• РЕГИСТРАЦИЯ
Судьба Русов
17 января 12:34 1263 1 23.34

Воины-оборотни. Ч. V

Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы продолжаем публиковать посты, связанные с очень интересными представлениями славян о воинах-оборотнях.

Данные сюжеты, образы и мотивы сыграли, как мы надеемся показать, немалую роль в истории складывания ранней государственности у восточных славян и иных народов Восточной Европы. 

Итак, начинаем…

Былина о Волхе имеет явные параллели с позднейшими быличками о детях, похищенных лешим – видимо, генетическим предшественником Велеса, как он представлен в источниках. В лесной избушке их воспитывают лешие – лесные «старики», «отцы», и, вернувшись, такие дети становятся знахарями или же, наоборот, обрастают мхом, теряют способность к человеческой речи (1). В последнем случае перед нами – явление, сигнализирующее к причастности таких детей к лесу как к иному миру. В другом же случае «похищение» – просто отзвук древних обрядов посвящения, и аналогично «учению» эпического героя-змеевича. Южнославянский эпос, насколько нам известно, подобных сведений об инициации змеевича не сохранил. Волшебное умение Волха необходимо ему в охоте и войне, потому, в частности, в некоторых текстах сразу же после констатации результатов волшебного обучения героя описывается, как в ужасе разбегаются птицы, звери и рыбы (2).

Это, разумеется, не случайно. В онежской былине Вольга велит «дружине» петлями ловить зверей и птиц, а сетями – рыб. Три дня они не могли никого поймать. Повернулся он левым зверём; / Поскочил по сырой земли, по темну лесу, / Заворачивал куниц, лисиц, / И диких зверей чёрных соболей, / И белых поскакучиих заячков, / И малых горностаюшков. Примерно так же Волх ловит дичь для своей дружины в сборнике Кирши Данилова, но здесь он даже не предлагает своим воинам поймать добычу.

Перед нами, несомненно, – лидер охотничьего общества, где именно указанные качества были чрезвычайно ценны. Это суть изучаемого образа Волха, а вовсе не «звериный орнамент» былины о князе XI в., как полагал Б.А. Рыбаков, не аргументировав свою точку зрения (3). «Вольга в былинах предстаёт, прежде всего, как владыка царства животных, – писали в данной связи И.Я. Фроянов и Ю.И. Юдин, – волшебник-оборотень и чудесный охотник». С этим утверждением, видимо, можно согласиться, памятуя описание «дружины» Волха (мужского союза) у М.С. Крюковой: А как от йихней-то поездочки богатырьскою, / А и ясны соколы летели вьсё впереди же йих, / А и чорны соболи бежали позади же йих… (4). Из русских богатырей больше никто, насколько нам известно, не в силах повелеть диким зверям бежать рядом с собой. Скимен-зверь, в котором легко угадывается Велес, убиваемый своим сыном-богатырём, «Чудородычем», который позднее был отождествлён с Алёшей Поповичем (изначально – сыном жреца), также предводительствует стадом звериным или змеиным (похоже, для самого сказителя эти два «стада» не различаются) (5). Видимо, после относительно глубокого проникновения христианства в народное сознание подобное умение повелевать зверями, по крайней мере, в русской эпической традиции, стало иметь некий зловещий оттенок. Таким образом, следует сказать, что перед нами – реликты древних индоевропейских представлений о том, что змеевич – не только идеальный охотник, но и лидер, которому вследствие рождения от владыки животных и полученного магического умения повинуются звери и птицы. Недаром животные бегут при рождении Волха. В былине о Суровиче Ивановиче из Русского Устья данный мотив перенесён на описание боя этого героя с врагом (6), что следует считать, видимо, стадиально поздней деталью.

В сборнике Кирши Данилова Волх далее обращается к своей «дружине» с просьбой обернуться туром-золотые рога и разведать обстановку во враждебном «Индейском царстве», на что они отвечают: Нету у нас такого молодца, / Опричь тебя, Волха Всеславьевича. Вслед за этим он обернулся гнедым туром-золотые рога, / Побежал он ко Царству Индейскому, / Он первой скок за целу версту скочил, / А другой скок не могли найти; / Он обернётся ясным соколом, / Полетел он ко Царству Индейскому… То же самое мы видим и в записях А.Ф. Гильфердинга. Само по себе оборотничество исторически восходит к неразличению животного и человека, к эпохе тотемизма (7). Отсюда, в конечном итоге, и обилие «звериных» «некалендарных» имён наряду с крестильными на Руси до XVII в., а иногда и позже. Так, имена, употреблявшиеся в средневековой Руси – это Волчий Хвост, Ворон, Собака, Волк, Воробей, Бык. В Волынской губернии и в XIX в. как имя собственное употреблялось слово Соловей, что отмечал ещё Н.П. Дашкевич. То же самое, по сути дела, мы видим у тюрок. Здесь широко известно сравнение воинов с волками, а врагов – с овцами. Интересно, что то же самое сравнение, имевшее, видимо, характер «бродячего», имеет место и в сербской «Александрии». В орхонских надписях известно имя собственное «Чёрный Ворон». В конечном итоге, перед нами – те же реликты представлений об оборотничестве воина. В дастанах герой оборачивается тигром, львом, соколом, кречетом, ястребом, что является, разумеется, крайней архаикой (8). Отзвуки черт оборотня в русском эпосе имеются у Чурилы (9). Представления об оборотничестве у славян – чрезвычайно древние, у болгар, в частности, они фиксируются уже в X в. как в собственно болгарских, так и в иностранных источниках. «Се же есть первое, тело свое хранить мертво, и летает орлом, и ястребом, и вороном, и дятлом, рыщут лютым зверем и вепрем диким, волком, летают змием, рыщут рысию и медведем», – читаем, в частности, в болгарском источнике. Примерно то же самое мы видим и в «Ynglinga saga». «Óðinn skipti homum, lá þá búkrinn sem sofinn eða dauðr, en hann var þá fugl eða dýr, fiskr eða ormr, – читаем об этом в источнике, – ok fór á einni svipstund á fjarlæg lond at sínum erendum eða annarra manna» (10). (Наш перевод: «Один мог меняться, в таком случае его тело лежало, будто он спал или умер, а сам он в то время был птицей или зверем, рыбой или змеем, и в единый миг переносился в иные земли по своей надобности или же по делам иных мужей»).

Признать влияние двух процитированных источников – древнеисландского и болгарского – друг на друга едва ли возможно, потому перед нами – или типологическое сходство, или же результат влияния «ходячих» представлений об оборотнях, распространённых в поверхностно христианизированных странах средневековой Европы.

В обоих случаях перед нами – более позднее представление, чем в разобранных выше источниках, не исключая и «Слово о полку Игореве». В болгарском же памятнике и «Саге об Инглингах» уже чётко разделяется тело и душа человека. Волх же, как, впрочем, и Всеслав Полоцкий, «оборачивается» в зверей сам. Душа в восточнославянском фольклоре также ещё не отделяется от самого человека. Так, в одной из русских сказок Карельского Поморья мужик, жену которого съел бык, не верит Богу, что его старуха на небе, ибо она съедена (11). Что такое душа, отдельная от тела, герой сказки здесь явно не понимает. Таким образом, наш вывод подтверждается. Таков же, как и Всеслав, по сообщению Лиутпранда, и сын болгарского царя Симеона Баян, крещённый как Вениамин. В последнем случае, надо отметить, мы также видим, разумеется, «встречу» близких представлений славян и тюрок, учитывая тюркские компоненты в культуре I Болгарского царства. Лиутпранд, как известно, отмечает именно волка в качестве того животного, в которого якобы однажды превратился Вениамин, хотя и намекает на то, что он мог оборачиваться и иными подобными зверями: «Baianum autem adeo foere magicam didicisse, ut ex homine s bito fieri lupum quamvecumque cerneres feram». Вениамин, равно как и его брат Иоанн, был приверженцем старины, добавим, старины языческой, в противоположность своему отцу Симеону Петровичу, который воспитывался у ромеев и стремился во всём им подражать, добившись от них, в частности, для себя титула василевса. Так и Ф.И. Успенский, и Я.Н. Любарский объясняют следующее показание на сей раз не латиноязычного, а византийского источника. В жизнеописании василевса Романа I Лакапина в «Theophanis Continuatus» мы видим следующую фразу: «Ίωάννης δέ καί Βενιαμίν οί τοί Πέτρον άδελφοί έτι στολή έκοσμούντο Βουλγαρική». («Иоанн и Вениамин, братья Петра, ещё носили болгарскую одежду»). Таким образом, как можно понять по контексту, они демонстративно носили традиционные народные одеяния, а не византийскую одежду. Другой текст, который можно привести в данной связи, также представляет собой глухой отзвук представлений об оборотничестве, но последние в Евразии имели, как мы видим, настолько широкое распространение, что порой невозможно чётко определить, относится ли оно к восточным славянам или их соседям, в том числе и не говорящим на индоевропейских языках. «Сърчанови же оставшю оу Доноу, рыбою оживъшю», – читаем мы в русской Галицко-Волынской летописи о половецком хане (12). Однако, обращение Вольги щукой нельзя свести к чудскому влиянию, как полагал Д.М. Балашов (13). Это Мировая Рыба, Царь-Рыба и самих восточных славян, о чём мы писали выше. Суммируя вышесказанное, можно отметить, что оборотничество Волха отражает исконные восточнославянские представления, имеющие параллели у других народов Европы, как индоевропейских, так и неиндоевропейских. Это не влияние различных «Александрий», как у В.Ф. Миллера. К тому же, параллели, приводившиеся этим учёным, слишком отдалённые, чтобы поставить их во главу угла. В самом деле, превращение Волха в щуку слабо напоминает путешествие Александра в морскую пучину в стеклянной бочке, а обращение данного героя в тура-золотые рога – Александра Двурогого на Букефале (`вологлаве`) (14).

Но наш анализ будет неполным, если мы не ответим на вопрос, как сын Змея превращается в птицу. В данном случае недостаточно, подобно Д.М. Балашову, просто отметить, что обращение героя в сокола означает обращение в княжескую птицу, видимо, также некогда священную. Обратимся к иному мнению. В.Ф. Миллер и здесь видел влияние сюжета об Александре. Исследователь обращал внимание на тот факт, что птица Науй, в которую иногда превращается Волх, упоминается в сказке об Александре. Но подобный аргумент слишком слаб для того, чтобы на его основе строить подобные выводы. На самом же деле превращение змеевича в птицу связано, по нашему мнению, с образом владыки Нижнего Мира как путешественника по мирам (шамана). Начнём с того, что этот мир и неразрывно связанная с ним вода у индоевропейцев так или иначе связаны с идеей мудрости и тождественной с ней идеей шаманского путешествия. Так, по воде можно уйти в иной мир. Поэтому, в частности, и у восточных славян, и у хеттов детей, которые считались потомками сверхъестественных существ, отправляли (пускали) по воде, оправляя их таким образом в «их» мир. Например, подобное мы видим и в русской сказке о чудесном зяте. У германцев же, судя по «Старшей Эдде», «главный упор делается» не на роль «мёда поэзии», а «на связь экстатического вдохновения с хтоническими силами, с царством мёртвых, с близостью смерти», поэтому, в частности, по словам Е.М. Мелетинского, «близкие к смерти персонажи героических песен пророчат о будущем и изрекают мудрые сентенции». То же можно сказать и об образе мёртвого прорицателя Тиресия в «Одиссее», и иных балканских параллелях, что отмечает Т.В. Цивьян. Та же логика имела место и в латинской традиции при жертвоприношении. Последнее, как писал Э. Бенвенист, «производится, чтобы соединить при посредстве жреца профанное с божественным. Чтобы сделать животное «священным», необходимо его изъять из мира живых, нужно, чтобы оно перешло порог, разделяющий оба мира – в этом цель умерщвления» (15). О Нижнем Мире как источнике сверхъестественного знания свидетельствуют и многочисленные примеры гадания, связанные с водой, например, по поведению венков на речной воде (Быстра речка / Судьбу отгадам) (16).

Индоевропейским представлением, отразившимся и в восточнославянской культуре, является образ страны мёртвых, расположенной за некоей водной границей (праслав. *nъktjьvy / *nъktjьky и герм. *nakwan-, восходящие к и.-е. *nau- `судно, корабль`, родственное и славянскому обозначение духов смерти – навьев). В литовской традиции выход девушки замуж описывается как уход за море, т.е. тоже в иной мир (17). Прорыв же границ между мирами может привести к страшным последствиям. Так, в древнескандинавской традиции конец света связан с появлением корабля из ногтей мертвецов (Naglfar), которым правит Локи. В пародийном русском сказочном тексте сохранился отзвук верования, что граница между миром людей и Нижним Миром иногда открывается, но временно. Интересно, что в этой сказке для достижения подземного царства необходимо прыгнуть в воду (18).

Но человек может провалиться в Нижний Мир за нарушение наиболее серьёзных сакрально обусловленных запретов. Сквозь землю может провалиться и церковь, причём и под землёй на Пасху там не прекращается богослужение. Наоборот, Китеж уходит под воду по воле Господа, Который таким образом спасает его от татар, трепещущих от увиденного (19). Таким образом, уход в Нижний Мир у восточных славян также осмысляется амбивалентно. Если же необходимо произвести общение между мирами, для безопасности надо остаться в своеобразном междумирье – в ладье. Так поступает и жена Рака Раковича, ушедшего в свой мир вследствие нарушения брачного табу. Она общается с сестрой мужа, сидя в лодке. Точно так же и Святослав Игоревич ведёт переговоры о мире с Цимисхием, сидя в ладье: «Όλίγα γούν άττα περί διαλλαγής τώ βασιλεϊ έντιχών, παρά τόν ζυγόν άκατίου έφεζόμενος, άπηλλάττετο». («Немного поговорил с василевсом о мире и уплыл, сидя в ладье на скамье для гребцов»). М.Я. Сюзюмов и С.А. Иванов полагали, что описанная «обстановка переговоров обуславливалась соображениями безопасности и была обычным делом», приводя ряд примеров, иллюстрирующих последний тезис (20). Однако, в данном случае авторы не учитывают языческих преставлений восточных славян, и их объяснение следует признать правильным, но неполным.

Данные образы и представления имеют непосредственное отношение к образу исследуемого нами божества восточных славян. Обратимся к образу корабля в русском фольклоре. С одной стороны, корабль часто называется соколом. Сюжет об корабле на Соколе-корабле достаточно распространён в русском эпосе. У того у сокола у батюшки, / А у большаго у корабля, – читаем в одной из онежских былин. Наперёд корабль бежит, / Что сокол летит, – вторит ему историческая песня XVIII в. (21). Смешение практически не различаемых носителями традиции черт существ Нижнего и Верхнего Миров – нормальное явление для корабля русского эпоса. В сказке колдун может превратить «палубину» в змею, ибо для архаического сознания это практически одно и то же. Садко же говорит приказчикам: Нос-корму кладите по-звериному, / Бока-то вы сведите по-змеиному… / Да по чёрному по соболю сибирскому / Вместо бров продерните, / По бурыя лисицы по сибирския, / А вместо ушей повесьте-тко, / По дорогу по камешку по яхонту вместо глаз вы вставливайте. Подобное описание незначительно варьируется в различных былинах и в исторических песнях, даже в младших. В печорских старинах есть и добавления: По сизу ещё бобру да по осистому, / Ах как вместо ушей было пришитоё, / Ах по серому волку да по рыскучему, / А как вместо ле ног да было вдолблено, / Ах по чёрному моржу да по подлёдному, / Ах как вместо ле туши да было впилено, / Ах по красной лисицы по бурнащатой, / Ах как вместо хвоста было привязано (22).

Но перед нами – не просто описание богато изукрашенного корабля. Дело в том, что корабль восточные славяне представляли именно Змеем-Велесом. Поэтому сказители называли его и зверем, и змеем, причём даже в одном и том же тексте. Более того, ясно, что корабль воспринимается как живой змей-зверь. Такие представления сохранились в совершенно различных регионах проживания восточных славян – на Печоре и у гребенских казаков, что показывает их значительную древность. Э-эй уж вон нос-ти держит етот червон кораб / По ярлиному, / Хоботом бьёт этот червон кораб по-звериному, – читаем в казачьем эпическом произведении. Дав традиционное для русского эпоса описание корабля, печорская былина о Соловье Будимировиче сообщает: Вместо хвоста было привязано / По тому ли волку по рыскучему, / Кабы весь-де корабль да по-звериному, / Хобот-от мецет по-змеиному, / Не флюгер на дереве шатаетца, / Бутто лютая змея да извиваетца. Существует и иной аналогичный текст (23). Итак, корабль – змей, зверь, сокол и орёл, а, учитывая одну из младших исторических песен, и муравей (24). Это отражает соотнесённость Велеса и с Нижним, и с Верхним Миром, принципиальную возможность для этого божества путешествовать по мирам как по горизонтали, подобно реальному кораблю, так и по вертикали, т.е. так, как это делает былинный Волх, сын Змея-Велеса. Учитывая же, что Велес мог восприниматься и как конь, неудивительно, что корабль в русском эпосе – и зверь, и конь. Да как нос-корма по-звериному, – читаем в архангельской старине о Соловье Будимировиче, – Да бока-ты сведёны по-лошадиному… Остальные черты описываемого корабля обычны для русской эпической традиции (25).

Кроме того, в этих же представлениях следует искать и объяснение тому, что «Слово о полку Игореве» называет Бояна соловьём: «О Бояне, соловiю стараго времени!». Это шаманская, вещая птица, в которую и превращается (ритуальный) потомок («внук») бога загробного мира Велеса поэт Боян («Бояне, Велесовъ внуче») в странствиях по мирам. Полагать же, что «Дажьбожьими внуками» назывались жители Южной Руси как потомки Солнца, а «Влесовыми внуками» – обитатели севера страны, имевшие подземное происхождение, как минимум неосторожно. Данная гипотеза С.В. Цветкова нуждается в дополнительном обосновании. Скорее перед нами – не региональное, а именно социальное отличие (волшебники-поэты и русичи вообще). Но это исконно славянские образы. Византийское ήλιογέννητος `рождённый Солнцем`, в котором В.Ф. Миллер и присоединившийся к нему О.Ф. Миллер видели источник выражения «Дажьбожьи внуки», – видимо, просто образ, типологически близкий к древнерусскому.

Вновь обратимся к тексту «Слова о полку Игореве». «Боянъ бо вещiй, аще кому хотящее песнь творити, то растекашется мыслiю по древу, – пишет о странствиях по мирам поэта-волшебника древнерусский поэт, явно имея здесь в виду системообразующее в языческих представлениях Мировое Древо, – серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы». Считать же, что перед нами – простые метафоры, как полагала, в частности, В.П. Адрианова-Перетц, нельзя. И тем более нельзя согласиться с тем, что образ мысленного древа имеет церковный характер, о чём писал Д.С. Лихачёв (26). И здесь перед нами исконные славянские представления, а не простое греческое заимствование образа Аполлона, к чему склонялся М.С. Грушевский. То же прозвище-титул, что и Боян, имел и верховный жрец Новгорода Богомил, возглавивший здесь, вместе с тысяцким Угоняем, борьбу с уем Владимира Святославича Добрыней Малковичем, желавшим крестить город. Об этом сообщает Иоакимовская летопись. «Высший же над жрецы славян Богомил, сладкоречиа ради наречен Соловей, вельми претя люду покоритися», – пишет об этом источник. Так что ничего удивительного здесь нет.

Примерно в том же русле, как и мы, рассуждал и А. Косоруков. Однако, он считал, что соловьём становилась душа Бояна, тогда как и для данного литературного произведения, и для восточнославянского фольклора скорее характерно более архаичное представление именно об оборотничестве, что практически тождественно превращению в тотемного предка после смерти. У Всеслава, согласно «Слову о полку Игореве», может быть другое тело, видимо, звериное: «Аще и веща душа въ друзе теле, нъ часто беды страдаше». В этом следует видеть описание ритуала облачения в шкуру священного животного. Посредническая же роль птиц, которые, как мы видели, и по мнению св. Владимира Мономаха могли летать между миром людей и раем, могла проявляться также в том, что они могли переносить зародыши людей («души») из маточника, «рассадника душ», в мир людей, и наоборот. Интересно, что соловей, вопреки реальности, в святочных песнях представлен как податель земледельческого обилия (жита) (27), что легко понять, если учесть связь этой птицы с миром Велеса как миром всяческого изобилия. Птицы же как посредники между мирами характерны и для балканской традиции, в том числе и для албанского фольклора, что отражает, надо думать, представления более древние, чем славяне и албанцы как таковые. Попутно добавим, что мы не можем, подобно Д.М. Балашову, разделить «сухопутных» птиц мужского рода, связанных в сознании восточных славян с приходом весны, от дев-птиц водяной природы, природы тёмной и, часто, несущей на себе отпечаток недоброго начала (28). Все сакральные существа амбивалентны, они могут, повторим, нести и пользу, и вред. Соловей же может быть связан не только с Верхним, но и с Нижним Миром, учитывая, что с ним сравнивается «внук» хозяина Нижнего Мира Велеса Боян.

Князя-оборотня характеризует чрезвычайная быстрота передвижения, которая уподобляется быстроте животных. В иных фольклорных текстах – как русских, так и, к примеру, чувашских, абхазских, картвельских, герой покрывает огромные расстояния на волшебном коне: Как видели Добрынюшку сядуци, / Да не видели Добрынюшку поедуци, / Одну ископыт нашли во Питере, / Другу ископыт нашли во Киеве, / Третью ископтий найти не могли. Былина о Волхе и «Слово о полку Игореве» донесли до нас другой, более древний вариант, где такая скорость приписана не коню, а самому герою, превратившемуся в животное: Всеслав «самъ в въ ночь влъкомъ рыскаше; изъ Кыева дорискаше до Куръ Тмутороканя; великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше» (29). Подобные представления о лидере явно восходят к эпохе более древней, чем время приручения коня. С другой стороны, специально подчеркнём, что для язычника и «двоеверца» это не просто метафора чрезвычайно быстрого перемещения, как полагал О.В. Творогов (30), а именно на указание на оборотничество князя-змеевича.

Культ волка, образ змееборца-Сучича и сообщение Лиутпранда заставляют нас особо рассмотреть вопрос о существовании у восточных славян мужского союза воинов-псов и воинов-волков.

Но об этом – в следующих постах.


"Чё ле делай, даром не живи!"

История словен и русов от древнейших времен до наших дней Подписывайтесь на наш журнал, узнавайте больше о нашем славном прошлом и настоящем

Загрузка...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    NATA-SHA Сегодня 11:52

    Почему в Крымскую войну Черноморский флот погиб от рук своих же моряков.

    Почему в Крымскую войну Черноморский флот погиб от рук своих же моряковРусский Черноморский флот считался отлично организованным боевым соединением. Он приобрёл такую славу в тот долгий период (1834-1851 гг.), когда им командовал адмирал М.П. Лазарев (первооткрыватель Антарктиды). Перед началом войны с Турцией, весной и летом 1853 года, в Петербурге обсуждался вопрос,...
    -->
    154

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть III.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    129
    MERjAMAA Вчера 22:45

    Финно-угорские фамилии округи Ростова Великого

    Продолжаем изучать в соц.сетях современных жителей округи Ростова Великого. Поселок городского типа Борисоглебский тут особенно интересен. Возник он вокруг Борисоглебского монастыря на Устье — мужской обители на древней дороге из Ростова в Углич. Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской мит...
    -->
    257

    Почему монголов именовали татарами? Кто такой царь? Сколько было монголо-татар? Лемурия. Историки врут, а источники?

    ПОЧЕМУ МОНГОЛОВ ИМЕНОВАЛИ ТАТАРАМИ? СокращенияАБ - Александр БушковЕТ - Евгений Темежников (автор)НФ - Носовский и Фоменко НФ: Само название «Монголия» (или Моголия, как пишут, например, Карамзин и многие другие авторы) происходит, вероятно, от русских слов «много», «могл» (старое причастие от глагола «мочь»). Отсюда же и греческое «мегалион», то есть «великий». В...
    -->
    400

    Научный и гражданский подвиг С В Жарниковой.

    Светлана Васильевна Жарникова - кандидат исторических наук, этнолог, искусствовед, действительный член Русского Географического Общества, член Международного Клуба Учёных, которая большую часть своей жизни посветила изучению Славяно-Арийской Традиционной Народной Культуры Русского Севера.Основной круг её научных интересов был таким: Арктическая Прародин...
    -->
    225
    Sage Вчера 18:29

    Легенды и были Рифейских гор.

    Многие археологические находки (к примеру, известные с прошлого века стилизованные изображения летательных аппаратов, скафандров и т. п.) позволяют предположить существование высокоразвитой цивилизации в древности. На наш взгляд, многочисленные «крылатые предметы» из моржового клыка, распространенные на Севере, являются вестью из тех далеких времен.Изве...
    -->
    267
    dentvideo Вчера 16:45

    Александр Пыжиков. И новая и старая хронология скрывают реальность

    Доктор исторических наук Александр Пыжиков рассказывает о тайнах Древней Руси и отвечает на вопросы зрителей. Что было главным в общине, почему реальное предствление о ней тщательно скрывается. Где искать утраченные корни русского народа. Почему мы живём в городском плену, без чего мы не сможем от него освободиться. https://www.youtube.com/watch?v=adVvqOdBDeU ...
    -->
    162

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть II.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    781

    Президент США Дональд Трамп достраивает мистическую Стену?

    Почему официальной науке и археологии ЗАПРЕЩЕНО даже упоминать о существовании гигантских оборонительных сооружений на территории континента Евразия? Эти стены и валы, крепости идут от Англии до Кореи! О них молчат в тряпочку все учебники и "учёные". Кроме китайцев, как всегда, присвоивших себе чужой труд и прошлое? За стеной обязаны были жить АДАМИТЫ и прес...
    -->
    346
    Gena Weret 20 февраля 23:36

    Презентация новой легенды подслушанной на родине Чингисхана!

    Легенда о Мастере, который делал «говорящие стрелы» После того, как Чингисхан перестал казнить Знахарей и решил увековечить своё имя и свой народ в веках и совершить большой военный поход на Запад, он задумался над тем, что может защитить его войско от оружия, и тем, какое оружие может сделать его конников непобедимыми. Чтобы вырастить воина требуется двадцать лет, а ...
    -->
    309
    Gena Weret 20 февраля 23:32

    Кратко о том, почему неприступный Киев пал на 2-й! день монгольского штурма? Немного о поисках Грааля в Крыму фашистами и не только об этом..

    Вопрос. Почему непобедимая, хорошо вооруженная многочисленная Русь практически без сопротивления покорилась монголо-татарам? Например, падение столицы – Киева. Город, который по признанию всех специалистов-историков считался практически неприступной крепостью в Европе. И он пал уже на второй! Второй день монгольского штурма! Это кажется невероятным! И эти факты застав...
    -->
    363

    Готика Руси или полуземлянки крытые соломой?

    Готика Руси или полуземлянки крытые соломой? ВидеоОчередной наш общий шедевр, который мы дружно собрали по крупицам. Впечатляли только фотографии, что мы вместе собирали - уже душа заряжалась какой-то эстетикой... а вот при монтаже, когда находил ролики уже в видео в формате, с моей то впечатлительностью на настоящую красоту и искусство, а не современн...
    -->
    1218
    MERjAMAA 20 февраля 23:00

    Шемякины войны. Меря в контексте политической истории Московии 15 века.

    Дмитрий Юрьевич Шемяка - незаурядный политический деятель верхневолжской Руси - Мерянии 1-й половины - середины 15 века. В нём сошлись все противоречия и вся доблесть той эпохи. Представитель московского великокняжеского дома, владетель Галич-Мерьской земли, он встал на борьбу с узурпацией верховной власти одной единственной княжеской семьёй. Он также прославился свое...
    -->
    275
    Denis 20 февраля 16:27

    Старая вера в азбучных истинах 2 (календарная реконструкция)

    В прошлых статьях мной открыт метод восстановления гуманитарных ведических знаний на основе календарной композиции. Независимо от местного культурного фона древнеримский календарь имел такой же статус как сейчас имеет Григорианский календарь, а до того Юлианский календарь. Календарные понятия служат основой временных соотношений, лежат за пределами критического о...
    -->
    108
    NATA-SHA НАША ЖИЗНЬ
    20 февраля 12:51

    Афганистан помнит, что для него сделал СССР.

    Об одном из неизвестных эпизодов афганской войны военкор ВГТРК Александр Сладков снял фильм "Королёвский батальон. Неизвестный подвиг".Если бы не Александр Ружин, эта история утонула бы в печальной статистике войны в Афганистане. Познакомились мы в Одессе много лет назад. Но случились на Украине Майдан, трагические события в Одессе, где националисты убивали людей, и Р...
    -->
    369
    NATA-SHA 20 февраля 12:04

    Тайны и история заброшенного коллайдера в Подмосковье.

    На границе Московской и Калужской областей под городом Протвино спрятано огромное сокровище, стоимость которого, по самым скромным подсчетам, несколько десятков миллиардов рублей. Использовать эти богатства сегодня вряд ли получится — ценность они имеют лишь для истории науки. Речь об ускорительно-накопительном комплексе (УНК), который должен был стать основой первого...
    -->
    392

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть I.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, начи...
    -->
    1452
    Ин-Ко 20 февраля 05:14

    Вторая половинка – миф или реальность? Человек сотворён дважды

    В наше время стало очень распространённым мнение, что нужно обязательно найти свою вторую половинку, чтобы стать по-настоящему счастливым. На протяжении многих лет мы перебираем людей, ищем того или ту единственную, предназначенную нам Богом. А почему? Потому что каждый из нас хочет быть счастливым, быть безраздельно понятым и по достоинству оценённым. Возможно ли это...
    -->
    625
    Denis 19 февраля 20:25

    Лалибела ላሊበላ в Эфиопии - первый в мире православный "Новый Иерусалим"

    Лалибела в Эфиопии древнейший православный "Новый Иерусалим" в мире. Он расположен в верховьях Голубого Нила. Места в буквальном смысле сказочные: 150км от прославленной Дж.Р.Р. Толкиным крепости Гондэр (Гондор), и 300 км от прославленного им же лавового озера Эртале-гомора (Мордор). Однако речь пойдёт не про сказки, а про быль.  ኤርታሌ እሳተ ገሞራ — Эрта...
    -->
    299
    NATA-SHA 19 февраля 13:42

    Самая крупная утечка информации в СССР.

    Об этом подполковнике КГБ не говорили в приличных кругах. С него не брали пример. А дело в том, что из множества советских предателей Владимир Ветров едва ли не больше всех опорочил честь мундира. Отречение от Родины? Обида? Нет, всего лишь жажда наживы и побрякушки для любовницы.Владимир Ветров родился в Москве, в 1932 году. Отец воевал на Волховском фронте, мать всю...
    -->
    625

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. XII

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы заканчиваем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе.И здесь с неожиданной стороны нам открывается князь Святослав Игоревич, «Ольжинъ сынъ»…Но – обо всём по порядку...О том, что эти данные возможно толковать именно так, показывает и Никоновская летопись. Судя по данному источнику, наря...
    -->
    942

    Частотный анализ текста по методу Носовского-Фоменко

    Как нам всем давно известно, никакого царя Иоанна Грозного не существовало. Вместо него было четыре разных исторических персонажа. Не верите? Какое поразительное средневековое невежество! Новейшие исследования выдающихся докторов исторических наук Г.В. Фоменко и А.Т. Носовского показывают, что человечество много поколений на уроках в школе изучает полную чушь.И э...
    -->
    9215
    Ин-Ко 19 февраля 01:24

    Сатана

    Продолжение статьи АнтихристВеличайшая хитрость дьявола в том, что он заставил поверить людей в то, что его не существует! - пишет Шарль Бодлер о закладе дьяволу своей души и получения от него компенсации в виде земных богатств (Великодушный игрок). Эту же фразу повторяет герой Кевина Спейси в фильме «Подозрительные лица», правда, с чуть иным смыслом, намекая о всемог...
    -->
    791

    Возвращение Чемодана (3). Библиотека и архив Ломоносова.

    В советское время наследием Ломоносова занимались специалисты разного профиля. Отдельную книгу о судьбе ломоносовского архива и библиотеки издали в соавторстве Е.С. Кулябко (1900-1991, кандидат исторических наук, архивист, научный сотрудник Архива Академии Наук) и Е.Б.Бешенковский - оба известные также как авторы других исследований по истории и культуре России 18 век...
    -->
    909
    Grrrrrx 18 февраля 23:08

    "Смена полюсов" - уточнение дат , история - 1 .

    Напишу немного про доказательства и почему я считаю историю по своему .Постараюсь быть кратким , ну как получится .Собственно история неизвестна , но думаю что кое что можно логически восстановить по крошкам , по мотивам , по тому что посчитали не важным и не затерли , по тому что было на столько важным что затереть было нельзя , по слухам ) .Напомню , я поддерживаю в...
    -->
    907

    Возвращение Чемодана (2) Как Фоменко с Носовским доказывали поддельность "Истории..."

    С вопросом о подлинности опубликованной "Истории..." Ломоносова - "ЛОМОНОСОВ ИЛИ МИЛЛЕР"? - обращаются к читателям два уже хорошо известных нам математика и делятся своим новаторским методом установления авторства.Чтобы заранее не настраивать читателей "за" или "против" данного изобретения, я предлагаю прежде всего ознакомиться с соответствующим отрывком из оригинала....
    -->
    1062
    NATA-SHA 18 февраля 19:52

    СВЕРХЧЕЛОВЕК: ТАЙНЫ ВЫДАЮЩИХСЯ СИЛАЧЕЙ.

    Обычный человек уверен, что у супергероев и звезд должен быть дар божий или, на худой конец, какой-то секрет. «Вокруг света» раскрывает тайны выдающихся людей.Иван ПоддубныйВесь род запорожских казаков Поддубных славился богатырской силой. Иван Максимович Поддубный (1871–1949), шестикратный чемпион по французской борьбе, карьеру начал благодаря поражению: вызвался на ...
    -->
    559

    мУченые ложно увеличили вес обелиска Муссолини в 3.5 раза, чтобы "догнать" Александровскую колонну

    Чтобы доказать, что древние могли перетаскивать грузы от нескольких сот тонн до примерно двух тысяч (как найденный мегалит в 2014 году при раскопках в Баальбеке), официальноверсники приводят в пример единственный реально доказанный случай перетаскивания в 1928 году обелиска Муссолини. Его тащили несколько десятков пар быков, и это задокументировано фото и кинохроникой...
    -->
    502
    NATA-SHA 18 февраля 18:16

    ТОП-7 фактов про институт Склифосовского.

    96 лет назад был открыт институт травматологии и неотложной помощи им. Н. В. Склифосовского. Институт, в который поступают без экзаменов, главное медицинское учреждение страны.Как Лапоть сердца соединилВ институте Склифосовского не только спасают человеческие жизни, но и, выражаясь метафорически, соединяют сердца. Именно «Склиф» сблизил Юрия Никулина с его будущей...
    -->
    467

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. XI

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы заканчиваем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе.И здесь с неожиданной стороны нам открывается князь Святослав Игоревич, «Ольжинъ сынъ»…Но – обо всём по порядку.Отметим особо, что верность клятве и слову всячески превозносится и в «Махабхарате», что имеет и параллели в классической д...
    -->
    1026
    Гервасий Выливаха 18 февраля 11:38

    Черное море – могила наших предков.

    Обычно ученые, объясняя наличие огромной массы сероводорода в Черном море (ЧМ) объясняют это уникальностью этого водоема. Приводятся следующие аргументы:Черное море – закрытый бассейн, оно соединено с мировым океаном узкими проливами.Крупные реки сбрасывают в ЧМ большое количество органики.ЧМ имеет большую глубину и резкий перепад от континентального...
    -->
    6255
    NATA-SHA 17 февраля 15:12

    Главные отличия русских от других славян.

    Различия между всеми славянскими народами, безусловно, есть, иначе они бы не отделялись друг от друга как народы. Но есть ли какие-то отличительные черты, присущие только русским и отсутствующие у других славян? Попробуем разобраться.Государственная традицияДва отличия бросаются в глаза сразу. Первое – русские численно превосходят все прочие народы славянского племени...
    -->
    657

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. X

    Итак, дорогие читатели, мы продолжаем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе…Не будем пока делать соответствующих выводов относительно причины изображённых выше парадоксов, и обратимся к языческой эпохе. Как воспринималась клятва за несколько веков после вышерассмотренных событий? В науке известно мнение, согласно которому в сл...
    -->
    513
    Гервасий Выливаха 17 февраля 03:59

    Загадки соборов Древней Руси.

    Постараюсь раскрыть вам все секреты резьбы на камне в Дмитриевском соборе во Владимире, самом древнем из сохранившихся "домонгольских" строений Руси. Исследуем внутренние стены храма оголённые от штукатурки, где видны все переделки и перестройки. Узнаем историю этого собора и поглядим на неё немного под другим углом, не так как показывают нам экскурс...
    -->
    609

    Почему не признают Велесову книгу ©

    Научные круги не признают Велесову книгу подлинником. И никогда не признают. Тому есть причины, как объективные, так и субъективные. Попробуем разобраться, почему происходит такое.1. В тяжелые времена Роды всегда сплачивались и совместно давали отпор врагу. И только благодаря совместным усилиям Русь отвоевала земли на Днепре и возвысилась над другими народами. И остае...
    -->
    3126

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IX

    Здравствуйте, дорогие читатели!Едва ли возможно сколько-нибудь глубоко понять язычество, причём не только восточнославянское, если не учитывать, что это культура дара и отдарка. Так, обмен дарами в Германском Мире имел магическое значение и «представлял собой один из способов установления или поддержания социальных связей – наряду с браками, оказанием взаимных услуг, ...
    -->
    1445
    Николай Ганчук 16 февраля 00:05

    Про норманизм

    Дорогие друзья, товарищи, камрады! Вам предлагается побывать на исторической кухне, то есть лучше узнать что из себя представляет такое историческое течение, как норманизми, ну и узнать аргументы против другого исторического течения - антинорманизма!  Вопросы, кто прав, норманисты или антинорманисты прошу мне не задавать, ибо не счи...
    -->
    685
    Sage 15 февраля 21:02

    Древнеегипетская карта Руси. Крым всегда был Наш !

    Немецкие историки доктор Кайзер и профессор Weissrussland обнаружили загадочный артефакт-карту России, изготовленную древнеегипетскими жрецами. Возраст находки — несколько тысяч лет. Контуры страны, с поправкой на возраст артефакта, вполне узнаваемы. Что особенно интересно, так это присутствие на карте Крыма, входящего в состав Прото- Росс...
    -->
    1149

    Кого убил инок Пересвет?

    Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь.С 1984 г...
    -->
    963

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VIII

    Здравствуйте, дорогие читатели!Попытаемся теперь рассмотреть следующий вопрос: как традиция относилась к нарушению самой традиции?..Например, нарочитое нарушение ритуала легко «читалось» носителями традиции, о чём у нас есть положительные свидетельства аутентичных источников. В страшные, смутные времена, последовавшие после бегства Романовичей в Польшу перед лицом тат...
    -->
    961
    Denis 13 февраля 12:47

    Буквица не Азбука.

    Бытует распространённое заблуждение что Азбука есть упрощённая древняя Буквица, а та, в свою очередь, сокращение от "Всеясветной Грамоты" Шубина-Абрамова. Откуда появилось 47 русских знаков для перевода 22-30 греческих букв по официальной версии возникновения Буквицы так же загадка. Конец инсинуациям можно и нужно положить, раскрыв природу возникновения этих азбук.&nb...
    -->
    981
    Sage 13 февраля 16:50

    Славянское Царство Небесное.

    Образ смертиДревние славяне представляли себе смерть образно. Образы были разные: то страшилище, в котором сочетались человеческие и звериные черты, то человеческий скелет… Часто представляли её в виде птицы — либо чёрного ворона, либо сизого голубя. На севере смерть изображали в виде совы, садившейся на крышу дома. Воронье карканье или уханье совы счит...
    -->
    1090

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VII

    Здравствуйте, дорогие читатели!Итак, имелись ли в славянской религии тенденции, ведущие к единобожию?..Дело в том, что в литературе существует предположение, согласно которому монотеистические воззрения, своего рода «проблеск религии Откровения», имели место у восточных славян (1). Н.А. Ганина, как мы писали выше, считала Святовита и Дикого Охотника ареальными реализа...
    -->
    1171

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VI

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы продолжаем рассматривать особенности архаического мышления как особого феномена в истории человечества.Синкретизм мышления в те времена виден и в следующих примерах. Колода в фольклоре может превратиться в двенадцать молодцев, а рябина без верху, в русской свадебной образности – это мать без дочери (1). Женщина в восточнослав...
    -->
    1429
    Sage 11 февраля 18:28

    Монгольский крестовый поход. "Христианский джихад"

    Начало здесь  Монгольские крестоносцы? Азиатский крестовый походПодготовка военной экспедиции была проведена исключительно тщательно. Чтобы сохранить нетронутыми пастбища, кочевое население согнали с маршрута армии, через реки навели понтонные мосты, заготовили провиант и вызвали из Китая тысячу специалистов по метательным машинам. Была произведена ...
    -->
    1640

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. V

    Здравствуйте, дорогие друзья, мы выполняем своё обещание и постараемся сегодня рассмотреть особенности мышления человека времён архаики.Специально оговоримся: мы полагаем, что подобное в принципе возможно. Источники есть. Остальное за нашим – уже нашим! – мышлением.Итак, подумаем вместе…Мышление того времени следует определить как нерасчленённое, синкретичное, следств...
    -->
    1179

    Монгольская империя. Что известно всем?! Известны ли истории государства кочевников? Куда делось награбленное золото? Кто такой Олекса Неврюй? Кто и как сражался на Неве?

    МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ Клянусь Аллахом! Я не сомневаюсь, что кто уцелеет после нас, по прошествии этой эпохи, и увидит описание этого события, тот станет отрицать его и сочтёт его за небылицу, и правда на его стороне. Но, принимая это за небылицу, пусть он сообразит, что это написали мы и все современные нам составители летописей, в то время, когда всякий, кто знал это...
    -->
    1026

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IV

    Здравствуйте, дорогие друзья, мы продолжаем разбираться в особенностях того миросозерцания, которое условно называют «языческим» или «двоеверным».Итак, продолжим…При крещении зырян Православная Церковь пошла на компромисс, допустив такое уникальное явление, как пермская деревянная скульптура, генетически связанная с дохристианскими временами (1). На р. Лепше, также в ...
    -->
    1576

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. III

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать язычество как культурный феномен. Обратимся теперь к позднему материалу: потрясающее свидетельство сохранил «Псковский Кроник» 1689 г.: «И помощию Садца бога и Волна той великий князь Гостомысл в Великом Новеграде в народе всякое управление управляше крепце» (1). Мы сознаём, конечно, что перед нами, мяг...
    -->
    1296
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика