• РЕГИСТРАЦИЯ

Фольклор. - Тайнопись русской вышивки.

Судьба Русов
"Чё ле делай, даром не живи!"
14 марта 10:18 4 4481

Все, что на современном языке называется "украшениями", имело в древности ясно читаемый религиозный магический смысл. Оберегами у языческих славян считались предметы и явления природы, составляющие основу их верований и распространялись на все сферы их деятельности. Это относилось к жилищам, быту, одежде и т.д.

Древнейшей, самой любимой и распространенной нательной одеждой древних славян была рубаха (руб - кусок ткани). Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с магическими предосторожностями. Она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. При выкраивании ворота вырезанный лоскут протаскивали внутрь будущего одеяния. Это означало сохранение. Накопление жизненных сил. По мнению древних, следовало так или иначе "обезопасить" все необходимые отверстия в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержащая всевозможные священные изображения и магические символы.

Ворот был особенно магически важной деталью. Через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот обильно оснащали охранительной вышивкой. Иногда у состоятельных людей она была шита золотом, жемчугом и т.д. И со временем ворот превратился в отдельную наплечную часть - "ожерелье".

Рукава рубах были длинные и широкие и у запястья схватывались тесьмой. В праздничных женских рубахах тесемки на рукавах заменялись створчатыми браслетами.

Пояс мог быть тканый или вязаный у женщин, у мужчин - ременный (наказание - отрешить от пояса).

Когда хоронили умершего, пояс обычно расстегивали, чтобы не мешать душе окончательно покинуть тело и отправиться в загробное путешествие.

Подол расшивался (иногда очень богато, включая и сюжетные композиции). Вообще характер и техника вышивки связана с формой предмета и его назначением. Элементы вышивки различаются, либо имеют различное толкование в зависимости от местности. Но общая трактовка все-таки сохраняется. В русской деревне женщина была хранительницей обрядов, которые должны были обеспечить благо семье. В начале XIX в. еще был жив обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняя смысл узоров. Но позднее содержание народного узорочья стало забываться. Вышивальщицы не всегда могли дать правильное толкование древнего орнамента, зная лишь то, что в них заключена сила добра.

Раскидистое древо, часто с большими плодами, увенчанное солнцем и окруженное птицами. Узоры, исполненные иглой, построены по законам симметрии и поражают своими математически выверенными пропорциями. Это представление о рае, о чудесной жизни. Уже в глубокой древности у земледельческих народов космогонический образ мирового древа заменяется представлением о Вселенной в женском облике, коим являются изображения Рожаниц. На вышивках встречаются изображения крестов в ромбах. Часто из этих крестов словно вырастают геометризованные человеческие фигурки то с опущенными, то с поднятыми руками. Иногда чередуются между собой "девы" с поднятыми руками и "матери" с опущенными. Соединение этих женских изображений с ромбом, в который они вписаны, символизирует женское начало в природе и само плодородие, а ромб с крестом и женским изображением, возможно, - с солнцем рождающим. Солнце обозначалось кругом с расходящимися лучами, прямыми или косыми крестами, с крестом внутри, несколькими концентрированными кругами с крестом внутри, розеткой, свастикой. Древнее светило представлялось в разных обликах, в том числе и женском. Когда оно приняло человеческий облик, на голове стали изображать лучистый солнечный диск с крестом или заменяющим его ромбом. Лучистость головы женского божества стала одной из самых характерных черт вышивки. Этот персонаж изображается в рост, по пояс, оглавно. В любом случае голова несет солярную символику (у "девы" - лучистый диск, у "матери" - порой завершие в виде двух рогов). В орнаменте вышивки солярным знакам часто сопутствуют растительные мотивы. Фигуры чередующихся между собой "дев" и "матерей" и растений, либо малых и больших растений, словно бы символизирующих смену природных циклов. Солнце часто олицетворялось с птицей с поднятыми крыльями и расправленными перьями со знаками солнца, света, огня и плодородия. Солнце также представлялось и в образе коня - фантастического существа с серебряной шерстью и золотым хвостом и гривой. Конь у древних славян знаменовал видимое движение солнца, Лошадь в древнем мире была воплощением божества растительности, с ее хвостом связывалось представление о плодородии. Образ оленя встречается реже (в Приладожье). Олени на узорах то предстоят древу, то попарно запряжены, как птицы или кони. Они символизируют движение солнца, а рога уподобляются солнечному сиянию. "Податель плодородия и всяких благ" - солнце вешнее представлялось в виде юного Бога весеннего света и тепла Ярилы. Конь со всадницей - один из основных сюжетов северорусской вышивки. На вышивках часто встречается трехчастная композиция. Центром может быть женская фигура, а две всадницы по бокам. Все персонажи с воздетым руками могут быть осмыслены как "встреча весны". Трехчастная композиция часто окружена узорной рамкой, состоящей из изображения "дев", мелких растений, птиц, солярных знаков. Такая последовательность напоминает многократно повторенную молитву на урожай. В вышивках изображались и ладьи с конскими или птичьими головами, на которых восседает женская фигура. Это тоже символизировало появление солнца. Таким образом, в архаических вышивках отражались верования древних славян, поклонение Божествам, просьбы о счастье, добре, изобилии, урожае, помощи в трудной жизни.

Искусство народной вышивки оформилось в народный художественный промысел уже в XIX в., в связи с развитием промышленного капитализма в России, - первоначально в районах со слабо развитым земледелием. Такими промыслами стали искусство золотошвейной вышивки в Торжке, строчевых вышивок в поселке Крестцы Новгородской губернии, в поселках Палех, Холуй, Верхний и Нижний Ландех Владимирской губернии, а также вышивка белой гладью в поселке Мстёра той же Владимирской губернии.

На базе этих промыслов, сложившихся в XIX в., после Великой Октябрьской социалистической революции развились современные советские центры народной Художественной вышивки, причем сохранилась та основная специализация, которая характеризовала их в XIX в. Так, мировой известностью пользуется крестецкая строчка Новгородской области. Здесь существует и бережно сохраняется, передаваясь из поколения в поколение, ряд типических народных узоров-швов, например: "рассыпной гипюр" в виде сетчатых квадратов, кружков и плотных перемычек, "старинный гипюр" в виде восьми лепестковых розеток и, в особенности "вологодские стекла" - квадратные вставки, заполненные изысканно разработанными звездчатыми, ажурными розетками.

Белая ажурная строчка характерна для вышивальных предприятий Ивановской области, где их насчитывается более 15. В их числе вышивальные предприятия Палеха и Холуя, Верхнего и Нижнего Ландеха, Пестяков, Шуи и ряда других городов и поселков. В Горьковской области - в Городце и Балахне сложился свой тип строчевой вышивки - горьковский гипюр, напоминающий тончайшее кружево.

Белая строчевая вышивка Ивановской, Горьковской, Новгородской областей служит для декоративного оформления постельного и столового белья, в отдельных случаях - для торжественных дорогих выставочных занавесей и панно.

На цветной перевити специализировалось вышивальное предприятие Тарусы Калужской области. Здесь в этой интересной и сложной технике создаются декоративные полотенца, панно, комплекты столового белья. Сюжеты выполняемых цветной перевитью декоративных композиции близки по строю к старинным вышивкам русского севера с их птицами-павами, конями и барсами.


Особое развитие получил вышивальный промысел в поселке Мстёра Владимирской области. Здесь укоренилась и развилась необычайно декоративная, красная по белому фону, вышивка так называемыми владимирскими швами. Эти декоративные верхошвы, объединяющие как прямолинейные, так и криволинейные мотивы и элементы, дают возможность создавать сочные застилистые узоры с богатой фактурной разработкой и разнообразными сюжетами. Среди мотивов мстёрской вышивки владимирскими швами изображения растительных форм, птиц, животных, человеческих фигур, трактованных хотя и плоскостно и в условном красном цвете, но в то же время воспринятых и переданных очень реально, близко к живой природе. Мстёрская красная вышивка украшает диванные подушки, полотенца, занавеси, скатерти с салфетками, декоративные панно.

Близка к мстёрской красной вышивке владимирскими швами по насыщенности цвета и отчасти по растительным мотивам вышивка г. Александрова Ярославской области.

В Торжке Калининской области находится единственный в Российской Федерации промысел золотошвейной вышивки. Здесь используются всевозможные приемы золотого шитья, раньше применявшегося для изготовления предметов культового назначения, а также для вышивки на головных уборах, на душегреях. Узоры золотошвейной вышивки состоят из условно, декоративно решенных цветов, листьев, из геометрических форм.

Знаменитый золотошвейный кованый, или литой, шов - это, по сути дела, верхошов, настил золотых или серебряных нитей, причем для достижения эффекта рельефности всех частей рисунка мастерицы подкладывали под настил нитей полоску кожи, бересты или просто картона. Золотые швы состояли из крестов, ромбов и других мелких разделочных фигур. Они по-разному переливались и мерцали на поверхности кожи, сукна или бархата. Золотой или серебряный плотный, рельефный, "кованый" настил или легкий, ажурный шов отдельными стежками дополнялся блестками, так называемой "битью" - плоскими золотыми и серебряными кружочками, нашивавшимися среди участков вышивки. Современные вышивальщицы создают декоративные детали к нарядным выходным платьям и костюмам - косынки, шарфы, банты, галстуки, накидки, сумки, кошельки, разнообразные пояса. Золотошвейная вышивка выполняется чаще всего по плотным тканям - бархату, сукну, по замше и ее заменителям.

Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.

Каждое изображение, каждый узор охранялись и не изменялись, потому что все они несли смысловую нагрузку, имели определенное значение, часто магическое, заклинательное и были отражены понятием о жизни и смерти, о приобретении потомства, о сохранении имущества, размножении скота и вызревании урожая.

Девочка семи - восьми летнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати - шестнадцати годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты. Женская одежда и орнаментация постельных принадлежностей (подзоры), в основном связанных со свадебными обрядами, насквозь пронизаны магическими заклятиями, формулами и символическими "письменами" узоров. Таковы подвенечные кокошники невест, рубахи, накидки на свадебные повозки и многое другое.

Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.

Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного наряда было прежде всего в отделке.

Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой - орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси - поскольку птица считалась символом добра.

Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой.

Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочныхвенков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Однако позже в свадебных нарядах появились кокошники.

В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми "шишечками" из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.

Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.

В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом.

Как уже было сказано, вышивкой украшали предметы быта - полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Так же вышивали праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и другие изделия. Как правило, выполнялись они из простых, недорогих материалов, но отличались высоким художественным мастерством. Специально pитyальным предметом, давно обособившимся от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и сложной вышивкой. Полотенца служили вожжами свадебного поезда, на полотенцах несли гроб с покойником и опускали его в могилу. Полотенцами увешивали красный угол; на полотенце - "набожнике" помещали иконы.

Особенно широко использовались полотенца в свадебных обрядах. Ими перевивали и увешивали спинку свадебной телеги или саней; использовали в качестве вожжей свадебного поезда; связывали жениха и невесту, чтобы те "жили согласно". Во время венчания жених с невестой держали в руках вышитое полотенце и затем дарили его священнику. Специально для обряда венчания шили "подножник" - небольшое полотенце, которое расстилали в церкви под ногами брачащихся, впоследствии он использовался как оберег от порчи. По старому обычаю с момента вступления молодой в дом мужа, в семье употреблялись только ее полотенца.

Особую роль полотенце играло во время встречи почетных гостей: на нем подносили хлеб - соль - знаменитые символы русского гостеприимства.

В русских деревнях во время больших общественных несчастий не только строили всем миром в один день "обыденные храмы", но и ткали и вышивали "обыденные полотенца". Во время полyязыческих общественных празднеств девушки украшали полотенцами ветки деревьев. Известны священные рощи с часовенками, куда приносили вышитые полотенца.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят и находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это - фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, ежедневную одежду знатных людей.

Золотым шитьем называется вышивка металлическими нитями золотого и серебряного цвета. До 11 века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро. Выполнялись вышивки металлической нитью в прикреп, то есть металлическая нить накладывалась на ткань, в то время как льняная или шелковая нить пришивала металлическую. Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.

Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета.

Шитье начала - середины XVI в. продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность.

В XVI в. все еще продолжает жить и древняя языческая символика. Она встречается в церковных и в бытовых предметах. Например, женский головной убор - волосник - из погребений цариц в кремлевском Вознесенском монастыре. Это - вязаная шапочка, на очелье которой по красному шелку золотой нитью вышит повторяющийся рисунок - "древо жизни" - со стоящими по бокам "инрогами". Ниже - узкая полоса орнамента из растительных побегов. Единорог считался на Руси символом плодородия, он был также личным знаком Ивана Грозного, на его печатях и др. предметах.

Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан. Вот свидетельство иностранца о нарядной верхней женской рубахе в конце XVI века: "Они носят рубашки, со всех сторон затканные золотом, рукава их, сложенные в складки с удивительным искусством, часто превышают длиною 8 или 10 локтей; сборки рукавов, продолжающиеся сцепленными складками до конца руки, украшаются изящными и дорогими запястьями.

Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках. Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Девичьи повязки, венцы, коруны, женские сборники, сороки, кички, кокошники - это лишь небольшая часть множества головных уборов. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно дорогим головным убором, доступным наиболее состоятельным семьям, был кокошник. Обычно он выполнялся профессиональной золотошвеей на заказ и, обильно расшитый золотыми и серебряными нитями, жемчугом, перламутром, самоцветами, фольгой, стоил очень дорого. Народ украшал голову так, что даже обделенная красотой женщина становилась прекрасной царевной.

Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.

В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Британского посла сэра Чарльза Хенбери-Уильямса, прибывшего в 1755 году в Россию, изумил русский двор. Знакомый с иностранными дворами, нигде он не видел такой роскоши. Хенбери-Уильямса поразило обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам. Золотошвейные работы выполнялись в петербургских и московских мастерских, в Новодевичьем и Ивановском монастырях в Москве. Иногда для вышивки царских придворных костюмов приглашали золотошвей из Торжка. О Торжке надо сказать особо. Здесь до сих пор сохранился известный с XIII века единственный в России центр золотого шитья. Торжок впервые упоминается в летописи 1139 года, и уже в XIII-XIV веках в Торжке шили золотой нитью по парче и сафьяну. Здесь вышивали царские одежды, особенно при Екатерине II и Александре III, ризы высшего духовенства, выполняли заказы московской и петербургской знати. Славился Торжок вышитыми шелком и золотом сафьяновыми сапогами. Адмиралы и генералы, чиновники высших рангов щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Известные русские писатели Лев Толстой, Александр Пушкин, Николай Гоголь восторженно отзывались о талантливых золотошвеях из Торжка.

Золотошвейное искусство стало одним из традиционных художественных ремесел. Золотошвеи Древней Руси вложили большую долю своего таланта в его становление, в создание национальных традиций, которые получили дальнейшее развитие в народном искусстве последующих эпох.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14 - 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки.

Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Однако постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек - крестьянок.

В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы.

К северной группе относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей. Вышивка (равно как и разнообразная бижутерия) здесь выполняет функцию магических оберегов от злых духов: ей покрывали все отверстия и проемы в одежде человека, сквозь которые могли проникнуть духи зла - ворот, разрез на груди, подол, рукава, плечи, одним словом - места, где открывается доступ к телу. Эстетическая функция была вторична. Вовсе не случайно среди многих археологических находок преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.

Каждый знак, каждая точка и черточка в древнем орнаменте несли на себе определенную смысловую нагрузку, являясь своего рода тайнописью наших далеких предков.

Самые распространённые приёмы северной вышивки - крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы - павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно - красной шерстью.

Вышивальный промысел, сложившийся во Владимирской губернии (куда в ту пору входил Иваново-Вознесенск) в 19 веке на основе традиций местной народной вышивки, издавна отличалась богатством и разнообразием технических приемов и орнаментальных мотивов. Детали костюма и предметы убранства жилища ивановские мастерицы украшали геометрическими орнаментами из ромбов, квадратов, треугольников и розеток, включая стилизованные изобразительные мотивы - женские фигуры, изображения коней, всадников, птиц и применяя различные виды швов: характерные для северной вышивки - белую строчку, "вырезы", а так же - белую строчку с цветным контуром, узкие и широкие мережки и другие. Тогда же появляются мотивы, связанные с городской жизнью и дворянским бытом: модницы с веерами и зонтиками, бравые военные на вздыбленных конях, праздничные выезды на роскошных каретах и т.п.

Бурное развитие вышивального промысла началось в 1860-х годах после отмены крепостного права. Купец Елисеев основал тогда в селе Верхний Ландех предприятие по производству и сбыту строчевышитых изделий, на котором работали мастерицы Верхнего и Нижнего Ландеха, Палеха, Холуя, Пестяков. Их высококачественные изделия продавались в магазинах Москвы и Петербурга, а также в Сибири и на Дону.

Под влиянием спроса городских покупателей изменился характер орнамента ивановских вышивок.

На смену простым геометрическим узорам пришли растительные, выполняемые белой свободной гладью и белой строчкой по мелкой сетке, причем их применяли не только для изделий, идущих на продажу в город, но и для тех, что использовались в быту самих вышивальщиц.

Ивановские мастерицы никогда не копировали слепо образцы рисунковвышивки, присылаемые из города, а выбирали наиболее интересные мотивы, по-своему компоновали их. В привычный узор из виноградных гроздьев, роз и других садовых цветов они вводили побеги полевых трав. Кроме белой глади и строчки изделия для продажи в город украшали вышивкой, выполненной тамбуром, крестом и шитьем по вырезу.

Вологодчина в своей северо-восточной части практически не знала войн. Обилие лесов и защищенность многих населенных пунктов болотами и бездорожьем - все это способствовало сохранению в течение неизмеримого ряда веков древнейших форм быта и хозяйства, бережного отношения к вере отцов и дедов, и, как прямое следствие этого - к древнейшей символике, закодированной в орнаментах вышивок, в узорах тканей и кружев. Особый интерес представляет вышивка Тарногского района Вологодской области. Именно в этих краях наилучшей сохранностью обладают традиции орнаментальных схем древнейшего происхождения. Орнаментальными композициями, о которых пойдет речь, украшались лишь сакрально отмеченные вещи.

В разных районах вологодской земли сложились местные разновидности шитья. Их оригинальность проявлялась в сюжетах и характере орнамента, своеобразии техники вышивки и приемах ее исполнения, размерах узоров, их цвете вообще и даже оттенках красного цвета нитей. В Великоустюжском уезде вышивали свадебные ширинки, украшенные крупным геометрическим орнаментом. Настланные белыми льняными нитями по белой сквозной сетке мотивы крючковатых крестов со сложными отростками, возможно, когда-то были символами плодородия и несли с собой пожелание счастья и благополучия.

Композиции с человеческими фигурами и птицами особенно типичны для вышивок из района Чарозера и Устюжны. Они украшали главным образом полотенца, на длинных узорных концах которых нередко вышивка сочеталась с ткаными проставками, полосами кумача, плетеным и вязаным кружевом. В вышивках этих местностей часто встречаются изображения птицы-павы с длинным хвостом и особенно женской фигуры. Расположенная в центре трехчастной сцены или повторяясь в ряду, в одних произведениях она схематична и геометризована, вместо головы - цветок-розетка, а поднятые крючья-руки оканчиваются гребнями-пальцами; в других случаях изображение более конкретно, руки на поясе, а голова подобна человеческой. Иногда такие фигуры держат в руках птиц. Если устюженская вышивка исполнялась целиком крупными стежками двустороннего шва, то в чарозерских в дополнение к нему применялась еще техника "набора" с характерными вертикалями прямых линий.

На подзоре XIX века из Сольвычегодского уезда вышиты барсы с поднятыми лапами и процветшим хвостом, чередующиеся с пышными кустами. Образ барса и торжественный строй композиции напоминают об их истоках в средневековом искусстве. Но мастерицы исполнили узор в традициях крестьянской вышивки своего района, для которой характерен шов в мелкий крестик с зернистой рельефной фактурой поверхности.

Мелкая и дробная узорчатость фигур с более строгими крестовидно-ромбическими заполнениями отличает вышивки из Тотемского уезда. Здесь часто вышивали изображения птицы с пышным павлиньим хвостом. На одном из полотенец орнамент воспроизводит сценку на крестьянском дворе, где вокруг павы расхаживают простые птички, и словно от удивления всплеснув руками, стоят геометризованные человечки. Подобный "бытовой жанр" все больше привлекал внимание народных мастеров и находил выражение даже в таких приверженных старине видах искусства как крестьянская вышивка.

А еще недавние исследования показали, что по вышивке можно было прочесть все о человеке, который ее носил: семейное положение, наличие и количество детей, из какой семьи этот человек и т.д. Многие узоры и различный орнамент до сих пор так и остаются просто украшением для большинства наших современников, которые даже не подозревают, какую интересную информацию несут в себе эти изображения. "Полотняный фольклор" сохранил в механической передаче то, что уже выветрилось из памяти людей. В этом и состоит величайшая ценность вышивок.


"Чё ле делай, даром не живи!"

Вот такая многостаночная оппозиция

Навеяно статьёй Прихожанки.Статья действительно получилась злободневная и во все топы попала вполне закономерно. Но есть момент, который меня, например, огорчает.Очень многие говорят — ...

Мы перешли в осторожную контратаку

Вчера у Веселовского не успел назвать все направления (условные ТВД), на которых сейчас Россия и Китай противостоят Соединённым Штатам Америки. На вопрос «Мы обороняемся или атакуем?» о...

Интеграция - состоялась!

Не ждите специальных официальных сообщений - никто не хочет признаваться. Россия из вежливости, Лукашенко - то ли из стыда, то ли из тупости, то ли из лукавства. Просто откройте глаза. Россия безжалос...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    ЖАРГОННО-СЛАВЯНСКИЙ РАЗГОВОРНИК. (18+)

    ЖАРГОННО-СЛАВЯНСКИЙ РАЗГОВОРНИК.  (Стёб 18+)∙ Аффтар жжот — Писарь возжегаше ∙ Бан — Исторженіе во тьму внѣшнюю ∙ Банхаммер — Мечъ-кладенецъ ∙ Битард — /Б/обыль, /Б/ирюкъ ∙ Большой пиз..ц — Свѣтопреставленіе ∙ Бомбила — Ямщикъ ∙ Быдло — Чернь, Сбродъ, Смердъ, Холопъ ∙ Быдло детектед — Смерд явленный! Зрю чернь набѣгающу! ∙ Быстро, решительно! — Бор...
    865

    Обряд принятия волчьей силы. - Продолжение. - Психосоматическая защита.

    В мифологии и эпосе индоевропейских народов важное место занимает образ воина-оборотня. Представление о том, что человек может превратиться на время в животное (и сохранить при этом человеческий разум) восходит своими корнями к временам тотемизма.Самые известные животные для подражания являлись кабан, медведь, волк (собака). Вообще, волк являлся визитной карточкой и...
    343

    Былина об Илье Муромце

    Былина об Илье Муромце Это типа стёб телевизионщиков  центральных каналов ТиВи на тему защиты земли русской.Кому то может быть и смешно, а по мне так смех и грех. Ибо грешно смеяться на эту тему, ИМХО.  И так, вашему вниманию сказ про ИП Муромец:  Если кто не узнал - в главной роли Гоша Куцэнко...
    266
    Яковлев Алексей 22 апреля 07:58

    Законсервированный язык эпохи Ивана Грозного

    Русское Устье, на арктическом побережье Якутии – уникальное свидетельство «ожившей старины». Люди, проживающие в этом селении, по сей день общаются на языке, характерном для жителей Новгорода ХV- ХVI века. Язык, на котором говорили и говорят русскоустьинцы, относится к северной ветви говоров великорусского языка. Оказавшись в географической изоляции, жи...
    449

    Мифы о шашке

    Миф 1. Шашкой неудобно фехтовать. 1.1. Ни о каком фехтовании в бою лёгкой кавалерии речь не идет. Шашками рубятся, а не фехтуют. Неопытного рубят с первого удара, а более опытному первым ударом подрубают руку (держащую оружие), а вторым ударом добивают. Казаки, как правило, удары не парируют (никакого "дзынь-дзынь"), а уклоняются от ударов. Для этого сл...
    3078

    Бояре, дворяне, водородная бомба

    Ехали бояре из Нова-города, Срубили ивушку под самый корешок, Сделали из ивушки два весла, Два весла, весельца, третью лодочку; («Подарок любителям пения». Собрание песен народных, малороссийских, цыганских, святочных и свадебных, художественных романсов и т. д. Составлено Обществом любителей пения и музыки, М. 1877.) Никаких государств в Европе, ранее ...
    574
    Донбасс Русь 19 апреля 22:05

    Повесть временных лет. Идеологический фундамент Донбасса. Часть 1.

    Повесть временных лет. ≈1113 год. Автор: Нестор Летописец.ПВЛ дошла до нас в составе более поздних летописных сводов Киева, Новгорода, Суздаля, Галицко-Волынской Руси, Москвы, Твери и др.Шифр рукописи: Ипатьевская летопись, БАН, 16.4.4., 1420-е гг.Правка текста по Хлебниковскому списку РНБ, ОСРК, F.IV.230, 1550-1560г. и Лаврентьевской летописи (РНБ, F.п.IV.2., 1377г.)...
    258
    NATA-SHA 19 апреля 18:27

    После какого возраста муж с женой спали раздельно на Руси.

    https://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2018/10/1-25.jpg Негласное «разрешение» спать супругам в одной постели до определенного возраста в традиции русского народа напрямую связано с принятием христианства. В дохристианской Руси каких-то особых запретов на сексуальные отношения не существовало. Девушки и парни могли свободно предавать плотской любви до ...
    851
    NATA-SHA 19 апреля 13:51

    Как Турция владела частью Украины.

    https://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2019/04/The_Zaporozhye_Cossacks_Replying_to_the_Sultan_by_Paul_Porfiroff.jpg В 17 веке Османская империя находилась в расцвете своего могущества. Начавшаяся война за независимость Украины, осложненная борьбой между Россией, Польшей и Швецией, не могла не вызвать вмешательства одной из сильнейших держав Европы того...
    462
    Sage 19 апреля 10:47

    "Гиперборея существовала". Заявление русских учёных из института геологии.

    Споры о существовании мифической Арктиды ведутся на протяжении веков и доподлинно не известно, могла ли существовать цивилизация, которая в мифах упоминается родиной всех славян. То и дело учёные натыкаются на возможные останки древних строения и выдвигают своих теории о возможности, что эти постройки могут принадлежать Гиперборее, но доказательства не ...
    3789
    sugochka 19 апреля 10:26

    МОНОПОЛИЯ НА ИСТИНУ. (Серия публикации) А.И.УМНОВ-ДЕНИСОВ

    2-е.представление. Президенту РАН Александру Михайловичу СергеевуСВИДЕТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА О ЗОЛОТЫХ ПЛАСТИНКАХ ИЗ РУМЫНИИ. Перевод академический.‘Грамота от Жирочка и от Тешка к Вдовину. Скажи Шильцу: «Зачем ты портишь чужих свиней? А разнесла [это] Ноздрька. Ты осрамил весь Людин конец: с того берега грамота. Она была про коней — ...
    1503

    Турниры рыцарей: вариант Древней Руси

    Православная церковь, монахи не слишком поощряли развлечения паствы. Мирская суета была, по мнению иерархов церкви, только прологом к обретению вечной жизни. И в миру следовало молиться, готовить тело и душу к подвигам. Все равно — на поле сражения или в келье.Потому всяческие игрища простого народа и его элиты церковь не одобряла. Однако это не значит,...
    469
    KONASTR 18 апреля 17:32

    Американские учёные–лучшие друзья русского народа!

    Русская кровь: история и геополитикаИсточник: KMnews  Пресса и телевидение полны выступлениями на эту тему, как правило, мутными и противоречивыми. Кто говорит, что русский народ вообще не существует, кто считает русскими одних только православных, кто включает в это понятие всех, говорящих на русском языке, и т. д. Между тем наука уже дал...
    1836

    Царь Горох и его настоящее имя ( аудио)

    В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь, по имени Горох.(Из сборника Афанасьева)ЮРИЙ ШАТОХИН (Новосибирск) ЧИТАЕТ НА ЮТУБ РАБОТЫ КОМИССАРА КАТАРА https://zen.yandex.ru/media/bylina/car-goro...
    648

    Голос катара

    Когда по воле судеб скорыхС душой расстанется Земля,Прошу, чтоб ангельские хорыТебе воспели Русь моя.От Лангедока до СибириКатарский голос бы звучал.Во славу Матушки-России,Над Волгой чайкою кричал.Чтоб кулугуров племя вышлоНа берега большой реки,И было всей России слышно,Как Бога славят мужики.Славянский крест у вод Валдая,Христа Андрея честный труд,Зн...
    361
    Sage 17 апреля 17:45

    В Сибири нашли следы древней цивилизации планетарного масштаба.

    Один из популярные российских исследователей, который занимается изучением древних цивилизаций, существовавших на территории современной Сибири, однажды нашел руины очень древних городов, а также их защитные сооружения и мегалиты. Он был очень сильно удивлен находками в одном из самых загадочных участков Сибири – плато Путорана.Сама природа данной терри...
    1411
    Sage 17 апреля 09:55

    Забытые страницы нашей истории. Так что было на Руси

    Пытаемся разобраться в забытых страницах нашей истории, которые повествуют о том, какой была наша страна.В учебниках истории вам не расскажут о том, что задолго до появления Киева существовало мощное варварское государство. Оно функционировало со 2 по 7 век нашей эры, то есть целых 5 веков!Это протогосударство занимало огромную территорию, о чём свидете...
    617
    Vladimir Shemetov 16 апреля 19:25

    Древние славяне не знали не только водки, но и вина.

    «Древние славяне не знали не только водки, но и вина. Они пили мёд, производство которого по масштабам не может сравниться с производством вина из винограда. Недаром «по усам текло, а в рот не попало». Сброжённый мёд из-за дороговизны был мало доступен и поэтому присутствовал на столах исключительно у князей и бояр. Крепость его сравнима с пивом (пиво. Кстати, тоже бы...
    357
    NATA-SHA 16 апреля 05:31

    Сибирские фамилии: чем они отличаются от русских.

    Сибирские фамилии русских людей действительно отличаются от фамилий великороссов своим несколько «неканоническим» происхождением. Большая их часть появилась в конце XVIII века. Они не были образованы от профессий или от имен предков – отцов и дедов (хотя встречаются и такие), а имеют свои особенности.По прозвищам атамановМногие сибирские фамилии ведут свое происхожден...
    743
    NATA-SHA 16 апреля 05:28

    «Кацап» и «москаль»: что эти прозвища означают

    На Украине на протяжении нескольких столетий в обороте два прозвища для русских - «кацап» и «москаль». Какое из этих слов более обидное, и откуда вообще появились эти «термины»?«Кацап»Существует несколько версий прозвища «кацап». Этимология слова сводиться к понятиям «козел», «цап». Во время Русско-польской войны 1654—1667 года, когда в Московии солдаты носили бороды,...
    663
    MERjAMAA 15 апреля 18:59

    «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 2-я

    3. «ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ» НЕПРАВЕДНОМУ МИРУДругое направление староверия – «беспоповщина» – не признавало возможность «перемазывания» священников из подпавшей под власть «духовного дьявола» церкви. Сохранение же церковной службы считало возможным, ссылаясь на указания Св.Отцов, что в дни гонений «сами себе священницы бываете».Зародилась беспоповщина в Новгородских зе...
    535

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Древние источники - саги, летописи, древние песни и сказания - древнейшие рассказы, которые позволяют понять саму душу народа. О Гуннлауге Змеином Языке, о Тормоде Скальде Чернобровной, о Магнусе Добром, коего Ярослав Мудрый в детстве держал у самого сердца своего…«Старшая» и «Младшая Эдды». Сборники рассказов о песен о богах и героях, - великих и коварных, сильных и ...
    2120
    viktor_chumak 14 апреля 21:33

    РОССИЯ ПРОТИВ РУСИ - 4

    Если вы прочитали предыдущие три части, то, естественно, возникает вопрос: не перейдена ли граница допустимого, не нафантазировал ли я. Ну что ж, давайте пройдёмся по основным вехам и выясним, что тут правда, а что выдумка. Начнём сначала.Основой для моего исследования стала книга основоположника российской археологии А.С.Уварова.Граф Алексей Сергеевич Уваров (28 февр...
    688

    Василий II "Темный"

    В 1425 году скончался Великий князь Московский Василий I. Софья, супруга почившего князя и дочь Великого князя Литовского Витовта, опираясь на поддержку отца, посадила на московский престол своего сына - Василия II. Решение нарушало завещание Дмитрия Донского: трон должен был занять третий сын победителя битвы на Куликовом поле - Юрий.Гражданская войнаКнязь Юрий Дмитр...
    2126
    NATA-SHA 14 апреля 14:56

    Многие вещи из повседневной жизни россиян, привычки.

    Многие вещи из повседневной жизни россиян, привычки и традиции не просто удивляют, но даже шокируют европейцев.Подстаканники, зеленка, гречка... Что еще в россиянах, да и в принципе во всех жителях постсоветских стран удивляет иностранцев?Sputnik France составил топ-10 странных обычаев жителей России, среди которых любимые и белорусами березовый сок и гречневая каша. ...
    736
    NATA-SHA 14 апреля 14:15

    Неудобные темы в истории России, о которых не принято вспоминать.

    В истории нашей страны существует достаточно спорных моментов, о которых официальная историография предпочла бы забыть или замазать эти неприятные огрехи.На умалчивании некоторых деталей строится идеология о великой «духовности» прошлого России.Легенда о выборе верыКак выяснилось, впервые хрестоматийная легенда о том, что Владимир I крестил Русь, появилась лишь в 14 в...
    822
    NATA-SHA 13 апреля 23:10

    Мужские ноги: утраченное изящество.

    Каждая эпоха формирует свои каноны прекрасного, с помощью предметов одежды и аксессуаров выставляя напоказ те или иные части тела человека. Например, стройные и изящные женские ноги. Или мужские.В XVIII веке одним из идеалов красоты действительно считались мужские ноги. В своих «Записках...» Екатерина II описывает «куртаг навыворот», то есть маскарад с переодеваниями ...
    928
    NATA-SHA 13 апреля 22:50

    «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске»: каким был русский учебник истории в XVII век.

    В XVII-XVIII веках в России очень популярна была книга под названием «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске». Можно сказать, что для образованной публики того времени этот текст был примерно тем же, чем для наших современников является «История государства Российского» Карамзина. Со «Сказания» начиналось изучение родной истории, эта книга была отправной то...
    729
    Sage 13 апреля 10:33

    Чьи артефакты были обнаружены на Ямале?

    В 2015 году один из ямальских рыбаков - А.Черемин, выехав на рыбалку, совершенно случайно (решив копнуть червей) обнаружил в нескольких километрах от Салехарда удивительный клад с предметами культуры, которые учёные отнесли к культуре скифов и сарматов. Всего было обнаружено 25 предметов, в числе которых бронзовые зеркала, две чаши и загадочные серебрян...
    3269
    Николай Ганчук 12 апреля 22:28

    Клим Жуков о безобразиях в Гнёздово

    Дорогие товарищи, прошу обратить внимание на этот ролик. Это просьба о помощи о... Впрочем, все по порядку...Вблизи славного города Смоленска есть такое место, называемое Гнёздово. Оно известно древним поселением и огромным, самым крупным в мире, курганным комплексом. Практически ни одно историческое исследование об образовании Древнерусского государс...
    573
    Славик Яблочный 11 апреля 22:13

    Сталин и Иезуиты - мифы и реальность

    Мифы и ..Да, Иосиф Виссарионович учился в духовной семинарии в Тифлисе...Но сначала вот это почитаем:Из биографии вождя народов всем известно, что когда-то Иосиф Джугашвили учился в духовной семинарии. А вот то, что он обучался и в Александропольском колледже иезуитов (вместе с Микояном, кстати), расположенном на территории Ленинакана, почти ничего не известно.Об этом...
    1068
    NATA-SHA 11 апреля 21:22

    Басмачи: куда пропали бандиты Средней Азии после Гражданской войны.

    Басмачество – военно-политическое и религиозное антисоветское движение в Средней Азии в период Гражданской войны. Своего апогея оно достигло в 1918-1919 годах, когда подзнамена басмачества встали десятки тысяч местных жителей. Тем не менее к середине 1920-х годов движение практически полностью сошло на нет. В чем же причина? Лихие налетчики Слово «басмач» пр...
    1281

    "У нас плохая Конституция. В ней слово "русский" встречается лишь один раз": Малофеев о задачах ВРНС

    "У нас плохая Конституция. В ней слово "русский" встречается лишь один раз": Малофеев о задачах ВРНСБизнесмен и меценат Константин Малофеев, избранный 10 апреля заместителем главы Всемирного русского народного собора, в интервью Царьграду рассказал, какие задачи, по его мнению Собор призван решать прежде всего. "У нас плохая Конституция. В ней слово "ру...
    966
    Zadumov 11 апреля 07:07

    11 апреля 1857 года. Русский царь Александр II утвердил Государственный герб России - двуглавого орла

    Государственные эмблемы в России появились в средневековье. Покровителем киевских князей считался святой Георгий, но к концу XV века к изображению святого добавился двуглавый орёл, и на личной печати Ивана III они заняли равноценное положение. В следующем же веке двуглавый орёл стал главной эмблемой российского герба.Символ двуглавого орла использовался...
    816
    NATA-SHA 10 апреля 18:51

    Почему русские государи называли себя царями, а не королями.

    Термины «царь» и «король» которые в русском языке использовались для обозначения правящих особо очень чётко были разграничены. Если «царями» называли с Ивана III полуофициально, а с 1547 и коронации Ивана IV, уже и официально, российских правителей, то «королями» именовали только европейских монархов.Этимология этих слов, их происхождение разнятся, хотя оба термина пр...
    1160
    Rif ПАТРИОТ
    9 апреля 20:49

    О нашем изменённом сознании с древних времён Отличия язычества и христианства

    Александр Пыжиков о нашем изменённом сознании с древних времён Отличия язычества и христианстваРоссийский историк и государственный деятель, специалист по истории России 50-60-х годов XX века. Доктор исторических наук, профессор.Сергей АкимовОпубликовано: 9 дек. 2018 г.https://www.youtube.com/watch?v=SWOp5-e5FRc...
    950
    Канал Валерий 9 апреля 17:47

    Расшифровка сказки о спящей царевне

    ...
    849
    Gnuss 6 апреля 18:51

    Среди мифов, как среди рифов… тайны Смутного времени- начало

    Царь ВаськаКак ни бездарен, ничтожен и слаб был Николай II, все же по здравому размышлению титул самого ничтожного и бездарного русского самодержца следует все же присвоить черной памяти Василию Шуйскому, наконец-то осуществившему свою самую заветную мечту и пролезшему (другого слова и не подберешь) в цари.На русском престоле бывали люди большого ума и,...
    2804
    MERjAMAA 7 апреля 22:21

    «Взыскую Града Грядущего»: старая вера и мерянский ренессанс. часть 1-я

    1. КЕРЖАКИ. «ПРЕСВЕТЛАЯ ПУСТЫНЯ» В ДЕБРЯХ МЕРОВИИ.Верхневолжье наряду с Севером с самого начала явилось одним из главных оплотов старообрядческого движения великороссов. Для местных уроженцев святость веры предков не была пустым звуком. Однажды принятая, она стала средоточием духовных усилий многих поколений. Когда же начались странные нововведения и гонения на привер...
    1243
    Михаил Он (Mikle1) 7 апреля 18:45

    Скелеты в польском шкафу - «четвёртый раздел Польши»

    “Между сильной немецкой нацией и русской нацией нет места небольшой нации. Мы должны стремиться к тому, чтобы стать нацией большей, чем мы являемся”  "... единственной интеллектуальной и экономической силой на тех землях являются поляки, а что касается белорусов, то они “представляют элемент расово абсолютно инертный".  «Для интересов Польши было бы вредным ...
    1205
    Gnuss 7 апреля 18:07

    Среди мифов, как среди рифов… Тайны Смутного времени- итог…

    Начало здесь: https://cont.ws/@gnuss/1284488Минина с Пожарским принято рисовать самыми светлыми красками. Образы их едва ли не иконописны. Вот только реальность, как водится, сплошь и рядом весьма далека от благостных картин…Я вовсе не намерен следовать дурацкому обычаю нашей достопамятной образованщины и «развенчивать» кого-то — просто хочу напомн...
    2958

    Правда о Большом терроре в СССР. Кем и для чего был создан и внедрён в народное сознание миф о чудовищных репрессиях...

    Можно только представить, как взвоют либералы и демократы России и всего остального "цивилизованного" Запада, если выбить у них костыли и другие подпорки, на которые опираются все антисоветчики и враги социализма - справедливого и прогрессивного социального строя за которым будущее всего человечества.... Целью статьи является развенчивание устойчивого мифа, с помощью ...
    3903

    Криминальная Россия 90-ых.

    Путин воры и все, все, все .... Часть IIПервая часть тут: https://cont.ws/@marieslipa/1259267Мой цикл статей о жизни Дальнего Востока в 90-е можно было бы смело назвать «Россия, которую мы потеряли», не будь это название таким избитым и шаблонным. Однако именно такое название наиболее правильно отражало бы мою мысль, ведь я хочу напомнить людям нелицеприятны...
    1265
    Sage 4 апреля 19:06

    Судно допетровского времени признали уникальной находкой

    Фото предоставлено Вологодским областным отделением РГОЛЕДОКОЛ ПОМОРОВ: КАК НАХОДКА С БЕРЕГОВ ОНЕГИ МЕНЯЕТ НАШИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯДинозавр отечественного кораблестроения – так специалисты с уважением говорят про судно, остов которого выбросило на берег Онежского озера. Это единственный в мире оригинальный русский корабль допетровск...
    1408
    Sage 4 апреля 18:43

    «Ледяной кулак»: тайны сверхсекретной советской военной базы.

    Первая в мире атомная подводная лодка USS Nautilus была спущена на воду в 1954-м, а четыре года позже дала ход под атомной силовой установкой советская К-3 «Ленинский комсомол».У супердержав появилось невиданное до сих пор оружие, способное стереть с лица Земли целое государство. АПЛ могли не всплывать месяцами, подбираясь к цели и нанося скрытный н...
    1192
    Sage 4 апреля 18:29

    История настоящего Казахстана

                                                               &...
    3442
    Gnuss 4 апреля 16:59

    Среди мифов, как среди рифов… Павел I- последний рыцарь

    Лжедмитрий I, Петр III, Павел I.…Их было трое – непохожих, способных повернуть Россию на иную дорогу.Николай Бердяев писал в работе «Истоки и смысл русского коммунизма»: «…таинственная страна противоречий, Россия таила в себе пророческий дух и предчувствие новой жизни и новых откровений… святая Русь всегда имела обратной своей стороной Русь звериную. Р...
    2184
    Sage 4 апреля 16:55

    Красота и ужас Васюганских болот

    Васюганские болота находятся в Западной Сибири и с 2017 года считаются заповедником. Территория Васюганских болот огромна — длина их системы почти 400 километров, а площадь составляет 53 тысяч кв. км, что превышает площадь Швейцарии. При этом размеры болот постоянно увеличиваются. Ученые считают, что болотам уже более 10 000...
    3472
    Sage 4 апреля 16:36

    Стёртая история Руси

    Все секреты резьбы на камне в Георгиевском соборе, самом древнем из сохранившихся "домонгольских" строений Руси. Собор расписан ковровым цветочном орнаментом вырезанном на белом камне, как будто это цвело неувядаемое древо жизни - символ матери Земли. Великой Богини. В этом орнаменте прослеживаются явные корни народного, скорее всего, языческого искусст...
    1327

    Какие популярные русские слова являются самыми древними

    Какие популярные русские слова являются самыми древнимиЧасто ли мы задумываемся о том, какие слова являются исконно русскими, а какие – заимствованными? И какие появились в языке раньше других? Исконно русская лексика неоднородна по своему происхождению и включает несколько слоёв.Индоевропейская лексика: Как считают исследователи, в V-IV веках до нашей ...
    7044

    «Создавая основу будущей России»...

    Какой вклад в отечественную историю внёс Василий III...???540 лет назад родился государь и великий князь всея Руси Василий III — сын Ивана III и отец Ивана Грозного. Он проводил политику централизации и объединения русских земель, вернул Смоленск, активно занимался градостроением и укреплял самодержавие. Однако в истории оказался в тени великих родственников. Учё...
    2635

    11 церквей

    На Руси существовало 11 церквей из работы комиссара Катара ..."... Вот как развивались церкви на Руси:1. Родоверие или Христианство2. Приход в Византию Исуса Христа со Словом Рода-Христа.3. Возникновение родственного и семейного христианств (по родственникам и жене Спасителя). С этого момента понимается, что Христос и Христ одно и то же ли...
    1982
    MERjAMAA 25 марта 23:05

    Кусь. Чудская элегия. ч.1. Из глубины...

    Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие асп...
    1988
    Донбасс Русь 24 марта 21:46

    Новгородская первая летопись старшего извода. Часть 2.

    Окончание статьи.Фрагмент 11. Битва на Калке. Фрагмент 12. Голодомор в Новгородской Руси и в других областях. Фрагмент 13. Ордынское нашествие на северо-восточную Русь. Фрагмент 14. Последний год жизни Александра Невского. Фрагмент 15. Различные события в Новгородской Руси. Фрагмент 16. Различн...
    1324
    Rif ПАТРИОТ
    22 марта 11:47

    Украденная история славян Ключ к истории за последние 400 лет

    Украденная история славян. Ключ к пониманию нашей истории за последние 400 лет. ВрИО Премьер Министра СССР, эксперт правовой базы СССР Богданов Александр Васильевич. Москва, 01.09.2016.“Хьюстонский проект”, представляет детальную проработку этапа “Завершение”. Он связан только с Россией и в нем уже нет речи о расчленении СССР (как в Гарвардском проект...
    2482
    Denis 22 марта 00:32

    Пермский зодиакальный календарь.

    Шумер, Египет. А что же наши северные народы? Уже ли на звёзды не смотрели? Вот и бронзовый "промысловый календарь" с р.Вычегды по официальной версии может означать всё что угодно, но только не созвездия. Охотничий промысел в календаре.. Какой толк от промысла на белку, например? Как-то в байдарочном походе по р. Кузюг зашёл к нам на стоянку местный егерь. Ненавя...
    3193
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика