• РЕГИСТРАЦИЯ
Судьба Русов
18 января 11:18 1415 0 16.34

Воины-оборотни. Ч. VI

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы рассмотрим особенную тему: вопрос о существовании у восточных славян мужского союза воинов-псов и воинов-волков.

Итак, было – не было?

А если было, то что?..

О воинах-псах можно говорить у алан. Такое предположение на основании сюжета об Ир-бараге, истребившем неких кудзыхов, т.е. «собакоротых», и рассказа архиепископа Иоанна де Галонифонтибуса о человекособаках в Алании, сделал Ф.Х. Гутнов. Остальные аргументы данного исследователя носят косвенный характер и доказывают, строго говоря, только существование культа собаки у алан (1). Многообразные связи алан с восточными славянами доказаны, но о воинах-псах у последних говорить, видимо, не приходится. Сложнее вопрос о славянских воинах-волках. С.В. Алексеев, в частности, считает, что они играли очень большую роль (2). Действительно, в волка обращается Волх и Всеслав Полоцкий, Вук рождается с волчьей шерстью на голове. Всё это, однако, резко противоречит привычным нам представлениям об образе этого зверя и христианской традиции.

Так, в Ветхом и Новом Завете образ волка являлся однозначно отрицательным (3). В «Успенском сборнике» с волками сравниваются «триязычники», противники литургии на славянском языке, враги свв. Кирилла и Мефодия. В памятниках Куликовского цикла и в Московском летописном своде конца XV в. дивии, злии, сверепии, серые, ярые и сильные волци – татары. Серым волком отскочил от своей дружины и Мамай (4). Волк в славянской традиции нередко имеет черты нечистой силы, его можно отогнать крестом или колокольным звоном, злым духом волка считают македонцы. У поляков на волке ездит ведьма. У чехов сам Дьявол нередко обозначается как Vlk. Здесь они близки древним германцам: др.-англ. hellehundes `собаки ада`, что, по словам Вяч.Вс. Иванова, является близким ср.-в.-нем. обозначениям Сатаны helleuuark и hellewolf (букв. `волк ада`). Известен славянам и образ волколака. В стадиально поздних текстах словацкого «збойницкого» цикла так могли называть и панов-кровопийц, но изначальное значение этого слова – `волк-оборотень` (5). Как же это может быть совместимо с образом князя-волка как лидера своего, а не чужого, вражеского общества?

Рассмотрим образ волка и образ воинов-волков на индоевропейском фоне. У народов данной языковой семьи подобные явления хорошо известны, но не у всех. Обратимся вначале к германской традиции. Волк у последних амбивалентен. С одной стороны, это потустороннее существо, преступник: древнеисл. vargr – `волк` и `объявленный вне закона`, что имеет параллель в хеттском праве, где человек, похитивший женщину и убивший при этом человека, объявлялся волком. Возмещения с него в таком случае не брали. Вяч.Вс. Иванов отметил яркое сходство между данной юридической нормой и обозначением друзей жениха у восточных славян как волков. В германской традиции, кроме того, известен образ конунга-тирана с «волчьим нравом» – Эорманрика (Германариха, конунга готов) (6).

Но известен и такой образ, как úlfhedhinn (´волчья шкура´) – воин-оборотень, воин-волк, а Один (*Wōdanaz) – ´предводитель ярости´, глава ´дикой охоты´, т.е. фактически – глава мужского союза входящих в боевое неистовство воинов (7), поэтому этот образ не воспринимался только как отрицательный. У германцев известно женское имя Wulfgifu – букв. `дар волка` или `милость волка`. Так звали мать св. Вульфстана. Это имя было создано по той же семантической модели, что и слав. Божедар (Богдан) (8). Здесь же в качестве существа, дарующего дочь, выступает именно волк. Образ воинов как волков, однако, не ограничивается одной германской традицией. В «Ифигении в Тавриде» Еврипида под «волками Ареса» также подразумевается войско. Наконец, авест. vahrka обозначает и воина, и волка. Среди же предков династии Ахеменидов была некая семья саков, превращавшихся в волков, выпив хаому (saka haumavarka) (9), т.е. с помощью одурманивающего напитка впадавших в боевое безумие воинов. Под хаомой же изначально имелись в виду, судя по всему, мухоморы и иные аналогичные грибы, как полагал ещё Р.Г. Вассон, а позже, в связи с переселениями ариев – эфедра, о чём у нас есть положительные свидетельства, собранные археологами, и, может быть, хмель, как считает Н.Р. Гусева (10). Арийские примеры, однако, не исчерпываются только Ираном. В Осетии, «осколке» древнего Турана, отряд воинов, идущий в балц, и волчья стая, называются одним и тем же словом – bal. Уархаг, о чём мы писали выше, – родоначальник рода Ахсартаггата. Но изначально, как показал Ж. Дюмезиль, это не род, а предсословие воинов-профессионалов. Таким образом, воины воспринимались как волки и здесь. Можно присоединиться к Ф.Х. Гутнову, который полагал, что древние аланы знали институт воинов-волков (11).

На Кавказе мы тоже видим «встречу» своего и чужого, в данном случае – арийского и северокавказского. В частности, у цезов в Дагестане также известны воины-волки. Рассматривая же культуру индоариев, мы вслед за С.В. Кулландой признаём, что и здесь известен данный образ. С волком в «Карнапарве» сравнивается Карна Вайкартана. Санскр. vŕka имеет два значения – `волк` и `кшатрий`. Санскр. vrkávāt – `боевое (букв. `волчье`) исступление`. Это понятие имеет отношение к греч. гом. λυσσα с тем же значением, которое применяется по отношению как к Ахиллу, так и к Гектору. Индра же, в истоках образа, – глава мужского союза воинов-волков, которые, похоже, назывались салавриками. По всей видимости, значение `гиена`, как переводит это слово Т.Я. Елизаренкова, для него не исконно. Видимо, оно появилось уже в самой Индии. Там, откуда пришли арии, гиен, как известно, не было. Волки в самой Индии – достаточно слабые звери, в отличие от представителей более северных подвидов. Может быть, поэтому салаврики как воины-волки позже были переосмыслены как воины-гиены. Отношение же самого индийского громовержца к салаврикам амбивалентно. Среди грехов Индры упоминается, что он отдал последним Яти (категория жрецов), видимо, на растерзание. Но в «Атхарваведе» он же побеждает салавриков. По С.В. Кулланде, это объясняется тем, что члены этого мужского союза обитали в мужских домах и порой были опасны и для своих, как и берсерки (12).

Существуют примеры, роднящие образ волка в нескольких индоевропейских традициях. Так, у германцев, как мы видели, волк – существо, посвящённое Одину. Отсюда и обряд жертвоприношения этому божеству и собак, и волков, и людей, объявленных вне закона, генетически связанных, как справедливо полагает Вяч.Вс. Иванов, с «людьми чудовищного преступления» хеттской традиции. Волчьи головы при этом насаживались на шесты. Последние, по всей видимости, отражают мифологему того же Мирового Древа, на котором висел принесённый самому себе в жертву Один. Это др.-исл. varg-trē – `волчье дерево`, др.-сакс. uuarag-tre – `дерево преступника` и др.-англ. wulf-heāfodtrēo – `дерево волчьей головы` (13), что доказывает, кроме всего прочего, тот факт, что подобные представления некогда были распространены у всех германцев, а не только у северных. Сочувствие вызывает также гипотеза Вяч.Вс. Иванова о том, что глухим отзвуком `волчьего дерева` является и русск. волог. ворожейка `флюгарка, состоящая из вкопанного в землю шеста, на вершине которого прикреплена палочка горизонтально, на конце последней – пучок кудели`, т.е. `дерево ворога (волка)`, что имеет параллель в словац. vrah `убийца` (14).

Казни в представлении человека Нового времени язычники не знали, то, что мы сейчас называем казнью – это отправление человека, с которым хотели прекратить общение, в один из нечеловеческих миров, который воспринимался как его мир. Так же стихами, имевшими, как считалось, магическое действие, духов можно было отправить обратно под землю. Этим порой занимались скальды (15). Интересно, что совершившего «чудовищное преступление» по хеттским законам либо казнили, либо изгоняли, что имеет параллели в древнегерманском праве (16). В свете всего вышесказанного можно понять, что эти два вида наказания отождествлялись: казнь – это та же ссылка в нечеловеческий мир.

Так как волки – звери Одина, а преступники – волки, значит, преступника, человека, объявленного, как в хеттских законах, волком, надо отправить к Одину. Так же русский сказочный герой отправляет убитого им змея в Нижний Мир как «его» мир, кладя змеиные головы под камень или плиту, а тело – в море, откуда он и выходил. Учитывая особо значимую роль всего левого, понятно, почему закапывать человека, т.е. отправлять его в Нижний Мир, необходимо было левой ногой (17).

Обратимся теперь к тексту ПВЛ под 1071 г. при описании «восстания волхвов». «И рече Янъ повозником, – пишет древний книжник о дружиннике Святослава Ярославича и схваченных им волхвах, – ци кому вас кто родинъ убьенъ от сею… мьстите своихъ». Они же, поимше, оубиша я, и повесиша е на дубе. Отмьстье приимше от Бога по правде. Яневи же идущю домови, в другую нощь медведь възлезъ, угрызъ ею, и снесть, и тако погыбнуста наущеньемь бесовьскым». Так нам сообщает Лаврентьевская летопись. Близко и чтение Радзивиловской летописи и Новгородской I летописи (НПЛ). Может быть, так же читалось и в Троицкой летописи, хотя доказать это, строго говоря, нельзя. В I редакции труда В.Н. Татищева мы видим аналогичный текст: «И в другую нощь медведь возлез, угрыз, снесть их». Но в Ипатьевской летописи и в «Летописце Переяславля Суздальского» (ЛПС) прямо говорится, что он съел трупы волхвов: «Вь другую нощь медведь влезъ, оугрызъ я и снеде кудеснику». В ЛПС читаем: «И Янови жъ, отедшю, медведи възлезъше, отгрызоста ихъ и поядоста». Исследователи, в частности, С.М. Соловьёв и митр. Макарий, писали о том, что медведь съел тела убитых волхвов. Но снесть – `унести`, а не `съесть`. Ближе к истине, по нашему мнению, был И.Я. Фроянов, который полагал, что перед нами – описание похорон посредников между мирами в ветвях священного дерева, которое, может быть, следует сблизить с Мировым Древом. Медведь же, как, с некоторыми колебаниями, писал учёный, «перегрызает верёвки и уносит мёртвых волхвов в иной мир, где их ожидает перевоплощение и иная жизнь, но уже в новом свойстве» (18). Иными словами, добавим мы, волхвов фактически отправили к их священному зверю – медведю, т.е. в «его» мир. «Посредником» здесь стало Мировое Древо – дуб. По крайней мере, видимо, именно так полагали жители Северо-Восточной Руси того времени – как угро-финны, так и восточные славяне. Дело в том, что отсылка в иной мир, тождественная смерти, вызывала и ужас, и благоговейный почёт. Это нормально в обществах, где обычно амбивалентное отношение к сверхъестественному. Так, лат. sacer, нарушитель sacramentum – `обречённый подземный богам, отвратительный, мерзкий`. Это был человек вне закона. Его специально не наказывало государство, но оно не наказывало и того, кто его убьёт. Обратимся теперь к другому примеру. Смерть от молнии в восточнославянской традиции – наказание за грехи, производимое св. Ильёй-пророком (19). Но одновременно такая смерть – знак избранничества, это священная смерть, погибший так человек признавался святым. Интересно, что «прикосновение к молнии» наделяло целебной силой. Так, в лечебной бане использовали щепки от дерева, разбитого ею (20).

Яснее подобная положительная оценка «отправки к богам» мы видим в той же северогерманской и, особенно, в литовской традиции. В «Helgakvida Hundingsbana II» Даг, кровник Хельги Убийцы Хундинга, убивает этого героя, принеся жертву Одину и получив взамен копьё верховного бога. Таким образом, убив своего врага данным оружием, Даг как бы приносит Хельги в жертву Одину. Однако, далее оказывается, что последний предлагает убитому герою властвовать в Вальхалле наряду с ним самим. Иными словами, сложно сказать, чем для Хельги стала его смерть – благом или злом. У литовцев известен сюжет о растениях, отданных Вяльнясу, когда человек выругался: «Вяльняс их возьми!». Перед нами действие, аналогичное проклятию, но здесь явственно видна именно исконная суть проклятия как отдачи некоего объекта или субъекта тому или иному сверхъестественному лицу. Но такая «отдача» может иметь далеко не только отрицательные последствия. В данном же случае Вяльняс начинает ухаживать за этими растениями, чем и обеспечивает их быстрый рост (21).

Возвращаясь же к варграм, следует специально отметить следующее. Кроме аналогичной осетинской формулы и верования о греков о том, что вкусивший человеческого мыса обязательно станет волком (22), аналогичные представления о подобных существах до недавнего времени сохранялись и в ещё одном «заповеднике архаики» – Белоруссии. На Гомельщине верили, что человек, совершивший некоторые особо тяжкие преступления, превращается в волколака. Известно и поволжск. диал. волк «пойманный с поличным вор, которого водят с позором по селу, надев на него шкуру украденного им животного» (23), что является отзвуком тех же, едва ли не праиндоевропейских представлений. Это даёт основание говорить, что те выводы, которые мы делали выше на основании германских данных, могут быть распространены также и на восточных славян. Все эти представления, учитывая хеттские юридические памятники, имели едва ли не праиндоевропейские истоки.

С другой стороны, имя волка и части его тела могли являться оберегами, волк в русской сказке – волшебный помощник. Последний, по всей видимости, подразумевался и в заклятии македонской повитухи. Крестя лоб новорожденному, она говорила, кощунственно смешивая православные и языческие черты: «На глава кръст, в сърдце ангел, а под нозе вълк». Волчьим жиром русские знатники смазывали ворота невесты. У румын волк – явный предшественник собаки как проводник в мир мёртвых. Путь туда связан с заходящим Солнцем и лесом. Чтобы безо всяких сложностей достичь иного мира, необходимо протянуть волку руку и стать ему братом (24). Сохранились и глухие реликты верования, что ритуальное проглатывание волком приносит защиту от злых сил. Семантически этот обряд повторяет инициацию колдуна в бане. Накануне Рождества в Боснии скот пропускали между двумя ткацкими гребнями, обсыпая сваренным зерном и говоря, что вештицы тогда смогут принести скотине зло, когда это зерно прорастёт (25) (одна из «формул невозможного»).

Учитывая, что гребни нередко сближаются с волчьей пастью, смысл обряда ясен. В некоторых других случаях положительный образ волка в славянской культуре связан, по всей видимости, с тем, что волк воспринимается здесь не только как хтоническое существо, но и как существо Верхнего Мира. Разумеется, хтонизм волка у славян бесспорен. Но известно и иное. В русских сказках сохранились глухие воспоминания о том, что волк может летать. Судя по контексту, он летит, как и другие чудесные зятья героя – Ворон Воронович и Сокол Соколович. В другом русском сказочном тексте он хочет превратиться в птицу. Вяч.Вс. Иванов заметил, что в хеттских обрядах существовал образ `волка на вершине`. Он отрицал здесь хаттское влияние, но связывал данные представления с германским обычаем вешать волков на ритуальных столбах, принося их в жертву Одину.

По нашему же мнению, перед нами – частный случай «перенесения» хтонического по происхождению персонажа в Верхний Мир. Мы не берёмся говорить, где следует искать истоки подобного перенесения, хотя не исключаем, что оно существовало ещё во времена существования ностратического единства. Так, в арабской традиции `первые лучи Солнца` букв. – `хвост волка` (26). Поразительную аналогию составляют данные аланской культуры, хотя, в любом случае, перед нами не простое влияние с юга, из исламского мира. У алан Солнце связано с волком. Умирающий в день летнего солнцеворота бог Солнца древних алан Сослан (27), благословляет волка: «Бацæунмæ дин мæ зæрдæ куд уа, раздæхунмæ ба æнæкурд кизги зæрдæ, уотæ!» («Да будет в случае нападения у тебя моё сердце, а при отступлении – осторожное, как у девушки!») В кабардинском нартовском тексте Сосруко, «происходящий» от того же образа, говорит этому зверю: «Разделив мою силу на семь частей, одну часть оставляю волку». Примерно то же видим и у бжедугов, и у абхазов, и в нартовском эпосе Карачая и Балкарии. В славянской традиции – украинской закарпатской и южнославянской – волкодлаки, напротив, являются причиной солнечных и лунных затмений, что получило своё отражение в одном из сербских источников 1262 г. В другом памятнике читаем «Глаголют: влъколаци луну изъедоша или солнце, си же вся басни и лъжа суть». От славян, по резонному предположению С.В. Алексеева, образ волка-оборотня, духа затмения, был заимствован и в восточнороманскую среду («вырколак») (28). Таким образом, у алан связь волка с Солнцем позитивная, а у славян – негативная. Однако, есть и более показательная аналогия между аланской и славянской традициями. Дело в том, что при всём при том волк в славянской традиции – лютый враг всяческой нечисти. У сербов мальчику дают имя Вук и тогда, когда хотят спасти его от ведьмы (вештицы), пожирающей детей. Вампиры у южных славян также боятся волков, ибо те их разрывают. По поверьям же восточных славян, по велению Бога волки постоянно истребляют чертей («прототипами» которых в том числе были и водяные духи), которых в противном случае наплодилось бы несметное множество (29). В осетинском же нартовском эпосе существует сюжет о поединке Сослана (Сосруко) с Тотрадзом (у адыгов – Тотрешем). Последний неизмеримо сильнее Сослана, к тому же Сослан убил братьев Тотрадза (шестерых или восьмерых). Таким образом, они кровники. Только в одном кабардинском тексте Сосруко начинает бой, чтобы завладеть богатствами Тотреша, но это, как справедливо указали комментаторы, стадиально поздняя мотивировка. Изначальный же мотив их вражды обычно какой-то иной.

От смерти Сослан спасся, уговорив кровника дать ему отсрочку на день. Далее жена или мать героя Сатана дают ему совет, как хитростью погубить врага. Симпатии певцов, что отмечали В.И. Абаев и Е.М. Мелетинский, явно на стороне предательски убитого Тотрадза, но, внимательно рассмотрев совет, который даёт своему нерождённому (т.е. рождённому только в ритуале) сыну Сатана, и имея в виду приведённые выше восточнославянские поверья, легко вычленить подтекст данного эпического сюжета, который очень отличался от восприятия носителей традиции XIX-XX вв. В адыгских текстах конь Тотреша рождён в доме колдуньи, взращён в некоем «диком доме», хотя уже сами носители традиции не помнят, кем была эта колдунья и что такое «дикий дом». В наиболее же ясном для понимания осетинском тексте Сатана говорит Сослану о Тотрадзе следующее: «Уый разæй топп нæ хизы, кард æй нæ кæрды, фæлæ фæсте хæрæгнасæй дæр фæлмæндæр у, æмæ йæ бæх у дæлимонты хаст, æмæ ды хæстмæ куы цæуай, уæд дæ уæлæ бирæгъдзæртты кæрц скæн æмæ дæ бæхыл мыр-мырæгтæ бафтау. Дæлимонты хаст бæхæн бирæгъдзæртты кæрцы раз лæууæн нæй, æмæ йæ дзæгъæл ахæсдзæн, æмæ йын бауромæн нæ уыдзæн, йæ хъустæ йын фæстæмæ куы æрбатона, уæддæр» (30). («Спереди ему не может причинить вред пуля, и кинжал его не режет, но сзади он мягче, чем тыква, а конь его выращен подземными духами, и когда ты будешь идти в бой, облачись в шубу из волчьего меха и повесь на своего коня колокольчики. Выращенный подземными духами конь не может находиться возле волчьей шубы и понесёт он, и невозможно будет остановить, даже если оторвёшь коню уши»).

Образ осетинского Сослана-Созырыко, как и адыгского Сосруко (Саузырыко), абхазского Сасрыквы, вайнахского Соска-Солсы, карачаевского Сосурки, балкарского Сосурука в конечном итоге восходит к богу Солнца древних алан, о чём писали и Ж. Дюмезиль, и Т.А. Гуриев. В абадзехском тексте, опубликованном в начале XX в. А.Н. Дьячковым-Тарасовым, конь Тотреша Алюн страшно пугается не только колокольчиков, но и талисмана Сатанай, блиставшего, как Солнце. Он ведёт себя, как порождение хтонического мира. Вспомним, что и Кербер, выйдя на солнечный свет по воле Геракла, также приходит в ужас (31). Мать же Тотреша – пелуан, его конь – с собачьими рёбрами и козьими жилами, что едва ли просто подчёркивает, как пишут комментаторы данного кабардинского текста, его необычность. Скорее перед нами – хтоническое «гибридное» существо, совмещающее в себе черты нескольких животных, относимых к Нижнему Миру, тем более, что в другом кабардинском отрывке пшинатля о Сосруко голова коня Тотреша похожа на оленью. Несомненно, что в истоках образа Тотреш и его конь – некое подземное чудовище, борющееся с Солнцем, поэтому некогда симпатии слушателей всецело были на стороне Сослана. Мать Солнца, как в пшинатлях из Кабарды, помогает ему убить всех девятерых братьев, исчадий мрака, младший из которых («пра-Тотреш») – самый сильный.

Только с развитием воинского мировосприятия такая победа стала восприниматься позорной, ибо имела своим истоком женское волшебное могущество, а не простую мужскую физическую силу. Разницы нет, даёт ли Сатана (Сатаней) совет, или же сам сын, как в одном из кабардинских текстов, призывает её: Свои колокольцы привяжи, / Свои яды приготовь, / Туманом укрой нас (32). В любом случае в военизированном обществе такая победа – величайший позор. Некогда было, разумеется, по-иному, и герой-Солнце, а первоначально – волк-Солнце древнего Турана, таким образом, прекрасно вписывается в ряд героев классического матриархата, совершавших величайшие подвиги потому, что за ними стояла мать. К тому же, в абадзехском тексте А.Н. Дьячкова-Тарасова Тотреш откуда-то знает, что его противник использует «бабьи хитрости» (33). Но, может быть, и сам образ Тотреша – «с двойным дном». Его конь, согласно адыгской традиции, выращен колдуньей. Следует принять мнение Ж. Дюмезиля о том, что народы северокавказской языковой семьи могли сохранить те элементы архетипа аланского сюжета, которые не сохранили сами осетины. Оно несправедливо, по нашему мнению, критиковалось М.А. Кумаховым и З.Ю. Кумаховой (34). Но в таком случае оба врага – и Сослан, и Тотраз (Тотреш) – герои матриархальной эпохи, ибо за ними за обоими стоит женское волшебство.

Предложенную нами реконструкцию подтверждает и тот факт, что победа Сосруко как солнечного героя, разумеется, предрешена, поэтому мать Тотреша так боится за младшего сына (35), хотя он явно сильнее своего врага. То, что Тотреш в ряде адыгских текстов – двоюродный брат Сосруко по матери (36), не может быть аргументом против вышеизложенных выводов, ибо герои Верхнего и Нижнего Миров весьма часто мыслились родичами, хотя и были врагами в ритуалах и мифах.

Сравнивая же данный туранский сюжет с восточнославянскими поверьями, мы можем сказать, что некогда в славяно-иранской среде существовал рассказ о борьбе волка с родственными ему хтоническими персонажами, врагами Солнца. Итак, нас не должен удивлять восточнославянский образ князя-волка, страшного для чужих и благодетельного для своих, и наличие реликтов подобного образа у южных славян.

Наличие же собственно мужского союза воинов-волков у славян, в том числе и у восточных, не может быть доказано. Воины-оборотни языческой Руси, позднее, видимо, подчинённые по должности главе мужского союза воинов-гор, не мыслились исключительно волками. Ссылка С.В. Алексеева на Псевдо-Кесария не убеждает нас в ином. В сведениях, сообщавшихся этим автором, кем бы он ни был, нет оснований сомневаться, но его информация весьма скупа. Источник, строго говоря, сообщает лишь о том, что славяне перекликаются волчьим воем: «τή λύκων ώρύγή σφάς προσκαλούμενοι». Действительно, эта обмолвка автора приводится рядом с описанием убийства предводителя славян его же собственным окружением, людьми, которые разделяли с ним пищу и странствия (37). Таким образом, очень осторожно можно предположить, что перед нами – некий потестарный институт, скорее всего, мужской союз, члены которого мыслятся как оборотни. Но это всё же весьма туманное свидетельство. К тому же, волчий вой у византийцев – характерная черта дикости, своего рода литературный троп. Гораздо яснее о князе-волке сообщает южнославянский эпос и, особенно, «Слово о полку Игореве» (38).

В любом случае, значение образа волка в восточнославянской потестарно-политической и правовой традиции явно было ниже, чем у германцев. Видимо, культ медведя и сближавшегося с ним до отождествления лютого зверя, а также лютого змея не позволили выделиться именно культу волка как такового. Интересно, что на Житомирщине известно верование о том, что волколаками становятся дети волка и женщин (39). Перед нами – полная аналогия завязки сюжета о змеевиче-оборотне, но, насколько нам известно, у восточных славян нет продолжения рассказа о лидере-волколаке.

Однако, всё вышесказанное далеко не исчерпывает тему.

Но об этом – в последующих постах.


"Чё ле делай, даром не живи!"

История словен и русов от древнейших времен до наших дней Подписывайтесь на наш журнал, узнавайте больше о нашем славном прошлом и настоящем

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    История великой Тартарии

    Предудущие части https://cont.ws/@gervasiy/1233070Часть 4. Раскол Московии . Российская Империя.В этом видио мы разгадывали загадку-нахождения Санкт Петербурга и Москвы в составе разных государств,в 18-19 веках. Часть 5 . Тени ТАРТАРИИЧасть нашего фильма,рассказывающая о влиянии какого то могущественного ,но раненого,восточного соседа на события ...
    -->
    134
    water Сегодня 07:27

    Римский Домик в Деревне

    Зачем люди живут в городах? Затем, чтобы их утилизировать можно было компактно. Ой простите, это из другой теории заговора.Ну, во-первых, так веселее. Не все еще владеют искусством наслаждаться одиночеством, некоторым до сих пор требуется партнер по выпивке. А некоторым, даже два. Во-вторых, так удобнее и дешевле. Массовое производство всегда удешевляет конечный проду...
    -->
    538

    История Великой Тартарии

    Этот фильм мы сняли после нашего видео "Гибель Тартарии". В новом проекте пришлось осветить многие вопросы из предыдущего. Но в основном этот фильм-историческая реконструкция в свете новой хронологии, заданной Носовским и Фоменко. Мы не совсем с ними согласны и по этому предлагаем вам свое видение исторических событий 16-19 веков с учетом знаний о глобальной державе,т...
    -->
    193

    Загадки соборов Древней Руси.

    Постараюсь раскрыть вам все секреты резьбы на камне в Дмитриевском соборе во Владимире, самом древнем из сохранившихся "домонгольских" строений Руси. Исследуем внутренние стены храма оголённые от штукатурки, где видны все переделки и перестройки. Узнаем историю этого собора и поглядим на неё немного под другим углом, не так как показывают нам экскурс...
    -->
    194

    Почему не признают Велесову книгу ©

    Научные круги не признают Велесову книгу подлинником. И никогда не признают. Тому есть причины, как объективные, так и субъективные. Попробуем разобраться, почему происходит такое.1. В тяжелые времена Роды всегда сплачивались и совместно давали отпор врагу. И только благодаря совместным усилиям Русь отвоевала земли на Днепре и возвысилась над другими народами. И остае...
    -->
    334

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IX

    Здравствуйте, дорогие читатели!Едва ли возможно сколько-нибудь глубоко понять язычество, причём не только восточнославянское, если не учитывать, что это культура дара и отдарка. Так, обмен дарами в Германском Мире имел магическое значение и «представлял собой один из способов установления или поддержания социальных связей – наряду с браками, оказанием взаимных услуг, ...
    -->
    1115
    Павел Годов Вчера 10:38

    Тревожный чемодан

    https://youtu.be/s9a_k-O6M4Y?list=PLUhWedqxhvfaNFZxF_Qr1Wotar1r_9WQ_...
    -->
    121
    water Вчера 09:07

    УДИВИТЕЛЬНЫЕ АРТЕФАКТЫ

    Кто сказал, что Мир нельзя менять в лучшую сторону? Лично на нашем канале перемены эти видны. Возьмем "диванные войска", которым наша в кавычках "правящая элита" дала установку как можно больше развивать негатива в сети, грязи и быдло-поведения. В особенности на тех канал это происходит, где есть свое личное мнение. Не знаю как у кого, но у нас за хамство можно сразу ...
    -->
    2794

    Про норманизм

    Дорогие друзья, товарищи, камрады! Вам предлагается побывать на исторической кухне, то есть лучше узнать что из себя представляет такое историческое течение, как норманизми, ну и узнать аргументы против другого исторического течения - антинорманизма!  Вопросы, кто прав, норманисты или антинорманисты прошу мне не задавать, ибо не счи...
    -->
    438
    Sage 15 февраля 21:02

    Древнеегипетская карта Руси. Крым всегда был Наш !

    Немецкие историки доктор Кайзер и профессор Weissrussland обнаружили загадочный артефакт-карту России, изготовленную древнеегипетскими жрецами. Возраст находки — несколько тысяч лет. Контуры страны, с поправкой на возраст артефакта, вполне узнаваемы. Что особенно интересно, так это присутствие на карте Крыма, входящего в состав Прото- Росс...
    -->
    651

    Кого убил инок Пересвет?

    Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь.С 1984 г...
    -->
    564

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VIII

    Здравствуйте, дорогие читатели!Попытаемся теперь рассмотреть следующий вопрос: как традиция относилась к нарушению самой традиции?..Например, нарочитое нарушение ритуала легко «читалось» носителями традиции, о чём у нас есть положительные свидетельства аутентичных источников. В страшные, смутные времена, последовавшие после бегства Романовичей в Польшу перед лицом тат...
    -->
    714
    water 15 февраля 06:14

    Есть ли у нас сведения, о внутреннем устройстве нашей планеты и что говорят свидетели?

    Земля — место загадочное! Кто бы спорил? Еще не утихли баталии, по поводу плоской Земли, как подняла голову, казалось бы, уже забытая история «полой земли». Тут, главное, не запутаться, где полая, где плоская. На русском очень похоже звучит. В разрезе, в макете, в ультрафиолетеПри этом, как ни странно, если выбирать из этих двух предположений, то у поло...
    -->
    2879
    Denis 13 февраля 12:47

    Буквица не Азбука.

    Бытует распространённое заблуждение что Азбука есть упрощённая древняя Буквица, а та, в свою очередь, сокращение от "Всеясветной Грамоты" Шубина-Абрамова. Откуда появилось 47 русских знаков для перевода 22-30 греческих букв по официальной версии возникновения Буквицы так же загадка. Конец инсинуациям можно и нужно положить, раскрыв природу возникновения этих азбук.&nb...
    -->
    683
    water 13 февраля 19:22

    КТО ЖЕ ТАКОЙ ХРИСТОФОР КОЛУМБ?

    Многие свято верят, что Христофор Колумб открыл Северную Америку, включая территорию современных Соединенных Штатов. К сожалению, это не соответствует действительности. Колумб прибыл на Карибские острова, и его нога никогда не ступала на земли нынешних Соединенных Штатов.Между 1492 и 1503 Колумб совершил четыре плавания из Испании в Америку, и каждый раз он оказывался...
    -->
    642
    Sage 13 февраля 16:50

    Славянское Царство Небесное.

    Образ смертиДревние славяне представляли себе смерть образно. Образы были разные: то страшилище, в котором сочетались человеческие и звериные черты, то человеческий скелет… Часто представляли её в виде птицы — либо чёрного ворона, либо сизого голубя. На севере смерть изображали в виде совы, садившейся на крышу дома. Воронье карканье или уханье совы счит...
    -->
    893

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VII

    Здравствуйте, дорогие читатели!Итак, имелись ли в славянской религии тенденции, ведущие к единобожию?..Дело в том, что в литературе существует предположение, согласно которому монотеистические воззрения, своего рода «проблеск религии Откровения», имели место у восточных славян (1). Н.А. Ганина, как мы писали выше, считала Святовита и Дикого Охотника ареальными реализа...
    -->
    922
    Михаил Он (Mikle1) 13 февраля 09:39

    Дневник бананового диктатора: битва за трафик

    В Арулько закончились деньги, и нашему диктатору пришло в голову заняться наркобизнесом. Станет ли банановая республика конкурентом колумбийским картелям или лишь наживёт серьёзных врагов?  7 августа  Не успел отпраздновать победу над партизанами, как пришла новая беда. В стране закончились деньги.Мне два часа объясняли про сальдо внешнеторгового баланса, от...
    -->
    312
    Grrrrrx 13 февраля 00:31

    Петербург - строительный материал - "смена полюсов" .

    Еще кое что про культурную столицу порисовавшую всю планету ) - https://cont.ws/@grrrrrx/1199956Петербург - строительный материал .Петербург город допотопный , это понятно , о том что его ремонтировали и строили (лепили) и после потопа известно , вплоть в 20-м веке , то есть - есть здания которые ремонтировались в дореволюционное время по старинной...
    -->
    831

    ИНТЕРЕСНО И ВАЖНО.... Третья мировая война и геноцид на "Катющик ТВ"

    Третья мировая война, вторая мировая война, Франция, Германия, Англия, Украина, Россия, Израиль ...
    -->
    534

    Источники земные? В том числе. Но в результате вертикальной динамики литосферы.

    Заимствование мифа о потопе можно предположить у шумеров, греков и евреев. Думаю, что библейский миф о Ное корни пустил в Месопотамии, откуда родом был Авраам. В этой местности потоп отнесен дальше в глубь веков, нежели в Библии. Сюжеты совпадают: праведник строит корабль и спасается на нем. Длительность же потопа разная: по Библии она равняется году (п...
    -->
    586
    Sage 12 февраля 17:23

    ГДЕ МОЖНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ВѢДИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ ПРЕДКОВ?

    — Каким же образом можно познакомится с Ведами, если мы знаем веды только индийские? — спросил я.— Мы же с тобой говорили на эту тему — расстроился от моего глупого вопроса «знахарь». — В Индии они сохранились, но описывают события более древние — общеарийские. Это раз. И, во-вторых, у нас на Руси имеют место два вида вед: одни записаны и замаскированы ...
    -->
    1029
    so-va 12 февраля 14:26

    Куликово слово Москвы.

    Этот пассаж найден в первом томе 12-томного труда "Великая Отечественная война 1941-1945 годов" (М.: Воениздат, 2011 г.). За истекшие с момента издания 8 лет на глаза ни разу не попалось ни одного обсуждения факта, опубликованного на странице 811 тома 1: "Почти до конца минувшего века мало кто из нас знал, что уничтоженный в 1930-е гг. храм Христа Спасителя, самы...
    -->
    619

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VI

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы продолжаем рассматривать особенности архаического мышления как особого феномена в истории человечества.Синкретизм мышления в те времена виден и в следующих примерах. Колода в фольклоре может превратиться в двенадцать молодцев, а рябина без верху, в русской свадебной образности – это мать без дочери (1). Женщина в восточнослав...
    -->
    1170
    Михаил Он (Mikle1) 12 февраля 12:30

    Дневник бананового диктатора: противопартизанская война

    31.06.2016. Проклятая жара. Сегодня стоял три часа на похоронах — в парадном кителе, мокрый от пота. Служба безопасности затянула всё мероприятие, фильтруя желающих проститься с падре Матео. Но ничего не поделать, у него последователей — четверть Арулько. Так я и стоял, потел, старался придать лицу горестное выражение и надеялся, что не забыл на столе текст с прощаль...
    -->
    890

    Что такое Держава Русь (Копа)?

    Держава – это форма организации общества, когда сам народ управляет своей повседневной жизнью — народовластие. Копа – мозг Державы, основа самоуправления. Все стороны жизни разбираются на собраниях ( Вече, Весе, Копе ).Русь (Рось) – это народ, говорящий на одном языке, одной Веры, Культуры, Традиции.- Обучение самоуправлению начиналось в семье, на семейном с...
    -->
    482
    Канал Валерий 11 февраля 23:35

    Фейк-киноиндустрия конца 19 - начала 20 века

    ...
    -->
    476

    Методичка сторонника подлинности "Протоколов сионских Мудрецов"

     Данный методический материал содержит приёмы и способы ведения дискуссии с людьми, уверенными в фальшивости Протоколов Сионских мудрецов. Добрый день, уважаемый искатель и защитник правды. Сегодня, дорогой ревнитель истины, я расскажу тебе, как нужно вести диалог с недалёкими люмпенами, которые смеют публично оспаривать подлинность столь важного и знакового...
    -->
    3022
    Sage 11 февраля 18:28

    Монгольский крестовый поход. "Христианский джихад"

    Начало здесь  Монгольские крестоносцы? Азиатский крестовый походПодготовка военной экспедиции была проведена исключительно тщательно. Чтобы сохранить нетронутыми пастбища, кочевое население согнали с маршрута армии, через реки навели понтонные мосты, заготовили провиант и вызвали из Китая тысячу специалистов по метательным машинам. Была произведена ...
    -->
    1461

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. V

    Здравствуйте, дорогие друзья, мы выполняем своё обещание и постараемся сегодня рассмотреть особенности мышления человека времён архаики.Специально оговоримся: мы полагаем, что подобное в принципе возможно. Источники есть. Остальное за нашим – уже нашим! – мышлением.Итак, подумаем вместе…Мышление того времени следует определить как нерасчленённое, синкретичное, следств...
    -->
    967

    Монгольская империя. Что известно всем?! Известны ли истории государства кочевников? Куда делось награбленное золото? Кто такой Олекса Неврюй? Кто и как сражался на Неве?

    МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ Клянусь Аллахом! Я не сомневаюсь, что кто уцелеет после нас, по прошествии этой эпохи, и увидит описание этого события, тот станет отрицать его и сочтёт его за небылицу, и правда на его стороне. Но, принимая это за небылицу, пусть он сообразит, что это написали мы и все современные нам составители летописей, в то время, когда всякий, кто знал это...
    -->
    838

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IV

    Здравствуйте, дорогие друзья, мы продолжаем разбираться в особенностях того миросозерцания, которое условно называют «языческим» или «двоеверным».Итак, продолжим…При крещении зырян Православная Церковь пошла на компромисс, допустив такое уникальное явление, как пермская деревянная скульптура, генетически связанная с дохристианскими временами (1). На р. Лепше, также в ...
    -->
    1330
    Гервасий Выливаха 10 февраля 09:28

    Как Романовы подменили веру и зачищали историю и артефакты

    О настоящей астрофизической вере.Как Романовы издевались над русскими святынями ...
    -->
    395

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. III

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать язычество как культурный феномен. Обратимся теперь к позднему материалу: потрясающее свидетельство сохранил «Псковский Кроник» 1689 г.: «И помощию Садца бога и Волна той великий князь Гостомысл в Великом Новеграде в народе всякое управление управляше крепце» (1). Мы сознаём, конечно, что перед нами, мяг...
    -->
    1098
    AMP 9 февраля 09:37

    Новгородская демократия и свободные «почти-европейцы»

    Вы замечали, насколько мифы наших отечественных либералов похожи на большинство, если не на все, мифы свидомых небратьев? И в этом нет ничего удивительного, ведь место происхождения этих мифов одно и то же. Все они пришли к нам с Запада. И понятно, что основная мысль всех этих мифов тоже совпадает – отсталая Россия на фоне прогрессивного Запада. Для этих мифов не важн...
    -->
    1464
    Sage 8 февраля 16:14

    Древние города Сибири по сведениям античных авторов и конечный пункт переселения сибирских народов.

    В связи с актуальностью проблемы происхождения древнего письма, а также многочисленной полемикой по поводу времени появления славянской письменности, в 2008 году в С.Петербурге состоялся Первый международный конгресс «Докирилловская Славянская Письменность и Дохристианская Славянская Культура». На конгрессе было отмечено, что религиозная и научная парад...
    -->
    1680

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. II

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать язычество как культурный феномен – в основном, на восточнославянском материале, но не только.Продолжим с того, что каждый из христианских святых, с точки зрения крестьян, как бы «специализировался» на покровительстве тому или иному занятию или ремеслу, причём такая «специализация» часто не была связана ...
    -->
    1163
    Sage 7 февраля 19:51

    Храм на Ильинке. 6 метров вниз .Саркофаг, готическая арка и много воды

    На сколько может вырасти "культурный слой" за 500 лет?ну примерно на 6 МЕТРОВ?!Храм Ильи пророка на Ильинке, что мы о нем знаем и много ли??? Думаю нет. Ну тогда слушайте рассказ смотрителя Нижнего храма очень внимательно - это очень интересно! Москва была готическая?! И откуда внизу столько воды, она даже не уходит?! Да там даже более 6...
    -->
    4728

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. I

    В предыдущих постах, посвящённых образу волка у славян на индоевропейском фоне, вы, мои дорогие читатели, нашли немало интересных вопросов, которые, в свою очередь, снова заставили думать уже меня самого.Спасибо вам за это.Многие из ваших вопросов связаны, как мне кажется, с тем, что далеко не все люди нашего времени (и учёные, скажу вам по секрету) понимают разницу м...
    -->
    1375
    ꚛ Мegakit ꚛ 6 февраля 15:50

    Боевые наконечники пейсов академиков РАН...

    Вот тут наткнулся на статью... о раскопках археологов под Москвой.https://cont.ws/@petrovserg/1197417Внимательно читаем:-----------В Подмосковье нашли сооруженный 4500 лет назад некропольСотрудники Института археологии РАН обнаружили в Подмосковье некрополь представителей фатьяновской культуры, который был сооружен 4,5 тысячи лет назад. Как сообщается в пресс-релизе, ...
    -->
    2286

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть V.

    Удивительно, но тема жертвоприношений или ритуального поедания у разных древних народов касается практически любых животных, птиц, пресмыкающихся и насекомых, но только не волков (разумеется, с учётом региона постоянного проживания того или иного народа). Фрэзер упоминает всего лишь два момента, связанных с волками: в первом случае речь идёт о герое скандинавского пре...
    -->
    1104
    Sage 5 февраля 17:02

    Три полноценных войны Александра Македонского с народами Сибири.

    То, что Македонский был в Сибири, подтверждает историк, картограф и географ Сибири, С. Ремезов. В своей "Чертежной Книге Сибири" (1699-1701) он приводит карту Нижнего Амура с надписью "До сего места царь Александр Македонский доходил, и оружие спрятал, и колокол с людьми оставил".За время Сибирского похода у Александра было три полноценных войны с Сибир...
    -->
    3487

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть IV.

    Здравствуйте, уважаемые читатели! Приятно видеть ваш отклик, и горячие обсуждения, сегодня, продолжая статью, хотелось бы обратиться к анализу образа волка в текстах русских и европейских сказках.Итак, начинаем..При сравнительном анализе русских, европейских и восточных сказок разных времён складывается устойчивое ощущение существенного различия характеристик волка ка...
    -->
    2095
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика