форме её селезёнки гадали, какая часть зимы будет самой холодной. Кроме того, свиней не резали во время третьей фазы Луны: как ночное светило в это время уменьшается, так, по законам симпатической магии, будет уменьшаться при варке и мясо этого животного. У тех же балтов с Луной как светилом, связанным с хтоническим миром, ассоциировались и некоторые растения, причём молодой Луне обычно были «подчинены растения, тянущиеся вверх, имеющие плоды в наземной сфере, а старой Луне – те растения, плоды которых созревают под землёй, в хтонической области» (6). В образе горностая герой (здесь – Василий Буслаев) может проникать под землю (Отдавала его мать учителю, / Учиться ученье всяко мудроё… / Да в землю уходить горностаюшком). Подобное неудивительно. В русском фольклоре горностай – существо Нижнего Мира, он свивает гнездо в корнях Мирового Древа вьюнишной песни, там же выводит своих деток и пускает их плыть на сине море. Интересно, что и иные представители куньих воспринимались, согласно колядкам, в аналогичном ключе (7).

Змея в русском фольклоре нередко – чёрная. Вольга же бежит чёрным горностаем (8). Умеет он превращаться и в медведя, который так же, как и горностай, вопреки реальности называется чёрным (9). Чёрная вода – у чертей (10). Чёрными в фольклоре порой называют также змеи. Чёрный – и лес, причём не только в русском эпосе, но и в восточнороманских заговорах. Последнее также не вызывает удивления, ибо именно лес в волшебных сказках – локус, связанный с иным миром, где некогда проводили инициации. В лес при заходе Солнца к волку и лисе в румынской традиции идёт и умерший (11). Это, разумеется, цвет хтонического мира, с которым неразрывно связан герой, изначально – змеевич. Чёрной называется и сама земля в южнославянской традиции – болгарской, сербской, словенской. Черна и хлебородна Земля и в большом стихе о Егории Храбром. В русском свадебном фольклоре на Белгородчине встречается устойчивое выражение чёрная пашня (12). Вышеприведённые факты, таким образом, доказывают праславянское происхождение данного образа Земли. Чёрным был и конь Чёрного Арапа в болгарском эпосе, и голова последнего (13).

Нельзя не заметить, что существовало и иное сопоставление – сопоставления лидера с Солнцем. В истоках образа стоял, как мы показали, священный царь-Солнце. В эпосе это, в первую очередь, князь Владимир Красное Солнышко (14). Данный образ оказался, в целом, гораздо более устойчивым, чем образ князя-Месяца: с восходящим Солнцем сравнивается и воцарение Ивана Грозного, и рождение Вольги в былине «Вольга и Микула»: Когда воцарился грозный царь Иван Васильевич, / Тогда возсияло на небе солнышко или: Когда воссияло солнце красное / На тое ли на небушко на ясное, / Тогда зарождался молодый Вольга… В исторических песнях XVIII в. с белой зарёй и красным солнцем сравнивается и царь, и царское знамя. В сборнике А.Д. Григорьева царь сравнивается с грозной тучей, синим облаком и красным солнышком (15). Но там же иногда он сравнивается и с синим облаком, и с красным солнцем, и со светлым месяцем, что соединяет две разностадиальные традиции восприятия лидера. В русском свадебном обряде мы встречаем оба варианта символики. В одних случаях свекровь встречает молодых с хлебом, явившимся из подземного мира, связанного с женским началом, а свёкр – солонку (соль как вещество, связанное с Солнцем). В ином варианте ритуала отец невесты выходит с караваем, а её мать – с иконой (16).

Но обратим внимание на следующие факты. В южносибирском свадебном тексте красное солнышко – отец, а заря подвосточная – мать. В индийской традиции Луна связывалась с женским началом, а Солнце – с мужским (17). Тем не менее, именно образ лидера-месяца у индоевропейцев являлся, видимо, более древним, поскольку подчёркивал хтоническую, «тёмную» природу мужского начала. Показанный нами хтонический характер мощи русских эпических богатырей является ещё одним подтверждением данной мысли (18). Недаром в восточнославянских колядках и иных фольклорных текстах хозяин (или отец) сравнивается именно с месяцем, а хозяйка (мать героя) – с Солнцем или с белой зарёй, а само Солнце в исторических песнях XIX в. обращается к Месяцу: батюшка светел месяц. В исторических же песнях XVIII в. так к нему обращаются люди. Месяц как существо мужского рода характерен также для литовского и латышского фольклора. Вопреки сомнениям Н.И. Костомарова, истоки литовских сюжетов с подобным восприятием небесных светил явно следует относить ещё к языческим временам (19). Девушка в других текстах порой сравнивается с Солнцем (20). Интересно, что само Солнце в русском фольклоре женского рода («красная солнышка»), о чём, надо отметить, писал ещё Н.И. Хлебников (21). В полабском языке одним и тем же словом, восходящим к обозначению князя, называли не только дворянина и короля, но и Месяц (22), что доказывает очень древний, устойчивый и, видимо, общеславянский характер подобных представлений. Обращаясь же к финно-угорскому материалу, в этой связи можно отметить и тот факт, что эти народы некогда различали два вида волшебства – доброе (женское), и злое (мужское) (23). Но в данном случае перед нами – едва ли только результат позднейшего влияния финно-угров на славян или балтов. Речь идёт о представлениях значительной древности, к тому же явно органически присущих отдалённым предкам восточных славян и балтов, а не поверхностно воспринятых ими. Эти обстоятельства позволяют нам предположить, что перед нами – реликты общности даже более древней, чем индоевропейская, – видимо, бореальной или ностратической. У этих племён, впрочем, как и у их потомков – праиндоевропейцев, говорить о патриархате не приходится.

Анализируя рождение былинного Волха, обратимся и к древнескандинавской традиции. Здесь мы вновь находим разительную аналогию славянскому священному браку женщины со змеем. Проникнув в жилище великана, Змей-Один вступает в такой брак с дочерью великана Гуннлёд: «Fόr Bolverkr þar til sem Gunnloð var ok lá hiá henni .iii. nætr, ok þá lofaði hon honum at drekka af miðinum .iii. drykki». («Один дополз до того места, где находилась Гуннлёд, и провёл с ней 3 ночи, а она позволила ему выпить мёда 3 глотка»). Судя же по намёкам в «Hávamál», особенно в 110-й строфе, Один поклялся великанше остаться с ней, но нарушил своё обещание: Bágeiþ Oðinn / hygg ec at vnnit hafi; / heat scal hans trygðom trva? / Svttvng svikinn / hann let svmbli fra / oc grotta Gvnnlaðo (24). (Клятву Один дал на кольце; / Не коварна ли она? / Суттунга напиток / он достал ложью / На печаль Гуннлёд). Таким образом, в эддических текстах женщина, как и у восточных славян, выступает инициатором брака со священным Змеем, и даже дарует ему за это некое волшебное средство. Вряд ли такое сходство является случайным, скорее перед нами – ещё одно доказательство древности исследуемых восточнославянских представлений. Вспомнив инициативу женщины в браке у восточных славян, о чём мы говорили в первой главе, это вряд ли удивительною Перед нами – нечто вроде «утреннего дара» со стороны невесты. Интересно, что данный сюжет прекрасно вписывается в основополагающую схему поведения человека с архаическим сознанием (дар и отдарок), и хорошо сопоставим с реконструируемым по лингвистическим данным индоевропейскими представлениями о связи с женщиной как смерти для мужчины. Смерть эта мыслилась временной (25) (ритуальной). Для возрождения после подобной временной смерти и нужен обратный дар женщины мужчине. Исходя из этих лингвистических данных, можно и объяснить связь Месяца с мужским началом, которая была отмечена выше без объяснения, связь, существовавшая в сознании славян-язычников вопреки физиологическим особенностям человеческого организма.

Дело в том, что древнее индоевропейское название ночного светила связано, по всей видимости, с *men(i)os `меньше, меньший`, что связано, как резонно пишет О.Н. Трубачёв, со свойством Луны уменьшаться (26). Но в ритуалах вечна только Великая Мать. Её муж – временен, ибо подвержен подобной ритуальной смерти. Позднее, с переходом к земледелию, данная архетипическая модель была переосмыслена уже в новых понятиях, и связана с ритуальной смертью мужского персонажа, подобного Кострубе.

Вернёмся, однако, к Волху. Змеевич растёт не по дням, а по часам. Строго говоря, это свойственно не только ему. Быстрый рост и возмужание – частое свойство персонажей подобного типа у индоевропейцев, отмечаемое и в русских сказках, и в русском эпосе, и у юнаков-змеевичей южных славян, и в сагах о Кухулине. В последнем случае иногда признаётся литературное влияние на филида со стороны латинской культуры, но и здесь перед нами скорее «встреча» чужого и своего, исконного (27). Но для Волха это, пожалуй, наиболее органично. Причиной этому выступает происхождение змеевича и, вполне вероятно, навязанная на голову «рубашка», хотя описание данного ритуала и выпало в произведениях русского эпоса, сохранившись в данных этнографии и в «Повести временных лет» (ПВЛ). Интересно, что «рубашка», правда, не навязанная на голову, а зарытая в конюшне, согласно позднейшим верованиям, обеспечивает быстрый рост и ребёнка, и коней. Особая отмеченность и роль плаценты, и пуповины – черта не только славянской культуры, что было отмечено уже Дж.Дж. Фрэзером (28). В русском фольклоре, впрочем, как и в эпосе коми о Пере-богатыре, страшная, нечеловеческая сила героя, причём – отметим специально – героя положительного (не только Волха), представляет серьёзную опасность для его же товарищей по детским играм. Иногда специально подчёркивается, что они гораздо старше его, являясь, таким образом, уже взрослыми людьми (29). Получение им сверхъестественных свойств уже при рождении не исключает необходимости волшебного «обучения», что справедливо отмечал, в частности, С.В. Алексеев. Попутно заметим, что противопоставлять мифологического героя, который уже от рождения имеет магические силы, персонажу классической волшебной сказки, который получает эту силу только после предварительного испытания, нельзя. Вспомним того же Ивана Медвежьего ушка, вообще не прошедшего никакой инициации. Мнение же И.Я. Фроянова и Ю.И. Юдина о том, что все чудесные способности Волха имеют своей причиной только его происхождение (30), таким образом, не подтверждается.

Ю.И. Смирновым была высказана мысль, согласно которой племенные обряды инициации у славян являются весьма гадательными (31). Однако, восточнославянский фольклор и этнография позволяют, на наш взгляд, хотя бы частично проанализировать их. В максимально обобщённом (а значит, неизбежно огрублённом) виде посвящение (инициацию) можно определить как обряд перехода из одной социальной (нередко – возрастной) группы в другую, высшую.

Данный обряд сопровождается, во-первых, получением неких новых качеств или нового знания, и, во-вторых, определёнными испытаниями для новичка, включавшие в себя не только демонстрацию его силы, ловкости, умений, но и приверженности принятым в данном социуме правилам поведения. Неофит должен был, кроме того, показать и свои знания и умения магического характера – фактически для того, чтобы приобрести ещё большие (32). Инициация сливается с другими обрядами перехода, например, со свадебным. У них – общая схема, включающая в себя смерть и возрождение (33), но возрождение уже в новом качестве. В максимально широком смысле посвящение предполагает некий контакт, обмен информацией между новичком и посвящающим его старшим членом рода (позднее – «старшим» уже в условном значении) или же духом-покровителем (между данными образами, впрочем, не было сколько-нибудь серьёзной преграды). Происходит этот обмен различными путями, и восточнославянский фольклорный и этнографический материал даёт нам достаточно самых различных примеров подобного рода.

Одной из наиболее стадиально ранних форм была инициация колдунов, даже по данным XIX-XX вв. Здесь контакт заключался в пожирании посвящаемого. Последний, в таком случае, на время становился частью посвящающего существа, т.е. отождествлялся с последним. Неофит должен был в полночь (время, когда разверзаются «врата миров») быть поглощённым огромной огнедышащей собакой и выйти из неё сзади. Обряд происходил в бане – локусе баенного духа, пространстве, где возможны контакты различных миров (34). На фоне индоевропейских представлений данный ритуал достаточно легко «читается». Собака – хтоническое существо, связанное с миром мёртвых, посредница между мирами, и с подземным (вулканическим) огнём, а само действо происходило в месте, где и совершалось омовение, имевшее, в том числе, и ритуальный характер. На фоне приведённых выше данных о статусе бани в языческой традиции восточных славян понятно, почему колдун получал свои способности именно здесь.

В былине о Волхе нет подобных подробностей, несомненно, воспринимавшихся с достаточно давних пор как шокирующие. Волха никто не испытывает: для сына божественного Змея это, видимо, и ни к чему. В 10 лет он начинает учиться. В этом «учении», по словам И.Я. Фроянова и Ю.И. Юдина, «заметны следы посвятительных обрядов»: А и первой мудрости учился / Обёртываться ясным соколом; / Ко другой-то мудрости учился он Волх / Обёртываться серым волком; / Ко третей-то мудрости учился Волх / Обёртываться гнедым туром-золотые рога. В онежской записи А.Ф. Гильфердинга говорится о превращении в животных, обитающих в трёх средах: Стал Вольга ростеть матереть, / Похотелося Вольги да много мудростей: / Щукой-рыбою ходить Вольги во синих морях, / Птицей соколом летать Вольги под оболоки, / Волком и рыскать во чистых полях. /Уходили-то вси птички за оболоки, / Убегали вси звери за темны леса. / Уходили-то вси рыбушки во глубоки моря (35). В варианте Кирши Данилова и у М.С. Крюковой обучению волшебству предшествовало обучение грамоте (36). У последней учение героя растянуто во времени, но, в целом, здесь примерно та же картина. Добавлено лишь умение бегать лисицей, зайцем, горностаем, чёрным медведем и муравьём. Волх у неё на Милотрийськи-ти уезжал славны острова, где и происходило магическое учение. В другом тексте, где речь идёт о Вольге Святославиче, его дядя Владимир отправил героя в ученьица восточныя, / На Милотрисски-ти на славныя на острова… Для М.С. Крюковой, как показано ещё в одном тексте, «восточная мудрость» – это и есть способность к оборотничеству (37). Перед нами – отражение мифологемы острова как некоего обобщённого сакрального пространства, изолированного водной преградой от обычного мира, подобного острову Самсей, где Один, превратившись в обряде в женщину, ударяя в бубен, колдовал, как ведьма. Близкое значение имел остров и в русских сказках, и в балканской традиции (38). По нашему мнению, именно эта мифологема, а не образ конкретного географического объекта – острова Рюген с его широко известным жречеством – был основным, хотя и значение последнего в языческой Руси на фоне фактов серьёзного влияния славян Южной Прибалтики на будущие новгородские земли отрицать нельзя (39). Разумеется, неправ был В.Ф. Миллер, который всё это магическое обучение выводил из обучения Александра Нектанебом. Социальный смысл и основные черты обряда посвящения слишком универсальны, чтобы «производить» их из одного-единственного литературного произведения. Ключевое значение имеет единственный печорский текст, где также говорится об обучении оборотничеству в трёх средах, но на суше герой оборачивается именно лютым зверем, т.е. тем животным, воплощением которого являлся его отец – бог Велес: Да втопоры Вольгя Всеславьевич / Училса бы в вольнём море щукой ходить, / Училса бы по поднебесью птицею летат, / Училса бы по полю лютым зверем рыскати (40). Как происходит магическое обучение, неясно, констатируются только результаты. Учитывая, что князь – сын Змея, очень осторожно можно предположить, что существовал некий обряд передачи сакрально-магических сил от старого князя к молодому. При убийстве Змея мощь последнего, как можно судить по данным германского эпоса, переходила через кровь. Зигфрид купается в крови дракона и становится неуязвимым. В древнескандинавской традиции тот же герой, попробовав кровь из сердца Фафнира, начинает понимать язык птиц, т.е., насколько можно понять, приобретает одно из качеств, характерных для владыки животного мира: «Enn er hiartbloð Fafnis com a tvngo hanom, oc scildi hann fvgls radd…». («Когда кровь сердца попала ему на язык, он стал понимать язык птиц…»). В.Я. Пропп в своё время отмечал, что сказка не сохранила таких подробностей. Но ещё яснее обряд описан в севернорусской быличке, введённой в научный оборот Н.А. Криничной. Здесь ритуал не связан со змееборчеством. Змея передаёт священное знание добровольно. Более того, отказ от инициации вызывает её страшный гнев. Последнее обстоятельство также не должно нас удивлять: одной из значимых функций обряда посвящения была функция передачи социального опыта. Прерывание же связи времён считалось, разумеется, недопустимым. Сам обряд также проходил в бане, и священная змея действительно оказывается сближенной с духом бани (баенником): «Увидишь ты в бане змею, поцелуй её – половину узнаешь. Слюну у ней возьмёшь – всё узнаешь. Увидел мужик змею, испугался и отказался от слов. Так змея такой шип устроила, что еле её в каменку загнал» (41).

И.Я. Фроянов и Ю.И. Юдин ставили в один ряд оживление Потыком Авдотьи Лиховидьевны отрубленной головой главного змея и купание Добрыни в змеиной крови. Однако, данные примеры по смыслу противоположны. Так, у Кирши Данилова читаем: И как пришла пора полуночная / Собиралися к нему все гады змеиные, / А потом пришёл большой змей, / Он жжёт и палит пламем огненным; / А Поток Михайло Иванович / На то-то не робок был, / Вынимал саблю острую, / Убивает змея лютого, / И ссекает ему голову, / И тою головою змеиною / Учал тело Авдотьино мазати. / Втапоры она еретница / Из мертвых пробуждалася… Здесь перед нами действительно показана вера в возрождающую силу змеиной плоти и крови. Голова и в данном случае выступает как сосредоточие мощи любого существа. Но кровь змеи может и стать причиной страшной болезни змееборца, как в «Повести о Петре и Февронии», о чём мы писали выше. В менее ясном виде та же идея имеет место и в духовном стихе о Егории, где кровь убитого героем Демьянища хочет затопить святого, и он просит Мать-Сыру Землю принять кровь неверную. Примерно то же мы видим и в онежской былине о Добрыне, где герой стоит в змеиной крови и, по слову гласа с Неба, бьёт землю копьём с приговором, чтобы она пожрала эту кровь.

В.П. Аникин видел здесь религиозно-духовный мотив. Духовный стих, по мысли исследователя, не знал залегания змеем воды, и превратил это в кровавый потоп. А.И. Кирпичников же, правда, с некоторыми колебаниями, наоборот, предполагал, что кровавый потоп в духовном стихе о Феодоре Тироне «произошёл» из благодетельного разлива реки (42). Однако, скорее, перед нами лишь позднейшее переосмысление в православном духе древнего языческого представления, к тому же совершенно не связанного с мотивом залегания воды. Отметим также и тот факт, что в одной из былин от змеиной крови идёт леденящий холод (43). Он может быть объяснён как один из атрибутов иного мира как мира смерти, о чём мы писали выше. Понять же различное значение змеиной крови для человека достаточно просто. Перед нами – обычная амбивалентность всего сакрального, которое может быть и благодетельным, и смертельно опасным.

В онежском тексте о змеевиче особо подчёркнуто обучение лидера языкам. Учитывая изначально полиэтничный характере складывающейся восточнославянской государственности, это также легко объяснить. Эпос, даже поздние былины, позволяет нам отыскать истоки одного примечательного явления домонгольской поры. Полагать, что перед нами – отражение современной носителям традиции советской школы, где изучается немецкий язык, как полагали Ю.И. Смирнов и В.Г. Смолицкий, таким образом, нельзя. Поздние реалии могли разве что наложиться на полузабытую древность. Так, в беломорской былине и в былине из сборника А.Д. Григорьева Алёша читает на языке врагов. В последнем случае латинскую грамоту, по его признанию, не знает и обычно отличающийся особым «вежеством» Добрыня. В противоположность Византии, отмечает И.С. Чичуров, где политико-правовая традиция не предполагала знание какого-либо другого языка, кроме среднегреческого, а переводная литература была бедна, в Киевской Руси ситуация была совершенно иной. Отец Мономаха Всеволод Ярославич, к примеру, сидя дома, знал пять языков. Данный факт отмечался исследователями, например, Б.Д. Грековым, давно. «Егоже оумеючи, того не забываите доброго, – писал, в частности, Владимир Всеволодович, – а егоже не оумеючи, а тому ся оучите, якоже бо отець мои, дома седя, изумеяше 5 языкъ», что имело, подчёркивает князь-писатель, практическое значение для правителя: «в томь бо честь есть от инехъ земль», так что Всеволод Ярославич едва ли был исключением, о чём писал, в частности, и А.Г. Кузьмин (44).

В былине из сборника Кирши Данилова сказано, что с 12 до 15 лет Волх набирает себе дружину, но не описывается, по каким критериям это делается. Примерно то же мы видим и в онежском тексте А.Ф. Гильфердинга (45). Только, пожалуй, в былине М.С. Крюковой об этом рассказывается несколько подробнее. Волх здесь говорит матери, что выбирал их по силе из всех стран, по своему плечу и лицу, волос к волосу, голос к голосу (46). Таким образом, выбирались силачи. Правда, каким образом это происходило, осталось неизвестным. Об испытании будущих дружинников, в противоположность былинам о Василии Буслаеве и словацкому эпическому («збойницкому») циклу о Яношике (47), речи нигде нет, хотя общая идея в былине М.С. Крюковой примерно та же самая. Одинаковый облик подобных «дружинников» – явление, также хорошо известное русскому фольклору, в частности, в описании «дружины» Чурилы (48).

Как же следует охарактеризовать дружину Волха? Едва ли следует согласиться с С.М. Соловьёвым, который полагал, что былина об этом герое «живо и согласно с летописью представляет» «дружинный быт» Древней Руси. Скорее перед нами отражены гораздо более древние реалии. Это мужской молодёжный союз – союз сверстников, похожий на дружину Чурилы, члены которой во всём похожи друг на друга, впрочем, как и герои младшей исторической песни. Дружина же Чурилы лишь гораздо позже была истолкована носителями эпической традиции как дружина древнерусского боярина. Изначальной, вопреки мнению Н.И. Костомарова, таковой она не была (49). С эпохой мужских союзов связано и оборотничество Вольги и Чурилы (50). С.В. Алексеев разделяет воинские братства V-VI вв., связанные, по его мнению, прежде всего с культом волка, и предшествующие им мужские союзы (51). Правда, разница между ними, в таком случае, не вполне ясна. Мужские союзы, по резонному предположению И.Я. Фроянова и Ю.И. Юдина, и являются генетическими предшественниками древнерусских дружин. Ту же мысль, хотя и в совершенно ином контексте, проводит и С.В. Алексеев. У других народов также известна роль жреческих / воинских «предсословий», которые имели своим истоком аналогичные половозрастные группы. Реликты мужских союзов и мужских домов мы видим, в частности, в Спарте и на Крите. Знает их, согласно исследованиям Ю.В. Андреева, и гомеровский эпос (52). Похожим тайным мужским союзом, судя по всему, были и песьеголовые воины лангобардов, о которых сообщает Павел Диакон (53).

В записях А.Ф. Гильфердинга Волх (Вольга) совершает свои подвиги и женится на вдове убитого им вражеского царя в 12 лет, а в сборнике Кирши Данилова – в 15 лет. Б.А. Рыбаков видел здесь указание на то, что исторический Всеслав Полоцкий занял княжеский стол ещё молодым (54). Подобная трактовка вынуждает рассмотреть вопрос с разных сторон. В позднейшей традиции о возрасте совершения подвига или о брачном возрасте, что следует, видимо, воспринимать как возраст совершеннолетия, говорится по-иному, чем в былинах о лидере-оборотне. В русском, как, кстати сказать, и в башкирском сказочном тексте возраст совершения подвига – 18 лет (55). В другой русской сказке говорится о том, что самой красивой девушка бывает в 17 лет (56). В свадебном причитании невесты даже этот возраст воспринимается как ранний, а в качестве желательного выступает возраст в 20 лет и старше. В одной из былин М.С. Крюковой 15-летняя дочь королевы Латынгорки воспринимается Ильёй как очень молодая. Она обманом, судя по контексту, убежала от матери. В сборнике А.Д. Григорьева 17-летний сын Ильи воспринимается ещё как молодой для подвигов. Иногда и в сказках говорится и о 20-летии. По этнографическим данным, в XIX – начале XX вв. юноши женились обычно в 17-18 лет (57). В других сказочных текстах совершеннолетие – 16 лет (58). Однако, существует немало данных, согласно которым так было не всегда. Только в 1830 г. церковь юридически установила 16 и 18 лет в качестве брачного возраста для девушек и юношей (59). До того церковное совершеннолетие составляло соответственно 13 и 15 лет, причём имели место и более ранние браки (60). Порой девушку на Руси выдавали замуж уже в 12 лет, как и княгинь в Средневековье (61). Обращаясь к данным домонгольского времени, следует отметить, что здесь брачным возрастом для княжичей было именно 15-летие. В «Киево-Печерском Патерике» вне связи с браком тот же возраст явно указан как возраст возмужания (совершеннолетия) (62). Как мы уже писали в другом месте, в 15 лет княжич мог уже иметь своего тысяцкого. Так, Владимир Мстиславич (Мачешич), сын Мстислава Великого от дочери новгородского посадника, родившийся в 1132 г. (63), в 1147 г. уже имел своего, особого тысяцкого – Рагуила, отличного от тысяцкого киевской общины – Лазаря (64). Это именно возраст совершеннолетия как такового, не связанный жёстко с браком. Брат Мачешича Изяслав, видимо, вследствие тяжёлых войн, которые он вёл, женил последнего только в 1150 г. (65), когда тому исполнилось, соответственно, уже 18 лет. Нарисованную картину подтверждает и русский фольклор – эпос и сказки. «Так прошло пятнадцать лет, – читаем в одном из сказочных текстов, – и мальчик Иван стал уже на возрасте». «Мальчиком» и «юным», вопреки М.Д. Присёлкову и В.В. Кожинову, мужчину в таком возрасте, как мы видим, уже никто не считал (66). В юридических понятиях русских крестьян XIX в. смешивались представления о совершеннолетии как 18-летнем рубеже и более ранние нормы о рубеже 15-летнем (67). Даже в начале XX в., по припоминаниям, 15-летние юноши фактически порой начинали работать на уровне взрослых мужчин (68).

Сравнительный индоевропейский материал также свидетельствует в пользу 15-летия как возраста совершеннолетия, что согласуется с данными былины о Волхе в сборнике Кирши Данилова. Осетины начинали участвовать в набегах, по данным этнографии, с 18 лет, но сохранились и сведения о 15-16-летнем рубеже. Так, в 15 лет, согласно «Helgakvida Hundingsbana», Хельги убивает Хундинга: þa er fylkir var / fimtán vetra, / oc hann barðan let / Hvnding veginn… В том же возрасте Хакон Добрый был избран конунгом трандхеймским тингом: «At þessu ørendi varð rómr svá mikill, at allr búandamúgrinn oepði ok kallaði, at þeir vildu hann til konungs taka, ok var svá gort, at Proendir tóku Hákon til konungs um alt land; þá var hann xv. vetra…». Наконец, в «Пряди о Хемминге Аслакссоне» XIII в. (почерка XIV, XV и XVI вв.), описывающей события второй трети XI в., пятнадцатилетие, судя по контексту, представлено как большой отрезок времени, имеющее некое рубежное значение (69), видимо, изначально связанное с рубежом в жизни каждого поколения, что понятно на фоне приведённых выше данных.

В «Авесте» в философско-дидактическом аспекте был использован образ чудесной проводницы души праведника, причём специально подчёркивалось её 15-летие (70), т.е., по всей видимости, время максимального расцвета для девушки, а может быть, и брачный возраст (смерть как брак с богиней). Суммируя всё вышесказанное, следует отметить, что, по крайней мере, для XI-XII вв. в Древней Руси совершеннолетием у мужчин следует, видимо считать 15 лет. Таким образом, автоматически снимается предположение и В.Ф. Миллера, который в 15-летии Волха видел отражение 15-летия Александра Македонского в соответствующем литературном произведении (71). Вступление в брак в данной связи также имело значение, примерно как в аланском обществе, где только женатые получали право голоса на ныхасе, хотя могли присутствовать на нём уже с 13-14 лет (72). Правда, фатальную роль у восточных славян это обстоятельство, надо думать, всё же не играло или играло не всегда, иначе неженатый Владимир Мстиславич едва ли имел бы своего тысяцкого в 15 лет. Однако, упоминание именно 12-летия в онежских былинах о лидере-оборотне при общей архаичности информации, отражённой в данных эпических произведениях, не позволяет всё же решить проблему однозначно, тем более, что в 12 лет свои подвиги совершают Добрыня, Михайло Козаренин и Егорий Храбрый, хотя относительно Добрыни и Егория порой говорится и о 15-летии (73). Двенадцать лет было и Подсокольнику, и Добрыне во время поединка с Ильёй (74). Всё вышесказанное не позволяет, с другой стороны, согласиться и с С.В. Алексеевым, у которого 12 лет – это совершеннолетие у славян в V-VI вв., а 15-летие – брачный возраст (75). В данной связи надо сказать следующее. Малолетство героя – далеко не всегда всего лишь показатель его исключительности, как полагали, в частности, В.М. Жирмунский, Ю.И. Смирнов и В.Г. Смолицкий (76).

Колебания между 12- и 15-летием во второй половине I тыс. н.э. имели место, видимо, и в действительности. Суровые условия жизни порой приводили, видимо, к тому, что социальная зрелость (совершеннолетие) наступала даже раньше, чем биологическая, примерно соответствующая скорее 15 годам, поэтому, в частности, 15 лет – это совершеннолетие у многих народов, необязательно индоевропейских (77). Но лишь в более или менее «нормальных» для того общества условиях, имевших место, специально подчеркнём, не всегда, общество могло «позволить» юношам взрослеть до 15 лет. Поэтому и Волх в сборнике Кирши Данилова с 12 до 15 лет находится в своеобразном промежуточном статусе, собирая, как мы видели, «дружину» для грядущих подвигов. Но наиболее яркой иллюстрацией к нашему тезису является былинный сюжет о Михаиле Даниловиче. Кабы был-то мой Мишенька в пятнадцать лет, / Заступил бы за веру христианскую, – говорит его отец, состарившийся богатырь Данила Игнатьевич, – А то от роду Мишеньке двенадцать лет. Тем не менее, юный богатырь был вынужден выступить против врагов и, во многих былинах, погиб, истребив огромное войско (78). Когда наступала социальная зрелость – этот вопрос отвечала сама суровая действительность того времени, порой властно «поправляя» обычаи. То же самое можно сказать и относительно Древней Скандинавии: вспомним 12-летнего Олафа Трюггвасона, согласно «Ágrip af Nóregs konunga sögum», отомстившего на Руси за убийство своего воспитателя, причём люди говорили, что для такого молодого мальчика это не по возрасту доблестное деяние (79).

Подведём промежуточные итоги. Рассмотрение многообразных источников – фольклорных и литературных – позволяет сделать вывод о том, что в языческие времена у славян существовал относительно целостный сакральный рассказ (миф) о княжиче, сыне божественного Змея (Велеса). У данного мифа, различные «осколки» которого сохранились в различных эпических произведениях русских, сербов, хорватов, болгар и, видимо, словаков, ПВЛ и «Слове о полку Игореве», имелся и соответствующий субстрат в виде комплекса ритуалов. Змеевич рождается по инициативе княжны в мире гор и ледяной воды, т.е. в мире Велеса. Миф, судя по болгарским данным, имел и календарную приуроченность. Он сохраняет черты классического матриархата. Княжна как воплощение Великой Матери явно «главнее», могущественнее своего священного супруга, в истоках образа – участника обряда. Свидетельства русского эпоса вначале ничего не говорят о насилии со стороны Змея. Все данные славянской культуры свидетельствуют в пользу того, что соответствующий круг обрядом и мифов сложился ещё на гористой прародине индоевропейцев, и «подпитывался» и гористым ландшафтом Балкан, и контактами с Кавказом, пусть и опосредованными, через аланское посредство. Иной вариант подобного же священного брака «со Змеем в ритуале» отразился в русских эпических сюжетах об Идолище и о Тугарине. Богатыри, возможно, в союзе с самим священным владыкой русов, расправляются с отрицательным персонажем, имеющим явные черты Змея. Историческим субстратом данных представлений был конфликт между князем и осильневшими, по данным Ибн Ростэ, жрецами, выступавшими в маске священного покровителя княжеского рода. Власть последних строилась, судя по данным былин, на их праве на княгиню, что имеет многочисленные индоевропейские параллели.

Уже со второй половины X в. их влияние стало гораздо меньше, что позволяет достаточно точно датировать время разгрома жрецов у восточных славян примерно второй половиной или концом IX – первой половиной X вв. Над убитым жрецом был проведён страшный обряд «восприятия силы», аналогичный тому, который проводился над черепами василевса Никифора и русского князя Святослава Игоревича.

Широко распространённое в науке мнение, согласно которому у былинного Волха и у героев-змеевичей южных славян имелись реальные «прототипы», не подтверждается. Все действительно существовавшие правители славян, предлагавшиеся на роль таких «прототипов», на деле обнаруживают чрезвычайно отдалённое сходство со змеевичами изучаемых произведений фольклора. Примерно то же следует сказать и о степени влияния на данный комплекс фольклорных и литературных текстов заимствованных произведений. «Александрия», широко известная на Руси и у южных славян, лишь минимально повлияла на них.

К тому же, причиной такого влияния, судя по всему, был единый субстрат и славянских, и неславянских представлений о лидере-змеевиче. Рождение змеевича сопровождается грозными знамениями, связанными с Луной и ночью, временем его отца, хозяина мрачного хтонического мира. Это имеет сходство со сближением хозяина с Месяцем, а хозяйки с Солнцем, что имеет многочисленные параллели в наиболее архаичных текстах восточнославянских колядок и в фольклоре балтов. Князь-змеевич очень быстро мужает, и его чудовищная, нечеловеческая сила может быть опасной, даже вне зависимости от его желания, и для своих. Такие герои вызывали и страх, и почитание, как и все амбивалентные существа. Далее былины говорят о некоем волшебном обучении змеевича, которое, в конечном итоге, сводилось к овладению оборотничеством. Княжич «учится» оборачиваться различными животными во всех трёх средах.

В единственном сохранившемся печорском варианте прямо говорится о том, что на земле он оборачивается лютым зверем, т.е. самим Велесом. Судя по косвенным данным русского и германского эпоса и русской быличке, инициация героя в данном случае могла мыслится и как восприятие нового знания от старого князя-змея. Особо интересен тот факт, что некоторые эпические тексты сохранили указание на обучение молодого князя различным языкам. На фоне свидетельства «Поучения детям» Владимира Мономаха ясно, что перед нами – сообщение о реальном факте, что не вызывает никакого удивления, учитывая полиэтничный характер складывающейся ранней государственности. Дружина же Волха – мужской половозрастной союз неженатой молодёжи, а не хорошо известная нам по иным источникам древнерусская дружина. Свои подвиги князь-змеевич совершает в возрасте 15 лет, что было совершеннолетием в архаических обществах – индоевропейских и неиндоевропейских. Относительно восточных славян об этом свидетельствуют многочисленные произведения устного народного творчества, летописи и «Киево-Печерский Патерик». Однако, в те суровые времена общество далеко не всегда могло позволить человеку взрослеть хотя бы до этого возраста, поэтому в ряде фольклорных текстов мы видим колебание между 12 и 15 годами.

О других аспектах – в последующих постах.


"Чё ле делай, даром не живи!"

История словен и русов от древнейших времен до наших дней Подписывайтесь на наш журнал, узнавайте больше о нашем славном прошлом и настоящем

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    История великой Тартарии

    Предудущие части https://cont.ws/@gervasiy/1233070Часть 4. Раскол Московии . Российская Империя.В этом видио мы разгадывали загадку-нахождения Санкт Петербурга и Москвы в составе разных государств,в 18-19 веках. Часть 5 . Тени ТАРТАРИИЧасть нашего фильма,рассказывающая о влиянии какого то могущественного ,но раненого,восточного соседа на события ...
    -->
    134
    water Сегодня 07:27

    Римский Домик в Деревне

    Зачем люди живут в городах? Затем, чтобы их утилизировать можно было компактно. Ой простите, это из другой теории заговора.Ну, во-первых, так веселее. Не все еще владеют искусством наслаждаться одиночеством, некоторым до сих пор требуется партнер по выпивке. А некоторым, даже два. Во-вторых, так удобнее и дешевле. Массовое производство всегда удешевляет конечный проду...
    -->
    538

    История Великой Тартарии

    Этот фильм мы сняли после нашего видео "Гибель Тартарии". В новом проекте пришлось осветить многие вопросы из предыдущего. Но в основном этот фильм-историческая реконструкция в свете новой хронологии, заданной Носовским и Фоменко. Мы не совсем с ними согласны и по этому предлагаем вам свое видение исторических событий 16-19 веков с учетом знаний о глобальной державе,т...
    -->
    193

    Загадки соборов Древней Руси.

    Постараюсь раскрыть вам все секреты резьбы на камне в Дмитриевском соборе во Владимире, самом древнем из сохранившихся "домонгольских" строений Руси. Исследуем внутренние стены храма оголённые от штукатурки, где видны все переделки и перестройки. Узнаем историю этого собора и поглядим на неё немного под другим углом, не так как показывают нам экскурс...
    -->
    194

    Почему не признают Велесову книгу ©

    Научные круги не признают Велесову книгу подлинником. И никогда не признают. Тому есть причины, как объективные, так и субъективные. Попробуем разобраться, почему происходит такое.1. В тяжелые времена Роды всегда сплачивались и совместно давали отпор врагу. И только благодаря совместным усилиям Русь отвоевала земли на Днепре и возвысилась над другими народами. И остае...
    -->
    334

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IX

    Здравствуйте, дорогие читатели!Едва ли возможно сколько-нибудь глубоко понять язычество, причём не только восточнославянское, если не учитывать, что это культура дара и отдарка. Так, обмен дарами в Германском Мире имел магическое значение и «представлял собой один из способов установления или поддержания социальных связей – наряду с браками, оказанием взаимных услуг, ...
    -->
    1115
    Павел Годов Вчера 10:38

    Тревожный чемодан

    https://youtu.be/s9a_k-O6M4Y?list=PLUhWedqxhvfaNFZxF_Qr1Wotar1r_9WQ_...
    -->
    121
    water Вчера 09:07

    УДИВИТЕЛЬНЫЕ АРТЕФАКТЫ

    Кто сказал, что Мир нельзя менять в лучшую сторону? Лично на нашем канале перемены эти видны. Возьмем "диванные войска", которым наша в кавычках "правящая элита" дала установку как можно больше развивать негатива в сети, грязи и быдло-поведения. В особенности на тех канал это происходит, где есть свое личное мнение. Не знаю как у кого, но у нас за хамство можно сразу ...
    -->
    2793

    Про норманизм

    Дорогие друзья, товарищи, камрады! Вам предлагается побывать на исторической кухне, то есть лучше узнать что из себя представляет такое историческое течение, как норманизми, ну и узнать аргументы против другого исторического течения - антинорманизма!  Вопросы, кто прав, норманисты или антинорманисты прошу мне не задавать, ибо не счи...
    -->
    438
    Sage 15 февраля 21:02

    Древнеегипетская карта Руси. Крым всегда был Наш !

    Немецкие историки доктор Кайзер и профессор Weissrussland обнаружили загадочный артефакт-карту России, изготовленную древнеегипетскими жрецами. Возраст находки — несколько тысяч лет. Контуры страны, с поправкой на возраст артефакта, вполне узнаваемы. Что особенно интересно, так это присутствие на карте Крыма, входящего в состав Прото- Росс...
    -->
    651

    Кого убил инок Пересвет?

    Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь.С 1984 г...
    -->
    564

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VIII

    Здравствуйте, дорогие читатели!Попытаемся теперь рассмотреть следующий вопрос: как традиция относилась к нарушению самой традиции?..Например, нарочитое нарушение ритуала легко «читалось» носителями традиции, о чём у нас есть положительные свидетельства аутентичных источников. В страшные, смутные времена, последовавшие после бегства Романовичей в Польшу перед лицом тат...
    -->
    714
    water 15 февраля 06:14

    Есть ли у нас сведения, о внутреннем устройстве нашей планеты и что говорят свидетели?

    Земля — место загадочное! Кто бы спорил? Еще не утихли баталии, по поводу плоской Земли, как подняла голову, казалось бы, уже забытая история «полой земли». Тут, главное, не запутаться, где полая, где плоская. На русском очень похоже звучит. В разрезе, в макете, в ультрафиолетеПри этом, как ни странно, если выбирать из этих двух предположений, то у поло...
    -->
    2879
    Denis 13 февраля 12:47

    Буквица не Азбука.

    Бытует распространённое заблуждение что Азбука есть упрощённая древняя Буквица, а та, в свою очередь, сокращение от "Всеясветной Грамоты" Шубина-Абрамова. Откуда появилось 47 русских знаков для перевода 22-30 греческих букв по официальной версии возникновения Буквицы так же загадка. Конец инсинуациям можно и нужно положить, раскрыв природу возникновения этих азбук.&nb...
    -->
    683
    water 13 февраля 19:22

    КТО ЖЕ ТАКОЙ ХРИСТОФОР КОЛУМБ?

    Многие свято верят, что Христофор Колумб открыл Северную Америку, включая территорию современных Соединенных Штатов. К сожалению, это не соответствует действительности. Колумб прибыл на Карибские острова, и его нога никогда не ступала на земли нынешних Соединенных Штатов.Между 1492 и 1503 Колумб совершил четыре плавания из Испании в Америку, и каждый раз он оказывался...
    -->
    642
    Sage 13 февраля 16:50

    Славянское Царство Небесное.

    Образ смертиДревние славяне представляли себе смерть образно. Образы были разные: то страшилище, в котором сочетались человеческие и звериные черты, то человеческий скелет… Часто представляли её в виде птицы — либо чёрного ворона, либо сизого голубя. На севере смерть изображали в виде совы, садившейся на крышу дома. Воронье карканье или уханье совы счит...
    -->
    893

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VII

    Здравствуйте, дорогие читатели!Итак, имелись ли в славянской религии тенденции, ведущие к единобожию?..Дело в том, что в литературе существует предположение, согласно которому монотеистические воззрения, своего рода «проблеск религии Откровения», имели место у восточных славян (1). Н.А. Ганина, как мы писали выше, считала Святовита и Дикого Охотника ареальными реализа...
    -->
    922
    Михаил Он (Mikle1) 13 февраля 09:39

    Дневник бананового диктатора: битва за трафик

    В Арулько закончились деньги, и нашему диктатору пришло в голову заняться наркобизнесом. Станет ли банановая республика конкурентом колумбийским картелям или лишь наживёт серьёзных врагов?  7 августа  Не успел отпраздновать победу над партизанами, как пришла новая беда. В стране закончились деньги.Мне два часа объясняли про сальдо внешнеторгового баланса, от...
    -->
    312
    Grrrrrx 13 февраля 00:31

    Петербург - строительный материал - "смена полюсов" .

    Еще кое что про культурную столицу порисовавшую всю планету ) - https://cont.ws/@grrrrrx/1199956Петербург - строительный материал .Петербург город допотопный , это понятно , о том что его ремонтировали и строили (лепили) и после потопа известно , вплоть в 20-м веке , то есть - есть здания которые ремонтировались в дореволюционное время по старинной...
    -->
    831

    ИНТЕРЕСНО И ВАЖНО.... Третья мировая война и геноцид на "Катющик ТВ"

    Третья мировая война, вторая мировая война, Франция, Германия, Англия, Украина, Россия, Израиль ...
    -->
    534

    Источники земные? В том числе. Но в результате вертикальной динамики литосферы.

    Заимствование мифа о потопе можно предположить у шумеров, греков и евреев. Думаю, что библейский миф о Ное корни пустил в Месопотамии, откуда родом был Авраам. В этой местности потоп отнесен дальше в глубь веков, нежели в Библии. Сюжеты совпадают: праведник строит корабль и спасается на нем. Длительность же потопа разная: по Библии она равняется году (п...
    -->
    586
    Sage 12 февраля 17:23

    ГДЕ МОЖНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ВѢДИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ ПРЕДКОВ?

    — Каким же образом можно познакомится с Ведами, если мы знаем веды только индийские? — спросил я.— Мы же с тобой говорили на эту тему — расстроился от моего глупого вопроса «знахарь». — В Индии они сохранились, но описывают события более древние — общеарийские. Это раз. И, во-вторых, у нас на Руси имеют место два вида вед: одни записаны и замаскированы ...
    -->
    1029
    so-va 12 февраля 14:26

    Куликово слово Москвы.

    Этот пассаж найден в первом томе 12-томного труда "Великая Отечественная война 1941-1945 годов" (М.: Воениздат, 2011 г.). За истекшие с момента издания 8 лет на глаза ни разу не попалось ни одного обсуждения факта, опубликованного на странице 811 тома 1: "Почти до конца минувшего века мало кто из нас знал, что уничтоженный в 1930-е гг. храм Христа Спасителя, самы...
    -->
    619

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VI

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы продолжаем рассматривать особенности архаического мышления как особого феномена в истории человечества.Синкретизм мышления в те времена виден и в следующих примерах. Колода в фольклоре может превратиться в двенадцать молодцев, а рябина без верху, в русской свадебной образности – это мать без дочери (1). Женщина в восточнослав...
    -->
    1170
    Михаил Он (Mikle1) 12 февраля 12:30

    Дневник бананового диктатора: противопартизанская война

    31.06.2016. Проклятая жара. Сегодня стоял три часа на похоронах — в парадном кителе, мокрый от пота. Служба безопасности затянула всё мероприятие, фильтруя желающих проститься с падре Матео. Но ничего не поделать, у него последователей — четверть Арулько. Так я и стоял, потел, старался придать лицу горестное выражение и надеялся, что не забыл на столе текст с прощаль...
    -->
    890

    Что такое Держава Русь (Копа)?

    Держава – это форма организации общества, когда сам народ управляет своей повседневной жизнью — народовластие. Копа – мозг Державы, основа самоуправления. Все стороны жизни разбираются на собраниях ( Вече, Весе, Копе ).Русь (Рось) – это народ, говорящий на одном языке, одной Веры, Культуры, Традиции.- Обучение самоуправлению начиналось в семье, на семейном с...
    -->
    482
    Канал Валерий 11 февраля 23:35

    Фейк-киноиндустрия конца 19 - начала 20 века

    ...
    -->
    476

    Методичка сторонника подлинности "Протоколов сионских Мудрецов"

     Данный методический материал содержит приёмы и способы ведения дискуссии с людьми, уверенными в фальшивости Протоколов Сионских мудрецов. Добрый день, уважаемый искатель и защитник правды. Сегодня, дорогой ревнитель истины, я расскажу тебе, как нужно вести диалог с недалёкими люмпенами, которые смеют публично оспаривать подлинность столь важного и знакового...
    -->
    3022
    Sage 11 февраля 18:28

    Монгольский крестовый поход. "Христианский джихад"

    Начало здесь  Монгольские крестоносцы? Азиатский крестовый походПодготовка военной экспедиции была проведена исключительно тщательно. Чтобы сохранить нетронутыми пастбища, кочевое население согнали с маршрута армии, через реки навели понтонные мосты, заготовили провиант и вызвали из Китая тысячу специалистов по метательным машинам. Была произведена ...
    -->
    1461

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. V

    Здравствуйте, дорогие друзья, мы выполняем своё обещание и постараемся сегодня рассмотреть особенности мышления человека времён архаики.Специально оговоримся: мы полагаем, что подобное в принципе возможно. Источники есть. Остальное за нашим – уже нашим! – мышлением.Итак, подумаем вместе…Мышление того времени следует определить как нерасчленённое, синкретичное, следств...
    -->
    967

    Монгольская империя. Что известно всем?! Известны ли истории государства кочевников? Куда делось награбленное золото? Кто такой Олекса Неврюй? Кто и как сражался на Неве?

    МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ Клянусь Аллахом! Я не сомневаюсь, что кто уцелеет после нас, по прошествии этой эпохи, и увидит описание этого события, тот станет отрицать его и сочтёт его за небылицу, и правда на его стороне. Но, принимая это за небылицу, пусть он сообразит, что это написали мы и все современные нам составители летописей, в то время, когда всякий, кто знал это...
    -->
    838

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IV

    Здравствуйте, дорогие друзья, мы продолжаем разбираться в особенностях того миросозерцания, которое условно называют «языческим» или «двоеверным».Итак, продолжим…При крещении зырян Православная Церковь пошла на компромисс, допустив такое уникальное явление, как пермская деревянная скульптура, генетически связанная с дохристианскими временами (1). На р. Лепше, также в ...
    -->
    1330
    Гервасий Выливаха 10 февраля 09:28

    Как Романовы подменили веру и зачищали историю и артефакты

    О настоящей астрофизической вере.Как Романовы издевались над русскими святынями ...
    -->
    395

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. III

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать язычество как культурный феномен. Обратимся теперь к позднему материалу: потрясающее свидетельство сохранил «Псковский Кроник» 1689 г.: «И помощию Садца бога и Волна той великий князь Гостомысл в Великом Новеграде в народе всякое управление управляше крепце» (1). Мы сознаём, конечно, что перед нами, мяг...
    -->
    1098
    AMP 9 февраля 09:37

    Новгородская демократия и свободные «почти-европейцы»

    Вы замечали, насколько мифы наших отечественных либералов похожи на большинство, если не на все, мифы свидомых небратьев? И в этом нет ничего удивительного, ведь место происхождения этих мифов одно и то же. Все они пришли к нам с Запада. И понятно, что основная мысль всех этих мифов тоже совпадает – отсталая Россия на фоне прогрессивного Запада. Для этих мифов не важн...
    -->
    1464
    Sage 8 февраля 16:14

    Древние города Сибири по сведениям античных авторов и конечный пункт переселения сибирских народов.

    В связи с актуальностью проблемы происхождения древнего письма, а также многочисленной полемикой по поводу времени появления славянской письменности, в 2008 году в С.Петербурге состоялся Первый международный конгресс «Докирилловская Славянская Письменность и Дохристианская Славянская Культура». На конгрессе было отмечено, что религиозная и научная парад...
    -->
    1680

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. II

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать язычество как культурный феномен – в основном, на восточнославянском материале, но не только.Продолжим с того, что каждый из христианских святых, с точки зрения крестьян, как бы «специализировался» на покровительстве тому или иному занятию или ремеслу, причём такая «специализация» часто не была связана ...
    -->
    1163
    Sage 7 февраля 19:51

    Храм на Ильинке. 6 метров вниз .Саркофаг, готическая арка и много воды

    На сколько может вырасти "культурный слой" за 500 лет?ну примерно на 6 МЕТРОВ?!Храм Ильи пророка на Ильинке, что мы о нем знаем и много ли??? Думаю нет. Ну тогда слушайте рассказ смотрителя Нижнего храма очень внимательно - это очень интересно! Москва была готическая?! И откуда внизу столько воды, она даже не уходит?! Да там даже более 6...
    -->
    4728

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. I

    В предыдущих постах, посвящённых образу волка у славян на индоевропейском фоне, вы, мои дорогие читатели, нашли немало интересных вопросов, которые, в свою очередь, снова заставили думать уже меня самого.Спасибо вам за это.Многие из ваших вопросов связаны, как мне кажется, с тем, что далеко не все люди нашего времени (и учёные, скажу вам по секрету) понимают разницу м...
    -->
    1375
    ꚛ Мegakit ꚛ 6 февраля 15:50

    Боевые наконечники пейсов академиков РАН...

    Вот тут наткнулся на статью... о раскопках археологов под Москвой.https://cont.ws/@petrovserg/1197417Внимательно читаем:-----------В Подмосковье нашли сооруженный 4500 лет назад некропольСотрудники Института археологии РАН обнаружили в Подмосковье некрополь представителей фатьяновской культуры, который был сооружен 4,5 тысячи лет назад. Как сообщается в пресс-релизе, ...
    -->
    2286

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть V.

    Удивительно, но тема жертвоприношений или ритуального поедания у разных древних народов касается практически любых животных, птиц, пресмыкающихся и насекомых, но только не волков (разумеется, с учётом региона постоянного проживания того или иного народа). Фрэзер упоминает всего лишь два момента, связанных с волками: в первом случае речь идёт о герое скандинавского пре...
    -->
    1104
    Sage 5 февраля 17:02

    Три полноценных войны Александра Македонского с народами Сибири.

    То, что Македонский был в Сибири, подтверждает историк, картограф и географ Сибири, С. Ремезов. В своей "Чертежной Книге Сибири" (1699-1701) он приводит карту Нижнего Амура с надписью "До сего места царь Александр Македонский доходил, и оружие спрятал, и колокол с людьми оставил".За время Сибирского похода у Александра было три полноценных войны с Сибир...
    -->
    3487

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть IV.

    Здравствуйте, уважаемые читатели! Приятно видеть ваш отклик, и горячие обсуждения, сегодня, продолжая статью, хотелось бы обратиться к анализу образа волка в текстах русских и европейских сказках.Итак, начинаем..При сравнительном анализе русских, европейских и восточных сказок разных времён складывается устойчивое ощущение существенного различия характеристик волка ка...
    -->
    2095
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика