• РЕГИСТРАЦИЯ
Судьба Русов
15 февраля 09:39 2032 1 15.18

Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VIII

18+

Здравствуйте, дорогие читатели!

Попытаемся теперь рассмотреть следующий вопрос: как традиция относилась к нарушению самой традиции?..

Например, нарочитое нарушение ритуала легко «читалось» носителями традиции, о чём у нас есть положительные свидетельства аутентичных источников. В страшные, смутные времена, последовавшие после бегства Романовичей в Польшу перед лицом татар (1), «бояре же Галичьстии Данила кнѧземь собѣ называхоу, а самѣ всю землю держахоу». Но «и малоу же времени миноувшоу, присла Доброславъ на Григорѧ, река, яко невѣренъ ти есть, противлѧшесѧ емоу, а самъ хотѧше всю землю ωдержати, свадивьшесѧ сами, и приѣхаша с великою гордынею. Едоучю Доброславоу во ωдинои сорочьцѣ, гордѧщоу, ни на землю смотрѧщю, Галичаном же текоущимъ оу стремени его. Данилови же видѧщоу и Василкови гордость его, болшоую враждоу на нь воздвигноуста. Доброславоу же и Григорю ωбоимъ ловѧщимъ на сѧ. Слышав же Данилъ рѣчи ихъ, яко полны соуть льсти, и не хотѧть по воли его ходити, и власть его иномоу предати, сомыслив же се братомъ, поноужи же, видѧ безаконие ихъ, и повелѣ его изоимати» (2). Итак, могущественный общинный лидер, чтобы показать своё превосходство, идёт на грубейшее нарушение этикета, ибо едет на княжеский суд в одной сорочке (3).

Нарушение ритуала в ряде случаев равно обесчещению и объявлению войны, - и в этом события X в. не отличаются от событий XV в. Так, под 980 г., где в «Повести временных лет» (ПВЛ) рассказывается о новгородско-полоцкой войне во времена молодости Владимира Святославича, нам кажутся интересными некоторые детали, ускользнувшие от внимания исследователей. Итак, князь «сѣдѣ в Новѣгородѣ, и посла ко Рогъволоду Полотьску, глаголѧ: «Хочю пояти тъчерь твою собѣ женѣ»; ωнъ же рече тъчери своеи: «Хочеши ли за Володимера?» ωно же рече: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Бѣ бо Рогъволодъ пришелъ и-заморья, имѧше власть свою в Полотьскѣ, а Туры – Туровѣ, от него же и Туровци прозвашасѧ. И придоша ωтроци Володимерови, и поведаша ему всю рѣчь Рогънѣдину, и дъчерь Рогъвололжю, кнѧзѧ Полотьскаго. Володимеръ же собра вои многи: Варѧги и Словѣни, Чюдь и Кривичи, и поиде на Рогъволода. В се же времѧ хотѧху Рогънѣдь вести за Ярополка, и приде Володимеръ на Полотескъ, и оуби Рогъволода и сына его два, и дъчерь его поя женѣ». Мы специально дали полную цитату текста. Как видно, «речь» Рогнеды передают Владимиру его собственные отроки. В «Летописце Переяславля Суздальского» (ЛПС) указаны некие «послании». Чтение Троицкой летописи, строго говоря, не может быть восстановлено (4). Судя по контексту, отроки и были послами к Рогволоду. Только во II редакции труда В.Н. Татищева Владимир, ведя переговоры о сватовстве по совету своего уя Добрыни, посылает с этой целью «послов знатных». В I редакции «Истории Российской» не говорится, кого Добрыня (здесь он – главное действующее лицо, роль же его сестричича пассивна) послал к Рогволоду (5). Чтение каких источников следует выбрать? Пойти вслед за II редакцией труда В.Н. Татищева мы не решаемся. Едва ли все наиболее древние памятники случайно вводят в повествование отроков. Гораздо естественнее предположить, что, напротив, В.Н. Татищев или его источник, даже имея элементарные представления об этикете дипломатических взаимоотношений в Древней Руси, решить «исправить» текст, добавив вполне естественное, с его точки зрения, упоминание о знатных послах и не считая это ложью.

Упоминание об отроках относится к X в., но сам праславянский, а не древнерусский характер данного слова, на что резонно обратил внимание А.А. Горский, свидетельствует о том, что последнее бытовало как обозначение общественной группы уже в том же X в. Многие отроки происходили из военнопленных и были несвободными. В пользу данного предположения говорит и наличие у последних иноязычных имён. Однако, даже вне зависимости от решения вопроса, были ли отроки самой низшей категорией дружины, как полагает, в частности, И.Я. Фроянов (6), с чем мы склонны согласиться, или же нет, ясно, что быть послами в таком важном деле, как сватовство князя, они, разумеется, не могли. Это было грубейшее нарушение ритуала и этикета. Рогнеда отвечает новгородскому князю так же оскорбительно и дерзко, что едва ли может вызвать удивление. Таким образом, перед нами – обмен оскорблениями перед неминуемой войной, и не более того. В литературе на данную деталь, во многом по-иному заставляющую взглянуть на ситуацию в целом, внимания не обращается (7). Татищевское известие во II редакции, где причиной войны становится, согласно речи самой Рогнеды, едва ли не одни её необдуманно оскорбительные слова («Ты, озлобясь за одно моё слово, отца моего убил, землю его овладел, меня яко пленницу в жену взял…») (8), - разумеется, также позднейшее переосмысление, хотя, разумеется, далеко не обязательно принадлежащее перу именно В.Н. Татищева.

Семантическую аналогию данным событиям мы видим и в 1433 г. на свадьбе внука Дмитрия Донского Василия Васильевича. Тогда мать великого князя Софья Витовтовна оскорблением развязала войну, которая и так была неминуема, вопреки замечанию летописца о том, что «начало зла» - в истории с драгоценным украденным поясом. «Тое же зимы Иван Дмитреевич отъехалъ съ Тфери в Галич къ князю Юрью Дмитреевичу, и начат подговаривати его на великое княженье, - читаем в МЛС. – И князь Юрьи по его думѣ посла по дѣти своя, по князя Василья и по князя Дмитрея Шемяку, на Москву, а они тогда были на свадьбѣ великого князя, и тогда позналъ Петръ Костянтинович на князѣ Василье поясъ золот на чепех с каменьем, что было приданои князя великого Дмитрея Иванович от князя Дмитрея Костянтиновича Суздальского. Се же пишем того ради, поне же много зла с того ся почало, тот бо поясъ о свадьбѣ великого князя Дмитрея Ивановича подменил Василеи тысяцкы, князю великому далъ меншои, а тот дал сыну своему Микулѣ, а за Микулою того же была князя Дмитрея дочи Марьа большаа. И Микула тот пояс дал в приданые же Ивану Дмитреевичю, а Иван далъ его за своею дочерью князю Андрѣю Володимеричю. По томъ же по смерти княже Андрѣевѣ и по Ординьском приходѣ Иванъ Дмитреевич княжу Андрѣеву дьщерь, а свою внуку, обручалъ за князя Васильа Юрьевича, и тот поясъ далъ ему, и на свадьбѣ великого князя был на нем, княгини же великаа Софьа снят с него тогды» (9). Её действия - при всём честном народе, на свадьбе великого князя! - ясны, если вспомнить семантику пояса в русском средневековом обществе, и потому вызвали такой грандиозный резонанс.

Ритуал - явление, характерное для всех архаических обществ, причём ряд ритуалов при ближайшем рассмотрении порой оказываются аллоритуалами по отношению к определённому единому ритуалу. Из ритуала, первоначально, по всей видимости, импровизационного, возникла и речь как таковая (10). В архаических обществах строжайше следили за его соблюдением (11). Мнение Н.И. Костомарова, который полагал, что все мелочные обряды, суеверное уважение к букве чина и обряда - византийское влияние, и считавшего, что это было характерно лишь для великорусов, но не для Южной Руси, в свете собранного исследователями огромного материала представляется неверным. Нельзя согласиться и с М.К. Любавским, для которого подобное – свидетельство падения уровня культуры на Руси после ордынского нашествия в сравнении с домонгольским временем. Скорее прав А.В. Карташёв, отмечавший древние, дохристианские корни подобного отношения к мелочам, что, в конце концов, привело к Расколу (12). Рискнём предположить, что и фарисейское уважение к букве, а не к духу Закона (13), хотя бы частично, можно объяснить той же причиной.

Для нас парадоксально звучит, насколько важным для самих вечевых общин Древней Руси были мелочи канонического характера, так что они посылают особых послов (названных без упоминания князей соответствующей волости) в Византию для решения малозначительных обрядовых вопросов, предварительно, по крайней мере, в Северо-Восточной Руси, обсудив их на вече с участием спорящих иерархов перед лицом князя, но это так. В самой же империи дело доходит не только до духовенства, но и лично до василевса! «В то же лѣта вста єресь Леωнтианьская. Скажемъ вмалѣ, - начинает свой интереснейший рассказ летописец Северо-Восточной Руси под 1164 г. - Леωнъ єпископъ не по правдѣ постависѧ Суждалю: Нестеру, епископу Сужьдальскому, живущю, перехвативъ Нестеровъ столъ, поча Суждали оучити не ѣсти мѧсъ въ Господьскыя праздникы в среды и в пѧткы - ни на Рожьство Господне, ни на Крещеньє, и бысть тѧжа про то велико пред благовѣрным кнѧзем Андрѣѥм и предо всѣми людми, и оупрѣ ѥго владыка Феωдоръ. Ѡн же не иде на исправленьє Цесарюгороду, а тамо оупрѣлъ и Анъдриянъ, єпископъ Болгарьскыи передъ цесаремь Мануилом. Стоѧщю цесарю товары надъ рѣкою, Леωну молвѧщю на цесарѧ, оудариша слугы цесаревы Леωна за шью, и хотѣша и въ рѣцѣ оутопити. Сущим ту оу цесарѧ всѣмъ сломъ – Кыѥвьскыи солъ, и Суждальскыи солъ Илья, и Переяславьскыи, и Черниговьскыи. Се же сказахом, вѣрных дѣлѧ людии, да не блазнѧтсѧ ω праздницѣхъ Божьихъ». То же мы читаем в Радзивиловской летописи и в ЛПС, частично можно доказать существование подобного текста и в Троицкой летописи (14), так что сомневаться в данном случае не приходится. Отметим также, что летописец – явно далеко не самый несведущий в догматах христианства человек – не понимает разницы между ересью и расколом, характеризуя как ересь гораздо менее значительные отличия, чем те, о которых шли споры в середине XVII в.

Таково было положение дел и в классической древности. Изменить малейшую деталь обряда – значит, не только сделать весь ритуал недействительным, но и разгневать богов. Потому для жреца, который ввёл какое-нибудь небольшое новшество, могло быть только одно наказание – смерть. Когда же проходило значительное время, и текст молитв становился непонятным, его продолжали произносить, не понимая, ибо только древний текст, по понятиям того времени, давал настоящий эффект (15). Так, шествие участников календарных обрядов по полю, по словам русских календарных песен, обеспечивает богатый урожай (16). Потому кое-где вьюнишные песни проводились всей деревней во главе со стариками (17), а за неучастие в них, сулящее бедствия для коллектива, участники обряда грозят страшными карами, например, смертью матери, превращением в пень-колоду или же дорогой на раменье (18) – в священный лес, тождественный, в том числе, и миру смерти (19). В других текстах, правда, по благословению Бога, участники обряда замыкают зиму и отмыкают (или гукают) весну (20), а молодость участника обряда обеспечивает богатый урожай (Куда я молода, / Туда рожь густа…) (21). Архаичной чертой в данном случае являлся императивный тон в отношении сверхъестественных персонажей. Земледельцы, таким образом, как бы отдают им коллективный приказ (22). Только в стадиально поздних святочных величальных жито вызывают из-под земли уже святые (23), а Бог сидит посреди крестьянского двора на золотом стуле (24).

Вражеский посол идёт в пиршественную гридницу князя не регламентированным входом – дорогой и воротами, а скочит через стену городовую (25), и его царь иногда даже специально подчёркивает, что нужно поступать именно так (26). Посол Кудреванка не крестит лица своего чёрного, с князем не здоровался, княгини целом не бьёт, князьям-боярам головы не гнёт (27). Кроме того, мировоззрение архаического общества характеризуется неразличением формы и содержания. Начнём с того, что само слово вера (вяра) в русском и болгарском языках означала `обычай`, ассоциировалась с определёнными действиями, знаками, носила, так сказать, «предметный» характер, что, кстати сказать, получило своё отражение и в «Хожении» Афанасия Никитина. Тяхната вяра лошава, / Тя на лошаво мирише, / На сухо бъзе варено, - говорит в эпосе Стоян. - Де гиди вяра българска, / Тя на хубаво мирише, / На царуграшки босиляк! (28). В русской крестьянской среде и в XIX в. прямо перед венчанием невесту могли подменить засидевшейся в девках, причём обманутый жених был обязан взять её в жёны (29). Напротив, обманом добившись от героя обещания на брак с ней, Маринка после венчания была убита Добрыней (30). Как вероломство такое поведение, видимо, не воспринималось, ибо герой выполнил своё обещание, женившись на колдунье. Об остальном же уговора не было. В предсвадебных переговорах обе семьи обязывались принять одинаковое количество человек и пр. «Всё это делается очень точно, как на весах», - сообщает носитель традиции (31). Разрывание пополам иногда также имеет смысл «честного» для язычества разделения ребёнка между родителями, принадлежащими к различным, причём враждебным мирам. Это известно и в сказках, и в былинном сюжете «Илья и Сокольник» (32). Частный случай формализма того времени – объективное вменение. Оно имело место в праве средневекового Новгорода. Подобные воззрения отражены и в восточнославянской волшебной сказке (33). То же самое мы видим и у других индоевропейцев. Так, в англосаксонском процессе строжайшее соблюдение формальностей также было поставлено во главу угла. Соблюдение или же, наоборот, несоблюдение ритуала в судопроизводстве и судоговорении приводило к выигрышу или к проигрышу дела в суде. Но аналогичное явление имело место и в судопроизводстве по «Русской Правде» (34). Чтобы призвать весну со всеми её благами, крестьяне скрупулёзно перечисляли эти блага (35).

Наконец, язычество, причём не только восточнославянское, - это культура дара и отдарка.

Но об этом – в следующем посте.


"Чё ле делай, даром не живи!"

История словен и русов от древнейших времен до наших дней Подписывайтесь на наш журнал, узнавайте больше о нашем славном прошлом и настоящем

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    Старая Москва

    " ... Исус Христос или «Молящийся Распятый Царь» (деисус, деисис – прошение, моление; хри-стос – крест и царь (штос, стос, фараон); христосоваться (целоваться трижды) – распинаться в память о трех распятых на Голгофе). Потекла кровь Христа, пронзенного копьем Лонгина на Лобное место-Череп-Голгофу и капельки ее превратились в бруснику – виноградную лозу ...
    -->
    206

    мысль - великая Энергия!

    В нача́ле бы́ло Сло́во — первая строка книги Нового Завета Евангелие от Иоанна. Существует множество её переводов, о которых возникают многочисленные религиозные трактовки и споры. Почему именно так начинается «книга книг»? Давайте разберёмся?! Для понимания попробуем заменить слово (произнесённое вслух мысль!) на то, что действительно является первоочередным началом...
    -->
    110

    Новий мировой порядок начинаеться с Исландии. Там уже избавились от евреев банкиров, теперь избавляются от религий!

    Сегодня в 12 часов дня по Московскому времени в штаб квартире ООН прошли слушания по ситуации в Исландии. Как сообщает пресс служба министерства иностранных дел РФ ( Цынк)Исландия объявила вне закона все религиозные организации. ООН лишила Исландскую делегацию  права голоса в ходе обсуждения Соответствующее заявление сделал председательствующий на слушаниях Робер...
    -->
    1473

    ,,,,,,,,,,,,БОГИ . БЫЛИ . ПРАВЫ ,,,,,,,,,,,,, Боги были сто раз правы, Нас, желая извести: Мало нам хмеля-отравы, Мало маку не цвести… ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

    ,,,,БОГИ   БЫЛИ   ПРАВЫ,,,,Боги были сто раз правы,Нас, желая извести:Мало нам хмеля-отравы,Мало маку не цвести… Нам уже пары бензина Доставляют нужный кайф, А усатая резина Отправляет прямо в рай.Нам не страшен рак и стронций,Не ужасен птичий грипп.Нам плевать, что вспыхнет СолнцеИ Земля наша сгорит. Боги даже друг от друга ...
    -->
    202
    Nikkuro 18 марта 12:24

    Волчица и потерянное время: какие тайны хранит римская история

    Исторический наброс  Древнеримские историки ошибались в определении даты основания города, а знаменитую бронзовую волчицу вообще отлили на много веков позже, нежели принято считать. Что же на самом деле происходило с историей Древнего Рима?  Как вычисляли дату основания Рима Греческие и римские историки долго не могли прийти к соглашению и пре...
    -->
    1160

    Письменные источники по истории восточных славян. Ч. VI

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать отечественные письменные источники.Итак, «Слово о полку Игореве»… Произведение, вызывающее наибольшие споры и наибольший интерес не только среди учёных, но и среди писателей, поэтов.Всех руссичей.Или считающих себя таковыми.Как правило, его датируют концом XII в., обычно - временем между 1185 и 1187 гг....
    -->
    219
    ОТШЕЛЬНИКЪ 18 марта 07:51

    ЕДИН НАРОД - ЕДИН йАЗЫК, по всей Земле! ИЛИ что означает СЛОВО "mamácha" на языке "кечуа"? / Привет от инкского ТЯТИ !

    Доброго времени суток, уважаемые подписчики, читатели и гости блога! Давеча, прочел интересный комментарий к своему давнишнему посту в ЖЖ (этот же пост на КОНТе - ссылка ниже) Пишет юзер "nik_normann" :(начало комментария) Подкину еще до кучи. Живу в Перу, потихоньку учу кечуа, самый распространённый язык индейцев в Южной Америке. На нем говорят в Перу, Эквадоре, Боли...
    -->
    1885
    Grrrrrx 17 марта 22:49

    "Смена полюсов" - уточнение дат , история - 3.

    Доказательства в основном косвенные , думаю хорошее доказательство это проследить путь народов по ДНК .Исследования хорошее так как ученые многое сделали , при этом сделав как всегда временную ошибку а историки до сих пор не понимают что они лоханулись и вовремя не приняли меры ) . ДНК исследования говорят что от до половины и даже до более 60% русских э...
    -->
    835
    Россия-Сегодня 17 марта 18:22

    ОБ ИСКОННОМ КАЗАЧЬЕМ ЯЗЫКЕ.

    На каком языке говорили предки казаков? В одном из своих комментариев Судья Всеказачьего Общественного Центра (ВОЦ) К. Э. Козубский написал: «Тупизм великодержавников зашкаливает! Они приписывают казакам русское происхождение, делая упор на то, что все казаки русскоязычны. Но я вот потомок татароязычных казаков-касимовцев. Далее. Ирл...
    -->
    429

    Русский Летописец 1649 года это Повесть временных лет или фальсификация Русской Веры?

    В первый день Великого поста целый ряд светских СМИ сообщил сенсационную новость: старообрядцы обнаружили в своих закромах уникальную книгу: оригинал Повести временных лет, описывающую неизвестную ранее историю Руси.Забегая вперед отметим, что сайт-источник сенсации “Русская Вера” – псевдостарообрядческий и финансируется из совместного фонда прихожанина РПЦ МП и митро...
    -->
    685
    NATA-SHA 17 марта 12:18

    Что будет, если не мусульманин скажет мусульманину «Ас-саляму алейкум».

    Приветствие — «Салам алейкум» (اَلسَّلَامُ عَلَيْكُمْ‎) — с арабского переводится как «мир вам» или «мир с вами». Это выражение используется не только мусульманами разных национальностей, но также арабами-христианами и арабами-иудеями. Учитывая различное произношение многочисленных азиатских диалектов, можно услышать как «салам», так и «салям». Оно является однокорен...
    -->
    681
    al-termezi 16 марта 22:22

    Территория идиотов или вновь о «лунной афере».

    Однажды к Ходже Насреддину обратился уважаемый человек по поводу болезни дочери: — Каждое утро она чувствует лёгкое недомогание, я был у всех докторов, но они говорят, что всё в порядке, ничего страшного. Что мне делать? Ходжа задумался, затем спросил: — Вы даёте ей молоко перед сном? – Да! – ответил мужчина. Насреддин сказал: — Ну, тогда я знаю, в чём...
    -->
    4684
    NATA-SHA 16 марта 21:57

    Был ли Киев хазарским городом?

    «Киев – мать городов русских», – твердили нам отечественные историки. Однако часть современных исследователей с этим не согласна, считая, что древний Киев был хазарской крепостью, защищавшей западные границы каганата.ГипотезаИзраильский лингвист и хазаровед Иосиф Ольшаницкий в одной из своих работ привел воспоминания отставного советского полковника, который рассказыв...
    -->
    722
    .Взор Здравомыслие.
    16 марта 21:26

    Ну, кто на нас с Тартарией!?

    Здравствуйте, уважаемые читатели. Прошу простить, что давно Тартарию не вспоминала. Тут на днях презентовали ажна замшелый дремучий "Летописец", от которого так и несёт фальшивкой. Я так понимаю, что не в те времена фальшивками решили нас закидать :о) Народ уже не тот, что при советах, не такой доверчивый к слову печатному. Уже присматриваться к данайцам, дары принося...
    -->
    1781
    Игорь Кучерской 16 марта 10:30

    О потреблении алкоголя в России

    Свидетельства иностранцев 16-17 века о потреблении алкоголя в РоссииСамуил Маскевич (около 1580-1632) — польский дворянин, писарь. Неоднократно и подолгу бывал в России.Из дневника Маскевича 1594-1621 годов: "Москвитяне соблюдают великую трезвость, которой требуют строго и от вельмож и от народа. Пьянство запрещено; корчем или кабаков нет во всей России...
    -->
    592

    Александрия - это Санкт-Петербург

    Александр Македонский и Александр Невский один и тот же исторический персонаж, сын Дмитрия ДонскогоВсевидящее око символ русских ВитязейАтланты и маленькие люди - памятники истории ...
    -->
    632
    Grrrrrx 16 марта 01:20

    "Смена полюсов" - уточнение дат , история - 2 .

    Я не собираюсь писать новую историю , просто мои представления . Главное что нужно понимать что после последней "смены полюсов" Россия и Европа пострадала крайне сильно и особенно Россия , почти вся обезлюдела с крайне сильным изменением климата , похолоданием , но воды потопа сойдя оставили после себя слой ила который очень быстро превратился в слой чер...
    -->
    957

    ,,,,,,,ВСЁ . ПРЕДЕЛЬНО . ПРОСТО ,,,,,,, Во Вселенной всё предельно просто: Выживает лучший образец. Нострадамус или Калиостро –

    ,,,,ВСЁ   ПРЕДЕЛЬНО   ПРОСТО,,,,, Во Вселенной всё предельно просто: Выживает лучший образец. Нострадамус или Калиостро – Чушь собачья! – Прости, Бог-Отец. Если бы не боги-аннунаки, ...
    -->
    349

    Зачем скрывают русскую историю и археологию?

    Русскоговорящие историки и правители России служат и подыгрывают Китаю. Наши руководители государства только на словах заботятся о единстве государства. На деле потакают и внутри России, и вне неё историкам, которые работают на свои мелко-племенные проекты.Тому пример – Украина. Она создала себе историческое пространство без Русского народа.Всё приписала себе – убогой...
    -->
    628
    Бонин Николай 15 марта 00:52

    ГЕРОИЧЕСКИЙ ЦИКЛ: ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ и их роль в циклах судьбы СЛАВЯНО РУСОВ (продолжение XIII).

    ВОЛХВЫ СЛАВЯНО РУСОВ. ПРЕДСКАЗАНИЯ НА 2019 г.“Песнь о побиении иудейской хазарии Светославом Хоробре” (http://www.anaslav.ru/forum/viewtopic.php?t=1703)Знаменитые славяне...А славянин, не зарясь, скажет «Честь тебе»И платы он от путников не требует себе,Хоть сам с оружьем на коне… он не старается напасть.И это Греку дивно, его иная гложет страсть.Природою своей он плу...
    -->
    646
    Grrrrrx 14 марта 20:50

    История по ДНК с учетом смен полюсов , мтДНК - N1a .

    История по ДНК с учетом смен полюсов , мтДНК - N1a . Не люблю женские гаплогруппы они слишком неподвижно-текучие но данное исследование очень сильное .Неподвижно-текучие - это когда непонятно откуда они взялись . К примеру - у пары 10 детей , 5 мальчиков и 5 девочек , они выросли , мужчины завели семьи и создали деревню , племя , народ и т.д. а деву...
    -->
    695
    Vladimir Parshakov 14 марта 18:34

    Про "Гуннов" с юмором.

    В конце IV века был у готов северного Причерноморья король Германарих. Который страсть как любил собрать войско, посетить какое-нибудь племя с дружеским визитом и обложить гостеприимных хозяев данью. В том числе, как указано в Гетике, доходили архаровцы Германариха и до предгорий Урала, где завассалили тамошних финно-угров.Здесь стоит особо заметить, что с тех пор, ка...
    -->
    429
    Sage 14 марта 17:56

    Двухглавый орел древнейший солнечный символ.

    Двуглавый орел в культуре разных народовДвуглавый орел является одним из древнейших символов. Он был широко распространен в Шумерской культуре. Одно из самых ранних изображений двуглавого орла было обнаружено при раскопках шумерского города Лагаш в Месопотамии.Вероятно, еще более древний двуглавый орёл был выточен из дымчатого нефрита ольмеками; он нахо...
    -->
    1463
    Яковлев Алексей 14 марта 13:53

    Русский Летописец 1649 года это Повесть временных лет или фальсификация Русской Веры?

    В первый день Великого поста целый ряд светских СМИ сообщил сенсационную новость: старообрядцы обнаружили в своих закромах уникальную книгу: оригинал Повести временных лет, описывающую неизвестную ранее историю Руси.Забегая вперед отметим, что сайт-источник сенсации “Русская Вера” – псевдостарообрядческий и финансируется из совместного фонда прихожанина РПЦ МП и митро...
    -->
    547

    Старообрядческий портал заявил, что "матерью городов русских" был не Киев

    Старообрядческий портал "Русская вера" объявил, что начинает первую публикацию "Русского летописца" — рукописи, которую старообрядцы считают "первоисточником" знаменитой "Повести временных лет", опровергающим общепринятое мнение о Киеве как о "матери городов русских". При этом опрошенные историки скептически отнеслись к находке, отметив, что по летописям уже проводили...
    -->
    595

    Фольклор. - Тайнопись русской вышивки.

    Все, что на современном языке называется "украшениями", имело в древности ясно читаемый религиозный магический смысл. Оберегами у языческих славян считались предметы и явления природы, составляющие основу их верований и распространялись на все сферы их деятельности. Это относилось к жилищам, быту, одежде и т.д.Древнейшей, самой любимой и распространенной нательной оде...
    -->
    1489
    АЛЬТАИР 14 марта 00:41

    Знания, о которых мало кто расскажет

    Знания, о которых мало кто расскажетВидео:https://www.youtube.com/watch?v=m667mzmKkf4А. А. Тюрин Автор: Алоха Ростов-на-ДонуОпубликовано: 3 февр. 2019 г....
    -->
    716
    Вадим Витихов 12 марта 13:27

    Мифы и правда о погромах

    Платонов Олег Анатольевич(p. 11.01.1950), русский ученый и писатель. Труды по экономике («Русский труд», «Качество трудовой жизни», «Тысяча лет русского предпринимательства», «Экономика русской цивилизации», «Воспоминание о народном хозяйстве») и истории России («Убийство царской семьи», «Григорий Распутин», «Николай II», «Русская цивилиз...
    -->
    1165
    Канал Валерий 13 марта 17:05

    Ваджра. Дома в гигантских пнях. Правильная методика подсчета населения земли

    ...
    -->
    589
    Sage 13 марта 16:14

    Настоящая причина наводнения 1824 года в С.-Петербурге.

    Все мы знаем из истории о катастрофическом наводнении 1824 года в С.-Петербурга. Но более внимательное исследование показывает, что в середине ноября произошел, возможно, пик космической катастрофы. И именно она стала причиной гораздо больших разрушений по всей земле, нежели только разрушения в Питере.История учит нас, что 7 ноября (19 ноября по старому...
    -->
    3524

    Фольклор. - Тайные истины русской прялки.

    Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.Прялки Русского Севера (Вологод...
    -->
    1441
    dentvideo 12 марта 23:37

    Александр Дугин. Русская тайна. Что значит быть славянином

    Философ Александр Дугин рассказывает о трёхфункциональной системе индоевропейских обществ. Что значит быть индоевропейцем и славянином. Почему в современном мире мы теряем свою идентичность. https://www.youtube.com/watch?v=j1-apmO0Zq0 ...
    -->
    477
    Star Fire 12 марта 19:00

    В Перу найдены... славянские статуэтки возрастом 3800 лет

    А.А. ТюняевВ Перу обнаружены три глиняных фигурки, сообщает nplus1.ru. Возраст статуэток составляет 3800 лет. По мнению ученых, создатели находок принадлежали к культуре Норте-Чико – старейшей цивилизации в доколумбовской Америке. Об открытии сообщает Peru Reports со ссылкой на Министерство культуры Перу.Статуэтки были найдены в перуанском городе Вегета...
    -->
    393
    NATA-SHA 12 марта 14:51

    Рекорды и достижения русских женщин.

    https://vk.com/video-19976640_456239191В России не пользуются популярностью идеи феминизма, однако русские женщины не раз доказывали, что способны совершать подвиги и менять ход истории. Наши соотечественницы становились первыми в целом ряде направлений и областей.Источник: ВЗГЛЯД...
    -->
    662
    Молва-ТВ 12 марта 09:34

    Жидо-русофобские утопии держатся за счет их поддержки российской исторической наукой.

    Русофобские псевдо-исторические мифы родились отнюдь не в один день и даже не в одно столетие. Да, многие из них появились тогда, когда Романовы пригласили для переписывания древнерусской истории группу немецких историков (Байера, Миллера, Шлецера), которые должны были сделать легитимным не совсем русское происхождение этой династии русских царей...
    -->
    564

    Письменные источники по истории восточных славян. Ч. V

    Здравствуйте, дорогие читатели!Мы начинаем серию публикаций, посвящённых письменным источникам по истории восточного славянства.Итак, древние законы…Вторая половина I тыс. н.э. не оставила после себя законодательных документов, кроме вошедших в состав «Повести временных лет» (ПВЛ) текстов договоров Руси с Византией, представляющие собой синтез норм «закона русского» и...
    -->
    1058

    Страшные пытки над женщинами в Туркестане.

    Страшнейшие ПЫТКИ, которые переплюнули даже инквизицию.В 30-х, годах прошлого века, советская власть пыталась установить свою законность в центральной Азии. Естественно это вызвало недовольство у большого количества местного населения и появились повстанческие отряды басмачей, которые устраивали террористические акты. Они убивали в основном русских спец...
    -->
    1604
    Sage 11 марта 18:03

    Найдены города, похожие на Аркаим.

    Многим, кто интересуется древней историей, знаком археологический объект, который назвали Аркаим. Это городище нашли в 1987г, причем незадолго до планируемого затопления территории – планировали построить плотину на одной из рек.Объект отстояли, не дав ему исчезнуть в водах водохранилища. Провели раскопки, узнав много нового об этой культуре, включая да...
    -->
    978

    Всё же кириллица или глаголица?

    Глаголическое письмо, добившись немалых успехов на первом этапе строительства нового литературного языка, поразив поначалу воображение многих своей свежестью, небывалостью, яркой и экзотической новизной, своим таинственным обликом, чётким соответствием каждого отдельного звука определённой букве, постепенно стало терять позиции. В глаголице сызначала присутствовало ка...
    -->
    825
    Ramzan Magomedov 11 марта 13:40

    Всё нормально у норманнов. Костомаров VS Погодин

     Егор Яковлев VS Павел Перец. Уважаемые читатели, представляем вашему вниманию очередной материал посвящённый спору о т.н. "варяжском вопросе".Кем были варяги - славянами или скандинавами? Что писал о варяжских названиях днепровских порогов император Византии и что написано о варягах в Бертинских анналах? Об этом и обо многом другом нам расскажет свежая инте...
    -->
    914
    Sage 11 марта 09:46

    Миф о вековом раболепии русичей.

    С лёгкой руки известной поэтессы-шестидесятницы в компрадорско-псевдоинтеллектуальных кругах Москвы и Ленинграда достаточно популярным оказался афоризм: «Россия — тысячелетняя раба».«Углубили» же означенный тезис «наипродвинутейшие» из «прорабов перестройки» (не помню, кто из них первый) — А. Яковлев и Ю. Афанасьев: «Россия — тысячелетняя парадигма несв...
    -->
    846

    Письменные источники по истории восточных славян. Ч. IV

    Здравствуйте, дорогие читатели!Мы продолжаем серию постов, посвящённых письменным источникам по истории восточного славянства.Сегодня мы рассмотрим, - с одной стороны, - тексты, написанные относительно поздно, а с другой, - возможно, сохранившие информацию более древнюю, чем мы разбирали с вами ранее…Но обо всём по порядку.Кроме летописных текстов как таковых, особое ...
    -->
    1388
    dentvideo 9 марта 14:54

    Кодекс чести русских богатырей. Психоистория

    Девять правил русских былинных воинов. Как и почему древнерусские дружины могли контролировать огромные территории и отражать нападения самых страшных врагов? Какими качествами обладали профессиональные солдаты Руси Изначальной? Чем отличается образ сказочного богатыря, который нам навязали в детстве, от того, что показывают тексты Русского Эпоса? Почему простой народ...
    -->
    2065
    MERjAMAA 8 марта 16:40

    Старинный праздник Мольба. Сакральная традиция и этнокультурные связи жителей Поветлужья. ч.2. Мистерия "живого" огня.

    начало (ч.1. Истоки и варианты праздника):https://cont.ws/@merjamaa/1253889БЕРЕГБлижайший аналог Береговой Мольбы известен в округе села Нежитино Макарьевского р-на Костромской обл. Здесь некогда, во время засухи и эпидемии, был отслужен молебен о ниспослании дождя. Вскоре дождь прошёл. И день этот из поколения в поколение стал передаваться как день благодарения за из...
    -->
    635
    Хандусенко 8 марта 12:30

    Городские легенды: Аничков мост, кони, Клодт

    Решил сегодня слегка похулиганить, уж больно интересная питерская легенда попалась на просторах тырнета: 1. Какой мост самый красивый и узнаваемый в Петербурге? Аничков. Неудивительно что вокруг него постоянно крутились различные легенды. Хочу ответить на самые интригующие и значимые вопросы. Чье лицо на гениталиях коня? Почему мост "восемнадцати яиц"? П...
    -->
    925
    Sage 7 марта 15:24

    КОГДА ПРАЗДНОВАЛИ МАСЛЕНИЦУ НА РУСИ.

    В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь. До конца XVII в. новолетие начиналось не с января, а с марта. С началом аграрного цикла. Исследователи склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта. Из этих чисел наиболее значимы 21 марта и 25 марта, на которые у древних европейцев пр...
    -->
    1461

    Фольклор. - Языческий след русских былин. - Часть пятая.

    В географии Руси былин киевского цикла существует три слоя. Первый, наиболее очевидный – география Киевской Руси IX – X вв.: Киев, Чернигов, Смоленск, Ростов, Муром, Суздаль, но три последних города лишь упоминаются, а Смоленск-Смолягин часто подменяет собою Чернигов, который появляется то как неотделимый от Киева город-близнец, то предстает оппозиционным Киеву городо...
    -->
    1381

    Фольклор. - Языческий след русских былин. - Часть четвертая.

    Одной из былин, не получившей убедительного толкования, является былина «Вольга и Микула». Ученые XIX – XX вв. в целом имеют дело с тремя уровнями толкований былины: славянофильское (могущество общины и ее добровольное сотрудничество с княжеской властью), народническое (воспевание крестьянства) или социалистическое (сатира на князя, возвышающая над ним представителя т...
    -->
    1672
    Ин-Ко 6 марта 01:15

    Русский Бодхи часть I

    Слышали ли вы о таком русском святом по имени Агапит?!Это имя тесно связано с древнерусской медициной. Это был выдающийся монах Киево-Печерского монастыря, врачевавший в XI веке… Киево-Печерская Лавра Схема Киево-Печерской ЛаврыПещерные города и храмы – часть VIII. Киево-Печерская ЛавраКиево-Печерская лавра - один из первых монастырей в Др...
    -->
    801
    Ин-Ко 6 марта 01:16

    Русский Бодхи часть II

    начало здесь - Русский Бодхи часть IАгапит Печерский Истинный облик Святого Лекаря Киевской Руси. Портрет Агапита Печерского художницы Анастасии Новых. Антоний с превеликой радостью встретил своего давнишнего друга. Видя такое уважительное отношение старца к Агапиту, и остальная братия отнеслась к нему с таким же почтением. Агапит не переставал уд...
    -->
    727

    Фольклор. - Языческий след русских былин. - Часть третья.

    В поисках племени, чей эпос лег в основу русских былин, рассмотрим былинный облик древних русов. Добрыня Никитич после скитаний возвращается в материнский дом, где его уже считают мертвым. Когда он называет себя, то слышит в ответ: «У молодого Добрыни Никитича были кудри желтые: в три-ряд вились вкруг верховища, а у тебя, голь кабацкая, до плеч висят!» Это напоминает ...
    -->
    2324
    dentvideo 4 марта 19:20

    Александр Пыжиков. Как изгои превратились в правителей

    Чем богатырь отличался от князя, почему нет ни одного князя-богатыря. Зачем нужна была община. Каким было общее дорелигиозное мировоззрение разных народов Евразии. Почему по всему материку примерно в одно и то же время произошло выдавливание народной культуры и замена её инородной. Кто осуществлял этот коренной перелом в разных странах и культурах. Почему фигуру основ...
    -->
    738
    NATA-SHA 4 марта 13:03

    Бог наказывает человека за грехи болезнью: так ли это.

    В Евангелии есть довольно много эпизодов, где Христос говорит о важности искренней молитвы и о силе веры. Одно из самых известных изречений, например, содержится в Евангелии от Луки: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк.11:9-10).Бог не создаёт, не п...
    -->
    677

    Фольклор. - Языческий след русских былин.

    Важнейший признак для определения хронологии былин – религиозная символика. По мнению А.А. Котляревского, до христианства была другая основа наших богатырских сказаний. Ф.И. Буслаев, утверждал, что былинный эпос не помнит крещения, а Владимира изображает даже скорее язычником. Высказывания вроде «постоять за веру православную... ради церквей-монастырей» в устах богаты...
    -->
    3628

    Фольклор. - Языческий след русских былин. - Часть вторая.

    Среди прочих былинных сюжетов, позволяющих уверенно датировать возникновение былинного эпоса дохристианской эпохой, выделяется былинный сюжет, с дотошной точностью описывающий погребальный обряд русов-язычников IX–X веков – былина «Михайло Потык».Похоронная обрядность и связанный с ней комплекс представлений о жизни и смерти занимают исключительно важное место в ритуа...
    -->
    2554
    Яковлев Алексей 4 марта 07:58

    В Ярославле появится музей альтернативной истории России. Авторы теории утверждают, что этот город в древности назывался Великим Новгородом

    В Ярославле на Волжской набережной историко-культурный комплекс «Вятское» планирует создать музей, посвященный псевдонаучной теории «Новая хронология», авторы которой считают Ярославль Великим Новгородом древней «Руси-Орды». На презентации музея побывал заместитель председателя правительства области Максим Авдеев. «7x7» собрал в обзор все, что об этом известно. Вятск...
    -->
    1315

    Была ли у монглов письменность в XIII веке? Кто и зачем нападал на Грузию? Где находился Хорезм?+Диалектика, Почему все кратеры круглые? Хрустальный череп.

    СокращенияАБ - Александр Бушков (шарлатан)ЕТ - Евгений Темежников (автор)НФ - Носовский и Фоменко (шарлатаны)АБ: Интересно, что писали о своем славном предке Чингисхане его соплеменники в "настоящей", нынешней Монголии? Ответ неутешителен: в XIII веке монгольского алфавита еще не существовало. Абсолютно все хроники монголов написаны не ранее XVII столетия [9.1]. АБ:...
    -->
    1967
    Гарри Химик 2 марта 12:18

    Ханты и манси - самые загадочные народы Сибири...

       Ханты и манси – это два финно-угорских народа, близких по культуре и языку.    Проживают эти народы в Западной Сибири, в ее северной части, преимущественно в Томской, Тюменской и Свердловской областях. Тысячи лет назад, из племён неолитической культуры образовались две северные народности – ханты и манси*.  ...
    -->
    2238
    Вадим Витихов 1 марта 13:54

    Великие о евреях. Евреи о себе.

    «еврейский вопрос» вставал перед народами ВСЕХ стран, где селилось еврейское племя. Это и Древняя Греция, и Древний Рим, и Византия, и Древняя Русь, Италия, Голландия, Швейцария, Румыния, Австрия, Венгрия, Финляндия, Польша, Англия, Япония, Алжир, Россия, Португалия, Франция, Соединённые Штаты Америки, Германия.., словом «ненависть к евреям народов всех времён служит ...
    -->
    1139

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть IV.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    1783

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть V.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    1684

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть III.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    2100

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть II.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, прод...
    -->
    2090

    Фольклор. - Наследие древних цивилизаций - Архаичное сознание - Часть I.

    Огромная масса комментариев о древних (архаичных) знаниях, ранних датировках от 50 - 10 тысяч лет до н.э., побудили нас к написанию данной статьи. Что же действительно происходило с человечеством в этот период? Что сегодня осталось в нас с тех времен? Кто же мы на самом деле - жители новой цивилизации или наследники предыдущей? Об этом в целой серии статей. А мы, начи...
    -->
    2562
    Oleg Krieger 20 февраля 00:52

    Версальский договор + Weimar Republik ист. заметка №7 - этого нет ни в учебниках Истории России ни в учебниках Истории Германии

    Если верить книгам по истории,все политические лидеры действуют вопреки всякой логике и здравому смыслу.Но ведь это невозможно! Дураков во власти не бывает.Государственные мужи преследуют выгоду вверенной им державы и следуют только такой логике в своих поступках.Если у власти стоит марионетка, она тоже следует потребностям державы.Только не своей — вот и вся разница....
    -->
    1652

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. XII

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы заканчиваем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе.И здесь с неожиданной стороны нам открывается князь Святослав Игоревич, «Ольжинъ сынъ»…Но – обо всём по порядку...О том, что эти данные возможно толковать именно так, показывает и Никоновская летопись. Судя по данному источнику, наря...
    -->
    2126

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. XI

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы заканчиваем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе.И здесь с неожиданной стороны нам открывается князь Святослав Игоревич, «Ольжинъ сынъ»…Но – обо всём по порядку.Отметим особо, что верность клятве и слову всячески превозносится и в «Махабхарате», что имеет и параллели в классической д...
    -->
    2070

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. X

    Итак, дорогие читатели, мы продолжаем рассматривать особенности восприятия клятвы в языческом и «двоеверном» обществе…Не будем пока делать соответствующих выводов относительно причины изображённых выше парадоксов, и обратимся к языческой эпохе. Как воспринималась клятва за несколько веков после вышерассмотренных событий? В науке известно мнение, согласно которому в сл...
    -->
    1347

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IX

    Здравствуйте, дорогие читатели!Едва ли возможно сколько-нибудь глубоко понять язычество, причём не только восточнославянское, если не учитывать, что это культура дара и отдарка. Так, обмен дарами в Германском Мире имел магическое значение и «представлял собой один из способов установления или поддержания социальных связей – наряду с браками, оказанием взаимных услуг, ...
    -->
    2552
    Александр Нагибин 14 февраля 09:36

    Действительно ли нефилимы были потомками сынов Божьих и дочерей человеческих? Нефилимы ( игрофильм).

    Данный фильм склеен из игровых роликов DmC. Исполины или нефилим (ивр. ‏נפילים‏‎‎‎ – падшие) — библейские персонажи, упоминаемые в Пятикнижии (первые 5 книг Ветхого Завета). В русском Синодальном переводе это название передано как «исполины». В русском переводе Нового мира сохранено слово «нефилим» . В чешских переводах Библии «нефилим» передается как obří (Обры) или ...
    -->
    1133

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VII

    Здравствуйте, дорогие читатели!Итак, имелись ли в славянской религии тенденции, ведущие к единобожию?..Дело в том, что в литературе существует предположение, согласно которому монотеистические воззрения, своего рода «проблеск религии Откровения», имели место у восточных славян (1). Н.А. Ганина, как мы писали выше, считала Святовита и Дикого Охотника ареальными реализа...
    -->
    2239

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. VI

    Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня мы продолжаем рассматривать особенности архаического мышления как особого феномена в истории человечества.Синкретизм мышления в те времена виден и в следующих примерах. Колода в фольклоре может превратиться в двенадцать молодцев, а рябина без верху, в русской свадебной образности – это мать без дочери (1). Женщина в восточнослав...
    -->
    2447

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. V

    Здравствуйте, дорогие друзья, мы выполняем своё обещание и постараемся сегодня рассмотреть особенности мышления человека времён архаики.Специально оговоримся: мы полагаем, что подобное в принципе возможно. Источники есть. Остальное за нашим – уже нашим! – мышлением.Итак, подумаем вместе…Мышление того времени следует определить как нерасчленённое, синкретичное, следств...
    -->
    2057

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. IV

    Здравствуйте, дорогие друзья, мы продолжаем разбираться в особенностях того миросозерцания, которое условно называют «языческим» или «двоеверным».Итак, продолжим…При крещении зырян Православная Церковь пошла на компромисс, допустив такое уникальное явление, как пермская деревянная скульптура, генетически связанная с дохристианскими временами (1). На р. Лепше, также в ...
    -->
    2508

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. III

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать язычество как культурный феномен. Обратимся теперь к позднему материалу: потрясающее свидетельство сохранил «Псковский Кроник» 1689 г.: «И помощию Садца бога и Волна той великий князь Гостомысл в Великом Новеграде в народе всякое управление управляше крепце» (1). Мы сознаём, конечно, что перед нами, мяг...
    -->
    2092

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. II

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы продолжаем рассматривать язычество как культурный феномен – в основном, на восточнославянском материале, но не только.Продолжим с того, что каждый из христианских святых, с точки зрения крестьян, как бы «специализировался» на покровительстве тому или иному занятию или ремеслу, причём такая «специализация» часто не была связана ...
    -->
    2008

    Основные черты языческого миросозерцания восточных славян. Ч. I

    В предыдущих постах, посвящённых образу волка у славян на индоевропейском фоне, вы, мои дорогие читатели, нашли немало интересных вопросов, которые, в свою очередь, снова заставили думать уже меня самого.Спасибо вам за это.Многие из ваших вопросов связаны, как мне кажется, с тем, что далеко не все люди нашего времени (и учёные, скажу вам по секрету) понимают разницу м...
    -->
    2237

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть V.

    Удивительно, но тема жертвоприношений или ритуального поедания у разных древних народов касается практически любых животных, птиц, пресмыкающихся и насекомых, но только не волков (разумеется, с учётом региона постоянного проживания того или иного народа). Фрэзер упоминает всего лишь два момента, связанных с волками: в первом случае речь идёт о герое скандинавского пре...
    -->
    2022

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть IV.

    Здравствуйте, уважаемые читатели! Приятно видеть ваш отклик, и горячие обсуждения, сегодня, продолжая статью, хотелось бы обратиться к анализу образа волка в текстах русских и европейских сказках.Итак, начинаем..При сравнительном анализе русских, европейских и восточных сказок разных времён складывается устойчивое ощущение существенного различия характеристик волка ка...
    -->
    3056

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть III.

    Среди разнообразных звуков, издаваемых волками, особенно выделяется вой – выразительный, тоскливый, ледянящий душу звук, слышный на большом расстоянии, который всегда будоражит воображение людей, никого не оставляя безучастным. Пожалуй, именно слышимая в вое тоска действует на подсознание человека, вызывая беспокойствие и смятение в душе каждого, чьих ушей достигает о...
    -->
    2237

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть II.

    В различных источниках, отражающих развитие религиозных воззрений наших предков, наряду с упоминаниями о разных культах можно встретить сведения о почитании животных. В системе традиционных народных представлений об окружающем мире животные выступают как особая разновидность мифологических персонажей, вместе с божествами, демонами, стихиями, небесными светилами, самим...
    -->
    2550

    Архетипы славянского сознания - Облик Волка - Часть I.

    Богатство любого народа заключается в его историческом наследии. Изучение истории, а также мифологии позволяет приблизиться к корням, имеющим архетипический характер и залегающих в глубоких пластах бессознательного передающегося из поколения в поколение. Одним из таких архетипов, занимающим ведущее место является волк. В мифах и сказках разных народов, в том числе и д...
    -->
    3119

    Фольклор.-Мифологические пространства. Часть II. - Леса и болота.

    В роли персонажей, которые отвечают на вопросы гадающих, выступает и дворовой, часто отождествляемый как с домовым, так и с хлебником. В быличках и бывальщинах дворовой–хлевник фигурирует в качестве оракула довольно часто. Локализация дворового, а подчас и домового, именно в хлеву достаточно устойчиво.Гадают по домашним животным накануне Рождества, под новый год. Деву...
    -->
    2355
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика